Как сделать координаты границ земельного участка по кадастровому номеру

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

На сегодняшний день на Публичной кадастровой карте воспроизводится более 61 млн земельных участков, а также около 44 млн зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Сервис представляет собой графическое отображение территории Российской Федерации с размещенными на ней объектами недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН. Узнать информацию о включении в реестр объектов можно получив выписку. Если в ней содержатся все сведения об объекте, но нет информации о его координатах контура, то это означает, что данные сведения отсутствуют в ЕГРН и необходима подготовка технического плана.

Технический план требуется для постановки объекта капитального строительства на учет либо для учета изменений сведений о нем. В нем также содержатся и сведения о координатах объекта на местности. До 2013 года на все объекты недвижимости выдавались только технические паспорта, в которых содержались основные сведения об объекте, но без координатной привязки к местности. Сейчас такой паспорт может являться основанием для подготовки технического плана и подлежит включению в состав приложения к нему. Паспорта недостаточно для постановки объекта капитального строительства на учет в ЕГРН – для этого нужен именно технический план.

photo

Вероятнее всего, на публичной кадастровой карте не отмечены границы контура дома потому что он был включен в реестр недвижимости, как ранее учтенный объект без сведений о координатах и без подготовки технического плана в отношении данного дома.

Для того чтобы подготовить технический план, владельцам дома необходимо воспользоваться услугами кадастрового инженера. Он проведет замеры объекта (вычислит площадь), определит его точные координаты с привязкой к конкретному земельному участку и затем подготовит технический план.

Важно!

Готовый документ необходимо предоставить в орган регистрации прав в электронном виде путем обращения в офисы Кадастровой палаты (в случае если объект находится территориально в другом субъекте Российской Федерации) или МФЦ (по месту нахождения объекта) с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете изменений.

При отсутствии замечаний к представленному пакету документов со стороны государственного регистратора прав, все данные будут внесены в реестр недвижимости и дом появится на карте при обновлении сервиса Публичной кадастровой карты через 5 рабочих дней после подачи заявления в офисах Кадастровой палаты, через 7 рабочих дней – в офисах МФЦ.

В марте 2020 года Росреестр запустил обновленную версию сервиса.
Широкий выбор различных инструментов, настраиваемые слои и ссылки на взаимосвязанные ресурсы позволяют в интерактивном режиме не только получать общедоступные сведения об объектах из ЕГРН, но и работать с пространственными данными, измерять расстояния между объектами, определять координаты точки на местности.

Пользователи могут распечатать нужный фрагмент с комментариями, а также поделиться ссылкой на него в социальных сетях. На публичной кадастровой карте можно увидеть государственные границы, границы между субъектами Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, а также границы зон с особыми условиями использования, территориальных и других зон, земельных участков.

По вашему запросу ничего не найдено

Найдено объектов


Подписаться


Манипуляции, проводимые с квадратными метрами и земельным участком, требуют подготовки сопроводительного пакета документов. В обязательном порядке собственник должен предъявить выписку из ЕГРН. В справке отображается информация о недвижимом имуществе, земельном участке, владельце, процедурах, проводимых с недвижимостью.

Найти участок можно на кадастровой карте, но не всегда надел отображается, что приводит к ряду проблем. Причина кроется в кадастровой ошибке.

Виды ошибок

Для того чтобы участок отображался на кадастровой карте, собственнику нужно пригласить специалиста по землеустройству, который проводит межевание, составляет технический план. На основании технического плана представители регистрационного органа ставят объект на кадастровый учет.

Если обнаружена кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка, на карте будут отображаться другие координаты.

Выделяют несколько видов ошибок, делятся они на технические и реестровые. Каждый вид имеет свои подвиды.

Среди основных кадастровых ошибок земельного участка нужно выделить:

  1. Неправильность границ. Открыв тематическую карту, субъект может заметить, что его границы наложены на соседний участок. Перед тем, как исправлять отклонения от нормы, нужно получить согласие соседей, убедиться, что они не имеют претензий. Данный вид относится к реестровым ошибкам, допущенным инженером во время внесения данных. Для исправления проводится повторное межевание.
  2. Неправильность границ нескольких ЗУ. Один участок накладывается на соседний и смежный также отображается неправильно. Исправление кадастровой ошибки земельного участка проводится при помощи повторного землемерия (при согласии всех участников/соседей).
  3. Соседи не согласны с установленными границами. Не всегда при обнаружении неточностей удается получить добровольное согласие соседей на изменение данных. В этом случае владельцу нужно обращаться в судебные инстанции, представители суда отменят существующее решение ведения проведенного межевания.
  4. Неправильную картинку дает спутник. Если кадастровая ошибка в местоположении границ связана со сдвигом спутниковых фотоснимков, все границы, не только одна конкретная будут отображаться неправильно (за пределами своих границ). Предпринимать какие-либо действия не нужно, координаты в документах указаны правильно.

Важно! Если на публичной карте все сведения отображаются корректно, но по факту надел больше, это классифицируется как незаконная легализация. Собственника за незаконные действия могут притянуть к административной ответственности. Его действия оцениваются как самозахват.

Первый шаг к исправлению ошибки- это заказ выписки из ЕГРН, для определения точных границ и подтверждения права собственности. Вы можете заказать элеткронную справку на официальном сайте: rosreestor.online

После проведения вышеуказанных манипуляций, документы с новыми внесенными данными направляются в регистрационный орган. На исправление ошибки уходит от трех до пяти рабочих дней, в зависимости от того, кто допустил неточности данных.

Технические

К техническим ошибкам относят опечатки, допустимые сотрудниками Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии. Для исправления неточностей, нужно обратиться в регистрационный орган. К этому виду неточностей относят:

  1. Опечатки.
  2. Неправильное указание цифр.
  3. Недостающее количество цифр.
  4. Неправильно прописанные адресные данные.
  5. Отсутствует информация (неполнота сведений).

Сотрудники государственного органа запрашивают архивные данные, сравнивают их с имеющейся информацией, вносят изменения.

Реестровые

Реестровая ошибка – вина сотрудника землеустройства, составляющего технический план, проводимого межевание. К этому виду неточностей относят:

  1. Неправильные показатели в границах надела.
  2. Неправильные показатели площади надела.
  3. Ошибки, допущенные во время землемерия.

Инженер во время работы может допустить ошибку, что приведет к неточности отображения информации.

Все действия в несколько шагов – оформление заявления, его подача в государственный орган.

Для того чтобы сведения были откорректированы, нужно обратиться с обращением в Федеральную Службу Государственной регистрации, кадастра и картографии. Также подать обращение может и сосед, которому нужно получить достоверные данные о смежном участке (перед этим нужно заказать выписку из ЕГРН).

Заявление подается в письменной форме в установленном законом порядке. Эксперты рекомендуют внимательно отнестись к заполнению пункта 3.1.2, где прописывается, в каком месте была допущена ошибка. После подготовки обращения, заявление и пакет документов подается в регистрационный орган.

Если на ваш участок был наложен смежный, устранить неточности можно самостоятельно. Если на ваш надел наложен смежный – либо обращение в регистрационный орган (если соседи не против внесения корректировок) либо через суд, если соседи отказываются от внесения корректировок.

Как исправляется ошибка без вашего участия

Для того чтобы понять, кто должен исправлять реестровую ошибку, нужно определить, в каком месте она была допущена. Без участия собственника неточности устраняются в таких ситуациях:

  1. Во время проведения комплексны кадастровых работ.
  2. Если ошибка замечена представителями государственного органа.

Орган может самостоятельно вносить корректировки, если есть нужный пакет документации. Специалисты ориентируются на данные, указанные в ЕГРН, расхождения со справкой могут составлять не больше 5%.

Как узнать, что ошибка исправлена

Исправление кадастровой ошибки – обязанность регистрационного органа. Инициатором может быть хозяин ЗУ, сосед, сам орган. Исправлению подлежат технические и реестровые ошибки. Если обращение подал собственник, либо решение было принято судебной инстанцией, на исправление технических неточностей дается 3 рабочих дня.

Если инициатором выступает Федеральная Служба Государственной регистрации, кадастра и картографии, на устранение выделяется 5 рабочих дней.

Если решение принял суд, любые манипуляции проводятся, если решение вступило в действие.

Как узнать, что ошибка исправлена:

  1. Если обращение подал собственник ЗУ, информация об исправлении поступит в течение 3 дней.
  2. Если регистрационный орган сам устранял неточность данных, ответ поступит в течение 5 дней.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и "Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности"


Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и "Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности"

Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.

Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:

отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;

содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).

Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее - объект кадастровых работ).

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;

либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.

К ошибке в местоположении границ земельного участка помимо перечисленного выше относится в том числе содержащаяся в ЕГРН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек не только внешней границы земельного участка, но и внутренней границы уточняемого или смежного земельного участка, а также отсутствие в ЕГРН сведений о внутренней границе земельного участка (пункт 47 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921; далее - Требования N 921).

Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).

Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.

Частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что:

местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Иными словами, согласование местоположения границ земельных участков является обязательным как в случае уточнения местоположения границ непосредственно земельного участка, в отношении которого заключен договор подряда, так и в случае установления границ образуемого земельного участка, если одна или несколько частей его границ являются общими с частями границ другого земельного участка и содержащееся в ЕГРН описание местоположения границ смежного земельного участка не соответствует установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (включая наличие реестровой ошибки в таком описании местоположения границ);

согласование местоположения границ проводится с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ (далее - заинтересованные лица);

предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка;

заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.

Вместе с тем, если при выполнении кадастровых работ установлено, что земельный участок фактически не является смежным по отношению к объекту кадастровых работ, но согласно сведениям ЕГРН у указанных земельных участков определяются "общие" части границ, местоположение границ объекта кадастровых работ с правообладателем такого несмежного земельного участка в силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ не согласовывается, в акт согласования местоположения границ земельного участка (далее - акт согласования) сведения о соответствующих частях границ объекта кадастровых работ не включаются, в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана приводится обоснование отсутствия согласования в отношении таких частей границ объекта кадастровых работ и несмежного земельного участка, и при наличии предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (подпункт 1 пункта 13, пункт 69 Требований N 921), а в разделе "Схема расположения земельного участка" схематично (примерно, ориентировочно) указывается реальное местоположение земельного участка, который согласно сведениям ЕГРН определяется как смежный.

Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.

В случае если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.

В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы "Акт согласования местоположения границ земельного участка" в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.

Таким образом, при выполнении кадастровых работ и оформлении межевого плана, если в результате кадастровых работ в отношении смежных земельных участков требуется изменение местоположения всех их границ (либо изменение местоположения не только общих с объектом кадастровых работ частей границ, но и иных, не являющихся общими, частей границ), помимо разделов, содержащих сведения о земельном участке - объекте кадастровых работ, в отношении смежных земельных участков необходимо:

обеспечить согласование местоположения границ (в том числе с учетом положений части 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"), оформление и включение в межевой план разделов "Акт согласования местоположения границ земельного участка" в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения;

Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований N 921), в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контуре(ах) или одном (нескольких) обособленном(ых) участке(ах) в составе единого землепользования, в сведения о котором(ых) необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.

В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН соответствующих сведениях отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, при котором была допущена реестровая ошибка.

Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.

Вместе с тем пунктом 85 Требований N 921 предусмотрено включение в акт согласования сведений о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется акт согласования. Обозначение характерных точек границы такого земельного участка указывается от соответствующей начальной точки до этой же точки (например, от точки н1 до точки н1). В указанном случае графа "Кадастровый номер смежного земельного участка" акта согласования не заполняется, заполнение остальных граф осуществляется в соответствии с их наименованием. В этой связи в случае, если в силу положений частей 1 и 3 статьи 39 Закона 221-ФЗ согласование местоположения границ объекта кадастровых работ не требуется (все части границ такого земельного участка установлены в соответствии со сведениями ЕГРН о границах смежных земельных участков или "смежными" являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), в акт согласования в соответствии с пунктом 85 Требований N 921 включаются сведения только о правообладателе земельного участка - объекта кадастровых работ вне зависимости от согласования ранее таким лицом границ смежных земельных участков.

Если в ходе кадастровых работ уточнено (требуется изменение) местоположение границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком земельном участке включены в состав межевого плана, в отношении несмежного земельного участка необходимо представление собственником такого земельного участка отдельного заявления о его государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.

Обзор документа

- как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;

- в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;

- какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;

- как составить межевой план по итогам кадастровых работ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В последнее время многие землепользователи сталкиваются с проблемой смещения координат характерных точек границ принадлежащих им земельных участков. Некоторые обнаруживают, что их объекты недвижимости находятся на соседних земельных участках, а то и на другой улице. Погрешности могут достигать сотни метров.

Данная проблема создает поводы для острых конфликтов и длительных разбирательств между землепользователями, возникают риски захвата земли и различных мошеннических схем по ее изъятию у собственников.

Пересчет координат

Специалисты отмечают, что зачастую такая ситуация вызвана переводом описания местоположения земельного участка из старой системы координат в современную единую систему координат. На проблемы, связанные с наличием различных систем координат (включая условные), а также с пересчетом координат характерных точек границ кадастрового деления и сведений государственного кадастра недвижимости, в том числе с отсутствием необходимых параметров (ключей) перехода, обращалось внимание в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2016 г. N 19-исх/05229-ем/16, в связи с чем кадастровым инженерам и органам Росреестра даны соответствующие рекомендации по их выявлению и устранению.

Таким образом, землепользователь может сам инициировать исправление кадастровой ошибки и предоставить в органы регистрации межевой план с уточненными координатами земельного участка.

Как устранить ошибку

Обращению об устранении ошибки должна предшествовать большая работа по исследованию реальных и номинальных границ смежных земельных участков с привлечением грамотных юристов и кадастровых инженеров, которые помогли бы найти оптимальный и наименее затратный алгоритм решения проблемы. Так, смещение в системе координат границ одного земельного участка может повлечь его наложение на границы смежного, в результате чего координаты последнего также придется уточнять, и так далее. То есть, инициатива одного землепользователя нередко затрагивает интересы всех соседей и проблемы нарастают, как снежный ком.

Так, в результате пересчета координат в Новосибирской области земельный участок гражданина оказался размещенным в границах разных муниципальных образований, что является недопустимым в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса. Данная проблема создавала препятствия органу местного самоуправления в осуществлении полномочий по установлению границ населенного пункта. Для выхода из ситуации необходимо было получить согласие собственника на исправление реестровой ошибки, а в дальнейшем осуществить раздел принадлежащего ему земельного участка на два новых с размещением их границ на территории разных муниципальных образований, против чего собственник возражал. Добиться раздела получилось только на основании решения суда.

Очевидно, что работа по внесению изменений в сведения о координатах нескольких смежных земельных участках является длительной и затратной: дополнительно к уже проведенным заявителем кадастровым работам может потребоваться судебная землеустроительная экспертиза, помощь юристов, оплата госпошлин и так далее. Возникает вопрос, на кого возлагаются данные расходы?

Кто платит?

М. С. Толстых указывает, что в качестве ответчика по иску об исправлении кадастровой ошибки в виде пересечения (наложения) границ участков следует привлекать правообладателя ранее сформированного земельного участка, с границами которого выявлено пересечение, а орган кадастрового учета привлекается к рассмотрению дела в качестве третьего лица. Кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не отвечает за достоверность сведений, в том числе о координатах поворотных точек земельного участка, представляемых для осуществления кадастрового учета. Данная позиция поддерживается и судебной практикой.

Хотя в качестве ответчика в суде и привлекается собственник смежного земельного участка, однако, его вины именно в возникновении кадастровой ошибки быть не может, ведь он пользуется участком в установленных границах, имеет правоустанавливающие документы. По факту он лишь отказывается согласовать изменение координат, иначе границы его участка также сместятся, а площадь может уменьшиться.

Таким образом, затраты на исправление кадастровых ошибок всецело возлагаются на собственников земельных участков, в отношении которых в ЕГРН содержатся неверные сведения, что отнюдь не является справедливым. О проблеме отсутствия лица, которому можно предъявить требования о взыскании убытков вследствие наличия в ЕГРН кадастровой ошибки, говорят многие авторы. Так, Казанчев И.Т. и Дворцов В.Е. указывают на необходимость более глубокой и планомерной регламентация вопросов гражданской ответственности кадастровых инженеров, Антропов Д.В. и Скачкова Д.И. также считают необходимым усилить ответственность кадастровых инженеров и органов государственной власти за допущенные кадастровые ошибки.

Комплексные кадастровые работы

Тем не менее, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено порядка десяти закупок, предметом которых являются комплексные кадастровые работы. Согласно документации закупок, цена контракта может составлять порядка 450 000 – 3 700 000 рублей, а стоимость кадастровых работ в отношении одного земельного участка составляет 2 500 – 6 100 рублей. Понятно, что в условиях повсеместного недостатка бюджетных средств проведение кадастровых работ за счет местных бюджетов не является приоритетной задачей, однако, частным лицам аналогичные работы обходятся в пять-десять раз дороже. Полагаю, в сложившейся ситуации именно комплексные кадастровые работы должны стать основным способом исправления кадастровых ошибок, вызванных сменой системы координат.

Пока же данный инструмент редко используется местными властями, землепользователям, столкнувшимся с описанной проблемой, можно рекомендовать решать ее на досудебном этапе, добиваться желаемого путем переговоров с привлечением консультантов и иных специалистов, не обостряя конфликт: судебные разбирательства по спорам о границах земельных участков, как показано выше, зачастую оказываются длительными и гораздо более затратными, чем можно было бы предположить в начале.


На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).

Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет

  1. межевание не делалось вообще
  2. межевание сделано давно (до 2006 года)
  3. межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
  4. технические ошибки кадастровой карты

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Объект по этому адресу не найден

Нужно указать более точный адрес.

Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Чтобы разместить карту на сайте или форуме, cкопируйте и вставьте код полностью и без изменений. А чтобы поделиться картой в социальных сетях — просто поставьте лайк:

Почему нет участка на кадастровой карте?

На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).

  1. межевание не делалось вообще
  2. межевание сделано давно (до 2006 года)
  3. межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
  4. технические ошибки при регистрации межевого плана

Распечатать карту

На публичной кадастровой карте вы можете найти любой земельный участок или объект капитального строительства, который поставлен на кадастровый учёт в Единый государственный реестр недвижимости и для которого проведена процедура межевания.

По клику на участок карты вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных отчетов.

На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте, отчет о переходе прав и отчет о кадастровой стоимости.

Читайте также: