Как сделать книжку для комиксов

Обновлено: 06.07.2024

С недавнего времени почти в каждом крупном городе России есть специализированный магазин комиксов. Еще они продаются в книжных сетях, включая онлайн-магазины. Я очень рад, что этот вид искусства активно развивается в нашей стране. Пока, правда, большая часть рынка комиксов — это переводные издания, а качество отечественных работ не всегда высокого уровня. Именно поэтому так важно сценаристам комиксов избегать самых простых ошибок, которые обычно делают начинающие.

Как писать сценарий комикса

Первое, что нужно сделать, это понять, что комикс — самостоятельный вид искусства, а значит, у него есть свои особенности. Комикс имеет одновременно черты и литературы, и кинематографа, но при этом не является ни тем, ни другим. Следовательно, нельзя писать сценарий для комикса как прозу, и нельзя — как киносценарий. Он должен быть другим.

Информацию в комиксе можно передавать тремя способами:
– изображая то, что делают персонажи;
– вкладывая информацию в диалоги персонажей;
– добавляя текст авторского повествования.

Сценарист комикса может и показывать то, что делают герои, как киносценарист, и одновременно описывать то, что они думают и чувствуют, как писатель. Но за такие огромные возможности приходится платить ограничениями. Если их не знать, то можно все испортить.

Как испортить комикс

Способов для этого существует огромное количество, я лишь перечислю те из них, которые использовал сам или мои знакомые. Причем не всегда нам удавалось испортить комикс безвозвратно, но мы очень старались :)

Написать длинные монологи

В отличие от кино, где персонажи могут произносить монологи на несколько минут, и прозы, где герои могут вообще говорить целыми страницами, в комиксе для этого просто нет места. Физически.

На страницу помещается определенное количество кадров, а каждый кадр имеет строго определенный размер. Следовательно туда поместится или большое изображение и маленький текст, или маленькое изображение и большой текст.

Длинные монологи в комиксе неуместны, лучше их вообще не допускать, но если иначе никак, то приходится монолог разбивать на несколько частей и помещать его в разные кадры.

Описываем изображение

Возможность использования в комиксе одновременно и изображения, и описания может сыграть со сценаристом злую шутку. Если писательское начало возьмет верх, то сценарист может вставить поместить в кадр описание, которое будет по смыслу дублировать изображение.

Вставляем как можно больше деталей

Комикс — уникальный вид искусства, он позволяет рассказывать истории, для прочтения которых нужно задействовать внимательность читателя. Например, автор может поместить в кадр деталь, однозначно указывающую на личность убийцы, но не акцентировать на этом внимание. Внимательный читатель разглядит ее и сможет сделать выводы сам, без помощи автора.

Но увлекшись такими играми, сценарист комиксов может указать в сценарии столько деталей, которые просто не поместятся в кадр (о том, что место в комиксе строго ограничено, я уже писал выше). Например, я сам на заре своей сценарной карьеры описал один кадр, в котором на фоне красивых льдов, в некоем большом летательном аппарате в полный рост стоят персонажи, а один из них держит в руках игровую приставку и играет в строго определенную узнаваемую игру.

На первый взгляд, в этом описании нет ничего плохого, такой кадр вполне можно нарисовать, только вот занимать он будет целую страницу, а в моем сценарии ему отводилась лишь малая ее часть. Это, как вы уже догадались, кадр в нижнем левом углу.

Лезем на сторону художника

Сценарист комиксов нередко представляет себе, как будет выглядеть тот или иной кадр. И это правильно. Он должен развивать художественное видение, хотя бы для того, чтобы не допускать ошибки, описанной в предыдущем параграфе. Но увлекаться этим не стоит. Потому что у художника визуальное чутье все равно лучше вашего. Потому не нужно описывать подробно ракурсы, позы персонажей, цвета и так далее.

Сценарист может и должен предлагать вариант визуального решения, но последнее слово все равно остается за художником. Единственный случай, в котором нужно настаивать на своем, — когда описываемые детали важны для сюжета.

Описываем несколько действий в одном кадре

Вот пример описания одного из кадров комикса.

Он и она сидят напротив друг друга за столиком кафе. Он ослабляет галстук, лезет в карман брюк и протягивает ей коробочку с кольцом, она восхищенно смотрит на сверкающий бриллиант.

Для киносценариста вполне обычное описание. Только вот для комикса — оно катастрофическое. Сценаристу комиксов нужно постоянно держать в голове, что описывать нужно статичные изображения, а тут сразу три действия вместо одного. Сначала нужно показать, как герой ослабляет галстук, потом — как лезет в карман брюк, и только потом — как протягивает коробочку с кольцом. Можно еще сделать четвертый кадр, когда он эту коробочку открывает, и пятый, когда она восхищенно на это кольцо смотрит.

Требуем невозможного

И последнее, что может сделать сценарист комикса, — попросить художника нарисовать то, что нарисовать невозможно. Причем для этого не нужно напрягать фантазию, все происходит само собой. Например, так:

Он и она стоят напротив и пристально смотрят друг другу в глаза. У нее глубокое декольте, нужно красиво показать грудь. У него из-под расстегнутого пиджака виден пистолет в подплечной кобуре и пояс с красивой пряжкой.

Попробуйте себе представить это изображение и сразу поймете, что тут не так. Такое описание подразумевает, что обоих персонажей нужно рисовать в фас, но при этом они должны стоять напротив друг друга.

Делайте свои ошибки

Всех ошибок не избежать — они неисчерпаемы. Но я прошу вас делать свои ошибки и не повторять моих. А потом рассказать мне, чтобы и я не повторял ваших. Так мы вместе сделаем русские комиксы лучше.

Обложки для комиксов должны включать в себя как минимум два основных элемента: логотип (название) и динамичную композицию, но это легче сказать, чем сделать. Поэтому давайте погрузимся в коллекцию обложек-схем и в то, почему они работают.

Все приведенные примеры отлично подойдут при выборе дизайна как для обложек, так и для полноценных иллюстраций. Приступим!

Ориентация на персонажа

Традиционный профиль головы, с плавающим логотипом сверху, представляет собой простой и понятный дизайн. Его преимущество — это крупный план выбранного вами персонажа вместе с названием вашей истории. Это может быть главный герой серии или тот, кого эти конкретные главы выделяют в истории.

У смотрящего прямо персонажа присутствует фоновый элемент, который веером выходит из-за фигуры. Это впечатляет, потому что эмоции персонажа также, кажется, вырываются наружу.

Инвертированный силуэт имеет сильное визуальное воздействие. Оно исходит не от персонажа или фоновых элементов, а от высококонтрастного фона, который толкает взгляд к персонажу в центре.

Ракурс логотипа повторяет линию действия, проходящую через вытянутую руку персонажа. Идущий вокруг передней части хвост и находящиеся сверху молнии также являются хорошими способами сбалансировать отрицательное пространство над и под комбинацией персонажа и логотипа.

Сочетание персонажа и логотипа в круге дополняет друг друга с точки зрения контраста и дизайна. Логотип немного прикрыт головой персонажа, что заставляет нас связать оба этих элемента вместе.

Логотипы схожи интеграцией в композицию каждой обложки. Они работают с фигурами и элементами вокруг них.

Композиция в чернилах/эскизе идеально подходит для того, чтобы окружить вашего персонажа предметами, связанными с историей. Обязательно делайте эти элементы грубее и блеклее, чем центральная фигура, чтобы фокус изображения был правильно выделен.

Центральное разделение — это оборонительная позиция. Это намек на то, что в следующей главе нашей истории мы можем оказаться в центре неожиданной битвы. Центральная линия в данном случае — силуэт меча. Персонаж за ним выглядит удивленным, а элементы внизу на заднем плане помогают нам почувствовать, что это активная сцена, и что меч просто внезапно приземлился перед персонажем. Кроме того, обратите внимание, как изогнуты украшения рукояти. Это, наряду с линиями на заднем плане, поможет вашему взгляду путешествовать по обложке.Это примеры персонажей в полный рост на простом фоне или с простыми элементами, которые дают вам представление о том, что может происходить в целом или в текущей главе вашей истории.

Взгляд вниз — это наступательная позиция. Персонаж буквально стоит на возвышенности. Обратите внимание, что логотип был искусно размещен на стене здания, как реклама. Пропорции логотипа также помогают подчеркнуть драматичность линий здания.

Тень уникальна тем, что предмет, оказывающий наибольшее влияние на изображение, источник света, невидим для человеческого глаза. Обратите внимание, что логотип сливается с тенью, отбрасываемой фигурой, еще больше притягивая внимание к персонажу.

Вверх ногами — это динамичная композиция, которая предполагает действие, и, возможно, два персонажа либо сражаются друг с другом, либо работают вместе, чтобы противостоять общему врагу.

Отражение — самое прямое представление этого. Композиция выстроена таким образом, что персонажи являются зеркальными отражениями друг друга. Логотип также следует этой центральной линии, а покраска переворачивается вместе с фоном, чтобы еще больше закрепить зеркальную аналогию.
Эти обложки хороши для привлечения внимания к двойственности персонажей вашей серии.

Передний план — это хорошая композиция, которая может показать несколько персонажей, но сосредоточиться на выражении лица центрального. Отличный выбор, когда вы хотите намекнуть на эмоциональное состояние персонажа в истории или показать кусочек из повседневной жизни. Чтобы эта композиция работала, вам нужно убедиться, что персонажи на переднем плане затемнены, таким образом направляя свой взгляд на более яркого персонажа в центре.

Первое лицо — персонаж, которого мы видим, предположительно является главным героем. В качестве альтернативы это может быть персонаж, о котором идет речь в данной главе. Так или иначе, мы получаем представление о чувствах персонажа, которые могут отражать определенный момент в истории.

На ладони — вы можете подумать, что использовать данный тип композиции можно только в ограниченном наборе обстоятельств. В конце концов, не в каждой истории персонаж может уместить в ладони другого, верно? Однако, если есть персонаж, который чувствует себя метафорически маленьким, или если вы хотите намекнуть, что персонажи находятся на ладони вашей руки (создателя), эта композиция сразу становится хорошим вариантом.

Масштаб обладает такой же энергией, как и “на ладони”. Он использует одно и тоже контрастное сопоставление, однако вы можете видеть обоих персонажей и их разница в размере передает более сильную эмоцию, чем “на ладони”. Это также намек на то, что действие вот-вот свершится, поскольку один из главных героев еще немного и столкнется с большой проблемой, нависшей над ним.

Ткань/лента — используем кусок ткани, проходящий через изображение, чтобы направлять взгляд зрителя от логотипа и далее через рисунок. Кривая ленты не должна выглядеть точно так же, как на примере, просто убедитесь, что она ведёт зрителя как через логотип, так и через рисунок. Кроме того, приведенный здесь пример был создан для аудитории, чей родной язык читается сверху слева направо.

Стек использует такую же композиционную идею, что и “ткань/лента”, только с несколькими символами. Если вы представите себе невидимую ленту в стеке, вы можете увидеть, как композиция функционирует аналогичным образом. Как и в случае с “тканью/лентой”, мы предлагаем следовать естественному направлению чтения родного языка вашей целевой аудитории в качестве руководства.

Негативное пространство показывает, как композиция может работать, даже если она не следует указаниям направления родного языка. Логотип написан целенаправленно в другом направлении внутри центральной фигуры. Однако главной характеристикой этого варианта обложки является не направление чтения надписи, а использование негативного пространства, чтобы фигура/логотип выделялись. Вам не нужно заполнять каждый квадратный сантиметр вашей композиции, чтобы она была впечатляющей.

Монтаж, вероятно, является одной из наиболее узнаваемых композиций, поскольку он обычно используется для обложек комиксов. Однако стоит отметить некоторые приемы, которые заставляют эту композицию работать. Композиция включает в себя три основных элемента: логотип вверху, персонажи посередине и окружение внизу. Персонажи являются фокусной точкой и окружены жирными линиями, чтобы отделить их от других элементов. Обратите внимание, как жирные линии также разделяют каждого персонажа. Это может означать, что, хотя все эти персонажи находятся в этом городе, они не обязательно находятся в одной команде. Кроме того, обратите внимание, как угол камеры, с которого нарсиован каждый персонаж, также отличается для дальнейшего их разделения. В монтаже логотип присутствует, но в качсетве фона и частично перекрывается центральными фигурами.

Фокусировка на предметах

Кресты — абстрактный элемент (крест), присутствует как на фоне обложки, так и в позе центральной фигуры. Это достаточно расплывчатый символ, который может быть применен ко многим элементам истории, особенно когда персонаж находится на перепутье. Обратите внимание, что логотип растянут, чтобы соответствовать углам поперечного элемента.

Блочный силуэт - композиция, которая не чужда многим создателям обложек комиксов — темная фигура на вершине здания. Опять же, обратите внимание: логотип интегрирован в дизайн обложки и помогает сбалансировать и дополнить общую композицию.
Это примеры упрощенных силуэтных композиций.

Гигант — также есть здание в центре, но приглушенное лицо позади него и вспышка дают нам совсем другое повествование. Скорее всего, человек на заднем плане — это тот, кто взрывает здание. Логотип был искусно встроен в поверхность земли, на которой стоит здание.

День/ночь напоминает “отражение” и использует высокий контраст, чтобы говорить об изменении города от дня к ночи. Логотип также легко вписывается в обложку.

L-образная форма использует форму буквы L для создания угла на изображении, имитирующего движение. Выбор автомобиля превосходен и может намекать на автомобильную погоню в сюжете или на необходимость персонажа срочно добраться из пункта А в пункт Б. Однако центральным элементом может быть что угодно.

Последние три обложки, уникальны тем, что на них не изображены человеческие фигуры, но при этом они дают нам повествование или уникальную композицию.

С помощью прожектора выделяется фокус обложки — это центральная плавающая фигура с логотипом над ней.

С логотипом мы смотрим вниз на персонажа, а около 80% обложки занимает собственно логотип. Он также стилистически растянут, чтобы соответствовать направлению луча прожектора вниз к фигуре.

Обе обложки являются примерами одной и той же сцены с разных точек зрения и используют два контрастных цвета для создания своих композиций.

Путь - это хорошо знакомая длинная извилистая дорога, которая ведет персонажа к маячащему вдали строению. Это может быть как воображаемая, так и реальная сцена, где ваш главный герой отправляется в последний этап своего путешествия с чем-то вдалеке, символизирующим антагониста или просто конечный пункт назначения. Обратите внимание, что сооружение занимает почти половину страницы и располагается чуть выше центра. Если мы начнем с фигуры и поднимем взгляд вверх по тропинке, то наткнемся на сооружение с логотипом, расположенным прямо над ним.

Перспектива использует окружающую среду для создания совершенно другого настроения. Если “путь” ведет к кульминационному моменту, перспектива ощущается как середина истории. Она включает логотип, который падает вдоль перспективных линий, в окружающую среду, чтобы не отвлекать внимание от настроения сцены.

Это обложки ориентированы на окружающую среду.

Бесшовные повторяющиеся узоры могут быть довольно напряженными, поэтому логотип в узоре просто белый. Это помогает не отвлекать внимание от рисунка, но и выделить логотип достаточно, чтобы он был читаемым.

Симметрия позволяет создать более традиционную обложку комикса, которая включает в себя людей, как в других примерах. Тем не менее, она сохраняет декоративный штрих, найденный в “узоре”, предлагая что-то визуально интересное для вашей аудитории.

Реквизит — это уникальный выбор обложки, который, как “узор” и “симметрия”, отличается от традиционной формы обложки комиксов. В данном случае реквизит представляет собой пишущую машинку с логотипом, ловко встроенным на выходящую страницу. Реквизит и логотип находятся как спереди, так и в центре этой композиции с относительно простым фоном. Мы рекомендуем выбрать предмет, который является центральной или общей темой всей вашей работы, чтобы он еще больше закрепил ассоциацию с логотипом и вашей историей.

Панели используют тематическую композицию, которая всегда является хорошим стилистическим выбором обложки. Вы можете показать несколько идей в одном изображении, даже если они слабо связаны. Подумайте о каждой панели как о сцене, которую вы включили бы в предварительный просмотр фильма о своей истории. Этот вариант очень хорошо передает ощущение действия, которое оставляет зрителя желать узнать больше, соблазняя его перевернуть страницу.

Спасибо что дочитали до конца! Успехов вам при создании своих собственных иллюстраций!
Оригинал статьи можно прочесть ЗДЕСЬ.

Всех желающих повысить свой уровень при поддержке профессиональных преподавателей приглашаем на наши курсы по цифровой иллюстрации, где вы сможете в полной мере узнать о тонкостях создания удачных композиций. А также ждём вас на курсах окружения, казуальной графике, 3D для геймдева и анатомии.

Пополните свое портфолио новыми профессиональными работами!
И подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.
Спасибо за внимание!

Программы для создания комиксов

Краткие истории с большим количеством иллюстраций принято называть комиксами. Обычно это печатный или электронный вариант книги, в которой рассказывается о приключениях супергероев или других персонажей. Раньше создание подобных работ занимало много времени и требовало специального навыка, а сейчас создать свою книгу сможет каждый, если воспользуется определенным софтом. Цель таких программ – упрощение процесса рисовки комикса и формирования страниц. Давайте рассмотрим несколько представителей подобных редакторов.

Эффекты в Paint.NET

Пользоваться этим софтом сможет даже новичок, и в нем есть все необходимые функции. Но стоит выделить и несколько минусов – имеющиеся реплики недоступны к детальному изменению собственноручно и нет возможности заниматься редактированием нескольких страниц одновременно.

Comic Life

Comic Life подойдет не только пользователям, которые занимаются созданием комиксов, но и тем, кто хочет создать стилизированную презентацию. Обширные возможности программы позволяют быстро формировать страницы, блоки, вписывать реплики. Кроме этого установлено некоторое количество шаблонов, которые подойдут под разные тематики проектов.

Рабочая область Comic Life

Отдельно хочется отметить создание скриптов. Зная принцип работы программы, можно писать электронный вариант сценария, а потом переносить его в Comic Life, где будет распознана каждая реплика, блок и страница. Благодаря этому формирование страниц не займет много времени.

CLIP STUDIO

Разработчики данной программы ранее позиционировали ее как софт для создания манги – японских комиксов, но постепенно ее функционал вырос, магазин наполнился материалами и различными шаблонами. Программа была переименована в CLIP STUDIO и теперь подходит для многих задач.

Рабочая область CLIP STUDIO

Функция анимации поможет создать динамическую книгу, где все будет ограничено только вашей фантазией и возможностями. Лаунчер позволяет переходить в магазин, где находится множество различных текстур, 3D моделей, материалов и заготовок, которые помогут упростить процесс создания проекта. Большинство продуктов распространяется бесплатно, а также есть установленные по умолчанию эффекты и материалы.

Adobe Photoshop

Это один из самых популярных графических редакторов, который подходит практически для любых взаимодействий с изображениями. Возможности данной программы позволяют использовать ее для создания рисунков для комиксов, страниц, но не для формирования книг. Сделать это можно, но будет долго и не очень удобно.

Комикс Adobe Photoshop

Интерфейс Фотошопа устроен удобно, понятно даже для новичков в этом деле. Только стоит обратить внимание, что на слабых компьютерах он может немного глючить и долго выполнять определенные процессы. Это связано с тем, что программа требует много ресурсов для быстрой работы.

Это все, что хотелось бы рассказать о данных представителях. Каждая программа имеет свой уникальный функционал, но они одновременно и схожи друг с другом. Поэтому нет точного ответа, какая из них будет лучше именно для вас. Изучите подробно возможности софта, чтобы понять, действительно ли он подойдет для ваших целей.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Вероника Москвичёва

Гайд неплохой, но тут не написано о руманге. Манга это японское произведение и любое другое произведение китайца или корейца меняет название. Русская манга это руманга, корейская это манхва, китайская это маньхуа. Помимо них есть западный комикс, похожий на мангу и в основном в одной кучке с мангой. Вообще тут вы упустили оооочень много и расписали не так подробно и у любого новичка явно будет много вопросов.

Для начала нужно определить где будут находиться кадры. Точнее панели. У них есть особые правила. В манге для мужчин панели расположены в строгом порядке и замыкаются, но в женском манге такого нет и часто она не имеет чётких границ и может иметь неправильные углы. Однако в руманге зачастую используют особые панели. Ровные прямоугольные панели.

Для начала создаётся черновой рисунок. Черновик не идеален и выглядит плохо. Описать словами не смогу. Далее идёт чистовик. Там уже всё должно выглядеть отлично и никаких несостыковок быть недолжно. Всё это рисуется карандашом и только потом чистовик обводиться тушью и корректируется вообще. этап после рисования карандашом – это обводка нарисованного тушью с помощью пера. И внимание. Любые ручки и линеры не подходят для обводки манги! Это делается исключительно с помощью перьев. Их существует несколько видов, и каждое из них предназначено для определённых целей, так как проводит линии разного рода. Иногда в арсенале художника появляются маркеры и, так называемые, ручки-кисточки, но только для заливки частей рисунка чёрным цветом и передачи бликов на волосах или одежде.

Также, при обводке мангаки активно используют линейки (здания, линии эффектов, рамки кадров) и лекала (эффекты, бытовые предметы), так как они позволяют им рисовать ровно и аккуратно все твёрдые предметы и прочие вспомогательные элементы.

И также рисунок, который был выполнен на бумаге корректируется на компьютере. Для этого используют различные программы. Если манга цветная, то на покрас уйдёт очень много времени и перед тем, как начать рисовать нужно подумать : " А нужны ли мне мучения с цветной мангой? ".

Читайте также: