Как сделать карточки с падежами 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тесты можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах для проверки уровня сформированности умения определять падеж имён существительных.

Тест № 1

  1. Какой падеж является начальной формой имени существительного?
  • Именительный
  • Родительный
  • Винительный
  • Дательный
  1. В каком падеже имена существительные употребляются только с предлогами?
  • В предложном
  • В дательном
  • В винительном
  • В именительном
  1. В каком падеже имена существительные всегда употребляются без предлогов?
  • В винительном
  • В именительном
  • В родительном
  • В дательном
  1. Укажите вопросы винительного падежа.
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кто? Что?
  1. Укажите вопросы дательного падежа.
  • Кем? Чем?
  • Кому? Чему?
  • О ком? О чём?
  • Кому? Что?
  1. Укажите вопросы творительного падежа.
  • В ком? В чём?
  • Кем? О Чём?
  • Кем? Чем?
  • Кого? Чем?
  1. Укажите вопросы именительного падежа.
  • Кого? Что?
  • Кто? Чего?
  • Кому? Что?
  • Кто? Что?
  1. Укажите вопросы родительного падежа.
  • Кого? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кого? Что?
  • Кому? Чему?

Тест № 2

  1. В каком предложении выделенное имя существительное употреблено в именительном падеже?
  • Счастьев воздухе вьётся, а в руки не даётся.
  • Мир даёт людямсчастье, а война несёт несчастье.
  1. В каком предложении выделенное имя существительное употреблено в винительном падеже?
  • Снесла курочкаяичко.
  • Яичкоупало и разбилось.
  1. Определите падеж выделенного существительного.

Дело мастера боится.

  1. Определите падеж выделенного существительного.

На то он и мастер, что знает своё дело.

  1. Определите падеж выделенного существительного.

Русская речь звучит удивительно плавно и напевно.

  1. Определите падеж выделенного существительного.

А.С. Пушкин высоко ценил русскую народную речь.

  1. Определите падеж неодушевлённого имени существительного.

Лисица видит сыр.

  • Именительный
  • Винительный
  1. Определите падеж неодушевлённого имени существительного.

Лисицу сыр пленил.

  1. Определите падеж неодушевлённого имени существительного.

Туристы разожгли костёр.

  1. Определите падеж выделенного существительного.

На берегу ярко горел костёр.

Тест № 3

Именительный и винительный падежи совпадают у неодушевлённых имён существительных . склонения.

  1. Что такое склонение имён существительных?
  • Изменение имён существительных по числам.
  • Изменение имён существительных по лицам.
  • Изменение имён существительных по падежам.
  1. Отметьте словосочетания с существительными в творительном падеже.
  • найти под деревом
  • скрыться в лесу
  • смеяться над шуткой
  • следить за игрой
  1. Отметьте словосочетания с существительными в винительном падеже.
  • повернуть голову
  • въехать на гору
  • вытереть доску
  • встретиться с подругой

Тест № 4

С корабля (дательный /предложный /родительный) в воздух поднялись вертолёты. Они полетели на север (винительный /предложный /родительный) и сели на лёд у самого полюса. Из вертолётов вышли люди и принялись за работу (винительный /родительный /дательный). За странными пришельцами с любопытством (творительный /предложный /родительный) наблюдали два белых медведя. Скоро на льдине (предложный /винительный /творительный) вырос удивительный городок. В окне (предложный /винительный /родительный) одного из домов вдруг вспыхнул свет. Медведи испугались и поспешно удалились.

Телевизор (именительный /винительный) позволяет увидеть то, что происходит вдали от тебя. По телефону (дательный /родительный) ты можешь поговорить с человеком, который находится далеко от тебя. В телескоп (винительный /предложный) ты увидишь далёкую звезду.

Прочитать текст. Выписать словосочетания прилагательное + существительное . в ыделить окончания прилагательных, указать их число и род (в единственном числе).

Кудрявый можжевельник осыпан чёрными бусами. Между жёлтыми листьями видна яркая шляпка подосиновика. Белка запасла в тёплом дупле много орехов.

С полей убрали последний картофель. На огородах срезают капусту – тяжелые светлые кочаны. Краснеют яркие бусы горькой калины.

Составить предложения из данных слов, расставить знаки препинания . Озаглавить текст. Определить падеж имен существительных

осень, в, уже, лес, поле, пришла

яркие, в, листья, цвета, раскрасила, она

сердитые, потом, ветры, подули

срывали, красивые, они, швыряли, листья, землю, на, и, их

скоро, разноцветными, земля, листьями, покрылась

Задание №1. Под цифрой указать падеж существительного.

1. Заблудился в лесу. 6. Стучали в дверь.

2. Перепрыгнул через лужу. 7. Разрезал ножницами.

3. Вышел из ворот. 8. Подарила бабушке.

4. Побежал по коридору. 9. Стучал молотком.

5. Беспокоилась о сыне. 10. Отвечать у доски.

Стаит чюдесное асенее утро. Жилтеют листя на бирёзе. Краснеют асинки на паляне. Скоро улитят наюг птицы. Ветер сорвёт с веток последние листочьки.

1.Вставить окончания, определить падеж и склонение.

Плыли по Волг… ( ), стоит на якор…( ),

бегали по луж… ( ), лежит в сара… ( ),

сидели у палатк… ( ), в солдатской шинел…( ),

насыпали по горст…( ), звон от капел…( ),

пятно на обложк…( ), твзял с тарелк…( ),

в прозрачном стакан…( ), стояли на палуб….( ).

2.Вставить пропущенные буквы. Определить склонение и падеж существительных .

Посм…трите на с…сну! Солнечное дер…во! Ствол вел…чаво держит изумрудную 2 крону. Кажется, что в ств…лах спряталось со…нце. Даже в ненас…ный день с…осна излуч…ет т…пло и свет. На к…ре с…сны выступает прозрач…ная и з…л…тистая 2 см…ла. Она похожа на янтарь.

1)вставить пропущенные буквы

2) выделить окончания прилагательных, определить падеж.

Т…жёл__ ша…ки снега упали с м…кушки с…сны. Сосны одеты в т…жёл__ ша…ки снега. Лёгк__ м…розцы покрывали лужицы прозрач…ным л…дом. В лёгк__ м…розцы х…р…шо гулять по зимнему лесу.

Стройн__ б…рёзы покрыты ин…ем. На стройн__ б…рёзы тихо падал сне…. На п…ляне росли маленьк__ ёлочки. Покрывало из снега укутало маленьк__ ёлочки.

В зимн__ сумерки с_ва выл….тает на охоту. На землю спустились зимн__ сумерки. Лё_к__ сн_ж_нки медленно опускались на крыши д…мов. На лё_к__ сн_ж_нки упал луч со_нца.


В 3 и 4 классе школьники активно изучают тему падежей. В этой статье расскажем, сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают.

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

укусил (кто?) щенок;

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом односоставного номинативного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Примеры существительных в родительном падеже:

книга (кого?) друга;

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных) и родительного падежа (у одушевлённых).

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Обращайте внимание не только на окончание, но и на то, подходят ли вопросы предложного падежа.

Цель: актуализировать знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.

Задачи:

обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении имен существительных, повторить название падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;

развивающие: развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

воспитательные : создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

Оборудование: компьютеры, индивидуальные карточки с заданиями, опорные таблицы, орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: компьютерный класс.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

- Для чего мы изучаем русский язык? Правильно, знание русского языка поможет нам правильно говорить и грамотно писать.

Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях. (дата, классная работа)

ІІІ. Постановка проблемного вопроса.

  1. Работа со словарями. (Найти слова 1 ряд -горизонт, 2 ряд – металл, 3 ряд- тарелка.)
  2. Работа в парах. (Попробуйте изменить эти существительные по падежам).
  3. – Со склонением каких слов возникли трудности?
  4. – Кто догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

Запись на доске:

  1. Вспомнить, какие знания о существительном мы получили в 1, 2 и в 3 классах.
  2. Повторить падежи имён существительных.
  3. Составить алгоритм изменения существительных по падежам.
  4. Выполнить практические задания.

- Отметить только то, что мы уже знаем о существительном.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЗНАЕМ

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

Существительное отвечает на вопрос кто? или что?

V

Бывает собственное и нарицательное.

Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Бывает одушевлённое и неодушевлённое.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

В русском языке есть 6 падежей.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе.

Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.

Во множественном числе существительные не различаются по склонениям.

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим.

VІ. Работа с учеником. (упр. № 135)

- Какая часть слова при склонении изменяется?

- Спишите последнее предложение.

- Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

VІІ. Работа по таблице.

ПАДЕЖИ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

ВОПРОСЫ

ПРЕДЛОГИ

Именительный

Родительный

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, межу

Дательный

Винительный

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

Творительный

над, за, под, перед, с, со, между

Предложный

говорю о (думаю о)

VІІІ. Первичная проверка понимания.

- Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу – памятку.

Писать (в чём?) в тетради (п,п.)
Плыть (_____________) по реке ( )
Расти (_______________) на опушке( )
Укололся (_______________) иглой ( )
Идти (_______________) по тропинке ( )
Поздравить (_____________) друга ( )

ІX. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. Самостоятельная работа.

І ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чего?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?

(Ошибка состоит в следующем: дательный падеж имеет вопросы кому? чему?).

ІІ ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Винительный – кого? что?
Дательный – кому? чему?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?

(Ошибка состоит в следующем: падежи стоят не в том порядке).

ІІІ ряд

Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком?

(Ошибка состоит в следующем: предложный падеж имеет два вопроса, а не один).

XІ. Физкультминутка.

Назвали падежи вы по - порядку

Теперь я приглашаю на весёлую зарядку.

XІІ. Интерактивная технология «Верные – неверные утверждения.

  1. Имя существительное изменятся по родам.
  2. Имя существительное изменяется по числам и падежам.
  3. В русском языке пять падежей.
  4. Имя существительное называет признаки предмета.
  5. Имя существительное – самостоятельная часть речи.

Правильные ответы: Н В Н Н В

XІІІ. Работа за компьютерами.

X. Рефлексия.

- Понял все и могу научить другого.

- Понял все, но не могу научить другого.

XІ. Информация о домашнем задании.

1. Заполнить карточки по вариантам:

ПАДЕЖ

СЛОВО

СЛОВО

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

ПАДЕЖ

СЛОВО

СЛОВО

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Выполнить задания в формате learningApps.

  • Кацель Инна Николаевна
  • 30 марта 2017
  • 18239
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 1 )

Иванова Евгения Владимировна 28.01.2019 в 14:05 +1

Хорошо продуманная, наполненная, современная, полезная и интересная работа. И все это можно сделать за один урок? Браво! Ставлю учителю 5 баллов!

Читайте также: