Как сделать кроссворд про ломоносова

Обновлено: 08.07.2024

Перед тем как составлять с ребятами кроссворд мы сходили в музей. Там познакомились с творчеством М.В.Ломоносова. Ребята поразились, как один человек мог заниматься физикой, химией, астрономией, металлургией, географией, литературоведеньем. Подводя итоги экскурсии, ребята обратили внимание на то, что раньше о Ломоносове, как художнике они ничего не знали. Данная сфера деятельности нашего великого земляка не так хорошо освещена в литературе и малознакома не только детям, но и взрослым.

Для работы над составлением кроссворда была создана инициативная группа, в которую по желанию вошло 10 учеников.

  1. Подбор слов, характеризующих Ломоносова как художника, в которых есть буквы ключевого слова.
  2. Графическое составление кроссворда.
  3. Поиск определений слов, составляющих кроссворд (вопросы к кроссворду).
  4. Изготовление рамки для портрета М.В. Ломоносова.

По итогам культпохода в музей подготовить рисунки, раскрывающие художественную деятельность Ломоносова и иллюстрирующие материал, применяемый Ломоносовым для создания своих картин.

Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его не только как ученого, но и как художника.

Воспитательная задача.

Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившего миру великого ученого М.В. Ломоносова. Вызвать ощущения сопричастности к истории родного края. Развитие эстетического вкуса.

Развивающая задача.

Развитие логического и образного мышления. Тренировка умения разгадывания кроссворда, активизация поисково-исследовательской деятельности.

Оформление доски:

Портрет Ломоносова перевернут обратной стороной, на которой подобно кусочкам смальты выделено 13 секторов с номерами, каждый из которых соответствует номеру слова из кроссворда. Рядом с номером напечатано задание к отгадываемому слову.


На втором листе или на доске мелом изображен кроссворд. Ключевое слово выделено.

Снимать и читать сектора могут сами дети. После отгадывания, слово вписывается в кроссворд, а на доске вывешиваются рисунки учеников, иллюстрирующие отгаданное слово. Учитель дает небольшое пояснение, комментарий к слову (оно приведено в скобках).

Листочек с заданием, когда оно отгадано, подобно кусочку смальты переворачивается на лицевую сторону и укладывается в рамку будущего портрета великого ученого и художника М.В. Ломоносова.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем земляке - великом ученом М.В. Ломоносове. В каких сферах деятельности прославился М.В. Ломоносов?

(Ответы детей)

Учитель комментирует и обобщает:

А знаете ли вы, что Михаил Васильевич был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами? Последние пятнадцать лет своей короткой и насыщенной жизни Ломоносов посвятил необычной технике живописи - мозаике. Он параллельно вел два вида опытов - химических и физических - над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч.

Сейчас мы все попробуем стать и художниками, и энциклопедистами, как Михаил Васильевич. Нам предстоит отгадать кроссворд и выложить из кусочков смальты настоящую картину.

Итак, перед вами кроссворд, который составила наша инициативная группа. Задания к кроссворду вы найдете на разноцветных секторах с номерами этого мозаичного полотна, с пока еще непонятным рисунком.

Если мы правильно разгадаем кроссворд, разноцветные кусочки из этого квадрата переместятся в эту прекрасную рамку и создадут картину. Какую? Это тоже предстоит вам узнать.

Кто желает выбрать сектор с первым заданием к кроссворду?

Задания к кроссворду.

По горизонтали:

1. Назовите Родину Ломоносова.

Холмогоры. (Комментарий учителя - Находится в 75 км от Архангельска.)


5. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Лаборатория. (Ломоносов добился постройки химической лаборатории в конце 1748г.)


7. Промышленное предприятие с машинным способом производства.

Фабрика. (Ломоносов просил выделить ему в Копорском уезде участок, где есть глина, песок и дрова. Просьба удовлетворена 15 марта 1753г. Была подписана дарственная грамота на владение Усть - Рудницей.)


8. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, керамической плитки, смальт, наносимых на какую-либо поверхность.


9. Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым.

Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка - размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.)


10. Самая большая картина фабрики Ломоносова.

В каком месте происходили события, изображенные на этой картине?

Полтава. (Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)


11. Самый любимый герой Ломоносова.

Петр. (Эта работа хранится в Эрмитаже.)


12. Как называется учреждение культуры, в котором хранятся работы Ломоносова?

Музей. (Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в С-Пб, в Третьяковской галерее в Москве.)


13. Почётным членом, какого научного учреждения стал Ломоносов за свои мозаичные картины?

Академия. (Это была Академия художеств, членами которой были самые известные художники и скульпторы.)


По вертикали:

2. Как называется изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток? Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.


3. Цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Смальта. (Первые химические опыты по получению цветных стекол начаты в 1748г.)


4. Мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозными отверстиями, употребляемые для вышивания.

Бисер. (Фабрика Ломоносова выпускала кроме смальты бисер, стеклярус, запонки, табакерки и прочее.)


6. Попытка что-нибудь сделать в области еще неизвестной. То же самое, что и эксперимент.

Опыт. (Ломоносов сделал почти 3000 опытов для воспроизведения разных цветов в стеклах.)


Учитель ведет беседу, комментирует и обобщает ответы учеников:

Наш кроссворд разгадан.

  1. Какую сферу деятельности М.В. Ломоносова описывают слова, которые были зашифрованы в кроссворде?
  2. Какое ключевое слово у нас получилось в выделенном столбце?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. В какой технике мы составили портрет Ломоносова?

Классный час завершается стихотворением, которое сочинила учитель класса. Читают четыре ученика класса.

О! Предок Северного края,
Из Холмогорской стороны.
Ты жил, отчизну прославляя,
Потомкам завещав труды.

Ты предстаешь в науках разных,
Достигнув множества высот.
Мозаика была отрадой
Последних жизненных забот.

Ты собирал кусочки смальты.
В един, не разделим узор.
Вот шаг за шагом. восхищенно
Уже с картины смотрит Пётр!

"Полтавская баталия" мир удивляет
Всей грандиозностью своей.
И только Бог один лишь знает
Любови вложенной твоей!

Вся Академия художеств,
Склонила пред тобой главу,
И зарубежье признавало,
Прислав торжественну хвалу.

До нас дошли твои творенья.
Мы чтим тебя земляк родной!
Картин осколочных мгновенья-
Поморской зримы стороной.

Белявский М.Т. . Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986. C. 224.
Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Арх-ск: 2006. С. 192.
Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М.: 1961. C. 344.
Ломоносов М.В. ПСС, -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, т. 2, 1951. C. 352.
Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.
Ожегов СИ., Шведова Н.Ю.Толковыи словарь русского языка. - Советская энциклопедия - М.: 1973 C. 846.

Игра проводится в заочной форме, особенностью квеста является фотофиксация этапов выполнения задания.

Отгадайте загадку, сфотографируйте ответ и команду.

Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.
В него направь свои стопы,
Там с первым заданием встретишь ты.

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах.

Команда должна найти и написать как можно больше объектов на карте мира, носящих имя Ломоносова. В ответе необходимо указать объект, полное название, местоположение, информацию о том, кто и когда объект открыл и почему он так назван.

Один верный ответ – 1 балл. Неполный ответ – 0,5 балла.

Отгадайте загадку, сфотографируйте ответ и команду.

В кабинете этом тихо.
Ученики предмет здесь нужный изучают,
Учебники внимательно читают,
Свод знаний нужных постигают,
Связь компонентов объясняют,
Закономерности природы,
Поверхность Земли и природные зоны!

1. С городом этим
Другим не сравниться.
В городе том
Ломоносов родился.

2. Почитай годков, так триста -
Это город на Неве
Пётр воздвиг его как пристань,
Сделав память о себе.

3. Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют.

4. Знает каждый ученик
Самый южный материк.
Глобус мы перевернем
И название найдем.

5. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали

6. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.



8. Эти супер водоёмы
Все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире
Их немного - лишь четыре!
Лишь один суровый самый из соседей океанов.

9. Я скажу, друзья, без шуток –
На Земле есть линия,
За которой много суток
Длится ночка синяя.
Ей на смену день приходит –
Солнце долго не заходит!

10. Дороги имеются - ехать нельзя,
земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя,
в реках и морях воды нет.

11. Материки и страны, и границы,
Архипелаги, горы, острова,
Чужие, зарубежные столицы,
Все изучает ….

12. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …

Задание № 3. Найдите лишнюю загадку. Объясните ваш выбор.

Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)

Разгадайте кроссворд


Задания:

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков.

11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное дело и металлургию.
12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии?
13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.
14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов.
15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

По горизонтали: 2. Прибор для определения сторон горизонта. 7. Фамилия выдающегося русского ученого XVIII века. 8. Наука, которая изучает небесные тела. 9. Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. 10. Учебное заведение, которое было открыто в 1755 году в Москве по предложению М. В. Ломоносова.

По вертикали:1. Город, неподолеку от которого родился М. В. Ломоносов. 3. Название научного учреждения, где работал Ломоносов. 4. Планета, которую изучал Ломоносов. 5. Международный язык науки XVIII века. 6. Город, где Ломоносов учился в Славяно-Греко-Латинской академии. 9. Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел.


По горизонтали: 2. Прибор для определения сторон горизонта. 7. Фамилия выдающегося русского учёного XVIII века. 8. Наука, которая изучает небесные тела. 9. Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. 10. Учебное заведение, которое было открыто в 1755 году в Москве по предложению М. В. Ломоносова.
По вертикали: 1. Город, неподалёку от которого родился М. В. Ломоносов. 3. Название научного учреждения, где работал М. В. Ломоносов. 4. Планета, которую изучал Ломоносов. 5. Международный язык науки XVIII века. 6. Город, где Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии. 9. Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел.


Ответ на вопрос:

Читайте также: