Как сделать летопись

Обновлено: 07.07.2024

Летопись писалась в Древней Руси по годам. Лето – в смысле год. Летописание затрагивало только существенные события в пределах государства, и в ней упоминались в основном только имена князей или высших церковных служащих. Она должна была быть беспристрастной, сухой. Однако русские летописцы часто критично оценивали неумелую деятельность князей, например, на поле брани. Но видно это в основном из контекста.
Писать летопись сегодня – беспристрастно описывать происходящее, следуя течению времени.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Классная летопись


В процессе исследовательской работы "Классная летопись" ученицей 4 класса начальной школы была поставлена цель создать летопись класса, которая бы продемонстрировала бережное сохранение памяти о жизни класса в начальной школе в творческой форме-фильме.

Подробнее о работе:


В исследовательской работе "Классная летопись" автор проекта изучает историю летописи и дает справочные сведения о первых летописях и их авторах, которых мы знаем на сегодняшний день, обращается к толковым словарям для раскрытия понятия "летопись".

В предложенном проекте в начальной школе "Классная летопись" автором был собран материал о своем классе, проведено анкетирование одноклассников, собраны фотографии и документы о жизни и деятельности класса за период обучения в начальной школе, освоены основные технологии создания фильма и создан фильм о жизни класса за последние четыре года

Оглавление

Введение
1. Летопись моего класса.
2. Подготовка к защите проекта о летописи.
Заключение

Введение

В 2019 году я заканчиваю 4 класс. Сколько событий произошло за это время! Мне кажется, что наш класс- самый дружный и весёлый на свете. Весной у нас будет выпускной и мы, по традиции, будем прощаться с нашей первой учительницей- Иноземцевой Татьяной Анатольевной. Очень хочется, чтобы о нас осталась добрая память. Я задумалась: как же это сделать?


Цель исследования: бережное сохранение памяти о нашей жизни в начальной школе в творческой форме- фильме.

Задачи исследования:

  1. Узнать как можно больше о летописи как форме сбора информации
  2. Собрать информацию, фотодокументы для создания фильма.
  3. Систематизировать собранный материал.
  4. Определить, с каким настроением ребята посещали начальную школу. Провести опрос среди учащихся 4 классов.
  5. Освоить основные технологии создания фильма.
  6. Создать фильм о жизни нашего класса за последние четыре года.

Гипотеза: Я считаю, что фильм поможет сохранить историю жизни в начальных классах.

Летопись моего классf

I этап: Организационный.

А ведь, когда произносишь слово "летопись" вслух, на ум приходят старые тетради с пожелтевшими страницами, чьи-то судьбы, события, слёзы и радость, волнения и переживания. Почему-то всплывает в памяти семейный фотоальбом с потрескавшимися фотографиями, с пожелтевшими открытками и даже с засушенными листиками (наверно, был повод, чтобы их сохранить. )

На мой взгляд, летопись - это всё-таки запись событий, некий дневник автора, который помогает восстановить самые значительные события. Древние летописи писали на пергаменте, описывали события по годам. А каждый рассказ начинался словами "в лето. года"- отсюда и название самого слова. Сейчас же всё очень просто. На помощь человеку пришла сначала печатная машинка, а теперь и компьютер. В информационном веке и средства передачи- тоже информационные, т.е. достаточно информативные, сжатые.

II этап: Приёмы и методы работы.

Для меня "летопись класса" - некий содержательный материал. Создавая "летопись класса", хотелось бы, чтобы работа понравилась и учителю, и моим одноклассникам, и родителям. Что я могу привнести в создаваемую летопись?

За четыре учебных года у меня накопилось множество фотографий, которых может быть нет у моих одноклассников или учителя. Вспомнить и описать все, что происходило с нами с 1-по 4 класс. А героями моей летописи станут, конечно, одноклассники- как главные участники и свидетели всех событий. На мой взгляд, в летописи должны быть отражены самые яркие и запоминающиеся моменты.

Во-первых, нужно несколько слов в летописи сказать о создании класса, сколько в классе учеников, сколько девочек, сколько мальчиков. Указать общие черты характера или увлечения ребят, чем увлекаются. Далее можно включить материалы с внеклассных мероприятий (участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях), материалы с праздников. Можно рассказать о коллективных делах, чем занимались все вместе. Куда выезжали (на природу, на экскурсию и т.д.), какие выставки посетили.

Мне кажется, следует отметить и достигнутые ребятами результаты. Ещё мне хочется разместить в летописи и самые интересные творческие задания, которые выполняли ребята в течение этого года. Думаю, что в летописи всего класса следует рассказывать обо всех членах коллектива.

III этап: Презентация летописи

IV этап: Моделирование

Каждому культурному человеку хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Это летописи – самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.

Впоследствии летописи не только отражали исторические сведения, но и включали записи о современных летописцу событиях по годам.

В нашем случае летопись – это рукописный текст истории и современной жизни школы в хронологической последовательности.

В летописи регулярно фиксируются сведения о значимых событиях данного образовательного учреждения по учебным годам: с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года.

Летопись школы содержит:

1. Статистические данные об ОУ:

  1. Количество учащихся на 1 сентября, в целом и по классам.
  2. Первый класс и их классный руководитель (с приложением фото).
  3. Выпускной класс и их классный руководитель (с приложением фото).
  4. Количественный и качественный состав педагогического коллектива (с фиксацией динамики: кто принят на работу, кто уволен, образование, категория, стаж, средний возраст, юбилейные даты …)
  5. Администрация школы (с фиксацией динамики).
  6. Итоги учебного года.

2. Сведения об организациях и коллективах, действующих в рамках ОУ, значимые вехи и достижения в их деятельности; ФИО руководителей, начало и конец их деятельности (профсоюз, ученическое самоуправление, дополнительное образование, технический и обслуживающий коллектив).

3. Учебные, трудовые, спортивные, творческие и иные общественно значимые достижения учащихся.

4. Профессиональные достижения педагогов.

5. Решения администрации и органов ученического самоуправления, касающиеся жизнедеятельности школы.

6. Публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением ОУ.

7. Важнейшие события в жизни школы: их описание, фото, видео.

2. Учредитель летописи, его обязанности

Учредителем летописи является администрация образовательного учреждения.

В ее обязанности входит:

• принятие решения о создании летописи и составе авторского коллектива (составителей);

• регистрация данного документа;

• обеспечение составителей информацией, находящейся в компетенции администрации ОУ;

• содействие составителям в сборе информации об учреждении и физических лицах, имеющих отношение к данному ОУ;

• в установленные сроки инвентаризации проверка наличия летописи как документа ОУ.

3. Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность

Состав авторского коллектива (составителей летописи) утверждается совместным решением педагогического и ученического коллективов.

  1. Руководитель авторского коллектива.
  2. Дизайнер – оформитель.
  3. Редактор Летописи
  4. Фотограф
  5. Куратор совета по Печати
  6. Администратор сайта
  7. Лидер совета по Печати
  8. Библиотекарь
  9. Руководитель краеведческого кружка или школьного музея.
  10. Заведующий ИРЦ или учитель информатики.

На общественных началах в него могут войти краеведы, представители администрации, совет по печати ученического самоуправления, учителя, школьники, выпускники, учителя-ветераны - все кто заинтересован в написании Летописи школы.

Очень важно, чтобы у авторского коллектива (составителей) летописи имелась возможность работать с современными техническими средствами: компьютером, сканером, принтером. С их помощью любой письменный или печатный документ, а также фотоархив станет доступен каждому, желающему его увидеть.

Составители летописи создают цифровую базу данных по истории школы по каждому году (фотоархив, видеоархив, архив СМИ, портфолио школы (грамоты, дипломы), годовые и промежуточные отчеты и т.д.).

В каждом классе член совета по печати ведет летопись класса, по окончанию школы она сдается в школьный музей.

Летопись школы ведется в бумажном и электронном вариантах. Бумажный вариант в формате книги хранится в школьном музее. Электронный вариант имеет две формы: печатную, которая хранится в библиотеке, и веб-ресурс, расположенный на сайте школы в открытом доступе.

В установленные администрацией ОУ сроки составители готовят отчет о проделанной работе за год и перспективах дальнейшей деятельности по созданию летописи.

4. С чего начать работу над Летописью

Работа над Летописью начинается

1) С подготовки к сбору и систематизации материалов:

предварительное знакомство с историей школы;

составление плана работы;

распределение обязанностей между членами творческого коллектива.

2) Изучение литературы и других информационных источников:

• административные книги, журналы, газеты;

• нормативные акты, отчеты;

• архивы школы и района;

• свидетельства и воспоминания учителей-ветеранов, выпускников школы.

5. Структура летописи, порядок ее ведения

Структуру летописи разрабатывает авторский коллектив (составители) и утверждает педагогический совет и совет ученического самоуправления.

Как правило, летопись состоит из трех основных частей:

  1. Историческая справка
  2. История школы.
  3. Летопись (хроника) современного этапа развития школы.

8В соответствие с российским законодательством, статус документа имеет бумажный вариант летописи, который регистрируется как локальный документ ОУ.

Летопись ведется в следующих формах:

  1. Летопись школы - тетрадь – черновик (рукописный вариант)
  2. Летопись школы – книга (рукописный вариант).
  3. Летопись школы (печатный вариант)
  4. Электронная Летопись школы (страницы подсайта на сайте школы или самостоятельный сайт).

Все записи в тетради и книге ведутся с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии.

Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видео- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости.

На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии ОУ с указанием района, края и времени начала ведения данного документа. При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием ОУ указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).

В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения: место расположения ОУ, контактную информацию, дату основания ОУ, изменения в названии.

Во второй части летописи на втором листе книги летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение книги – Летописи школы, период, в который он вел записи.

В разделе современная хроника, в центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением учебного года (2007-2008, … 2015-2016 и т. д.).

Дата событий выделяется цветными чернилами, либо в тексте, либо в его начале.

1 января ___________________________________

Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в квартал) в хронологическом порядке.

6. Электронный вариант Летописи школы

Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи. В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.

После окончания и сдачи в музей школы очередной книги Летописи, ее печатная электронная копия записывается на цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается по одному экземпляру в библиотеку и администрацию ОУ. В библиотеке школы также хранится печатный вариант Летописи школы, с которым могут знакомиться учащиеся.

7. Сбор и обработка материалов

Если дается ссылка на рассказ очевидца, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес проживания. Документы хранятся в папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном положении, отдельно каждый снимок. Как самостоятельные единицы хранятся материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи (аудиозаписи, видеоряд, фотографии, отдельные обзорные и тематические материалы).

Существенную помощь в пополнении исторической части летописи может оказать использование Интернета.

8. Значение летописи школы

Представленная в летописи информация относится к материалам повышенного спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней сведений и одновременно сохранности подлинников документов составители могут предложить создание на основе этих материалов печатных изданий.

Информация, представленная на страницах газет, в сети Интернет поднимет авторитет, значимость и самой летописи, и ее создателей, привлечет к работе по восстановлению и изучению истории школы всех заинтересованных лиц.

Электронный вариант летописи размещается в Интернете, на сайте школы,

обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству людей, интересующихся этой темой.

Созданная Летопись школы – это не просто перечисление исторических событий. Это памятник нашей духовной культуры, историческое наследие для потомков. Летопись школы это уникальное издание и ее написание большая ответственность для авторов.

Прямо скажу, не понравилась мне эта сельская летопись. Интуитивно догадывался, что многое в этой летописи было не так и не то написано и не так расположены материалы. А после того, как мой друг и односельчанин историк-архивист Геннадий Мельничук предложил заняться темой сельских летописей России, пришлось всерьез обратиться к первоисточникам. Их я нашел в Интернете. Летописей было много и разных. Нашлись интересные исследования по церковно-приходским летописям Российской империи. Нашлись материалы по зарубежным летописям сельских населенных пунктов.

Мои представления о сельской Летописи

Раньше летописцев называли хронистами. Они констатировали факты, фиксировали их на бумаге (пергаменте). Самые мудрые летописцы делали из фактов выводы и на этой основе писали Летописи – уже сборники сведений, представлявшие научную (или околонаучную) обработку всей массы сведений из разных источников.

Журналистов, газетчиков тоже иногда называют по старинному, хроникерами. Ну а иногда и журналюгами. Кто что заслужит. И их сведения тоже заслуживают почтения и уважения. Пресса – однодневка, торопыга, может ошибаться, (она делает это постоянно). Но ценность работы корреспондентов местной прессы для целей краеведения я оцениваю по систематичности и регулярности освещения событий на местах. Одна дождинка – еще не дождь. И одна снежинка – еще не снег. Важен сам факт – зафиксировать из публикаций местной прессы очередное событие сельской жизни. Процеживая накопленную массу информации местной прессы сквозь сито времени, получим относительно правдивый результат, который можно использовать в летописных целях.

Нам не дано знать, что будет в будущем главным из всей этой массы собранного материала – это покажет время. Придет это время, все притрется, уйдут боли и радости. А свежий человек один и тот же факт рассмотрит из разных источников: из заметки репортера, сведений председателя сельсовета или иного официального лица, воспоминания старожилов. На этой основе он даст свою оценку этому факту, и из хроники, из множества фактов составит Летопись – уже не хронику, а полновесный труд (научный или популярный – это уж как получится).

Церковно-приходская Летопись в Российской империи.

Епархиальное распоряжение.1868 года о начале церковно-приходского летописания во Владимире, содержало и некоторые общие правила для его составителей, которых обязывали:

Нижегородская духовная консистория в 1893 году предложила приводить следующие сведения в церковно-приходской Летописи:

О храме.
История построения.
Время построения.
Основатель.
Храм каменный или деревянный.
Вместимость его.
"Относительное богатство или скудость".
Число престолов и время их устройства.
Особенно замечательные иконы, кресты и "другие принадлежности местной святыни": часовни, гробницы "уважаемых подвижников, живущих в памяти народа", целебные источники и пр.)
2. О причте церковном.
Состав его.
Средства к содержанию.
Преемственное служение священников, "если возможно, от построения храма, от открытия прихода.
О деятельности причта, ведении внебогослужебных собеседований.
О родах миссионерской деятельности, где таковая признается необходимой….

Русская православная церковь, как государственная в то время организация, нашла возможности, подготовленные кадры и создала всероссийскую сеть для сбора исторической и патриотической по существу информации. Ячейки этой сети были довольно мелкие, информация собиралась конкретная, детальная, коллективно обсуждалась и принималась руководством к записи в Летописи. Это было в царское время.

Естественно, это касалось и вопросов изучения истории России. Родословие и краеведение стало буржуазным явлением, чуждым новой власти, и подвергнуто гонению, отрицанию, и забвению. Дореволюционная история монархий сменилась описанием классовой борьбы на историческом фоне. Массовая летописная работа на уровне населенных пунктов прекратилась, и потихоньку стала возрождаться лишь в 1990-х годах после распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии.

Стали появляться летописи сел и деревень, появилось осознание важности работы по созданию истории своей большой Родины через микро уровень – историю своего села, своего населенного пункта. В некоторых областях России стали приниматься методические документы, рекомендации о порядке ведения Летописей населенных пунктов. По результатам моих поисков из Интернет-источников в методической разработке сельских Летописей лидирует Белгородская область.

Я смог найти эти материалы и ознакомиться с ними совсем недавно, в начале октября 2009 года, и с удивлением и радостью обнаружил, что многое из того, о чем я говорил в своем докладе в июне 2008 года, совпадало с уже готовыми областными руководящими документами по ведению сельских Летописей. Там есть и указания об объединении образования и культуры в летописной работе, и внедрение различных форм приобщения школьников к знаниям о родном крае, и участие местных органов самоуправления в летописной работе, разработаны многие методические обоснования для библиотекарей, ведущих летописную работу. В Белгородской области даже издан областной закон о доплате библиотекарям за ведение летописной работы.

Но, к сожалению, есть и но. Не понравились мне в методических документах по летописной работе Белгородской области прямые указания на цензуру: неприятие в летописной работе неопубликованных документов, запрет использования в летописной работе местной и любой прессы, запрет летописцам личностного, а значит творческого отношения к своему летописному творению. Другими словами, это звучит, как постоянное недоверие к летописцу.

А где же тогда проверка строгого исполнения методических требований летописцами?. Значит, не работают методические требованиям к летописцам, если для проверки текстов требуются такие комиссии.

Посмотрел численность и состав комиссии по проверке летописей Красногвардейского района. Всего 13 человек, из них один библиотекарь-библиограф и один пенсионер-краевед. Остальные – районные чиновники. А где же здесь сами исполнители Летописей? Они что, статисты в своем деле, не творческие личности, а просто мальчики (или девочки) для битья? Скажу так – если надо завалить работу – создайте большую комиссию из чиновников для проверки этой работы. Больше ничего не надо.

Еще один момент. Если сравнить требования белгородских инструктивно-методических краеведческих материалов с указаниями Белгородской областной администрации, то в белгородских методиках не просматривается роль и место органов местного самоуправления и органов образования в летописной работе. Ну ладно, местное самоуправление выполнило разовую функцию – создало историческую справку по своему населенному пункту, и уснуло вековым творческим сном. А где прописана роль органов образования в исторической, краеведческой и летописной работе? Что-то я не нашел этих помощников ни в разделе 10 инструктивно-методических материалов, ни в подразделе 10.3 раздела 10.

Теперь о моем видении решения сельской летописной проблемы.

Все новое – это давно забытое старое, даже если двигаешься не по кругу, а по спирали. Советская власть отринула весь дореволюционный летописный опыт. Теперь мы отрицаем советский опыт отрицания дореволюционного российского опыта. На каждом новом витке истории те же заботы, поиски, находки и решения, только на другом уровне качества.

Раньше церковные структуры занимались созданием летописей, а сейчас – отделы и департаменты культуры. Как церковь во времена Российской империи, так и культурные департаменты при генсеках и президентах – государственные учреждения. Как тогда не надеялись на самодеятельное массовое воспроизводство летописцев Несторов, так и сейчас не надеются.

Как тогда создавали при помощи церкви всеобъемлющую сеть для сбора краеведческой информации, так и сейчас при помощи библиотек начинается сплетаться та же сеть. Плохо то, что современная сеть для сбора информации имеет очень крупные ячейки, практически, сеть дырявая. В эти ячейки попадает официальная информация, записи о крупных мероприятиях. А вот мелкие детали о жизни простых людей начисто пропадают из накопленного знания. А в мелочах и находится (тут разногласия: кто говорит - дьявол, кто говорит – Истина).

Ну что вы хотите от вынужденного летописца-одиночки - простого сельского библиотекаря с его грошовой зарплатой и массой дополнительных нагрузок к основной работе. Естественно, как умеем, так и пишем. Как пишем, так и живем.

Так что же надо делать?

1 - Решить на самом высоком уровне, что же должна представлять из себя российская сельская Летопись. Так, как это сделали когда-то церковные органы в Российской империи. Может быть, и через предварительную дискуссию. Создавать единые организационные и методические основы для создания сельских и иных Летописей России. В XIX веке в Российской империи с этим прекрасно справлялась православная церковь. XX век разрушил российское село. Теперь мы, в XXI веке пытаемся через учреждения культуры сохранить память о том, что мы потеряли. Что имели, не хранили, потерявши – плачем.

В моем случае успешно сработала инициативная попытка создания сельской Летописи под руководством местного органа самоуправления, при методическом контроле со стороны районного департамента культуры.

2 - Объединить усилия двух ведомств – образования и культуры в краеведческой и летописной работе. На этой базе повысить качество работы авторских коллективов (составителей Летописи) за счет использования уроков истории в школе данного населенного пункта для практических целей. Вот вам и будет масса добровольных информаторов и помощников. Знать, например, историю Древней Спарты или чистку Гераклом Авгиевых конюшен нужно. Но патриотом своей Большой Родины станешь лишь тогда, когда будешь гордиться историей своей малой Родины, боевыми и трудовыми делами и наградами своих односельчан. Будет прочная связь между гордостью за свое родное село и гордостью за большую Родину – свою страну – будет у нас и почти готовый патриот нашей Родины - России.

Дело сбора и хранения памяти сельской России в структуре Летописи взяли на себя российские ведомства культуры. Но это государственное дело не есть дело одного ведомства культуры. Тем более, как правило, средств на компьютерную и другую технику для сельских библиотек и потребностей летописной работы у этого ведомства нет. Я уже не говорю о материальных стимулах для летописной работы. Подставить плечо должно и ведомство образования. У него есть страшная сила – школьники конкретных населенных пунктов. Но эта страшная сила под системным руководством своих преподавателей истории, литературы, русского языка может стать великой силой не только в знании своей истории, но и через знание - в любви к своей малой Родине. Отсюда недалеко до любви и патриотизма к России. Через малое – к большому.

3 - Добавить в школьные программы по истории начальный курс генеалогии – прикладной части истории. Цель этого предложения – научить школьника азам составления родословных древ своей семьи. Мы, в большинстве случаев, потомки крепостных крестьян. До освобождения от крепостного права нам не было дано право на родословие и даже на личное отчество. Знание основ генеалогии дает:

а) гордость за свою фамилию, свой род, свое российское гражданство;
б) плавное вхождение школьника в область интереса к практической истории – летописной работе.

Тогда внук не понесет медаль своего деда барыгам на продажу, а будет хранить ее, а фронтовую фотографию деда или почетную грамоту бабушки обязательно внесет в родословную своей семьи. А пока что получается – в школе есть школьный музей и уроки истории. А в сельской библиотеке библиотекарь, как умеет, ведет летопись, как ему указано свыше его начальством. Сельская школа и сельская библиотека на сегодняшний день никак не связаны друг с другом, не скооперированы в летописной работе. И начинать надо не с этих конечных структур, а выше.

4 - Работать над созданием летописи не от (по) должности, а от призвания. Искать людей, способных не писать под диктовку руководства, а имеющих самостоятельность мышления, интерес и стремление к краеведению. При этом использовать широкий круг поиска этих людей в сфере культуры, образования и т.д.

Объединять людей, интересующихся историей своего края в группы, для совместной работы над подготовкой Летописи в соответствии с утвержденными статутами сельской Летописи. Делать это на основе решений местных администраций.

5 - Составить методические пособия для самих методистов и авторских коллективов (составителей Летописи). Учить районных методистов правилам ведения сельских Летописей. После этого методисты не вправе будут давать советы, на которые сами не в состоянии ответить.

6 - Не надо требовать от библиотекарей (или авторских коллективов – составителей Летописи) писать или составлять Летопись, как историю своего села. Сначала их надо научить, как собирать и записывать, в соответствии с принятой методологией, факты для будущей истории своего населенного пункта, своей местности. Поручать библиотекарю или авторскому коллективу Летописи вести обработку полученного материала в соответствии с методическими требованиями по созданию сельской летописи.

7 - Библиотекарь (а может быть, и школьный музей, при его полной организационной и технической готовности к этой работе) должен нести ответственность за целостность и сохранность полученных материалов для летописи.

8 - Настойчиво добиваться, чтобы библиотекарь или авторский коллектив (составители Летописи) имел возможность работать над Летописью с применением современных технических средств: компьютеров, копировальных аппаратов, сканеров. Причем, сканеров – обязательно. Это не блажь. С помощью сканера любой письменный или печатный раритет, любой фотоархив будет в цифровом виде доступен всем, желающим его видеть. Будет возможность максимально приблизить качество копии к оригиналу и повторить в электронном виде оригинал требуемое количество раз, без ущерба самому раритету.

9 - И, наконец, найти материальные стимулы для поощрения библиотекарей или авторских коллективов (составителей Летописи) в их благородном деле. Возможно так, как это сделано в Белгородской области, изданием областного (регионального) закона о доплате лицам, ведущим летописную работу.

Эта методика уже апробирована в двух Летописях сельских населенных пунктов: как опубликованный альтернативный проект Летописи села Кермись Рязанской области, и полностью действующая Летопись поселка Дружный Нижегородской области.

В предлагаемых методических рекомендациях использован и старый дореволюционный опыт церковно-приходских Летописей сельской России, и зарубежный опыт летописной работы (этические требования к летописцам молдавского краеведа и летописца Сильвиу Органа) и собственно авторский опыт методических летописных наработок.

Эти методические предложения должны действовать не вместо уже созданной и действующей в России Летописной сети, а вместе с ней. Поэтому методическое руководство Летописной работой в России должно полностью оставаться за органами культуры России.

Источники и литература

Чурочкин Б.Г. О методике работы над сельской летописью. Под редакцией Молева Е.А., доктора исторических наук, профессора, декана исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Не опубликована.

Глава администрации Белгородской области. Постановление от 8 декабря 1995 г. N 699

Инструктивно-методические материалы в помощь организации краеведческой деятельности муниципальных библиотек Белгородской области. Белгородская государственная универсальная научная библиотека. Отдел краеведческой литературы, Белгород, 2009.

Неопубликованные источники, литература и другие материалы по летописной теме будут отправлены для ознакомления по запросу всех заинтересованных лиц электронной почтой.

Чурочкин Борис Григорьевич, краевед, переплетчик, ветеран военной службы МО РФ

Читайте также: