Как сделать карты проппа

Обновлено: 03.07.2024

Актуальность нашей работы:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Мы отметили, что к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности пускают процесс развития речи своего ребёнка на самотёк. Из – за этого у ребенка затрудняется развитие целого ряда функций: это и воображение, страдает диалогическая функция речи(ребенок не умеет строить фразы, говорит односложно), мышление, не развивается память.

В своей работе мы использовали несколько технологий развития и обогащения речи через моделирование, но наиболее продуктивной для нас оказалась работа по картам Проппа.

Цель работы: Развитие связной речи у дошкольников с ТНР через моделирование с использованием карт Проппа.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Развивать наглядно – образное и формировать словесно – логическое мышление детей, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Воспитывать в детях гуманность, человечность – умение сопереживать герою.

Методика работы с картами Проппа.

По мнению Владимира Яковлевича это 31 постоянная функция, без которой не обходится ни одно сказочное повествование. Карты Проппа-это сказочный конструктор, который состоит из карточек, на которых схематически изображены события и эпизоды сказки.Затем их было оставлено 28 – вы можете видеть их на слайде.

Позднее другими авторами(например Джанни Родари) эти функции были сокращены до 20.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь.

В коррекционной работе логопеда карты Проппа помогают в автоматизации и дифференциации звуков.

План работы с картами Проппа: на подготовительном этапе воспитали и учителя – логопеды проводят активное знакомство детей со сказкой как с жанром литературного произведения. Мы активно начитывали детям сказки, разбирали характеристики героев, действия, которые с ними происходили. А так же мы знакомили детей с общей структурой сказки. Структурировав свою работу мы выделили несколько этапов в работе по картам Проппа:

1 этап: знакомство детей со сказкой , как жанром литературного произведения. Мы объясняли детям общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: читали сказки и сопровождали чтение выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказывали сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе мы пробовали сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого выбирали 5-8 карт, придумывали главных героев, выбирали кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Так же, опираясь на ведущую деятельность дошкольников, мы ввели в рабочий процесс игры – задания, такие как:

— Чудеса в решете. В процессе этой игры дошкольники выявляли происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняли волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявляли злых и коварных героев (добрых), описывали их облик, характер, образ жизни, привычки, жилища. Затем анализировали, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (например для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делали попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывали новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок.

Брали мы не все 20 карт, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям предлагались задания:

На материале сказочных текстов проводились упражнения на формирование образности речи и для обогащения словаря детей. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

Дальнейшим этапом стала работа над сочинением сказки, которую мы построили следующим образом:

С детьми оговаривались следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Мы предлагали такие игровые приемы:

Благодаря использованию карт Проппа в работе учителя – логопеда мы научили детей:

  • определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки;
  • выстраивать схему содержания,опираясь на карты Проппа;
  • пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.

Кружок "Сочини сказку" / Л. Е. Тумина. - М. : Изд-во УЦ "Перспектива", 1995. - 373 с. : ил.; 20 см + Прил. (1 л. ил.).; ISBN 5-7744-0001-8 : Б. ц. Загл. обл.

Автор: Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Раздел: дошкольное образование

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: [3,100]
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

На третьем этапе происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (взрослый читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт). Для начала используется 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственной сказки.На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.


Известный исследователь русских народных сказок В.Я. Пропп выделил закономерности сюжета, главных героев и злодеев. И наглядно показал их в простых рисунках, благодаря которым дошкольникам легче понимать, и затем пересказывать сюжет своих любимых произведений. Бесплатно скачать и распечатать примеры карт проппа можно из этой статьи. Читайте своему ребенку сказку, постепенно показывая, или самостоятельно рисуя такие карты, а затем после прочтения попросите его рассказать сюжет по этим карточкам.


Герою дается сложное задание.


Карты проппа.


Ложный герой.


Конструирование сказок по картам Проппа.


Для дошкольников в картинках.


Развитие сюжета по картам.


В картинках.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Наглядность и красочность исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.

Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т.к. они воздействуют на все органы чувств.

Целесообразность карт Проппа

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Последовательность знакомства с картами

Изготовление карт. Карты, используемые работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).

Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт). Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Смотрите приложение №2. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей). Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Примеры сказок, придуманных детьми с использованием карт Проппа.

Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

14. Трудные испытания

15. Ликвидация беды

Читайте также: