Как сделать когнитивную карту

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.

ВложениеРазмер
Методология составления когнитивной карты урока 39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания когнитивной карты урока.

С целью формирования электронной дидактики, основанной на имеющихся электронных ресурсах и методическом мастерстве очень удобным с моей точки зрения является такой инструмент как когнитивная карта урока.

Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.

Рассмотрим основные компоненты, используемые при создании урока: УМК, ЭОР, сервисы.



Основное назначение сервиса - это поиск источника информации.

Данные три компонента позволяют создать современный урок, который обладает следующими характеристиками:

1.Содержательность урока обеспечивается использованием УМК.

2.Урок интересен для обучающихся так как они воспринимают цифровую среду как естественную среду обитания.

3.Использование данных трех компонентов обеспечивает сценарий когнитивной карты каждого урока.

Этапы проектирования когнитивной карты можно представить следующим образом:

- определение состава задач, решение которых приведет к реализации цели;

- определение состава УУД

- поиск типов и видов ресурсов;

- отбор технологий взаимодействия (адекватно целям и задачам урока, используемым ресурсам)

- поиск соответствия задача-технология-ресурс;

- организация методического сопровождения;

- определение места когнитивной карты в личной информационно-коммуникационной среде (ЛИКС) педагога;

- определение места когнитивной карты в системе электронного сопровождения рабочей программы, ООП в целом;

- коллективное использование когнитивной карты (КК- это ресурс, который может использовать любой другой педагог)

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Технология создания когнитивной карты урока.

С целью формирования электронной дидактики, основанной на имеющихся электронных ресурсах и методическом мастерстве очень удобным с моей точки зрения является такой инструмент как когнитивная карта урока.

Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.

Рассмотрим основные компоненты, используемые при создании урока: УМК, ЭОР, сервисы.

Основное назначение сервиса - это поиск источника информации.

Данные три компонента позволяют создать современный урок, который обладает следующими характеристиками:

1.Содержательность урока обеспечивается использованием УМК.

2.Урок интересен для обучающихся так как они воспринимают цифровую среду как естественную среду обитания.

3.Использование данных трех компонентов обеспечивает сценарий когнитивной карты каждого урока.

Этапы проектирования когнитивной карты можно представить следующим образом:

Проектирование целей

- определение целей;

- определение состава задач, решение которых приведет к реализации цели;

- определение состава УУД

Ресурсное обеспечение

- поиск типов и видов ресурсов;

- отбор технологий взаимодействия (адекватно целям и задачам урока, используемым ресурсам)

Создание сценария

- поиск соответствия задача-технология-ресурс;

- организация методического сопровождения;

- обеспечение вариативности

- определение места когнитивной карты в личной информационно-коммуникационной среде (ЛИКС) педагога;

- определение места когнитивной карты в системе электронного сопровождения рабочей программы, ООП в целом;

- коллективное использование когнитивной карты (КК- это ресурс, который может использовать любой другой педагог)

Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.

ВложениеРазмер
Методология составления когнитивной карты урока 39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания когнитивной карты урока.

С целью формирования электронной дидактики, основанной на имеющихся электронных ресурсах и методическом мастерстве очень удобным с моей точки зрения является такой инструмент как когнитивная карта урока.

Количество цифровых и электронных образовательных ресурсов очень велико. Тем не менее ни один из них не соответствует нашим притязанием полностью. Почему же это происходит? Ответ прост: способы и методологии отбора ресурсов у всех разные. Так же в настоящее время имеет место паллиативная дидактическая среда, для которой характерна быстрые перемены: одни цифровые ресурсы исчезают, появляются новые. Нельзя раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения рабочей программы, ее раздела, конкретной темы или урока. Поэтому педагоги вынуждены постоянно актуализировать используемую дидактическую среду. С целью оптимизации данного процесса необходимо разработать механизмы и алгоритмы поддержания данной среды в рабочем состоянии. Стандарт профессиональной деятельности педагога закрепляет ответственность за содержание своей работы, методическое и дидактическое сопровождение. Возникает вопрос: как же это сделать чтоб потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество? Одним из выходов в данной ситуации – это методология создания когнитивных карт урока.

Рассмотрим основные компоненты, используемые при создании урока: УМК, ЭОР, сервисы.



Основное назначение сервиса - это поиск источника информации.

Данные три компонента позволяют создать современный урок, который обладает следующими характеристиками:

1.Содержательность урока обеспечивается использованием УМК.

2.Урок интересен для обучающихся так как они воспринимают цифровую среду как естественную среду обитания.

3.Использование данных трех компонентов обеспечивает сценарий когнитивной карты каждого урока.

Этапы проектирования когнитивной карты можно представить следующим образом:

- определение состава задач, решение которых приведет к реализации цели;

- определение состава УУД

- поиск типов и видов ресурсов;

- отбор технологий взаимодействия (адекватно целям и задачам урока, используемым ресурсам)

- поиск соответствия задача-технология-ресурс;

- организация методического сопровождения;

- определение места когнитивной карты в личной информационно-коммуникационной среде (ЛИКС) педагога;

- определение места когнитивной карты в системе электронного сопровождения рабочей программы, ООП в целом;

- коллективное использование когнитивной карты (КК- это ресурс, который может использовать любой другой педагог)

Речь пойдет о различиях в следующих геоинформационных технологиях исследования нашего интеллекта (хотя авторы говорят скорее о репрезентации и визуализации идей-концепций-концептов):

  • mind mapping (Buzan 1993)
  • concept mapping (Novak 1984, 1993)
  • cognitive mapping (Eden 1988, 1998, Ackermann et al. 1992)

1.1. Русская вики дает основной перевод как диаграмма связей, но также приводит два других: интеллект-карта или ассоциативная карта (а переводов очень много, часто используется, например, схема ума). А вот определение общее — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Мне кажется, что более правильно суть этого вида схем отражает англоязычное толкование:

A mind map is a diagram used to represent words, ideas, tasks, or other items linked to and arranged around a central key word or idea. Mind maps are used to generate, visualize, structure, and classify ideas, and as an aid to studying and organizing information, solving problems, making decisions, and writing.

1.2. Теоретической основой этого вида карт является общая семантика (англ. General Semantics)

К сожалению книгу сходу не нашел, хотя пишут, что есть переведенный вариант. Если кто найдет, загрузите в группу или киньте ссылку.

1.3. Особенностями ассоциативных карт, отличающие их от других являются:

  • Наличие одной центральной идеи-концепции (в отличие от концептуальных и когнитивных карт)
  • Древовидная структура (хотя иногда встречаются связи вершинами различных веток, но это скорее редкость)
  • В качестве отправного узла (идеи), а также других узлов рекомендуется использовать картинки как более выразительные и богатые семантикой. Стоит отметить, что эта особенность часто отсутствует в программных утилитах.
  • В картах могут присутствовать только ассоциативные связи, т.е. не размеченные и не конкретизированные (в отличие от концептуальных карт).

На полях. Некоторое время назад Юрий Гапанюк активно рекламировал данные технологии, и предлагал их активно использовать в учебном процессе. К сожалению PmWiki не поддерживает соответствующие движки, поэтому в будущем (надеюсь в ближайшем) вики-ресурс НОК CLAIM перекочует на новую платформу.

1.6. Надо еще проработать возможность использования математического аппарата ассоциативных сетей Квилиана, которые легли в основу развития семантических сетей, а также поискать другие мат. движки для этого вида схем.

2.1. Википедиа об этих типах карт имеет только статью на английском, которая гласит:

1.2. Фактически, концептуальные карты можно приравнять к семантическим сетям, т.к. они

  • имеют сетевую структуру (в отличие от ассоциативных карт),
  • возможность указания типов связей (другие типы карт использует только один тип связей)
  • используют в вершинах слова, реже короткие фразы
  • могут, но редко имеют множественные связи между идеями-концепциями (вершинами сети).

1.3. Считается, что диаграммы UML являются подмножествами концептуальных карт.

3.1 Википедиа дает нам следующее определение:

Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.

Дополнительно, по этой теме можно почитать статью У. Найссер. Когнитивные карты как схемы

3.3. Что касается самого термина (понятия), то он предложен в 1948 в работе американского психолога Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и челов. Надо будет как-нибудь почитать этот труд и убедиться (искренне на это надеюсь), что наши когнитивные процессы превосходят от наблюдаемых у наших меньших братьев ))3.4. В русскоязычной версии википедии также приводится краткое описание расширенного понимания когнитивных карт как инструмента для Методология когнитивного моделирования, которая предназначена для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях и предложена Аксельродом [Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. – Princeton. University Press, 1976]. Именно этот подход вызывает наибольший интерес для области ИИ и СППР.

Сейчас в режиме доделки находится html-версия моей книги по интеграции систем моделирования, поэтому пока с кратким обзором (я бы даже сказал анонсом) методов ситуационного моделирования (дискретных ситуационных сетей, RX-кодов, универсальным семантическим кодом и т.д.) можно ознакомиться здесь.


3.7. Стоит отметить, что в описании на сайте разработчиков banxia Когнитивные карты предстают в несколько ином виде и имеют дополнительные характерные особенности:

3.8. Когнитивные карты имеют не только визуальное, но и математическое обоснование, которое может пригодиться тем, кто занимается созданием моделей жестов и эмоциональных экспрессий. Имеет смысл сразу смотреть Нечеткие когнитивные карты (FCM – не путайте с fuzzy c-means), граф из узлов и взвешенных дуг, где узлы – концепты предметной области, а дуги причинно следственные связи между ними. Используются во многих областях для моделирования динамических систем, так как обладают наглядностью, гибкостью отображения предметной области, возможностями абстрактного представления и элементов нечеткой логики (суждений).

Читайте также: