Как сделать кластер по литературе 5 класс черная курица или подземные жители

Обновлено: 07.07.2024

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

Главные герои и анализ написанного


Краткое содержание

Мысль, которую хотел донести автор

Краткий пересказ вряд ли сможет передать всю прелесть этой истории. Так что стоит прочитать это произведение полностью, чтобы понять, что же в нем привлекало детей во времена наших прабабушек.

Кратко сюжет можно пересказать так. Действие повести разворачивается в 1780-х годах. Главный ее герой — мальчик по имени Алеша (в повести не указано, но ему, скорее всего, 9−10 лет). Он учится в петербургском пансионе, поскольку его родители живут далеко, у него нет возможности ездить к ним на каникулы. А поскольку все дети в это время разъезжаются по домам, то ему в эти дни становится особенно скучно.

Когда была свобода от занятий, он много часов проводит при кухне, поскольку ему нравится кормить содержащихся там куриц, герой хочет окружить их заботой. Его любимица — черная хохлатая курица, которую он прозвал Чернушкой. Когда кухарка захотела зарезать эту курицу на обед, Алеша буквально выкупил ее, подарив женщине золотой империал. Это очень большие деньги по тем временам, а у Алеши это была единственная ценность, доставшаяся ему от бабушки, но он сумел пожертвовать ею.


В ту же ночь в своей спальне мальчик услышал, как кто-то его зовет. К нему обратилась человеческим голосом спасенная им курица Чернушка. Она позвала его за собой в настоящее подземное царство, где живут маленькие человечки. Автор даже называет их рост — пол-аршина, что примерно равно 35 см. Алешу встречает король и благодарит за спасение Чернушки — ведь на самом деле это не курица, а премьер-министр подземного царства, который принимает облик птицы только тогда, когда ему нужно выйти на поверхность.

Король говорит, что Алеша может выбрать любую награду, и мальчик просит только одно — всегда знать уроки, даже если он ничего не будет учить. Король, конечно, этим недоволен, но ведь он дал слово, так что Алеша получает желаемое и конопляное семечко в качестве талисмана. Но только мальчик должен дать клятву, что никому не расскажет об этом царстве, потому что если люди наверху узнают об этом, то всему подземному народу придется покинуть свою страну.

Изменения в мальчике

Вскоре Алеша убедился в том, что талисман короля работает. Он теперь знает уроки лучше всех в классе. Учителя считают, что он обладает просто феноменальными способностями. Но из-за этого характер Алеши портится, и он превращается в заносчивого и избалованного мальчишку, который быстро теряет своих друзей.

Однако этим его неприятности не ограничиваются. Мальчик теряет конопляное семечко, которое ему подарил подземный король, а вместе с ним и способности к наукам. Учителя строго его наказывают, потому что считают его поведение ленью и капризами. В ту же ночь к нему приходит в человеческом обличии Чернушка и снова дает потерянное семечко, а еще говорит, что очень опечален Алешиным поведением. Мальчик обещает, что теперь непременно исправится.

Анализ сказки Черная курица, или подземные жители

Когда на следующий день Алеша снова начинает отвечать хорошо, то учителю кажется, что накануне мальчик просто демонстрировал плохой характер. Он угрожает, что применит в наказание розги, если Алеша не объяснит ему, что происходит. Мальчик напуган, он забывает о своем обещании и рассказывает учителю о подземном царстве. Но учитель не верит его рассказу, и Алешу все равно наказывают.

Ночью к мальчику приходит его друг Чернушка и говорит, что из-за нарушенной клятвы:

  • все подземные жители вынуждены были покинуть свою страну;
  • сам Чернушка теперь должен в наказание носить кандалы из золота.

Мальчик и его друг прощаются со слезами. И Чернушка говорит, что Алеша не может снять с него кандалы, но может облегчить ему жизнь, если исправит свое поведение.

На следующее утро учителя находят мальчика без сознания. У него горячка, он бредит. Шесть недель он проводит прикованным к постели, а когда выздоравливает, то ни учителя, ни друзья не напоминают ему о том, что было накануне, и Алеша думает, что все это он увидел в бреду. Постепенно он снова становится добрым и отзывчивым мальчиком, прилежным в учебе. Но волшебные способности к нему так и не возвращаются.

Начало повести

черная курица или подземные жители главная мысль

Анализ сказки

Что автор хотел донести до читателя сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Краткий пересказ сказки Черная курица, или подземные жители

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.

Уроки повести

Мнение других

Сюжет в сказке Черная курица, или подземные жители

Но, пожалуй, для юных читателей важнее сам сюжет, чем многостраничные ученые труды, основанные на его анализе. И вывод из этой чудесной истории они могут сделать сами. Тем более что они также могут посмотреть мультфильм, спектакль или полнометражную картину, поставленную по этой книге. Кроме того, если постараться, наверняка можно найти раскраску, посвященную этой истории. Если красиво ее оформить, она хорошо дополнит читательский дневник.

Книга, которая понравится каждому

2)\t\u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u0410\u043b\u0451\u0448\u0430 \u2013 \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u043d\u0438\u043a \u043f\u0430\u043d\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430, \u0435\u0433\u043e \u0443\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f\n

3)\t\u041f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043f\u0430\u043d\u0441\u0438\u043e\u043d\u0435 \u043a \u043f\u0440\u0438\u0435\u0437\u0434\u0443 \u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\n

4)\t\u0421\u043f\u0430\u0441\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u043e\u043c \u0435\u0433\u043e \u043b\u044e\u0431\u0438\u043c\u043e\u0439 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u044b \u2013 \u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u0438\n

5)\t\u041e\u0431\u0435\u0434 \u0441 \u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\n

6)\t\u0418\u0433\u0440\u0430 \u0441 \u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u043e\u0439\n

7)\t\u041d\u043e\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0438\u0437\u0438\u0442 \u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u0438, \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0435\u0451 \u0438 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u043f\u043e \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0430\u043c \u043f\u0430\u043d\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430, \u0432 \u0437\u0430\u043b\u0443 \u0441 \u0440\u044b\u0446\u0430\u0440\u044f\u043c\u0438\n

8)\t\u0414\u043d\u0451\u043c \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u043e \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u0436\u0435 \u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u044b \u00a0\n

9)\t\u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u0430 \u0432\u0435\u0434\u0451\u0442 \u0410\u043b\u0451\u0448\u0443 \u043d\u043e\u0447\u044c\u044e \u0432 \u043f\u043e\u0434\u0437\u0435\u043c\u043d\u0443\u044e \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0443\n

10)\t\u041d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0410\u043b\u0451\u0448\u0435 \u043e\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0437\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044f, \u044d\u043a\u0441\u043a\u0443\u0440\u0441\u0438\u044f \u043f\u043e \u0441\u0430\u0434\u0443, \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u043e\u0445\u043e\u0442\u0435\n

11)\t\u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u043f\u0440\u0435\u0443\u0441\u043f\u0435\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u0443\u0447\u0451\u0431\u0435\n

12)\t\u0425\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u043f\u043e\u0440\u0442\u0438\u0442\u0441\u044f\n

13)\t\u0410\u043b\u0451\u0448\u0430 \u0442\u0435\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0451\u0440\u043d\u044b\u0448\u043a\u043e, \u0438 \u043f\u043b\u043e\u0445\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0443\u0440\u043e\u043a\u0435\n

14)\t\u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0440\u0430\u044e\u0442 \u0432 \u0441\u043f\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435, \u043e\u043d \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c \u0443\u0440\u043e\u043a\n

15)\t\u041d\u043e\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0438\u0437\u0438\u0442 \u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0434\u0430\u043b\u0430 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0443 \u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0435\u0440\u043d\u043e\n

16)\t\u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0443\u0440\u043e\u043a \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043e \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435 \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0410\u043b\u0451\u0448\u0438\n

17)\t\u041f\u0440\u043e\u0449\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0427\u0435\u0440\u043d\u0443\u0448\u043a\u0438 \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u043e\u043c, \u043e\u0442\u044a\u0435\u0437\u0434 \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439\n

18)\t\u0411\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u044c \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430, \u043e\u043d \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u043d\u0438\u043c \u0410\u043b\u0451\u0448\u0435\u0439 \u00a0

Урок с применением новых образовательных технологий. Таких как "Использование элементов театрального искусства при изучении литературных произведений"Урок с использованием театрализации. Во время урока идет инсцинирование фрагмента.
Учащиеся являются активными участниками урока. Во время занятия используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают устную речь, формируют умение работать в группе.

Оценить 435 1

Урок литературы в 5 классе

"Нравственные уроки жизни"

(по произведению А.Погорельского

Комментарий к уроку:

Урок с использованием театрализации. Во время урока идет инсцинирование фрагмента.

Учащиеся являются активными участниками урока. Во время занятия используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают устную речь, формируют умение работать в группе.

Урок начинает ученик, выступающий в ролирассказчика.

Фон - Петербург. Васильевский остров.

Музыка - из к\ф "Чёрная курица, или Подземные жители" режиссёра Виктора Греся, вышедший в 1980 году.

Рассказчик (читает, сохраняя сказочный, старинный стиль): "Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, - одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее. Впрочем, не о том теперь идет дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии."

- Где оказывается читатель, начиная знакомиться с содержанием книги? (Петербург. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание - пансион. 1829 год.)

Рассказчик продолжает: "Посмотрим на Санкт-Петербург того времени. Вот он! Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. Это было начало становления города.

Это Васильевский остров. Это самый большой остров в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Вот Линия - это название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

А это Пансион. Так называли в Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся".

Учитель: Так что это за здание на экране? (Пансион)

- Прочитайте в тексте описание пансиона.

- Какие новые, незнакомые ранее слова вам встретились при чтении описания пансиона? (дортуары, сени)

- Что такое дортуары? Сени?

(Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

Читая книгу, вы встретились с рядом новых слов, значение которых вам было непонятно. Где вы искали толкование слов?

- Вспомним эти трудные слова и их значение.

Кроссворд (в презентации).

- Из выделенных букв составьте слово. (Алёша).

- Алеша - главный герой произведения. Давайте поговорим о нем.

- Как проводил время Алеша сначала, как только поступил в пансион?

- Какое любимое занятие было у Алеши? (Кормить курочек).

- Однажды с его любимой курочкой чуть не случилась беда. Алеша по своему обыкновению гулял во дворе, заглядывая в дырочки дощатого забора. Что же произошло в это время? (Появилась кухарка, она хотела поймать Чернушку, чтобы приготовить на обед. Но Алеша спас любимую курочку.)

- Как характеризует Алешу этот поступок?

- О каких еще чертах характера, о каких качествах Алеши мы узнаем на первых страницах книги?

Алеша был хорошим, добрым мальчиком, и Чернушка решила его отблагодарить. Куда она пригласила мальчика? (В подземное царство.)

Инсценирование фрагмента. (Дарение зернышка).

- Возможно, кому-то бы из вас тоже хотелось иметь такое зернышко.

- Как ведет себя Алеша в первые дни после получения зернышка? Как относится к похвале? (Стыдно, неловко).

- А каким становится позже, когда находится в центре внимания всех, когда к нему пришла слава, когда все стали восхищаться его способностями? (Зазнался, стал гордым.)

Рассказчик (подводит итог):

"Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алеши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный".

Учитель: Заполним таблицу. Каким был Алеша до получения зернышка, а каким стал после.


В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!




Тест по произведению Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Литература 5 класс | Автор: Шилова Марина Анатольевна | ID: 2600 | Дата: 14.7.2014

Читайте также: