Как сделать кейс по обществознанию

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

О том, как же лучше учить предмет можно говорить долго. Мы хотим поделиться с вами настоящим открытием. Недавно мы взяли небольшое интервью у преподавателя из учебного центра MAXIMUM. Екатерина Ильина рассказала, как выучить обществознание, в том числе особенно сложные темы, с помощью кейсов.

« — В преподавании важно то, как преподносится материал. Я всегда верила в это. Правильная коммуникация не построится, если ученики не поймут, о чем идет речь. Говоришь сложными словами и терминами – точно не добьется понимания, я это еще по своему университету помню (смеется).

Передо мной в прошлом сезоне преподавания в MAXIMUM встала сложность – ученики, изучавшие обществознание, не понимали блок право.

Так совпало. Обычно уровень группы средний, каждый силен в чем-то своем, диагностики пишут на средний балл. А тут – все не понимают. Нет ни у кого знаний по праву. Точка. Это меня шокировало, но точно не остановило.

В университете я участвовала во многих мероприятиях, где обучение на реальных примерах (кейсах) было регулярным. В общем, решила я попробовать это в классе. Тщательно продумала урок, нашла подходящее время и подходящее место в расписании. Нашла настоящие правовые случаи, прецеденты из судебных практик, следственные эксперименты. Все это я давала на уроках по праву.

Тоже задумываетесь о получении профессии в правовой сфере? На онлайн-курсах MAXIMUM вы можете эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию. Пробное занятие бесплатно!

Какой был результат?

Эффект – восторг. Честно говоря, я сама не ожидала такого. Вовлекались абсолютно все (даже те, кто давно на себе крест как на юристе поставил), представляли себя судьями, адвокатами, прокурорами и даже потерпевшими. Делились на группы, обвиняли или защищали, выносили на обсуждения спорные моменты, приводили доказательства. Мы с ними нашли много неожиданных решений и выходов. Разобрали самые сложные темы.

Сложные темы – не приговор, а непаханое поле для творчества! Екатерина из учебного центра MAXIMUM доказала это на своем примере. Треть её учеников увлеклись правом на столько, что выбрали для себя профессию юриста. Это ли не показатель результата?

Называть основные права и обязанности работника и работодателя.

Задуматься о необходимости изучения Трудового Кодекса РФ для дальнейшей успешной трудовой деятельности;

самостоятельно извлекать информацию из статей ТК РФ;

анализировать предложенные ситуации с точки зрения трудовых правоотношений;

применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной деятельности, учитывая позиции всех членов группы;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

1 этап. Деление на группы.(5 групп по 3-5 человек, принцип: произвольный)

2 этап. Мотивация.

Учитель: В Конституции РФ сказано, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, труд свободен.

Как вы понимаете данное положение Конституции РФ?

Учитель: В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда - серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Задание: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель: Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд - это право или обязанность? Каковы права работников? И каковы их обязанности? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, решая практические задачи, в Трудовом Кодексе РФ, Конституции РФ и других документах, регулирующих правовые взаимоотношения.

3 этап. Предъявление кейсов.

Заключая трудовой договор с 16-летним Ивановым, работодатель потребовал от него следующие документы: паспорт, справку о состоянии здоровья, характеристику с училища, трудовую книжку.

Прав ли работодатель?

Какие требования работодателя противоречат Трудовому Кодексу?

Можно ли с Иваном заключить трудовой договор?

Трудовой кодекс РФ

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета;

документ об образовании, о квалификации и наличии специальных знаний- при поступлении на работу, требующую специальных знаний и специальной подготовки.

Запрещается требовать от лица… документы помимо предусмотренных кодексом…

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

-фамилия, имя, отчество;

-ранее выполняемая работа.

Не нарушает ли какой-либо пункт анкеты права граждан, и если да, то какой и почему?

Трудовой кодекс РФ

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношение к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям…

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был, есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии. Одними из них являются кейс-технологии. Они нашли свое место в образовательной системе с внедрением интерактивной системы обучения и развитием интернет-технологий. Сегодня эти технологии внедряются на всех ступенях образования. Поскольку я стараюсь использовать в своей работе элементы интерактивной системы, мне показалось интересным использование кейс-технологий или их элементов у себя на уроках. А также познакомить с этими технологиями коллег.

В данной работе представлена общая часть пособия в текстовом варианте, более подробный обзор составлен в режиме презентации, а также в режиме презентации составлены примеры кейс-заданий .

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание "фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ТПИ – филиал ДГТУ)

________________ В.В. Игнатьев

Методическое пособие

По дисциплине Обществознание, МХК, история

Форма и срок освоения ООП: очная

Лист согласования

Методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)

Разработчик:

Преподаватель _____________ Н.Г.Чернова

Председатель цикловой методической комиссии _____________ Ю.А.Раскошная

ТПИ – филиал ДГТУ преподаватель истории Ю.И.Шевченко

Согласовано:

Зам.директора по УМР ___________ М.Б. Савченко

Зав.УМО ___________ Т.В. Воловская

Урок был, есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии. Одними из них являются кейс-технологии. Они нашли свое место в образовательной системе с внедрением интерактивной системы обучения и развитием интернет-технологий. Сегодня эти технологии внедряются на всех ступенях образования. Поскольку я стараюсь использовать в своей работе элементы интерактивной системы, мне показалось интересным использование кейс-технологий или их элементов у себя на уроках. А также познакомить с этими технологиями коллег.

В данной работе представлена общая часть пособия в текстовом варианте, более подробный обзор составлен в режиме презентации, а также в режиме презентации составлены примеры кейс-заданий .

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание "фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Технологическая деятельность учителя при использовании кейс-метода включает два этапа:

Источники формирования кейса:

- Художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ.

- Научность и строгость кейсу придают статистические данные.

- Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме.

- Реальные события местной жизни.

- Неисчерпаемым кладезем материала являются Интернет с его ресурсами

деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Краткая структура кейса:

Введение, которое включает в себя первые несколько абзацев: название кейса и авторство; название организации, имена и должности главных персонажей, которые в дальнейшем будут фигурировать на страницах кейса.

Проблема, описание которой дается в виде нескольких абзацев: краткое описание проблемы (как она видится разными участниками событий); описание структуры проблемной ситуации. Если это возможно.

Сценарии решения кейса: характеристики каждой роли в заданной ситуации; возможные альтернативы в решении изучаемой проблемы; постановка задач как для всей группы, так и для ее отдельных участников.

Методические рекомендации преподавателю, в которых рассматриваются примерные вопросы по данному кейсу, определена целевая группа, цели преподавания, анализ проблем и их концептуальное обоснование.

Поэтапная работа с кейсом:

Этап введения в кейс, постановка преподавателем основных вопросов .

Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Жесткое требование - укладываться в установленные сроки. Ученики выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Этап презентации решений по кейсам.

Этап общей дискуссии.

Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность – 10-15 минут

Классический кейс-метод, когда учащимся самим нужно сформулировать проблему на основе представленной информации.

Проблемный кейс-метод, когда проблема уже сформулирована, а акцент делается на разработке возможных вариантов решений.

Кейс неопределенности, когда важно самостоятельно собрать необходимую информацию для решения проблемы, обозначенной в кейсе.

Метод решенных проблем, когда в кейсе предоставляются варианты готовых решений. Задача заключается в ознакомлении со структурой процесса принятия решений, в критической оценке решений и разработке альтернативных решений.

Методы, включенные в кейс-анализ Роль методов в кейс-анализе

Моделирование Построение модели ситуации

Системный анализ Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее

Методы описания Создание описания ситуации

Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств,

сторон, составляющих ситуации

Игровые методы Представление вариантов поведения героев в ситуации

Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ / АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА КЕЙС-УРОКАХ / ACTIVITY METHOD / CASE TECHNOLOGIES AND ITS FEATURES / ALGORITHMS OF STUDENTS' ACTIVITY IN CASE-STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Восканова Елена Михайловна

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют применения таких педагогических технологий, которые обеспечивают не только усвоение знаний, но и приобретение навыков и умений учиться. Добиться этого можно только используя деятельностный подход при организации учебно-воспитательного процесса. В статье представлен опыт использования на уроках истории и обществознания кейс-технологий, позволяющих реализовать деятельностный метод на практике. Отмечены особенности данной технологии и ее возможности в формировании универсальных учебных действий. Приведена классификация кейс-технологий по видам и формам. Особое внимание уделено методу разбора деловой корреспонденции, методу инцидента и методу ситуационного анализа. В статье приведены алгоритмы деятельности учащихся и учителя, пример распределения функций между учащимися в учебной группе во время работы над кейсом. Также в статье проанализированы возможные риски применения кейс-технологий и пути их преодоления. Статья сопровождается примерами работы с кейсами из практической деятельности автора в процессе преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Восканова Елена Михайловна

Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы

CASE-METHOD OF HISTORY AND SOCIETY LESSONS AS A METHOD FOR IMPLEMENTING AN ACTIVITY APPROACH IN SCHOOLCHILDREN EDUCATION

Federal state educational standards require the use of such pedagogical technologies that provide not only the assimilation of knowledge, but also the acquisition of skills and abilities to learn. This can only be achieved by using an active approach to the organization of the educational process. The article presents the experience of using case technologies in the lessons of History and Social science, which make it possible to implement the activity method in practice. The features of this technology and its capabilities in the formation of universal educational actions are noted. The classification of case technologies by types and forms is given. Particular attention is paid to the method of parsing business correspondence, the method of incident and the method of situational analysis. The article presents the algorithms of students and teachers, an example of the distribution of functions between students in a study group while working on a case. The article also analyzes the possible risks of using case technologies and ways to overcome them. The article is accompanied by examples of working with cases from the practical activities of the author in the process of teaching History and Social studies in a comprehensive school.

Восканова Елена Михайловна - учитель истории и обществознания, Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова Советского района города Казани Республики Татарстан, г. Казань

Аннотация: федеральные государственные образовательные стандарты требуют применения таких педагогических технологий, которые обеспечивают не только усвоение знаний, но и приобретение навыков и умений учиться. Добиться этого можно только используя деятельностный подход при организации учебно-воспитательного процесса. В статье представлен опыт использования на уроках истории и обществознания кейс-технологий, позволяющих реализовать деятельностный метод на практике. Отмечены особенности данной технологии и ее возможности в формировании универсальных учебных действий. Приведена классификация кейс-технологий по видам и формам. Особое внимание уделено методу разбора деловой корреспонденции, методу инцидента и методу ситуационного анализа. В статье приведены алгоритмы деятельности учащихся и учителя, пример распределения функций между учащимися в учебной группе во время работы над кейсом. Также в статье проанализированы возможные риски применения кейс-технологий и пути их преодоления. Статья сопровождается примерами работы с кейсами из практической деятельности автора в процессе преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе. Ключевые слова: деятельностный метод, кейс-технологии и их особенности, алгоритмы деятельности учащихся на кейс-уроках.

CASE-METHOD OF HISTORY AND SOCIETY LESSONS AS A METHOD FOR IMPLEMENTING AN ACTIVITY APPROACH IN SCHOOLCHILDREN EDUCATION Voskanova E^.

Voskanova Elena Mikhailovna - History and Social studies Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM № 121 NAMED AFTER THE HERO OF THE SOVIET UNION S.A. AKHTYAMOV SOVETSKY DISTRICT OF THE CITY OF KAZAN, REPUBLIC OF TATARSTAN, KAZAN

Abstract: federal state educational standards require the use of such pedagogical technologies that provide not only the assimilation of knowledge, but also the acquisition of skills and abilities to learn. This can only be achieved by using an active approach to the organization of the educational process. The article presents the experience of using case technologies in the lessons of History and Social science, which make it possible to implement the activity method in practice. The features of this technology and its capabilities in the formation of universal educational actions are noted. The classification of case technologies by types and forms is given. Particular attention is paid to the method of parsing business correspondence, the method of incident and the method of situational analysis. The article presents the algorithms of students and teachers, an example of the distribution of functions between students in a study group while working on a case. The

article also analyzes the possible risks of using case technologies and ways to overcome them. The article is accompanied by examples of working with cases from the practical activities of the author in the process of teaching History and Social studies in a comprehensive school.

Keywords: activity method, case technologies and its features, algorithms of students' activity in case-studies.

Проблема усвоения знаний всегда беспокоила учителей. Ведь практически все действия человека в жизни, не только учеба, связаны с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Понятно, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике или в незнакомых ситуациях. Но, как правило, учащиеся не всегда знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому на разных предметах из урока в урок необходимо обучать.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению. Для его реализации ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.

Кейс-метод - это метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для усвоения данной проблемы. Практическая значимость этого метода заключается еще и в том, что содержание контрольно-измерительных материалов ГИА требует показать умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Именно кейс-метод может помочь эти навыки сформировать и закрепить. Впервые метод был применен в Гарвардской бизнес школе в 20-е гг. XX века. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study - обучение на основе реальных ситуаций. Методические основы кейс-технологий освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А.В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В. Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой.

В последние годы в наших школах наметилась тенденция к активному использованию кейс-метода в предметном обучении, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Однако, наиболее часто используются метод инцидента, метод разбора деловой корреспонденции и метод ситуационного анализа.

По своей форме кейс - это единый информационный комплекс и обычно он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Источниками кейса могут быть различные сферы жизни общества: образования, экономика, политика. Они могут быть представлены как:

- печатный кейс (тексты, документы, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации);

- мультимедиа - кейс (презентации, слайд-шоу, ЦОР, ЭОР);

- видео кейс (фильмы, аудио и видео материалы).

Кейс-метод имеет следующие особенности:

• метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, в которых может быть представлен несколько вариантов решения представленных проблем, например, в истории и обществознании;

• основной акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на сам процесс его выработки и на сотворчество учителя и ученика;

• результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

• технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в различных ролях: ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса совместной деятельности;

• огромным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Перед началом кейс-урока необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом работы. Он может выглядеть примерно так:

• записать цель, над которой предстоит работать группе;

• выписать вопросы, сформулированные для данной темы;

• по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);

• сформулировать обобщенное групповое мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели;

• представить результаты работы. Это может быть резюме в виде выводов на одной странице (текст, графики, таблицы), выступление модератора пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются основные результаты работы.

Кроме этого, необходимо научить работать в группе примерно по следующему алгоритму:

• 1. шаг. Распределение ролей в группе:

• 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.

• 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).

• 5. шаг. Выработка решений проблемы.

• 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.

• 8. шаг. Краткий доклад о результатах работы.

Подобный подход к организации урока вызывает у школьников большой интерес, активность и дает возможность добиться формирования умений универсальных учебных действий именно через познавательную деятельность. Конечно, применение данной технологии не исключает наличие рисков, которые могут не позволить достичь поставленных целей. Риски, с которыми мы столкнулись в практической деятельности:

- Недостаточная подготовленность учащихся к новым формам работы и новым требованиям. В этом случае старались создать ситуацию успеха, поработать индивидуально.

- Сложившийся у учащихся стереотип, что учитель сам дает вариант решения проблемы. Чтобы преодолеть такую ситуацию, максимально алгоритмизировали действия ребят, включали в процесс анализа имеющихся материалов кейса, знакомили с критериями оценок за виды работы и результаты.

- Часто ребята, особенно 5-8 классов, еще не в состоянии самостоятельно сформулировать проблему, заложенную в материалах кейса. Необходимо было пояснять, что может являться противоречием в той или иной ситуации, показать разные формы фиксации проблем. При настойчивом и систематическом научении, как правило, такие навыки появлялись.

- Информационная составляющая кейса всегда очень субьективна, потому что отражает уровень развития самого учителя. Поэтому необходимо подвергать рефлексии собственную деятельность, заниматься самообразованием, более глубоко изучать данную технологию, знакомиться с опытом коллег, обмениваться мнениями.

Таким образом, кейс - метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС и является ярким примером реализации деятельностного метода при изучении истории и общесвознания.

Пример № 1. Кейс по истории.

Задание № 1. А. Прочитайте информацию о своей стране. Б. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны. В. Объясните, почему именно эти задачи актуальны для этой страны.

Материалы для кейса:

Особенности внешней и внутренней политики стран Европы в 20-30 ее гг. XX века (Франция, Великобритания, США. Германия, СССР). Одна страна - одна группа.

Пример № 2. Кейс по обществознанию.

Тема: Защита прав несовершеннолетних. 9 класс. Работа с документами:

Предьявляем учащимся ситуацию: 16-летний подросток попросил бизнесмена установить над ним патронаж, поскольку его родители неделями находятся в запоях, нигде не работают и не предоставляют ребенку содержания и питания. Бизнесмен обратился к адвокату за консультацией о порядке установления данного патронажа с его стороны над подростком. Какое разъяснение следует дать бизнесмену?

- план решения проблемы;

В ходе работы в группах учащиеся понимают, что необходимо обратиться к имеющимся в кейсе документам - Гражданскому и Семейному кодексам РФ.

Кейс содержит тексты: ГК РФ: Ст.40,41 . Патронаж может быть установлен только в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может осуществлять свои права (п.1 ст.40 ГК РФ). В

соответствии со ст. 21 ГК РФ 16-летний подросток не является дееспособным, т.е. из-за данного возраста патронаж в отношении его исключен. СК РФ: ст. 76,77,78 Выводы:

1. Установление патронажа над данным подростком со стороны бизнесмена юридически недопустимо.

2. Из условий задачи не усматривается, что подросток имеет инвалидность или иное неблагополучное состояние здоровья, вследствие которого он не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Вариант оказания помощи подростку: обратится к Уполномоченному по правам ребенка по месту жительства, к педагогам образовательного учреждения с целью оказания помощи в решении проблемы.

Список литературы /References

1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude. Тобольск: ТГСПА им. Д.А. Менделеева, 2009. 188 с.

Читайте также: