Как сделать крестным священника

Обновлено: 07.07.2024

Могу ли я развенчаться с мужем, если мы в браке и живем вместе? Причина этому - недоверие к мужу. Боюсь наделать глупостей, да и легче так жить, развенчанными. пожалуйста пришлите ответ на электронную почту

Это какая-то невероятная просьба! Развенчания не бывает. Может быть лишь расторжение гражданского брака (развод), а, следовательно, и церковного. Если Вы не доверяете мужу, и для этого есть основания, то разговаривайте с ним, ставьте свои условия для сохранения семьи и доверия. Поживите, наконец, пару месяцев врозь, подумайте о будущем. Если это просто ревность, то идите в храм на исповедь. Лечитесь от страсти.

протоиерей Максим Хижий

Дорогой батюшка! Помогите! У меня необычный вопрос. Сейчас мне 50, не замужем, без детей. В младенчестве крещена, ходила в церковь. К сожалению, до 30 лет вступала в интимные отношения, и даже не думала, что это грех, потому что мне никто об этом толком не рассказал. А потом я даже сделала аборт. В 30 лет я уехала работать за границу. За границей я в интимные отношения не вступала, замуж не выходила, проживала одна, посещала церковь каждое воскресенье. Но в этом году произошел такой неприятный казус, в который трудно поверить. Второй год работаю на временных офисных работах через агентство по временному трудоустройству, так как постоянную работу потеряла. То есть, где-то каждый месяц меня посылают в какую-то другую организацию. И вот, уже пятый раз подряд (то есть в пяти организациях!) со мной пытаются флиртовать женатые мужчины! Может ли такое быть совпадение? Одеваюсь я скромно и без косметики. Это испытание от Бога? Я эти флирты игнорировала, но много думаю о последнем мужчине.

А чем помочь? Вы сами видите, что флирт - это грех. Вы человек взрослый, должны понимать, что Вас еще хотят "по совместительству" использовать. Зачем Вам такое унижение?

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, скажите пожалуйста, могут ли меня и супруга (на данный момент гражданский) обвенчать, мы с мужем в 2006 году расписались в ЗАГСе, в 2009 у нас родилась дочка, но в 2013 году нам пришлось развестись с супругом из-за того, что у супруга висят долги. Не расходились, и как только долги выплатит, снова распишемся в ЗАГСе, но сейчас мы, получается, живем с ним в блуде.

Марина, это очень сложный вопрос. Формально можно рассчитывать на снисхождение к вашей просьбе. Но я бы венчал такую пару у себя на приходе только в одном случае - если бы знал этих людей несколько лет как действительных прихожан. А "абстрактных" не венчал бы ни за что.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, как правильно начать каяться на исповеди? Просто ни разу еще не исповедовалась.

Здравствуйте, Ирина. Это не трудно. Трудно переступить через гордыню, часто маскирующуюся под стыд. Вам надо исследовать свою совесть по заповедям евангельским, хотя бы по Нагорной Проповеди (Мф. 5-7 гл.). Все те поступки, помыслы, желания, в которых обличит Вас совесть вооруженная заповедями, назовите. "Каюсь, Господи, в том и том, этом и этом. " Без подробностей, только названия. Не страшно, если не знаете как называется грех, назовите сами, чтобы было понятно, о чем речь. Можно в помощь себе составить шпаргалку, возможно, она и не понадобится, но на всякий случай. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня такая ситуация в семье. Мой неверующий муж как-то сказал мне, чтобы я не демонстрировала свою веру. То есть - иконы убрать, можно оставить только одну. Признался, что они его раздражают. Я подчинилась ему со слезами и болью, понимая, что бесполезно ему что-либо доказывать. Я постоянно читаю святых отцов, Библию – он обратил и на это внимание. Сказал, что я стала фанаткой. Я знаю, что у него сложный характер, гордый. Но я стараюсь смиряться. С одной стороны - хочется мне жить по Евангелию, по заповедям, а с другой - вижу, что в духовном плане мы с мужем чужие. Для меня Христос, моя вера - радость, жизнь, а его это напрягает. Слава Богу, что не запрещает в храм ходить мне. Я без исповеди и причастия уже не представляю себя. Батюшки, скажите, как спасаться, когда вокруг меня самые родные люди (дочь, муж, брат) - неверующие? А с иконами - я не согрешила, послушав мужа и убрав их? Надо ли это исповедать мне? И если да, то как назвать этот грех? Спаси вас Бог.

Здравствуйте, Валентина. Смиряйте себя, хотя бы просто терпением. Не по единству веры и мировоззрения Вы избирали себе мужа, теперь надо терпеть. Если не препятствует Вашей религиозной жизни, значит, терпите. А немного уступить можно, когда это касается только внешних форм, но не требует нарушения заповедей. Прочтите 1Кор.7.13-16. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Извините меня, пожалуйста, я, может, сейчас что-нибудь не то говорю, но я хочу умереть, и это уже продолжается на протяжении полугода, как умерла моя жена от болезни, она мне была не только женой, а моим ангелом, она меня когда-то спасла, и за этого я её очень любил, и не просто любил, боготворил, то есть она для меня была всё в этой жизни. А на душе у меня камень, что она меня спасла, а я ни чем ей помочь не мог. И С КАЖДЫМ ДНЕМ Я ПОНИМАЮ, ЧТО НИКОГДА ЕЁ НЕ УВИЖУ.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, Вера. Обязательно скажите. Конечно, вменяемость греха у Вас меньше, чем у родителей, но от того, что я не специально себя по пальцу молотком саданул, а случайно, мне ведь не легче. Так и от общения с сатанистами, даже против воли и по неведению, остаются последствия. В Таинстве Исповеди подается врачующая душу благодать. Исповедайтесь, и думать забудьте.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Не знаю, от Бога это или от дьявола. Я слышу голос, он мне говорит, что делать. Иногда не говорит, я должна сама угадать, если делаю неправильно, то все плохо. Я обращалась к психиатру, выписали антидепрессанты, пью - не помогает. Если не слушаю голос, стараюсь убежать, становиться еще хуже. Я говорю: Господи, помилуй. Я истощена, у меня болит сердце. Что мне делать?

Здравствуйте, Наташа. Недостаточно просто обратиться к врачу, надо наблюдаться у врача. Вам выписали не лекарство от болезни, это сделано для того, чтобы по результатам применения уточнить диагноз. Надо обязательно под руководством врача-психотерапевта или психиатра пройти систематически курс, а не удовлетворяться одним обращением. Поверьте, к Богу "голос" не имеет никакого отношения, это Ваш собственный "голос". Но даже если и не Ваш, то все равно не Бога и не Ангела. Запомните неукоснительное правило - не вступать в собеседование с "голосами". Как можно чаще бывайте в храме на службе. При нападениях "голоса" вслух произносите молитву Иисусову и осеняйте себя крестным знамением. Пейте святую воду. И еще раз напомню, не разговаривать с ним. Не только не соглашаться, но даже и не спорить, вообще не обращать внимания. А на каждое слово "голоса" отвечать молитвой Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня".

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Иисус Христос в Евангелии установил 2 таинства: Крещение и Покаяние - Причащение. А как возникли еще пять? Кто их установил и как они взаимосвязаны, необходимы? Спасибо!

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшки. Можно ли читать книгу "Самые важные советы и рекомендации епископа Филиппа православному христианину от рождения до смерти"? В интернете эта книга есть, и у меня тоже есть. Одобрена ли она Церковью? И можно ли читать книгу архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые"? Критика на эту книгу в интернете есть, но больше хороших отзывов о ней.

Екатерина, "Несвятые святые" - замечательная книга, добрая и правдивая, я сам прочитал ее не один раз. Что касается книг епископа Филиппа, то текст я в интернете, к сожалению не нашел. Также не увидел никакой информации об авторе, который, кстати, в скобках подписывается как М. Филипченко. Является ли он действительно епископом - не знаю. Книги его выпускаются не церковными издательствами, а светскими. Это тоже странно. Я бы не стал доверять такой книге.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос: Приобрел икону Николая Чудотворца, и теперь не знаю, есть ли необходимость ее освятить, поскольку из литературы (которую прочитал) явно этого не видно. Помогите и подскажите, как правильно поступить.

Александр, если Вы купили икону в церковной лавке, то она уже освящена. А икону, купленную в другом месте, нужно освятить в храме.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, что и как мне делать. У меня умерла мама, и нам пришлось тело кремировать, так как она очень далеко от дома. Скоро сорок дней, а ее еще не отпел батюшка, и мы ее не захоронили. Я заказала в церкви всё, что надо, с первого дня её смерти. Заказываю ей за упокой литургии и ставлю свечки. Читаю молитвы. Вот, не знаю, как быть в сороковой день. И когда захороним, тоже не знаю. Мы в России, беженцы с Луганской области, и так случилось, что не можем выехать. Помогите, как всё это довести до конца? Спасибо.

Наталья, можно заказать заочное отпевание в любом храме, прийти, помолиться, а землю с этого отпевания потом прикопать в могилку, когда захороните маму. Такое отпевание ничем не отличается от обычного, только батюшка служит его не непосредственно у тела, а в храме. Также на этом отпевании присутствуют родственники и молятся об усопшем. Это нужно сделать. В сороковой день главное помянуть маму не за столом, а молитвой в храме. Усопшим наши молитвы очень важны, а трапеза - это больше дань традиции. Закажите в этот день литургию об упокоении и панихиду. Если есть желание и возможность, можно принести продукты в храм на канун и подать за маму милостыню нуждающимся. Помоги Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Освящала квартиру, и на вопрос священника:"Есть ли в доме изображение собаки?", искренне ответила:"Нет!", а через полгода вспомнила, что все-таки есть копилка в виде собаки. Получается, я неумышленно обманула батюшку. Как искупить вину? И почему собака является нечистым животным по Библии, а в жизни мы считаем ее другом человека? Заранее спасибо!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Мне 35 лет. Мама говорит, что я крещеная, но с некоторых пор возникли сомнения. Дело в том, что когда я была маленькая, меня вроде крестили в деревне у отца, но это было не в церкви, а в каком-то доме. Кроме того, у нас в доме есть староверческая икона, оставшаяся после смерти бабушки и дедушки. Получается, что крестили староверы. Действительно ли такое крещение? Спасибо!

Оксана, вопрос это серьезный. Нужно пойти в храм и поговорить со священником лично, выяснить подробности. На месте батюшка решит, нужно ли Вам креститься, или только дополнить крещение.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшки! У меня такой вопрос, прошу вас, поясните мне, в утреннем правиле есть молитва о духовном отце, но у меня ещё нет духовного отца, говорят, нужно молить Бога о том, чтобы он послал его в своё время. Можно ли мне поминать в молитве этой священников, у которых я исповедуюсь? Или нужно выбрать одного, и его поминать в молитве? Благодарю вас всех за помощь, дай Бог вам терпения и здоровья.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Не так давно умер мой дедушка, ещё сорока дней не прошло, чувствуя за собой вину, за то что я не сделала больше для него при жизни, решила помолится за его душу. Заказала поминовение на литургии для него и для моей покойной бабушки, она уже 16 лет, как ушла из мира нашего, а так же неусыпаемую Псалтырь на полгода. Вместе с тем заказала для моего сына о здравии те же требы на полгода, так как он постоянно болеет. После этого мне очень часто во сне стали приходить то дедушка, то бабушка. Причём, сны с бабушкой у меня вызывают страх, я не могу после них уснуть. Сын заболел опять. Вот и думаю, всё ли я сделала правильно, и что это - чувство вины меня так гложет, или искушение бесами, не знаю. Помогите разобраться. Спасибо.

Кристина, в таких случаях нужно пойти на исповедь, чтобы сны не искушали. Поисповедуйтесь, причаститесь, и болеющего ребенка тоже хорошо бы чаще причащать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка!Я очень переживаю по поводу случившегося. Сама по себе я очень доверчивая и безотказная. 10 октября я шла по улице, ко мне подошла женщина, и сунула мне в руки 3 свечки, сказала: сегодня большой праздник, поставьте эти свечи у себя дома, и попросила денег на пожертвование для храма. Я ей сказала, что если сегодня большой праздник, то я сама схожу в храм и оставлю деньги на пожертвование. Я заметила, что она засуетилась, и мне говорит: нет, нет вы понимаете, мы сами собираем деньги. Я ей дала денег и ушла. Обычно я хожу в церковь по большим праздникам, и знаю, по каким они числам. Но только потом, подумав, я поняла, что никакого большого праздника 10 октября нет, ближайший был только Покров. Теперь я очень переживаю, что женщина мне дала 3 свечи, и я их взяла. Не могла ли эта женщина с помощью свечей навести порчу, сглаз или еще что-то плохое? Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать с этими свечами? Можно ли и нужно их выкинуть? Или пойти с ними в церковь и отдать их?

Дорогая Анастасия, не бойтесь "порчи" и всего подобного. Вы — Господня, и с Господом. А женщина эта со свечами — просто "креативный" нищий. Свечи можно отнести в храм, их освятит священник, и поставят их гореть. На душе всегда противно после встречи с манипулятором, но в утешение Вам будет то, что Вы исполнили Господне повеление: "Просящему у тебя — дай". Кем бы ни был просящий, действительно нуждающимся, или притворяющимся, награда будет одинаковая. Благослови Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Батюшка, благословите! Спаси Вас Господи за все Ваши труды и помощь нам! Вот мой вопрос. Скажите, чем отличается обедня от сорокоуста? В том смысле, если я 40 раз закажу обедню - это тоже самое, что и сорокоуст?

Здравствуйте, Елена. Обедня – это другое название литургии. Сорокоуст – это поминовение на сорока литургиях. Помоги Вам Бог.

Если нет другой кандидатуры.. . Кто держит ребёнка на церемонии? Что-нибудь нужно дарить батюшке? Расскажите пожалуйста.

Может. Сам был крестным несколько раз. Ничем это от обычных крестин не отличается. Дарить что.. . Да что хотите, можно и ничего не дарить. У меня лет 7или 8 назад женщина крестила ребенка. Обстоятельства были такие, что и денег на крещение не было и ее родственник (который должен был бы быть крестным) не приехал и вообще - все плохо! Так я сам и крестил и крестным был мальчику.

У меня тоже крестным был священник. А крёстной его родная сестра. Он сам крестил и подарил мне 2 ложечки мельхировых с позолотой "на зубок". Ложечки, как напоминание, хранились в семье. Правда затем они пропали в общежитии, когда я учился. Но он, к сожалению, к старости забыл, что он был моим крестным, хотя именно он и привел меня к вере снова - но уже в 18 лет.

Спросите у батюшки, он вам наверника подробно расскажет.

А крестите обязательно!

В В. 3. даны несколько прообразов крещения, и все они включали детей. Ап. Павел пишет: ". отцы наши.. . прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море. " (1 Кор. 10:1-4). Здесь как раз все эти 4 шага спасения: весть о спасении, вера слышавших, действие (переход на ту сторону) и тот берег - само спасение. Стал ли кто-то спрашивать детей, верят ли они и хотят ли, что бы их спасли? Нет, их просто взяли и спасли в крещении в море. Также в Кол. 2:11-12 Ап. Павел проводит определенную параллель между обрезанием и крещением: "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении. ". А кого обрезывали в В. З. ? Маленьких мальчиков. Их вводили в завет Божий без их согласия, но потом, вырастая, этот мальчик или подтверждал решение своих родителей или отказывался от него и становился идолопоклонником, как это часто происходило при Ахаве и др. царях. Как раньше Бог заключил завет со всем Израилем, так и сейчас. Ап. Петр, призвав народ веровать и креститься во имя Христа, говорит: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим. " (Деян. 2:37-39). Детей нужно здесь понимать и как потомков, но вовсе не только в этом смысле. Первый и более простой смысл этих слов в том. что именно уже имевшимся на тот момент времени детям принадлежит обетование крещения. В Писании есть и другие места, где, когда говорится о детях, имеются в виду прежде всего уже имеющиеся дети, а потом уже и потомки (Быт. 43:8; 48:6; Чис. 14:6). Но вы не найдете, видимо, ни одного места, когда о детях говорится как только о потомках.
Кроме этого, Христос велит: "Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Здесь не делается никакого исключения, тогда как Писание, когда не имеет кого-то в виду, делает оговорки, как, например, в Мф. 14:21.
Писание также говорит о крещении целых семейств: Стефанового, Лидии и темничного стража (1 Кор. 1:16; Деян. 16:14; Деян. 16:33). Это не является доказательством на 100% (ведь там могло и не быть детей) , но вероятнее всего, что дети в этих семьях были, раз не сделано никаких оговорок, как в случае с насыщением толпы. Ведь даже статистически очень маловероятно, что во всех этих семействах не было детей, тем более, если учесть то, что раньше семьи были многодетны и многие включали в себя и рабов.

"Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным. "

Если речь о священнике совершающем крещение, то это сложно, а если о знакомом священнике, то думаю проблем нет, ребенка держат крестные, подарить конечно можно что-нибудь хорошее но не обязательно.

Для чего нужны крестные, кто может ими стать, а кому это воспрещено? Как должно строиться общение восприемника с крестником и что делать, если родители этому препятствуют? Беседа со священником Игорем Москвичёвым.


— На протяжении новозаветной истории Церкви роль крестных в жизни крестников менялась. У первых христиан это были восприемники для научения вере — по сути, просто члены общины, помогавшие своим подопечным войти в церковную жизнь. Впоследствии крестных приравняли к ближайшим родственникам, общество стало ожидать от них материальной заботы о крестниках. При этом крестный понимал, что если с родителями крестника что­то случится, то он должен забрать ребенка на воспитание. А что сейчас?

— Восприемник воспринимает человека из купели, отсюда произошло это название. Это то, что было и остается сутью роли крестного. Роль эта вспомогательная: когда ребенок учится ходить, родители его сначала поддерживают — то же самое и здесь.

К сожалению, сейчас очень часто наблюдается формальное отношение к Таинству Крещения: поучаствовали в красивом обряде, и после этого связь прекращается. Этого быть не должно. Кроме того, считается, что крестные нужны только маленьким детям, потому что они за себя сказать ничего не могут — ни отречение от сатаны произнести, ни Символ веры прочесть. Но на самом деле нельзя сказать, что взрослые в крестных не нуждаются. Некоторое время назад я крестил шестнадцатилетнюю девушку, и она была с крестной — такая практика вполне может быть оправдана, особенно если человек пришел ко Крещению осознанно. Еще одно неверное представление — что для ребенка из верующей семьи роль крестного формальна, поскольку церковной жизни его научат отец и мать. Когда есть нормальные крестные, это большое подспорье, даже если ребенок растет в верующей, церковной семье.

— С какого возраста можно становиться крестным?

— Здесь все индивидуально. В указе Синода от 1836 года написано, что мальчикам можно становиться крестными с пятнадцати лет, девочкам — с тринадцати. Эта норма исходит из римского права, где 14–15 лет — возраст совершеннолетия. А девочки еще раньше могли замуж выходить. До сегодняшнего дня синодальное законодательство не отменено, поэтому и сейчас можно ориентироваться на этот возраст. Но нужно понимать, что не всякий юноша в 15 лет разбирается в хрис­тианских вопросах, в бого­словии. Бывают, конечно, грамотные, начитанные подростки, но не так часто. Иногда на огласительные беседы в качестве будущих крестных приводят даже девятилетних детей — это профанация, ведь понятно, что этот ребенок еще не готов к такой ответственности.

— Кого можно выбирать в крестные из родственников?

— Нельзя только родителей, остальных можно. Приемные родители, кстати, тоже не могут быть восприемниками. Обычно всё же стараются брать не близких родственников, а кого­то со стороны.

— Может ли отчим стать крестным пасынка или падчерицы? Причем здесь может быть два случая: мужчина состоит в браке с матерью ребенка, которого собираются крестить, или он уже крестный и собирается жениться на матери крестницы.

— Запрещено в обоих случаях. Восприемник не может жениться ни на воспринятой девочке, ни на ее матери, даже если она овдовела или пребывает в разводе.

— Может ли супружеская пара быть крестными родителями? И другая ситуация — могут ли крестные одного ребенка через некоторое время пожениться?

— Здесь всё возможно. В 1796 году был издан синодальный указ о том, что лицам, крестившим одного и того же ребенка, дозволяется вступление в брак, а муж и жена, крестившие одного ребенка, не разлучаются. Очевидно, до этого случались какие­то прецеденты, поэтому Синод и принял такое решение.

— А священник может становиться крестным?

— Да, но при этом таинство совершает другой священник. А вот монашествующие не могут быть восприемниками, потому что монах — это человек, который от мира ушел, и его не должны с ним связывать обязанности по отношению к крестникам.

— А если крестный принял постриг, как это повлияет на его общение с крестником?

— Тогда он просто будет молиться о крестнике, а ребенок может время от времени навещать его в монастыре.

— Кого лучше выбрать в крестные: человека церковного, который живет далеко и не сможет часто общаться с ребенком, или близкую подругу, не ведущую церковную жизнь?

— Я бы выбрал первый вариант. Хотя бы потому, что церковный человек будет молиться за ребенка. Главная обязанность крестного — молиться за своего крестника. В идеале он должен помогать ему в христианском становлении, особенно если родители этим не занимаются. Тогда и ребенок будет понимать, что крестный — это не просто дядя, который когда­то с ним зачем­то был в храме, и быть крещеным — это не только крестик на груди носить.

— Что делать в ситуации, когда некого выбрать крестным — нет ни друзей, ни родственников?

— Можно попросить кого­то из сотрудников храма или священников. Понятно, что связь будет не такой крепкой, но в большинстве случаев этот человек хотя бы будет за ребенка молиться. Знаю случай, когда позвали человека крестным к малознакомым людям, а после они начали общаться, и это переросло в крепкую дружбу.

— Может быть один крестный или крестная или обязательно двое?

— Двое крестных — это русская традиция, она появилась в XIV–XV веках. Это аналогия с семьей: как родителей у человека двое, так и крестные — мать и отец. Но если посмотреть на чин крещения, там везде идет речь об одном восприемнике, поэтому достаточно одного, главное — подойти к этому выбору осознанно.

— Может ли у девочки быть единственным крестным мужчина? Или, наоборот, у мальчика — женщина?

— Можно крестить и так. Традиция иметь крестного одного пола с крещаемым восходит ко времени, когда люди крестились обнаженными. Сейчас мы крестим взрослых в длинных рубахах, и этот момент уже не важен.

— До какого возраста крестный несет ответственность за ребенка?

Дети, когда вырастают, хотят иметь свое жизненное пространство, защитить свой мир от вторжения, поэтому подросшему крестнику очень важно не учинять допросы, когда он последний раз был в храме, когда причащался. Если молодой человек благодаря своему воспитанию, в том числе и со стороны крестного, хотя бы удержится от свойственных этому возрасту падений, то можно сказать, что задача выполнена.

— Родители крестника — люди нецерковные и отказываются отпускать ребенка в храм вместе с крестным, говорить о вере, хотя обещали. Как быть?

— Ребенок, как правило, следует тому примеру, который видит перед собой. И важнее всего, чтобы он этот пример видел прежде всего в жизни родителей. Но если родители не хотят ничего менять в своей жизни и крестному запрещают вести свою линию в воспитании ребенка, то общение с семьей крестника прерывать все же не стоит — важно хоть как­то его сохранить. Поссориться и уйти — это не выход.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Читайте также: