Как сделать лигатуру для кларнета своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как сделать кларнет своими руками . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как сделать кларнет своими руками .


Два мундштука для кларнета с лигатурами. Слева серебряная лигатура Vandoren Optimum (со сменными прижимными пластинами), а справа - оборачивающая лигатура naugahyde Rovner. Оба отображаются без язычков.

Лигатуру представляет собой устройство , которое держит тростник на мундштук о наличии одного-тростникового инструмента , таких как саксофон или кларнет . Лигатура должна надежно фиксировать трость на столе мундштука, позволяя ему свободно вибрировать. [1] Самые ранние лигатуры представляли собой отрезки веревки, намотанные на тростник и перевязанные. Иван Мюллер изобрел металлическую лигатуру вместо шпагата. [2] Струна до сих пор используется кларнетистами, особенно в Германии. Современные немецкие мундштуки имеют бороздку, вырезанную снаружи мундштука для облегчения наматывания струнной лигатуры. Некоторые современные кларнетисты даже предпочитают использовать шнурок в качестве замены лигатуры, поскольку он легче регулируется, чем струна. [3] Другие современные кларнетисты используют изоленту в качестве лигатуры.

Лигатура должна быть размещена правильно, чтобы обеспечить наилучшую работу язычкового инструмента. Лигатуру необходимо поместить как минимум на половину ложа трости, а винты не должны быть слишком затянуты, чтобы обеспечить свободную вибрацию и не деформировать трость. [4]

Лигатуры чаще всего делают из металла и покрывают никелем, серебром или золотом. Лигатуры также делают из проволоки, проволочной сетки, пластика , нейлона , тяжелой нейлоновой ткани, дерева, веревки или кожи . Лигатуры делятся на две основные категории, в зависимости от того, контактирует ли ремешок с язычком или с прижимной пластиной, либо на ремешке, либо с регулировкой внутрь от блока, установленного на ремешке, с помощью винта с накатанной головкой.

В конструкцию лигатур включены различные функции, которые надежно удерживают язычок, сводя к минимуму деформацию язычка под давлением и обеспечивая максимальную вибрацию. Контактные планки могут быть параллельны или поперечны язычку на металлической ленте или лигатуре с прижимной пластиной. Контактные шины могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми. Нажимные пластины также могут иметь приподнятые точки контакта, выступы или вогнутую форму для контроля контакта с язычком. Некоторые ленты предназначены для минимального контакта с мундштуком, что позволяет еще меньше поглощать вибрации язычка.

  1. ^ Кампионе, Кармин. Чемпион на кларнете: полное руководство по игре на кларнете и обучению . Фэрфилд, Огайо: Джон Тен-Тен, 2001.
  2. ^ Лоусон, Колин. Кембриджский компаньон для кларнета . Издательство Кембриджского университета, 1995.
  3. ^ Пино, Дэвид. Игра на кларнете и кларнете . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 1980.
  4. ^ Харви, Пол. Саксофон . Лондон, Англия: Кан и Аверилл, 1995.

Это статьи , касающиеся деревянных духовых инструментов является заглушкой . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Кларнет – тростевой или язычковый деревянный духовой инструмент. Кларнет оснащен одинарной тростью.

Кларнет, детали и части кларнета

Кларнет состоит из 5 сборных частей: мундштук с лигатурой и тростью, бочонок, верхнее колено, нижнее колено и раструб.

Трость располагается над отверстием в мундштуке, в которое поступает вдуваемый воздух. Возбуждение звука в тростевых деревянных духовых инструментах происходит в результате прерывания струи воздуха с помощью вибрирующей трости с частотой собственных колебаний воздушного столба в канале ствола. Под воздействием воздушного столба трость приходит в колебательное движение, открывая и прикрывая отверстие, что способствует более легкому возбуждению воздушного столба в канале инструмента и тем самым уменьшает расход воздуха.

Трость традиционно изготавливается из натуральных материалов - камыша или тростника. В наше время некоторые производители используют для изготовления тростей синтетические материалы. Большой популярностью, например, пользуются пластиковые трости Bari американского производства. Трость закрепляется на кларнете при помощи лигатуры – специального хомута. Лигатура может быть изготовлена из металлического сплава, пластика, натуральной кожи.

Бочонок кларнета соединяет мундштук с верхним коленом кларнета и служит для тонкой настройки инструмента. В зависимости от высоты тона, на которую настраивается оркестр, используют бочонки различной длины. Размеры и положение бочонка изменяют длину канала ствола кларнета. Увеличение длины канала ведет к понижению основного строя кларнета. Внешние факторы, такие как температура воздуха и относительная влажность влияют на изменение строя. Для тонкой настройки в пределах приблизительно четверти тона регулируют положение бочонка. Чтобы опустить строй, надо выдвигать бочонок, удлиняя тело кларнета. Чтобы повысить строй бочонок задвигают, делая кларнет более коротким. Бочонок кларнета обычно изготавливается из того же материала, что и коленья.

Верхнее и нижнее колена – основные части корпуса кларнета, на которых расположены звуковые отверстия, кольца и клапаны. Верхнее колено музыкант держит в левой руке, а нижнее в правой. На коленья устанавливается сложная клапанная механика, состоящая из различных тяг, рессор, винтов. Основа ствола кларнета изготавливается из черного эбенового или гренадильного дерева, палисандра, эбонита или пластика. Современные кларнеты Buffet Crampon серии Green Line из ABS пластика стоят не дешевле деревянных инструментов, но многие музыканты выбирают Green Line. Деревянный ствол со временем растрескивается, в этом случае кларнет необходимо ремонтировать. Щели заполняются под давлением специальной смесью из стружки и клеящего материала, либо колено меняется на новое.

Раструб кларнета крепится к нижнему колену. Это единственная часть ствола конической формы. Коническая форма раструба расширяет частотный диапазон кларнета до низкой Ми малой октавы, а также улучшает интонирование в нижнем регистре. Спектр звучания кларнета богатый, в составе этого спектра почти нет четных гармоник, что придает звуку своеобразный тембр.


Система захвата для деревянных духовых инструментов - это способ, которым исполнитель на инструменте создает возможные звуки пальцами, используя заслонки на инструменте. Для инструмента могут быть разные системы заслонок и, следовательно, рукояток, которые обычно также подключаются к разным внутренним отверстиям инструмента, что, в свою очередь, приводит к другому звуку.

оглавление

Системы рукоятки для современного кларнета

Современные кларнеты изготавливаются с тремя системами аппликатуры. Двумя наиболее важными являются немецкая система, также известная как система Элера , которая является дальнейшим развитием исторического кларнета , и французская система, также известная как система Бема . Соответственно, говорят о немецком кларнете или кларнете Oehler и французском или о кларнете Бема. Существует также система Альберта, разработанная в Бельгии в 1850 году; Пожалуйста, обратитесь к статье Кларнет системы Альберта . Далее описаны только две системы, упомянутые первыми, с их вариантами.


Ранний кларнет с 4 клавишами, мундштук в положении пузыря


Кларнет Ивана Мюллера

Система Бема : кларнет Бема был разработан во Франции между 1839 и 1843 годами кларнетистом Гиацинтом Клосе и мастером инструментов Луи Огюстом Баффе путем частичного переноса на кларнет системы клавиш и очков, изобретенных незадолго до этого флейтистом и мастером флейтистов Теобальдом Бемом для флейта развивалась. Она получила 17 клапанов и очки с 2 кольцами в верхней части и одно с тремя кольцами в нижней части и дополнительное кольцо вокруг тонального отверстия для большого пальца правой руки на нижней стороне верхней части. На нем было легче играть, чем на кларнете Мюллера или даже на историческом инструменте с четырьмя-семью клавишами, и это открывало новые способы игры. Особенно характерной была новая технология дублирующих клапанов в нижней части для двух мизинцев с четырьмя клапанами для правого и тремя для левого пальца, в отличие от двух клапанов ранее и без дублирования. Однако для этих заслонок, в частности, требовалось дополнительное внутреннее отверстие со значительно большим конусом в нижней части нижней части инструмента. Возникшее в результате ухудшение интонации было компенсировано удлинением нижней части и, следовательно, кларнета всего на 10-15 мм и соответствующим смещением отверстий нижнего тона. Также имелись более широкие поднутрения тональных отверстий и более широкий мундштук, что, в свою очередь, требовало других язычков. Однако в результате этих операций характерный звук кларнета, который так очаровывал Моцарта, был утерян. Рихард Штраус говорил о носовых французских кларнетах после дирижирования во Франции. После дальнейшего развития техники бурения звук немецкого кларнета теперь описывается как чистый, звучный и теплый, а звук французского - как более резкий, более богатый обертонами и более гибкий. Кларнеты с немецким каналом больше подходят для классической музыки с точки зрения звука, а кларнеты с типичным французским каналом больше подходят для джаза и поп-музыки. То, как на самом деле звучит кларнет, в отдельных случаях зависит не только от конструкции, но и в значительной степени от звукового воображения музыканта и его способности реализовать эту идею.

Система Элера : В 1905 году система клавиш кларнета Мюллера была значительно расширена кларнетистом и изготовителем инструментов Оскаром Элером . Он увеличил количество клавиш до 22 и перенял систему очков от кларнета Бема, к которой добавил третье кольцо в верхней части. Он также закрыл отверстие среднего тона в нижней части и заменил кольцо крышкой. При активации он закрывает две заслонки с правой стороны, которые заменяют звуковое отверстие, которого больше нет под крышкой. Кроме того, в чашку встроена заслонка, которой можно управлять большим пальцем правой руки, чтобы улучшить интонацию низких ми и фа (малая октава). Этот механизм стакана теперь также устанавливается на кларнете Böhm некоторыми производителями по запросу. Теперь существовали две технически полностью разработанные и примерно эквивалентные системы ручек.

В обеих системах есть кларнеты с большим или меньшим количеством клавиш, в том числе те, которые были изобретены не Oehler или Klosé / Buffet, а более поздними производителями кларнетов. В этом отношении названия Oehler и Böhm для кларнетов, которые точно не имеют механизмов, разработанных Oehler или Klosé / Buffet, и ограничиваются ими, являются проблематичными, кроме того факта, что сам Теобальд Бем не является автором аппликатуры под названием после него кларнет. Независимо от того, больше или меньше закрылков, это в основном одна и та же система, немецкая или французская, как их предпочтительно называли со времен разработки Oehler.

Несмотря на высокоразвитую механику, каждая система имеет существенные недостатки. В немецкой системе есть два, которых нет во французской системе:

Недостатки французской системы:

Таким образом, есть отрывки из немецкой системы и другие, которые труднее играть во французской системе (в пограничных случаях в правильном темпе, возможно, даже не в легато).


Распространение: немецкая система сейчас распространена только в Германии и Австрии, французская - в остальном мире.

Вариант немецкого кларнета: венский кларнет


1. Стандартный кларнет Böhm с 17 клавишами и 6 кольцами
2. Полный кларнет Böhm с 19 клавишами и 7 кольцами, подъемником Eb и диапазоном до низкого Eb.

Вариант 1 французского кларнета: кларнет Фолля-Бема

Так называемый полный кларнет Бема, разработанный Баффетом Крампоном в 1870 году, отличается от стандартного кларнета Бема тем, что нижнее из трех тональных отверстий верхней части окружено кольцом, как и два других. Как и в случае с немецким кларнетом, вилочный захват возможен и для двуслойной си-бемоль, которая выполняется исключительно на верхней части (указательным и безымянным пальцами левой руки). Кроме того, в нижней части есть еще одна заслонка с подъемником между верхним и средним тоновым отверстием. Кроме того, этот кларнет снабжен подъемником Eb (для двуслойной ми-бемоль и малой ля-бемоль) для левого мизинца, который также доступен в качестве опции для стандартных кларнетов Böhm. В большинстве случаев, хотя и не обязательно, диапазон уменьшается до малых es вместо, как обычно, до e, что делает инструмент на несколько сантиметров длиннее.

Полные кларнеты Böhm сегодня встречаются редко и предлагаются лишь несколькими производителями, например. B. от Fratelli Patricola (см. Иллюстрацию).

Вариант 2 французского кларнета: кларнет Reform Böhm

Внутренние отверстия кларнетов не имеют непрерывной цилиндрической формы, а имеют только или предпочтительно имеют более или менее прочный конус на нижней части, который влияет на звук. Во второй половине 1940-х годов немецкий мастер-производитель кларнета Фриц Вурлитцер разработал кларнет с французской системой аппликатуры, в которой он модифицировал канал ствола так, чтобы он звучал почти так же, как немецкий кларнет. Прежде всего, он уменьшил конусность с 7 до 4,5 мм, а также заменил мундштук. Этот вариант все еще популярен среди кларнетистов Бема в ряде стран, хотя их число постепенно сокращается.

Были и другие варианты французской системы ручек, которые не смогли преобладать и больше не производятся: система Маццео, система Макинтайра и система NX.

Вариация между системами: гибридный кларнет

веб ссылки

Отдельные ссылки и комментарии

    Эта страница последний раз была отредактирована 5 августа 2021 в 08:28.

Кларнет. Урок 4. Урок ведет Александр Венгеров.

Тема урока: Ремонтируем кларнет самостоятельно. Часть 1.

Кларнет имеет довольно сложное техническое устройство со множеством рычагов, клапанов. Поэтому Вам понадобится периодически приводить их в порядок и, даже, ремонтировать их. На уроке рассказывается о том, как самостоятельно провести несложный ремонт кларнета, не прибегая к помощи профессионального мастера.

  • как поставить кольцо обратно либо на бочонок либо на раструб, когда бывает рассыхается либо то, либо другое и кольцо просто слетает. Очень просто это кольцо ставить.
  • как убрать люфт между клапаном и стойкой
  • как правильно обточить и уставить подушку на октавный клапан, чтобы нота си бемоль первой октавы звучала максимально чисто без всяких примесей и шумов.

Эти умения смогут вам помочь избежать каких-то непредвиденных расходов. Вы в состоянии сделать эти работы самостоятельно.

Как установить кольцо на бочонок кларнета

Часто, когда инструмент усыхает, кольцо с бочонка слетает. Это чревато тем, что дерево без кольца может треснуть. Для ремонта потребуется женский капроновый чулок, лезвие, деревянный молоточек и больше ничего.

молоточек для кларнета

Чулок в один слой натягивается на бочонок.

кларнет чулок

Затем усаживается кольцо и немного (не до конца) загоняется на бочонок молоточком.

кольцо насаживаем на кларнет

раз

молоточком по кольцу

и два

После этого, чулок с обоих концов кольца обрезается лезвием так, чтобы из под кольца не были видны края чулка. Теперь кольцо молоточком усаживается полностью на свое место на бочонок.

Ремонт закончен: кольцо плотно сидит на бочонке и предохраняет бочонок от растрескивания. Само кольцо к бочонку не приклеено. При необходимости его можно снять, что бывает удобно.

Как убрать люфт между клапаном и стойкой.

Когда появляется люфт между клапаном и стойкой при игре на кларнете возникают дополнительные шумы. К тому же, клапан из-за люфта может не крыть (не закрывать плотно) нотное отверстие, что приведет к искажению звука. Поэтому люфт клапанов необходимо убирать.

  • перевести пружину клапана в нерабочее положение

пружина на кларнете

сдвигаем пружину

  • выкрутить винт клапана так, чтобы открыть его отверстие:

отверстие в клапане кларнета

видно отверстие, куда положим олово

  • вставить маленький кусочек олова в отверстие клапана. Паять и греть ничего не нужно.


пинцетом помещаем кусочек олова в отверстие

  • закрутить винт клапана на место. Вкручивайте винт бережно, там мягкий метал. Не перетяните, чтобы клапан мог легко двигаться. Можно закрутить винт до конца и сделать пол оборота обратно.
  • перевести пружину в рабочее состояние.

Также люфт клапанов можно убрать обжимая трубку клапана при помощи специальных обжимных клещей. Здесь потребуется особая осторожность, чтобы не пережать трубку и клапан мог двигаться при игре.

клещи для кларнета

обжимные клещи для ремонта кларнета и саксофона

Начинающие кларнетисты во время игры часто пережимают клапаны и сгибают их рычаги, после чего клапан перестает крыть отверстие. В таких случаях необходимо разогнуть рычаг. Для этого одной рукой плотно прижмите клапан к отверстию, а другой осторожно отогните его рычаг.

обжим клапана на кларнете

Проверить плотно ли клапан кроет отверстие можно полоской папиросной бумаги как показано на видео.

Плотность прилегания клапана к отверстию следует проверять по всей окружности. И, если в каком-либо месте плотность прилегания недостаточна, следует с противоположной стороны подложить под клапан кусочек плотной бумаги и поджать клапан.

После этого снова проверьте плотность со всех сторон. Отрегулируйте положение клапана так, чтобы он крыл отверстие плотно по всей окружности отверстия.

Обтачиваем подушку октавного клапана.

Заводская подушка октавного клапана изготавливается из пробки и имеет плоскую форму.

заводская подушка кларнет

При открытии октавного клапана подушка отходит от отверстия и в этот момент отверстие должно пропустить значительный объем воздуха. При этом воздух отражается от плоской подушки и появляется неприятных звук во время игры. Если подушку обточить на конус, то можно избавиться от такого нежелательного эффекта.

обточенная подушка кларнет

Обточить подушку можно вручную. Для этого новую подушку устанавливают на место в клапан, прижимают к отверстию, чтобы увидет точное место касания подушки и отверстия. Затем лишнюю пробку с подушки аккуратно срезают лезвием и оттачивают пилкой для ногтей.

Важно! Если клапаны изготовлены из серебра, рекомендуется при таких работах защищать металл скотчем.

Кроме такого (вручную) способа, для обтачивания клапанных подушек применяют специальные насадки на дрель.

насадка для подушки кларнет

Работа по установке и обточке пробки потребует наличия специализированного оборудования и определенной сноровки. Все тонкости этой операции показана на видео.

Перейти к Ремонт кларнета самостоятельно
часть 2

Читайте также: