Как сделать лмс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Создание курсов для систем дистанционного обучения производится в соответствии со стандартам SCORM, AICC, IMS.

AICC — самый первый стандарт электронного обучения. В связи с многолетней историей получил поддержку многими системами дистанционного обучения и поэтому остается востребованным и сегодня. Текущее развитие стандарта происходит в области формализации взаимодействия систем управления обучением и систем создания учебных модулей, что в будущем позволит использовать значительное большее количество учебных курсов, в том числе и тех, которые создавались под другие стандарты.

Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

IMS. Стандарт IMS развивается и поддерживается IMS Global Learning Consortium. Работа по его разработке ведется с 1997 года. В отличие от других стандартов он с самого начала создавался для применения в высших учебных заведениях. Основные направления разработки спецификаций IMS – метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием.

На сегодняшний день существует довольно много LMS (Learning Management System — Система управления обучением) для организации дистанционного обучения по средством E-learning (BaumanTraining, WRC e-Education System, REDCLASS, Sakai, Universys WS, СПУТНИК-ДОЦЕНТ, ОРОКС, Elearning 3000, Moodle, BlackBoard и др.) Несомненно лидерами являются Moodle, Sakai и для американского школ, можно еще включить BlackBoard, хотя в последнее время нарастает конкуренция между Moodle и BlackBoard.

Эти системы можно разделить на 3 основных направления:
1. Корпоративное дистанционное обучение (является самым быстроразвивающимся);
2. Дистанционное обучение в системе высшего и среднего образования;
3. Дистанционное обучение в органах государственного и местного управления.

На просторах СНГ наиболее популярными являются Moodle и Sakai в непоследную очередь из-за своей бесплатности и открытых исходных кодов.

Эта LMS написана австралийскими разработчиками на php, как база данных использует MySQL, довольно легко развертывается, несомненным ее плюсом является открытость исходных кодов, что позволяет создавать необходимые для тех или иных задач плагине или доработки системы, хотя стоить заметить что сделать довольно не просто, требуется некоторое время, чтобы разобраться что за что отвечает и как это все работает. Кстати одно из наиболее известных расширений для Moodle — это система электронных деканат, но об этом в следующих обзорах, если конечно это будет интересно пользователям хабра.

Что касается работы с Moodle, то надо заметить что интерфейс, довольно понятный и каких-либо трудностей в освоении я не заметил, хотя смотрится он немного убого с точки зрения дизайна. Что же мы можем делать в это LMS?
А делать мы можем вот что:
1. Каждый студент и преподаватель могут редактировать свой профиль — ну это само собой разумеется.
2. Студенты могут отслеживать изменения которые происходят в изучаемых курсах, к примеру преподаватель новую методичку загрузил.
3. А преподаватели могут отслеживать когда последний раз студент пользовался этой системой и что он делал.
4. Есть возможность производить online-опросы студентов
5. Выбрать тип отображения структуры курсов: календарный, форум, тематический
6. Собирать все информацию об оценках на одной старнице.
7. Оповещать по e-mail студентов о важных событиях (к примеру о переносе даты экзамена)
8. Есть открытый API для написания плагинов.

Пока все. Прошу не судить строго так это мой первый пост на хабре, если интересно сделаю наиболее полный обзор, как самого Moodle, так других указанных выше LMS.

За ответом на данный вопрос The Вышка решила обратиться к тем, кто непосредственно занимается LMS: к Шаламкову Сергею Александровичу (Заместитель руководителя центра: Дирекция основных образовательных программ / Центр развития образовательной среды) и Заботневу Максиму Сергеевичу (Руководитель проекта: Дирекция информационных технологий / отдел прикладного программного обеспечения).

История создания LMS

Идея создания системы LMS появилась в 2010 году. В то время многие ВУЗы внедряли свои Learning Management Systems, и Вышка тоже решила не оставаться в стороне. Существовало несколько разных мнений о том, какую систему взять за основу. Так, рассматривались следующие системы, используемые рядом зарубежных ВУЗов, — Moodle, Shakai, eFront. Выбор пал на последнюю.

С 2011 года техническим сопровождением и развитием LMS занимался аутсорс-разработчик, бизнес-заказчиком, так же, как и сейчас, выступало руководство учебного блока. Поскольку все технические работы проводились удаленным аутсорс-разработчиком, это создавало определенные проблемы с коммуникацией и не соответствовало темпам развития Вышки. Плюс к этому у самой системы eFront выявлялось много программных ошибок (багов), которые надо было постоянно исправлять. Кроме того, было добавлено много нового функционала, который так же не был до конца отлажен. Все это привело к тому, что в конце 2013 года возникли сложности в работе системы: не корректно стала работать зачетная книжка студентов, значительно снизилась производительность, что привело к частым “падениям” системы и т.п. Поэтому было принято решение, создать в Вышке собственный отдел ИТ-специалистов, который бы занимался поддержкой и развитием системы LMS.

2

М.С.: «И вот с конца 2013 — начала 2014 года мы начали потихоньку выправлять ситуацию. Какое-то время у нас ушло на то, чтобы перенять систему от аутсорс-разработчика, потому что система достаточно сложная. Мы привели систему в рабочее состояние. Да, сейчас подвисания тоже могут случаться, но это случается крайне редко, в моменты пиковых нагрузок. В целом, сейчас система работает стабильно, гораздо лучше, чем год назад.

Архитектура LMS

Рабочий процесс

М.С.: Наш отдел занимается техническим сопровождением и развитием LMS. Все новое, что появилось в LMS за прошедший год — это творение нашей команды. У нас есть функциональный заказчик – Центр образовательной среды. Они придумывают задачи, заказывают функционал, который они хотят видеть в LMS, а мы его реализуем. Плюс к этому поддерживаем то, что уже работает (bug-fix).

Обновили дизайн, делаем новые модули. Например, недавно запустили модуль загрузки работ ВКР/КР и проверки их на плагиат, как на русском, так и на английском языках. Осенью запустили модуль курсы по выбору и выбор темы ВКР /КР, модуль работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации, по результатам которой модуль станет доступен всем студентам.

1

Идеи и планы

С.А.: «Идей и планов по развитию довольно много. Так, например, хотелось бы включить в LMS индивидуальные учебные планы студентов, что позволило бы им отслеживать список выбранных дисциплин,. Сейчас список предметов можно посмотреть в зачетке и в назначенных дисциплинах. Шел также разговор о добавлении рейтингов в LMS в красивом визуальном виде и с указанием места в рейтинге. Кроме того в планах сделать Единое окно в новом более удобном и привлекательном дизайне, модернизировать возможность подачи заявок на различные стипендии.

Сейчас совместно с международным блоком мы тестируем модуль по международной мобильности. Этот модуль позволит иностранным студентам подавать заявки на дисциплины, которые читаются преподавателями Вышки как на английском, так и на русском языках. Сотрудники международного блока осуществляют непосредственный контроль за процессом, а также консультируют студентов по возникающим вопросам.

Горячая линия

С.А. На горячую линию, что только не пишут: почему мне не назначена дисциплина, забыл пароль, не та оценка в зачетной книжке, нет возможности загрузить файл, система повисла, закрылась, и я не смог ничего сделать, присылают скриншоты и т.д.

А вот конструктивных предложений поступает очень мало, но они есть. Например, был один студент, подкованный в информационных технологиях, он нашел способ, как доставать файлы из LMS без авторизации. Он пришел и сказал, где есть дырки.. За это ему большое спасибо, недочеты были устранены.

Мобильное приложение LMS и мобильная версия сайта

Мобильное приложение расписание

Сотрудничество

Центр развития образовательной среды и Дирекция информационных технологий открыты к сотрудничеству. Если у кого-то есть какие-либо конструктивные идеи по поводу изменения дизайна, разработки новых модулей, свои идеи и предложения вы можете присылать на [email protected] Также у вас есть возможность сделать данные проекты в рамках курсовых работ или ВКР.

LMS (Learning Management System) или система управления обучением — это софт, который позволяет вам создавать онлайн-курсы, управлять ими и обучать людей, предоставляя пользователям доступ к материалам, тестам и т.д.


Как социальные сети, которые позволяют вам управлять профилем, выкладывать фотографии и общаться, LMS позволяют вам управлять процессом образования. Вы можете открывать доступ к обучающему контенту в нужном вам порядке, проверять и отслеживать знания учеников и даже самостоятельно создавать критерии для оценивания результатов.

Если вы еще ни разу не использовали систему управления обучением, то сейчас самое время узнать об этом инструменте. Многие программные решения LMS реализованы на самых известных и успешных предприятиях по всему миру. Как правило, в рамках корпоративного обучения.

Дело в том, что эти системы не просто новый тренд, а инструмент, позволяющий увеличить прибыль, сэкономить время и сделать жизнь руководства и сотрудников чуть легче.

Виды LMS-платформ

Можно выделить два основных вида таких систем: серверные и облачные. Давайте разбираться, чем они отличаются.

Серверная LMS устанавливается на сервер владельца и работает с пользователями через Браузер. Это самый первый вид LMS, который возник в университетах и до сих пор пользуется у них спросом. Также его выбирают владельцы больших корпораций, которым важен полный контроль над системой и информационная безопасность.

Недостатками серверных систем дистанционного обучения являются затраты на приобретение сервера, программного обеспечения и администрирования.

На рынке есть как готовые программные продукты, так и системы, которые можно дорабатывать, добавляя новые функции, исходя из целей и специфики обучения. Пользуясь готовыми решениями придется подстраиваться под их возможности, брать во внимание имеющиеся ограничения и следовать стандартам. Поэтому большинство фирм и учебных заведений все чаще принимают решение о внедрении системы с открытым исходным кодом.

LMS и СДО. В чем разница?

LMS и СДО понятия хоть и схожие, но небольшие различия имеются. Давайте разберемся подробнее.

LMS или Система управления обучением — приложение для администрирования учебных курсов в рамках взаимодействия между преподавателями и обучающимися между собой на расстоянии. Это программное решение необходимо для планирования и управления всеми учебными мероприятиями в организации.

Цель — управление процессом обучения, отслеживание прогресса изучения материалов и развития учащихся по всем типам мероприятий.

Частым заблуждением является то, что LMS подразумевает только дистанционное обучение. Это не так, она помогает организовать все формы обучения: очную, дистанционную, индивидуальную и групповую. Это осуществимо благодаря тому, что с помощью LMS можно организовывать различные формы коммуникации. Например: онлайн-трансляции, форумы, чаты и рассылки.

СДО или Система дистанционного обучения — совокупность организационных, телекоммуникационных и педагогических ресурсов, обеспечивающих вовлеченность в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием технологии дистанционного обучения (ДО).

  1. цель;
  2. содержание;
  3. методы;
  4. средства обучения.

Цель СДО — систематизация и организация взаимодействия преподавателей и учащихся посредством интернет-технологий.

Важным фактом является то, что дистанционное обучение исключает очные форматы, отсюда и нюанс в значениях. Потому что LMS позволяет проводить курсы не только удалённо, но и офлайн.

Обзор современных LMS-систем

Теперь, когда вы понимаете, что такое система управления обучением, мы хотим познакомить вас с наиболее популярными LMS системами и рассказать об их основных преимуществах и недостатках.

1. eTutorium LMS


Облачный сервис для организации дистанционного обучения с конструктором тестов и опросов, встроенной вебинарной платформой и инструментами мотивации. eTutorium отлично подходит для проведения вебинаров, совещаний, тренингов и других форм обучения.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ в течение 14 дней, понятный интерфейс, встроенные инструменты геймификации, подробная аналитика.

Минусы: не поддерживает SCORM — пакеты, отсутствие широкого пакета интеграций

2. iSpring Learn


Это облачная LMS с простым и понятным интерфейсом, которая позволяет быстро запустить дистанционный курс и тестирование обучающихся. Поддерживает все виды учебных материалов, вебинары и статистику. Есть редактор курсов и удобное приложение, которое позволяет учиться прямо со своего смартфона.

Плюсы: неограниченное пространство для хранения, сертификаты для печати.

Минусы: нет возможности самостоятельной кастомизации, ограниченное количество типов пользователей, отсутствие коробочной версии.

3. GuruCan


Платформа создана с целью создания и продажи онлайн-курсов. Доступна на двух языках — английском и русском. Став пользователем системы, вы можете проводить вебинары, автоматизировать маркетинговые кампании, вовлекать учеников с помощью геймификации, проверять домашние задания и многое другое.

Плюсы: есть бесплатный тестовый период, подойдет для бизнеса в сфере фитнеса и ЗОЖ, т.к. имеет специализированные модули для тренировок, марафонов, планов питания и рецептов.

Минусы: не подходит для корпоративного обучения, отсутствует регистрация учеников через Google и соцсети. Нет возможности создать сертификат о прохождении курса.

4. GetCourse


Платформа для проведения семинаров, тренингов, курсов, очных и онлайн-занятий. Все модули в GetCourse связаны между собой, поэтому нет необходимости импортировать данные в другие сервисы и платить за каждый из них по отдельности.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ, встроенный функционал для продаж.

Минусы: высокие тарифы, сложный интерфейс

5. WebTutor


Одна из первых систем для дистанционного обучения и автоматизации бизнес-процессов. Интерфейс учебного портала можно доработать в соответствии с изменениями и спецификой компании.

Плюсы: интегрируется с другими корпоративными системами, есть мобильное приложение для офлайн доступа.

Минусы: скорость внедрения, стоимость.

6. АнтиТрениги


Платформа для дистанционного обучения с удобным интерфейсом и множеством интеграций. Есть возможность геймификации и брендирования.

Плюсы: защита от скачивания, водяные знаки, привязка к телефону, отслеживание точек входа, отчеты о работе учеников и преподавателей.

Минусы: отсутствие воронки продаж, негибкие тарифы

7. Mirapolis


Mirapolis — отечественная система, предназначенная, прежде всего, для больших корпораций и образовательных проектов. Позволяет не только дистанционно обучать сотрудников, но и планировать очные мероприятия.

Плюсы: гибкость настроек, встроенный конструктор вопросов и тестов.

Минусы: скорость внедрения, отсутствие бесплатной ознакомительной версии.

8. Teachbase


На этой платформе можно организовать не только удаленное обучение сотрудников, но и продажу курсов. Есть каталог готовых курсов, которые запускаются в пару кликов. Teachbase поддерживает интеграцию со сторонними CRM и платежными системами.

Плюсы: доступна бесплатная тестовая версия, встроенный редактор курсов, мобильное приложение. Созданные курсы можно размещать на виртуальной витрине и продавать.

Минусы: высокая стоимость платформы по сравнению с остальными.

9. ZenClass


Платформа для создания онлайн-школы. На ней можно создавать уроки, наполнять их заданиями и делить на ступени, согласно общему плану обучения. Можно привязывать уроки к датам или давать ученикам проходить курс в собственном темпе.

Плюсы: простой и понятный интерфейс, конструктор курсов без ограничений по ученикам, учителям и курсам.

Минусы: нет мобильного приложения, нет возможности скачать курс и смотреть его офлайн.

10. Moodle


Эта бесплатная LMS была разработана австралийцем Мартином Дугиамасом, а первая ее версия появилась на свет в далеком 2002 году. Сейчас является самой популярной системой дистанционного обучения в мире и развернута более чем в 200 странах мира.

Moodle ориентирована на организацию комфортного удаленного взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, и для поддержки очного обучения. Имеет возможности для масштабирования вплоть до нескольких сотен тысяч учащихся, может использоваться в начальной школе или при самостоятельном обучении.

  1. текст — doc, pdf, xls, csv;
  2. изображения — jpeg, png, gif;
  3. видео — flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov;
  4. аудио — mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav.

Это значит, что вы можете разнообразить обучающий контент, а вашим ученикам не придётся скучать, постоянно читая скучные лекции. Вы просто загружаете нужные вам файлы и формируете задания, используя встроенный редактор. Если у вас уже есть курс, созданный в стороннем редакторе, то вы всегда можете выгрузить его как SCORM-пакет.

  1. SCORM 1.2;
  2. SCORM 2004, 1.2;
  3. IMS LTI 1.1, 1.3, 2.0;
  4. AICC;
  5. xAPI и cmi5. Поддерживаются через плагин Logstore API.

Плюсы и минусы LMS Moodle

  1. Бесплатное программное обеспечение;
  2. Неограниченное количество пользователей;
  3. Поддержка >100 языков;
  4. Широкий спектр поддерживаемых форматов;
  5. Доступ с мобильного приложения Moodle Mobile;
  6. Удобный редактор для создания тестов, лекций, опросов;
  7. Адаптивный интерфейс;
  8. Система отчетности: выгрузка отчетов;
  9. Интеграция с другими системами;
  10. Возможность кастомизации.

К недостаткам Moodle обычно относят интерфейс, который на первый взгляд может показаться сложным. Но его легко изменить, используя темы, которые скачиваются с официального сайта.

Если вам нужна кастомная LMS в корпоративном стиле. с теми функциями, которых нет в большинстве платформ, вы всегда можете обратиться к нам.

Дело в том, что открытый код платформы позволяет изменить и доработать платформу в точном соответствии с вашим техническом заданием и подготовить интерфейс таким образом, что корпоративный стиль будет выражаться не только в наличии логотипа и необходимых цветов, но и в точном соответствии брендбуку.


Например, для компании ЮMoney мы разработали дизайн, который ничем не отличается от интерфейса на экране пользователя сервиса.

Содержание:

Что такое LMS

LMS (Learning Management System, система управления обучением) — это платформа для организации онлайн-обучения, позволяющая пользователям получить доступ к базе знаний, упражнениям и тестам. В России в качестве синонима LMS часто употребляется термин СДО (система дистанционного обучения). Разница лишь одна: LMS позволяет совмещать онлайн-уроки и классические занятия в классе (смешанный тип обучения).

Где применяются LMS-системы

В состав любой LMS входят реестры, средства регистрационного контроля, управления документами и доступа к различным устройствам, распределенные базы студентов и преподавателей, календарные расписания курсов, инструменты оценки знаний.

Основная цель LMS — организация процесса обучения полного цикла (отслеживание прогресса учеников, планирование обучения и управление базой знаний). Такие системы призваны избавить администраторов от рутинной работы и сделать автоматическим процесс создания курсов на платформе.

Можно выделить несколько основных сфер применения LMS:

  • профильное обучение;
  • обучение сотрудников и повышение квалификации;
  • разработка индивидуальных планов развития сотрудников;
  • создание корпоративного мобильного портала;
  • проведение аттестаций;
  • обучение партнеров и франчайзи;
  • создание единой внутренней базы знаний;
  • статистика и аналитика.

У подобных систем есть несколько главных достоинств:

  • простой и быстрый запуск обучения;
  • полная автоматизация всех рутинных процессов, кроме проверки домашних заданий;
  • сокращение расходов;
  • возможность создания единых стандартов обучения;
  • тонкие настройки под каждого сотрудника;
  • использование различного контента (видео, тесты, интерактивные игры);
  • возможность геймификации процесса обучения;
  • детальная аналитика и так далее.

Какие LMS-системы существуют

Системы управления обучением подразделяются на две основных группы:

Облачные платформы

Самый распространенный вид LMS — облачные платформы (GetCourse, iSpring и прочие). Они представляют собой веб-сайт со всем необходимым для проведения обучения функционалом. Обычно такие системы обладают простым интерфейсом, что избавляет от необходимости наличия технических навыков, а также богатым функционалом, что позволяет запустить обучение в короткие сроки, и управлять им в дальнейшем.

Чаще всего для запуска собственного курса нужно лишь зарегистрироваться на сайте и создать программу обучения с помощью визуального конструктора.

Коробочные решения

Как проходит LMS-обучение

В большинстве LMS-обучение может строиться как по классической, так и в свободной форме. Администраторы имеют возможность создания курсов, состоящих из отдельных уроков. Каждый урок может состоять как из теоретических, так и из практических заданий.

Ограничение доступа к урокам зависит от выбранной модели обучения. Например, частным онлайн-школам свойственно свободное обучение с возможностью доступа ко всем материалам в любое время. Для учебных заведений и корпоративного сектора, напротив, больше подходит ступенчатая модель, предполагающая собой открытие доступа к материалам, урокам и тестам по мере прохождения обучения.

Как устроены LMS-курсы

LMS-курсы можно разделить по нескольким классификациям в зависимости от следующих параметров:

  • структура самого курса (уроки или модули плюс уроки);
  • доступность контента (асинхронный — курс доступен сразу после оплаты, синхронный — курс стартует в определенную дату и все ученики получают контент постепенно и одновременно);
  • количество участников (индивидуальный или групповой);
  • наличие обратной связи с куратором (есть или нет);
  • вид контента (видео, текст, комбинированный);
  • способ оценки результатов прохождения курса (автоматически, вручную, комбинированно) и так далее.

Организация LMS-курсов состоит из трех последовательных этапов:

2. Добавление пользователей. Выделяют три типа пользователей:

  • обычный пользователь. Может проходить курсы и изучать материалы, к которым у него есть доступ;
  • автор. У таких пользователей есть право управлять учебными материалами: добавлять и удалять курсы, назначать прохождение курсов учащимся;
  • администратор. У него те же права, что и у авторов, плюс возможность принимать и исключать пользователей, объединять их в группы и присваивать роли. В небольших компаниях с ограниченными ресурсами роли автора и администратора часто выполняет один сотрудник.

3. Оценка результата. Это одно из главных достоинств LMS. Используя аналитические данные, можно увидеть, сколько времени тратят учащиеся на изучение материалов, а также отследить их прогресс.

Как выбрать LMS-систему

LMS позволяют организовывать обучение в различных сегментах — начиная от обучения персонала или аттестации сотрудников и заканчивая онлайн-школами частных преподавателей. Современные LMS в большинстве своем не требуют технических навыков и позволяют запустить процесс обучения в кратчайшие сроки. При выборе платформы следует обратить внимание на несколько главных факторов:

Читайте также: