Как сделать кракле на керамике

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Глазурь не пригодна для пищи! :)
Может я что-нибудь не так понимаю, но в трещинах (кракле) будет оставаться органика (остатки пищи), в результате будет плесень. Такую глазурь нельзя использовать для внутреннего покрытия посуды контактирующей с пищей, также как и при обжиге раку. А вот внешняя сторона может быть декорирована кракле.

подскажите, какие глазури подходят для этого? я на сайте хорссса читала - некоторые нельзя. от чего это может зависеть?

вообще любая (или почти любая) глазурь дает цек, просто трещинок не видно если не оттенять их другой глазурью или не коптить или еще как-то не выделять. А пищевая глазурь или нет, это вроде бы от состава должно зависеть, не? Типа там есть ли свинец и т.п.
Могу ошибаться, но у меня такой вот взгляд на это дело :)

Можно взять обычную прозрачную глазурь и путем неправильного обжига добиться эффекта кракле, я вот, например, не знаю, как это кракле на фаянсе убрать. В общем, пробовать надо

Лена, нежелательное кракле можно попробовать убрать повторным обжигом (не факт, что получится, т.к. неизвестна причина его возникновения). Если причина кракле не в несоответствии КТР глазури и черепка (что увы, встречается чаще всего): разведи ту же самую глазурь пожиже и окуни в нее изделие. Когда высохнет, аккуратно (пальцем) соскреби лишнюю. То, что вотрется в трещинки, возможно поможет образовать сплошной слой после обжига. Если не сработает, есть два дополнительных пути: подчеркнуть трещинки контрастной глазурью или ввести в состав исходной глазури вещества, выравнивающие КТР.

Что касается кракле, пригодного для использования в контакте с пищевыми продуктами, полностью поддерживаю точку зрения art_potter_e. Не уверена, что всегда так, но слышала, что даже пиалы раку, предназначенные для японских чаепитий, используются по назначению не больше одного раза.

Попробую, спасибо! Удивительно, что на красную глину бесцветка ложится идеально. А вот с фаянсом бьюсь. Раньше и белая на фаянсе цек давала, но я справилась. Теперь осталось бесцветку победить

:) Небось с самого начала читаешь? Сначала не надо - заснешь на полпути! Начинай со схемы про "условный глазурный слой. " и расшифровки под ней. На мой взгляд, там очень понятно написано.

Любая глазурь и любая глина при нагреве расширяется и при последующем охлаждении сжимается. Вот это "туда-сюда" у всех разное и его значение называют коэффициентом терморасширения (КТР).
Если КТР у черепка и глазури одинаковый, то при нагреве они оба дружно расширятся, потом также дружненько сократятся и никто из них трескаться не будет.
Если КТР разный:
а) глазурь при охлаждении сжимается больше, чем черепок - трескается слой глазури (получается кракле);
б) глазурь при охлаждении сжимается меньше, чем черепок - может разорваться черепок.
КТР напрямую зависит от температуры плавления/спекания. Как совершенно правильно заметил(-а) cikugi, достаточно сравнить температуры полного спекания черепка и плавления глазури - в идеале они должны быть в одном диапазоне. Обычно производители указывают эти температуры.

Если черепок из красной глины пытаться довести до такого состояния, чтобы он мог "понравиться" фаянсовой глазури, он просто расплавится и сам превратится в глазурь. А если наоборот, фаянс покрыть майоликовой (любой низкотемпературной) глазурью, то при температуре спекания черепка эта глазурь либо вспенится, либо потечет на лещадку. Короче, ничего хорошего не выйдет.

"Почему же тогда эта фигня только с бесцветкой бывает, а другие глазури нормально ложатся?" - Потому что судишь по результату, только что вынутому из печки. Дай ему постоять годик-другой (даже при комнатной температуре) и рассмотри хорошенько, а лучше в контрастную красочку окуни - трещинки выявятся обязательно!

Эффект "кракле" без цека? ДА! это НАСТОЯЩЕЕ ПОРНО)))))
Ведь именно из крупного цека (сильного несоответствия КТРов) получается этот эффект.эсли в дальнейшем залить все более близкой по ТР глазурью, никакого кракле не получится.
Так что - или кракле или пищевая глазурь!)

oblozhka-maimeri-markiza-a

С каждым из кракелюрных лаков получается свой определенный "узор" трещин. Например, с кракелюрным составом 753-754 от Меймери (Maimeri) легко получить так называемый "фарфоровый" узор на вашем декупаже: получаются характерные тончайшие трещинки толщиной с волосок. Как на антикварном фарфоре!

shkat-s-markisoi

farfor-ldva-laka

farfor-aaa

754 – состав сероватого оттенка с осадком (если долго стоит). Перед использованием – размешать.

farfor-odin-lak

Состав 754 наносится поверх 753 после его высыхания. При взаимодействии составов в условиях естественной сушки при комнатной температуре в течение 2-3 часов образуются видимые островки – трещинки. Толщина трещин – с тонкий волос.
Ширина шага трещин зависит от толщины слоев 753 и 754. Ориентир: чем тоньше наложенный слой 753 и 754, тем мельче шаг трещин, а сами трещины тоньше. И наоборот: чем толще наложенный каждый из слоев, тем шаг трещин шире, а сами трещины глубже.

farfor-aa

Для того, чтобы трещины стали более заметными, их затирают контрастными, относительно мотива, пигментами.

farfor-a

В этой главе вы узнаете про свойства и особенности различных составляющих и компонентов глазурей, как они
влияют на глазури и для чего используются.

Эту статью удобнее читать непосредственно на главной странице блога. Там статья разделена катами, так чтобы был обзор и её можно было читать частями.

3. Составляющие и компоненты в деталях

Составляющие это непосредственно оксиды, из которых состоят разные материалы, например Al2O3, Na2O.
Компоненты, это минералы, глины, порошки и искусственные реактивы,
которые содержат в себе нужные оксиды, и через которые эти оксиды можно
добавить в глазурь.

Различные составляющие по-разному влияют на
свойства глазурей. Одним оксидом можно слишком потёчную глазурь сделать
более вязкой, чтобы она не стекала, другим оксидом понизить температуру
расплавления глазури до более низкой, чтобы использовать её на нужной
температуре, третьим и четвёртым оксидами убрать или добавить цек/кракле. Чтобы
разобраться в том, что на что влияет, давайте сначала посмотрим на сами
свойства глазурей, которые её определяют, и на которые можно
воздействовать.

Свойства глазурей.

Составляющие - их влияние на глазури и компоненты для их введения.

Кварц SiO2

Кварц является основной составляющей, образующей стекло. Кроме SiO2 стекло самостоятельно образует только оксид бора B2O3.

Кварц SiO2 главным образом ответственен за создание стекольной структуры глазури.
Кроме этого у него есть такие свойства:

1 Кварц - Свойства ВЗ

Глинозём Al2O3- это также ключевая составляющая при составе глазурей. Глинозём присутствует практически во всех глазурях в каком-то количестве. Он
придаёт глазури твёрдость и устойчивость.

Глинозём вводится в глазури следующими компонентами:


  • Каолин Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O
    (КФ идеального каолина). Все каолины отличаются друг от друга по
    составу, хотя не всегда существенно. Точный состав определённого каолина
    можно узнать через химический анализ (если очень нужно).
  • Жирная глина.
    Естественно разные глины отличаются друг от друга по составу, цвету,
    консистенции. Влияние различных глин на глазурь лучше всего установить
    экспериментальным путём. Добавляя глину, считается всегда сухой вес.
    Примеси в глине могут дать глазури новый цвет (красная глина - от
    бежевого до красно-коричневого) или крапинки.

Добавление в глазурь
каолина или жирной глины препятствует оседанию глазури, так как жирная
глина и каолин набухают. Также можно использовать бентонит. Эти
компоненты препятствуют оседанию уже в таком количестве как 1-3%. Для
укрепления и твёрдости при составе глазури советуется добавлять 10-20%
жирной глины или каолина (в зависимости от рецепта и требованию к
глазури, конечно).

Глинозём влияет на глазурь следующим образом:

2 Глинозём - Свойства ВЗ

Кроме этого, глинозём улучшает прилипание глазури к черепку (во время нанесения).

Оксид бора B2O3 является стеклообразователем. Также это сильный флюс.

Оксид бора вводится посредством следующих компонентов:


  • Бура 2B2O3 · Na2O · 10 H2O. В наших условиях это главный компонент для ввода оксида бора, так как является общедоступным на российском рынке. Проблема с бурой в том, что она водорастворяема, и часть диффундирует внутрь черепка и больше не доступна для сотворения глазури. По моему опыту эта проблема решается нанесением более толстого слоя глазури на черепок. В противном случае после обжига может оказаться, что глазурь "забыли" нанести, её нет. (На практике этот факт в принцие также делает бессмысленными глазурные расчёты с использованием буры в глазури, потому что не известно, сколько буры диффундирует в черепок, а сколько останется в глазурном расплаве.

  • Борат кальция CaO · B2O3
  • Колеманит 2CaO · 3B2O3
  • Борат цинка ZnO · 2B2O3
  • Улексит (Боронатрокальцит) Na2O · 2CaO · 5B2O3 · 16 H2O (натуральный и искусственный).

3 Оксид бора - Свойства ВЗ

Оксид натрия Na2O и оксид калия К2О

Эти оксиды очень похожи друг на друга по своему действию, хотя и имеют небольшие отличия в некоторых случаях.

Оксид натрия Na2O можно ввести в глазурь с помощью таких компонентов:

4 Оксиды калия и натрия - Свойства ВЗ

Глазури с большим количеством К2О и Na2O называются щелочными глазурями, из-за того что калий и натрий называются щелочными металлами. Щелочные глазури известны своими яркими, специфическими оттенками , большой силой растворения и существенной химической неустойчивостью.

Оксид лития Li2O

Оксид лития Li2O является флюсом. Его часто используют в кристаллических глазурях, так как он очень разжижает глазурь и к тому же поддерживает кристаллическое затвердевание глазури.

Оксид лития можно добавить в глазурь посредством следующих компонентов:

5 Оксид лития - Свойства ВЗ

Оксид стронция SrO

Оксид стронция SrO является флюсом. Его часто используют как замену для свинца, особенно с оксидом лития.

Оксид стронция можно ввести в глазурь через карбонат стронция SrСO3 .

Оксид стронция влияет на глазурь следующим образом:

6 Оксид стронция - Свойства ВЗ



Оксид кальция CaO

Оксид кальция - это всем известный мел, но не только. Из него состоят мрамор, известь. Оксид кальция - это прекрасный и идеальный флюс. При этом оночень укрепляет глазурь.


  • Мел/Известь CaСO3
  • Мрамор, Кальцит CaСO3 - для высоких температур (>1200°C)
  • Доломит CaO · MgO · 2CO2
  • Волластонит CaO · SiO2 . Не содержит углекислый газ, при обжиге не выделяет пузырьков.
  • Борат кальция CaO · B2O3
  • Колеманит (минерал) 2 CaO · 3B2O3
  • Известковый полевой шпат - Анортит CaO · Al2O3 · 2 SiO2
  • Цемент - для очень высоких температур (>1250°C-1300°C)

7 Оксид кальция - Свойства ВЗ

CaO влияет на глазурь следующим образом:

Кроме этого, оксид кальция существенно укрепляет соединительный слой между глазурью и черепком.

Оксид магния MgO

Оксид магния используется в глазурях в общих целях, для придания глазури твёрдости и устойчивости, улучшения блеска, общего улучшения глазури. Но чаще он используется для более высоких температур, так как очень повышает поверхностное натяжение и при низких температурах и большом количестве MgO глазурь может стягиваться.

8 Оксид магния - Свойства ВЗ

Оксид цинка ZnO

Оксид цинка используют для противодействия кракле, для глушения и матирования. Часто оксид цинка используется в кристаллических глазурях для усиления кристаллизации.

Глушение глазурей

1. Введение в глазурь пигментов, которые не растворяются в прозрачной глазури, равномерно в ней распределяются, и тем самым делают её непрозрачной. Таким образом заглушает глазурь оксид олова SnO2 .

2. Введение в глазурь веществ, которые во время обжига сначала растворяются в глазури, но потом выпадают маленькими микрокристалликами, тоже делая глазурь непрозрачной. Такой метод используется при добавлении силиката циркония ZrSiO4 и оксида титана TiO2. Чтобы кристаллизация прошла хорошо, такие глазури следует охлаждать медленнее, чем глазури только с пигментами.

3. Из-за своего состава, глазурь во время обжига разделяется на две жидкие фазы - происходит выделение мелких пузыриков жидкости, отличающейся от всей остальной глазури. Эти пузырики также делают глазурь непрозрачной. Это не очень надёжный и равномерный метод, но он возможен. Борные облачка в глазурях с большим количеством оксида бора появляются по этому принципу. Их можно увеличить до полного глушения с помощью оксида цинка ZnO.

4. При очень вязкой глазури, и присутствии компонентов в ней, которые во время обжига выделяют углекислый газ CO2 (карбонатов), пузырики газа из-за вязкости не могут выбраться наружу и заглушают глазурь. Это очень ненадёжный метод, и при этом имеет все недостатки очень вязкой глазури. Он получается хорошо только на высокой температуре в полевошпатовых глазурях, которые сами по себе уже достаточно вязкие, но при этом хорошие и красивые .

Комбинация нескольких методов часто получается более эффективной. Например, примесь не растворяющегося пигмента, и кристаллизующего вещества - не растворяющиеся частички пигмента могут стать очагами для кристаллизации второго - глазурь станет ещё более покрывной. Хватит более тонкого слоя, чтобы добиться полностью глухой глазури. Кроме этого с разными комбинациями можно создать разные глухие глазури - по цвету, блеску и потёчности. Итог - нужно больше экспериментировать!

Оксид олова SnO2

Это самый лучший и известный глушитель глазурей. Добавляется в глазурь непосредственно оксидом олова SnO2 .

SnO2 не подходит для щелочных глазурей, так как они растворяют SnO2 и глушение происходит весьма не эффективно. В остальных глазурях для хорошего глушения требуется 4-10% SnO2 . СаО и TiO2 усиливают его действие, так что вместе с ними может понадобиться меньше SnO2. Так как оксид олова не очень дешёвый, его часто заменяют оксидом циркония ZrSiO4 .

Оксид олова влияет на глазурь следующим образом:

10 Оксид олова - Свойства ВЗ

Силикат циркония ZrSiO4

Циркон - силикат циркония ZrSiO4 чаще всего используется в прямом виде или в виде искусственных глушащих смесей на основе ZrSiO4 с вспомогательными примесями (ZnO , MgO). Циркон является главным заменителем оксида олова, так как он намного дешевле и при этом достаточно эффективно действует. Глушение цирконом усиливается, если в глазури имеются ZnO, MgO, SnO2 , и большое количество SiO2 .

Циркон влияет на глазури следующим образом:

11 Циркон - Свойства ВЗ

Диоксид титана TiO2

Диоксид титана TiO2

кроме глазурей используется в настенных красках, а также в зубной пасте, из-за того, что сильно и быстро окрашивает в белый цвет, и при этом безвреден.

TiO2 вводится в глазурь непосредственно, или с помощью молотой титановой руды - Рутила.

Получение белых, глухих глазурей с помощью TiO2 связано с некоторыми трудностями, так как при малейших примесях оксида железа получаются светло-жёлтые тона. Кроме того, жёлтые тона получаются
из-за рутиловых кристаллов, которые выпадают во время охлаждения глазури, и которые ответственны за глушение. Эти кристаллы быстро растут, и чем больше они становятся, тем желтее становится заглушённая глазурь. При дальнейшем росте кристаллов, глазурь становится матовой. Для того, чтобы получить белую глазурь с TiO2 , важно, чтобы кристаллы не успели вырасти большими. Для этого нужно, чтобы глазурь была более-менее вязкой, в глазури присутствовали CaO, MgO, ZnO, и охлаждение происходило относительно быстро. При окрашивании заглушённой глазури в другие цвета желтизна не играет такой большой роли.

Для глушения требуется 6-10% оксида титана. В сильно-растворяющих глазурях требуется большее количество TiO2. При слишком большом количестве (часто больше 10% ) получаются матовые глазури. Улучшение глушения и матирования TiO2 можно достичь, если в глазури имеются ZnO, SnO2 , CaO, так как они способствуют рекристаллизации TiO2 .

Глазури, заглушённые TiO2, часто имеют неравномерную поверхность, иногда с хлопьями, облачками. Это становится ещё более заметным при окрашивании цветными оксидами, и может использоваться в декоративных и художественных целях.

TiO2 является прекрасным кристаллизатором и с успехом используется в кристаллических глазурях.

Оксид титана влияет на глазурь следующим образом:

12 Оксид титана - Свойства ВЗ

Практическая часть

После этого большого списка наверное у вас голова закружилась, что же нужно теперь, а что нет, поэтому хочу всё это дополнить небольшим списком, какие компоненты лучше всего запасти на первое время, чтобы начать экспериментировать.

Это конечно очень зависит от того, для какой температуры вы хотите делать глазури, так как глазури на 1200°C очень отличаются от глазурей на 980°-1050° C, как мы увидим в следующей главе. Предлагаю пока рассмотреть низкотемпературные и среднетемпературные глазури.

Список нужных компонентов для глазурей на 980°-1120° C для начала.

Кварцевая мука - 1кг

20-50р за кг. При покупки нужно уточнять, какие примеси присутсвуют. Железо > 1-2% может красить. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив

~100р за кг. Лучше брать отечественную десятиводную буру по ГОСТ 8429-77 В турецкой 10-15% железа. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив

~10-30 р. за кг. Например Мел МТД-1 или МТД-2, ТУ21-020350-06-92, в строительном магазине.

~120р. за 0.5кг. Окись цинка, "ч". В СПб: Ленреактив

~110р. за 0.5кг. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив

Дополнительно можно ещё купить доломит, но не обязательно.

Второстепенно ещё несколько полезных компонентов: Li2CO3, SrO, полевой шпат, тальк, циркон.

Инвентарь

Рецепты глазурей

Здесь приведены два рецепта из моей коллекции опробованных рецептов, которые я брала из разных книжек и модифицировала под доступные у нас компоненты. Они могут быть не идеальными, но теперь у вас есть возможность их улучшить.

629 Белая глянцевая на 1050° С

Глянцевая глазурь с неравномерным глушением. Достаточно потёчная, при добавлении цветных оксидов-флюсов (кобальт, медь, марганец) она может потечь.

Вот так глазурь выглядит на изделии. Снизу - 629, между коричневыми полосочками(оксид железа) - та же 629, но с добавлением 1-2% кобальта.

Сосуд с кобальтовой глазурьюВЗ

250 Глиняная глазурь на 980° С

Светло-коричневая глазурь, матовая, глухая, с глянцевыми островками и крапинками. Если жечь на более высокую температуру (1050°С), то мне кажется, она теряет своё очарование, становится просто бежевой глянцевой.

250 на 980°

Крапинки получаются из-за примесей в само-накопанной глине. Какой эта глазурь будет, если добавить просто покупную красную глину, предстоит вам выяснить на личном опыте. =)

Как сделать глазурь по рецепту

Я уже писала об этом в конце второй главы, но здесь ещё раз кратко:


  • Подготовить весь инвентарь и пробники
  • Надеть респиратор
  • Взвесить один компонент за другим и просеять их - каждый отдельно, в ведёрко. Если все компоненты тонкомолотые и без комочков, то можно не просеивать.
  • Подписать контейнер для глазури: Что за глазурь (номер), дата, особенности.
  • Смесь компонентов пересыпаит в подписанный контейнер, смешать с водой. Воды тут добавить несколько меньше, чем нужно.

Готово, можно красить пробники, обжигать и смотреть, что получилось.

Напишите в коментариях, попробовали ли вы уже сделать какую-нибудь из предложенных глазурей? Как вы нашли нужные компоненты? Был ли у вас под рукой весь нужный инвентарь? Какие вы сделали пробники?
Также буду рада вашим вопросам к комментариях!

КРАКЕЛЮР
— трещина красочного слоя или лака на картине или предмете искусства. Кракелюр может быть сквозным (проходящим через все слои живописного слоя) или же поверхностным (когда трещина затрагивает только верхние слои). Кракелюрные трещины могут покрыть как всю поверхность произведения или же появиться в отдельных местах. Варьируются и размеры трещин: от тонких и мелких, практически незаметных, до больших и глубоких, оставляющих заметный след на поверхности.

Размер и глубина трещин может зависеть от факторов, вызвавших их. Чаще всего это нарушения технологии подготовительного и живописного процессов (неправильный выбор и подготовка основы, грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоев и т. д.) Причиной может быть и непрофессионально проведенная реставрация произведения.
Кракелюры могут образоваться и потому, что свежий слой краски наносится поверх непросохшего нижнего слоя.Тем не менее, кракелюры не всегда считаются дефектами. Иногда произведения специально состаривают, вызывая растрескивание красочного слоя. Таким образом, даже недавно созданные произведения приобретают вид антиквариата.

Трещины получают путем нанесения специальных кракелюрных лаков. Для подчеркивания образовавшихся трещинок в них специально втирают краски или составы для патинирования.

Но искусственно полученные кракелюры будут отличаться от тех, которые образовываются естественным путем. Так что отличить подлинный антиквар от подделки не составляет труда.Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

В иконописи, где, в основном, используется темпера, хорошая подготовка левкаса, относительная малая толщина красочного слоя и особенности просыхания эмульсионного связующего (желток куриного яйца) частично предохраняли живописный слой от растрескивания. Как правило, медленно сохнущее эластичное масло желтка куриного яйца не вызывает растрескивания красочного слоя. Кракелюры часто образуются потому, что свежий верхний слой краски обезвоживается за счёт впитывания воды в недостаточно просохший нижележащий слой. В результате сухая плёнка верхнего слоя растрескивается.

Итак, КРАКЕЛЮРЫ в живописном полотне - свидетельство о его старине и подлинности. Искусственно созданные трещинки-кракелюры в живописи могут говорить о попытке подделки.
А в керамике, наоборот, трещинки, появившиеся сами собой, в результате неправильной обработки керамического изделия, являются браком. Специально нанесенные и профессионально обработанные - декоративной техникой КРАКЛЕ.

Кракелюр ( французский : кракеле , итальянский : креттатура ) - это тонкий узор из плотных трещин, образующийся на поверхности материалов. Это может быть результатом высыхания, старения, намеренного нанесения рисунка или сочетания всех трех факторов. Этот термин чаще всего используется для обозначения темперных или масляных картин , но он также может появиться в старых резных фигурках из слоновой кости или нарисованных миниатюрах на основе из слоновой кости. Недавно был предложен анализ кракелюра как способ аутентификации искусства.




Типичный французский кракелюр на портрете ок. 1750, более крупные и менее правильные узоры, с изогнутыми трещинами

Системы окраски состоят из сложных слоев с уникальными механическими свойствами, которые зависят от типа используемого олифы или красочной среды, а также от наличия добавок к краске, таких как органические растворители, поверхностно-активные вещества и пластификаторы. Понимание механизма образования кракелюров в краске и возникающей морфологии трещин дает информацию о методах и материалах, используемых художниками.

Характеристика морфологии кракелюра

Для описания морфологии кракелюра используются семь ключевых характеристик: [1]

  1. Локальное и глобальное направление трещин
  2. Отношение к переплетению или направлению волокон поддержки
  3. Форма трещины
  4. Расстояние между трещинами
  5. Толщина трещины
  6. Устранение трещин
  7. Организация сети крэк
  • Итальянские картины на панелях (1300–1500): трещины, ориентированные перпендикулярно текстуре древесины, с неровными линиями и отчетливыми вторичными сетями тонких трещин [1]
  • Фламандские картины на панно (1400–1600): трещины, ориентированные параллельно древесине с гладкими прямыми сегментами; наблюдаются однородные толщины и небольшие квадратные островки [1]
  • Голландские картины на холсте (1600-е годы): трещины, ориентированные перпендикулярно главной оси картины, с неровными линиями и квадратными стыками; трещины, как правило, следуют за утком и деформацией брезентовой опоры [1]
  • Французские картины на холсте (1700-е годы): ненаправленные трещины с плавными изогнутыми линиями в случайном распределении; Недавно разработанные, более жесткие подслои имели тенденцию снимать напряжение с опоры и устранять связь между направлением трещин и переплетением полотна [1]

Кракелюр при сушке


Во время сушки живописный слой имеет тенденцию к усадке по мере испарения летучих растворителей. Неравномерная усадка на окрашиваемой поверхности вызвана разной адгезией к подслою различных видов краски и приводит к большим растягивающим напряжениям в верхнем слое краски. Образование трещин во время высыхания сильно зависит от адгезии к подслою, толщины пленки краски, состава и механических свойств подслоя. [2] Кракелюр, образующийся в процессе высыхания, появляется в течение нескольких дней после окраски и характеризуется неглубокими трещинами, которые локализуются в самых верхних слоях краски. Эта локализация является результатом капиллярных сил, которые ограничивают высыхающие нагрузки на свободной поверхности картины. [2] Трещины при высыхании обычно изотропны из-за тонкой дисперсии частиц пигмента в испаряющихся летучих растворителях. [2]

Распространение трещины при критической деформации, ϵ м > , противостоит неблагоприятному увеличению поверхностной энергии по мере удлинения трещины, чему способствует высвобождение упругой энергии материала вблизи трещины. Условия распространения высыхающей трещины можно точно оценить с помощью механики разрушения .

Адгезия к подслою

Ширина трещины сильно зависит от способности верхнего слоя краски прилипать к подслою. Если между этими слоями возникает плохая адгезия, наглядный слой может скользить по подслою и создавать драматические широкие трещины в ответ на неравномерную деформацию растяжения во время испарения растворителя. [2] В отличие от трещин от старения, ширина трещин при высыхании в результате сильно различается. Плохая адгезия может возникнуть, если маляр смешал слишком много масла или других жирных веществ с материалом подслоя.

Толщина пленки

Пленки толще, чем это критическое значение, отображают сети трещин. Степень связи между центрами зародышеобразования увеличивается с увеличением толщины пленки, так что толщины, близкие к критическому значению, характеризуются отдельными звездообразными стыками трещин, а толстые пленки демонстрируют более полные сети. [2]

Свойства подслоя

Расстояние между трещинами во время высыхания сильно зависит от жесткости основы или подслоя. Бесконечно жесткий подслой не вносит вклад в деформацию графического слоя, так что ϵ п знак равно ϵ м = \ epsilon _ > , где ϵ п > - жесткость живописного слоя. Расстояние между трещинами для бесконечно жесткой опоры приблизительно равно:

где E s > - модуль упругости подслоя. [2] Знаменатель в этом приближении указывает, что расстояние между трещинами зависит от несоответствия модулей упругости двух слоев; поэтому на участках с более жесткими красками обычно появляются более обширные трещины.

Прочие эффекты

Изменения относительной влажности в процессе сушки влияют как на грунтовый слой, так и на основу картины, способствуя распространению трещин. Картины с использованием гигроскопичных материалов, таких как деревянные опоры или слои грунтового гипса , особенно чувствительны к колебаниям относительной влажности. Гессо является хрупким при относительной влажности (RH) ниже 75%; по мере увеличения относительной влажности левкас становится менее жестким и переходит в пластичное состояние. [3] Изменения относительной влажности вызывают очень неоднородные деформации растяжения по поверхности левкаса, и когда материал сжимается при высыхании, он ломается. [4] Особенно заметны кракелюры, образующиеся при сушке левкаса.

Точно так же деревянные опоры значительно реагируют на изменения относительной влажности. Древесные волокна имеют тенденцию набухать перпендикулярно оси волокон при воздействии влаги. [5] При нанесении влажного грунтового слоя на поверхность деревянной опоры древесина, контактирующая с этим слоем, набухает, а задняя часть панели остается неизменной. Это может способствовать образованию чашечек, при которых деревянная панель начинает изгибаться поперек волокон древесины. Повышенная деформация выпуклой стороны чашеобразной деревянной панели вызывает дальнейшее разрушение грунтового слоя по мере его высыхания. [5]

Кракелюр при старении

По сравнению с их аналогами, высыхающими, трещины от старения более резкие, глубокие и развиваются в течение всего срока службы картины. [2] Этот тип кракелюра гораздо сложнее предсказать и смоделировать, поскольку он зависит от конкретных изменений окружающей среды и реакций химического старения, которым подвергается краска. Критические процессы, способствующие старению кракелюра, включают прямые удары, перепады температуры и относительной влажности, деформацию опоры, процессы восстановления, такие как усиление и растяжение холста, а также реакции окисления, которые делают поверхность меловой или более хрупкой. Как правило, живописный слой с возрастом становится более хрупким, что делает его неспособным выдерживать нагрузки, вызванные факторами окружающей среды. [2]

Индуцированный кракелюр

Индуцированный кракелюр может быть создан с помощью различных техник, и в картинах часто используется фальсификаторами картин старых мастеров , которые обычно показывают некоторые из них. Art фальсификатора Эрика Хебборн разработал технику и Тони Тетро обнаружил способ использования формальдегида и специальный процесс выпечки. [6] Кракелюр практически невозможно точно воспроизвести искусственно в определенном узоре, хотя есть некоторые методы, такие как запекание или отделка картины, с помощью которых это делается. Однако с помощью этих методов обычно достигаются однородные по внешнему виду трещины, в то время как настоящий кракелюр имеет трещины с неравномерным рисунком. [7]

Кракелюр часто вызывается использованием цинковых белых красок в качестве подслоя в технике пентименто . Цинковые белки с небольшими частицами оксида цинка (~ 250 нм) более успешно вызывают кракелюр, чем более крупные частицы, потому что они не прилипают к подслою. [8] Кроме того, цинковые белые краски с использованием связующих веществ на основе линолевой кислоты более эффективны для получения кракелюра, чем краски с другими связующими. [8]

Читайте также: