Как сделать квинты из аккордов

Обновлено: 07.07.2024

Музыканты, которым не довелось получить музыкального образования невольно вздрагивают, когда речь заходит о теории музыки. Теория навевает скуку и кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей не исключение. Страх увязнуть в теоретических дебрях лишает музыкантов инструмента, который сильно облегчает жизнь. Даже человек без музыкального слуха с его помощью сможет сочинить аккомпанемент в считанные минуты.

В этой статье нет сильного углубления в теорию музыки. По прочтении вы узнаете, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, зачем он нужен, как им пользоваться и применять на практике.

Что такое квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.

Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.

Схема кварто-квинтового круга

Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг

Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:

  • музыкальный интервал;
  • тональность;
  • знаки альтерации.

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.

Таблица простых музыкальных интервалов

НазваниеТоновая величинаХарактер звучания
Прима0 (унисон)Абсолютный консонанс
Секунда (малая)0,5 (полутон)Диссонанс
Секунда (большая)1 (целый тон)Диссонанс
Терция (малая)1,5 (полудитон)Несовершенный консонанс
Терция (большая)2 (дитон)Несовершенный консонанс
Кварта (чистая)2,5Совершенный консонанс
Кварта (увеличенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (уменьшенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (чистая)3,5Совершенный консонанс
Секста (малая)4Несовершенный консонанс
Секста (большая)4,5Несовершенный консонанс
Септима (малая)5Диссонанс
Септима (большая)5,5Диссонанс
Октава6Абсолютный консонанс
Таблица простых музыкальных интервалов

Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.

Что такое тональность

Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Теперь вы знаете всю необходимую теорию, чтобы начать пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей. В этом разделе мы рассмотрим основные варианты его использования, которые существенно облегчат жизнь начинающим и профессиональным музыкантам.

Транспозиция

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга — транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг — это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против — получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла — снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Транспозиция тональности по кварто-квинтовому кругу

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге — можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

Ля минорAmGDmAm
Ми минорEmDAmEm
Транспонирование тональности

Сочинение музыки

Тональности До мажор и Ля минор на квинтовом круге

Тональности Соль мажор и Ми минор на квинтовом круге

Тональности Ми мажор и До-диез минор на квинтовом круге

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта — это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта — следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой — Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой — минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом. Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент — можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Заимствование аккордов

Мы уже выяснили, что кварто-квинтовый круг тональностей — это графическое изображение мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.

Из этого следует, что две соседние тональности на квинтовом круге идеально подходят для заимствования аккордов. Это нужно в том случае, если вам недостаточно стандартных аккордов и вы хотите разнообразить гитарный аккомпанемент.

Сравните тональности До мажор и Соль мажор. На рисунке видно, что они имеют 4 общих аккорда. Это значит, что в нашем аккомпанементе в До мажор или Ля минор вполне неплохо приживутся аккорды D и Bm. Но можно пойти ещё дальше и попробовать использовать другие аккорды. Квинтовый круг в этом плане дает массу возможностей для экспериментов.

Заимствование аккордов из соседних тональностей с помощью кварто-квинтового круга

Модуляция

Модуляция — это смена тональности в процессе исполнения музыкального произведения. Чаще всего модуляция производится в родственную тональность, и тут нам на помощь опять приходит кварто-квинтовый круг.

Для модуляции используется модуляционная связка. Самая распространенная модуляционная связка — общий аккорд для двух тональностей и аккорд, свойственный только для той тональности, в которую будет производиться модуляция.

Доминантсептаккорд, который является доминантой в новой тональности используется для этих целей чаще всего.

Модуляция в соседнюю тональность с помощью кварто-квинтового круга

Определение количества знаков в тональности

Страшный сон учеников музыкальных школ — задача на определение количества ключевых знаков в тональности. Детей заставляют учить считалочки на уроках сольфеджио, вместо того чтобы определить количество диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу.

Определение количества знаков в тональности по квинтовому кругу

Например, нам нужно вычислить количество диезов в тональности Соль мажор или Ми минор. Смотрим на кварто-квинтовый круг — видим, что в этих тональностях 1 диез. Чтобы определить какая это нота — используем коричневую стрелку и ноты внутри круга.

Стрелка начинается в ноте Фа. Значит в тональностях Соль мажор и Ми минор нет чистой ноты Фа, но есть нота Фа-диез.

Смотрим на Ре мажор и Си минор. Видим, что в этих тональностях два диеза. Опять смотрим на коричневую стрелку и видим, что первый диез это Фа-диез, второй — До-диез. Порядок диезов всегда будет одинаковый. Все что нужно — посмотреть на стрелку и отсчитать количество диезов, обозначенное серым цветом на внешней стороне круга.

То же правило работает и для вычисления количества бемолей, но в этом случае нам поможет синяя стрелка.

Заключение

Как видите, кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей используется для решения целого спектра музыкальных задач. С его помощью вы сделаете свою музыку гармонически интересной и выразительной. Сначала это кажется сложным, но с практикой приходит полное понимание сути этого инструмента.


Чем примечателен данный прием?

Классические нотные обозначения

Сейчас этот способ звукоизвлечения распространен повсеместно и применяется среди ведущих металлистов всего мира. Известно, что квинта – это тот же самый power chords (пауэр-аккорд). Однако данные о том гении, который первым придумал подобную вариацию игры на электрогитаре, по сей день остаются темой для жарких споров.

Значения слова "квинта"

  1. Общее значение – слово "пять" (от латинского quinta).
  2. Термин является обозначением пятой ноты из одной октавы относительно самой первой из них.
  3. Применительно к смычковым инструментам квинтой называется самая тонкая из струн.
  4. Квинтет – коллектив из пяти человек.
  5. В фехтовании – пятый способ нанесения удара.
  6. В игре "Лото" – строка, занятая пятью кубиками.
  7. В музыке – интервал, занимающий все пять ступеней гаммы.
  8. Диатонический звукоряд из пяти ступеней.

Суть звукоизвлечения

Каждая пятая нота

Секрет кроется в том, что к стандартной выбранной тональности добавляется более высокая квинта. Ключевая тоника располагается на 5-6 струне, и такой аккорд содержит в себе всего три ноты. Однако power chords (квинта) - это нечто неполноценное, без идентификатора. То есть невозможно понять, мажорное звучание или минорное, так как третьей составляющей (привычной для стандартного аккорда) в ней нет.

Подобное звукоизвлечение позволяет электрогитаре выдавать агрессивный, сильный и чистый аудиопоток. Кстати, квинты применяются как для сложнейших риффов, так и для ведущих ритм-партий. Желающий научиться исполнять композиции, как Кирк Хэмметт или Ингви Мальмстин, должен обязательно усвоить, что квинта — это самый надежный способ играть быстро и качественно.


Условные обозначения

Гамма состоит из семи нот (ступеней), которые идут друг за другом в определенном порядке. Они бывают мажорными или минорными. Квинтами на гитаре можно обыграть как те, так и другие. Ведь они состоят из двух ступеней (вместо обычных трех) и являются нейтральными.

Дело в том, что при построении стандартного аккорда из определенной гаммы за минорность или мажорность отвечает именно третья нота. В квинте же ее нет, ведь она по своей сути является интервалом между двумя ступенями. Пауэр-аккорды в обозначениях дополняются цифрой пять, например: A5, E5, F5.

Построение стандартных аккордов

Квинт-аккорды

Как определить, куда ставить пальцы?

Существует специальная таблица, позволяющая разобраться с этим вопросом. Например, чтобы сыграть D5, нужно указательным пальцем прижать 6 струну на 10-м ладу, а безымянным — 5-ю, но только на пару ладов повыше. В варианте с тремя струнами дополнительно зажимается 4 струна и прибавляются два лада относительно первой ступени. Каждую квинту можно построить подобным образом.

Способы игры

Нотная грамота

В аппликатуре к квинт-аккордам крестиками обозначены струны, которые не нужно задевать. Построить их можно на любом ладу и пользоваться только удобным медиатором.

Пауэр-аккорд является интервалом между 1 и 5 ступенью — вот это квинт. Что такое гитара, знают все – это универсальный инструмент, позволяющий экспериментировать и создавать новое звучание.

Из названия сразу понятно, что пройдя эти уроки гитары, Вы научитесь играть в стиле рок. Начнём с теории, а именно с того как построить квинтовый аккорд т.к это наиболее распространённый вариант обыгрывания аккордов в стиле рок.

Всё достаточно просто и Вы сейчас сами в этом убедитесь. Для начала нужно будет запомнить как расположены ноты на грифе гитары на 6-й струне.

Е-ми F-фа G-соль А-ля Н-си С-до D-ре Е-ми – названия нот нужно выучить.

Теперь будим учиться строить квинтовые аккорды. Возьмем для примера ноту А-ля т.е 5-й лад на 6-й струне и построим от неё квинт для этого нам нужно.

  • зажать 5-й лад на 6-струне (указательным);
  • зажать 7-й лад на 5-й струне (безымянным);
  • зажать 7-й лад на 4-й струне (мизинцем);

Вот что у Вас должно было получится

Если Вам нужен квинт от аккорда G-соль, просто передвиньте все пальцы на 2 лада ближе к началу грифа т.е так, что бы указательный палец оказался на 3-ем ладе 6- струны.
[download ]

Домашнее задание построить квинт от всех нот на 6-й и 5-й струне.

ОБЯЗАТЕЛЬНО . Скачайте программу guitar pro 5.2 т.к все табулатуры буду выкладывать в ней.

Рекомендую прочитать как читать табулатуры.
На сегодня всё, но на следующем уроке мы рассмотрим, как при помощи квинтов сыграть простую роковую аккордовую последовательность.

2 часть. Роковая аккордовая последовательность

Роковая аккордовая последовательность (ссылка на 2 часть)

уроки гитары

Выезд преподавателя на дом

Подарочный сертификат.

г. Москва
м. Бауманская
м. Курская
ул. Старая Басманная
д. 36 стр. 2

г. Москва
м. Перово
м. Шоссе энтузиастов
ул. Плеханова
д. 22 корп. 1

Cоглашение об использовании сайта заполняя форму, Вы соглашаетесь на обработку данных

Соавтор(ы): Nate Savage. Нейт Сэвидж — профессиональный гитарист. Имеет более 16 лет опыта обучения игре на гитаре учеников со всего мира. Его канал на YouTube под названием Guitareo имеет более 450 000 подписчиков.

Пауэр-аккорды — это насущный хлеб для ритм-гитаристов и обычных новичков по всему миру. Пауэр-аккорды имеют несколько отличную от базовых аккордов структуру, а для их взятия используется двухпальцевая аппликатура, которая без изменений переносится по грифу для взятия следующих аккордов. Популярные в блюзе, роке, панке, и иногда в поп-музыке пауэр-аккорды относят к очень важному навыку игры на гитаре, которым обязательно необходимо владеть.


Квинта (переводится, как пятая) — интервал равный 7 полутонам и 5 ступеням. Один из самых важных интервалов в музыке.

В теории музыки интервал квинты (чистой квинты) рассматривается, как соотношение двух звуков вида 3:2 в чистом строе и близкое к нему соотношение в темперированном строе.

Квинта имеет важнейшее значение в теории музыки, так как на основе нее выстраивается ряд тональностей, ключевых знаков и что немаловажно, вся диатоническая шкала современной музыки основана на квинтах. Именно движение по квинтам лежащее в основе обертонового ряда дает нам все 7 нот современной гаммы.

Также чистая квинта наряду с октавой является основой пифагорейского строя.

Чистая квинта (обозначается как Ч5) равна 7 полутонам и 5 ступеням, то есть 5 шагам от исходной ноты. Двигаясь на 7 полутонов от ноты C получим G. 6 полутонов дадут нам уменьшенную квинту, 8 полутонов увеличенную квинту. Также вы может просто назвать 5 нот подряд крайние ноты будут является квинтой (чистой или уменьшенной). Например, D (1) E (2) F (3) G (4) A (5) — квинта DA. Расстояние между DA равно 7 полутонам, значит это чистая квинта.

В натуральном звукоряде квинта образуется между 2 и 3 обертонами, то есть является первым интервалом, который возникает после октавы в ряду обертонов.

После октавы и унисона, квинта является третьим максимально консонантным интервалом и входит в состав мажорного и минорного трезвучия и аккордов на их основе, являясь важным маркером их звучания.

Мелодически квинта является ярко выраженным скачком, с характерным пустым звучанием. С квинты начинается известная мелодия My Favorite Things или припев песни До свидания Земфиры.

Волчья квинта

Термин чистая, подразумевает, что мы относим квинты к совершенным консонансам, которые, как известно получаются путем простого соотношения типа 2:1, 3:2, 4:3 и имеют максимальную согласованность в гармоническом виде.

При настройке инструмента в строе Пифагора — 12 звуков хроматической гаммы получаются путем умножения исходной частоты на 1,5 (то есть соотношение 3:2) до замыкания в октаву, однако последняя нота не замыкает октаву и создает звучание так называемой волчьей квинты.

Представим для удобства, что C равна 16Hz ( в темперированном строе 16,35) строим квинты до получения полной хроматики:

Сверху подписаны получившиеся частоты. Теперь переносим эти частоты в одну октаву путем простого деления или умножения на два (так как октавы равна 2:1). Например, в малую октаву. Получаем:

230.65/153.77 дает нам соотношение 1,4999756 эта разница между 1,5 и 1.49 и дает нам звучание волчьей квинты.

Квинты в тональности

Для построения квинты в тональности мы двигаемся от любой ступени на 4 ступени вверх. В мажоре 6 чистых квинты и одна уменьшенная (тритон) на 7 ступени мажора и 2 и 7 высокой ступени минора.

Увеличенная квинта строиться в гармонических видах мажора и минора:

Квинтовый круг

Графическая система для обозначения различных соотношений звуков в тональной системе. Квинтовый круг (а точнее спираль) обозначает систему соотношения тональностей, систему ключевых знаков, а также функциональные соотношения аккордов. Движение по квинтам заложено в природе тональности, о чем нам говорит расположение ключевых знаков (FCGDAEB есть ни что иное как движение по квинтам), а также система тональностей, в которое увеличение на одни ключевой знак связано со смещением тоники новой тональности на квинту относительно предыдущей. Например, C мажор 0 знаков, квинта вверх G dur 1 диез, квинта вниз 1 бемоль итд

Powerchord или пустые квинты

Со времен древней Греции квинтовый интервал использовался, как замена аккорду. Многие композиторы заканчивали свои произведения квинтовым интервалом, как бы позволяя слушателю домыслить звучание аккорда на основе обертонов.

В современной музыке, при игре на гитаре используются так называемые PowerChords — по сути, это не аккорды, а интервалы квинты или квинты плюс октавы. Но в сочетании с эффектом дисторшн они создают звучание неопределенного аккорда, который может быть идентифицирован как мажор или минор только в зависимости от ступеневого состава мелодии.

Популярность этих аккордов связана с тем, что квинта и кварта единственные интервалы, которые звучат максимально близко к натуральному строю на гитаре и не создают биений при игре с дисторшином. Также они просты в исполнении и не требуют владения навыками гармонизации для подбора интервалов к мелодии. Образно говоря любая квинта внутри лада, подойдет к любому движению в мелодии.

Квинтаккорды

Подобно квартам, квинты выступают в роли строительного материала для аккордов, однако основа это аккорд из 3 нот, так как аккорд из 4х нот расположенных по квинтам занимает диапазон почти 2 октавы и с трудом может быть использован для гармонизации. Однако 3х нотные квинтаккорды достаточно часто встречаются в современной музыке:

Читайте также: