Как сделать карточку по окружающему миру

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Теоретико-методологическое обоснование процесса развития картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира

одно из величайших

творений человеческой мысли.

Актуальность проекта формируется из того, что сегодня изучение окружающего мира невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.

В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес, возможно, объяснить несколькими факторами:

возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия;

практической направленностью школьной географии;

общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов).

Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.

Таким образом, в современном общем начальном естественнонаучном образовании существуют определенные противоречия

- между современными целями начального общего естественнонаучного образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся,

- между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения естествознания.

Выделенные противоречия затрагивают цели, структуру и содержание картографической подготовки учащихся.

Из вышеперечисленных противоречий вытекает проблема недостаточное внимание, и время уделяется развитию картографических умений на уроках окружающего мира обучающихся 3 класса.

Тема проекта: Сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Целью проекта является разработка, обоснование и пробирование сборника заданий по развитию картографических умений на уроках окружающего мира в 3 классе.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть особенности формирования картографических умений младших школьников;

- разработка, обоснование сборника заданий направленных на формирование картографических знаний;

- выявить педагогические условия по реализации сборника заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

- пробировать и доказать действенность сборника

Объектом проекта является формирование картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Форма проектирования сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Методы исследования: анализ нормативных документов, методических материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), обобщение, конкретизация, проектирование сборника заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Новизна проекта. Выявленная специфика методического преломления концепции приемов учебной работы как условия повышения качества знаний, умений и навыков на картографическом материале. Использованный подход может быть применен для разработки аналогичной проблемы по другим группам знаний.

Для совершенствования методики формирования картографических знаний, умений и навыков определены предпосылки уточнения системы картографических приемов, разработаны исходные положения для выявления или уточнения состава приемов, сформулированы принципы усложнения заданий, обеспечивающих формирование приема по этапам, определены требования к дидактическим средствам обучения, разрабатываемым для усвоения состава приема учебной работы учащимися и обучении переносу приема.

Практическое значение проекта состоит в том, что разработанный сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира может быть использован педагогами и студентами на уроках и внеурочных занятиях.

Формирование картографических навыков обучающихся начальной школы.

Уровни результатов естественнонаучного образования определяются прохождением обучающегося следующих познавательных ступеней:

1 ступень - формирование навыков;

2 ступень - приобретение образованности;

3 ступень - формирование предметных компетенций;

4 ступень - овладение культурой работы с разного рода информаций.

Какие же виды и формы тренировочных заданий могут быть использованы на уроках?

По форме подачи материала их можно разделить на письменные и устные.


По степени сложности они могут быть трехуровневые:

1 уровень- задания на воспроизведение знаний и показ на карте географических объектов;

2 уровень - задания по образцу или на основе сопоставления;

3 уровень - проблемные или творческие задания.

По видам работы они также крайне разнообразны.


Устные задания:


- одиночные простые или усложненные вопросы для показа типа:


Если у названия сладкого порошка изменить одну букву, то получится название самого большого острова у берегов России (Сахарин –Сахалин);


Из какой точки вы не сможете двигаться на восток по российской территории? ( С мыса Дежнева)


Река России, единственная из рек, подвергнувшаяся наказанию розгам и переименованию (река Урал).


Показать 3 величайшие равнины РФ от самой большой по площади.


Показать в порядке уменьшения численности населения 5 самых крупных агломераций.

Город Максима Горького (Нижний Новгород);

Город, навсегда связанный с именем Лермонтова (Пятигорск);

О какой территории России писал Бажов? (Об Урале)

В какой части России жил Дерсу Узала? ( На Дальнем Востоке)

Покажите Угрюм-реку, о которой писал Шишков (Тунгуска, приток Енисея).

Срединный хребет ( здесь лишнее слово - Урал,т.к. это не сейсмическая Алтай зона. При этом следует дать дополнительное

Урал пояснение о землетрясениях на Алтае)

Письменные картографические задания: (здесь подразумеваются не только задания, требующие письменного ответа, но и задания, оформленные на бумаге). Таких заданий великое множество, они могут изготавливаться учителем, копироваться из печатных изданий или же быть результатом творческой работы учащихся.

–кроссворды и сканворды разного типа (на одну букву, понятийные, тематические и т.п.);

-географические диктанты по карте;

-рисованные и письменные загадки и т.д.


К особой группе заданий следует, пожалуй, отнести группу заданий по анаморфным картам, картосхемам, контурным и интерактивным картам (письменные основы этих заданий есть в приложении):

-разрешение ситуации по данной задаче с помощью анаморфной карты (например, найти свою страну, определи страны-соседи);

-рисованная карта ( ученики по памяти производят карту России или части ее территории, чертят простую картосхему);

-географическое лото с элементами карт;

-домашняя работа по контурной карте с разными целями;

Такие и подобные им виды работ даже на первый взгляд являются хорошими тренировочными упражнениями для формирования географической зоркости, крепкой памяти и приемов логического мышления:

Они развивают умение выделять в объектах их свойства в сопоставлении с другими объектами этого же или других классов;

На основе этого они формируют понятия об общих и отличительных признаках объектов;

Учат разделять признаки и свойства на существенные и второстепенные;

Такие задания формируют умение выводить следствие из факта принадлежности объекта к определенной группе или с учетом других факторов карты;

Они учат и приему классификации и способам доказательства своей точки зрения.

Развивая картографическую память, умения и навыки, что само по себе очень важно, эти задания повышают интеллектуальный фон урока, способствуют повышению географической грамотности и правописания.

Использование разнообразных видов работы снимает накапливающуюся физическую и умственную усталость и поддерживает в течение урока познавательный интерес.

Крайне важно и то, что картографические задания формируют у детей основы творческого подхода к решению разного рода теоретических и практических задач, а также помогают создать разноуровневую (т.е. инвариантную) групповую, индивидуальную и коллективную работу.

Как не может быть продуктивного урока литературы без литературных произведений и геометрии без решения задач, так не может быть и урока географии без работы с картой.

Научить ребят читать карту, добиться ее хорошего понимания - процесс очень сложный и трудоемкий. Но классы, при работе с которыми применялись такие картографические задания, показали к концу обучения хорошие результаты. Они показывали в проверочных картографических работах 100% успеваемости и от 80% и выше качества, выходили на первые места в районных и республиканских олимпиадах.


Таким образом, первый этап работы по данной теме, заключающийся в изучении теоретических основ темы и в накоплении печатных и самодельных картографических разноуровневых заданий, можно считать законченным.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Из каких царств состоит мир природы?

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

zhivaya-i-nezhivaya-priroda-igra

Ход игры

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka1

Ход игры

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka2

Популярные статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейразвивающие игры своими рукамиречевые игры4 года5 лет6-7 лет


случайно попала на Ваш сайт. Отличная подборка материала. Работаю воспитателем в детском саду, материал с сайта очень полезен.

Делать уроки по окружающему миру такими, чтобы дети бежали на них с охотой, а потом рассказывали родителям о том, что узнали, не так сложно. Нужно только немного изобретательности и желания. В современных школах, чтобы заинтересовать детей, учителя показывают опыты с водой и магнитами, воссоздают художественные промыслы из подручных средств, подключают к обучению всю возможную технику и моделируют жизненные ситуации.

Елена Дедюхина, учитель начальных классов в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицей №3 в Екатеринбурге

«Всегда стараюсь делать интересными уроки. Занимаемся на окружающем мире по Плешакову, “Школы России”. Презентации делаю, провожу с детьми групповую работу, подыскиваю видеоуроки и лекции. Мы и опыты проводили разные, например, с водой. Самое элементарное – наблюдаем переход воды из твердого в жидкое состояние из снега. На комбинированном уроке по технологии и окружающему миру делали фильтр для воды и очищали воду. Параллельно дети в тетрадях дети пишут отчеты о проделанных опытах.

Для изучения тем по живой природе на уроках по окружающему миру ходим в зоопарки и парки. У нас достаточно близко к школе находится ботанический сад с большими оранжереями. Туда ходим на экскурсии, но естественно не в последнее время. С ребятами в первом классе сажали цветы бархатцы и наблюдали, как они растут. У каждого было свое подписанное кашпо. Дети вели записи о том, какие удобрения сыпали, как ухаживали за растениями и что у них получилось. В начале года рассказывали на уроке о результатах. Собирали и коллекцию камней. Узнавали, где какой минерал, где и как он добывается.

На темах по питанию на окружающем мире в школе дети подбирали подходящие блюда, готовили и делали фотоотчеты. Почувствовали себя настоящими поварами.

На теме человеческий организм разбирали режим дня. Делали с учениками что-то наподобие интерактивной тетради – вклеивали на листок стикеры с надписями “подъем”, “водные процедуры”, “завтрак” и так далее. Потом соответственно дети выстраивали режим дня и записывали время в тетрадь.

Есть еще тема народные промыслы в курсе окружающего мира в школе. Ее хорошо объединять с ИЗО. Например, я покупала одноразовые бумажные тарелки, красила их черной краской из пульверизатора, и дети потом выкладывали на них ягоды пластилином. Берем не только Хохлому, но и Гжель, Дымковскую игрушку. Дети лепят с удовольствием.

«К урокам по окружающему миру я презентации готовлю, использую разные наглядные материалы, гербарии. Во время изучения времен года ходим с детьми на экскурсии на природу в парки, зоопарки. Ездили на станцию юннатов, в питомник для собак, в ботанический сад, чтобы воочию посмотреть на природу, прикоснуться к ее тайнам.

Я уделяю много внимания проблеме охраны окружающей среды. Мы с детьми на уроках рисуем плакаты, призывающие охранять природу. На экскурсиях ищем приметы разных времен года. Например, листопад, отлёт птиц или осадки.

Изучая тему строения тела человека, прежде всего обращаю внимание на осанку детей, еще учимся измерять пульс.

Елена Калиниченко, преподаватель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Вторая Новосибирская гимназия"

«Обязательно вместе с классом на окружающем мире выходим на экскурсии, но, конечно, не в этом году из-за ограничений в связи с пандемией. А так обычно всегда самая первая экскурсия – это выход в парк или на школьный двор. Изучаем окружающую природу.

Экскурсии я всегда включаю разнообразные, не только в парк, но еще, например, в краеведческий музей и планетарий. Это тоже важно в окружающем мире.

Даю детям задания собирать на улице листья, камни и так далее. На летние каникулы тоже задаю, чтобы все интересное собирали и приносили потом. У нас есть интегрированные уроки по окружающему миру и технологии – там мы делаем разные поделки. Например, связывая урок труда с экскурсией в парке, собираем листья и потом делаем из них что-нибудь.

Сейчас с введением дистанционных новшеств, мы конечно, ограничены в походах или поездках, но практические работы на окружающем мире в школе – это обязательно. Недавно у нас был урок, где мы с ребятами выполняли практическую работу-наблюдение. Тема у нас была “животные”, и так как у нас в школьном холле есть большой аквариум, мы с детьми выходили и наблюдали за тем, как рыбы себя ведут в спокойном состоянии или, допустим, когда мы их кормим. Детям было очень интересно.

Потом была практическая работа-опыт на окружающем мире в школе, мы работали с магнитом. Смотрели, как магнит воздействует на предметы и что к себе привлекает. Показывала детям, что дерево и бумага не реагируют на магнит, а железо к магниту притягивается.

Как устроена работа с карточками по окружающему миру на Яндекс.Учебнике

С помощью сервиса Яндекс.Учебник можно легко заниматься с детьми на уроках окружающего мира. Здесь есть текстовые задания, тесты по окружающему миру для 1,2,3 и 4 классов, инструкции для проведения экспериментов. Есть и задания, где нужно установить последовательность или связи между явлениями.

Курс по окружающему миру разбит на тематические блоки. В разделе Библиотека находятся актуальные занятия, которые сейчас проходят в школах. Занятия можно выдавать полностью или убирать некоторые карточки. На каждой карточке есть все инструкции для выполнения задания. Результаты детей будут видны вам в системе сразу же.

Стараясь делать уроки по окружающему миру красочными, подключая разные средства подачи материала, вы будете формировать у детей интерес к учебе. О том, как еще создавать мотивирующую атмосферу в классе, мы писали здесь.

Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Ответ


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

Проверь себя

1. Какие государства Древнего мира ты знаешь?

2. Приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира.

3. Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

Читайте также: