Как сделать констатирующий эксперимент

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Озода Сафибуллаевна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Озода Сафибуллаевна

Измерительный инструмент (индикаторы) для определения готовности студентов ВУЗа к педагогической деятельности

Мақолада касб таълими йуналиш талабаларини педагогик фаолиятга тайёрлаш муаммолари бўйича тасдиқловчи аниқлаш тажрибаси натижалари келтирилган. Педагогик фаолиятга тайёрлаш жараёни самарадорлиги, касб таълими йўналиши талабаларини бўлажак педагогик фаолиятга тайёрлаш сифатини яхшилашга ёрдам берувчи омиллар кўрсатилган.

Абдуллаева Озода Сафибуллаевна,

Маколада касб таълими йуналиш талабаларини педагогик фаолиятга тайёрлаш муаммолари буйича тасдикловчи аниклаш тажрибаси натижалари келтирилган. Педагогик фаолиятга тайёрлаш жараёни самарадорлиги, касб таълими йуналиши талабаларини булажак педагогик фаолиятга тайёрлаш сифатини яхшилашга ёрдам берувчи омиллар курсатилган.

Таянч суз ва тушунчалар: педагогик фаолият, педагог, талаба, касб таълими, методика.

The article presents the results of experiment for the problems in the field of the process of teaching for pedagogical activity of students in the direction of professional education. There is analyzed the effectiveness of the process of teaching for pedagogical activity, identified factors that contribute to improving the teaching of students for vocational education to future pedagogical activity.

Keywords: pedagogical activity, teacher, student, vocational education, methodology.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

В Республике Узбекистан образовательная политика государства ориентирована на достижение важной цели - повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки специалистов, который соответствует требованиям отечественной экономики и международным стандартам.

Отличительная особенность развития непрерывного образования рассматривается в качестве стратегической задачи - формирования у специалистов таких ключевых качеств, как способность приобретать новые знания и умения, творческая активность в принятии решений, инициативность, профессиональная компетентность1. Условием, обеспечивающим решение такой задачи, является повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов высших образовательных учреждений.

Констатирующий эксперимент - один из основных видов эксперимента, целью которого является изучение существующих педагогических явлений2.

Задачами проведения констатирующего эксперимента являются:

- определение причин объективных трудностей, возникающих у преподавателей средних специальных образовательных учрежде-

ний при проведении занятий по профессиональному образованию;

- изучение эффективности педагогических процессов, организуемых молодыми специалистами;

- выявление факторов, влияющих на эффективность педагогических процессов.

Констатирующий эксперимент организовывался в два этапа:

• второй этап, включающий обработку и систематизацию материала, конструирование выводов.

На первом этапе констатирующего эксперимента были определены основные используемые средства и методы, необходимые для решения поставленной проблемы.

На этом этапе эксперимента применялись следующие методы:

• наблюдение за качеством педагогического процесса; в средних специальных образовательных учреждениях. При этом нами учитывались следующие элементы:

- технологии, используемые в учебной деятельности;

- уровень сформированности личностных качеств выпускника согласно требований государственного образовательного стандарта;

• анализ и изучение:

- данных педагогических кадров;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

Таблица 1. Краткие сведения об организации педагогического эксперимента.

Этап эксперимента Сроки проведения Сведения об участниках Место проведения

12 преподавателей по информатике Наманганский колледж транспорта и информационных технологий

- протоколов заседаний ученого совета;

- программ и планов преподавателя, включая внеучебную деятельность с учащимися;

- документацию по организации учебной работы, расписаний по занятиям кружков и других необходимых документов;

- наличия в учреждениях концепции по организации воспитательного процесса во внеучебное время.

• анкетирование, т.е. раздача опросных листов, которые заполняются преподавателями колледжей.

С целью выявления и получения:

- положительных и отрицательных тенденций в педагогической деятельности преподавателей колледжей и лицеев, реализующие педагогический процесс, согласно нормативным требованиям Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

- установления причин возникновения и путей решения проблем, выявленных в ходе наблюдения и анализа, -

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

гория студентов проявляет устойчивый интерес к специальным дисциплинам, вопросам информатики и информационных технологий, но равнодушна к проблемам педагогической деятельности, к работе с учащимися.

Практика показывает, что именно у этих студентов сложнее всего проходит процесс воспитания положительного отношения к педагогическому труду, развитие профессионально-педагогической мотивации и, в целом, формирование готовности к профессиональной педагогической деятельности. В то же время жизненные реалии таковы, что около 70% выпускников высших образовательных учреждений профессионального обучения занимаются педагогической деятельностью1.

Вторая группа вопросов была направлена на выявление знаний и интересов студентов в области целого ряда учебных предметов, каждый из которых нацелен на подготовку будущего специалиста к педагогической деятельности: профессиональная психология, профессиональная педагогика, методика воспитательных работ, методика профессионального образования, возрастная физиология и гигиена2. Полученный материал представляет значительный интерес.

1 Отчёт по занятности выпускников Наманганского инженерно-педагогического института за 2015/2016 учебные годы от 30.12.2016 № 05/10-09-1182.

Анализируя результаты опроса, мы обнаружили, что фактически ни один из бакалавров не проявил подлинной осознанности (не говоря уже о глубине и устойчивости) своих интересов к педагогической деятельности, подлинной профессионально-педагогической мотивации. Однако учитывая, что относительная степень заинтересованности и эрудиции студентов в проведенном опросе колебалась в весьма широких пределах, мы пришли к необходимости разделить всех испытуемых на четыре группы.

Студенты, включенные нами в первую группу, как правило, положительно относятся к педагогической профессии, проявляют интерес к педагогической деятельности, читают психолого-педагогическую, методическую литературу, после окончания высшего образовательного учреждения хотели бы заниматься педагогической деятельностью. Из 44 человек, участвовавших в опросе, к первой группе мы отнесли 10 анкетируемых.

Студентов второй группы характеризуют средний уровень профессионально-педагогической мотивации, неустойчивый интерес к педагогике, они проявляют определенную степень педагогической эрудиции. К данной группе мы отнесли 14 человек.

В третью группу вошли студенты, опрос которых показал, что у студентов проявляется низкий уровень заинтересованности к про-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

Уровни Характеристика уровней Из 44 студента Удельный вес, %

Высокий Студенты положительно относятся к педагогической профессии, проявляют интерес к педагогической деятельности, читают психолого-педагогическую, методическую литературу, после окончания высшего образовательного учреждения хотели бы заниматься педагогической деятельностью. 10 22,7

Средний Студентов характеризуют средний уровень профессионально-педагогической мотивации, неустойчивый интерес к педагогике, они проявляют определенную степень педагогической эрудиции. 14 31,8

Низкий У студентов низкий уровень заинтересованности к профессии педагога, неопределенность и расплывчатость представлений о педагогической деятельности. 16 36,4

Неприемлемый Студентов совершенно не привлекает педагогика, свое профессиональное будущее они не связывают с педагогической деятельностью. Они имеют ограниченный кругозор, не знакомы с методическими работами по избранной специальности, не испытывают интереса к работе с учащимися. 4 9,1

фессии педагога, неопределенность и расплывчатость представлений о педагогической деятельности. Эта группа состояла из 16 человек.

В последнюю группу вошли студенты, которые имеют ограниченный кругозор, не знакомы с методическими работами по избранной специальности, не испытывают интереса к работе с учащимися. Эта группа состояла из 4 человек.

Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента показал, что причина создавшегося положения заключается в недостаточной реализации педагогических условий, направленных на формирование профессионально-значимых качеств личности педагога.

Одним из возможных объяснений происходящего является то что, выпускники высшего образовательного учреждения по нап-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

Проведенные наблюдения и анализ педагогической деятельностью преподавателей колледжей, позволяет прийти к выводу, что существует ряд нерешённых проблем в области педагогической деятельности преподавателей колледжей. К ним относятся:

1. Педагогические процессы, организуемые преподавателями, недостаточно соответствуют их социально-значимой актуальности и соотнесенности со сферами гражданско-патриотического, нравственного, эстетического и других сфер воспитания.

2. Практически нет методических разработок в области организации и управления педагогическими процессами, программных продуктов, уникальных методик и техники, включая методы развития творческих способностей младших специалистов.

3. В учреждениях не проводятся систематизированные открытые уроки и семинар-

тренинги для молодых специалистов - педагогов профессионального образования.

4. Преподаватели недостаточно правильно проектируют педагогический процесс, а также процесс самостоятельного образования учащихся.

5. Многие преподаватели общеобразовательного цикла не учитывают профессиональные направленности учащихся. Так как одни и те же задачи решаются различными методами, в зависимости от профессиональной направленности.

6. Молодые преподаватели испытывают большие трудности в области организации и управления педагогических процессов.

7. Преподаватели неэффективно организовывают мероприятия колледжа.

8. Преподаватели затрудняются при организации различных видов кружков.

9. Многие преподаватели, работающие в колледжах, испытывают затруднения при полном анализе урока. Не вполне учитывают определенные правила оценивания урока и ряд других проблем.

Следовательно, можно прийти к выводу, что качество педагогического процесса не вполне соответствует установленным современным нормам, требованиям, стандартам. Анализ педагогической деятельности молодых преподавателей показывает, что больше трудностей они встречают в организации и управлении педагогических процессов.

Результаты экспериментальной оценки готовности педагогов к организации педагогической деятельности, послужили основанием для внесения изменений в учебно-воспитательный процесс при подготовке студентов высшего образовательного учрежде-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 11

- создать и систематически пополнять банк научно-методических и практических разработок, посвященных организации вне-учебной деятельности учащихся;

- регулярно проводить тематические прак-тико-ориентированные семинары для преподавателей профессиональных колледжей и академических лицеев (в частности, для кураторов академических групп);

- организовать специальное обучение педагогов на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с использованием интерактивных форм, методов, технологий;

- внедрять теоретические и практические вопросы организации внеучебной деятель-

ности в содержание образовательной подготовки студентов;

- активизировать внеучебное взаимодействие структурных подразделений образовательных учреждений;

3. Отчёт по занятности выпускников Наманганского инженерно-педагогического института за 2015/2016 учебные годы от 30.12.2016 № 05/10-09-1182.

В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:

  1. Констатирующее исследование (констатирующий эксперимент).
  2. Формирующее исследование (формирующий эксперимент).
  3. Контрольное исследование (контрольный эксперимент).

Констатирующий эксперимент

В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Как правило, содержание подавляющего большинства курсовых и дипломных работ по психологии исчерпывается проведением именно констатирующего эксперимента. Такого рода исследование лишь констатирует некоторое положение вещей, никак на него не влияя.

Формирующий эксперимент

Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.

Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.

Контрольный эксперимент

Цель контрольного исследования – проверить эффективность проведенной программы коррекции, тренинга. С этой целью проводится повторное тестирование испытуемых по тестам, которые использовались на констатирующем этапе исследования. И далее проводится сравнительный анализ психологических показателей до и после формирующего воздействия, например, с использованием Т-критерия Вилкоксона .

Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:

1. Только констатирующее исследование.

2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.

В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент – диагностика и анализ психологических показателей, которые необходимо развивать либо корректировать (иногда проводится выявление взаимосвязей между психологическими показателями в группе).
  2. Формирующий эксперимент – оказание на испытуемых некоторого воздействия для развития, усиления позитивного качества (самооценки, уверенности в себе и т.д.), либо снижения, коррекции негативного качества (агрессивность, тревожность и т.д.) Для оказания этого воздействия на испытуемых могут использоваться тренинг, групповые занятия и т.п.
  3. Контрольный эксперимент – повторная диагностика психологических показателей и их сравнение с результатами диагностики в рамках констатирующего эксперимента (чаще всего с помощью статистических методов). Если результаты показывают усиление условно позитивного качества или снижение условно негативного, то делается вывод об эффективности средства воздействия на испытуемых (тренинга, групповых занятий и пр.)

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

ОУИД – 15.06.2020г.- 3/1, 3/2, 3/3, 3/4 гр.

Тема: Организация опытно-экспериментальной работы: констатирующий эксперимент.

Ход работы: Изучите представленный материал.

В осуществлении практического этапа опытно-экспериментальной работы четко выступают три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая.

Констатирующий этап эксперимента - при этом этапе эксперимента изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы.

Констатирующий эксперимент - это действие, которое позволяет подтвердить или опровергнуть конкретный факт, провести диагностику проблемы. В дипломных работах констатирующий эксперимент проводится для установления достоверности и правдоподобности поднимаемых вопросов.

Проводится в естественных условиях. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности обучающихся и педагогов и в этом смысле носят естественный характер.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.

Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

На стадии констатирующего эксперимента основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов, выясняется уровень знаний, умений и навыков, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др. С помощью методов наблюдения, изучения документации устанавливается наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценивается состояние самих участников эксперимента.

Констатирующий этап только устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе. Чтобы провести его, прежде всего, необходимо определить базу проведения исследования и выбрать исследовательскую методику изучения проблемы, соответствующую целям исследования.

Выбрать базу исследования – значит определить в каком образовательном учреждении, с какой возрастной группой детей будет проводиться экспериментальная работа.

При подборе базы эксперимента нужно сразу определиться, каким образом будут делаться выводы об эффективности экспериментальной работы. Здесь возможны два пути.

Для проведения диагностики выбираются две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. На начальном этапе с ними проводятся одинаковые исследовательские методики, выявляющие проблему, затем с экспериментальной группой осуществляется формирующий этап эксперимента, а с контрольная группа работает в обычном режиме (с ней исследователь на данном этапе не работает).

Вывод об эффективности проведенного исследования делается на основании сравнения результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.

Под исследовательской методикой понимается совокупность эмпирических методов исследования, помогающих выявить наличное состояние изучаемой проблемы. Это могут быть наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся и т.д.

Адрес офиса

Экспериментальная часть дипломной работы направлена на получение автором дипломной работы первичной информации, то есть информации непосредственно от источников и ее носителей. Основой экспериментального исследования является научно поставленный опыт или наблюдение в условиях их четкого фиксирования с целью дальнейшей качественной и количественной обработки полученных результатов.

Констатирующий и формирующий эксперимент в дипломной работе

В дипломной работе может быть проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент направлен на определение уровня или другого измеряемого параметра и его сравнение с зависимыми от него переменными. Констатирующий эксперимент в дипломной работе должен зафиксировать полученные данные, которые могут быть сравнены в динамике с помощью математических и статистических методов.

В отличие от констатирующего, формирующий эксперимент в дипломной работе направлен на изучение явления при определенном воздействии. Перед экспериментом автор дипломной работы предполагает, что при определенном воздействии на объект исследования он изменит определенные свойства в определенном направлении. Формирующий эксперимент проверяет данное утверждение и подтверждает его, либо не подтверждает.

Контрольный эксперимент в дипломной работе

Контрольный эксперимент в дипломной работе проводится для проверки чистоты основного эксперимента с целью исключить воздействие внешних факторов, которые могли бы исказить полученные результаты.

Констатирующий эксперимент в дипломной работе: пример

Приведу пример, в котором применяется констатирующий эксперимент:

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Формирующий эксперимент в дипломной работе: пример

Приведу пример, в котором применяется формирующий эксперимент:

Контрольный эксперимент: пример

Контрольный эксперимент является частью формирующего эксперимента и проводится в контрольной группе, чтобы получить сравнение с экспериментальной группой.

Читайте также: