Как сделать контурную карту

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу. Ученик ставит свою фамилию имя и класс.

При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

Начинать работу в контурных картах нужно с обозначения условных знаков.

Работать в контурных картах лучше карандашом.

Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы подписывать синей пастой.

- Названия рек подписываются параллельно извилинам.

- Горные хребты наносить коричневым или черным карандашом в виде линий, вершины - точкой с обозначением высоты. Подписи хребтов по направлению их простирания.

- Возвышенности и нагорья, плоскогорья и низменности обозначаются в виде замкнутых линий-контуров. Подписываются по направлению простирания.

- Надписи городов, стран, районов, островов, озер - примерно по параллелям.

Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что обозначает эта цифра.

Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

Мне сказали, на пикабу читать инструкции не любят, ведь можно просто показать, куда ткнуть. Поэтому я постараюсь уложиться в минимум слов, чтобы оставить максимум места для тыкания.

Будем разбирать на примере Швейцарии из моей карты (точнее, уже подаренной):

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Мы будем работать с shape-файлами.

Что такое shape-файлы

Это слои трех видов: точки, кривые, полигоны. В основном вы будете скачивать архив, в котором много файлов *.shp. Все они будут названы интуитивно понятно:

Waterways – реки, buildings – постройки и т.д.

Где найти shape-файлы

1. Geofabrik - собраны отдельные карты стран и городов, а также можно найти карту всего мира. Не смог на сайте найти административные границы. Возможно, потому что там собраны только физические карты.

Пример: Швейцария. Нас интересует архив *.shp.zip. Но его качать не нужно, так как слои слишком детальны.

Подходит, если вы собираетесь создавать карту области (например, ЦФО) на большом формате.

2. Openstreetmap - можно экспортировать любую выбранную область (сверху кнопка ЭКСПОРТ). Выбирается область приближением к нужному месту на карте.

Подходит, если вам нужно создать карту города, так как большую область сайт экспортировать не даст.

3. Mapzen - собраны карты крупных городов.

Подходит, если выбранная область города на сайте Openstreetmap слишком большая для экспорта, но весь ЦФО вам качать не нужно.

4. Gadm - границы стран.

Подходит для одной страны, если нужна граница одной страны.

5. Naturalearthdata - если английский слабо прокачан, смело переводите в хроме и качайте нужные слои: административные границы (всех стран), реки, здания, дороги и многое другое. Можно также найти и наложить на карту изображение гор и глубины морей и океанов. Для удобства карты поделены по уровню масштаба (10 – наиболее детальные)

Подходит для больших областей (часть света, карта всего мира).

6. Mapcruzin - карты не такие подробные, как в Openstreetmap, но подробнее, чем Naturalearthdata. Удивительно, но и здесь административных границ я не обнаружил.

Подходит для карты небольшой страны, на небольшом формате (а4).

7. Просто забивайте в поисковик “Нужная область” shape.

В чем открывать скачанные shape-файлы

Скачиваем Qgis. Не забываем про разрядность системы. Устанавливаем и запускаем ярлык:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Как работать в программе Qgis

Скачиваем с сайта Gadm границу Швейцарии:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

В программе Qgis добавляем слой к проекту:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Жмем ОБЗОР. Выбираем файл CHE_adm0.shp из распакованного архива. Жмем ОТКРЫТЬ. Вы должны получить примерно следующее (цвет может отличаться):

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Сразу обращаем внимание, что это полигон, и что вид Швейцарии не внушает доверия. Нам нужно изменить систему координат проекта. О координатах можно говорить много, но я скажу только необходимое:

1. В нашем проекте будем использовать систему Sphere Mercator.

Подходит для больших областей - весь мир или часть света. Вид будет привычен, как на интернет картах или картах на уроке географии.

2. На картах, где изображен весь мир, координаты сильно искажены. Поэтому наиболее правильно использовать координаты WGS 84. Но использовать их можно только на небольших областях (город, страна, область которой умещается в одной UTM zone).

Для небольшой области UTM zone ищите в поисковике.

Пример: для Парижа правильно использовать координаты WGS 84/ UTM zone 31N.

Примечание: чтобы понять почему только на небольших областях, загрузите границы России с системой координат для Парижа.

Меняем систему координат проекта:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Включаем галочку сверху Enable ‘on the fly’. В поиске ищем Sphere_Mercator. Выбираем. Жмем ОК. Любуемся результатом:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Добавим к проекту озера. Заходим на сайт Naturalearthdata. Скачиваем архив с озерами по верхней кнопке и дополнительные озера Европы по нижней. Добавляем к проекту файлы слоев с озерами (расширение *.shp).

Реки я хочу взять с сайта Mapcruzin. Одна Швейцария будет пусто смотреться, если скачать реки с Naturalearthdata. Нам нужны Switzerland Waterways. Добавляем к проекту файл слоя с реками (расширение *.shp).

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Замечаем, что озера – это тоже полигоны. А нам нужен векторный файл из одних линий. Идем в меню:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

И преобразуем по очереди два слоя озер (граница нам еще пригодится в качестве полигона). После преобразования слой автоматически добавится в проект, и будет назван "Линии из полигонов".

Совет: сразу переименовывайте автоматически добавленные слои после преобразований, а старые слои можно удалять из проекта.

Управление слоями расположено слева внизу:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Помимо удаления и переименования, можно перейти в свойства слоя, нажав правой кнопкой мыши по нему, и, например, изменить цвет слоя.

Теперь нужно удалить всё, что выходит за границы страны. Переходим в меню:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Исходный слой – слой, который нужно обрезать (например, реки). Слой обрезки – полигон, границы которого определят линию обрезки (полигон границы). По очереди обрезаем реки и озера, не забывая переименовывать слоя после автоматического добавления в проект и удалять ненужные слои, чтобы не путаться.

Осталось совсем немного! Преобразуем полигон границы в линию. Должно получиться нечто похожее:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Теперь необходимо пересохранить слои, чтобы создать единый слой (почему-то без пересохранения операция объединения вызывает стабильную ошибку). Правой кнопкой по слою/сохранить как.

Формат выбираем – AutoCAD DXF.

На строке File name нажимаем обзор, и выбираем место сохранения и имя файла.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО не забываем выбрать систему координат нашего проекта - Sphere Mercator.

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

После сохранения слой автоматически добавится в проект с новым именем. Всплывающее окно будет спрашивать про систему координат. По умолчанию там стоит система, в который вы сохраните слой, поэтому просто нажимаем ОК. Проделываем данную процедуру для каждого слоя.

Осталось объединить слои. Заходим в меню:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Выбираем слои объединения, нажав многоточие в соответствующем пункте окна. Выбираем все необходимые слои. Нажимаем ОК. Нажимаем RUN. Все выскакивающие окна только уточняют систему координат. Везде нажимаем ОК. Сами знаете, что сделать со всем слоями, кроме результата объединения . Любуемся Швейцарией:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

Сохраняем слой, как сохраняли предыдущие слои в формате AutoCAD DXF. Открываем в любом редакторе, который понимает данный формат (Corel Draw, Компас).

После открытия не забываем себе сказать, что вы великолепны.

Небольшой бонус до комментариев. Ответ на вопрос, который терзал мне душу около недели:

Учимся создавать векторное изображение карт. Своими руками, Карты, Qgis, Osm, Длиннопост

На этом все! Если возникнут вопросы - спрашивайте, стараюсь отвечать на все. Всем удачи и душевного спокойствия!


Лилия Павловна, добрый день. Уверена, что ваши ученики и правда будут на порядок выше тех ребят, которых не научили изначально каким-то общим требованиям в работе с картами. Я почему-то сравниваю такие требования с правилами оформления геометрических задач и особенно задач, связанных с доказательствами того, или иного утверждения. Здесь тоже правила оформления чертежей особо нигде не прописываются (это должен донести учитель), да и само доказательство может быть записано в произвольной форме (кстати и за нерациональный способ оценка на ГИА не снижается). А нас в институте учили чертить и использовать разные символы. Так что сейчас, на уроках геометрии в 7-8 классах не последнюю роль отвожу именно грамотному оформлению. До некоторых уже удалось "достучаться":)


Галина Станиславовна, согласна с тем, что надо предъявлять требования к оформлению геометрических задач, хотя они нигде не прописаны. По-крайней мере, я не встречала. Требую, чтобы чертёж был слева, а дано - справа. А ниже - доказательство (решение). Однако, то чертежа не увижу, то он справа и данных нет. Как же трудно детям придерживаться строгих правил. А про алгебру вообще молчу. С введением тестовой проверки, на оформление задач перестали обращать должное внимание, а когда-то в медальных работах придирались даже к небольшим неточностям.


Здравствуйте, Галина Станиславовна.
Конечно , сколько учителей, столько мнений, но хочется сразу приучить ребят к порядку в картах. Ведь потом будет им же намного легче при выполнении карт и на других уроках. К сожалению, не все учителя считают порядок в картах важным наравне с содержанием.


Лилия Павловна, очень важную тему Вы затронули. Единство требований, это то,чего нам, учителям, порой не хватает в педагогической деятельности. Причин несколько, на мой взгляд:
1. Не все предметники выставляют ребятишкам конкретные требования;
2. Не всегда сам учитель четко ставит цель;
3. Не всегда требователен учитель при проверке выполнения заданий учащимися;
4. Наша халатность, беспечность, нехватка времени
5. Бесконтрольность родителей.
Над всем этим нужно работать, а начинать, конечно же с себя, с педагога. Мы должны быть примером для наших ребятишек!


Да, Анна Борисовна, Вы правы. Я считаю, что все перечисленные причины имеют место быть в школах. И если каждый учитель географии обратит на это внимание, то толк будет. Ну что же, тема для выступления на МО меня нашла. Быть может, об этом стоит поговорить и на городском совещании географов. Буду начинать с себя.


Здравствуйте, Лилия Павловна. В каждом предмете есть свои правила и требования. Важно, чтобы учитель смог донести до учащихся смысл этих правил, ну и надо требовать их выполнения. Понравился Ваш пример с диктантом. Для меня лично заполнение контурных карт было одним из любимых заданий в школе.


Здравствуйте, Людмила Геннадиевна.
Маленькие почемучки были ооочень активны в своих вопросах и уточнениях по поводу заполнения контурных карт. Я всегда стараюсь доходчиво объяснить, зачем выполнять то или иное правило, чем это важно именно для них, детей.


Здравствуйте, Лилия Павловна. Заполнять контурную карту - кропотливый труд для детей. С начальной школы они учатся этому. И хорошо, если требования на каждой ступени образования одинаковые. Ведь должна же быть преемственность (даже в этом).


Добрый вечер, Светлана Анатольевна!
Полностью согласна с Вами - очень кропотливый труд. Вот только очень сложно найти нужную грань между количеством правил и их качеством, чтобы не "убить" интерес к заполнению контурных карт.


Лилия Павловна, добрый вечер! И я хочу сказать о преемственности, особенно между начальной школой и средним звеном. Ее практически нет. Уже много лет я тесно сотрудничаю с учителями, которые собираются учить моих четвероклассников в будущем. Мы обговариваем требования по тем или иным темам, я приглашаю их на родительские собрания, посещаем уроки друг друга. Это дает хороший результат. Прочитав Ваш пост, взяла себе на заметку: обратить внимание на контурные карты. По-нашему УМК мы с ними работаем очень мало, всего несколько уроков и только в 4 классе.


Здравствуйте, Елена Александровна!
Как же Вы правы. Без преемственности очень тяжело! У нас в школе тоже принято ходить на уроки в 4 классы, на мероприятия, знакомиться с родителями.
А вот про контурные карты, что они есть и в начальной школе, как-то не задумывалась. То ли дети подзабыли, что карты были, то ли их не было, но мне сказали, что с картами ребята пока не работали ;) Выясню!



Здравствуйте Лилия Павловна. Сейчас у нас ночь, вернее раннее утро 4 часа 17 минут. Почему я не сплю? Потому, что я помогаю раскрашивать контурную карту моему сыну. Он учится в 9 классе. Так вот его преподаватель по географии требует раскрашивать каждую(. ) карту с точностью, как в атласе. Времени на это уходит очень много. Я не могу позволить сыну не спать ночами, что бы выполнить задание на 5.
Я сейчас искала информацию в интернете по положению оформления контурных карт, на каждом сайте повторяется одна и та же формулировка, что не надо делать лишних действий не указанных в задании. В задании карты, которую я сейчас раскрашивала нет пункта "раскрасить". Не подскажите на какой официальный документ мне сослаться, если в следующий раз сын сделает контурную карту строго по заданию и не будет раскрашивать её. Спасибо. Разгоева Татьяна, мама Артема


Здравствуйте, Татьяна!
У каждого учителя есть свои нюансы при проверке контурных карт. Это и хорошо, и плохо. Отбросив субъективность, а она всегда присутствует!, учитель проверяет карты с упором на что-то. Например, в карте по географическому положению будет более важным обратить внимание на крайние точки материков, страны-соседи и пр., т.е. там можно вообще ничего не раскрашивать. А карты по природным зонам предполагают более точное отношение к цвету и штриховке. Всё зависит от карты.
Обращу Ваше внимание, задания, пропечатанные в контурных картах, являются ПРИМЕРНЫМИ! Учитель ИМЕЕТ ПРАВО добавить к ним что-то или какое-то задание сказать не делать. Этому нас учат на курсах повышения квалификации и говорят на семинарах. Задания в картах - лишь некая основа, которая может быть подкорректирована. Так, кстати, и с текстом параграфов. Вы же согласны, что там только примерная основа, а учитель должен выходить за рамки учебника, объясняя новый материал?
Выполнить задание можно по-разному. Можно ведь не только раскрашивать, но и штриховкой воспользоваться. Еще раз - все зависит от карты.
Самое лучшее в Вашем случае - "не собирать войска", а попробовать "заключить мирный договор". Подойдите к учителю, поговорите. Попробуйте УСЛЫШАТЬ его.
Все мы люди.

Прямолинейные участки объектов рисуются минимальным количеством вершин, в пределе — двумя (начальной и конечной):

На рисунке зелёными стрелками показана правильная отрисовка, красными — неправильная (содержащая избыточное количество вершин):

Криволинейные участки объектов рисуются минимальным количеством вершин, обеспечивающим сохранение плавности очертаний объекта на всех масштабах карты (до 19 включительно):

На рисунке зелёными стрелками показана правильная отрисовка, красными — неправильная (содержащая недостаточное для сохранения плавности очертаний объекта количество вершин):

Прямолинейные участки объектов рисуются минимальным количеством вершин, в пределе — двумя (начальной и конечной):

Правильно Неправильно


Правильно Неправильно


На рисунке зелёными стрелками показана правильная отрисовка, красными — неправильная (содержащая избыточное количество вершин):


Криволинейные участки объектов рисуются минимальным количеством вершин, обеспечивающим сохранение плавности очертаний объекта на всех масштабах карты (до 19 включительно):

Правильно Неправильно


Правильно Неправильно


На рисунке зелёными стрелками показана правильная отрисовка, красными — неправильная (содержащая недостаточное для сохранения плавности очертаний объекта количество вершин):


Читайте также: