Как сделать лабораторную работу по биологии 8 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Особенности выполнения лабораторных заданий

Особую роль играют при изучении биологии практические работы. От ребят требуется не просто составить конспект, а провести анализ темы. В этой тетради представлен алгоритм работы, который помогает учащемуся сориентироваться в теме. От учеников требуется:

  • написать цель;
  • выполнить работу, отвечая на наводящие вопросы;
  • обозначить по рисунку названия элементов;
  • исследовать объект эксперимента: раковину, перо птицы;
  • сделать вывод;
  • прочитать всю работу и внести коррективы.

Таким образом, восьмиклассники могут почувствовать себя маленькими учеными. Очень важно грамотно и правильно составить отчет. В классе обычно школьники вносят какие-то заметки, а вся красота остается на домашнее задание. Каждому ученику хочется, чтобы работа была сделана на отлично. В этом случае поможет сборник с готовыми ответами.

Плюсы решебника

В этом онлайн-пособии найдутся верные ответы ко всем вопросам, иллюстрации с обозначениями, заполненные таблицы. Каждая лабораторная работа имеет свое название, а навигация осуществляется по номеру вопроса. При составлении выводов, главное, не списать авторское решение. Важно его прочитать и пересказать своими словами. Только так можно понять весь теоретический материал по определенному параграфу. Сайт составлен по типу учебного издания и он имеет ряд преимуществ:

  1. содержит развернутые ответы;
  2. позволяет сэкономить время на поиске информации;
  3. открывается на телефоне;
  4. всегда доступен;
  5. наглядно демонстрирует готовые решения.

С этим сборник любая практика будет выполнена на отлично, что очень хорошо скажется на самооценке учащегося и на его успеваемости.

Чем полезен онлайн-ресурс

Инструкции для лабораторных работ по биологии в 8 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Инструкции для выполнения лабораторных и практических работ по биологии в 8 классе подготовлены в соответствии с линией Н.И.Сонина. Они подготовлены как индивидуальный раздаточный материал. Содержат всю необходимую информацию: цели работы, оборудование, ход выполнения работы. Работы согласуются с рабочей тетрадью для 8 класса по линии СонинаРаздаточный материал к урокам биологии в 8 классе по линии Н.И.Сонина. Содержит инструкции для выполнения программных лабораторных и практических работ

Биология в 8 классе

На уроках и дома подростки будут выполнять задания различного уровня сложности и отвечать на вопросы из учебника по следующим темам:

  1. Структура тела человека.
  2. Уровни организации живой материи.
  3. Ткани.
  4. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
  5. Работа мышц.
  6. Нарушение осанки и плоскостопие.

Польза решебника

Благодаря ГДЗ школьники могут не только быстро и при этом качественно выполнять домашние задания, но и готовиться к:

  • лабораторным или практическим;
  • предметным конкурсам;
  • обычным самостоятельным;
  • тестам.

В сборнике содержатся не только верные ответы на вопросы в рамках программы, но и ключи к различным упражнениям, и алгоритмы решения задач. Все это поможет ребятам вникнуть в суть изучаемых тем. Они перестанут пропускать занятия по неуважительным причинам и начнут активно работать в классе, за что гарантировано будут получать хорошие либо отличные отметки.

Эффективность онлайн-пособия

Лабораторные работы по биологии, 8 класс, соответствуют учебнику "Биология. Человек", автор Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.


Оценить 21259 0

8 класс

Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты

Инструктивная карточка

рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;

изучить, сравнить их строение и зарисовать;

Где встречаются в организме

Какую роль играют

Клетки плотно прилегают друг к другу; распола­гаются в одни или несколько рядов; межкле­точное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми

Образует по­верхностные слон кожи; вы­стилает оболоч­ки внутренних органов

Зашитая функция; обмен ве­ществ

Образует железы внешней и внут­ренней секреции

Образую секреты: пот, слюну, моло­ко, гормоны

Имеет хорошо развитое межкле­точное вещество

1) рыхлая волокни­стая

Заполняет про­межутки между органами; окру­жает сосуды, нервы, мышеч ные пучки

Образует слой жировой клет­чатки под кожей

опорная, за­шитая, теплои золяционная. энергетическая функции

Образуют скелет человека

Функции: опорная и зашитая

Движется по органам крове­носной системы

Функции: питательная. транспортная, защитная

Образована не­большими по размеру веретенообразный однополярными клетками

В стенках внут­ренних органон; в стенках крове­носных и лим­фатических сосудов; в стен­ках протоков желез

жидкостей внутри орга­нов

Образует ске­летные мышцы

Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

Образует сердечную мышцу

Образована ней­ронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки

Образует нерв­ную систему

Обеспечивает возбудимость и проводи­мость нервных импульсов

сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями

Цель: познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человека.

Прочитать текст учебника.

Познакомится с типами и видами тканей.

Рассмотрите типы тканей под микроскопом. Изучите строение тканей.

Цель: изучить системы органов организма, познакомиться с функциями организма, познакомиться с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих.

Прочитайте текст учебника.

Цель: научить распознавать органы и системы органов по таблицам.

Объект исследования: таблицы органов и систем органов человека.

Оборудование: таблицы органов и систем органов.

Внимательно рассмотреть выданные таблицы органов и систем органов человека.

Найти органы пищеварительной системы, дыхательной системы, кровеносной системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, выделительной системы.

Форма отчетности.

Органы, составляющие систему

Функции, которые выполняет система органов

Для работы нужны: разборные модели головного мозга человека.

Разберите модель головного мозга на 2 половины. На одной из половин разборной модели найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

Рассмотрите но модели расположение серого и белого вещества. Вспомните, чем образованно серое вещество и чем – белое.

Найдите мозжечок. Как в нём расположено серое и белое вещество?

Рассмотрите большие полушария головного мозга. Найдите борозды и извилины, а также доли головного мозга – лобная, теменные, височные и затылочные.

Соберите модель головного мозга. На её нижней поверхности найдите места отходно черепно–мозговых нервов.

Отдел головного мозга

Цель: изучить отделы головного мозга по муляжам или таблицам.

Объект исследования: муляжи или таблицы головного мозга человека.

Оборудование: муляжи или таблицы головного мозга человека.

Рассмотрите муляжи или таблицы головного мозга человека.

Найдите отделы головного мозга, изучите положение центров коры полушарий: двигательного, слухового, обонятельного и зрительного.

Форма отчетности.

Отделы головного мозга

(проводится в парах)

Цель: пронаблюдать за рефлекторными реакциями зрачка.

Объект исследования: человек.

Оборудование: настольная лампа или фонарик

Для выявления реакции зрачка на свет резко поверните испытуемого лицом к свету и в этот момент обратите внимание на величину его зрачков. Затем на 10 – 15 с закройте один глаз испытуемого и пронаблюдайте за расширением зрачка другого глаза (содружественная реакция). Быстро отнимите руку и снова определите величину зрачков. Можно видеть их быстрое сужение и незначительное последующее расширение как следствие наступившей адаптации.

Форма отчетности.

Изобразите в тетради рефлекторную дугу зрачкового рефлекса. Объясните, какое биологическое значение в жизни человека имеет зрачковый рефлекс. Почему наблюдается содружественная реакция обоих глаз.

Цель:На примере зрачкового рефлекса изучить выработку и угашение условного рефлекса у человека.

Ход работы:

1. Демонстрация безусловного рефлекса сужения зрачка. Наблюдаем за изменением диаметра зрачка при освещении глаза ярким светов.

2. Демонстрация индифферентности звукового сигнала. Наблюдаем за изменением диаметра зрачка при подаче звуковых сигналов.

3. Демонстрация выработки условного рефлекса. Наблюдаем за изменением диаметра зрачка при объединении во времени подачи звукового и светового раздражителей.

4. Демонстрация выработанного условного рефлекса. Наблюдаем за изменением диаметра зрачка при подаче звуковых сигналов.

5. Демонстрация угасания условного рефлекса. Наблюдаем за изменением диаметра зрачка при дальнейшем предъявлении звуковых сигналов, не сопровождающихся подачей светового раздражителя.

6. Делаем вывод из проделанной работы.

Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения.

Для работы нужны: натуральные, декальцинированная и прокаленная кости, препаровальная ванночка или поднос, набор позвонков.

Свойство декальцинированная и прокаленной кости.

Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте три-четыре эритроцита и один лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.

При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину. Форму и один лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.

Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте выводы из этого сравнения.

Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

Испытатель опускает планшетку до соприкосновения с теменем испытуемого так, чтобы планшетка касалась кажи испытуемого в верхушечной точке головы.

Проценты величины длинны тела, см

Лабораторная работа

Поднимаете груз массой 1 кг до горизонтального положения в удобном для вас ритме. Через несколько минут наступает утомление?

Вытяните руку до горизонтального положения, положите на ладонь груз массой 1 кг. Держите груз на одном уровне. Установите время, когда наступит утомление.

Сравните результаты первого опыта (динамическая работа) со вторым (статическая работа).

Сделайте вывод о значение ритма и нагрузки в работе мышц.

Сделайте общий вывод по теме.

Практическая работа

Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.

(проводится в парах или группах)

Цель: выявить причины наступления утомления.

Объект исследования: человек.

Оборудование: гантели массой 1, 3, 5 кг, секундомер (часы с секундной стрелкой).

Испытуемый последовательно, после небольших перерывов (3 – 5 мин), сгибает руку с гантелями разной массы (в одном ритме). Экспериментатор фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления (чувства усталости в мышцах у испытуемого). В момент наступления утомления упражнение прекращается.

Испытуемый берет гантель массой 5 кг, отводит вытянутую руку в сторону и держит снаряд до тех пор. Пока рука не начнет опускаться от напряжения. Начало и окончание опыта фиксируется экспериментатором. Опыт повторяется несколько раз после непродолжительного отдыха (3 – 5 мин).

Форма отчетности.

Рассчитайте работу мышц, совершаемую ими в эксперименте, где t – время; S – путь руки (см); А – работа (смкг)/с; m – масса (кг) гантели.

Формула расчета работы мышц при подъеме гантелей

Начало утомления, с

Ответьте на вопросы:

Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?

Как на организм человека влияет гиподинамия?

При какой нагрузке и при каком ритме величина работы будет наибольшей при наименьшем утомлении.

Лабораторная работа по теме:

Инструктивная карточка

Подготовить микроскоп к работе.

Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.

Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

1) Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не
имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

2) Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем
эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягуш­ки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны,
утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую
форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило
одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются мед­леннее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Лабораторная работа по теме:

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных со кращений в зависимости от состояния организма

Оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундо мер).

Инструктивная карточка

Найдите у себя пульс на запястье; шее; висках.

а) в положении сидя;

б) в положении стоя;

в)после десяти приседаний.
Запишите полученные данные в таблицу.

3) Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависи­мости от состояния организма.

Показания пульса

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

77 сокращений в минуту

87 сокращений в минуту

97 сокращений в минуту

Вывод. Чем выше нагрузка на организм, тем больше количе­ ство сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических пита­тельных веществ. И кислород, и питательные вещества доставля­ ются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще со­ кращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных ве­ществ и кислорода в ткани.

При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого поло­ жения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а не­тренированное - за счет увеличения числа сокращений, что кратко­ временно, а затем наступает усталость.

Лабораторная работа « Измерение кровяного давления

Цель работы: научиться измерять кровяное давление .

Оборудование: тонометр

Инструктивная карточка

Измерить кровяное давление на плечевой артерии.

Данные записать и сравнить с нормой давления в соответствии с возрастом.

Лабораторная работа.

Работа также проводится в парах.

Испытуемый в течение 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос.

Испытатель определяет время от момента задержки дыхания до его возобновления. Результат фиксируется.

Опыт лучше проводить в трёх повторностях и использовать среднее арифметическое.

Результат внести в таблицу, во вторую колонку.

Результат оценивают следующим образом: для здорового человека 6-18 лет время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для здорового взрослого – 25-30 с.

Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости.

Слюна имеет щелочную среду. Это можно проверить с помо­щью индикатора лакмуса. В нейтральной среде лакмус имеет фиолетовый цвет, в кислой - красный, а в щелочной - синий. Если в раствор по каплям добавлять щелочь или кислоту, то лакмус соот­ветственно меняет окраску.

Цель работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.

Приготовление раствора слюны . Ополосните рот 2-3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Их этого стакана ополаскивайте рот в течение 1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.

Реактивы и материалы : жидкий крахмальный клейстер,) пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, рас творы NaOH (10 %), CuS 0 4 (0,1 %), горячая и холодная вода, кипя ченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом, разбавленная соляная кислота (НС1), лакмусовая бумажка) или раствор лакмуса.

Инструктивная карточка

1) Пронумеруйте четыре пробирки.

В первую пробирку налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую - столько же разбавленной слюны. В третью - клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую - клейстер с до­бавлением слюны.

Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2-3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните резуль­тат опыта.

В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.

Как изменилась окраска раствора через 10-15 минут? Какова причина произошедших изменений?

Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глю­козы с помощью выданных реактивов.

Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в
воду с температурой 60-80 °С);

б) кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную со­ляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях
проба на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде т а б л и ц ы :

Действие слюны на крахмал

Лабораторная работа

Б. Определение норм питания.

Читайте также: