Как сделать лефа

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загорец Ярослав Дмитриевич

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Загорец Ярослав Дмитриевич

FROM HISTORY OF RELATIONS BETWEEN "LEF" AND "NEW LEF"1

The article is devoted to two periodicals published from 1923 to 1928 by a creative union Left Front of the Arts. The work analyzes the structure of magazines, their theories and goals. The main conclusions described in the article are based on the causes of the vanishing of these magazines, lying in the fundamental contradictions between some members of the union.

© Ярослав Дмитриевич Загорец

Ключевые слова: Леф; Новый Леф; Маяковский; производственное искусство; литература факта.

Деятельность творческой группировки Леф стала объектом исследования практически сразу же после ее исчезновения. Этому способствовало богатство имен, представленных в объединении - от Владимира Маяковского и Бориса Пастернака до Александра Родченко и Сергея Эйзенштейна. Изучение

В то же время, делая упор на идеи авторов Лефа, многие исследователи уделяют

идеологической платформе было задачей непосильной даже для Маяковского.

писал о журнале именно ей. Кроме того, Лиля Брик просматривала некоторые материалы перед тем, как отдать их в набор, а сотрудники редакции ценили ее мнение.

За внешне безобидной формулировкой скрывалось серьезное противоречие между Маяковским, рядом сотрудников журнала, лояльных к ответственному редактору, и другой группой лефов - близких к Сергею Третьякову. Маяковский не только вышел из Лефа, но и высказался за его роспуск. Кроме того, он выступил на нескольких конференциях, где заявил о том, что Леф как направление в искусстве себя изжил.

развитию остальной литературе и журналистике того времени.

Журналы творческой группировки, выходившие с перерывами на протяжении целых пяти лет, стали важным этапом в развитии молодой советской литературы. Лефы, предоставлявшие в своих изданиях место для талантливых поэтов, писателей и практиков визуального искусства, породили дискуссию о необходимости социального заказа и фак-тографичности творчества.

Несмотря на острую неприязнь современников, лефовские идеи оказали большое влияние на творчество многих художественных объединений 1920-х гг. Леф повлиял на становление и развитие мировой фотографии, кинематографа, живописи, оформительского творчества, дизайна и искусства фотомонтажа и рекламы.

В то же время главной проблемой группировки было несоответствие поставленных задач и реальной жизни. Амбиции Лефа распространялись на изменение всего искусства, что невозможно априори. При этом, несмотря на постепенное затухание Левого фронта искусств, его творческое наследие не потеряло своего значения, а методы работы членов объединения и по сей день интересуют представителей самых разных отраслей искусства.

1. Арватов Б., Асеев Н., Брик О., Кушнер Б., Маяковский В., Третьяков С., Чужак Н. За что борется Леф? // Леф. 1923. № 1. С. 6.

2. Маяковский В. Собрание сочинений: в 13 т. М., 1955-1961. Т. 13. С. 321, 211.

3. Маяковский В. Собрание сочинений: в 13 т. М., 1955-1961. Т. 12. С. 124, 275, 505.

4. Редакция. Читатель! // Новый Леф. 1921. № 1. С. 1.

5. Брик О. За политику! // Новый Леф. 1927. № 1. С. 20.

6. Перцов В. График современного Лефа // Новый Леф. 1927. № 1. С. 16.

7. Катанян В. Лиля Брик. Жизнь. М., 2007. С. 74.

8. Леф и кино. Стенограмма совещания // Новый Леф. 1927. № 11-12. С. 50.

9. Письмо подписчикам // Новый Леф. 1927. № 5. С. 48.

10. Хроника // Новый Леф. 1928. № 8. С. 48.

11. Третьяков С. Продолжение следует // Новый Леф. 1928. № 12. С. 4.

Поступила в редакцию 21.04.2010 г.

FROM HISTORY OF RELATIONS BETWEEN “LEF” AND “NEW LEF”

The article is devoted to two periodicals published from 1923 to 1928 by a creative union “Left Front of the Arts”. The work analyzes the structure of magazines, their theories and goals. The main conclusions described in the article are based on the causes of the vanishing of these magazines, lying in the fundamental contradictions between some members of the union. Key words: Lef; New Lef; Mayakovsky, construction art, fact’s literature.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "Леф" в других словарях:

ЛЕФ — (Левый фронт искусств), литературно художественное объединение, 1922 29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. М. Родченко, близкие ЛЕФу С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФа (О. М. Брик … Энциклопедический словарь

ЛЕФ — (Левый фронт искусств), литературно художественное объединение (1922 29) в Москве, Одессе и других городах (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, А.М. Родченко; близкие ЛЕФу С.М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФ (О.М. Брик, С.М … Современная энциклопедия

ЛЕФ — (Левый фронт искусств) литературно художественное объединение, 1922 29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. М. Родченко, близкие ЛЕФу С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФа (О. М. Брик, С … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕФ — [леф], а, м. “Левый фронт искусства” литературная группа и журнал в Москве (1923 1930 гг.). АГС, 200. ◘ Организуем “Леф”. Маяковский, 1982, т. 1, 48. К началу 20 х годов группа футуристов распалась, но как ее продолжение, точнее, развитие… … Толковый словарь языка Совдепии

ЛЕФ — ЛЕФ, Левый фронт искусств, литературно художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922 во главе с В. В. Маяковским. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и др.; до 1927 — Б. Л. Пастернак), художники (А … Литературный энциклопедический словарь

Леф — Леф: ЛЕФ Левый фронт искусств Лёф (швед. Löf) посёлок в Германии Мартин Лёф, Пер (швед. Per Martin Löf; р. 1942), шведский логик, статистик и философ … Википедия

леф — сущ., кол во синонимов: 1 • объединение (94) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Леф — (ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ) лит. группа, осн. в Москве в 1922. В нее входили В. Маяковский, Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак, В. Каменский, Б. Пастернак (до 1927), художники А. Родченко, А. Лавлинский и др. Л.,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Споткнувшиеся о бытие: к новой культурной истории 1920-х годов


Профессора 12.02.2018 // 6 382


© Фото: Московский государственный музей С.А. Есенина А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, А. Шершеневич. Москва, 1920 г.

Имажинизм противостоял футуризму Лефа, начавшего с 1923 года [1] выпускать одноименный журнал.

Многое, о чем спорили модернисты и позитивисты еще до революции, повторилось в исторических условиях новой экономической политики советской власти. Однако в культурных контекстах не бывает абсолютных повторов, точных копий прошлого, — советская действительность налагала новые требования на тех, кто идейно отстаивал право выражать эпоху через искусство, литературу, поэзию.

Рассмотрим основные концепты модернизма в имажинизме, а также противостоящие им концепты позитивизма в лефо-футуристических манифестациях.

Между имажинизмом и лефовским футуризмом [4] пролегала граница, которая отделяла идеализм от материализма, культуру идеалистическую от культуры сугубо материалистической, культ идеи от культа вещи. Разделение на два лагеря, идеалистический и материалистический, не умерло после революции и Гражданской войны, но существовало в новых условиях.

Имажинизм — противник всякого утилитаризма

ЛЕФ — концептуальный выразитель пролетарского утилитаризма

Первые слова первого номера журнала сразу и безоговорочно определяли позицию журнала:

В отличие от позитивизма эмпириокритиков, лефовский футуризм, тесно сошедшийся с конструктивизмом, не только не отрицал свою приверженность к утилитаризму, но и обосновывал его крайнюю необходимость (чего не делал традиционный позитивизм). Чтобы понять, почему произошла концептуализация утилитаризма, обратимся к истории Лефа, к тому, как ее видели сами лефовцы.

В организацию ЛЕФ вошли четыре группы: футуристы, конструктивисты, производственники, опоязовцы (сторонники формального метода в искусстве и литературе) [11]. Их объединяла идея концептуального утилитаризма в жизни, искусстве, литературе, пролетарской эстетике…

Таким образом, дело лефовского футуризма — приближать полную победу пролетарского утилитаризма как венец освобождения материи от духа (в виде искусства).

Имажинизм: эстетика прекрасного

«1. Предельно овладев оружием эстетической выразительности и убедительности, заставлять пегасов возить тяжелые вьюки практических обязанностей агит- и пропаг-работы. Внутри искусства вести работу, разлагающую его самодовлеющую позицию.

Такой ренессанс теоретически был ближе ренессансу славянофильскому (эпохи Первой мировой войны), чем ренессансу космополитическому в духе учения Бердяева, но сами имажинисты категорически отвергали любую возможность интерпретировать категорию национального через реставрацию старого спора между западниками и славянофилами.

«На обвинение: — Поэты являются деклассированным элементом? Надо отвечать утвердительно:

«Поспешным шагом создается новое “красное эстетизирование”. Маркизы, пастушки, свирели — каноны сантиментальной эпохи. Машины и сумбур — эстетические привычки буржуазно-футуристической эпохи.

И, наверно, главный пункт — восьмой:

«Октябрьская революция освободила рабочих и крестьян. Творческое сознание еще не перешагнуло 61-й год.

В отличие от позитивизма эмпириокритиков, считавших мещанами всех, кто исповедует индивидуализм, лефовский футуризм рассматривал мещанство расширительно — не только как индивидуализм, но и как явление классовое. В условиях победившей революции классовым врагом становился привычный быт людей, с их привычными интересами, склонностями, культурными навыками — словом, мещанство враждебно именно как привычка жить привычной жизнью, не замечая революцию. Прежний инструментарий разоблачения значительно пополнился нововведениями победившей революции. Старый быт — враг, но и старая культура, традиционная литература, поэзия — тоже враги. Ибо они формируют ложное представление о нэповской возможности возвращения к прежней жизни — дореволюционной.

В лефовском футуризме, в отличие от позитивистов-эмпириокритиков, гораздо более откровенно говорилось о насилии как о переделке человеческого материала… Классовая борьба — это насилие против всех, кто не идет путем революции, не принимает новый быт, новый культ действительности.

Задача борьбы с мещанством в лице привычного быта осмысливалась как процесс параллельный: это перековка вещей — и перековка людей, суть жизнестроения.

Романтизм — основа художественной культуры имажинизма

Лефовский футуризм как антиромантизм

Имажинизм как самоопределение

Якобы, обращаясь к Якоби, говорит:

Условно первый, натуралист:

Наконец, последний — имажинист, который не принимает мир вещей как мир первичный:

«И вдруг я увидал четвертого. Он сидел на рельсах трамвая и штопал чулок своего счастья… Безумный! Трамвай раздавит тебя! — крикнул я ему. Но он спокойно отвечал: — Трамваи приходили сквозь меня три тысячи лет.

«— Что не любишь ты? — спросил я его.

Мыслительная деятельность мудреца-имажиниста парадоксальна.

Бытие — это самосознание личности, это не мир вещей, а мир созерцания вещей, как говорил великий Фихте:

«— Ты мудрец? — воскликнул я.

— Глупец! Не называй меня так! Я не хочу превратиться в умного человека!

— Я люблю пасмурную погоду и солнечный день, но я не люблю ни облаков, ни солнца! Я не хочу никому светить и не хочу, чтоб кто-нибудь светил мне.

— Я понимаю тебя! Ты новый отпрыск эпикурейца!

— Нет, я машинист, стоящий около машины и знающий, что машина работает правильно. Мое спокойствие построено не на лени, а на знании.

А что ты будешь делать на рельсах? Долго ты будешь здесь сидеть?

— Я вяжу чулок человечеству. Человечество, подобно Ахиллесу, имеет свою незащищенную пяту, и я хочу на эту пяту надеть чулок.

— Какова же эта пята?

Любовь плыть против течения, происходящая от бессмертной человеческой глупости.

— А ты всегда плывешь по течению?

Творческая практика каждого имажиниста в отдельности есть стихия, слагающаяся из двух элементов — книжный язык и просторечье. Каждого имажиниста можно определять по степени преобладания первого или второго элемента в его творчестве. Расположим их по степени приближения к просторечью: Ивнев, Шершеневич, Эрдман, Мариенгоф, Грузинов, Есенин.

В полемике с разными направлениями пролетарской культуры Иван Грузинов высмеивал лефовцев как людей, которые сознательно сами себя оскопили и перестали быть творческими людьми:

Имажинисты утверждали своим именем то, что все (или почти все пролетарские писатели и поэты) отрицали в своей основе значимость самостоятельного творческого образа… Вот почему имажинисты максимально стремились осуществить духовную революцию — чтобы стать не направлением в искусстве только, но творческим мировоззрением революционной эпохи, обращенной в будущее.

В связи с этим возник интересный вопрос о каноне в искусстве. Казалось бы, имажинисты должны быть против канона, ан нет!

В самом деле, раз канон понимается как идеальный закон и направляющая сила, он тем самым включает бесконечный, никогда не могущий быть исчерпанным ряд своих проявлений, каждый из которых, не достигая и не выражая сполна идеального требования, по-своему стремится воплотить в себе норму.

Разумеется, неизбежен вопрос о свободе творчества, о свободе личности, и Югурта дал исчерпывающий комментарий, который абсолютно ничем не отличался от традиционных метафизических размышлений прежних модернистов, в том числе покинувших родину.

И еще — относительно формы.

Лефовский футуризм как самоопределение

Футуристы были против принципа отражения в искусстве жизни, ибо, борясь с имажинистами, они утверждали ценности не переходного периода, а будущего коммунизма. Напостовцы, отрицавшие всякую самостоятельность искусства (даже в переходном периоде), говорили о том, что необходимо в самом содержании искусства отражать пролетариат, его быт и борьбу за светлое будущее. Ибо нет никакой другой задачи у пролетарского искусства, кроме задачи идеологической.

Модернизм не умирал, потому что не признавал надличной санкции в виде примата общества, класса, партии в литературном (художественном) творчестве; позитивизм не утихал, а расширялся невиданными темпами, превращаясь в концептуальный утилитаризм, потому что строил себя исключительно на постулировании надличных санкций и полном умалении индивидуального духа. Модернизм уповал на сверхличное (романтическое) начало в метафизике и пытался примирить откровенный идеализм в своем творчестве с пролетарской революцией. Футуризм не мешал своим ярким представителям создавать творческие шедевры, но при этом он идеологически устремлялся к растворению искусства в жизни.


Учетная карточка Московского охранного отделения. 1908 год © Государственный музей В. В. Маяковского

25 февраля 1912 года


Осень 1912 года


17 ноября 1912 года

18 декабря 1912 года


Май 1913 года


19 октября 1913 года


Декабрь 1913 года


С декабря 1913 года по март 1914 года


Февраль 1914 года


11 февраля 1915 года


Сентябрь 1915 года


Осень 1917 года


Февраль 1918 года


27 февраля 1918 года


7 ноября 1918 года

1919 год


Апрель 1921 года


Март 1922 года


Январь 1923 года


12 мая 1923 года


Октябрь 1923 года


Январь 1924 года


Октябрь 1924 года


Август 1925 года


С начала 1926 года

Сентябрь 1926 года


Сентябрь 1927 года


1927–1928 годы


26 сентября 1928 года


Весна 1929 года


Cентябрь 1929 года


С конца 1929 года


21 января 1930 года

Маяковский выступает в Большом театре на концерте в честь шестой годовщины смерти Ленина, где присутствовал Сталин и другие члены политбюро. Маяковский понравился Сталину, но вскоре давление на поэта со стороны власти усилилось.


Зима 1930 года

1 февраля 1930 года


6 февраля 1930 года


9 апреля 1930 года


14 апреля 1930 года


15 апреля 1930 года


Май — июнь 1930 года


1934–1938 годы

Выходит первое Полное собрание сочинений Маяковского под редакцией Лили Брик и Ивана Беспалова.


Ноябрь 1935 года


17 декабря 1935 года


Центральный клуб металлургов. В библиотеке около скульптуры В. Маяковского. Фотография Владислава Микоши. 1937 год © Мультимедиа-арт-музей

1938 год

В Москве открывается Библиотека-музей В. В. Маяковского, которая в 1974 году преобразуется в Государственный музей В. В. Маяковского.


1939 год


1953 год

Имя Маяковского присваивается Центральной городской публичной библиотеке в Ленинграде.


1954 год

Московский театр драмы переименован в Московский театр им. Вл. Маяковского.


Давид Бурлюк выступает в Библиотеке-музее
В. В. Маяковского. 1956 год © Государственный музей В. В. Маяковского

1958 год


В студенческом общежитии МГУ. Фотография Владимира Лагранжа. 1964 год © Мультимедиа-арт-музей

1963 год


1969–1973 годы


19 июля 1973 года


1985 год


С 1991 года

После распада СССР подобные тенденции стали преобладающими в маяковедении, поскольку в Маяковском видели официального представителя ненавистной системы. Кроме того, о Маяковском вообще стали писать гораздо меньше: литературоведы сфокусировали свое внимание в основном на тех авторах, о которых раньше писать было нельзя.


2005 год

Читайте также: