Как сделать класс дружным

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Бондарева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Караванненская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Караванное, Лиманский район, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Как сформировать дружный и сплочённый коллектив"
Раздел: начальное образование

учитель начальных классов

Дружба – это главное на свете,

Без неё нет веры и любви.

Если дружишь, значит, дует ветер,

Дует ветер счастья Вам в пути!

Дружба- это помощь и надежда,

Будь уверен, что не пропадешь.

Дружба – это главное на свете,

Ведь когда ты дружишь, ты живёшь!

Как вы догадались, разговор наш пойдет о воспитании дружного классного

коллектива. Тема мастер- класса “ Как сформировать дружный и сплочённый

что в век информационных технологий у наших детей вместо друзей-

одноклассников другом становится телефон и социальные сети.

Всем нам известно, что создание сплочённого коллектива класса его развития

является главным направлением усилий каждого классного руководителя на

протяжение всех лет работы. Огромную роль играет учитель начальной

школы. Мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в

коллективе, поэтому важно с начальных классов учить детей жить в

коллективе, учить жить в ладу не только с самим собой, но и с другими.

Часто приходится слышать от классных руководителей 5-х классов такие

учитель начальных классов закладывает фундамент дружного коллектива. .

Школу (класс) часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок

школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за

днем проживает свою жизнь. Однако, далеко не каждый школьник чувствует

себя в своем классе, как дома, поэтому важно с начальных классов создать в

классе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия, т.е. хороший

коллектив. Давайте с вами вспомним, какими к нам приходят

первоклассники, как они себя чувствуют в первые дни пребывания в школе?

( ответы) Говорить о классном коллективе ещё рано. Мы только- только

начинаем их собирать в один связанный клубочек, создаём дружный

коллектив. А давайте сейчас с вами вспомним всем известную русскую

скажите, чтобы добиться результата, вытащить репку как они действовали ?

(отвечают) В этой крошечной сказке для малышей заложен огромный

философский смысл. Только усилиями всех смогли добиться успеха. От

каждого зависел результат дела. Вот так и в классе, если мы будем всегда

вместе, нам будет весело и интересно жить и учиться. А теперь вспомним

басни? (отвечают) Каков же результат? Становится понятно, если в своём

классе будет каждый жить сам по себе, как герои этой басни, не считаясь с

мнением одноклассников, то никакого дружного коллектива не получится.

Сейчас предлагаю вам включиться в работу по формированию сплоченности

- Как вы думаете, коллеги, что значить научиться уметь дружить? (отвечают)

- Вот что думают об этом мои третьеклассники. Видеоролик моих детей.

Действительно, дружить – это значит уважительно относиться друг к другу,

помогать во всем, делиться, приходить на помощь в трудную минуту

Однако, в школе часто мы можем увидеть вот такую картину общения

одноклассников. (показываю слайд) . Вы бы хотели, чтобы в вашем классе

было так? А как бы вам хотелось? (ответы) Каждый класс – коллектив

живёт по своим сложившимся законам. Как я уже говорила, на начальном

этапе обучения мы- педагоги стараемся донести детям правила поведения в

школе, правила дружбы в классе. Ученики становятся старше, и у них

возникает желание составить самим правила дружбы в своём классе, они

придумывают талисман - символ класса. Коллеги, я предлагаю вам побыть

учениками и сейчас составить правила дружбы в классе ( 3-4 правила) и

нарисовать символ дружбы вашего класса. ( работаем парами) . У вас на столе

листы бумаги и цветные карандаши. На выполнение задания 2 минуты.

Зачитывают. Мои ученики тоже составили правила дружбы в классе.

( слайд зачитываю). Дети решили, что символом дружбы нашего класса

будет улыбающееся солнышко, а девизом такие слова : « Солнышко лучистое

конфликтов ребята прибегают к правилам дружбы.

Всем известно, что огромную роль в формировании дружного детского

коллектива играют классные традиции. Коллеги, а какие традиции есть в

вашем классе? ( отвечают) Спасибо, очень хорошо! Действительно, много

различных видов занятий и упражнений способствуют формированию

дружного и сплочённого коллектива, в том числе и анкетирование . Ответьте,

пожалуйста, как ученики на вопросы анкеты. Анкеты у вас на столе.

Анкета для учащихся

1.Как вы поступите если :

а) твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы

б) твой друг учится хуже тебя, и твои родители запрещают тебе с ним

3. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего

Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко

б) мне все равно;

Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц

летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

Дорожат ли ребята классным коллективом?

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

7. С какой погодой вы бы сравнили дружбу в классе?

8.Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать классную дружбу?

Данное анкетирование помогает понять отношение ребят друг к другу, к

классному коллективу, помогает понять классному руководителю, на

правильном ли он пути в формировании сплочённого коллектива. Ну что вы

готовы озвучить свои ответы анкеты? (отвечает один) . Анализируя ваши

ответы можно понять, что мы на правильном пути.

В продолжении формирования классного коллектива проведём сейчас с вами

желанию вначале каждого классного часа выходят в центр класса так сказать

на дорогу честности, одноклассники задают им различные вопросы, а они

честно отвечают, ведь без честности нет уважения и дружбы в классе.

предлагаю самому смелому коллеге тоже выйти на середину зала и пройти

по дороге честности. А вы все можете задавать интересные вопросы нашему

коллеге.) ( задают, отвечают) Большое спасибо. Вывод: После такой «дороги

добрых и хороших дел, получать только положительные оценки, ценить и

уважать одноклассников. И тогда они отвечают на все вопросы с гордостью и

Ещё одним положительным моментом в формировании дружного коллектива

считаю награждение, поощрение детей. Два раза в неделю дети коллективно

выбирают и вручают вот такой переходящий талисман успеха ученику,

который добился за эти 3 дня положительного результата, т.е. успеха. Это не

только учёба, но и вся жизнь в классе, в школе (внимание на экран). Цель

данной работы: стимулировать учащихся стать лучше, ведь даже

слабоуспевающие , гиперактивные дети стараются стать лучше как в учёбе

,так и в поведении. Я считаю, что такие положительные моменты сплачивают

коллектив, воспитывают честность, уважение к ближним и повышают

самооценку самого ребёнка.

И сегодня мне хочется передать такой талисман успеха вам за честность в

ответах . Я дарю вам талисманы успеха в знак благодарности за

сотрудничество. За наш нелёгкий учительский труд. ( вручаю) Ну а вы

можете такие талисманы вручать своим ученикам.

А закончит свой мастер – класс мне хочется песней нашего класса

( экран). Выходят дети.

Детство, детство, детство –это наша школа,

Дружба в классе и весёлый звон звонка.

Детство, детство – добротой не зря согрето

Детство, детство, детство это ты и я.

Припев : Все дети в нашем третьем классе должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети и в дружном классе жить.

Должны смеяться дети,

Дружить должны все дети, учиться должны дети

И в дружном классе жить.

Играет музыка, дети раздают жюри талисманы.

Если дети в детстве добротой согреты, вырастут достойные граждане

Наш автор Юлия Владимирова, молодая учительница начальных классов, рассказывает о том, что именно она делала в своем классе для того, чтобы дети были дружными и отзывчивыми все четыре года начальной школы. Будем рады, если ее маленькие "хитринки" пригодятся и вам.

О том, что в первый сентябрьский день я поставила парты кругом, чтобы все дети могли друг друга видеть, я рассказала в прошлый раз . Это вообще очень хороший психологический прием, он даже атмосферу в классе делает другой, более комфортной, семейной. Стараюсь раз в несколько месяцев создавать такие сценарии уроков, при которых круговое размещение парт оправдано (иначе директор не разрешает их сдвигать). Но есть и менее трудоемкие варианты по сплочению детей. Некоторые ну очень простые!

1|| У кого когда день рождения?

Такие линеечки я проводила каждое второе (ну или третье) сентября. Потому что интересно было еще смотреть, что возраст и рост не равны. На физкультуре детей обычно выстраивают по росту, а здесь - по возрасту, и оказывалось, что самые маленькие бывали старше самых больших. Ну и конечно, заранее настраиваешься на то, что в день рождения принято поздравлять, и мы всегда всех поздравляли, даже тех, у кого день рождения приходился на каникулы. Всем классом мы всех летних ребят поздравляли в сентябре.

2|| Уголок настольных игр

И чуть было не забыла про пазлы! Большие, красочные пазлы, которые нужно собирать командой, чтобы быстрее закончить. Такие пазлы мы склеивали, что-то оставляли в классе, а что-то дарили на память нашим именинникам.

3|| Строим вместе башню из стаканчиков

Это игра, очень веселая. Мы проводили ее в общем коридоре, потому что и желающих играть, и желающих наблюдать всегда набивалось очень много. Нужны несколько бумажных стаканчиков и канцелярская резинка, к которой привязано столько ниточек, сколько игроков (обычно 4-6, с большим количеством игроков уже проблематично строить стены и башни). Задача команды - совместными, хорошо распределенными усилиями с помощью резинки построить башню из стаканчиков.

4|| Книга рекордов класса

Главное правило таких рекордов, что они должны быть добрыми, должны показывать ребенка с лучших его сторон. Кстати, титул самого доброго дети все время хотели присвоить почти каждому однокласснику: подобрал котенка на улице и принес в класс - самый добрый (что потом делали с этим котенком - отдельная история), отдал свою порцию в столовой - самый добрый, помог собрать книжки из опрокинувшегося рюкзака - самый добрый…

5|| Игры из детства наших родителей

Коллегам я могу сказать, что быть на этих играх с малышами вместе важно на первом, ну, может быть, еще на втором году обучения. В 3-4 классах они уже почти не нуждаются в учительнице-наседке. Выходите к ним на переменках, пока они маленькие, не стесняйтесь. Уверена, вам и самим понравится. А там глядишь, и коллеги из параллели присоединятся (мечты, мечты… ну а вдруг?)

\u0423\u0432\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u0441\u044f \u043a \u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0438\u043c.
\u0412\u043e\u0440\u043e\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438 \u043b\u043e\u0436\u044c - \u044d\u0442\u043e \u043f\u043e\u0434\u043b\u043e\u0441\u0442\u044c.
\u0421\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u0435\u043c \u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0443.
\u041d\u0435 \u043e\u0431\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f \u0438 \u043d\u0435 \u0440\u0443\u0433\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f
\u041d\u0435 \u0436\u0430\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0435\u043c.
\u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0438\u0436\u0430\u044e\u0442 \u0434\u0435\u0432\u043e\u0447\u0435\u043a, \u0430 \u0434\u0435\u0432\u043e\u0447\u043a\u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0446\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u044b.
\u0411\u0435\u0440\u0435\u0436\u043d\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u0441\u044f \u043a \u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443.
\u041d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430 - \u044d\u0442\u043e \u0444\u0443\u043d\u0434\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442 \u043c\u043e\u0435\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f.
\u0414\u0435\u0436\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435 - \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f.
\u041d\u0435\u0446\u0435\u043d\u0437\u0443\u0440\u043d\u0430\u044f \u0431\u0440\u0430\u043d\u044c \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0449\u0435\u043d\u0430.
\u041d\u0435 \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u0430 \u0446\u0435\u043d\u0438\u043c \u0438\u0445.
">]" data-testid="answer_box_list">

kamilasharipovoz5fon

Выслушивать мнения каждого человека
Уважительно относимся к старшим.
Воровство и ложь - это подлость.
Соблюдаем школьную дисциплину.
Не обзываемся и не ругаемся
Не жадничаем.
Мальчики не обижают девочек, а девочки не провоцируют конфликты.
Бережно относимся к школьному имуществу.
Начальная школа - это фундамент моего образования.
Дежурные - главные помощники учителя.
Нецензурная брань запрещена.
Не оцениваем людей, а ценим их.

Недружный класс и что с этим делать

Важно ли, в каком классе учится ребенок: сплоченном или недружном? Может быть, нет никакой разницы? Ведь ребенок ходит в школу получать знания. В том то и дело, что это очень важно для правильного роста и становления личности. Именно гармоничная, теплая, дружеская атмосфера способствует формированию целостного, счастливого, успешного человека.

Класс – это сообщество ребят, которые волею судьбы должны существовать, учиться, расти вместе на протяжении 9-11 лет. И хорошо, если это дружный, энергичный, инициативный коллектив единомышленников. В нем и несколько флегматичных, равнодушных, тяжелых на подъем ребят вскоре становятся такими же активными и открытыми.

А если класс вовсе и не коллектив, а просто разрозненные, неинтересные друг другу люди, вынужденные находиться вместе? В таком случае тяжело приходится всем. И самим ученикам – ведь они лишены ощущения духа единства, поддержки, созидательного творчества, не получают положительных навыков работы в коллективе. Нелегко и родителям, переживающим за негармоничную атмосферу, в которой находятся их дети в школе. Трудно и учителям, потому что обучение духовно разрозненного класса требует больших усилий. А о классном руководителе и вообще говорить не приходится: он слышит от коллег одни нарекания в адрес своих подопечных, ломает голову, как проводить какие-либо внеурочные мероприятия в классе, где все друг другу чужие.

Что можно сделать, чтобы вынужденное нахождение вместе в одном замкнутом пространстве (класс, школа) превратилось в радость?

Естественно, за один день, как по мановению волшебной палочки, такие чудесные метаморфозы не произойдут. Это кропотливая, целенаправленная работа классного руководителя, учителей, родителей и самих ребят.

Сначала нужно понять, чем живет каждый из ребят. Что ему интересно, чем увлекается, что его притягивает. Таким образом классный руководитель может составить представление о каждом ученике своего класса. После этого можно начинать непосредственную работу по сплочению ребят в единый коллектив. Что для этого можно сделать?

Объединяют совместные значимые дела.
Например, экскурсии. Когда собрана информация об интересах учеников, можно подобрать такие экскурсии, которые увлекут если не всех, то большинство учащихся. Это могут быть походы в театр, кино, музеи, выставки. В старших классах очень объединяют экскурсии профориентационой направленности: на предприятия, заводы, фабрики и т.д.

Зарисовки о жизни класса лучше, конечно, оформлять не только в бумажном варианте, но и электронном, чтобы каждый участник, в том числе и те, кто временно не посещает школу (на спортивных соревнованиях, болеет и т.д.) имел доступ, мог в любую минуту посмотреть, что нового происходит в коллективе.

Очень важно создавать традиции класса.
Какие? Опять же исходя из проведенной работы по исследованию интересов учеников. Если половина класса занимается бальными танцами, посещает спортивные секции – по возможности всем остальным ходить на их выступления и поддерживать. Зимой во время каникул, к примеру, договориться обязательно проводить новогоднюю лыжню, катание на санках, ватрушках, коньках и т.д. А в конце учебного года – поход по совместно выработанному маршруту или многодневная поездка.

Существуют ведь и дни рождения.
В своем классе можно вывесить список дней рождений. Придумать, как их отмечать: поздравлением в виде открытки и небольшого подарочка, прикрепленного к ней, исполнения в честь именинника доброжелательной песни, стихотворения. Вариантов множество.

Часто разобщенность происходит из-за незнания ребятами друг друга. На классных часах, проходящих по расписанию каждую неделю, можно отводить по 5-10 минут, чтобы каждый мог рассказать, что нового произошло в его жизни (поступил в музыкальную школу, участвовал в соревнованиях, выставке, занялся нумизматикой – и короткий рассказ, что это такое).

Совместные мероприятия, не навязанные насильно, проведенные с душой, не для галочки, создание традиций, интерес друг к другу сплачивают ребят в один дружный коллектив, в котором приятно и учиться, и учить.

Читайте также: