Как сделать конспект по физике

Обновлено: 04.07.2024

Данный конспект по физике содержит краткое и систематизированное изложение основного теоретического материала по предмету, основные формулы, рекомендации к решению задач, вызывающих сложности у учащихся. Может использоваться учащимися для повторения и систематизации знаний по физике при самостоятельной подготовке к экзаменам и ЦТ по физике, а также преподавателями при подготовке к занятиям по физике. Данный теоретический конспект по физике составлен по материалам данного сайта, с использованием собственных наработок авторов, а также пособий для различных учреждений образования, и других источников информации, находящихся в свободном доступе. Теоретический конспект по физике предназначен для учащихся школ, гимназий, лицеев, слушателей подготовительных отделений ВУЗов и преподавателей физики.

Конспект по школьной физике:

Как успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике?

Для того чтобы успешно подготовиться к ЦТ по физике и математике, среди прочего, необходимо выполнить три важнейших условия:

Успешное, старательное и ответственное выполнение этих трех пунктов, а также ответственная проработка итоговых тренировочных тестов, позволит Вам показать на ЦТ отличный результат, максимальный из того, на что Вы способны.

Нашли ошибку?

Если Вы, как Вам кажется, нашли ошибку в учебных материалах, то напишите, пожалуйста, о ней на электронную почту (адрес электронной почты здесь). В письме укажите предмет (физика или математика), название либо номер темы или теста, номер задачи, или место в тексте (страницу) где по Вашему мнению есть ошибка. Также опишите в чем заключается предположительная ошибка. Ваше письмо не останется незамеченным, ошибка либо будет исправлена, либо Вам разъяснят почему это не ошибка.

ЗАПРЕЩЕНО использование представленных на сайте материалов или их частей в любых коммерческих целях, а также их копирование, перепечатка, повторная публикация или воспроизведение в любой форме. Нарушение прав правообладателей преследуется по закону. Подробнее.

Прямолинейное равномерное движение и решение задач . смотреть
Закон сложения скоростей и решение задач . смотреть
Движение с постоянным ускорением и решение задач . смотреть
Свободное падение . смотреть
Движение тела, брошенного под углом к горизонту . смотреть
Решение задач. Тело, брошенное под углом к горизонту . смотреть
Криволинейное движение . смотреть

Молекулярная физика. Термодинамика

Основные положения МКТ. Масса и размер молекул. Количество вещества . смотреть
Взаимодействие молекул. Строение твердых тел, жидкостей и газов . смотреть
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ . смотреть
Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная шкала температур . смотреть
Уравнение состояния идеального газа . смотреть
Изопроцессы. Газовые законы . смотреть
Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха . смотреть
Твердые тела. Кристаллические тела. Аморфные тела . смотреть

Электрический заряд. Электризация. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда. смотреть
Близкодействие и дальнодействие. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. смотреть
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. смотреть
Потенциальная энергия тела в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разхностью потенциалов. смотреть
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. смотреть

Законы постоянного тока

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. смотреть
Работа и мощность тока. смотреть

Электрический ток в различных средах

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. смотреть
Электрический ток в полупроводниках. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. смотреть
Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. смотреть
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. смотреть
Электрический ток в газах. смотреть
Контрольные вопросы к зачету по теме: Электрический ток в различных средах. смотреть

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера . смотреть
Действие магнитного поля на движущийся заряд.Магнитные свойства вещества . смотреть
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. . смотреть
ЭДС электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. смотреть
ЭДС индукции в движущихся проводниках. смотреть
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Вопросы к пр/работе . смотреть

Природа света. Измерение скорости света . смотреть
Световой луч. Основные свойства линзы . смотреть
Построение изображения точки в линзах . смотреть
Построение изображения предмета в линзах . смотреть
Отражение света. смотреть
Преломление света. смотреть
Полное внутреннее отражение. смотреть
Дисперсия света. смотреть
Интерференция света. смотреть
Дифракция света. смотреть
Поляризация света. смотреть

Строение атома. смотреть
Квантовые постулаты Бора. смотреть
Методы регистрации и наблюдения элементарных частиц. смотреть
Естественная радиоактивность. смотреть
Виды радиоактивного распада. смотреть
Закон радиоактаивного распада. смотреть
Ядерные силы. смотреть
Открытие электрона, протона, нейтрона. смотреть
Строение ядра атома. смотреть
Изотопы. смотреть
Энергия связи ядра и дефект масс. смотреть
Ядерные реакции, энергетический выход ядерной реакции. . смотреть
Деление ядер урана. Цепная реакция. смотреть
Ядерный реактор. Атомная бомба. смотреть
Термоядерная реакция. Водородная бомба. смотреть
Топливно-энергетические ресурсы. Ядерная энергетика. смотреть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана разработка урока по физике 8 класса.Можно использовать для различных УМК.

Схема конспекта урока

Предмет физика Класс 8

Тема урока: Лампа накаливания

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая: развивать интеллектуальные способности обучающихся, исходя из потребностей и интересов каждого ученика;

а) образовательная – познакомить учащихся с историей создания лампы, её устройством и принципом действия;

б) развивающая – формировать умение самостоятельно добывать знания через развитие интереса к физике и её истории и практически применять при решении задач;

в) воспитательная – воспитывать чувства патриотизма, самооценки, коммуникабельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о мате­риальной точке.

I. Вступление

Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащие­ся в этом учебном году, какие задания их ждут. Так же необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лаборатор­ных работ.

Далее необходимо вспомнить, что такое физика.

Физика - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.

Физика - наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наибо­лее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы дей­ствием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и ко­личественная наука. Все основные законы физики формируются на матема­тическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.

Основные разделы физики:

II. Новый материал

Уже в V в. до н. э. в афинской армии применялись стенобитные машины -тараны, метательные приспособления - баллисты и катапульты. Строитель­ство плотин, мостов, пирамид, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знанию о механических явлениях, а с другой стороны, - требовали от них новых знаний. В ответ на запросы прак­тики в новых знаниях и возникла наука механика.

Новый этап связан с работой Г. Галилея, сформулирован закон инерции, установил законы падения тел и колебаний маятника. Английский физик И. Ньютон, опираясь на работы Галилея и его современников, а так же на результаты своих собственных исследований, создал цельное учение о меха­ническом движении и взаимодействии тел, которое получило название клас­сической механики. Классическая механика состоит из трех частей: кинема­тика, динамика, статика.

Слово кинематика происходит от греческого слова kinematos - движение. Кинематика изучает, как движется тело, но не изучает, почему тело движется так, а не иначе. Основными задачами кинематики являются:

а) Описание с помощью математических формул, графиков или
таблиц совершаемых телом движений.

б) Определение кинематических величин, характеризующих это
движение.

Для описания движения в кинематике вводятся специальные понятия (мате­риальная точка, система отсчета, траектория) и величины (путь, перемещение, скорость, ускорение), которые важны не только в кинематике, но и в других разделах физики.

Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира, - это его изменчивость.

Какие изменения вы замечаете? (Ночь меняет день, вода при охлажде­нии замерзает, падают капли, лает собака, едет автомобиль, двига­ются литься деревьев в ветреную погоду.)

Поведем итог: наиболее частые ответы связаны с изменением положе­ния тел относительно друг друга.

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называются механическим движением.

Однако одно и то же тело одновременно может и двигаться и не двигаться, если наблюдать его с различных точек зрения.

Пример 1. В купе вагона на столике лежит яблоко. Пассажир видит, что расстояние до яблока с течением времени сохраняется. Яблоко не совершает механического движения. Но с точки зрения провожающего, яблоко движет­ся, т.к. расстояние от яблока до перрона с течением времени растет.

Пример 2. Вы находитесь в классе в покое (сидя за партой) относительно Земли, но движетесь вместе с Землей вокруг Солнца.

Из этих примеров следует: нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.

Даже самое простое движение тела оказывается сложным для изучения. Для того чтобы облегчить исследования, вводят ряд упрощений. Если мы рассматриваем движение автомобиля, длина которого 5 м, прошедшего 100 км, то пройденное им расстояние в 200000 раз больше его собственной длины. Очевидно, что автомобиль можно рассмотреть как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка. Но если мы будем исследовать силу сопротивления воздуха, действующего на движущийся автомобиль, счи­тать его материальной точкой нельзя, т.к. сила сопротивления зависит от раз­меров автомобиля. Материальная точка-это абстрактное понятие, введенное для упрощения изучения многих физических явлений.

Материальной точкой называют тело, размерами и формой кото­рого в рассматриваемом случае можно пренебречь.

- Как же определить положение тела (материальной точки)?

- Если бы этот документ попал в Ваши руки, смогли бы найти клад? (Укаж­дого человека разные шаги и локти. Неуказан населенный пункт. Мест­ность сильно изменилась. Нет дома, от которого нужно считать.)

Итак, необходимо тело отсчета. Если через него провести оси коорди­нат, то положение тела в пространстве можно задать его координатами. Но при движении тела его положение меняется с течением времени. Значит, ну­жен прибор для измерения времени (часы), связанные с телом отсчета.

Все вместе: а) тело отсчета, б) система координат, в) прибор для определе­ния времени, - образуют систему отсчета.

Система отсчета может быть: а) одномерной, когда положение тела опре­деляется одной координатой (рис. 1); б) двухмерной, если положение тела определяется двумя координатами (рис. 2); в) трехмерной, т.е. положение тела определяется тремя координатами (рис. 3).


Ш. Упражнения и вопросы для повторения

- В каких из перечисленных случаев можно считать тела материальными точками, а в каких - нельзя?

На станке изготавливают спортивный диск. (Не материальная точка.)

Тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м. (Материальная точка.)

Конькобежец проходит дистанцию соревнования. (Материаль­ная точка, но не всегда: не надо забывать про фотофиниш.)

Фигурист выполняет упражнения произвольной программы. (Не материальная точка.)

За движением космического корабля следят из Центра управле­ния полетов на Земле. (Материальная точка.)

За тем же кораблем наблюдает космонавт, осуществляющий с ним стыковку. (Нематериальная точка.)

Земля вращается вокруг своей оси. (Нематериальная точка.)

Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца. (Матери­альная точка.)

Домашнее задание

Выучить материал § 1, записи в тетради;

Упражнение 1 (учебник, стр. 9);

Материал для повторения математики:

а) Из формулы v = at выразите а через v и t; t через а и v.

б) Из формулы v = v0 + at выразите v0, a, t.

Читайте также: