Как сделать лимитер

Обновлено: 07.07.2024

В общем я все ищу пути правильного сведения, и ломаю голову, как это сделать.

тот способ, который я применял, не правильный, и убивает динамику трека.
сводил я так:
На мастере изначально стоял лимитер (Fab Filter Pro L) ручка Gain +15 db. это очень громко.
и начинал писать трек, вместе с этим лимитером, в итоге трек звучал довольно громко, рмс в пределах -10, но финальный микс звучал плоским и пережатым.
вообще моя цель была такая, чтоб мои треки звучали не тише "комерческих" и поэтому я применял этот способ.

но, теперь моя цель сохранить динамику трека, не пережимать его, и рмс -10. и ломаю голову как это сделать.
скажу сразу последние дни пробовал сводить по разному, например:
на мастере ничего нет. расставил уровни, панораму, эквалайзер и т.д. свел, в итоге финальный микс ну очень очень тихий, вешаешь на мастер лимитер опять же чтоб добится рмс -10, получается то же самое, пережато, динамика убита.
Сводил тоже по разному, пытался на группы вешать компрессор, чтоб освободить нескольо дб. но все это безрезультатно.

Так вот вопрос в том, как добиться РМС -10, при этом не пережимая трек?

может и нубский вопрос, но раньше я не озадачивался этой проблемой, и сводил все методом тыка, итог мне не нравится как звучат мои треки.

ну и просто можете дать советы по этой теме.

задрачивая эквализацию в первую очередь.
чем больше желаешь уплющить микс, тем больше надо кромсать частотку. а также точнее отстраивать хвосты реверов, дилеев, уровни модуляционной обработки. плюс динамичекская обработка поканальная и групповая.
иначе будет каша
а если слишком радикальную эквализацию применять - будет плоско
вообще, нет тут какого-то универсального совета. зависит от тембров, инструментовки, самой аранжировки.

в принципе, на сведении с чистым мастер-каналом вполне можно добиться -12 дБ RMS без убитости динамики, дальше лимитированием добиваешь.
но тут тоже такое дело, даже при высокой RMS композиция может звучать тихо, ибо важна еще спектральная плотность.

вполне реально, правда ушки тогда сплющатся, лучше сводить с лимитером на мастере сразу, чувствуя динамику)

Еще вечная проблема кик и бас, так как свожу в ушах, то не могу нормально свести их.
еще вопрос, если например бочка -10 Дб, то сколько Дб должен звучать саб бас? на уровне бочки или тише? и на сколько?

компрессия, паралельная компрессия, групповая компрессия,
В итоге чистый мастер: -12 - 10 дб
эквализация, обязательно учесть момент со срезом низов, очень восприимчивы к эфекту пережатости, чем быстрее темп трека тем меньше их туда можно уплотнить = больше срез, компрессия лимитирование, чтобы не убивать динамику, лучше опять таки параллельную (ньюйорскую) и смотришь чтоб не более +6 давило. Обычно спокойно получаем: -7, -6 рмс

И пожалуй самоеглавное, учитывать нужно и частотные конфликты, т.к. каша = грязь = ощущение пережатости, даьше дело вкуса т.к. немного грязи иногда тоже полезно))

Я вот компрессию практически не применяю кстати, только изредка на групповые каналы многополосный компрессор ставлю.
У инструментов срезаю всегда все, что ниже 150-200 герц. и дальше эквализирую по розовому шуму, стараюсь только вырезать неприятные частоты, изредка добавлять если есть необходимость.

я так понял нужно делать компрессию на каждом канале? и потом еще на групповых?!)

Некоторые инструменты особенно железо, имеют очень важные гармоники в этих пределах, срезая их превращаем в пластик, компрессию используем если это - того требует, выявить атаки для панча или наоборот утопить, уплотнить и пр., сведение по розовому шуму - не совсем правильный путь, ибо по нему только можно выровнять баланс инструментов в отсутствии мониторинга

я про розовый шум из видеоурока узнал, там он говорит, что этот шум можно использовать как идеальный микс, и эквализировать по нему, я так и делаю с недавних пор, заметно чище звуки стали по моему.

ну в отсутствии мониторинга, лучше конечно по нему. Но шум есть шум и вероятность, что микс зазвучит как шум - высокая

с многополосниками надо быть очень осторожным. неправильная их отстройка может развалить микс и исказить транзиенты

На группах надо использовать обычный компрессор, для "склеивания" инструментов. Например Cytomic - The Glue. Многополосник там не нужен.

ещё забыл, финальная эквализация должна учитывать особенности восприятия сигнала отюда следует учитывать кривую флетчера мэнсона

Ладно, мне нужно идти) спасибо всем кто отписался в теме, я потом еще раз внимательно все перечитаю и попробую на практике.
у кого есть еще советы по сведению, пишите, думаю многим будет полезно, и может узнают что-то новое для себя!

советы сами по себе малополезны, поскольку могут затрагивать лишь общие аспекты. как и любые видеоуроки и прочее. базис дадут, но в остальном - практика и практика.

И немаловажная часть - это финальный мастеринг или премастеринг, кому как нравится.
Невозможно добиться безупречного звучания без него, тоесть одним сведением.

может кто тут знает как мастер канал переназначить..хочу эфект сделать с эквализацией в одном моменте трека ..но мне надо чтобы один инструмен остался свободным. на все делать автоматизацию не удобняк..легче мастер былобы переназначить со всей кухней а который инстр свободным хочу оставить в обход мастера пустить ..сразу на тот куда мастер переназначен

ну каждый делает как хочет в целом.
У меня на этапе сведения ничего на мастере не стоит, а вот уже потом, вавку в прогу обратно и вейвским там каким максимайзером прогоняю.

Странно, что никто ещё не отметил роль фазовых взаимодействий в миксе, тоже следует учитывать, что при скурпулёзном сложении фаз дорог, звук становится более "качОвый", потому как обычные эквалайзерные обработки сдвигают фазу

Есть хороший и нужный плагин, если кто не знал.

p/s в флке, тоже работает, если руки не кривые.

Мультикомпрессор на группы инструментов, и с мастера всё убери, его на 0db.
Своди, крутя ручку громкости. Затем на мастер повесть хай пасс фильтр и на высокой громкости срезай низ до 50 гц смело. Только потом можно аккуратно лимитер на мастер повесить.

RM на пол децибела погромче)))
Первый звучит лучше, у второго транзиенты ушатаны>басбочка и перкуссия убиты

я бы оставил первую бочку (имхо лучше), бас сильнее закопрессировал, а то ноты выпрыгивают некоторые, продублировал его на октаву выше, срезал до 300 гц и прибрал громкость, подсайдчейнил чутка от бочки.
С падом немного поработал с узил чуть, но короткого ревера интересного добавил бы.

а мне наоборот кажется RM получше звучит, просто бочку то что поменял, испортил наверное. или опять же мне кажется)))

Если поднять саббасовую и бассовую часть в спектре, то рмс будет подниматься, а динамика оставаться такой, какой ее задал изначально)

Все лимитер и компрессоры реагируют на низкие частоты.
И RMS -10 dB для коммерческого трека - это очень мало.
Все "танцевалки" имеют rms -4 dB. Их Пережимают в хлам. Чтобы рвать танцпол!
Поэтому в процессе сведения все компрессируется.

RMS такая условная вещь :))) еще все зависит от того чем считаешь.
Ориентируйся всегда на референс.

есть ещё немаловажная деталь,это параллельная рмс многополосная компрессия,к примеру я беру максимус ставлю атаку на всех полосах 100 милсек релис лукахед всё в ноль, дэтекторы тоже на рмс а не пик,пороги очень ниские -24 с софт коленом на 2 точки,и остается только ручкой микс упаковать звук так чтобы нравилось появляется атака инструмент становится плотным даже при раскрытии фильтра,следующие это мид сайд компрессия она позволяет освободить центр для важных инструментов,рмс прежде всего это бочка и бас,вот здесь начинается танец с бубном,я проанализировал эже наверно милион танцевальных треков именно низа в целом,там ситуация почти везде одинакова,это плотное тело бочки -3 а плотный бас -12, так идёт и в транс современной музыке,а что касаемо средины у них и верха там остаётся куча резонансов но при этом трек насыщен гармониками и при включенном всём миксе резонансы маскируются добавленными гармониками и низкими частотами ,я попробал в каком то миксе удалить явные резонансы и он тут же стал плоским,поэтому инструмент лучше обогатить спектральным сатуратором ту область которая требуется,сатурн от фаб фильтра или смэш про тот и компрессор и обаготитель также в максимусе неплохие сатурашки. и после просто сигнал сделать тише и появится баланс спектральный останется срезать нисс ненужный и всё.но опять же можно переборщить и сделать кашу.потому всё только индивидуально для каждого материала. громкие треки накачаны высокими частотами вплоть до килогерца сатураторами поэтому они громкие и читаемые так как умножаются гармоники после придаётся лоск эквализацией финальной,.там валом способов.поэтому только хороший мониторинг поможет,.потому что даже не каждый референс может звучать как тебе нравится,мне допустим очень много не нравится уже давно сведённых треков и отыгранных.именно сведение.а не сам тембр,и вообще захватывающая до мурашек мелодия и движение самого трека,затеняет всякое сведение его будут хоть без бочки слушать оркестр в пример где скрипка да пианино,эмоции вызваны от трека в восторге,и невникал где там резонансы и сколько рмс.

Если вы новичок в музыкальном производстве, вы можете столкнуться с термином лимитер. Хотя эти инструменты в основном используются в процессе мастеринга, их важно понимать, будь вы музыкальный продюсер или аудиоинженер.

Ниже мы подробно рассмотрим, что такое лимитер и как его использовать, чтобы вы могли эффективно внедрить эти мощные инструменты в свой рабочий процесс.

Что такое ограничитель?

Итак, что же такое лимитер? По сути, лимитер - это сверхмощный компрессор , используемый в основном в процессе мастеринга. Более конкретно, компрессор считается лимитером, если его соотношение равно или превышает 10:1. Как и компрессор, аудиолимитер предназначен для уменьшения динамического диапазона обрабатываемого звука, которым обычно является мастер-шина музыкального произведения.

Он понижает самые высокие пики и повышает самые низкие части аудиосигнала, создавая более последовательное восприятие после правильной обработки. По этой причине вы можете обнаружить, что используете лимитер для отдельных звуков, имеющих несколько непоследовательные пики. Например, лимитеры могут использоваться на вокальной или барабанной шине.

Лимитеры разработаны таким образом, что любой звук, преодолевающий их порог, замирает на месте. В действительности, особенно мощные лимитеры называются лимитерами "кирпичная стена", что означает способность лимитера удерживать любой звук, прошедший порог, иногда до бесконечности.

Ограничитель VS Компрессор

Естественно, лимитер и компрессор имеют много общего. Тем не менее, есть несколько ключевых различий, которые важно учитывать при выборе лучшей цепи эффектов для отдельных дорожек или шин. Вот некоторые ключевые различия между лимитером и компрессором:

В компрессорах больше внимания уделяется цвету

Компрессия динамического диапазона может быть направлена на создание более стабильной средней громкости, как и лимитеры, но они также могут использоваться исключительно для добавления цвета или тонального качества к обрабатываемому аудио, иногда с низким коэффициентом. Лимитеры, с другой стороны, имеют высокие коэффициенты, которые используются для создания более стабильной динамики при мастеринге аудио.

Поскольку эти два типа эффектов могут использоваться для совершенно разных целей, нередко инженеры по мастерингу используют оба для создания постоянной громкости звука с достаточным мягким клиппингом или цветом от специализированного компрессора.

Они не обладают столь высоким тональным качеством, поскольку такая обработка до крайности может звучать резко. Не все компрессоры окрашивают звук входного сигнала, но можно найти такие, которые это делают, в то время как в мире лимитеров таких плагинов мало.

лимитер против компрессора

Компрессоры не так сильны для обработки динамического диапазона, как лимитеры

Компрессоры не такие мощные, как лимитеры, что, естественно, делает их более гибкими. Вы можете установить высокий порог для лимитера, чтобы он обрабатывал только небольшую часть входного сигнала, но лимитер, используемый на отдельной звуковой дорожке, может привести к чрезмерному сжатию, что приведет к безжизненной звуковой дорожке. Вы также можете использовать точные регуляторы компрессора для намеренного введения мягкого клиппирования, что представляет собой уровень тонкости, невозможный для аудиолимитера.

По своей конструкции аудиолимитер должен использоваться более экономно, чем обычный компрессор. Если вы просто применяете компрессию динамического диапазона, чтобы немного подтянуть трек, вам лучше выбрать компрессор. Лимитеры обычно используются на мастер-выходе, обрабатывая всю композицию на этапе мастеринга в процессе производства музыки.

Компрессоры больше подходят для отдельных дорожек

Поскольку обработка сигнала в компрессоре обычно менее сильная, чем в лимитере, вы можете более свободно использовать их на отдельных дорожках по сравнению с лимитером, который ориентирован на мастер-шину композиции. Если бы вы использовали лимитер на отдельных дорожках, вы могли бы непреднамеренно создать жесткий клиппинг или оставить сигнал тусклым и безжизненным. Аудиолимитеры обычно используются на дорожке окончательного микширования.

Порог ограничителя - это динамическая точка отсутствия контроля

Одно из самых больших различий между компрессором и аудиолимитером заключается в том, как вы используете порог лимитера. В то время как компрессор может оказывать постепенный эффект обработки, медленно уменьшая усиление, лимитеры работают путем дробления аудиосигнала, как только он проходит порог для абсолютного контроля громкости.

части ограничителя

Части ограничителя

Для того чтобы правильно использовать аудиолимитер, важно понимать, как каждая из отдельных частей работает вместе и независимо друг от друга. Вы заметите, что части лимитера более или менее похожи на части компрессора, но с некоторыми ключевыми отличиями. Обратите особое внимание на тонкости порога и колена лимитера.

Атака

Некоторые лимитеры, как и компрессоры, имеют атаку, которая определяет, как быстро аудиовход подвергается воздействию аудиоэффекта. Однако с лимитерами это случается реже, поскольку обычно эти инструменты предназначены для зажатия во время микширования музыки, как только звук достигает порога

Релиз

Релиз определяет, как долго лимитер ограничивает определенный звук. Слишком короткий выпуск создает несколько противоречивые впечатления от прослушивания. С другой стороны медали, лимитер со слишком длинным временем выпуска может создать неприятный на слух звук перекачки. Хотя это одна из многих проблем инженера по мастерингу, квалифицированные инженеры являются экспертами в нахождении "золотой середины" между этими двумя крайностями. Поэтому регулятор отпускания является одной из самых важных частей лимитера.

Порог

Порог определяет, в какой момент сигнал сжимается лимитером. Рекомендуется начинать с довольно высокого порога и постепенно регулировать его, пока динамика не будет приведена в соответствие с вашим вкусом. Этот параметр также можно назвать потолком выходного сигнала. Уменьшенный динамический диапазон не будет превышать порогового уровня.

В самом простом виде входное усиление - это то, какую часть сигнала вы подаете через лимитер. Чем больше входное усиление, тем выше конечный звук, хотя громче не обязательно лучше. Чрезмерная громкость может привести к неприятному жесткому клиппингу, который может легко довести громкие части до искажения, фактически разрушив микс. Инженеру может потребоваться регулировка входного усиления, поскольку различные DSP и физические точки имеют различные требования к записи в музыкальной индустрии.

Усиление макияжа

Воспроизводящее усиление - это общее увеличение громкости по отношению к уровню снижения усиления. Это не всегда необходимо при использовании лимитера, но вы можете найти похожий эффект при использовании регуляторов максимального выходного сигнала или выходного усиления.

Измеритель уменьшения усиления

Этот измеритель просто показывает, насколько сильно лимитер зажимает самые громкие части вашей песни. Вообще говоря, вы должны стремиться к уменьшению усиления на мастеринговой шине от 1 до 5 дБ. Снижение усиления начинается всякий раз, когда аудиосигнал проходит установленный порог.

Колено

Иногда аудиолимитер имеет "колено", которое определяет, насколько тонко или резко применяется ограничение. Однако это встречается реже, поскольку лимитеры предназначены для полного отсечения сигнала, превышающего пороговое значение.


Типы аудиолимитеров

Теперь, когда мы разобрали основные части аудиолимитера, давайте сделаем еще один шаг вперед и разберем отдельные типы аудиолимитеров. Хотя все лимитеры более или менее работают одинаково, определенные типы лимитеров могут обеспечить большую или меньшую гибкость в музыкальной студии в зависимости от предпочтений инженера.

Полнодиапазонные ограничители

Полнополосные аудиолимитеры не обязательно имеют видимую "полосу", несмотря на свое название. Вместо этого, эти лимитеры работают, обрабатывая весь сигнал, что достаточно для многих ситуаций с лимитированием, поскольку эти инструменты предназначены для использования на всем миксе студийных записей.

Многополосные ограничители

Многополосный лимитер, как следует из названия, обеспечивает несколько частотных полос для лимитирования, что дает вам более точный контроль над отдельным миксом. В идеале все частотные проблемы решаются в процессе микширования. Однако если есть определенный диапазон частот, который требует большей компрессии по сравнению с другим участком, эти специализированные лимитеры могут существенно изменить ситуацию.

Пиковые ограничители

Истинный пиковый лимитер предназначен для учета клиппирования, которое мы можем не учесть из-за аналого-цифрового преобразователя, установленного в нашем оборудовании. Для вещания или сценариев с создателями телевизионной рекламы и другими настройками воспроизведения со строгими параметрами громкости, истинный пиковый лимитер, который может обнаружить межвыборочное клиппирование, необходим.

Ограничители кирпичных стен

Лимитеры "кирпичная стена" обычно относятся к лимитерам с высоким коэффициентом передачи. Такие лимитеры представляют собой "кирпичную стену", блокирующую любой звук, который проходит установленный порог.

Как использовать аудиолимитер

Хотя не существует единственно правильного способа использования аудиолимитера, есть несколько советов, которые вы можете иметь в виду для лучшей практики.

  • Начните с высокого порога. Всегда полезно начинать с высокого порога, а затем медленно снижать его, чтобы избежать чрезмерного сжатия сигнала. Меньше - значит больше, когда речь идет об ограничении.
  • Учитывайте стандарты громкости DSP и воспроизведения. Не забывайте, что для разных мест воспроизведения требуются разные диапазоны громкости. Вы должны использовать свой лимитер с учетом этих параметров.
  • Будьте деликатны. Лимитеры невероятно мощные, поэтому не нужно много усилий, чтобы привести их в действие. Будьте консервативны в настройках, чтобы не пережать сигнал.

Где использовать аудиолимитер

Итак, как узнать, когда следует использовать аудиолимитер? Вот несколько ситуаций, в которых использование аудиолимитера, вероятно, будет лучшим вариантом:

На главной шине

В подавляющем большинстве случаев аудиолимитеры обычно используются на мастер-шине для обработки всего микса, придавая ему окончательную громкость перед экспортом на потоковые платформы.

На вокальных автобусах

Иногда уровень громкости в разных вокальных дублях может быть невероятно непоследовательным. Поэтому, возможно, вы можете использовать лимитер на вокальной группе. Однако, вероятно, это больше относится к групповому вокалу, чем к чему-либо другому, поскольку лимитер может легко сгладить мощь ведущего вокала из-за его естественного высокого соотношения.

На автобусе с барабанами

Как и вокал, ударные могут иметь широкий динамический диапазон. Поэтому возможны сценарии, в которых вы используете лимитер на шине ударных, чтобы уменьшить пики.


Где НЕ следует использовать аудиолимитер

Так же как есть сценарии, в которых использование аудиолимитера является идеальным, есть ситуации, в которых вы захотите избежать использования аудиолимитера, например:

На отдельных дорожках

Аудиолимитеры предназначены для использования на мастер-шине или большой группе дорожек. Использование лимитеров на отдельных дорожках - верный путь к искажениям. Оставьте эти инструменты для окончательного уменьшения пиков группового звука. Используйте свои уши в качестве ориентира - есть шанс, что компрессор в конечном итоге будет звучать намного лучше.

Чтобы добавить цвет в ваш микс

Лучше всего использовать компрессоры и другие индивидуальные эффекты, чтобы добавить цвет и тон вашему звуку. Лимитеры используются в основном для динамического контроля и не взаимозаменяемы с компрессорами. Компрессор может превратиться в лимитер, но лимитер не может превратиться в компрессор.

Как видите, лимитеры являются важными элементами сигнальной цепи в зависимости от того, на каком этапе процесса микширования вы находитесь. Уделите время пониманию этих инструментов на протяжении всего вашего пути в музыкальной индустрии. Хотя лимитеры довольно просты, может потребоваться большой опыт, чтобы последовательно использовать их с абсолютной компетентностью.

Эти сверхмощные компрессоры предназначены для выравнивания уровня громкости всей шины или микса в качестве одного из последних штрихов в процессе мастеринга.

Botton youtube300.jpg

Fruity Limiter представляет собой мощный однополосный компрессор (с сайдчейном), лимитер и гейт. Чтобы получить доступ к соответствующим параметрам лимитера и компрессора, переключитесь между вкладками LIMIT и COMP в интерфейсе плагина (как показано ниже).

Когда использовать: Fruity Limiter идеально подходит для максимизации и лимитирования полных миксов, сжатия и лимитирования отдельных звуков или для использования в качестве "шумового гейта". Близкие альтернативы это Maximus (многополосный компрессор/лимитер/максимайзер), Fruity Compressor, Fruity Multiband Compressor и Soundgoodizer.

Fruity Limiter.jpg

Содержание

Сигнал идёт от входа в компрессор (COMP), усиление, лимитер (со встроенным шумовым гейтом), сатуратор (SAT), и наконец на выход плагина.

Fruity Limiter ustr.jpg

Для использования компрессора или лимитера в изоляции, поверните параметр CEIL лимитера или THRESH компрессора в их максимальное значение соответственно. В случае лимитера ATT также установите в 0.

Компрессия это форма автоматизированного управления усилением, которая уменьшает динамический диапазон звуков. Когда входящий сигнал превышает установленный порог скорость его роста выше этой точкой замедляется (или даже останавливается). Искусство настройки компрессора основано в тонкой настройке величин, скорости и времени автоматизированных изменений усиления, так чтобы процесс сжатия не вносил артефактов. Как снижение пиков амплитуды делает звук кажущимся громче? Чтобы понять это, мы должны рассмотреть, как наш слух интерпретирует части звуков, а именно начало (атаку) и тело (сустейн). Выясняется, что атака (первые ~ 10 мс) в основном используется для формирования впечатления о тембре, ясности, чёткости и ударе, в то время как сустейн вносит наибольший вклад в восприятии громкости. Сустейн самое главное, потому что восприятие громкости происходит от объединения (усреднения) предыдущих 600-1000 мс до любого текущего момента. Атаки транзиентов (очень короткой продолжительности) просто не имеют такого же веса, (из-за их короткой продолжительности) как устойчивая часть звука. Понижение пиковой амплитуды транзиентов, освобождает запас для увеличения усиления устойчивых частей сигнала (после сжатия), именно это шаг, который увеличивает громкость. Однако, как мы упоминали ранее, сжатие представляет собой компромисс между динамикой и громкостью, добро пожаловать в войну громкостей!

Fruity Limiter Compressor Controls.jpg

  • GAIN (усиление - пурпурный) - усиление выхода после компрессии. Примечание: Это усиление после компрессора и перед лимитером.
  • THRESH (порог - голубой) - порог компрессора. Устанавливает уровень, выше которого сигнал будет сжат. Чтобы отключить стадию компрессии установите пороговый уровень в максимальный уровень (0 дБ).
  • RATIO (соотношение - голубой) - степень сжатия. Устанавливает степень сжатия, которая будут применяться после того, как порог превышен.
  • KNEE (колено - голубой) - устанавливает переход между отсутствием и полным сжатием. Степень сжатия может быть установленной постепенно увеличивающейся (мягкое колено) или быстрой (жёсткое колено). Во время настройки ручки будет отображаться огибающая сжатия.

Чтобы активировать стадию компрессии, необходимо понизить THRESH ниже входящих пиков, увеличить RATIO, и при необходимости настроить KNEE.

  • ATT (время атаки) - настраивает, насколько быстро огибающая реагирует при старте сигнала (в мс).
  • CURVE (огибающие атаки и восстановления) - выберите от кривой 1 (быстрые атака/восстановление) до 8 (медленные атака/восстановление). Этот параметр устанавливает кривые и атаки и восстановления. Примечание: В приведённом ниже примере атака была установлена в 1 мс и восстановление в 550 мс, поэтому только на кривую восстановления заметно влияние установки кривой. При коротком восстановлении (REL) эффект временного натяжения будет на дисплее значительно менее заметным, но это может быть очень полезным для настройки искажений. При более долгом восстановлении, как показано ниже, установка кривой может быть использована для улучшения эффекта раскачки сайдчейном, чтобы усилить чувство кача.

Fruity Limiter Compressor Controls rel.jpg

Вам не нужно обеспокоится о компрессии пиковых транзиентов выше 0 дБ, потому как раздел лимитера можете поймать их.

Лимитирование это форма тяжёлого сжатия (обычно используется для описания степени сжатия больше, чем 10:01). Цель как правило "ограничить" выходящий уровень установленный на максимум, как правило 0 дБ, чтобы избежать клиппирования в финальном миксе. Лимитер может использоваться для максимизации уровня динамичного трека, без добавления заметных искажений и поэтому лимитер это любимым эффект используемый при мастеринге. Хотя громче часто звучит лучше, мы обращаем ваше внимание на прекрасную статью Википедии о войне громкостей!

Fruity Limiter Limiter Controls.jpg

Раздел лимитера можно обойти поворотом потолка (CEIL) в максимум и атаки (ATT) в минимум.

Эти параметры влияют на вход и пороги лимитирования Fruity Limiter.

  • GAIN (усиление - пурпурный) - лимитирование усиления входа. Примечание: Этот усиление после компрессора и перед лимитером.
  • CEIL (потолок - зелёный) - потолок лимитера. Устанавливает уровень, выше которого будет ограничен сигнал. Невозможно полностью отключить стадию лимитирования, установите уровень потолка в максимум (+12 дБ) это должно предотвратить участие лимитера.
  • SAT (сатурация - красный) - управляет пороговым уровнем, сигналы идущие в красную область будут сатурированными. Для понижения порога, и тем самым увеличения сатурации поверните SAT влево. Установите на слух. Сатурация (для некоторых приятно) это одни из видов искажения амплитуды, что обычно ассоциируется с ламповыми усилителями, лентой или аналоговыми схемами. Как правило когда сигнал превышает максимальную амплитуду, которую может нести аналоговая система, его форма округляется или изгибается. Этот изгиб является мягким искажением которое постепенно увеличивается, пока вход не дойдёт до максимума (0 дБ). Совет: Для альтернативой сатурации звука позвольте входящим пикам переходить выше порога лимитера, затем подмешайте некоторое количество "мягкого клиппирования" из сатуратора. Выше лимитирования добавляется свой ​​собственный вид эффекта сатурации, который приятно взаимодействует с традиционным процессом сатурации.

Для того чтобы лимитер работал, входящий сигнал должен превышать порог лимитера (CEIL). Ваши варианты, это понизить уровень CEIL, повысить уровень GAIN или увеличить уровень сигнала, поступающего в плагин.

  • ATT (время атаки) - настраивает, насколько быстро огибающая реагирует при старте сигнала (в мс). Время атаки также устанавливает время look-ahead (взгляд в будущее) для лимитера. Look-ahead добавляет небольшую задержку на вход стадии лимитера, чтобы алгоритм огибающей мог увидеть пики до их начала, и чтобы огибающая лимитера могла поймать их.
  • CURVE (огибающие атаки и восстановления) - выберите от кривой 1 (крутой наклон) до 8 (низкий наклон).
  • REL (восстановление) - время восстановления (в мс). Есть два параметра восстановления, этот оказывает основное влияние на время восстановления огибающей сжатия. Установив слишком низко звук может искажаться.
  • SUSTAIN (удержание) - задаёт продолжительность, на которую усредняется вход (RMS), от 0 до 1000 мс. Эффект заключается в том, чтобы контролировать время выдержки компрессора и препятствовать тому, чтобы огибающая сжатия восстанавливалась слишком рано.

Для того, чтобы поймать сигналы транзиентов, прежде чем они пройдут через лимитер необходимо время look-ahead (взгляд в будущее) больше 0. Если необходима нулевая задержка, то вы можете установить атаку лимитера в 0, а затем настроить атаку компрессора, чтобы достичь того же эффекта (или как можно ближе к нему).

Дисплей анализатора это ценный инструмент визуального анализа, того как различные настройки плагина взаимодействуют с входящим/выходящим звуками. Нажмите по дисплею, чтобы приостановить отображение.

    Опции - отображает информацию о плагине. Показывать входящие пики - отображает график входящего уровня. Показывать выходящие пики - отображает график выходящего уровня. Где вход (фиолетовый), а выход (зелёный) перекрывания имеют серый цвет. Показывать анализ и огибающую усиления - отображает огибающие анализа (синий) и усиления (белый), применяемые к выбранной полосе (белый = огибающая компрессии). Показывать маркеры уровня - отображает настройки уровней GAIN (фиолетовый), CEIL (зелёный) и THRESH (голубой). В положении по умолчанию линии пересекаются в 0 дБ и отображаются как одна белая линия. Скорость - скорость прокрутки (вверх – быстрее, вниз – медленнее).

Чтобы приостановить отображение, щёлкните по области дисплея. После паузы, вы можете продолжить изменение режимов отображения и изучить данные представляющие интерес.

Лимитер работает с пиковыми уровнями, а компрессор с RMS уровнем (усреднённый). Синий сигнал это след входящего RMS сигнала.

Эти параметры влияют на функцию гейта в Fruity Limiter.

  • GAIN (усиление шума) - регулирует уровень сигнала, проходящего через гейт в закрытом состоянии (по умолчанию 100%, то есть никакого гейтирования). Поверните влево для получения дополнительного эффекта гейта.
  • THRESH (порог шума) - порог гейта. Когда уровень входящего сигнала превышает шумовой порог гейт открывается (немедленно). Затухание гейта срабатывает, когда сигнал падает ниже этого же порога, чтобы остановить сигнал.
  • REL (время затухания шума) - длительное время затухания заставляет гейт закрываться медленно, короткое время затухания заставляет гейт закрываться резко. Это работает таким же образом, как и затухание в огибающей ADSR.

Гейт полезен для подавления шума который иногда становится слышен на хвостах сильно сжатых звуков, когда используются высокие уровни усиления (после компрессии). Он также может быть использован в творческих целях, например для получения классического звука "закрытого малого". Поместите длинную тяжёлую реверберацию на малый барабан, а затем установите Gain гейта на минимум, Release высоко и Threshold таким образом, чтобы открытие происходило на начале удара барабана. Настройте длину Release в соответствии с темпом трека.

Цель, которая здесь преследуется, состоит в том, чтобы добиться сбалансированного звучания микса. При этом, все элементы должны ясно прослушиваться и уровень громкости трека должен соответствовать коммерческому стандарту.

Я пройду по каждому плагину в нашей цепочке мастеринга, объясняя - почему я выбрал именно этот плагин и рассказывая о том, как эффективно его использовать для получения оптимального звучания.

Существует однако одна вещь, которую вам нужно сделать - прежде чем вы приступите к этой работе. Вам понадобится эталонный (по вашему ощущению - качественно сведенный и отмастеренный) - трек, выполненный в том же стиле и жанре, что и ваш.

Причина здесь в том, что многие решения по обработкам трека будут определяться посредством сравнения со звучанием такого эталонного трека, и имея его под рукой, вам будет проще добиваться профессионального уровня звучания.

Также, прежде чем вы приступите к работе, вам необходимо будет убедиться, что пики трека не превышают отметки -3 и -6 децибел, и что у вас есть, необходимый для работы, запас по динамическому диапазону.

Цепочка мастеринга

Плагин ОТТ (Over the Top Compression) - т.е. плагин избыточной компрессии) - идет первый в цепочке мастеринга. Он применяется для обычной многополосной компрессии - для выстраивания баланса звучания и для существенного увеличения восходящей компрессии, которая поможет приблизить микс и сделать его громче.

Для современной электронной музыки весьма характерна чрезмерная степень компрессии звука. И применение, в самом начале цепочки, плагина ОТТ, разработанного Стивом Дудой, помогает достичь такого характерного звучания.

Поскольку плагин находится на мастер-канале, добавление даже небольшого количества эффекта имеет далеко идущие последствия.

Зафиксируйте значение ручки dry/wet (соотношение сухого и обработанного сигнала) на 10% и поверните ручку downward compression (нисходящая компрессия) на 90%, чтобы придать звучанию больше присутствия и выразительности.

Этот плагин Стива Дуды делает задачу получения выразительности и присутствия в миксе легко выполнимой. Используйте ручки L, M, и H для дополнительного управления звуком.

Эквализация

Следующим в цепочке идет эквалайзер. Слушайте эталонный трек на той же громкости что и ваш, чтобы определить что необходимо делать.

Ищите те частоты, которые "торчат" в миксе и приводят к доминированию отдельных частотных диапазонов.

Несбалансированный микс - не только звучит кособоко, но и не дает вам возможности увеличить уровень громкости трека на этапе применения лимитера, поскольку доминирующие частоты начинают искажаться прежде остальных.

Проблемные зоны обычно обнаруживаются в диапазоне 100 -250 Гц и 500 Гц, так что проверяйте их в первую очередь, но подрезать их следует только если у вас есть ощущение, что это необходимо.

После того, как вы разобрались с проблемными частотами, используйте эквалайзер для доведения качества звучания - до уровня характеристик эталонного трека.

Слушайте эталонный трек и записывайте особенности звучания на:

  • низких частотах - от 20 Гц до 120 Гц
  • средних частотах - от 12 Гц до 2.5 кГц, и
  • высоких частотах - от 2.5 кГц до 20 кГц

Например, у вас может быть чистый низ, теплая середина и "шершавый" и чистый верх на эталонном треке. Запишите как звучит каждый из этих диапазонов в плане частотного содержания.

Теперь у вас есть цель - как вы хотите чтобы звучали низы, середина и верх вашего трека.

Когда вы это проделали, подрежьте там, где это необходимо, или наоборот - подымите частоты в этих трех диапазонах так, чтобы звучание трека соответствовало вашему описанию содержания эталонного трека.

Я использовал эквалайзер Pro Q-2 на мастер-канале, поскольку в нем можно создавать столько полос, сколько необходимо - при этом каждую полосу можно прослушивать в соло-режиме, плюс он обеспечивает высокую степень точности при подрезании и повышении уровня частот. Заметьте, что все подрезки и увеличение частот не должны переходить границы 1го децибела. Деликатность в этой работе является ключевым моментом.

Также помните, что многие корректировки в мастеринге имеют далеко идущие последствия. Необходимо следить за тем, чтобы все операции с эквалайзером ограничивались малыми значениями. Если вам необходимо на мастер-канале поднимать частоты на 4 децибела - для получения искомого звучания, то весьма вероятно, что у вас в миксе есть проблемы со сведением, и вам нужно в вернуться к коррекции динамики, вместо того, чтобы заниматься мастерингом трека дальше.

Многополосная компрессия

Следующим в цепи идет многополосный компрессор. Он выполняет функцию вторичного выравнивания частот, но в этот раз - на динамическом уровне.

Многополосный компрессор играет очень важную роль в мастеринге, потому что он позволяет вам контролировать определенные участки частотного диапазона, которые нарушают баланс на различных участках трека.

Подрезать эти частоты эквалайзером нельзя, поскольку такая подрезка удалила бы эти частоты по всей длине трека. Такая эквализация не нужна, так как проблемные частоты присутствуют только на определенных участках трека.

Используйте многополосный компрессор после эквалайзера - для того чтобы проблемные частоты, которые имели место до эквализации, не перегружали компрессор, вызывая чрезмерное сжатие звука, что обычно происходит при наличии в миксе доминирующих частот.

Прослушайте трек еще раз, чтобы убедиться что там не осталось выпирающих на определенных участках частот. Если же таковые присутствуют, подстройте компрессор таким образом, чтобы он срабатывал только на эти конкретные частоты.

После этого прослушайте еще раз ваш эталонный трек - это поможет вам в принятии решений по дальнейшей обработке трека. При прослушивании, сфокусируйте внимание на том, как звучат низкие, средние и высокие частоты относительно друг друга - по громкости и степени сжатия.

Убедитесь что высокие звучат светло, но не чрезмерно, а низы - плотно, и они хорошо сжаты. Проследите чтобы средние частоты имели немного больший динамический диапазон и не были "склеены" так же плотно, как низы и высокие.

Внимательное прослушивание и анализ трека, основанный на том, что вы слышите - это лучший способ определиться с тем, что следует сжимать, а что нет.

Компрессор 1

Добавьте компрессор в цепочку. На этот раз использовать вы его будете несколько иначе, чем обычный компрессор. Он будет выполнять функцию параллельной компрессии.

При параллельной компрессии, сухой несжатый сигнал смешивается с сигналом, подвергшимся сильному сжатию. Чтобы выполнить эту операцию, поворачивайте ручку dry/wet до нужного соотношения сигналов.

Целью параллельной компрессии является придание большего веса или громкости звучанию при помощи подмешивания сильно компрессированного сигнала.

Параллельный компрессор идет в цепочке после эквализации и многополосного компрессора, так как вам нужно добиться сбалансированного звучания трека до того, как вы начнете "утяжелять" его добавлением параллельной компрессии. Размещение его раньше в цепи усугубит выпирание проблемных частот в треке и усложнит задачу получения чистого и громкого микса.

Для того, чтобы настроить наш компрессор для параллельной компрессии на мастер-шине:

  • поверните ручку соотношения сухого и обработанного сигнала dry/wet на 10 -20%
  • установите ratio (коэффициент сжатия) где-то 3 к 1
  • Установите небольшое время атаки, желательно 0 мс, так чтобы компрессировался весь сигнал
  • Задайте долгий release (время высвобождения) примерно 400 мс - чтобы компрессор не успевал восстанавливаться и весь сигнал оставался обработанным

Поворачивайте ручку threshold (порог срабатывания) до тех пор, пока индикатор не покажет gain reduction (восстановление уровня усиления) 4 - 8 децибел.

Это делает звучание на мастере более плотным и обеспечивает всему треку более высокий* уровень RMS (среднеквадратичного значения) * в исходнике "низкий" - по видимому ошибка (прим. переводчика)

Компрессор 2

После параллельного компрессора, идет еще один компрессор, выполняющий обычную функцию понижающей компрессии, к которой мы все привыкли.

Задача этого компрессора - "склеить" трек воедино.

На этом этапе мастеринга выводится общий баланс трека, добавляется "вес" и теперь самое время перейти к работе над тем, чтобы он звучал как единое целое, а оставшиеся "торчащие" пики были нивелированы.

Для того, чтобы "склеить" трек:

  • установите время атаки в районе 0.3 мс
  • поставьте release примерно 0.7 мс - чтобы не пострадали транзиенты трека
  • установите ratio 2 к 1
  • поворачивайте ручку threshold до восстановления 1 - 3 децибела.
  • Задача этой "склеивающей" компрессии - сделать звук плотнее, а не громче.

Для ее выполнения, мы используем G-Master Buss Compressor от фирмы Waves.

Лимитер 1

Многие продюсеры, возможно, привыкли к использованию только одного лимитера, однако применение большего их количества помогает получить на мастере более чистый и громкий микс.

Задача первого лимитера - снизить нагрузку на второй лимитер посредством среза самых высоких пиков вашего трека. Это позволит вам накрутить второй лимитер еще жестче, поскольку самые высокие пики уже уложены в звуке.

На этапе применения первого лимитера, мы добавляем его действия до тех пор, пока значение gain reduction (восстановление уровня усиления) достигнет 1 - 2 децибела.

После этого этапа будут наблюдаться небольшие потери транзиентов, но по-другом добиться реального изменения в звучании трека не удастся.

Я использовал лимитер Pro-L фирмы Fab Filter, который отличается чистотой и прозрачностью обработки звука, но можно использовать и любой другой лимитер.

Лимитер 2

Последний плагин в цепочке это brick wall (жесткий) лимитер.

До этого момента мы выводили баланс трека, добавляли ему веса, склеивали его и срезали самые высокие пики трека. Теперь все готово для доведения его уровня громкости - до коммерческого стандарта.

Применяя второй компрессор, нужно иметь в виду уровень gain reduction в районе 3 - 4 децибел.

На этом этапе мастеринга, ваш трек должен быть тонально и динамически сбалансирован - с тем чтобы можно было применять brick wall (жесткий) лимитер с положительным эффектом.

Если в звучании трека начнут появляться искажения до того, как вы выйдите на искомый уровень громкости, тогда вам нужно вернуться к стадии многополосной компрессии и эквализации и установить - какие частоты в миксе "торчат" и вызывают искажения при применении лимитеров.

Я использовал максимайзер фирмы iZotop для получения коммерческого уровня громкости трека.

Оценка трека по итогам мастеринга

Прежде чем экспортировать трек из рабочей станции, важно сравнить его звучание с тем, что было до мастеринга, и со звучанием эталонного трека.

Убедитесь что вы проделали все необходимые операции, которые планировали - для улучшения его качества и сопоставьте уровень его громкости - с коммерческим стандартом. Убедитесь что он звучит сбалансировано.

Это практически все соображения, которые необходимо учитывать для достижения оптимального звучания трека.

Не спешите разочаровываться, если что-то не получилось, и не тушуйтесь если надо вернуться и проделать всю работу с нуля, создавая новую версию мастеринга.

Весь смысл мастеринга - это внесение небольших изменений в микс. Наш слух легко может "замыливаться" в ходе работы, так что создание другой версии мастеринга даже рекомендуется.

Вывод

Использование цепочки мастеринга, которую мы здесь привели и понимание того, почему я использовал именно эти инструменты и именно в этой последовательности, поможет вам вникнуть в суть процесса - что необходимо для выполнения мастеринга на профессиональном уровне.

Здесь есть много разных подходов, так что не думайте что изложенный здесь путь - единственный. Целью данного материала было дать вам ориентиры для выполнения профессионального мастеринга.

Эта работа требует большого количества практических навыков для тренировки вашего слуха, что позволит вам научиться слышать - что именно необходимо менять. Уделяя ежедневно даже небольшое количество времени этой практике и используя рекомендации, которые я здесь изложил, вы сможете весьма преуспеть в достижении профессионального уровня в мастеринге, так что практикуйтесь.

Читайте также: