Как сделать ломоносова

Обновлено: 08.07.2024

Биография Ломоносова

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711 года в небольшой деревеньке Архангелогородской губернии. Сегодня это село Ломоносово Архангельской области. Читать и писать его научил дьяк местной церкви. Также Ломоносов самостоятельно занимался по учебникам грамматики и арифметики.

Пеший переход в Москву занял три недели, а по прибытии Михаил попросился учеником в Славяно-греко-латинскую академию. Он изучил 12-летний курс за 5 лет, после чего получил приглашение на учебу в Академию наук в Петербург. Там Ломоносову пришлось срочно изучать немецкий язык, т.к. в Академии это был один из основных языков преподавания.

За свои успехи в 1736 году Ломоносов был отмечен и отправлен учиться в Германию. Там его наставниками были философ, математик и правовед Христиан Вольф, химик-минеролог Иоганн Фридрих Генкель и другие авторитетные ученые того времени. Параллельно Ломоносов самостоятельно изучал основы стихосложения, иностранные языки (французский и итальянский), живопись, фехтование, хореографию.

По возвращению в Петербург Михаил Ломоносов продолжил изучать естественные науки под руководством профессора Иоганна Аммана, работал над двумя диссертациями (по физике и химии) и в 1745 году в 34-летнем возрасте стал профессором химии.

Достижения Ломоносова в области химии

Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.

Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.

Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.

Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.

Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:

  • Растворимость солей при разных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья.

Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.

Достижения Ломоносова в области физики и астрономии

Ломоносов всегда считал важным опираться в химических опытах на законы природы, поэтому вел немало исследований в области физики и смежных с ней областях: гео- и биофизике, метрологии, астрономии, физике атмосферы, минералогии, физике северных сияний.

Как результат множества исследований, Ломоносов разработал теорию теплоты, предложив молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений. Проще говоря, объяснил это движением частиц, составляющих материю. На этом основании он предположил возможность существования абсолютного нуля, когда любое движение частиц прекращается.

Основываясь на своей атомно-корпускулярной теории и теории теплоты, он смог объяснить свойства атмосферного воздуха. В частности, он объяснил, почему атмосферный воздух должен быть все более разреженным по мере удаления от земли. А также предположил, что в природе должен существовать предел, при котором воздух не сможет разрежаться далее. К слову, он пришел к выводу о трехслойности атмосферы, что было прорывом для тогдашнего уровня развития науки.

Также Ломоносов занимался изучением природы грозовых разрядов и атмосферного электричества, объяснил причину возникновения электрического разряда в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха, поднимающегося от поверхности Земли, и холодного воздуха, спускающегося из верхних слоев атмосферы.

Исследования в области астрономии подтолкнули Ломоносова к мысли усовершенствовать зеркальный телескоп, конструкция которого не менялась со времен Ньютона, для большей точности наблюдений. В итоге, наблюдая 26 мая 1761 года уникальное астрономическое явление прохождения Венеры через солнечный диск, Ломоносов предположил существование атмосферы у поверхности Венеры.

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

1.jpg

Весь мир знает Михаила Ломоносова как гениального ученого-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. И очень сложно перечислить все таланты и заслуги перед отечеством этого "универсального человека". Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны, ибо все, к чему прикасалась рука гения, носило характер глубокого основательный и профессиональный.

Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: "Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?"


В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.



2.jpg

Л.С.Миропольский - Портрет М.В.Ломоносова - 1787



В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.



3.jpg

Мозаичная икона работы Михаила Васильевича Ломоносова



Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, - самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию "Трех цветов", опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги.



4.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов - Мозаика "Портрет Петра I" - 1754 - Эрмитаж



Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается "Полтавская баталия", созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.

По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно "Покорение Азова в 1696 году", однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.



5.jpg

Мозаичные работы Михаила Васильевича Ломоносова



За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.



6.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов - Фрагмент мозаики "Портрет Г.Г.Орлова"



Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.

Миф 1. Ломоносов пришёл учиться в Москву пешком, причём босиком

Юноша Ломоносов на пути в Москву. Картина Николая Кислякова, 1951 год. Изображение: Историко‑мемориальный музей М. В. Ломоносова

Самый популярный миф об учёном, просто притча во языцех. Мол, бежал он из отчего дома поступать в университет, и так поспешно, что даже обуви не надел. Шёл, бедняга, как есть, то есть босиком. Ничего с собой не взял.

Вот что значит тяга к знаниям. А вы говорите, на пары вставать по утрам тяжело.

Но события разворачивались в декабре 1730 года. И нетрудно было догадаться (тем более с таким умом, как у Ломоносова), что ходить без обуви по снегу — не самое разумное занятие. С чего могла взяться идея, что он путешествовал босиком, решительно непонятно. Сначала Михайло шёл пешком три дня, а потом нагнал следовавший в Москву обоз с морепродуктами и договорился двигаться вместе с рыбаками.

Так что часть пути, продлившегося три недели, он не прошёл, а проехал. И уж точно обутым, как все приличные люди.

Миф 2. Михайло родом из Архангельска

Большинством людей считает, что Ломоносов проделал долгий путь в Москву (или даже в Петербург) из Архангельска, где он якобы и появился на свет.

Но в действительности Михайло родился Н. А. Любимов. Жизнь и труды Ломоносова в деревне Мишанинская (ныне село Ломоносово), что расположена в 3 километрах восточнее Холмогор и в 73 километрах к юго‑востоку от Архангельска. Как видите, расстояние приличное. Деревня находилась в Архангелогородской губернии, а люди запоминают более знакомое название, не утруждаясь тонкостями.

В некоторых источниках, кстати, малую родину учёного ошибочно называют Денисовкой. Дело в том, что к середине XVIII века деревня Денисовка была объединена А. А. Морозов. Родина Ломоносова с Мишанинской, поэтому возникла путаница.

И да, Михайло прибыл с обозами именно в Москву, где проучился три года в Славяно‑греко‑латинской академии. Затем он несколько месяцев получал образование в Киево‑Могилянской академии. И только потом Ломоносов наконец поступил в Академию наук в Петербурге.

Миф 3. Ломоносов был неграмотным крестьянином из нищей семьи

Ещё одно заблуждение о Михаиле Ломоносове — что он до учёбы в Москве был неграмотным крестьянином, происходившим из чрезвычайно бедной семьи. Собственно говоря, именно в поисках лучшей жизни он якобы и отправился в странствия.

Но отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был довольно зажиточным Н. А. Любимов. Жизнь и труды Ломоносова человеком. Он управлял рыболовецкой артелью из нескольких судов и имел неплохое церковно‑приходское образование, так что его явно нельзя было назвать малограмотным рыбарём. Мать Михаила, Елена Ивановна Сивкова, дочь местного диакона, тоже была образованна и учила сына грамоте с детства. В семье у них была неплохая библиотека.

Правда, когда Ломоносову было девять, его родная мать умерла. Новая жена его отца была довольно скверной мачехой. Из‑за постоянных ссор Михайла с ней Василий Дорофеевич задумал сына от греха подальше женить.

Ломоносов понял, что семейная жизнь не для него, и решил сменить климат — отправился получать образование.

Возможно, если бы его мачеха, Ирина Семёновна Корельская, обладала более добродушным нравом, Михайло так бы и остался дома руководить рыболовецким промыслом отца. Так что, если вам скажут, что токсичные люди вредны для общества, не верьте.

Миф 4. Ломоносов — вундеркинд

Некоторые, говоря о Ломоносове, представляют его как эдакого юного гения, который университеты заканчивал ещё мальчишкой и всем старшим студентам фору давал.

В действительности всё наоборот. В Славяно‑греко‑латинскую академию он поступил в 21 год — в возрасте, когда её обычно уже заканчивали.

Миф 5. Ломоносов открыл фундаментальный закон сохранения массы

С советских времён многие свято верят, что закон сохранения массы создал Ломоносов. В 1756 году он провёл Б. Н. Меншуткин. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова эксперименты — прокалил несколько разных металлов в запаянных стеклянных сосудах и взвесил их.

Ломоносов обнаружил, что масса вещества не зависит от его температуры. Но просто‑напросто не придал своему опыту особого значения.

Миф 6. Ломоносов ничего не открыл и прославился только одами императрице

Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. Картина Ивана Фёдорова, 1884 год. Изображение: Историко‑мемориальный музей М. В. Ломоносова

Некоторые, напротив, полагают, что Ломоносов был в лучшем случае популяризатором науки, но никак не серьёзным учёным. Вон, закон сохранения массы толком подтвердить не сумел. Но на самом деле у Михаила была уйма научных заслуг В. И. Шубинский. Ломоносов: Всероссийский человек .

Так, он внёс значительный вклад в геологию и почвоведение, доказав органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря и составив каталог из более чем 3 000 минералов. Да ещё и за компанию образование айсбергов объяснил.

Ломоносов развивал приборостроение и разработал несколько инструментов для морской навигации, оптических приборов, в том числе — ночную подзорную трубу. Он научился создавать цветное стекло и первым в мире получил твёрдую ртуть.

Ещё Михайло сконструировал модель вертолёта, прямо как у да Винчи. Но, в отличие от последнего, он додумался до компенсации вращательного момента соосным ротором. Правда, как и у Лео, машина Ломоносова тоже не взлетела.

Миф 7. Ломоносов — поморец

Традиционно Михайла называют помором, или поморцем. Очевидно, потому, что его отец был занят рыбным делом, а значит, связан с морем. Однако большинство крестьян Куростровской волости под Холмогорами, к которым Ломоносов по происхождению и относился, морской добычей промышляли редко.

Миф 8. Учёный был внебрачным сыном Петра I

Такое сенсационное открытие можно иногда встретить в интернете. Однако у всех подобных теорий есть загвоздка. Пётр и правда бывал в Архангельске, где работал на Соломбальской верфи. Вот только последний раз он туда приезжал В. Чубинский. Историческое обозрение устройства управления морским ведомством в России в 1702 году, а Ломоносов родился в 1711‑м.

Несложно заметить, что даты не сходятся. По девять лет даже слоны потомство не вынашивают.

Не существует данных, чтобы Ломоносов был с Петром Великим хоть как‑то связан генетически. Правда, Михайлу царь нравился и он даже мозаику с его портретом собрал, но в родстве они точно не состояли.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Россия, имеет множество славных достижений: никогда не стрелявшую царь-пушку, никогда не звонивший царь-колокол, Куликовскую битву – крупнейшее, из никогда не происходивших, сражений средневековья, и другие, не менее удивительные вещи. В этом ряду потрясающих воображение вершин российского духа, Михайле Ломоносову – ученому мирового уровня, который не сделал ни одного открытия, принадлежит отнюдь не последнее место.

Хотя нет, одно открытие он все же сделал. Вот оно.

Иллюстрация к рукописи М. Ломоносова "Явление Венеры на Солнце. " 1761 год.

Поэт, ритор и филолог

А. Кившенко. М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1890 г.

В наше время не составляет труда самостоятельно оценить литературные потуги Ломоносова и дать им свою оценку. В принципе, время показало всю ценность художественного слова Михайлы Васильевича. Если произведения его именитых современников издаются и переиздаются, по сей день (Руссо, Дидро, Свифт, Прево, Дефо или более фривольные Казанова и де Сад), то изящную словесность (как и прочие труды) Ломоносова читают лишь узкие специалисты по истории российской литературы.

Но, наверное, и сам критик сразу непроизвольно вспоминает бородатый анекдот.

«– Сколько на небе звездей!

По существу Ломоносовская риторика является переводной компиляцией – сочинительством на основе чужих произведений.

Титульный лист "Российской грамматики" Ломоносова издания 1755 года

Оценка Пушкиным новаторства Ломоносова в литературной речи уже приводилась выше. Что остается от достижений великого ученого, в области словесности российской, судите сами.

Химик и физик

Титульный лист рукописи Ломоносова "Введение в физическую химию" 1752 года.

Начнем с физической химии. Вот, что сказано в соответствующей статье российской Википедии.

И немного далее читаем о результатах величайшего открытия.

«Затем последовал более чем столетний перерыв и одним из первых в России физикохимические исследования в конце 1850-х годов начал Д. И. Менделеев.

Не менее удивительно утверждение, появившееся во времена коммунистической диктатуры в СССР, о якобы, приоритете Ломоносова в создании молекулярно-кинетической теории.

Ломоносов не создал капитального труда по корпускулярной (так тогда именовали молекулы) теории. Идеи о строении материи из корпускул и элементов (атомов) содержатся в различных статьях Ломоносова написанные, преимущественно, в период с 1747 по 1752 годы. В отличии от трудов Бернулли, они практически не содержат математического аппарата (точнее – он минимален), и построены на умозрительных утверждениях.

Роль первооткрывателя закона сохранения приписывается Ломоносову на основании нескольких высказываний сделанных им. Причем главное – в частной переписке с Леонардом Эйлером (письмо от 05.07.1748).

Фрагмент письма М. Ломоносова к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 года

Другим основанием утверждать приоритет Ломоносова в открытии закона сохранение, является проверка им опыта Бойля. Бойль прокаливал, предварительно взвешенный металл, в закрытом сосуде, и затем снова взвешивал, после открытия сосуда. Вес изменялся. Ломоносов сделал тоже самое, но взвешивал прокаленный металл не вскрывая сосуд. Вес, по утверждению Ломоносова, оставался прежним.

Но произведя более тщательное взвешивание можно было убедиться, что окалина весит больше исходного металла. Насосы того времени не позволяли достичь вакуума, в колбах оставался кислород, который увеличивал вес сожженного металла.

Делать на основании проверки эксперимента Бойля, вывод об открытии закона сохранения вещества не корректно. Для того, чтобы считать подобные эксперименты доказательством, необходимо было бы произвести их с различными материалами, в различных условиях, и только в случае совпадения результатов делать обобщающий вывод. И главное – опубликовать результаты экспериментов, с надлежащими выводами. Что и сделал, в отличие от Ломоносова, великий французский ученый Лавуазье в 70-е годы ХVIII века.

Открытие закона сохранения вещества и энергии в Европе ХVIII века практически витало в воздухе. И как всюду в жизни, приоритет останется за тем, кто из смутного ощущения идеи отсечет все лишнее, оформит и сделает ее ценной для многих людей. Ломоносов оказался не в состоянии обосновать закон сохранения, он лишь высказал свое мнение по сему поводу. Антуан Лавуазье смог сделать это во всей полноте.

К достоинствам Михайлы Васильевича, следует отнести отрицание авторитетов в науке. Это вам не власть в государстве, которую необходимо славить в одах. В науке можно опровергнуть возомнившего о себе невесть что умника.

Ломоносов не стал размениваться по пустякам. Он решил опровергнуть Галилея. Вот что писал об этом величайших физик, сын украинского народа, Петр Капица.

«Большой интерес представляет самое крупное заблуждение Ломоносова в одном из фундаментальных вопросов физики.

А вот еще оценка Ломоносова как физика Петром Капицей.

То есть, пока Ломоносов поддерживал чужое мнение – все было хорошо. Но стоило ему помыслить самостоятельно – последовало заблуждение. Это сказано не в укор Ломоносову, или Эйлеру. Все могут ошибаться. Но не ошибки делают человека великим ученным.

Н. Наговицын. Ломоносов в химической лаборатории. 1958 г.

Географ

На сем поприще Ломоносов прославился как руководитель проекта создания географического атласа.

Кроме того высказался за идею Северного морского пути по Ледовитому океану. Особо ценная идея для ХVIII века! Даже в наше время, при наличии мощных атомных ледоколов, рентабельнее плыть из Петербурга в Китай в обход Африки.

Однако был и проблеск. Тянет ли он на открытие мирового уровня, судите сами. Ломоносов высказал предположение, что подводная часть айсберга в девять раз превосходит надводную.

Историк

В этой области мифология вокруг деятельности Ломоносова расцвела буйным цветом. Якобы он, не жалея живота своего, боролся с засильем бездарных немцев, которые фальсифицировали российскую историю, и не давали Ломоносову, дабы истина воссияла, вставить свои пять копеек.

Герхард Фридрих Миллер

Исторические сочинения Ломоносова получили низкую оценку как современников (Вольтер, Шлецер), так и следующих поколений ученых (Карамзин).

Одним словом, сколь ни бросался Ломоносов с кулаками на серьезных ученых – настоящим историком ему стать так и не удалось.

Достижения Ломоносова

Хотя мы рассмотрели не все сферы деятельности, в которых якобы проявилась гениальность Ломоносова, смеем вас уверить – результаты деятельности великого ученного в генеалогии или металлургии будут еще плачевнее.

К слову сказать, Ломоносов даже не получил высшего образования и не имел никакого диплома, по причине самовольного оставления учебы в Германии. Высшее профильное образование еще не делает из человека ученого высочайшего уровня. Наверняка, систематическое злоупотребление Ломоносовым алкоголем и пьяные дебоши тоже не добавляли ему гениальности.

На практике были выделены средства на химическую лабораторию, с научными открытиями в которой как-то не задалось. Ломоносов денежки взял, лабораторию построил и. увидел новые научные горизонты в других отраслях знаний.

У светила российской науки вроде бы получилось изготовление цветных стеклышек. Он взял деньги, построил завод, и . остался должен казне. С долгами рассчитывались его дети. Гений не смог отладить производство цветного стекла. Более того из произведенных стеклышек он так и не создал не то, что гениальных, просто выдающихся мозаичных картин.

Ломоносов. Портрет Петра І. Мозаика 1754 год.

lomonosov3

Еще не были написаны замечательные слова о том,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать,

а на Руси уже появился человек, который разумом, остротой, широтой и глубиной мысли едва ли не превзошел и Ньютона и многих других выдающихся европейских мыслителей и ученых своего времени. Это был автор этих гордых патриотических строк — Михайло Васильевич Ломоносов. Ему первому суждено было прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русского литературного языка, создать русскую поэзию.

Семья Ломоносова Михаила Васильевича

Ломоносов родился в деревне Мишанинской на Курострове — одном из островов, образованном Северной Двиной при ее впадении в Белое море, недалеко от города Холмогоры. Датой его рождения принято считать 8 (19) ноября 1711 г.

Это отсутствие «личной зависимости, отдаленность от центра крепостнического государства создавали у поморов условия жизни, значительно отличавшееся от тех, в которых жило огромное большинство русского крестьянства. Поморы имели больше возможностей проявить личную инициативу, по-своему использовать свою энергию и способности. На родине Ломоносова не было школ, но больше, чем в крепостной деревне, было грамотных, больше ценилась книжная культура.

Вместе с отцом в плавание нередко отправлялся и сын. Эти путешествия не могли не оставить глубокого следа в душе впечатлительного мальчика, пытливого юноши. Он видел море в бурю, видел полуночное солние, полярные льды, наблюдал таинственное северное сияние; с ранних лет научился бороться с могучей стихией, и это воспитало в нем решимость, закалило волю. Красота северной природы (нигде так не прекрасно небо, закаты и восходы, как на Севере!) развили в нем любовь к прекрасному. Видимо, здесь, на море, он стал поэтом.

Учеба Ломоносова в юношеские годы

Отличное знание латинского языка дало возможность Ломоносову изучить сочинения французского ученого и мыслителя Декарта, получить ясное представление об учении великого польского астронома Коперника, совершившего переворот в науке о вселенной.

Чем больше расширялся круг знаний Ломоносова, тем меньше удовлетворяло его учение в Академии, тем больше тянуло к высотам науки, но не схоластической, а науки, связанной с жизнью.

Учеба Ломоносова в Германии

Исключительные способности юноши ярко проявились с первых же лет учения в Академии (он в один прошел три первых класса). Поэтому когда в 1735 г. из Петербурга затребовали двенадцать лучших учащихся для зачисления их студентами созданной Петром Первым Академии наук, то в числе их оказался Ломоносов. А осенью 1736 г. он был послан в Германию для изучения химии и горного дела.

Первым учителем Ломоносова был выдающийся ученый и философ того времени Христиан Вольф. Ломоносов почерпнул от него немало ценных знаний, но в области научного мировоззрения пошел дальше своего учителя.

Летом 1739 года Ломоносов вместе с двумя другими студентами переселяется в город Фрейберг, где изучает горное дело и металлургию. Вскоре он приходит к убеждению, что его новый учитель Генкель — человек схоластических взглядов на науку и на природу. Не ограничиваясь теоретическими знаниями, Ломоносов практически изучает горное дело, спускаясь в шахты, беседуя с рудокопами.

Уже в годы пребывания за границей проявилась необыкновенная широта интересов и стремлений молодого Ломоносова. Изучая точные науки н применение их в жизненной практике, Ломоносов занимается вопросами языка, литературы, стихосложения, философии.

Вклад Ломоносова в русскую науку

Начинается плодотворнейшая деятельность Ломоносова-ученого, продолжающаяся около 25 лет, до преждевременной его смерти. С этого времени путь Ломоносова-человека и история его жизни неотделимы от жизни Ломоносова-ученого.

Исключительно разносторонней была деятельность Ломоносова. Ученый физик и химик (в 1745 г. он был назначен профессором химии), математик, геолог, металлург, географ, астроном, специалист по горному делу, истории, филолог, знаток ораторского искусства, специалист по изготовлению мозаик, поэт и общественный деятель, Ломоносов ни в одной из своих профессий не был дилетантом.

Среди его многочисленных специальностей не было ни одного дела, где он не проявил бы себя как талантливый (даже гениальный) исследователь, пламенный энтузиаст науки.

Он создал первую в России химическую лабораторию, где совершил замечательные открытия мирового значения (в том числе закон сохранения веса веществ); основал физическую химию, разработал основы атомно-молекулярного учения; как астроном, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, открыл атмосферу Венеры; совершил несколько ценнейших открытий, связанных с атмосферным электричеством, поставил перед русским правительством ряд важнейших вопросов государственного значения.

Отдавая большую часть своего времени и труда точным наукам, Ломоносов немало сделал и в области гуманитарных наук. В области русской истории Ломоносов выступал как крупный ученый своего времени.

Ломоносов мечтал сделать науку доступной широким слоям русского народа. Одну из своих главных задач он видел в том, чтобы воспитать русских ученых из среды народа. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт первый Московский университет. Чтобы открыть путь в университет не только дворянам, но и людям других сословий, Ломоносов добивается открытия при университете двух гимназий — одной для дворян, другой — для разночинцев.

После назначения Ломоносова (в 1757 г.) советником канцелярии Академии наук он берет под свое попечение гимназию при Академии и вскоре добивается того, что она делается одним из лучших учебных заведений России. Гимназия воспитала немало русских ученых. Из нее вышел будущий академик-химик Н. П. Соколов, сын пономаря; астроном П. Б. Иноходцев, сын солдата; естествоиспытатель И. И. Лепехин, также сын солдата и многие другие, прославившие русскую науку второй воловины XVIII в.

Ломоносов Михаил Васильевич как поэт, писатель

Михайло Васильевич Ломоносов принадлежал к числу тех редких деятелей, которые почти с одинаковым успехом проявили себя как ученые и как служители искусств.

Все похвальные оды Ломоносова проникнуты горячей любовью к родине и верой в ее прекрасное будущее. Неисчислимы природные богатства России, так думает (вопреки мнениям иностранцев) Ломоносов. Но для того чтобы сокровища, которые таит в себе русская земля, были открыты и использованы, необходимо развитие русской науки:

… требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Так пишет Ломоносов в оде (1747) на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, едва ли не лучшей и наиболее популярной из его
од. В той же оде поэт обращается к русскому юношеству с патриотическим призывом:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать.
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Так начинает Ломоносов оду 1747 г.

Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Еще более просто написаны сатирические стихи Ломоносова, в которых он выступает против своих литературных врагов, против духовенства.

Удивительно по своей простоте стихотворение, представляющее собой вольный перевод из Анакреона. Вот его начало:

Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон…

Читая стихи Ломоносова, не будем забывать, что все они — первый опыт писания русских стихов по-новому. Ломоносов отверг старую силлабическую систему стихосложения, которой пользовались русские поэты до него. Ломоносов первыми своими стихотворениями убедил читателей в преимуществах новой системы: в силлабическом стихосложении принимаются во внимание только количество слогов в строке (в рифмующихся строках одно и то же число слогов); в силлабо-то-ническом основную роль играет расположение ударений в каждом стихе (строке). Силлабо-тоническое стихосложение и теперь господствует в нашей поэзии.

Теория стихосложения Ломоносова: достижения и примеры

Как и в сфере научной, у Ломоносова и в поэзии теория и практика всегда были тесно связаны.

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

Учение Ломоносова о трех штилях

Российская грамматика М. В. Ломоносова

Двести с лишним лет, отделяющие нас от времени Ломоносова, отодвинули от нас деятельность его как поэта и как филолога. Но его величие не меркнет. Как поэт Ломоносов сделал огромный шаг в будущее. Без него не достигли бы высот Державин и Жуковский. Он был предшественником Пушкина. Дело Пушкина как творца русского литературного языка было облегчено Ломоносовым. Он первый в России положил начало науке о языке.

Ломоносов умер в 1765 г., на пятьдесят четвертом году жизни.

Учителю особенно дорог Ломоносов. Это был учитель, воспитатель, просветитель, много заботившийся о русской школе. И он был живой пример, убеждающий, как важно даже гениальному человеку быть великим тружеником.

Читайте также: