Как сделать логирование на сайте

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

В этом уроке мы напишем класс для логирования, который также очень пригодится при отладке php кода.

Лог — это файл в котором хранятся записи о событиях на сервере. Логи необходимо вести для отслеживания информации о посетителях и их действиях на сервере. В этом уроке мы напишем класс для логирования. С помощью нашего класса можнобудет работать с несколькими файлами одновременно.

Приступим к написанию кода. Пусть наш класс будет находиться в файле Logger.php

В статической переменной $PATH будет храниться папка с лог-файлами. Переменная $loggers будет содержать массив с логгеров с разными файлами. $name — имя текущего логгера, $file -путь к файлу, с которым он работает, $fp — файловый поток, через который осуществляется запись. Добавим конструктор:

Функция open инициализирует наш файловый поток, если переменная $file не задана, то будет открыт файл с тем же именем, что и логгер. Конструктор будет использоваться внутри класса, непосредственно при логировании мы будем пользоваться следующей функцией:

Эта функция возвратит нам логгер, имя которого мы указали. Теперь опишем функции, которые будут заносить нашу информацию в файлы.

Полный код класса:

Наш класс готов, осталось только использовать его. Для логирования будет использоваться следующая конструкция:

Статическая функция getLogger() возвратит логгер, который мы вызвали, далее функция log() запишет наши данные. Но перед этим необходимо задать путь, где будут храниться логи. Например та же папка, где и файл из которого мы вызвали логгер:

Полезная функция для логирования выполнения PHP кода в файлы.

Оглавление

В разработке всегда полезно логировать результат выполнения PHP кода. В моем случае, стояла задача написать PHP код, который работает в связке с API одной компании. Результат выполнения этого кода — два массива, которые я и решил логировать. Кто знает, когда эти данные могут понадобится?

Функция логирования

Функция довольно проста. Создаем папку logs (если та еще не создана), далее динамически формируется имя файла в формате log_дата-месяц-год.log. После чего создается файл лога и туда записывается то, что мы логируем.

Запись логов

Запись логов ведется довольно просто, нужно лишь вызвать функцию и в качестве параметра передать то, что мы и должны залогировать:

Логирование типов string, int или float:

Благодарность автору

Если по какой-либо причине вы хотите поблагодарить автора данного ресурса, вы можете это сделать одним из удобных для вас способов ниже.

Один из самых популярных способов поблагодарить автора, воспользоваться сервисом Яндекс.Деньги.

Давайте научимся следить за выполнением логики в нашей программе, для этого мы научимся использовать логирование, поймем зачем оно и где используется.

Шаг 0. Обзор

Логирование – не используя термины википедии, то это возможность следить за процесом выполнения бизнес-логики проекта.

Зачем нужно логирование и что оно даёт?

Вы, как человек который администрирует магазин начнет разбераться в чем же проблема. Неопытный человек будет долго искать проблему, а опытный сразу полезет в логи сервера, но там все логи сервера и найти то что нужно вам сложно.


В этом случае решение следующее, выводить нужные вам логи в отдельный файл. Но как понять, какие из всех логов, которые сыпятся в общий лог сервера нужны вам? Для этого нужно реализовать свою систему логирования, где вы сможите указать какие логи куда выводить, или же настроить уровни логирования.

В данном уроке мы рассмотрим как сконфигурировать и начать использовать Log4j.

Шаг 1. Создаем проект и добавляем завимости

Запускаем всеми любимую Intellij IDEA и тыкаем New Project выбираем Maven Module и называем его :


Теперь в pom.xml жлбавим зависимость:

Это все зависимости, которые надо было подключить.

Шаг 2. Создание примитивной логики для примера

Давайте создадим класс в котором была бы бизнес-логика, назовем его OrderLogic:

Хочу обратить ваше внимание на то, что логика данного проекта не важна, так как мы рассматриваем логирование, для этого я и подготовил примитивную логику класса OrderLogic.

И теперь создаем Main класс:

В результате выполнения данного кода, мы получим следующее:

Как видите пока ничего нового.

Шаг 3. Конфигурируем Log4j

Чтобы гибко управлять логированием стоит создать в resources/ файл log4j.properties:


Теперь в этот файл добавим пару строк конфигураций:

Теперь давайте более детальней разберем строку формирования шаблона:

%d – выводит дату в формате 2014-01-14 23:55:57

%-5p – выводит уровень лога (ERROR, DEBUG, INFO …), цифра 5 означает что всегда использовать 5 символов остальное дополнится пробелами, а минус (-), то что позиционирование по левой стороне.

%c – категория, в скобках указывается сколько уровней выдавать. Так как у нас 1 уровень то писаться будет только имя класса.

%L – номер строки в которой произошёл вызов записи в лог.

Logging

Логи можно сравнить с уликами на месте преступления, а разработчиков — с криминалистами. Роль логов трудно переоценить, ведь когда необходимо найти баг или причину сбоя, сразу обращаются к ним. Подобно тому, как отсутствие улик приводит к нераскрытым делам, отсутствие содержательных логов осложняет диагностику и устранение ошибок, превращая их в затянувшийся или вовсе невыполнимый процесс. Мне приходилось наблюдать, как люди мучились с такими инструментами, как Strace и tcpdump, или развертывали новый код в продакшене во время сбоя лишь затем, чтобы получить больше лог-файлов для выявления проблемы.

Как говорится: “Хорошо подготовиться — половину дела сделать”, так что каждому профессиональному разработчику следует научиться эффективно вести логи и быть готовым к работе с ними. В данной статье мы не только рассмотрим список полезных практик логирования в приложении, но и разберем теоретические основы данного процесса: что записываем, когда и кто этим должен заниматься.

Как осуществляется процесс отладки?

Прежде чем начать разговор о логах, необходимо ответить на два вопроса:

  1. Что такое программа?
  2. Как осуществляется отладка, в которой логи играют важную роль?

Программа как переходы состояний

Программа — это серия переходов между состояниями.

Состояния — это вся информация, которую программа хранит в своей памяти в определенный момент времени, а код программы определяет то, как она переходит от одного состояния к другому. Разработчики, использующие императивные языки программирования, такие как Java, зачастую акцентируют больше внимания на самом процессе (коде), чем состояниях. Однако понимание того, что программа является серией состояний, очень важно, поскольку они существенно ближе к тому, что должна делать программа, а не как.

Допустим, есть робот, задача которого — заполнить бензобак машины. Если мы рассмотрим выполняемые им действия как переходы состояний, то ему необходимо перейти от состояния (бак пустой, в наличии 50 $) к состоянию (бак полный, в наличии 15 $). Если же мы описываем его как процесс, то он должен найти заправку, доставить туда машину и заплатить. Конечно же, процесс имеет большое значение, но состояния дают более точную оценку правильности программы.

Отладка

Отладка — это мысленная реконструкция переходов состояний. Разработчики проигрывают в уме сценарий программы: как она принимает вводные данные, проходит через ряд изменений состояний и осуществляет вывод, а затем определяют, что пошло не так. Во время разработки этот мыслительный процесс подкрепляется использованием отладчика. Однако в продакшене делать это уже гораздо сложнее, поэтому на данном этапе чаще прибегают к помощи логов.

Что записывать в лог ?

Понимая суть процесса отладки, мы с легкостью ответим на этот вопрос:

Логи должны содержать информацию, необходимую для реконструкции переходов состояний.

Невозможно, да и не нужно, фиксировать все состояния во все отрезки времени. Например, полиции достаточно лишь нескольких точных набросков, а не видеоклона, для поимки преступника. Тоже самое относится и к логам: разработчикам нужно только внести в них информацию о том, когда происходит переход в критическое состояние. Кроме того, логи должны содержать ключевые характеристики текущего состояния и причину перехода.

Переход в критическое состояние

Не все переходы состояний стоит записывать в лог. Важно рассмотреть программу как серию изменяемых состояний, разделить их на фазы и затем сосредоточиться на времени, когда выполнение переходит от одной фазы к другой.

Предположим, что существуют 3 фазы запуска приложения:

  • загрузка настроек программы;
  • подключение к зависимостям;
  • запуск сервера.


Запуск приложения с точки зрения переходов состояний

Было бы очень разумно вести логи в начале и конце каждой фазы. Если бы произошла ошибка на этапе подключения к зависимостям и приложение бы зависло, то логи отчетливо показали бы, что после загрузки настроек оно вошло во вторую фазу процесса, не завершив его. Располагая этой информацией, разработчики смогли бы быстро определить проблему.

Ключевые характеристики

Логирование состояний напоминает создание эскизов программы только с учетом ключевых характеристик основ бизнес-логики. Если есть информация закрытого характера, например персональные данные, то ее также нужно записать в лог, но в завуалированном виде.

Причина перехода состояния

Логирование причины перехода состояния чрезвычайно полезно для отладки. Логи должны кратко охватывать содержание предыдущих и следующих состояний, а также объяснять их причины. Они помогают разработчикам получить общую картину и ориентироваться в процессе реконструкции (отладки) выполнения программы.

Пример

Рассмотрим простой пример для обобщения всего сказанного. Предположим, что сервер получает некорректный номер социального страхования, и разработчик намерен внести в лог информацию об этом событии.

Вот несколько анти-шаблонов логов, в которых отсутствуют ключевые характеристики состояния и причины:

  • [2020–04–20T03:36:57+00:00] server.go: Error processing request (Запрос на обработку ошибок)
  • [2020–04–20T03:36:57+00:00] server.go: SSN rejected (Номер социального страхования отклонен)
  • [2020–04–20T03:36:57+00:00] server.go: SSN rejected for user UUID “123e4567-e89b-12d3-a456–426655440000” (Номер социального страхования отклонен для пользователя UUID “123e4567-e89b-12d3-a456–426655440000”)

[2020–04–20T03:36:57+00:00] server.go: Received a SSN request(track id: “e4a49a27–1063–4ab3–9075-cf5faec22a16”) from user uuid “123e4567-e89b-12d3-a456–426655440000”(previous state), rejecting it(next state) because the server is expecting SSN format AAA-GG-SSSS but got **-***(why)

([2020–04–20T03:36:57+00:00] server.go: Получен запрос номера социального страхования (трек id: “e4a49a27–1063–4ab3–9075-cf5faec22a16”) от пользователя user uuid “123e4567-e89b-12d3-a456–426655440000” (предыдущее состояние), запрос отклонен (следующее состояние), так как сервер требует номер социального страхования в формате AAA-GG-SSSS, а получил **-*** (причина)

Кто должен записывать логи?

Типичная ошибка, которую многие допускают, связана с тем, “кто” должен фиксировать информацию. Ведение логов не теми функциями оборачивается дублированием или дефицитом информации.

Программа как уровни абстракции

Большинство грамотно созданных программ подобны пирамиде с уровнями абстракции. Классы/функции верхних уровней разбивают сложную задачу на подзадачи, тогда как классы/функции нижних уровней абстрагируют реализацию подзадач, таких как черные ящики, и предоставляют интерфейсы для вызова верхним уровнем. Эта парадигма облегчает программирование, поскольку каждый уровень сосредоточен на своей логике, не беспокоясь о всевозможных деталях.


Уровни абстракции

Ведите логи только на правильных уровнях

Вернемся к нашему примеру проверки корректности номера социального страхования. Допустим, что логика его проверки обернута в класс Validator следующим образом:

Есть еще другая функция, которая проверяет запрос, обновляющий информацию о пользователе, и вызывает проверку номера социального страхования.

Существует два местоположения (A и B) для записи логов об ошибке проверки номера социального страхования, но только B владеет достаточной для этого информацией . В A программа не знает, ни какой запрос она обрабатывает, ни от какого пользователя он поступает. Логирование просто добавляет деталей. Будет лучше, если validateUserUpdateRequest выбросит ошибку из вызывающего компонента (validateRequest), содержащего больше контекста для лога.

Однако это вовсе не означает, что логирование на нижних уровнях программы совершенно необязательно, особенно когда они не раскрывают ошибки верхним уровням. Например, сетевой уровень может иметь встроенную логику повторных попыток, из чего следует, что верхние уровни не замечают проблем с прерывающимися соединениями. В общем, нижние уровни могут вести логи больше на уровне DEBUG, чем на INFO, в целях сокращения многословности. При необходимости разработчики могут настроить уровень лога для получения большего количества деталей.

Сколько должно быть логов?

Существует очевидное соотношение между объемом логов и их полезностью. Чем более содержательные логи, тем легче реконструировать переходы состояний. Вы можете воспользоваться двумя способами контроля количества логов:

Установите соотношение между логами и рабочей нагрузкой

Для контроля объема логов сначала важно его правильно измерить. Большинство программ имеют 2 типа рабочей нагрузки:

  • получение рабочих элементов (запросов) и последующая реакция на них;
  • запрос рабочих элементов откуда-либо и последующее выполнение действий.

где X можно определить, изучив код. Разработчики должны иметь хорошее представление об X-факторах для своих программ и приводить их в соответствие с возможностями логирования и бюджетом. Вот еще несколько типичных случаев X:

Используйте уровни логов

Что, если X все еще слишком большой даже после оптимизации? На помощь приходят уровни логов. Если X намного больше, чем 1, то можно поместить логи на уровень DEBUG, тем самым снизив X уровня INFO. В процессе устранения неполадок программа может временно выполняться на этом уровне для предоставления дополнительной информации.

Краткие выводы

Чтобы профессионально писать логи, следует рассматривать программу как серию переходов состояний с уровнями абстракции. Владея теоретическими знаниями, можно ответить на ключевые вопросы о логировании в приложении:

1.Когда писать логи? В момент перехода в критическое состояние.

2.Что записывать в лог? Ключевыехарактеристики текущего состояния и причину перехода состояния.

3.Кто должен записывать логи? Логирование должно происходить на правильном уровне, содержащем достаточно информации.

Читайте также: