Как сделать клемму на крону

Обновлено: 05.07.2024

Мне совершенно не хотелось ради нескольких сварок в год искать трансформатор, пилить его и перематывать. Хотелось найти ультрадешёвый и ультрапростой способ сваривать аккумуляторы электрическим током.

Мощный низковольтный источник постоянного тока, доступный каждому — это обычная б.у. АКБ от машины. Готов поспорить, что он у вас уже есть где-то в кладовке или найдётся у соседа.

дождаться морозов. Подойдите к бедолаге, у которого не заводится машина — он скоро побежит за новым свежим аккумулятором в магазин, а старый отдаст вам просто так. На морозе старая свинцовая АКБ может и плохо работает, но после заряда дома в тепле выйдет на полную ёмкость.

Чтобы сваривать аккумуляторы током от батареи, нам нужно будет выдавать ток короткими импульсами в считанные миллисекунды — иначе получим не сварку, а выжигание дыр в металле. Самый дешёвый и доступный способ коммутировать ток 12-вольтовой батареи — электромеханическое реле (соленоидное).

Проблема в том, что обычные автомобильные реле на 12 вольт рассчитаны максимум на 100 ампер, а токи короткого замыкания при сварке в разы больше. Есть риск, что якорь реле просто приварится. И тогда на просторах Алиэкспресс я наткнулся на мотоциклетные реле стартера. Подумалось, что если эти реле выдерживают ток стартера, причём много тысяч раз, то и для моих целей сгодится. Окончательно убедило вот это видео, где автор испытывает аналогичное реле:

Моё реле было куплено за 253 рубля и доехало до Москвы меньше, чем за 20 дней. Характеристики реле с сайта продавца:

  • Предназначено для мотоциклов с двигателем 110 или 125 кубов
  • Номинальный ток — 100 ампер сроком до 30 секунд
  • Ток возбуждения обмотки — 3 ампера
  • Рассчитано на 50 тыс. циклов
  • Вес — 156 граммов


Агрегат порадовал качеством — под контакты выведены два омеднённых резьбовых соединения, все провода — залиты компаундом для водонепроницаемости.



Испытания показали, что машинка работает на твёрдую пятёрку. Якорь очень громко стучит, а электроды дают чёткие вспышки; реле не пригорает. Чтобы не тратить никелевую полосу и не практиковаться на опасном литии, мучил лезвие канцелярского ножа. На фото вы видите несколько качественных точек и несколько передержанных:


Передержанные точки видны и на изнанке лезвия:


Едем дальше. Как показал эксперимент на лезвии, выдержать необходимую длину импульса для сварки вручную невозможно, надо делать управление от тактовой кнопки или на микроконтроллере.

Сначала нагородил простую схему на мощном транзисторе, но быстро вспомнил, что соленоид в реле хочет кушать аж 3 ампера. Порылся в ящике и нашёл взамен транзистору MOSFET IRF3205 и набросал простую схему с ним:


Схема довольно нехитрая — собственно, MOSFET, два резистора — на 1К и 10К, да диод, предохраняющий цепь от индуцированного соленоидом тока в момент обесточивания реле.

Сначала пробуем схему на фольге (с радостными щелчками жжёт дырки насквозь через несколько слоёв), потом достаём из загашника никелевую ленту для соединения аккумуляторных сборок. Коротко жмём кнопку, получаем громкую вспышку, и рассматриваем прожжённую дыру. Блокноту тоже досталось — прожгло не только никель, но и пару листов под ним :)


Даже сваренную двумя точками ленту разделить руками не выходит.

Пользователь Ютуба AvE тестирует скорострельность реле стартера в сравнении с SSR Fotek на осциллографе

Дополняем схему — вместо нажатий кнопки вручную доверим отсчёт миллисекунд Ардуине. Нам понадобятся:


многие автолюбители регулярно сталкиваются с необходимостью во временном отключении источника питания в автомобиле. При этом, снятие клемм аккумулятора влечет за собой сброс часов и ряда других настроек. В результате автолюбители сталкиваются с необходимостью в установке параметров заново, а иногда им приходится обращаться в специализированные сервисы, так как некоторые настройки можно выставить только при помощи профессионального оборудования. Именно поэтому автор решил рассказать, как избежать подобной проблемы.
После изучения нескольких материалов автор понял, что на некоторых моделях автомобилей временное отключение аккумулятора может повлечь за собой серьезные проблемы. Как мы знаем, снятие клемм на несколько минут нередко позволяет сбросить ошибки в блоке управления двигателем, если они были устранены. Однако, полное обесточивание "мозга" автомобиля также может привести к негативным последствиям и невозможности использования машины.
Например, многие автовладельцы жалуются на то, что после продолжительного обесточивания системы они сталкивались с необходимостью в адаптации АКПП или дроссельной заслонки. Также может заблокироваться мультимедийная система, восстановить которую без знания специального кода можно только у официально дилера.
Особенно актуальна проблема на новых машинах, которые имеют множество электронных систем, требующих правильной настройки. Владельцы подобных автомобилей не могут нормально заменить АКБ или снять его для подзарядки, ведь высок риск того, что при последующей установке аккумулятора двигатель попросту не запустится. Именно поэтому автолюбители придумали несколько решений, позволяющих избежать сброса настроек при снятии источника питания.
О проблемах автовладельцев быстро узнали производители АКБ, которые стали предлагать системы для сохранения настроек. Одним из самых популярных решений стал компактный аккумулятор, который подключается в прикуриватель. После установки подобного прибора можно не переживать за сохранение тока в электрической цепи, без проблем будет работать и система сигнализации. Однако, запустить двигатель на таком аккумуляторе не получится.
Стоит отметить, что стоит компактный аккумулятор для прикуривателя достаточно дорого, поэтому автовладельцы начали рассматривать и другие варианты. "Рукастые" автолюбители поняли, что для сохранения настроек и работы часов достаточно подключить к прикуривателю обычную батарейку "крону", которой хватает на пару суток. В результате можно без проблем заменить аккумулятор на новый или зарядить его за ночь.
Для сохранения настроек в ЭБУ достаточно подключить любой подходящий источник питания. Стоит отметить, что при снятии клемм для сброса ошибок необходимо полностью обесточить систему. Соответственно, избежать последующего выставления параметров невозможно.

Данную статью я нашел на просторах инета. Мне же хотелось узнать мнение владельцев современных авто. При подключении альтернативных источников, не "выбивает" ли при этом какие либо блоки.

Батарейки Крона

Слева — обычная батарейка Крона торговой марки Duracell, справа — аккумуляторная батарейка Крона от фирмы Robiton.

Гальваническими элементами электричество вырабатывается в результате электрохимических процессов. В батарейках они необратимые — восстановить первоначальное состояние невозможно. На практике несколько раз подзаряжают, затем элемент приходит в негодность. С такими характеристиками первоначально выпускались батарейки.

История названия

В 1956 г. американская компания Energizer впервые в мире выпустила элементы питания маленьких размеров, напряжение которых было 9 В. Предназначались они для переносных транзисторных радиоприемников.

Советская батарейка Крона

Советская батарейка Крона под торговым названием Корунд.

Где используется

Некоторые производители указывают на упаковке области применения своих изделий. Элементы могут использоваться везде, где предусмотрены соответствующие контакты. Если элемент применяется с устройством, на характеристики которого рассчитан, служить будет дольше, чем не отвечающий параметрам прибора.

Если производитель не дает рекомендаций относительно применения, ориентируются на тип батарейки по химическому составу:

Кроме перечисленных устройств, такие элементы питания используют в радиоприемниках, электрошокерах, дозиметрах, навигаторах, автономной пожарной сигнализации, фонарях.

Радиоприёмник

Как старые, так и новые модели радиоприёмников часто используют для питания батарейку Крона.

Работоспособность источников питания зависит от технических параметров. На большинстве изделий указано только напряжение, но информация о других свойствах позволит сделать правильный выбор.

Это показатель, который характеризует возможность батарейки, включенной в электрическую цепь, отдавать энергию какое-то время. У крон емкость сильно зависит от типа — батарейка или аккумулятор — и состава электролита.

Стандартная величина параметра — 500 мА*ч. У щелочных батареек — 625 мА*ч.

Никель-металлогидридная батарейка Крона

Пример никель-металлогидридной батарейка Крона ёмкость 200 mAh.

  • никель-кадмиевых — 150 мА8ч;
  • никель-металлогидридных — 170-300 мА8ч;
  • литий-ионных — 350-700 мА*ч, у некоторых моделей — до 1 А.

Мощность — это напряжение, умноженное на силу тока: P=U×I. Для батареек таких вычислений не производят: принято мощность оценивать по напряжению. Сила тока не учитывается — подключаемая нагрузка преимущественно с незначительным сопротивлением.

Стандартные размеры

Маркировка элементов питания

На упаковке можно прочитать:

Солевая батарейка Крона

Солевая (6F22) батарейка Крона торговой марки НАША СИЛА.

На некоторых элементах указывают тип:

  • 1604, 6F22, 6R61 — солевые;
  • 1604A, 6LF22, 6LR61, MN1604, MX1604 — алкалиновые (щелочные);
  • PP3, E-Block, AM69V, Brick Battery, 6AM6, CR-9V, ER9V, 522 — литиевые.

Встречаются надписи rechargeable (на перезаряжаемых аккумуляторах) и do not recharge — запрет перезаряжать на батарейках.

Устройство и химический состав

В пластмассовом или металлическом корпусе размещается 6 плоских элементов напряжением 1,5 В каждый. Они разделяются изоляционными пластинами, но между собой соединены, образуя батарею на 9 В.

Электролит у них:

  • марганцево-цинковый — солевые батарейки;
  • щелочной — алкалиновые;
  • литий-железодисульфидный.

Устройство батарейки Крона

Устройство батарейки Крона: солевая, щелочная и литиевая.

  • никель-кадмиевыми;
  • никель-металлогидридными;
  • литий-ионными;
  • литий-железо-фосфатными.

Последняя разработка — литий-полимерный аккумулятор. Состоит из 1 элемента, имеет повышающий импульсный преобразователь, разъем для зарядки. Для радиоаппаратуры, которая реагирует на импульсный ток, может не подходить.

Аккумуляторные батарейки заряжают до 1000 раз, полностью восстанавливая параметры. Такая возможность заложена в конструкции. С одноразовыми элементами производитель запрещает это проделывать, тем не менее их емкость удается на 30% восстановить. Существует риск, что произойдет взрыв, если зарядное напряжение подобрано неправильно.

Через USB

Таким способом заряжают литий-полимерные аккумуляторы: у них на корпусе есть специальный разъем. Подключают к любому источнику напряжением 5 В с USB-выходом: телефонному ЗУ, компьютеру, ноутбуку.

Зарядное устройство

Если ЗУ не оборудовано индикатором, сигнализирующем об окончании заряда, время высчитывают сами. Оно зависит от емкости аккумулятора и величины зарядного тока. Оптимальное значение — 10% емкости, т. е. для аккумулятора 300 мА*ч нужен зарядный ток 30 мА. Зная эти величины, определяют время: емкость умножают на коэффициент 1,4, делят на зарядный ток.

Если величина зарядного тока отличается от оптимальной, используют коэффициент 1,2-1,6. Чем меньше первая, тем больше второй.

Как проверить заряд

Заряженность проверяется мультиметром. Устанавливают ручку в режиме DCV напротив отметки 20. Щупы подсоединяют к контактам. У заряженных аккумуляторов NiCd и NiМН номинальное напряжение 8,4 В, Li-ion — 7,4 В. Прибор должен показывать значение не менее 9 В. Это касается только заряжаемых источников питания — у одноразовых батареек после зарядки показатели намного меньше.

Интересная идея изготовления кнопки-застежки. Контактную планку разрезают надвое, в каждой половинке делают по 2 отверстия. Пришивают в нужном месте, соединяют контакты.

Брелок из батарейки Крона

Пример брелка, сделанного из старой батарейки Крона, который можно использовать для экстренной подзарядки смартфона.

Для самодельных электрических приборов может понадобиться контактная группа. Готовый вариант есть на старом элементе.

Держатели и брелки для ключей делают из контактных пластин, разрезанных пополам. Одну часть наклеивают на подходящий предмет, например кусочек искусственного камня, — это брелок. Вторая половинка — держатель, который закрепляют в нужном месте.

Негодный источник питания разбирают, вставляют 6 элементов АААА, последовательно соединяют, припаивают контакты.

Читайте также: