Как сделать литературный портрет

Обновлено: 06.07.2024

Литературный герой — действующее лицо в прозаическом или драматическом произведении.
План характеристики литературного героя:

1. Место, занимаемое персонажем в произведении.
2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии.
З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма).
4. Речевая характеристика.
5. Поступки, которые характеризуют героя.
6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих.
7. Отношение других действующих лиц произведения к герою.
8. Отношение автора к персонажу.
9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла.
10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.

Речевая характеристика персонажа может быть составлена при анализе монологов и диалогов персонажей.

Презентация на тему: " Портрет в литературном произведении. 1. Выяснить, для чего нужен портрет героя в художественном произведении 2.Что нам может рассказать о персонаже его." — Транскрипт:

1 Портрет в литературном произведении

2 1. Выяснить, для чего нужен портрет героя в художественном произведении 2.Что нам может рассказать о персонаже его портрет? 3. Виды словесного портрета Цель работы:

3 Портрет - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться

8 В описание внешности Снежной королевы Г.Х Андерсен использует сравнения, которые помогают выявить авторское отношение к героине. В описании внешности Снежной королевы Г.Х Андерсен использует сравнения, которые помогают выявить авторское отношение к героине.

9 «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

12 …Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движения быстры. Он прекрасен, Он весь как Божия гроза. Идёт. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком

14 Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер

Изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.).

Служит в основном для характеристики персонажа, так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная (не всегда прямая) связь; например, портреты Печорина в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова и Базарова в "Отцах и детях" И. С. Тургенева находятся в сложном взаимодействии с психологическим истолкованием их характеров. Нередко портрет обнаруживает авторскую оценку персонажа, авторскую позицию (например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи — положительное).

ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА

Литературный персонаж – обобщение и в то же время конкретная личность. Он свободно движется в художественном мире произведения и внутренне соприроден ему. Создать образ персонажа – значит не только наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и чувств, но и заставить читателя заинтересоваться его судьбою и окружающей его обстановкой.

Портрет персонажа – описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.

Наглядное представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, из речевой характеристики, так что портретное описание может и отсутствовать. Главный интерес к человеку в литературе сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. Но в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа.

Художественной литературе на протяжении долгих веков было свойственно изображение персонажей по определенным канонам и образцам. Общее в значительной мере преобладало над индивидуальным вплоть до конца 18 века. Эволюцию изобразительности в литературе можно обозначить как постепенный переход от абстрактного к конкретному, чувственно-достоверному и неповторимому.

Зарождающийся реализм с характерным для него расширением сферы жизнедеятельности персонажей, усложнением их внутреннего мира потребовал новых способов описания их внешности.

В литературе 19 века можно выделить два основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический, переходящий в пластику действования.

Более сложная модификация экспозиционного портрета – психологический портрет, где преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира.

В литературе середины 19 века прочное место занял развернутый экспозиционный портрет, в котором описание внешности переходит в социально-психологическую характеристику и соседствует с фактами биографии героя, о чем свидетельствует творчество Тургенева, Гончарова и др.

Другой тип реалистического портрета - в творчестве Л. Толстого, Достоевского, Чехова, где индивидуально-неповторимое в героях заметно преобладает над социально-типическим и где важна их вовлеченность в динамический процесс жизни. Подробное перечисление черт наружности уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования.

Таким образом, общую эволюцию портрета в литературе можно определить как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению и живому контакту с жизнью.

Этому освобождению сопутствует переход от многословия к краткости, от перечисления деталей статичной фигуры к экспрессии отдельных выразительных деталей, фиксации душевных состояний, связанных с конкретной, единичной ситуацией. От условного портрета классицизма, через портрет-характеристику – к портрету как средству проникновения в мир чувств и сознания неповторимой личности.

Литература — это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Карточки-подсказки “План характеристики литературного героя”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План написания характеристики

Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:

Можете , где уже прописаны все критерии.

Как составить и применить план характеристики литературного героя

Литература – это наше достояние. Именно ее мы обязаны благодарить за то, что с самого детства нам прививают нормы культуры, этикета. Но изучение данного предмета у школьников вызывает массу проблем, особенно если речь идет о сочинении. Наверняка каждому приходилось после прочтения литературного произведения писать анализ героя. Как это делать? С чего начать? Просто куча вопросов в голове. Именно поэтому предлагаем вам разобрать план характеристики литературного героя. Делать мы это будем на конкретных примерах. Обязательно рассмотрим и такой вид, как сравнительная характеристика литературных героев. План и примеры мы обязательно приведем ниже.

Читайте также: