Как сделать лабораторную по химии

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

Методические рекомендации: Это первое знакомство учащихся с лабораторным химическим оборудованием. Поэтому, еще раз следует проговорить правила техники безопасности. С этого следует начать урок.

Чтобы сформировать у учащихся приемы обращения с лабораторным оборудованием, следует проводить работу неспеша, проверяя и поправляя, если надо, каждое действие учащихся. Чтобы избежать ошибок, можно вместе с учащимися собирать приборы, показывая как это делать на демонстрационном оборудовании.

После выполнения практической части, предоставляем учащимся время для заполнения отчета. Форма отчета может быть любой, но, как показывает опыт, удобнее это делать в виде таблицы. Причем рекомендуем первую практическую работу оформить на доске вместе с учениками. Оформляйте работу на развороте двойного листа, в этом случае будет достаточно места для всех записей и рисунков. В дальнейшем вы избежите проблем и вопросов по оформлению.

Учащиеся должны расписаться в журнале техники безопасности (специальный журнал фиксации инструктажа учащихся по технике безопасности) и впоследствии каждый раз в тетради перед началом работы (см. форму отчета).

  • Для этого необходимо решить следующие задачи:
  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с основным лабораторным оборудованием: посудой, штативом и специальным оборудованием (тигельные щипцы, асбестовая сетка);
  • научить учащихся приемам обращения с лабораторным штативом;
  • научить учащихся закреплять в лабораторном штативе пробирку, колбу (или химический стакан), выпарительную чашку;
  • научить учащихся пользоваться тигельными щипцами и другим специальным оборудованием;
  • учить учащихся аккуратному обращению с лабораторной посудой и приборами;
  • учить учащихся ставить цель, находить пути и способы ее достижения;
  • учить учащихся описывать наблюдения, изображать схематически приборы и делать выводы.

Посуда и приборы лабораторный штатив, муфта, кольцо, лапка, пробирка, химический стакан (плоскодонная колба), выпарительная фарфоровая чашка, огнезащитная прокладка (асбестовая сетка), тигельные щипцы, лоток для оборудования

План содержания урока:

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. После приветствия учитель мотивирует учащихся на проведение практической работы. Просит освободить рабочее место от посторонних предметов, оставив на столе тетрадь для практических работ, учебник с инструкцией, линейку, простой карандаш, ручку.

Обращаем внимание учащихся на внешний вид. У учащихся одежда не должна иметь широкие рукава, длинные волосы должны быть убраны.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы актуализируем знания учащихся по правилам безопасной работы в лаборатории. Так как Техника безопасности уже отрабатывалась на первом уроке можно опросить учащихся фронтально, или предложить им работу по группам с карточками, на которых прописаны ситуации с нарушением техники безопасности (см. Приложение 1 “Карточки индивидуального опроса” и Приложение 2 “Ответы к карточкам индивидуального опроса”).

Народное творчество. Можно воспользоваться результатами народного творчества учителей химии и учеников.

Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь только то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй ее практически.
В химической лаборатории нельзя никогда
Голыми руками брать вещества.
Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь (не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым -
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Нельзя вдыхать пары и газы,
Если ты без противогаза.
Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –
Это строго-настрого запрещается.
Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.
С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,
Но крайне осторожно.
Если кислоты или щелочи на тебя попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.
Кислоту в воду добавляют –
Только так кислоту разбавляют.
Если жидкость воспламеняется легко,
Работаешь с ней от огня далеко.
С приборами нагревательными
Работай очень внимательно.
На рабочем месте – порядок и чистота,
Правило это выполняешь всегда.

Выполнение практической части. Практическую часть выполняем вместе с учащимися, показывая на демонстрационном столе правила обращения с лабораторным оборудованием. Как показывает опыт, школьнику лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. При выполнении практической части придерживаемся описания хода работы, приведенного в учебнике на стр. 57 – 60.

Рассматриваем устройство штатива, и назначение каждой составной части.

Учим школьников закреплять в штативе пробирку; плоскодонную посуду (стакан или колбу), объясняем назначение асбестированной сетки; круглодонную посуду (выпарительную чашку или круглодонную колбу), учим пользоваться тигельными щипцами для переноса горячей лабораторной посуды.

Оформление отчета по практическому занятию. Учим школьников делать четкие и грамотные записи по практической работе. Заранее на доске напишем схему оформления работы:

Практическая работа № 1

“Приемы обращения с лабораторным штативом”

Цель работы: Ознакомиться с лабораторным оборудованием. Научиться приемам обращения с лабораторным штативом.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Закрепление в штативе пробирки;

Закрепление в штативе плоскодонной химической посуды (стакана или колбы);

Огнезащитная прокладка (асбестовая сетка) используется при нагревании плоскодонной химической посуды, закрепленной в штативе, чтобы получить равномерное нагревание.

Рабочее место ________________________

С целью воспитания ответственности за оборудование, аккуратности, бережливости предлагаем учащимся после окончания практической работы разобрать штатив, убрать рабочее место и сдать его учителю. Учитель проверяет сохранность оборудования и ставит свою подпись в тетради учащегося.

Практическое занятие 1 (продолжение, второй урок) “Приемы работы со спиртовкой. Изучение строения пламени”

Методические рекомендации: При формировании основных практических умений не следует экономить время. Надо дать учащимся возможность в свободном темпе выполнять все операции. Только тогда они будут уверены в себе, и не будут бояться выполнять практические работы. Поэтому первую практическую работу разбиваем на два урока и тщательно формируем навыки обращения с лабораторным оборудованием. Данный урок посвящаем изучению нагревательных приборов, а также изучаем строение пламени. В зависимости от оснащения кабинета химии, нагревательные приборы разные, но подходы к их изучению одинаковые.

Важно, чтобы учащиеся четко определили самую горячую и самую холодную части пламени. В дальнейшем это необходимо для проведения других практических работ.

Цель урока: Отработать приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем), изучить строение пламени.

  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с устройством нагревательного прибора (спиртовки или др.);
  • научить учащихся приемам обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем);
  • отработать с учащимися правила нагревания;
  • продолжить формирование умения наблюдать;
  • продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Посуда и приборы спиртовка (электронагреватель), спички, лучина, штатив для пробирок, держатель для пробирок, пробирка с водой, лоток для оборудования

План содержания урока:

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. Приветствуем учащихся и поясняем, что сегодня мы будем продолжать формировать навыки безопасной работы в лаборатории. Рассказываем о значении нагревательных приборов для экспериментирования. Озвучиваем тему урока, цель и задачи. Просим открыть тетради для практических работ и записать шапку отчета.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы повторяем правила Техники безопасности, обращая особое внимание на правила работы с нагревательными приборами (пп.21 – 27, 31, 34 см. Приложение 1).

Можно обсудить с учащимся ответы, которые они привели в тетради “Начала химического эксперимента”. Это поможет актуализировать их знания и подготовит к проведению эксперимента.

Выполнение практической части. Вместе с учащимися рассматриваем, а затем школьники зарисовывают нагревательный прибор (спиртовку).

Затем демонстрируем, как правильно зажечь и погасить спиртовку. Обращаем внимание на возможные ошибки. Предлагаем учащимся упражнение – самостоятельно зажечь и погасить спиртовку несколько раз.

Затем приступают к изучению строения пламени. Ход работы приведен в учебнике стр. 60-62. После исследования зон пламени предлагаем решить экспериментальную задачу: в какую часть пламени надо внести пробирку, чтобы вода в пробирке закипела максимально быстро?

Предлагаем ребятам проверить это. Они выполняют эксперимент дважды, нагревая пробирку в самой горячей и в самой холодной зонах пламени, отмечают приблизительно время каждого нагревания.

По окончании эксперимента, учащиеся приводят рабочее место в порядок, оформляют отчет и сдают рабочее место учителю.

Оформление отчета по практическому занятию.

Практическая работа № 1 (продолжение)

"Приемы обращения с нагревательным прибором."

Изучение строения пламени”

Цель работы: Ознакомиться с устройством нагревательного прибора. Научиться приемам обращения с нагревательным прибором. Изучение строения пламени.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Обращение со спиртовкой.

Рабочее место ________________________

После принятия рабочего места у учащегося, учитель собирает тетради на проверку.


Лабораторные работы рассчитаны на 20 часов учебных занятий, включают 9 работ. В лабораторных работах уделено внимание вопросам, которые находят применение в будущей профессиональной деятельности. Выбор опытов и экспериментов обусловлен не столько их внешним эффектом, сколько их познавательностью.

Описание разработки

Содержание:

Пояснительная записка 3

Техника безопасности при работе в химической лаборатории 4

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ 5

Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов 6

Лабораторная работа №2 Реакции ионного обмена 9

Лабораторная работа №3 Приготовление растворов заданной концентрации 13

Лабораторная работа №4 Определение характера среды раствора с помощью индикаторов 16

Лабораторная работа №5. Получение и свойства гидроксида цинка и гидроксида алюминия 18

Лабораторная работа №6 Взаимодействие металлов с кислотами 20

Лабораторная работа №7 Получение аммиака и изучение его свойств 21

Лабораторная работа №8 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств 24

Лабораторная работа №9 Изучение свойств карбоновых кислот

Список литературы 27.

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ

При выполнении лабораторных работ студент должен:

знать:

– основные классы неорганических соединений и их свойства, строение атома, типы химических реакций и связей;

– теорию электролитической диссоциации;

– периодический закон и периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева;

– теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова;

– названия представителей гомологических рядов органических соединений, строение и свойства их, способы получения;

– правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

уметь:

– проводить реакции ионного обмена и качественные реакции ионов, определять реакцию среды растворов солей;

– охарактеризовывать свойства металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

– строения атомов и электрохимическом ряду напряжений металлов;

– проводить реакции лабораторных способов получения оксида углерода(IV), аммиака этилена;

– описывать свойства органических веществ, составлять уравнения реакций.

Лабораторная работа №1

Моделирование построения

Периодической таблицы химических элементов

Цели работы

научиться видеть, что Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.

рассмотреть структуру периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

уметь определять строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов и особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) по положению хим. элемента в ПС.

Краткие теоретические сведения

Данные о строении ядра и о распределении электронов в атомах позволяют рассмотреть периодический закон и периодическую систему элементов с фундаментальных физических позиций. На базе современных представлений периодический закон формулируется так:

Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атома (порядкового номера).

Дать характеристику химических элементов с № 3 по № 20 (по выбору преподавателя) по плану.

План характеристики хим. Элемента по периодической системе д. И. Менделеева.

1. Положение элемента в периодической системе:

  1. порядковый номер
  2. период, ряд
  3. группа, подгруппа
  4. относительная атомная масса

2. Строение атома элемента:

  1. заряд ядра атома
  2. формула состава атома (количество р;n; е )
  3. количество энергетических уровней и размещение на них электронов
  4. формула электронной конфигурации (1S 2S2Р 3S3P 4S4P5S4D5P)
  5. графическая формула
  6. число электронов на последнем слое => металл или неметалл

3. Формулы соединений:

  1. оксида
  2. гидроксида (кислоты или основания)
  3. летучего водородного соединения (для неметаллов)

4. Химический характер, его доказательство:

а) кислотный: кислотный оксид + щелочь = соль + вода; кислота + основание = соль + вода

б) основной: основной оксид + кислота = соль + вода;основание + кислота = соль + вода

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Виды письменных работ учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-планы и конспекты лекций учителя;

-задачи и упражнения по химии;

-рефераты по химии и биологии;

-планы статей и других материалов из учебников;

-ответы на вопросы по биологии и химии;

-отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

-отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

-отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии и химии;

-отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);

-домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии - по 2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

По химии – по 2 тетради:

  • 1 тетрадь - рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, оформляются отчеты по выполнению лабораторных опытов;
  • 2 тетрадь – для практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Форма отчета по выполнению практических работ произвольная (оформление не регламентируется);

Нормы выполнения лабораторных опытов, практических работ и экскурсий по химии регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.

Для выполнения контрольных работ по химии выделяются специальные тетради:

По химии – 1 тетрадь – для контрольных работ, где выполняются контрольные работы и тестовые задания. Нормы выполнения контрольных работ регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

В течение учебного года тетради для контрольных и практических работ по химии хранятся в школе. Тетради для контрольных работ выдаются на уроке для выполнения в них работ над ошибками.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

· указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);

· номер и название школы;

· указывать фамилию и имя;

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки.

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии и химии.

Рекомендации по ведению и оформлению рабочих тетрадей по биологии и химии.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.

Приложение 1.

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по биологии.

  • Отчеты по выполнению практических работ по биологииоформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Рекомендации по оформлению отчетов по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии.

При выполнении всех видов работ в школьном кабинете химии, особенно лабораторных опытов и практических работ, учащиеся должны оформить отчет по выполнению данных работ.

Лабораторные опыты, как известно, проводят преимущественно в процессе изложения нового материала с целью подтверждения или исследования свойств веществ, выяснения зависимости свойств от строения. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению лабораторного опыта осуществляется в рабочих тетрадях по химии.

Приложение 2

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторного опыта по химии.

Целесообразно, чтобы учащиеся 8 класса первые лабораторные опыты описывали под диктовку учителя, а в дальнейшем им можно предоставить самостоятельность.

В связи с тем, что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по химии оцениваются выборочно.

Рекомендации к ведению и оформлению тетрадей для практических работ по химии.

Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, - закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.

  • Отчеты по выполнению практических работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по химии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.
  • Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.

Приложение 3

Рекомендации к оформлению отчета по выполнению практической работы по химии.

Методические рекомендации: Это первое знакомство учащихся с лабораторным химическим оборудованием. Поэтому, еще раз следует проговорить правила техники безопасности. С этого следует начать урок.

Чтобы сформировать у учащихся приемы обращения с лабораторным оборудованием, следует проводить работу неспеша, проверяя и поправляя, если надо, каждое действие учащихся. Чтобы избежать ошибок, можно вместе с учащимися собирать приборы, показывая как это делать на демонстрационном оборудовании.

После выполнения практической части, предоставляем учащимся время для заполнения отчета. Форма отчета может быть любой, но, как показывает опыт, удобнее это делать в виде таблицы. Причем рекомендуем первую практическую работу оформить на доске вместе с учениками. Оформляйте работу на развороте двойного листа, в этом случае будет достаточно места для всех записей и рисунков. В дальнейшем вы избежите проблем и вопросов по оформлению.

Учащиеся должны расписаться в журнале техники безопасности (специальный журнал фиксации инструктажа учащихся по технике безопасности) и впоследствии каждый раз в тетради перед началом работы (см. форму отчета).

  • Для этого необходимо решить следующие задачи:
  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с основным лабораторным оборудованием: посудой, штативом и специальным оборудованием (тигельные щипцы, асбестовая сетка);
  • научить учащихся приемам обращения с лабораторным штативом;
  • научить учащихся закреплять в лабораторном штативе пробирку, колбу (или химический стакан), выпарительную чашку;
  • научить учащихся пользоваться тигельными щипцами и другим специальным оборудованием;
  • учить учащихся аккуратному обращению с лабораторной посудой и приборами;
  • учить учащихся ставить цель, находить пути и способы ее достижения;
  • учить учащихся описывать наблюдения, изображать схематически приборы и делать выводы.

Посуда и приборы лабораторный штатив, муфта, кольцо, лапка, пробирка, химический стакан (плоскодонная колба), выпарительная фарфоровая чашка, огнезащитная прокладка (асбестовая сетка), тигельные щипцы, лоток для оборудования

План содержания урока:

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. После приветствия учитель мотивирует учащихся на проведение практической работы. Просит освободить рабочее место от посторонних предметов, оставив на столе тетрадь для практических работ, учебник с инструкцией, линейку, простой карандаш, ручку.

Обращаем внимание учащихся на внешний вид. У учащихся одежда не должна иметь широкие рукава, длинные волосы должны быть убраны.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы актуализируем знания учащихся по правилам безопасной работы в лаборатории. Так как Техника безопасности уже отрабатывалась на первом уроке можно опросить учащихся фронтально, или предложить им работу по группам с карточками, на которых прописаны ситуации с нарушением техники безопасности (см. Приложение 1 “Карточки индивидуального опроса” и Приложение 2 “Ответы к карточкам индивидуального опроса”).

Народное творчество. Можно воспользоваться результатами народного творчества учителей химии и учеников.

Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь только то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй ее практически.
В химической лаборатории нельзя никогда
Голыми руками брать вещества.
Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь (не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым -
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Нельзя вдыхать пары и газы,
Если ты без противогаза.
Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –
Это строго-настрого запрещается.
Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.
С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,
Но крайне осторожно.
Если кислоты или щелочи на тебя попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.
Кислоту в воду добавляют –
Только так кислоту разбавляют.
Если жидкость воспламеняется легко,
Работаешь с ней от огня далеко.
С приборами нагревательными
Работай очень внимательно.
На рабочем месте – порядок и чистота,
Правило это выполняешь всегда.

Выполнение практической части. Практическую часть выполняем вместе с учащимися, показывая на демонстрационном столе правила обращения с лабораторным оборудованием. Как показывает опыт, школьнику лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. При выполнении практической части придерживаемся описания хода работы, приведенного в учебнике на стр. 57 – 60.

Рассматриваем устройство штатива, и назначение каждой составной части.

Учим школьников закреплять в штативе пробирку; плоскодонную посуду (стакан или колбу), объясняем назначение асбестированной сетки; круглодонную посуду (выпарительную чашку или круглодонную колбу), учим пользоваться тигельными щипцами для переноса горячей лабораторной посуды.

Оформление отчета по практическому занятию. Учим школьников делать четкие и грамотные записи по практической работе. Заранее на доске напишем схему оформления работы:

Практическая работа № 1

“Приемы обращения с лабораторным штативом”

Цель работы: Ознакомиться с лабораторным оборудованием. Научиться приемам обращения с лабораторным штативом.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Закрепление в штативе пробирки;

Закрепление в штативе плоскодонной химической посуды (стакана или колбы);

Огнезащитная прокладка (асбестовая сетка) используется при нагревании плоскодонной химической посуды, закрепленной в штативе, чтобы получить равномерное нагревание.

Рабочее место ________________________

С целью воспитания ответственности за оборудование, аккуратности, бережливости предлагаем учащимся после окончания практической работы разобрать штатив, убрать рабочее место и сдать его учителю. Учитель проверяет сохранность оборудования и ставит свою подпись в тетради учащегося.

Практическое занятие 1 (продолжение, второй урок) “Приемы работы со спиртовкой. Изучение строения пламени”

Методические рекомендации: При формировании основных практических умений не следует экономить время. Надо дать учащимся возможность в свободном темпе выполнять все операции. Только тогда они будут уверены в себе, и не будут бояться выполнять практические работы. Поэтому первую практическую работу разбиваем на два урока и тщательно формируем навыки обращения с лабораторным оборудованием. Данный урок посвящаем изучению нагревательных приборов, а также изучаем строение пламени. В зависимости от оснащения кабинета химии, нагревательные приборы разные, но подходы к их изучению одинаковые.

Важно, чтобы учащиеся четко определили самую горячую и самую холодную части пламени. В дальнейшем это необходимо для проведения других практических работ.

Цель урока: Отработать приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем), изучить строение пламени.

  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с устройством нагревательного прибора (спиртовки или др.);
  • научить учащихся приемам обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем);
  • отработать с учащимися правила нагревания;
  • продолжить формирование умения наблюдать;
  • продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Посуда и приборы спиртовка (электронагреватель), спички, лучина, штатив для пробирок, держатель для пробирок, пробирка с водой, лоток для оборудования

План содержания урока:

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. Приветствуем учащихся и поясняем, что сегодня мы будем продолжать формировать навыки безопасной работы в лаборатории. Рассказываем о значении нагревательных приборов для экспериментирования. Озвучиваем тему урока, цель и задачи. Просим открыть тетради для практических работ и записать шапку отчета.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы повторяем правила Техники безопасности, обращая особое внимание на правила работы с нагревательными приборами (пп.21 – 27, 31, 34 см. Приложение 1).

Можно обсудить с учащимся ответы, которые они привели в тетради “Начала химического эксперимента”. Это поможет актуализировать их знания и подготовит к проведению эксперимента.

Выполнение практической части. Вместе с учащимися рассматриваем, а затем школьники зарисовывают нагревательный прибор (спиртовку).

Затем демонстрируем, как правильно зажечь и погасить спиртовку. Обращаем внимание на возможные ошибки. Предлагаем учащимся упражнение – самостоятельно зажечь и погасить спиртовку несколько раз.

Затем приступают к изучению строения пламени. Ход работы приведен в учебнике стр. 60-62. После исследования зон пламени предлагаем решить экспериментальную задачу: в какую часть пламени надо внести пробирку, чтобы вода в пробирке закипела максимально быстро?

Предлагаем ребятам проверить это. Они выполняют эксперимент дважды, нагревая пробирку в самой горячей и в самой холодной зонах пламени, отмечают приблизительно время каждого нагревания.

По окончании эксперимента, учащиеся приводят рабочее место в порядок, оформляют отчет и сдают рабочее место учителю.

Оформление отчета по практическому занятию.

Практическая работа № 1 (продолжение)

"Приемы обращения с нагревательным прибором."

Изучение строения пламени”

Цель работы: Ознакомиться с устройством нагревательного прибора. Научиться приемам обращения с нагревательным прибором. Изучение строения пламени.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Обращение со спиртовкой.

Рабочее место ________________________

После принятия рабочего места у учащегося, учитель собирает тетради на проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные и практические занятия имеют исключительно важную роль при изучении химии.

В процессе проведения лабораторных и практических работ, обучающиеся овладевают техникой проведения опытов, глубже и полнее вникают в суть химических явлений, знакомятся со свойствами важнейших веществ и их способом получения.

Данное учебное пособие предназначено для использования обучающимися при выполнении лабораторных работ на уроках химии

Методические рекомендации

по выполнению лабораторных работ и практических занятий

(базовый уровень)

Методические рекомендации предназначены для проведения лабораторных работ и практических занятий по химии.

Выполнение данных работ предусматривает решение небольших практических задач - получить то или иное вещество, продемонстрировать характерные реакции вещества, идентифицировать выданные вещества и т.д. Для выполнения таких задач необходимо детально продумать план их решения и выполнить практически.

Перед выполнением этих работ необходимо использовать инструкции, выданные преподавателем и повторить технику проведения химических опытов.

После выполнения практического задания обучающиеся отвечают на теоретические вопросы.

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ

Лабораторные и практические занятия имеют исключительно важную роль при изучении химии.

В процессе проведения лабораторных и практических работ, обучающиеся овладевают техникой проведения опытов, глубже и полнее вникают в суть химических явлений, знакомятся со свойствами важнейших веществ и их способом получения.

Данное учебное пособие предназначено для использования обучающимися при домашней подготовке к выполнению практических работ и в процессе выполнения их в лаборатории.

Прежде чем приступить к выполнению работы, следует повторить соответствующие разделы учебника и конспекта, ознакомиться с описанием работы и мерами техники безопасности.

Во время проведения опытов нужно внимательно наблюдать за всеми изменениями, происходящими в результате реакций (изменение окраски раствора или реакционной смеси, выделение газов, выпадение осадков и т.д.). Все наблюдения необходимо тщательно записывать.

Записи необходимо вести в отдельной тетради для лабораторных и практических работ, где указывается:

2. Оборудование и реактивы.

3. Называния опытов.

4. Ответы на вопросы заданий для каждого опыта.

5. Выводы к каждому опыту.

6. Итоговый вывод к работе.

Выполняя данные работы, обучающиеся могут систематизировать и обобщить знания по химии. Все работы требуют от обучающихся творческого использования ранее полученных теоретических знаний.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ

Во время работы в химической лаборатории необходимо знать и выполнять такие правила:

Перед выполнением опыта прочитать соответствующее описание, подготовить все необходимое для проведения опыта, выяснить непонятные вопросы у преподавателя и только после этого приступать к его выполнению.

Придерживаться всех мер безопасности, приведенных в специальной инструкции и методических указаниях.

Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте, не загромождать его ненужными предметами.

Методические указания, учебники и лабораторный журнал во время выполнения работы следует оберегать от попадания на них растворов кислот, щелочей и т.п. Запрещается ставить стаканы с реактивами на книжки и журналы.

Во время пользования реактивами следует соблюдать такие правила:

прежде чем взять банку с реактивом с полки, внимательно прочитайте этикетку с названием реактива, после использования возвратить банку на место и снова прочитать этикетку;

все банки с растворами держать закрытыми и открывать их только на время использования; закрывая банку не перепутать пробки, иначе реактивы загрязняются и становятся непригодными к использованию;

не переносить реактивы общего пользования на свои рабочие места;

сухие реактивы брать чистым шпателем, специальной ложечкой, чистой сухой пробиркой;

наливая жидкость из банки, последнюю надо держать этикеткой кверху, чтобы капли реактива, стекая по ней, не попали на этикетку и не испортили ее;

если не указано, какое количество вещества надо взять для опыта, следует брать сухое вещество в количестве, которое закрывает дно пробирки, а раствора - не больше 1-2мл;

неиспользованные реактивы ни в коем случае не высыпать и не выливать снова в те банки, из которых они были взяты;

остатки растворов, которые содержат соединения мышьяка, ртути и серебра, не выливать в канализацию, а сливать в специальные стаканы.

Без разрешения преподавателя ни в коем случае не проводить опытов, не предусмотренных в соответствующих указаниях.

Меры безопасности

Для предотвращения несчастных случаев необходимо:

Все опыты с ядовитыми веществами, веществами, которые плохо пахнут, а также упаривание кислот и растворов, которые их содержат, надо проводить в вытяжном шкафу.

Опыты с легковоспламеняющимися веществами проводить на расстоянии от огня.

При работе с металлическим натрием и другими щелочными металлами остерегаться воды. Сохранять щелочные металлы под керосином, который не содержит влаги. Обрезки щелочных металлов сдавать лаборанту и ни в коем случае не бросать в мусоросборник или раковину.

При нагревании растворов в пробирке пользоваться держателем и всегда держать пробирку таким образом, чтобы ее отверстие было направлено в сторону от работающего и его соседей по рабочему столу.

Не наклонять лица над жидкостью, которая нагревается, или над веществами, которые сплавляются, для предотвращения попадания брызг на лицо.

Нюхать любые вещества в лаборатории с осторожностью, не наклоняясь над пробиркой и не вдыхая на полную грудь, а направляя на себя пар или газ легким движением руки. Такие сильные яды, как стибин и фосфин, нюхать нельзя.

Со всеми веществами в лаборатории надо вести себя, как с отравляющими, поскольку больше ¾ веществ, которые находятся в лаборатории, отравляющие.

При работе с твердыми щелочами (измельчение в ступке, приготовление смесей для сплавления) обязательно надевать защитные очки. Брать щелочь разрешается только щипцами или пинцетом. Необходимо старательно прибирать остатки щелочи с рабочего места.

При разведении концентрированной серной кислоты надо осторожно приливать кислоту в воду, так как в этом случае кислота, которая имеет большую плотность, чем вода, опускаясь до дна, перемешивается с водой и тепло, которое выделяется при смешивании кислоты с водой, равномерно распределяется по всему объему раствора. Если же приливать воду к кислоте, вода остается на поверхности и вскипает благодаря выделению теплоты, при этом образуются брызги, опасные для работающего.

Запрещается есть в лаборатории.

Не бросать в раковину бумагу, битое стекло, остатки металла и др. Для этого следует пользоваться специальными мусоросборниками.

Оказание первой помощи

При попадании на кожу (рук, лица) концентрированных кислот (серной, азотной) необходимо смыть кислоту струей воды и промыть пораженное место большим количеством воды. Для нейтрализации кислоты можно смочить это место раствором соды, после чего наложить повязку из спирта или с 3%-ного раствора перманганата калия. При сильных ожогах после оказания первой помощи следует обратиться к врачу.

При ожоге кожи растворами щелочей пораженный участок кожи промывают водой до тех пор, пока она не перестанет быть скользкой на прикосновенье, после чего наложить повязку из спирта или 3%-ного перманганата калия.

При попадании брызг кислоты или щелочи в глаза немедленно промыть глаз большим количеством воды комнатной температуры, после чего сразу же обратиться к врачу.

При ожогах кожи горячими предметами (стекло, металлы и др.) наложить сначала повязку из спирта или 3% раствора перманганата калия, а потом повязку с мазью от ожогов.

При отравлениях хлором, бромом, оксидом углерода (II) немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух и одновременно обратиться к врачу.

При отравлениях соединениями мышьяка и ртути, а также цианидами немедленно обратиться к врачу.

Читайте также: