Как сделать лабораторная работа 2 по биологии 5 класс
Обновлено: 07.07.2024
фенологическ их набл юдений необ ходимо соблю дать следу ющие пр авила:
1. Не следу ет вести записи на отдельны х листочках, п отому что и х легко
потерять, необ ходимо завести сп ециальну ю тетрадь.
наблюдения . О ткладывая зап иси, пола гаясь на память, всегда рискуешь что -
3. Форма днев никовых за писей выби рается по у смотрению учителя, при эт ом
важно, чтобы, о днажды принята я, она регу лярно соблю далась из го да в год.
4. В дневнике е жедневно после указани я даты на блюдения следу ет
5. В дневник сле дует з аносить не тольк о необхо димые данные, но и сведен ия
о других явлен иях, кот орые привлекли к себе вним ание.
6. Записи долж ны быть как можно более по лным и, с необход имыми
пояснениями, для того чт обы не тольк о по свежей пам яти, но и много лет
Учащимся рек оменду ется завести календа рь природы в в иде альбома для
рисования или обычной тет ради. На пер вых страницах записывают краткие
сведения о месте на блюдения: ме стоположе ние, рельеф, характер по чвы,
общая характе ристика раститель ного и жив отного мира. С юда же вкле ивают
карту - схему марш ру та. На последующих ст раницах зап исывают в
хронологическ ом порядке явл ения, над которыми буду т вестись наблюден ия
В биологии применяют такие методы исследования, как: описание, наблюдение, эксперимент, сравнение.
№ 2. В чём заключается основной принцип научного метода?
Основной принцип научного метода заключается в поиске причин какого-то явления исключительно в естественной области и без опоры на сверхъестественное. То есть, ничто не воспринимается только на веру, важно доказать либо существование явления, либо опровержение его существования.
1. Пользуясь вышеприведённой памяткой, измеряем ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Зарисовываем их, указав размеры.
2. Заносим данные в таблицу (табл. 2).
3. Рассчитываем среднее значение измеренных величин.
4. Измеряем длину и ширину учебника биологии.
5. Вычисляем его площадь.
Вид растения | Орган | Параметр измерения | Результаты измерений, мм | Среднее значение | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
Береза | Лист | Длина | 60 | 55 | 44 | 53 |
Дуб | Лист | Длина | 120 | 100 | 90 | 103,33 |
Орех | Лист | Ширина | 50 | 48 | 45 | 47,66 |
Измеряем длину и ширину учебника биологии:
Длина составляет 380 мм, ширина – 320 мм.
Вычисляет площадь: 380 мм * 320 мм = 121600 мм 2 .
Вывод:
Каждый предмет имеет свои размеры. Чтобы узнать их, необходимо измерить при помощи линейки длину и ширину. Для исследования были взяты листья березы, дуба и ореха. Длину и ширину измеряли в самых крайних точках. Для определения среднего значения измерения проводились на нескольких образцах.
Стр. 36. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеют измерения в научных исследованиях?
Измерения – это совокупность определенных действий, направленных на выяснение значения отношений одной величины к другой однородной величине, которая принята всеми участниками за единицу, что хранится в средстве измерения (линейка и т.д.). Благодаря точным измерениям удаётся провести научные исследования, узнав ширину и длину, массу и объем объекта, а также его высоту, температуру, расстояние от него к нужной точке. Результатом таких исследований может быть сравнение и анализ измерений, выявление определенных закономерностей.
№ 2. Какие единицы измерения вы знаете?
К единицам измерения относятся:
Меры длины (миллиметры, сантименты, дециметры, километры);
Меры времени (минуты, секунды, асы, сутки, недели);
Меры температуры (градусы по Цельсию, по Кельвину, по Фаренгейту);
Меры массы (граммы, килограммы, тонна, центнер);
Меры объёма (литры, кубические сантиметры, кубические миллиметры, кубические метры);
Меры площади (квадратные сантиметры, квадратные миллиметры, квадратные километры).
№ 3. От чего зависит выбор единиц измерения в исследованиях и повседневной жизни?
Выбор единиц измерения в исследованиях и в повседневной жизни зависит от того, что хотят определить и какие параметры объекта известны. Например, если нужно узнать массу предмета, то выбирают граммы, килограммы, центнеры, тонны. Также важным является и масштабность предмета. Если это большой дом, то для удобства вычислений берут метры. Для мелких предметов лучше подходят миллиметры и сантиметры.
№ 4. Как определить предел измерения и цену деления шкалы измерительного прибора?
Предел измерения – это минимальное (нижнее) и максимальное (верхнее) значение шкалы прибора. Как правило, предел измерения всегда один, например, у линейки. Однако может быть и два, например, у термометра.
Цена деления шкалы измерения прибора – это значение величины, соответствующее разности двух ближайших отметок на данной шкале. Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо:
Найти две соседние отметки шкалы, у которых написаны величины, которые соответствуют этим отметкам;
Определить разность этих двух величин;
Посчитать количество промежутков между найденными соседними отметками;
Найденную разность разделить на количество промежутков.
№ 5. Приведите примеры измерительных приборов для выполнения измерения различных параметров биологических объектов
Для измерения массы биологических объектов используются весы. Для измерения их размеров – линейка, мерная лента. Для определения температуры – термометр.
Стр. 37. Задание
Выразите в одних и тех же единицах измерения высоту куста шиповника (150 см), секвойи (114 м) и растения мха (27 мм).
Высота куста шиповника: 1,5 м = 150 см = 1500 мм;
Высота куста секвойи: 114 м = 11400 см = 114000 мм;
Высота растения мха: 0,027 м = 2,7 см = 27 мм.
Рис. 1. ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 4 Измерения в биологических исследованиях
На уроках клеточной биологии наиболее распространённым объектом изучения покровной ткани являются луковые клетки: их легко получить, купив недорогую луковицу и самостоятельно подготовив микропрепарат. Клетки лука под микроскопом крупные и легко заметные.
- Задачи для учащихся
- Правила занятий
- Описание исследования
- Основные органеллы растительной клетки
- Отличие растительной клетки от животной
- Вывод к лабораторной работе
- Вопросы для учащихся
Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.
Задачи для учащихся
Основные задачи:
Внепредметные (метапредметные) задачи:
- Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
- Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
- Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
- Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
- Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
- Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.
Предметные задачи:
- Получение основных и самых важных представлений о клетке.
- Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
- Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
- Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
- Умение работать с микроскопом.
- Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.
Правила занятий
Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.
Техника безопасности
Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:
- Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
- Нужно убрать со стола все лишние вещи.
- Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
- Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.
После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.
Оформление рисунка
- Рисунок должен иметь название.
- Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
- К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
- Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.
Описание исследования
Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):
Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.
Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.
Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.
План проведения лабораторной работы
- Подготовительный этап.
- подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
- настроить микроскоп;
- протереть салфеткой предметное стекло.
- Основной этап.
- поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
- с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
- разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
- поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
- рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
- медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
- Заключительный этап.
- зарисовать увиденное изображение;
- проанализировать рисунок;
- отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
- поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
- написать вывод к работе.
Основные органеллы растительной клетки
Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.
Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.
Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.
Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.
Отличие растительной клетки от животной
Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.
Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.
Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.
Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.
Вывод к лабораторной работе
Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.
В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.
Вопросы для учащихся
В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:
Растения, животные, люди, насекомые – всё это мы изучаем на уроке биологии. Некоторые считают, что данный предмет не является таким уж важным. И они не правы. Биология – это сложно, но если вы хотите стать врачом или выбрать какую-нибудь другую профессию, связанную с этим предметом, то стоит уделять ему больше внимания. Заниматься можно даже тогда, когда вы уверены, что биология вам не понадобится. Ведь это не только полезно, но и интересно! Это можно понять на лабораторных работах.
Зачем нужны лабораторные работы
Данные уроки проводятся для того, чтобы:
- Ребёнок учился самостоятельно приходить к выводам;
- Пятиклассник узнавал что-то новое другими способами, не только через учебник;
- Дети учились работать в парах и группах.
Готовиться к лабораторным работам нужно заранее, чтобы не растеряться на уроке, и выполнить всё так, как нужно.
Как подготовиться к лабораторной работе по биологии
1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
При малом увеличении можно увидеть оболочку клетки, ядро клетки и цитоплазму клетки лука. Если же внимательно присмотреться, то можно также разглядеть вакуоли клетки.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Препарат лука изменил цвет и стал фиолетовым. Стали более заметно видны части отдельных клеток: ядро, оболочка, вакуоли и цитоплазма. Стали виды поры оболочки клеток (маленькие фиолетовые точки).
9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Вывод: Кожица лука состоит из клеток, которые включают в себя ядро с ядрышком, оболочку с порами, вакуоли и цитоплазму.
1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Вывод: Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуоли клетки элодеи содержат ещё пластиды — мелкие тельца, расположенные в цитоплазме клетки.
27. Какого цвета могут быть пластиды? Какие ещё вещества, находящиеся в клетке, окрашивают органы растения в разные цвета?
Пластиды могут быть самых разных цветов:
- хлоропласты — зелёные;
- хромопласты — жёлтые, красные или оранжевые;
- лейкопласты — бесцветные.
Кроме того красящие вещества могут также находиться в клеточном соке, который содержится в вакуолях клетки.
28. На рисунке подпишите основные части растительной клетки.
Читайте также: