Как сделать классификацию

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

Рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации терминов. Целью классификации в изучении терминологии является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

Структурные особенности терминов сферы it, содержащие имена собственные (на материале английских терминологических словарей)

Classification and systematization of terms

In the article different ways of classification and systematization of terms are considered. The purpose of the classification in the terminology study is building of the hierarchical system of classes and their subclasses on the basis of some characteristics peculiar to the objects or not.

Таким образом, приведенная структура поисковой деятельности и выделенные группы действий, осуществ-

ляемые преподавателем и студентами в процессе совместной деятельности по решению учебных проблем, позволяют организовать целенаправленное формирование поисковой деятельности студентов в процессе математической подготовки.

1. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова ; АПКиПРО. М., 2003.

2. Шкерина Л. В. Теоретические основы технологий учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе / Л. В. Шкерина ; Красноярск гос. пед. ун-т. Красноярск, 1999.

3. Литвинцева М. В. Формирование поисковой деятельности в процессе предметной подготовки / М. В. Лит-винцева // Роль кафедры в обновлении качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе : межвуз. сб. науч. тр. ; Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2005.

4. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования : учеб. пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М. : Логос, 2003.

M. V. Litvintseva

STUDENT’S SEARCHING ACTIVITY FORMATION IN THE PROCESS OF MATHEMATICS TRAINING

This article deals with the problem of searching activity of students in the process of mathematics training. The searching activity structure and corresponding specification of actions by students and lecturers in the process of their joint activity aimed to the solving problem of their training task are offered.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОВ

Рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации терминов. Целью классификации в изучении терминологии является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им.

Значение классификации для терминологической деятельности трудно переоценить. Именно через классификационную схему раскрывается и наглядно демонстрируется логико-понятийная структура предметной области во всем многообразии ее связей и отношений.

Классификации принадлежит важное место в любой науке. Классифицирование изучаемых объектов -это вполне традиционный метод познания. Классификация возникает на определенном этапе развития наук, когда назревает необходимость оценки и переоценки материалов исследования, выявления иерархии научных понятий и взаимоотношений объектов исследования.

Приведем следующее определение классификации, данное К. Я. Авербухом: «классификация - это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным призна-

Таким образом, целью классификации является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им. Систематика же предполагает максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания.

Определение научной классификации дано

Исходя из классической логики, классификация является лишь одним из видов операции, называемой делением понятий, которая, в сущности, сводится к разбиению объема понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в этом понятии. Признак, по которому производится деление объема понятия, называется основанием деления. А так как классификация является разновидностью операции деления понятия, то правила ее построения всецело подчиняются классическим правилам деления:

- деление должно происходить по одному определенному основанию;

- объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления;

- члены деления должны взаимно исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов;

- деление должно быть непрерывным, т. е. необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный.

Основанием классификаций служат различные отдельные признаки терминов: содержательные, формальные, функциональные, внутри- и внеязыковые. Все эти классификации могут быть связаны с теми науками и областями знаний, в которых они используются.

Первой классификацией терминов по содержанию, используемой преимущественно в философии, является деление на термины наблюдения и теоретические термины. За терминами наблюдения стоят классы реальных объектов, за теоретическими терминами - абстрактные понятия, зависящие обычно от определенной теории, концепции. Такое деление является достаточным для решения терминологических проблем философии (философии науки), но для решения философских проблем терминоведения приходится построить более дробную классификацию, поскольку степень абстрактности понятий, обозначаемых теоретическими терминами, различна: от философских категорий до общенаучных и специальных научных понятий.

Второй классификацией терминов по содержанию -классификацией по объекту названия - является распре-

деление их по областям знания или деятельности, или, иначе говоря, по специальным сферам. Перечень этих сфер может быть обобщенно представлен следующим образом: наука, техника, производство; экономический базис; надстройка. Основываясь на этой социологической схеме, можно сформулировать перечень рубрик, входящих в классификацию терминов по области знания.

В сфере науки выявляется группа научных терминов. Она распадается на столько классов, сколько имеется наук на определенном этапе научно-технического прогресса, а в каждом классе физических, химических и других терминов выделяется столько группировок (терминосистем), сколько существует различных независимых теорий описания физических, химических и иных объектов и закономерностей. Что касается различий между так называемой научно-технической и общественно-политической терминологией, то политические науки (теория государства и права, международные отношения и др.), по единодушному мнению специалистов, входят в число общественных наук, и, следовательно, политические термины включаются в множество общественных терминов. Все эти термины обозначают научные понятия в той же мере, что и научно-технические термины, разница заключается только в том, что первые обозначают понятия общественных наук, а вторые - понятия естественных и технических наук.

В сфере производства и техники функционируют технические термины. Это единицы языка, обозначающие машины, механизмы, инструменты, операции. Технические термины отличаются от научных терминов прежде всего меньшей зависимостью от концепций использующих их людей, хотя такая зависимость все равно существует. В наше время технические термины нередко проникают и в собственно научные издания.

В сфере экономического базиса и производственных отношений, с одной стороны, имеются термины языка описания (в языках политической экономии, конкретной экономики) и, с другой, - термины языка обслуживания экономики.

В рамках надстройки выделяются административнополитическая сфера (куда входят оборона, юстиция, внешние сношения и др.) и социально-культурная сфера (здравоохранение, наука, культура, образование и др.).

В административно-политической сфере выделяются термины языка управления, в том числе термины делопроизводства, языка дипломатии, военных языков.

К социально-культурной сфере, кроме терминов общественных наук (политэкономии, социологии, этнографии), относится так называемая общественно-политическая лексика. Строгое различение терминов общественных наук и общественно-политической лексики важно, в частности, для построения информационных языков.

Классификация терминов по объекту называния внутри отдельных областей знания является наиболее подробной классификацией терминов.

Третья содержательная классификация терминов - по логической категории того понятия, которое обозначается термином. Выделяются термины предметов (млекопитающие), процессов (умножение, делопроизводство,

компрессия); признаков, свойств (хладноломкость), величин и их единиц (сила тока, ампер).

Вышеизложенное относится к рассмотрению понятий. Классификации же в общей терминологии отводится двойная роль: она используется при анализе терминируемых понятий и при анализе лексических средств для их обозначения.

Больший интерес для терминоведов представляют лингвистические классификации терминов как лексических средств для обозначения понятий.

Лингвистические классификации терминов основаны на признаках терминов как слов или словосочетаний определенного языка.

Классификация по содержательной (семантической) структуре позволяет выделить термины однозначные и многозначные, т. е. те термины, которые имеют два или более значений в рамках одной терминосистемы.

Классификация терминов по формальной структуре является очень дробной. Подобную классификацию предлагает Б. Н. Головин. Он полагает, что общую классификацию терминов целесообразно проводить исходя из их морфолого-синтаксической структуры. При этом обычно выделяются два основных типа терминов: термины-слова и термины-словосочетания [2. С. 70].

Классификация терминов-слов в свою очередь осуществляется в соответствии с морфемной структурой слова. Выделяются следующие термины:

- непроизводные: тип, образ, цель, модель, игра;

- производные: рассказ, декодирование, стилистика, романтизм;

- сложные: местоимение, атмосфера, аэровокзал, слогораздел;

- аббревиатуры: КПД, ОС, ООН.

Термины-слова Б. Н. Головиным были разделены на

несколько структурных типов: простые (состоящие из одного корня); аффиксальные (состоящие из корня и аффиксов); сложные (состоящие из двух и более корней) [2. С. 126].

Что касается морфологической структуры терминов-слов, то она может быть представлена существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Так, например, в лингвистике и литературоведении широко употребляются глаголы с общенаучным терминологическим значением: является, используется, понимается, рассматривается. Прилагательные принимают большое участие в терминообразовании, являясь необходимыми элементами составных терминов.

В процессе терминирования разных видовых понятий функционируют термины-глаголы, прилагательные, наречия. В словари же включаются преимущественно имена существительные и именные словосочетания, так как они называют предметы, являющиеся основой коммуникативных процессов, и обладают высокой частотностью в научно-технических и специально-профессиональных текстах.

Термины-словосочетания классифицируются в соответствии с типом их структуры. Существуют простые словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, стержневым, а другое - зависимым, определяющим: безударный слог, имя существительное, и сложные словосоче-

тания, в которых зависимые слова определяют различные аспекты значения стержневого слова: понятие стиля в филологии, будущее время совершенного глагола.

С точки зрения семантической структуры выделяют следующие типы терминов-словосочетаний: свободные сочетания, устойчивые сочетания и фразеологические сочетания.

По морфологическому типу главного слова выделяются субстантивные словосочетания (с существительным в главной роли), адъективные словосочетания (с существительным или прилагательным в главной роли), глагольные словосочетания.

Термины-словосочетания могут быть распределены по типам в зависимости от синтаксической структуры словосочетания, грамматической модели термина. Грамматические модели, по которым образуются терминологические словосочетания, обладают высокой вариативностью и включают обычно от 1 до 17 слов.

В зависимости от языка-источника различаются термины исконные, заимствованные и гибридные.

Классификация терминов по авторству отражает социологический подход к терминам. В этом плане известны коллективные и индивидуальные термины. Так, термин геликоптер создал Л. да Винчи, термин промышленность - Н. М. Карамзин.

По сфере использования выделяются универсальные (для многих родственных областей), уникальные (для одной области) и концепциально-авторские термины.

Для каждой эпохи создается историко-лексикологическая классификация терминов, в которой фигурируют термины-архаизмы и термины-неологизмы. Неологизмов больше в формирующихся терминосистемах, а архаизмы характерны для концепций тех терминосистем, которые уходят в прошлое в связи с ростом научного знания и выяснением устарелости некоторых научных воззрений.

В связи с тем что термины выполняют прикладную функцию как инструменты познания и как средства фиксации научного или технического знания, они подвергаются унификации и закрепляются в той или иной форме в качестве рекомендованных или стандартизованных. На этой основе строится классификация терминов по нормативности-не-нормативности, которая включает термины, находящиеся в процессе стандартизации (стандартизированные), подвергшиеся стандартизации (стандартизованные), отклоняемые в процессе стандартизации (недопустимые), находящиеся в процессе упорядочения (рекомендуемые), подвергшиеся упорядочению (рекомендованные), параллельно допустимые, отклоненные в процессе упорядочения.

В результате анализа частоты использования терминов в текстах может быть применена классификация, выделяющая высокочастотные и низкочастотные термины. Но такой вид классификации терминов используется крайне редко.

Таким образом, можно сделать вывод, что классификация играет важную роль в терминологической деятельности. Именно через классификационную схему раскрывается и наглядно демонстрируется логико-понятийная структура предметной области во всем многообразии ее связей и отношений.

Библиографический список. 3. Суперанская, А. В. Общая терминология: Вопросы

теории / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васи-

1. Авербух, К. Я. Общая теория термина / К. Я. Авер- льева м : Наука 1989 бух. Иваново, 2004.

2. Головин, Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М. : Высш. шк., 1987.

V. I. Litovchenko

CLASSIFICATION AND SYSTEMATIZATION OF TERMS

In the article different ways ofclassification and systematization of terms are considered. The purpose ofthe classification in the terminology study is building of the hierarchical system of classes and their subclasses on the basis of some characteristics peculiar to the objects or not.

МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассмотена проблема разработки концептуальной модели социокультурной компетентности преподавателя высшей школы

В современной науке моделирование выступает как универсальный метод исследования. Общепризнанной характеристикой моделирования является то, что оно представляет собой материальную или идеальную (мысленную) имитацию реально существующих процессов или систем путем специального конструирования их аналогов, в которых воспроизводятся основные, значимые для исследования структурные компоненты, принципы их организации и функционирования.

Сущность моделирования, возможности его разработки и применения, а также преимущества перед другими методами рассмотрены в работах Н. Алексеева, И. Е. Видт, Н. Винер, Н. В. Гафуровой, Б. С. Грязнова,

В. П. Давыдова, А. Н. Дахина, Ю. А. Захарова, Н. Э. Касаткиной, Г. Б. Корнетова, Н. Непомнящей, С. И. Осиповой, О. Х. Рахимова, В. Розина, И. Т. Фролова, Г. Щедровицко-го и др.

В современной науке справедливо отмечается, что модель есть отображение - целевое; абстрактное или реальное, статическое или динамическое; согласованное с культурной средой; конечное, упрощенное, приближенное, имеющее наряду с безусловно-истинным условноистинное и ложное содержание, проявляющееся и развивающееся в процессе его создания и практического использования [1].

На еще одну значимую характеристику моделирования указывает Н. В. Гафурова, подчеркивая, что моделирование обладает рядом специфических особенностей, главная из которых состоит в том, что моделирование позволяет целостно изучать процесс, так как появляется возможность отображать и воспроизводить аналог реально существующих или проектируемых исследователем феноменов, выявлять не только структуру, элемен-

ты, свойства, но и взаимосвязи, взаимовлияния и отношения между элементами [2].

Анализ исследований по вопросам моделирования и, в частности, педагогического моделирования позволил выделить следующие принципиальные для данного исследования характеристики:

- модель представляет собой обобщенную характеристику объекта исследования;

- модель должна быть адекватна изучаемому феномену;

- модель должна соответствовать цели исследования;

- модель должна быть согласована с культурной средой, в которой функционирует объект исследования.

Вышеизложенное послужило основанием для разработки концептуальной модели социокультурной компетентности преподавателя высшей школы.

Сегодня в обсуждение проблемы модернизации образования, разработки и реализации компетентностного подхода включились представители самых разных наук и сфер образования (В. Байденко, В. П. Давыдов, Ю. С. Давыдов, В. П. Колесов, А. И. Пульбере, Е. Савелова, Ю. А. Шихов и др.). Этот процесс затрагивает всю высшую школу, так как в основу создания образовательных стандартов должен быть заложен компетентностный подход, учитывающий усложняющиеся цели высшего профессионального образования. Узкопрофессиональный подход в настоящее время не отвечает миссии высшего профессионального образования. Высшая школа, наряду с профессиональной подготовкой студентов, должна создавать условия для становления у них гражданских качеств, культурных и демократических ценностей, нравственных принципов, толерантности, умений и навыков конструктивного межкультурного, межнационального,

Классифика́тор, или классификационная схема (от лат. classisразряд и facereделать) — систематизированный перечень наименований объектов, каждому из которых в соответствие дан уникальный код. Классификация объектов производится согласно правилам распределения заданного множества объектов на подмножества (классификационные группировки) в соответствии с установленными признаками их различия или сходства. Применяется в Автоматизированных системах управления и обработке информации. Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Содержание

Виды классификаторов

Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

  • международные — стандартные классификаторы, используемые по всему миру;
  • межгосударственные — классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.
  • национальные, или межотраслевые — классификаторы, используемые в пределах государства. Не должны противоречить международным классификаторам;
  • отраслевые — классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;
  • системные — классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АС и отсутствующую в национальном или отраслевом классификаторе.

Методы классификации

В классификаторах применяется два метода классификации: иерархический и фасетный. Выбор между этими двумя методами зависит от особенностей конкретной предметной области. Существуют следующие требования для выбранной системы классификации:

  • достаточная емкость и необходимая полнота, которые гарантируют охват всех объектов классификации в заданных границах;
  • оправданная глубина;
  • обеспечение возможности решения комплекса задач различного уровня;
  • возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации;
  • обеспечение возможности сопряжения с другими классификациями однородных объектов;
  • обеспечение простоты ведения классификатора.

Иерархический метод классификации

Под Иерархическим методом классификации понимается метод, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации. При этом основанием деления служит некоторый выбранный признак. Совокупность получившихся группировок при этом образует иерархическую древовидную структуру в виде ветвящегося графа, узлами которого являются группировки.

Выбор последовательности признаков зависит, прежде всего, от характера информации. При построении классификации выбор последовательности признаков зависит от вероятности обращения к тому или иному признаку. При этом наиболее вероятным обращениям должны соответствовать высшие уровни классификации.

Требования к классификатору, построенному на иерархическом методе классификации:

  1. Классификационные группировки, расположенные на одной ступени классификатора, не должны пересекаться, то есть не должны включать в себя аналогичных понятий.
  2. На каждой ступени классификатора для разделения вышестоящей группировки должен использоваться только один признак.
  3. Сумма подмножества всегда должна давать делимое множество объектов; не должна оставаться часть объектов, не вошедших в состав классификационной группировки.

Основными преимуществами иерархического метода является большая информационная емкость, традиционность и привычность применения, возможность создания для объектов классификации мнемонических кодов, несущих смысловую нагрузку.

Значительным недостатком иерархической классификации является слабая гибкость структуры, обусловленная фиксированным основанием деления и заранее установленным порядком следования, не допускающим включение новых объектов и классификационных группировок. Таким образом, при изменении состава объектов классификации и характеристик с помощью классификационных задач, требуется коренная переработка всей классификационной схемы.

Фасетный метод классификации

Фасетный метод классификации подразумевает параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом не предполагается жёсткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Классификационные группировки образуются путем комбинации значений, взятых из соответствующих фасетов. Последовательность расположения фасетов при образовании классификационной группировки задается фасетной формулой. Количество фасетных формул определяется возможными сочетаниями признаков.

К классификатору, построенному на фасетном методе классификации, предъявляются следующие требования:

  1. Должен соблюдаться принцип непересекаемости фасета, то есть состав признаков одного фасета не должен повторяться в других фасетах этого же класса;
  2. В состав классификатора должны быть включены только такие фасеты и признаки, которые необходимы для решения конкретных задач.

Основным преимуществом классификации с использованием фасетного метода является гибкость структуры ее построения. Изменения в любом из фасетов не оказывают существенного влияния на все остальные. Большая гибкость обуславливает хорошую приспособляемость классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых она создается. При фасетной классификации появляется возможность агрегации объектов и осуществления информационного поиска по любому сочетанию фасетов.

Недостатками фасетного метода классификации являются неполное использование емкости, нетрадиционность и иногда сложность применения.

Методы кодирования в классификаторах

  • Порядковый метод — каждый из объектов множества кодируется с помощью текущего номера по порядку. Обеспечивает простоту добавления новых объектов и краткость кода, однако такой код не несёт никакой информации об объекте. Используется в случаях, когда не требуется сложного деления на множества, например, в классификаторе валют.
  • Серийно-порядковый метод — кодами служат числа натурального ряда с закрепленной отдельной серией этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. Чаще всего используется для идентификации объектов в сочетании с классификационным методом (классификатор должностей и служащих).
  • Последовательный метод — в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. В результате кодовое обозначение группировки дает информацию о последовательности признаков, характеризующих эту группировку. Наиболее подходит иерархическому методу классификации.
  • Параллельный метод — признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения. Метод параллельного кодирования чаще всего используется при фасетной классификации, но применяется также и в иерархической классификации. При этом либо соподчиненные признаки, обладая полной однородностью, располагаются параллельно во всех звеньях иерархической цепи, либо несоподчиненные параллельные признаки искусственно устанавливаются в определенной последовательности.

Классификаторы в России

Развитие классификаторов в России

Настоящее время

В России Общероссийский классификатор — классификатор, принятый Госкомстатом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Общероссийские классификаторы должны соответствовать требованиям Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) ТЭСИ. Национальные и отраслевые классификаторы являются нормативными документами, внесение изменений в которые должны согласовываться с Госкомстатом и Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Перечень общероссийских классификаторов содержится в Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК).


Классификация — понятие, которое трактуется как общенаучная методика систематизации знания, направленная на организацию некоторого множества (совокупности) объектов различных сегментов действительности, деятельности и знания, подлежащих изучению, в систему соподчиненных классов (групп), в соответствии с которыми данные объекты распределены на базе их сходства в тех или иных сущностных свойствах. В нашей статье речь пойдет о важнейших аспектах представленной категории.

Понятие класса

классификация кодов

Сегодня зачастую можно услышать понятие классификации. Что это такое? Под классом следует понимать конечную или бесконечную совокупность объектов, выделенную по некоторому признаку, отношению или свойству, общему для них, мыслимую как что-то целое. Объекты, которые составляют класс, носят название его элементов. Ключевой принцип классификации видов заключается в том, что каждая составляющая совокупности объектов, ее охватывающих, должна попасть в определенное подмножество.

Главная цель классификации

Мы выяснили, что классификация — это метод, с помощью которого можно систематизировать знания. Основной ее целью служит определение места в системе тех или иных объектов, а также формирование между ними прочных связей. Именно это определяет нормативно-мерное упорядочивание целого множества, разбивающегося на гетерономные друг к другу, однако гомогенные внутри себя по некоторым признакам подмножества, которые отделены друг от друга, в дальнейшем. Субъект, у которого есть ключ (критерий) классификации видов, может воспользоваться возможностью ориентироваться в большом количестве объектов.

Классификация как результат познания

Основные задачи

классификация средств

Стоит знать, что классификация — это категория, исполняющая определенные задачи. Она призвана решать две ключевые из них: представление в удобном для обозрения, дальнейшего распознавания и надежном виде всей изучаемой области; заключение в себе предельно полной информации, связанной с ее объектами.

Виды категории

классификация основных

Принято различать искусственные и естественные классификации систем или других объектов. Это зависит в первую очередь от существенности признака, заложенного в основу. Естественная разновидность категории предполагает существование важного критерия различения. Искусственные классификации средств, кодов или методик могут строиться в принципе на базе любого признака. Их вариантами, как правило, выступают разные классификации вспомогательного характера, среди которых алфавитные, технические и тому подобные указатели.

Различные классификации по-разному решают свои задачи. Например, искусственная классификация методов или систем, где группировка осуществляется на базе лишь удобно различимых и произвольно выбранных характеристик объектов, может преодолеть только первую из названных задач. В разновидности естественного типа группировка реализуется на основании целого комплекса свойств, присущих объектам, которые выражают их природу. Это позволяет объединять их в естественные группы. В свою очередь, последние формируют единую систему. В подобной классификации количество характеристик классифицируемых объектов, которые поставлены в соответствие с их размещением в системе, считается наибольшим, если сравнивать с другими группировками.

Различия категорий

классификация годов

Выяснилось, что классификация — это методика систематизации информации, которая имеет две разновидности. Целесообразно рассмотреть основные их различия. Так, естественный вид, в отличие от искусственного, базируясь на полноценности понимания содержания тех или иных объектов, считается не банально описательно-распознавательной, а объясняющей причины общности характеристик классификационных группировок категорией, как и природа отношений, возникающих между группами. Среди известных примеров данной разновидности применительно к наукам можно отметить периодическую систему химических элементов; классификацию кристаллов, которая осуществляется на базе федоровских группировок преобразований; генеалогическую и морфологическую языковые классификации; филогенетические систематики в такой науке, как биология.

В отличие от искусственной, как правило, строящейся на прагматической основе, естественная классификация формируется на базе материала наблюдений и пула опытных данных конкретной области знания по итогам синтеза теоретических представлений и эмпирических обобщений. Можно сделать вывод, что естественная классификация основных элементов в какой-то степени всегда выступает как содержательно-обоснованная типология, способная решать задачи содержательного плана, а также формировать прогнозы по новым результатам.

Эмпирические и теоретические

Помимо искусственных и естественных, принято различать эмпирические и теоретические классификации. На сегодняшний день известны и другие их деления, к примеру, на частные и общие. Кстати, частные по-другому называются специальными. В общих классификациях содержится обзор всех объектов конкретного рода. Они предполагают группировку на основании характеристик, которые выражают природную общность и несут сведения о причине данной общности, другими словами, о какой-то естественной закономерности. Такая разновидность имеет место в науках фундаментального типа, основная задача которых заключается в объективном познании реального мира посредством выявления законов, доминирующих в нем. Тогда как специальные, то есть частные классификации характерны в первую очередь для практических, прикладных отраслей знания, основной целью которых выступает обеспечение деятельности.

Следует отметить, что предметная область специальных классификаций считается более узкой, чем относительно общих. Они также исходят из важнейших свойств объективного характера, которые относятся к объекту, подлежащему делению. Однако группировка в целом реализуется в данном случае для того, чтобы удовлетворить определенные прагматические запросы. Так, специальный тип категории дополняет и расширяет знание, которое отображает общий вид.

Понятие в логике

классификация систем

В логике классификация годов или иных категорий считается специальным случаем деления. Последнее представляет собой распределение на группировки предметов, мыслимых именно в исходном понятии. Группы, получаемые по итогам деления, называются его членами. Признак, в соответствии с которым производится операция, принято называть основанием деления. Стоит заметить, что в каждом логическом делении есть, таким образом, основание деления, делимое понятие и члены деления.

Отличия от иных форм

По своей структуре, иными словами, по типу тех отношений, в которых пребывают понятия, составляющие ее, в частности, отношений координации и субординации, классификация отличается от иных форм систематизации знания, к примеру, свойственных для математизированного естествознания систем параметрического плана, где понятия соотносятся непосредственно с количественными показателями. Однако в то же время деление может осуществляться не исключительно в соответствии с качественными особенностями объектов изучения, но и с параметрическими, имея своей базой и результатом именно количественные показатели.

Представление классификаций

Классификации, как правило, представляются в форме таблиц или деревьев, которые, в конце концов, сводятся к структуре иерархического древообразного порядка, как показано на рисунке:

классификация видов

Дерево классификации представляет собой множество вершин (точек), которые соединены ребрами (линиями). Каждая из них отвечает за некоторый класс объемов понятий, то есть предметов, обладающих аналогичными признаками. Эти классы принято называть таксономическими единицами (таксонами). Ребра показывают, на какие именно подвиды разбиваются эти таксоны. Корень дерева — это вершина K0. Она репрезентирует множество предметов исходного типа. Таксоны группируются в соответствии с ярусами. В каждом из ярусов собраны таксоны, которые получены в результате использования одинакового количества операций по делению к исходному понятию. Стоит заметить, что те, которые в конкретной классификации дальше уже не делятся на виды, именуются концевыми таксонами. Предельной принято считать такую классификацию, таксоны концевого типа которой служат единичными понятиями. Тем не менее в зависимости от целей, преследуемых при формировании классификации, таксоны концевого плана могут и не считаться таковыми.

Заключение

классификация методов

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 19 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Начиная от простой медузы и заканчивая высокоорганизованными человекообразными обезьянами, царство животных поражает нас огромным разнообразием живых организмов. По приблизительным оценкам на Земле обитает 9-10 миллионов уникальных видов животных. [1] X Источник информации Чтобы разобраться в таком невообразимом количестве организмов, биологи используют систему классификации, которая включает многоуровневые ранги, объединяющие животных на основе их сходства. Немного практики, и эта система покажется вам совсем простой!

Изображение с названием Classify Animals Step 1

  • Красные записи соответствуют Homo sapiens, или человеку (животные).
  • Синим выделена Rubus rosifolius, или индийская малина (растение).
  • Зеленым выделяется информация о Escherichia coli, которая больше известна как кишечная палочка (бактерия).

Изображение с названием Classify Animals Step 2

Запомните порядок таксономический категорий. Можно использовать мнемонические приемы для запоминания семи основных рангов: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Придумайте фразу, в которой первая буква первого слова соответствовала первой букве в слове "царство", первая буква второго слова - первой букве в слове "тип" и так далее.

Изображение с названием Classify Animals Step 3

Двигайтесь от наиболее широкой к наиболее узкой категории. Например, любое животное попадает в категорию царство животные, однако не все могут называться "sapiens". Перемещаясь ниже по списку, вы заметите, что для того чтобы попасть в какую-либо узкую категорию, живой организм должен будет обладать конкретными свойствами.

Изображение с названием Classify Animals Step 4

Классифицируйте живой организм на основании морфологии. Чтобы отнести организм к какой-либо категории, нужно определить его морфологию. Морфология - это внешние и внутренние признаки животного. Например, есть ли у него мех или чешуя? Какой у него желудок? Если вы будете знать характеристики животного, вы сможете правильно определить его вид.

Читайте также: