Как сделать коллекцию насекомых в домашних условиях

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Итак, для работы нам понадобятся:

1. две рамки RIBBA из ИКЕИ размером 32х42 см -- 399 руб/шт (всего 798 руб).
На самом деле, в серии РИББА есть много типоразмеров, просто мне 32х42 лучше всего подходит.
2. клей типа ПВА -- я использую "Момент -- Столяр" -- рублей 100 стоит за большую банку
3. чёрная матовая алкидная краска в аэрозольном баллоне (или любая другая, но хорошо бы, чтобы быстро сохла) -- рублей 150
4. плоскозубцы
5. макетный нож (хорошо бы -- со сменными лезвиями)
6. лист пенокартона (я использую с одной чёрной стороной -- чтобы не красить его руками)
в магазине для художников "Передвижник" (на Винзаводе) такой лист формата A1 стоит около 600 рублей, кажется. Но во-первых, его хватит на очень много ящиков, а во-вторых, в Передвижнике цены идиотские. Наконец, это может быть ЛЮБОЙ листовой материал толщиной 5 мм. Хоть оргалит! Просто мне было лениво возиться с оргалитом -- резать его сложнее, да и красить потом -- надоест.
7. лист вспененного полистирола толщиной 3 мм (материал типа "Изолона" или "Теплона") -- 250 рублей за пачку (10 листов, 5кв.м) Теплона на "Каширском дворе"
8. длинная линейка (лучше -- металлическая) по которой мы будем резать.

Переходим к работе.
1. распаковываем рамки, вынимаем из них содержимое (стёкла, паспарту, подложки), затем плоскогубцами выдёргиваем металлические крепления для стекла -- они нам не нужны.

2. из листа пенокартона вырезаем полоски шириной 10 мм и длинной -- по внутреннему замеру рамки.
стекло вкладываем обратно -- в одну из рамок (стекло рекомендую помыть перед этим -- оно пыльное обычно)

3. вклеиваем полоски внутрь рамки, вплотную к стеклу, чёрной стороной внутрь.
они будут выполнять двойную функцию: держать стекло и служить встречным профилем (упором) для нижней части коробки.

4. Примерно вот так. Собственно, крышка ящика готова.

5. Из листа Теплона вырезаем два куска по размеру оргалитового задника рамки.

6. Склеиваем полученные куски между собой. Это будет подложка ящика. Два слоя нужны для того, чтобы было удобно втыкать булавку. Одного слоя будет мало.

7. Сам оргалитовый задник красим (с одной стороны))) в чёрный цвет из баллончика. Обычно надо красить слоя в 3. но зависит от краски, конечно.

8. Склеиваем оргалит и двуслойный кусок теплона в "бутерброд", а "бутерброд" вклеиваем во вторую рамку. Это дно коробки.

9. Из пенокартона вырезаем полоски шириной 35 мм. Вклеиваем во вторую рамку, прижимая дно, чёрной стороной внутрь.
Из рамки должно выступать около 15 мм пенокартона -- это тот профиль, на который будет надеваться крышка.
(Хотя лучше вы сами померяйте ширины-зазоры-допуски по месту. Вдруг у вас другие материалы. )

10. В принципе, всё! Ящик готов! )))

11. На время приклеивания пенокартона-профиля в нижней части, рекомендую закрыть ящик, чтобы оно засохло всё в правильном положении.

12. Ах да! забыл самое главное.
Бабочек туда ещё надо напихать :-))))


Охота за насекомыми — увлекательное за­нятие не только для юных натуралистов, но и для взрослых любителей природы. Те, кто во время летнего отдыха не наблюдал за насеко­мыми, не коллекционировал их, даже не подозревают, как это интересно. Странствуя по лужайкам и лесным опушкам, любитель-энтомо­лог 1 ловким взмахом сачка захватывает легко­крылую добычу. На стволах деревьев он находит затаившихся ночных бабочек и усатых жуков, а среди зеленой листвы обнаруживает невидимку гусеницу, из которой, может быть, впоследствии выведется бабочка. Обработка и просмотр собранных коллекций позднее живо напомнят летние экскурсии и углубят знания об окружающей нас природе.

Отправляясь на охоту за насекомыми, энто­молог должен позаботиться о снаряжении и прежде всего изготовить сачок. Основа сачка — прочный обруч из толстой проволоки (годится для этого и старая матрацная пружина). На про­волоке длиной около 120 см отмеряют от одного конца 12 см, а от другого — 8 см, остальную часть сгибают кольцом. Самые концы прово­локи загибают под прямым углом и заостряют напильником — эти острия нужны, чтобы при­крепить обруч к палке.

Кисейную или марлевую сетку пришивают не прямо к обручу, а к более прочной материи (полотну, бязи), которая узким чехлом должна охватывать обруч. Мешок сачка делается глу­биной в 55—60 см. Как скроить сачок, показы­вает рисунок. Материю сачка лучше окрасить в темно-зеленый цвет, иначе он будет пугать на­секомых. Палка должна быть не длиннее 130 см.


Летящее или присевшее на цветок насеко­мое ловят, подводя к нему сачок сбоку. Поймав добычу, быстро поворачивают сачок так, чтобы нижняя часть мешка перехлестнула обруч и прижалась к нему, закрывая выход.

Для ловли водных насекомых следует иметь особый сачок — из более плотной материи и на более длинной прочной палке.


Кроме сачка, энтомологу необходимы раз­личные стеклянные банки и коробки. Крупных и беспокойных насекомых (особенно хищников) приходится сразу же умерщвлять в морилке —небольшой с плотно пригнан­ной пробкой

стеклянной баноч­ке, где изнутри к пробке при­креплен комочек ваты, смочен­ный эфиром или хлороформом. Когда в морилке накопится от 5 до 8 насекомых, их перекла­дывают в коробку на слой ваты (удобны для этого продолгова­тые коробки из-под конфет), а вату в морилке опять смачивают двумя-тремя каплями эфира и снова туда помещают насекомых. Бабочек (кроме особенно крупных и кроме очень живучих ярких медведиц и пестрянок) умерщвляют прямо в сачке. Для этого нужно улучить момент, когда у бьющейся в сачке бабочки крылья окажутся поднятыми над спи­ной. Двумя пальцами через материю сачка сдавливают с боков ее грудь, потом бабочку укладывают в коробку со слоем ваты или поме­щают в заранее заготовленные бумажные па­кетики. Каждую в отдельный пакетик. Можно сразу наколоть бабочку на булавку и помес­тить в особую экскурсионную коробку. Эту фанерную коробку с торфяным или пробковым дном обычно носят, как сумку, на перекинутой через плечо тесьме.

Энтомологу нужно иметь при себе также лупу, пинцет и нож. Их следует не просто рас­совать по карманам, а прикрепить к шнуркам и надеть на шею.

Для коллекции насекомых накалывают на булавки. Очень удобны для этого специальные энтомологические булавки (длина их 38 мм, толщина различается по номерам). Для насе­комых средних размеров в крайнем случае можно использовать и обыкновенные булавки, но для мелких насекомых лучше взять швейные иголки либо заготовить булавки-самоделки из тонкой железной или стальной проволоки.

На левые крылья бабочки вдоль ее туло­вища около самого желобка кладут бумажную полоску. Конец полоски около головы бабочки прикалывают булавкой к дощечке. За другой конец полоску двумя пальцами левой руки натягивают и прижимают ею левые крылья бабочки к расправилке. В то же время кончи­ком иглы в правой руке зацепляют (не прока­лывая) самую толстую жилку крыла, а затем, то ослабляя, то натягивая бумажную полоску, передвигают крылья так, чтобы задний край переднего крыла образовал прямой угол с телом бабочки и прикрывал собой передний край заднего крыла. Натянутую бумажную полоску прикалывают к расправилке второй булавкой. Таким же способом расправляют правые крылья бабочки. Следует правильно располо­жить и усики бабочки, стараясь, чтобы они были прижаты к расправилке. Наружные края крыльев прижимают к дощечке двумя другими бумажными полосками. Насекомое должно сох­нуть на расправилке, пока его брюшко не пе­рестанет гнуться от прикосновения булавкой.


Особенно мелких насекомых приклеивают капелькой клея к маленьким кусочкам чертеж­ной бумаги, которые и насаживают на булавку.

Готовых для коллекции насекомых помеща­ют в энтомологические коробки или ящики, на дно которых уложены торфяные пластинки, покрытые бумагой, приклеенной к краям пла­стинок.

На первых порах можно использовать и ко­робки из-под конфет или печенья, лишь бы глубина их была не меньше 4 см и они плотно прикрывались. На дне коробки нужно при­клеить правильными рядами кусочки пробки.

1 Энтомология — раздел зоологии, изучающий насекомых; энтомолог — специалист в области изучения насекомых.

Энтомологическая коллекция, или коллекция умерщвленных засушенных насекомых, отличается от других видов коллекций – прежде всего тем, что собирается она скорее для расширения кругозора, чем для красоты. Бездумная же ловля насекомых ради забавы не только может воспитать жестокость, но также нанесет определенный ущерб природе. Конечно, семейство членистоногих насчитывает многие миллионы видов и подвидов, но, как правило, внимание коллекционеров приковано либо к бабочкам, либо к жукам и паукам определенных видов. Их целенаправленное включение в свою коллекцию не самым лучшим образом может отразиться на сохранении баланса окружающей среды. Поэтому к созданию своего энтомологического набора следует подходить тщательно и осторожно.

Как же правильно коллекционировать членистоногих, чтобы не нанести ущерб ни себе, ни природе? Прежде чем начать поиск новых особей для коллекции, нужно позаботиться об одежде. Она должна быть довольно простой и при этом защищать от влаги и промозглости. Важную роль играет также головной убор, который лучше закрепить на голове – при ловле насекомых руки будут заняты, и в случае бега придерживать панамку или шляпу будет не очень удобно.

Не менее важным вопросом является инструмент, с помощью которого будет ловиться насекомое. Часто для этого используются специальные сетки, которые можно приобрести практически в любом хозяйственном магазине, либо же изготовить самостоятельно – ничего сложного в этом нет. Сетка набрасывается на насекомое и прижимается к земле таким образом, чтобы оно не могло выбраться наружу.

После умерщвления пойманного членистоногого вдоль его тела прокалывается специальная булавка, которая гораздо длиннее и тоньше обычных швейных булавок. Затем насекомое кладется на влажную древесину и оставляется так до полного ее высыхания – так мумия становится боле эластичной и менее подвержена разрушению. Если вдруг у, например, бабочки начинают сморщиваться крылья, то эту процедуру следует повторить. Возникшую на дереве плесень лучше всего удалять эфиром или спиртом.

Засушенные членистоногие обязательно должны храниться отдельно друг о друга. Для этого используются специальные ящички, разделенные на специальные отсеки. Каждый отсек маркируется тем или иным видом насекомых и снабжается прочным слоем пробки или торфа, чтобы туда можно было вколоть булавку с членистоногим. Кроме того, он снабжается капсулой с бензином, которая будет бережно оберегать коллекцию от моли.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Актуальность .

Наблюдая с детьми за муравейником, мы обнаружили жуков: жука - оленя, и майского жука, их тащили муравья, жуки не подавали признаков жизни. Дети упросили меня забрать этих жуков, чтобы рассмотреть их поближе, через лупу. Жуков мы поместили в стеклянную банку и рассматривали их.

Спустя несколько дней Драгунова Полина принесла паука в закрытой прозрачной коробочке. Обратили внимание, что у нас собралась мини - коллекция из 3 экспонатов.

- Можно собирать коллекцию насекомых, и узнавать о них много интересного,- сказала Полина. Вот так и зародилась у нас идея собирать коллекцию насекомых и параллельно узнавать о них много интересного.

1.Оформить коллекцию насекомых, наглядные материала, альбомы.
2.Познакомить сверстников с экспонатами, собранными в коллекции.
3.Узнать интересную информацию о насекомых и представителях коллекции.

Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (летний период).

Участники проекта: Драгунова Полина - 5 лет, родители.

Руководитель проекта: Задорожная Людмила Васильевна, старший воспитатель.

Методы и формы работы:

-Наблюдения, исследовательская деятельность.

-Рассматривание иллюстраций, презентаций.

-Чтение художественной литературы, просмотр м\ф, слушание музыкальных произведений.

- Продуктивные виды деятельности.

Проект состоит из 3 этапов.

1.Организационный этап.

-Подбор сайтов для получения информации, литературных произведений о насекомых.

-Подбор методической литературы и иллюстрированного материала, музыкальных произведений, мультфильмов по теме.

2.Практический этап.

- Отгадывание загадок о насекомых.

-Исследовательская деятельность рассматривание насекомых в лупу.

-Чтение художественной литературы.

-Прослушивание музыкальных произведений.

-Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация).

3.Заключительный этап.

Предполагаемый результат:

- Оформить коллекцию насекомых;

-Систематизировать представления о многообразии насекомых;

-Узнавать и называть насекомых нашего региона;

-Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые, чем они питаются (плодоядные и растительноядные);

-Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

-Создать наглядные пособия о насекомых.

На данный момент в коллекции имеются экспонаты насекомых жуков и один паук:

- майский жук (хрущ);

-самка жука- носорога;

- паук отшельник коричневый.

Организационный этап. Мною произведен отбор литературы, сайтов, презентаций, продумано оформление экспонатов коллекции.

Насекомые появились на свете очень давно и за такое долгое время разделились на множество видов. Насекомые — существа мелкие и очень хорошо приспосабливаются к любой среде.

По способу питания:
-травоядные –(изумрудный жук, саранча);
хищники – (шершень);
-паразиты – насекомые, которые питаются кровью животных и человека (клопы).

Поэтому для коллекции мы собирали насекомых, не подающих признаков жизни (их не нужно специально умертвлять, высушивать, что очень важно для психики ребенка). Что сказывается на количестве экспонатов в коллекции.

Определились с особенностью нашей работы.

1.Собирать насекомых для коллекции.

2.Создать наглядные пособия с информацией и данными о насекомых.

3.Приобщить родителей к работе над проектом.

Познакомиться с многообразием насекомых нам помогли готовые презентации.

На практическом этапе мы приступили к углубленной работе и параллельно вели пополнение нашей коллекции:

1. Узнали научные сведения:

Ученые энтомологи установили для определения насекомых два признака:

1. Тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко.

2. На голове имеются: пара усиков и фасеточные глаза. На грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев.

Однако есть насекомые, которые имеют всего 1 пару крыльев, как мухи и москиты. У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за ненадобностью.

Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

2.Узнали основные сведения о экспонатах коллекции.

Майский жук (хрущ). Весной, как только на березах распускаются первые клейкие листочки, появляются майские жуки. Майские жуки летают и в утренние часы, перед рассветом, а по ночам их привлекают искусственные источники освещения. Питание: м олодая листва осины, тополя, липы, клена; сережки березы и ольхи; хвоя лиственницы, ели, сосны; соцветия яблонь, вишни, сливы.

Жук - олень. Жук-олень обитает в лесах и дубравах широколиственных лесах в поймах рек, искусственных парках и садах, на равнинах и в горах. Эти насекомые предпочитают лиственные деревья, в основном дубы, но иногда встречаются на таких деревьях, как тополь, сосна, ясень, бук, липа. В основном, жук-олень питается соком растений. Он может надкусывать молодые побеги в надежде на вкусную трапезу. Также с удовольствием жук-олень ест нектар и росу.

Жук - бронзовка . Бронзовки ведут активный образ жизни в светлое время суток, особенно любят солнечные светлые дни. Тогда они перелетают с места на место, двигаясь на внушительной для таких массивных насекомых скорости. Бывает, бронзовка не успевает обогнуть встретившееся ей препятствие, врезается в него и с глухим стуком падает на землю. Свалившаяся с неба бронзовка обычно приземляется на спину, и еще долго барахтается в пыли, прежде чем ей удастся обрести былое равновесие. В пасмурную погоду стараются не вылезать из своих укрытий, которые им предоставляют листья и корни растений. Ночевки устраивают тоже чаще всего на земле. Там же в земле бронзовки проводят зимние месяцы. Бронзовка любит сок перезревших плодов. В пищу идут цветы диких и культурных растений и деревьев. Бронзовки питаются и листьями, и тонкой корой, и пьют сок деревьев.

Жук Скарабей . Увидеть скарабея можно с середины апреля до наступления холодов. Насекомое активно днём, ночью же, если ещё недостаточно тепло, может зарываться глубоко в землю. Скарабея называют санитаром почвы, ведь вся его жизнь сосредоточена вокруг биологических отходов жизнедеятельности животных. Несколько тысяч жуков способны утилизировать кучу навоза за час, пока он не успел засохнуть. Единственное, чем питается жук скарабей – навоз, оставленный крупным рогатым скотом. Обнаружив свежие экскременты, насекомое формирует из них шарик, часто превышающий его собственные размеры. При этом используются зубцы, расположенные на голове, а лопатой служат передние лапки, оснащённые острыми крючками.

Жук жужелица. Жуки расположены к наземному образу жизни. Живут небольшими группами, состоящими из разных видов семейства. Жилище располагается в небольших слоях грунта, под камнями, у основания кустарников и трав. Жужелица - хищник. Питается насекомыми; моллюсками; гусеницами; виноградными улитками; дождевыми червями; фитофагами; растительной пищей.

Жук носорог. Лес - это их естественное место обитания. Леса приветствуются любого типа: водораздельные, леса речных пойм, горные, надлуговые террасы, байрачные. Однако, благодаря вмешательству человека, данные насекомые смогли проникнуть и в

другие зоны: степные, полупустынные. Они прочно обосновались в искусственных насаждениях, могут спокойно существовать в безлесной местности. Питается: соком различных растений: береста, дуба, берез, ив.

Изучая факты о насекомых, пришли к выводу , что данные насекомые, приносят много вреда человеку. Но и польза от насекомых тоже имеется - это опыление цветковых растений, важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза.

3.Рассматривали экспонаты под лупой на предмет выявления сходства и различия.

-Жуки бывают разных размеров, отличаются друг от друга цветом, покрытием, внешним видом. Сверху тельце жука покрыто уплотненным панцирем, что защищает тельце жука от повреждения. Имеется разделение на две части, где спрятаны крылья, они удивительным образом раскрываются, и жук может летать.

-Крылья майского жука покрыты маленькими ворсинками, а крылья жука - оленя гладкие.

-Жук - олень на голове имеет отростки, похожие на рога оленя, у жука скарабея они значительно меньше и похожи на скобы. Как оказалось это очень развития челюсть, что помогает при добыче пищи, и защите от нападений.

- У всех жуков по 6 лап, с одной стороны 3 и с другой. Это помогает жукам быстро передвигаться, некоторым служит вместо лопаты для перекопки земли.

При рассматривании делались зарисовки.

5.Для создания наглядных иллюстраций, альбомов мы с Полиной тщательно подбирали информацию и фотографии. Родители оказали нам помощь в распечатке и оформлении наших материалов.

Заключительный этап.

Закончился теплый период, насекомых уже не отыскать, поэтому мы задумались о презентации нашей работы.

Коллекцию насекомых, и созданные нами наглядные пособия, мы разместили в экологическом музее нашего ДОУ, где и провели презентацию коллекции и материалов. Ребята, которые пришли на презентацию - выставку были в восторге, просили своих воспитателей познакомить их с материалами и экспонатами коллекции.

Выводы:
1.Собирая коллекцию можно узнать много интересного и нового.
2. Насекомые приносят не только вред, но и пользу людям, растительному миру:

они опыляют растения, цветы, перерабатывают почву. Без насекомых

погибли бы леса, луга, наша планета превратилась в страшное место.

3.У насекомых своя роль в развитии живой природы нашей планеты.

4.Многие насекомые охраняются человеком (муравьи, шмели, бабочки и др.)

Исследовательская работа на этом не закончена, в будущем планируется продолжить пополнять коллекцию новыми экземплярами.

Читайте также: