Как сделать карту путешествий для дошкольников

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта.
В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана.

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: "У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения". Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.
Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся "домой"?

♥Где живет Карлсон

Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.
А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А "развивающую" карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма "Мадагаскар" поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.
Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте "Беда". А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.

♥По следам Сесиль Лупан

Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:
Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.
А в Испании — Мадрид
В центре всей страны стоит.
Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!
А в Британии, без спора,
Лондон — самый главный город.
Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгу А. Усачева "Мои первые географические открытия", где география изучается в стихах и очень весело:
На свете много островов,
Так много, что не счесть.
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это — Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

Где лучше всего изучать науку о Земле?Конечно на прогулке.А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию.Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять.Вы идете в путешествие.А что нужно для настоящего путешествия?Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале.Готовы?Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду.Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте.Например, о почве.Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут.Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке.А что такое песок вообще?А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
Прямо на ходу можно играть в игру "Я знаю 5 названий. ". Мама задает тему: "Я знаю 5 городов. ". А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: "Москва — раз, Киев — два. ". Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: "Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке. " Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.
Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке "клад" — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими "сокровищами". Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом,как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. "А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?" Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? "Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается". Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки.

Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.

♥Экспедиции с Винни-Пухом

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное "ископаемое" — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.
Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.
Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.

♥Берег левый, берег правый.

А как насчет азов географии, которые можно изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как "устроена" самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность. Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек на самом деле никакой не ручеек, а широкая и бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега — левый и правый. Разберитесь с малышом где какой и отправляйтесь в путешествие.
Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка-реки. Исток (то место, где река начинается) у дождевого ручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет — то у вершины сугроба. Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и "питаются" талым снегом и родниками. Вот и наш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к нему присоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее. Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Продвигаясь вниз по руслу ручья, вы с малышом непременно увидите эти ручейки-притоки. Русло реки не бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия и образуя излучины.
По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по "равнине" бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели, и пороги. Все как у настоящей реки. А вот ответвление в сторону и — озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру. Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместе с другими такими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа — миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с морем называют устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья — вот вам и искусственное водохранилище. А сколько "околоводных" тем можно затронуть во время такой прогулки — даже не перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать дома на тему рек, морей и кораблей!
Кстати, "географическим" строительством можно заняться и на песчаном пляже. Так здорово вместе с малышом возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища.
И конечно как можно больше путешествуйте с малышом. Пожалуй, это самое лучшее и полезное изучение географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди. В раннем детстве у ребенка формируется способность воспринимать новые впечатления. А дальше на этот стержень нанижется любознательность и легкость в овладении новыми навыками. Но не только дальние путешествия, а даже поездки в окрестностях родного города дадут возможность крохе лучше понять и осознать устройство нашей удивительной планеты. И, конечно, помогут узнать и полюбить свой неповторимый край, будут способствовать формированию грамотного отношения к природе, экологического мировоззрения. Интересных открытий и удивительных приключений вашему маленькому географу!

Мой педагогический стаж составляет почти 30 лет. Достаточно долго я проработала учителем иностранного языка. Часто, когда ребята знакомились с новым предметом, выяснялось, что их представления об окружающем мире довольно искажены. Не всегда можно было услышать правильный ответ на вопрос о том, на каком языке говорят в той или иной стране, в какой части света она находится, как называют жителей данной страны. В настоящее время я работаю воспитателем в детском саду и, у меня появилась возможность знакомить детей с многообразием народов мира, их культурой, особенностями внешнего вида. Опыт школьного учителя подсказал, что интегрированные занятия будут способствовать формированию разносторонних знаний о мире, позволят высвободить время для общения и игр. Кроме того, для меня, как педагога, интересно воплощать в этих занятиях самые смелые замыслы. Так появился блок интегрированных занятий "Путешествие по карте мира". Цель блока: формировать целостное представление об окружающем мире через развитие познавательного интереса воспитанников, воспитывать толерантное отношение к различным культурам. В этой работе представлено 3 занятия (вводное, занятие-практикум, занятие путешествие). Всего в блоке восемь занятий.

Вводное занятие "Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!"

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Цель: воспитывать толерантное отношение к различным культурам.

  • образовательные: формировать и обогащать представления воспитанников об обычаях разных народов;
  • развивающие: развивать умение анализировать нестандартную ситуацию и умение ориентироваться в ней;
  • воспитательные: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и взрослым.

Введение в ситуацию в форме диалогической беседы с использованием карты мира. Воспитатель задает вопросы:

- как называется страна, в которой мы живем?

- на каком континенте она находится?

- как называются жители нашей страны?

- кто живет в России?

- какие другие страны могут назвать дети?

- чем отличаются люди других стран?

- знают ли ребята, как люди разных стран приветствуют друг друга?

- какие способы приветствия существуют?

Игровая ситуация "Здравствуй, друг!".

На самом деле форм приветствия очень много. Мы узнаем, как принято здороваться у разных народов нашей планеты.

Описание игры.

  • Племя массаи. Перед тем, как приветствовать друг друга, плюют себе на руки.
  • Жители Тибета. Снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь.
  • Племя маори. При встрече прикасаются друг к другу носами.
  • Жители Японии. Для приветствия существует три вида поклонов: низкий, средний, легкий.
  • Жители России, в качестве приветственного жеста, пожимают друг другу руки.
  • Жители Лапландии трутся носами.
  • Жители Франции целуют друг друга в щеку.
  • Жители Латинской Америки обнимаются.
  • Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.
  • Жители Греции приветствуют друг друга словами: "Будь здоровым!".
  • Арабы приветствуют друг друга фразой: "Мир с тобой!".
  • Древние греки говорили друг другу в знак приветствия: "Радуйся!".

3. Игровая ситуация "Иностранный гость".

Ребята, а теперь представьте, что вы иностранцы и не знаете русского языка. Вы воспитанные и культурные люди и хотите поздороваться. Что делать?

Дети предлагают разные варианты (улыбнуться, пожать руку, поздороваться на своем языке).

Воспитатель. Я думаю, что нам нужно выучить несколько приветствий на разных языках, которые практически у всех на слуху: на французском - "Бонжур!" , на немецком - "Гутен таг!", на японском - "Коничи-ва!", на испанском - "Буенос диас!", на китайском - "Ни хау!", на английском - "Гуд афтенун!".

Раздается стук в дверь. Появляется иностранец с чемоданом, на голове одет берет. Он здоровается: "Бонжур". Ребята вспоминают, что это приветствие на французском языке и этот иностранец - француз. Иностранец продолжает знакомство: "Коман са ва?". Воспитатель предлагает свою помощь в качестве переводчика: "Наш гость интересуется, как идут у нас дела? Как же нам ответить? Здорово? Он не поймет. А может классно?". Иностранец радостно кивает головой, он достает конверт и отдает его ребятам. Гость говорит "оревуар", затем уходит. Дети открывают конверт, в нем находится книга о Франции и билет. Воспитатель сообщает ребятам, что это приглашение посетить Фракцию. Воспитатель и дети отыскивают на карте страну, выясняют, как называется столица, обсуждают, каким видом транспорта быстрее добраться до Парижа. Воспитатель находит в книге иллюстрации достопримечательностей столицы Франции и кратко знакомит детей с ними.

4. Рефлексия. Дети заканчивают начатые воспитателем предложения. На занятии я узнал, что: Мне понравилось: Я понял, что: и т.д.

Интегрированное занятие "Подарки из Франции"

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура

Цель: развивать познавательный интерес дошкольников.

Задачи:

- образовательные: формировать представления о Франции, ее обычаях и культуре;

- развивающие: развивать пальчиковую моторику, наглядно-образное мышление (мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения);

- воспитательные: воспитывать любознательность, находчивость, интерес к совместной деятельности.

Предварительная работа.


В группе организуется французский уголок, собираются картинки, предметы, книги имеющие отношение к Франции. Периодически проводится обсуждение собранных материалов.

Введение в ситуацию. Рассматривание с обсуждением новогодней открытки из Франции (можно взять на сайте). Обратить внимание детей на то, что в России главный новогодний персонаж - дед Мороз, а во Франции - Пер Ноэль. В России дед Мороз живет в городе Великий Устюг, во Франции Пер Ноэль поселился в городе Либурн. Он развозит подарки на оленях, а помогают ему маленькие гномы.

Игровая ситуация "Подарки из Франции".

Воспитатель сообщает, что французский Пер Ноэль поручил ему доставить подарки из Франции. Эти подарки помогут русским ребятам подробнее познакомиться с его Родиной, узнать много нового и научиться кое-чему полезному. Воспитатель обыгрывает каждый подарок:

- фотография Эйфелевой башни. Это символ столицы Франции Парижа. Французы вежливо называют её Мадам. Башня очень высокая, чтобы подняться на смотровые платформы (их три), нужно воспользоваться лифтом. Пер Ноэль хотел бы узнать, какой высоты башню можете построить вы? Дети строят башни, если они неустойчивые, ещё раз рассматривают фотографию Эйфелевой башни и обсуждают, почему она не падает. Инженер Гюстав Эйфель изучал строение человеческого скелета, он обратил внимание на то, это очень прочная конструкция, ведь позвоночник человека выдерживает огромные нагрузки. Башню он спроектировал с учетом этих знаний. Эйфелевой башне уже больше ста лет, она прочно стоит на земле даже при сильном ветре.

- стаканчики для бильбоке (толстая нитка или шнурок длиной около полуметра одним концом приклеивается к донышку пластмассового стаканчика, другой конец приклеивается к шарику от настольного тенниса). Это французская игра бильбоке. Слово "биль" по-французски означает шарик. У французов даже есть выражение: "Уходить с шариком". Участники игры договариваются, сколько бросков будут делать. Бросать надо так, чтобы затем вновь поймать шарик в стаканчик. Выигрывает тот, кто чаще ловит шарик. Воспитатель раздает каждому бильбоке и дети соревнуются.

- упаковка слоеного теста. Кто не знает слово "круассан". Это рогалик - булочка в форме полумесяца. Французы очень любят кушать эти булочки на завтрак. Пер Ноэль предлагает испечь булочки самим под руководством воспитателя. Дети моют руки, одевают фартуки. Каждый лист теста раскатывается в форме круга, затем разрезается от середины на треугольники. На широкий конец кладем начинку (можно мармелад) и скатываем к узкому концу, придаем форму полумесяца. Получившиеся рогалики торжественно относим на кухню, чтобы испечь. Дети с удовольствием съедят их позже.

3. Рефлексия. Этот этап лучше перенести на то время, когда дети будут пробовать круассаны и обсудить, что им больше всего запомнилось и почему, какие представления о Франции они теперь имеют.

Занятие-путешествие "Умелый путешественник"

Цель занятия: применение детьми полученных знаний в повседневной жизни.

  • Образовательные: познакомить детей с Японией, ее символикой, культурой, с искусством фуросики. Научить детей упаковывать предметы, используя платок.
  • Развивающие: развивать мелкую моторику, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, наглядно-образное мышление, связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Необходимое оборудование: глобус или карта мира, наглядные картинки (флаг Японии, флаг России, изображение иероглифов), музыкальные открытки (японская и русская мелодии), отрывок речи на японском языке, платок 90?90 для каждого ребенка, книги, мячи, пластиковые бутылки для упаковывания.

Организационный этап (2-5 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Вовлечь детей в совместную деятельность, создать комфортную психологическую атмосферу Приглашает детей к путешествию, загадывает загадки, организуют детей для "путешествия" Слушают воспитателя, задают вопросы, отгадывают загадки, собираются в "путешествие" Создана комфортная психологическая атмосфера, у детей возникло желание участвовать в "путешествии".

Воспитатель подзывает детей и обращается к ним: "Ребята! А вы любите путешествовать? Пойдете со мной в путешествие? Какие предметы нам могут понадобиться? Вот у меня есть платок, мячи и бутылка с водой! Как вы думаете, они нам пригодятся? Давайте возьмем их с собой! Ну, вот мы и готовы. В путь!". Дети и воспитатель идут в музыкальный зал.

Ознакомительный этап (до 10 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Познакомить детей с Японией, с искусством фуросики. Рассказывает о Японии, отвечает на вопросы, помогает детям правильно формулировать вопросы, проводит игру. Задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы, участвуют в игре, сравнивают, делают выводы. Сформировалось представление о стране, об искусстве фуросики, появилось понимание того, что грамотно сформулированный вопрос-это возможность получить интересный ответ.

В зале на столиках разложены наглядные картинки с изображением флага Японии (рис. 3) и России, написанными словами "мама": мама (обращение) - хаха - о-ка:-сан и "папа": папа (обращение) - тйти - о-то:-сан и японскими иероглифами (рис. 4), символами Японии (рис. 5, 6). Дети свободно ходят по залу, рассматривают картинки.

В музыкальном зале находится музыкальный руководитель, который объясняет, что ребята попали в страну Японию. Спрашивает, знают ли дети такую страну, могут ли показать ее на карте.

Затем воспитатель предлагает игру: "А почему?", т. е. участники игры задают вопросы со слов: "А почему:?" Воспитатель отмечает интересные вопросы детей, помогает выбрать тему вопроса. Воспитатель обращается к детям: "Ребята, а я знаю одно волшебное японское слово "фуросики". А вы знаете, почему оно волшебное? "





Это древнее японское искусство упаковки предметов в то, что у нас есть. Мы же путешественники, а в путешествии случаются всякие неожиданности".

III Этап закрепления и реализации (15 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Научить детей упаковывать предметы в платок , воспитывать умение договариваться о помощи с взрослыми или сверстниками (пожалуйста, помоги (те) мне), обеспечить успешность каждого ребенка. Объясняет, как упаковать предметы, организует детей, помогает тем, у кого не получается. Учатся упаковывать различные предметы, задают вопросы, просят помощи у взрослых или сверстников. У детей возникло понимание, что в трудных делах нужно уметь просить помощи, дети научились упаковывать предметы в платок.

Воспитатель предлагает детям устроиться на ковре и постелить перед собой платок, положить на него предметы, принесенные с собой (книги, мячи, бутылки) и рассказывает, как их упаковать в платок, ему помогает музыкальный руководитель.

Дети делятся на 3 группы: первая группа - упаковывает книгу, вторая группа- мяч, третья группа - пластиковые бутылки.

Описание работы первой группы (рис. 7):

1. Расстелите платок. Уложите, расположив по диагонали, две стопки книг. Не нарушая заданного расположения, переверните одну из книжных стопок на другую сторону, сместив её на ширину стопки в направлении угла. Накройте её углом платка, подвернув концы.

2. Заверните первую стопку в ткань, перевернув её в направлении центра. Точно так же заверните вторую стопку.

3. Сложите свободные концы ткани крест-накрест, как показано на снимке.

4. Сложите обе половинки упаковки, чтобы получилась прямоугольная сумка. Скрутите концы платка жгутами, закрутив их в разные стороны. Свяжите концы плоским узлом, чтобы получилась ручка.


  1. Расстелите платок на ровной поверхности. Уложите на него бутылки по диагонали - донышками друг к другу, горлышками к углам платка.
  2. Не смещая бутылки, накройте их одним из свободных углов платка.
  3. Положите руки на бутылки и закатайте бутылки в платок.
  4. Поднимите бутылки и установите их вертикально.
  5. Свяжите свободные концы платка плоским узлом, стягивая упаковку.
  6. Скрутите концы платка жгутами и закрутите их в разные стороны. Свяжите кончики таким образом, чтобы получилась петля, за которую бутылки можно было нести.


  1. Расстелите платок на ровной поверхности. Уложите мяч ниже середины к одному из краёв.
  2. Завяжите углы платка возле мяча плоским узлом. Два свободных конца проденьте под завязанный узел.
  3. Завяжите концы платка плоским узлом.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети оценивают получившиеся работы и проверяют на практике, удобна ли такая упаковка.

Воспитатель: "Ребята, какие вы умелые путешественники. Теперь вы будете знать, как легко перенести даже неудобные предметы"

IV. Рефлексия (2 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Через эмоциональное состояние детей, понять насколько занятие достигло своих целей Предлагает детям оформить свое эмоциональное состояние при помощи карточек - смайликов: Выбирают соответствующую своему настроению карточку: Эмоциональное состояние детей на высоком уровне, цели занятия реализованы.

Рефлексию целесообразнее проводить после занятия в группе, когда у детей сформируется представление о том, что нового и интересного они узнали и как это можно применить на практике. Рефлексию можно провести как по содержанию занятия, так и по видам детской деятельности, а затем оценить результат.


Пользователи охотнее взаимодействуют с контентом, в котором есть картинки, таблицы, списки и другие элементы добавочной ценности. Если возникает необходимость представить цифры в удобном формате, можно использовать инфографику или интерактивные карты.

Интерактивные элементы в контенте повышают время визита, пользователи охотнее шерят такие материалы. Если в статьях конкурентов нет интерактивных карт, можно использовать это как преимущество и сделать элементом контента, созданного по технике небоскрёба.

Рассказываем, как могут выглядеть интерактивные карты, почему они нравятся пользователям и привлекают их внимание. В статье собрали несколько сервисов, где можно сделать интерактивную карту бесплатно и быстро.

Что такое интерактивные карты и зачем они нужны

Интерактивные карты — карты, с которыми можно взаимодействовать, чтобы получить расширенную информацию в удобном формате. Например, карта проезда, с маршрутом путешествия и промежуточными объектами до точки назначения.

Вот, в каких случаях используют интерактивные карты на своих площадках тревел-бренды и контент-мейкеры.

Разместить большой объём информации

Можно разместить большой объём данных в таблице или добавить длинный список, но тогда взаимодействовать с контентом будет неудобно. Для этой задачи лучше подходит интерактивная карта, которая обеспечивает удобное взаимодействие с информацией.

У Авиасейлс есть интерактивная карта низких цен на авиабилеты, которая помогает сравнить стоимость билетов по разным направлениям. Информация появляется по мере масштабирования, а все точки кликабельные.

карта низких цен авиасейлс

С помощью такой карты тревел-блогеры могут создать интерактивный гид по конкретной стране или городу и добавить точки для всех достопримечательностей, рекомендуемых заведений или других объектов.

Сравнить географические объекты

После закрытия многих стран из-за пандемии путешественники в первую очередь проверяют не стоимость авиабилетов, а доступность направлений для туристов. Эту информацию можно показать на интерактивной карте и отметить страны разными цветами. Тогда за пару секунд легко понять, куда можно лететь, а куда нет.

куда лететь тинькофф

В блоге карту такого формата можно использовать для разных задач. Например, показать страны, в которых есть горнолыжные курорты или лучшие условия для переезда фрилансеров.

Показать изменения

Таймлайн идеально подходит для визуализации последовательности шагов. Если есть исторические данные, с помощью интерактивной карты можно показать любые изменения. К примеру, создать карту распространения 5G сетей в мире.

карта новых объектов airbnb в стамбуле

С помощью интерактивной карты с историческими данными в тревел-блоге можно показать, как менялась стоимость перелёта из одной страны в другую или провести экскурс по определённому региону.

Показать перемещение

Рассказать о перелётах можно с помощью текста, но интерактивная карта сильнее вовлекает читателей во взаимодействие со страницей.

У авиакомпании Red Wings есть карта доступных направлений. По клику на выбранную точку появляются интерактивные маркеры с доступными маршрутами и стоимостью авиабилетов.

карта доступных направлений redwings

карта перемещений от we shall burn bright

Создание интерактивных карт как в примерах выше требует большое количество данных и время для изучения инструментов, с помощью которых они разрабатываются. Можно ускорить решение задачи с помощью бесплатных сервисов.

Инструмент для визуализации данных DataWrapper

Datawrapper — простой инструмент визуализации данных, который позволяет создавать диаграммы, графики, интерактивные карты. Сервис помогает пользователям быстрее освоиться в интерфейсе с помощью полезных материалов блога, академии, кейсов и тренировочных заданий.

Какие карты можно сделать в DataWrapper

В сервисе можно сделать 3 вида карт:

  1. Картограмма (Choropleth map). Подходит для закрашивания регионов по определённым параметрам. Можно показать качество мобильной связи или сравнить привлекательность городов для туристов.
  2. Символьная карта (Symbol map). Данные можно зашифровать цветом и размером символов. Оптимальный вариант для сравнения регионов по нескольким показателям. Например, можно показать, рейсы каких авиакомпаний прилетают в город. Цвет будет соответствовать авиакомпании, а размер — числу рейсов.
  3. Карта локатора (Locator Map). Карта подойдёт для отображения геолокации достопримечательности.

Как сделать интерактивную карту в DataWrapper

Процесс создания карты в DataWrapper состоит из нескольких шагов:

Инструмент для визуализации данных Flourish

Flourish сложнее, чем DataWrapper, но позволяет создавать более сложные карты, гибко настраивать внешний вид визуализаций и оживлять их с помощью анимаций. У сервиса большая библиотека шаблонов, много готовых примеров и блог с кейсами.

Какие карты можно сделать в Flourish

В Flourish можно создать разные виды карт:

  1. Картограммы (Projection map).
  2. Карту локатора (Locator Map).
  3. 3D-карты (3D map) для отображения точек с дополнительной информацией.
  4. Карту дуг (Arc map) для визуализации направлений и перемещений.
  5. Маркерную карту или карту-указатель (Marker map). Отлично подходит для создания гида по региону или городу.

Как сделать интерактивную карту в Flourish

Процесс создания карты в Flourish состоит из нескольких шагов:

как загрузить данные для карты flourish

  1. Выбираем шаблон внешнего вида карты.
  2. Загружаем данные во вкладку Data. Число доступных вкладок зависит от выбранного типа карты: данные, локации, связи. Благодаря встроенному шаблону остаётся только загрузить и распределить данные. Импортировать информацию можно из CSV, Excel, JSON и других форматов.

Рекомендации по визуализации данных на интерактивных картах

Читателям будет удобно взаимодействовать с интерактивной картой, если она качественно сделана, корректно отображается на разных устройствах и её легко понять с помощью легенды.

Советы по визуализации данных:

анонс карточек

андроид приложение

В этой статье я поделюсь с вами личным опытом обучения ребенка по интересной методике, благодаря которой мой пятилетний сын научился запоминать существенные объемы информации (все страны мира и их столицы на русском и английском языках) и преуспел в применении полученных знаний в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ:

metodika obucheniya rebenka 07 vova maps

Умение работать с информацией, быстро обучаться и быть в курсе всех событий - важные составляющие жизненного успеха в современном мире. Культурные и прогрессивные люди идут четко в фарватере новых научных открытий, хорошо знают историю зарождения и развития идей и технологий и всегда обладают самой актуальной информацией. Формат их жизни многообразен и интересен, разносторонние увлечения приносят много радости и позитивных эмоций.



Я был уверен в успехе. Ведь все методики обучения базируются на дисциплине , регулярности и выработке привычки . Неважно насколько сложная стоит задача, важно как человек к ней адаптирован. Ментальные мышцы, как и физические, хорошо поддаются тренировке, поэтому для человека регулярно бегающего по 10 км не составит труда подняться на 10-й этаж, эта нагрузка ему знакома. Так и для ученика любого уровня, настойчиво тренирующего память и разум в одной сфере обучения, не составит труда освоить внушительный объём информации из другой области. Всё зависит от подготовленности и внутренней уверенности, развивающейся бонусом к упорству.


Не ждите от детей понимания важности образования. Даже рассказывая им об этом ежедневно, не рассчитывайте на позитивную реакцию и включение осознанности. Наши дети очень сильно отличаются от нас. Они любят заниматься только тем, что приносит мгновенный позитивный результат. Их мышление свободно. Это является одной из причин того, что представители этого поколения очень быстро создают новые технологии. Учитывая эти особенности, современные корпорации вводят во многие рабочие процессы геймификацию, элементы поощрения и коллективного признания. Для максимального раскрытия потенциала, молодых сотрудников обеспечивают комфортом и избавляют от муторных формальностей.

Хорошо бы взять с них пример и перестать бороться с данностью. Лучше научиться грамотно использовать особенности мышления нового поколения во благо образовательного процесса. Вместо того, чтобы насильно и агрессивно вытаскивать своих детей из зоны комфорта (в которой взрослые, кстати, точно также любят находиться), встройте занятия, сохранив комфорт. Сделайте процесс обучения интересным! Организуйте для ребенка постоянное получение мгновенного результата. И помните, поколение "Z" мотивирует успех и признание, а не наказания и разочарование в их способностях.

И, конечно, здесь очень важна дисциплина и иниенсивность. Самое главное - не сдаваться, получив от ребенка сопротивление, которое может быть выражено разными способами - от слез до истерик и цитирования норм Конституции. Спокойно, аккуратно и настойчиво внедряйте новые процессы в жизнь ребенка, периодически давая ему возможность делать "выбор без выбора". В таком случае у ученика сформируется ощущение что он сам все решает и занятия начнут приносить удовольствие. Обязательно отмечайте его маленькие победы и гордитесь успехами!


Приведу немного цифр. Обычно ребёнку на начальных этапах обучения требуется 3 повторения чтобы запомнить единицу информации. Моему сыну, как и многим другим, были необходимы 5 повторений. Кому-то достаточно 2-х занятий в неделю по теме, а другим нужны 2 занятия в день. Ровная интенсивность и дисциплина приносят свои плоды – через некоторое время мой сын сравнял свой уровень со среднестатистическим. Далее память развилась, опыт увеличился, и ребенок вышел на следующий уровень – выше среднего. Например, названия всех планет Солнечной системы и общую информацию о них он запомнил минут за 20. Раньше это заняло бы гораздо больше времени.

Базовые способности ребенка играют роль, но только как определение исходящего уровня для подбора эффективных инструментов обучения. Далее важны только регулярность и интенсивность занятия с ребёнком, верная методика, правильно подобранные педагогические приемы и непосредственное участие с соответственным контролем над процессом со стороны родителей.

Карта мира – замечательный тренажер для увлекательных и позитивных обучающих занятий с ребенком. Инструмент универсальный и служит удобным стержнем для нанизывания всё новых и новых знаний из различных сфер жизни. Заучивание названий частей света, стран, столиц и городов - это эффективный тренинг для памяти не только ребенка, но и взрослого.

Выработав навык обработки таких больших объёмов информации, другие образовательные задачи для ребенка становятся проще, растет его уверенность в собственных силах и возможностях.

Именно культ образования в Китае послужил базой для большого прорыва в экономике страны. А гедонизм, отсутствие целей, примитивные базовые потребности и плохо развитое мышление могут разрушить не только человека, но и целую страну. Поэтому первоочередная задача родителей и педагогов - научить детей учиться с удовольствием, используя интересные для них темы и достойные источники информации.

На самом деле учеба – это увлекательнейший и интереснейший процесс! И если его правильно выстроить, то он приносит большое удовольствие и радость не только от достигнутых результатов, но и от самого развивающего процесса.

Вы любите путешествовать и постоянно бываете в разных уголках земного шара? Поведайте своим родным и знакомым обо всех посещенных местах на планете, составив карту своих путешествий. С помощью каких сервисов это можно сделать — читайте в нашем обзоре

С помощью этого сайта можно подготовить увлекательные интерактивные ролики, демонстрирующие ваше перемещение на карте Google Maps. Выглядят они так: из одной точки в другую последовательно проходит красная линия, обозначающая ваш маршрут. В ключевых местах движение останавливается, чтобы зритель мог прочитать информацию и посмотреть слайд-шоу из фотографий; все это сопровождается музыкальной композицией. В любой момент можно поставить просмотр на паузу, перейти в ручной режим и изменить масштаб поверхности.

Чтобы создать карту, необходимо

войти на сайт под своей учетной записью (регистрация поддерживается только через Facebook). После этого следует нажать кнопку Create a new map, которая располагается рядом с поисковой строкой. Есть три способа создать карту:


  • Вручную (Create a map).
  • Из группы фотографий (Create a map from photos!). Для этого нужно загрузить снимки размером не более 5 Мбайт. Они будут выстроены по времени съемки, от ранних к более поздним. Если в данных EXIF содержатся геотеги, они также будут учтены, и вам не придется указывать местоположение каждой фотографии вручную, что проделывается на втором шаге.
  • Импортируя геотеги из профиля в социальных сетях (Import places). Tripline поддерживает интеграцию с Facebook, Foursquare, Twitter, Instagram, Tripit, Gowalla. Если вы отмечаете места в одном из этих сервисов, то можете создать из них карту.

Рассмотрим подробнее вариант ручного редактирования. На первом этапе нужно ввести название карты, ее тип (поездка, поход, круиз и тому подобное — более двадцати вариантов на английском языке), место, где вы побывали (например, Европа или Африка), параметры приватности (личная, для друзей, общедоступная) и отметить другие опции.

На следующем этапе потребуется добавить ключевые точки, из которых состоит путешествие. Начальной точкой является ваше местоположение, указанное в Facebook, — ее можно отредактировать или удалить. Добавлять новые места нужно с помощью кнопки add places — они будут отмечаться на карте цифрами 1, 2, 3 и так далее. Вы можете делать это тремя способами: с помощью поиска населенных пунктов на Google Maps, методом ввода географических координат и вручную, перетаскивая метку по карте. Впрочем, таким же образом можно изменять положение точек, добавленных автоматически. Для каждой точки не только указывается местоположение, но и добавляются дата, время посещения и такие сведения, как название, описание, личные заметки, а также способ отображения в ролике: остановиться на ней, проехать мимо или просмотреть слайд-шоу. Вы вольны определить, сколько точек нужно зафиксировать в маршруте, — правда, стоит иметь в виду, что сервис прокладывает ровные линии между ними, не учитывая ни дорог, ни препятствий, и если вам хочется продемонстрировать всю сложность и извилистость маршрута, придется создавать множество точек на каждом повороте пути.

Прежде чем сохранять карту, вы можете еще раз отредактировать сведения о ней и выбрать мелодию, которой будет сопровождаться просмотр. К сожалению, загрузить свой звуковой файл нельзя — приходится довольствоваться выбором из десяти с лишним стандартных композиций: африканские мотивы, джаз, инди и другие. Добавление фотографий осуществляется уже после того, как карта будет создана, при щелчке на иконке с изображением фотоаппарата в опциях точки. Можно загрузить фото с компьютера или импортировать их из онлайн-альбомов Facebook, Instagram, Flickr и Picasa. Также к описаниям мест добавляются комментарии.

Сервис также позволяет отмечать города, в которых вы хотите побывать, и собирать различную информацию о предстоящих путешествиях. Вы можете использовать эти возможности для организации будущих поездок.

Заполнив направления поездок, вы сможете отмечать посещенные места, просто указывая города, моря, реки, горы и пещеры, в которых вы побывали. Города группируются по регионам и странам, остальные объекты тоже подразделяются по регионам. Стоит сказать, что их в справочнике присутствует значительно меньше, чем населенных пунктов (только наиболее известные — Волга, Эверест и тому подобные), и вам придется указывать местоположение большинства покоренных вершин и пройденных рек вручную. Для этого нужно указать краткую информацию об объекте — тип, название, описание, где находится — и отметить точку на Google Maps. Все добавленные объекты на вашей карте (горы, реки и др.) выделяются символизирующей иконкой, также будут подсвечены посещенные регионы и отмечены крайние точки путешествий на четырех сторонах света.

К сожалению, созданные карты нельзя встроить на свой сайт или в блог — вы можете только делиться ссылками на них. Посетители сайта имеют возможность посмотреть ваш профиль, где отображается количество посещенных стран, городов и других мест, общая протяженность железнодорожных поездок и авиаполетов (в километрах), крайние достигнутые точки.

Следует знать, что снимки станут общедоступными спустя определенное количество времени, необходимое модераторам, — от пары часов до нескольких дней. В Google Earth после этого они становятся видны при обновлении базы данных, что происходит несколько раз в неделю. Независимо от того, прошли фотографии модерацию или нет, вы можете просмотреть свои снимки обоими способами — на карте и в Google Earth, скачав файл с метками в формате kml. Карта будет выглядеть примерно как на следующем скриншоте — вы сможете разместить на неё ссылку там, где захотите.

Усилиями одного человека, конечно, такую карту не сделать. Но к этому нужно стремиться

Читайте также: