Как сделать карьеру режиссеру

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Нужно ли образование, чтобы снимать фильмы?

Режиссер и автор сценариев Егор Кас, Red Pepper Film:

Если посмотреть на известных режиссеров, то у многих за спиной, конечно, будет база в виде профессионального образования. Например, советская школа. И нужно понимать, что там обучают не правилам создания кино, а скорее законам восприятия. Однако в принципе для того, чтобы создать фильм, нужно всего два главных качества — умение интересно рассказывать историю и делать это с помощью визуала.

Если человек готов сразу взять и рассказать историю визуально, то и не нужно никуда идти учиться. Но, честно говоря, даже не знаю, насколько это реальный вариант. Помимо готовности вести повествования через образы, нужно, например, разобраться со стилями, и этот путь лучше пройти с учителем. Кстати, это необязательно должен быть вуз. В университете и школах тебе дают знания, но их можно достать и самостоятельно: в библиотеках, интернете или книжном магазине.

И вот ты научился, но кто тебе поверит, что ты теперь режиссер? Здесь и проявляется самый главный плюс вуза — ты можешь обзавестись связями. Придя во ВГИК, есть большая вероятность, что будущего режиссера заметят, если у него есть идеи и предрасположенность, а также ему будет очень легко собрать команду по прошествии нескольких лет обучения, обрасти знакомствами и с легкостью войти в мир кино.

Стоит ли вообще обучаться в России? Или лучше выбрать New York Film Academy?

Я точно могу сказать, что советская школа кинематографа была одной из самых лучших школ кино. Сейчас, конечно, уровень отличается, так как есть пробелы, которые появились в 90-х годах, когда наступил упадок в сфере кино. Выделяли очень мало денег, но в то же время все же появлялись отдельные локальные мастерские, которые держались на энтузиазме знаменитых актеров и продюсеров, поэтому школу российского кино безусловно можно назвать сильной. Однако за границей дают, возможно, в некоторых моментах более серьезное профессиональное образование: например, в американской или французской школе кино.

Где взять идею для сценария?

Режиссер и автор сценариев Егор Кас, Red Pepper Film:

Каждый автор и каждый художник сталкивается с этим вопросом — где взять идею? Однако тут нет никаких правил. Алгоритм поиска вырабатывает сам автор, и нужен довольно богатый опыт, чтобы эти идеи повалялись. И, конечно, должно быть умение обращать внимание на детали — тогда задумки сами будут появляться в голове.

Как сделать кино успешным?

Чтобы снять качественное и, главное, успешное кино, кроме интересной истории обязательно должен быть продуманный сценарий, профессиональная съемочная команда и медийные актеры. И лучше быть готовым, что для съемки полнометражного фильма в команде должно быть минимум 30-40 человек, но все может меняться в зависимости от масштаба съемок.

Чтобы пропиарить свою кинокартину, нужно заявляться на фестивали: как российские, так и международные. Обычно заполнение документов — дело муторное, а участие стоит денег. Но благодаря этому удается обрести узнаваемость. Такие мероприятия посещают люди, которые крутятся в этом бизнесе. Они могут заинтересоваться вами, выйти на ваши контакты и предложить сотрудничество.

Режиссер и автор сценариев Егор Касс, Red Pepper Film:

Кроме этого, пропиариться можно через новостные каналы, ведь городские и областные СМИ очень любят писать о своих героях, которые стараются как-то выделиться. Точно могу сказать, что не стоит рассчитывать только на интернет, потому что там фильм может просто затеряться.

На какие тренды в мире кино нужно обратить внимание?

Тренды часто меняются, поэтому первый вопрос, который должен возникать, — на какую аудиторию рассчитано кино? Будет ли это востребовано? Чего хотят люди? Здесь уже можно найти ответ, связанный с трендами. Например, в данный момент людям хочется видеть не только фантастику и спецэффекты, а откровенное кино про то, что происходит здесь и сейчас. Людям нравится, когда в героях отражена их собственная жизнь, поэтому фильмы с откровенной бытовой тематикой и психологическим переносом очень актуальны. Но лучше всегда держать в уме, что никто и никогда не знает, понравится твое кино или нет. Предположить это довольно трудно, поэтому кино — сфера достаточно рискованных инвестиций.

Режиссер и автор сценариев Егор Кас, Red Pepper Film:

Например, сейчас достаточно популярна тема экологии, и, если она откликается в режиссере, то почему бы не взять ее за основу? Но в целом лучше создавать тренды, чем сценарии под них, потому что, если режиссер думает в первую очередь об успехе, а не о самой истории, то это сразу провал.

Сколько нужно денег для создания фильма и где их достать?

Режиссер и автор сценариев Егор Кас, Red Pepper Film:

Лучше перестать мыслить категорией денег. Нельзя ответить, сколько точно нужно средств, потому что у каждой истории свой метод повествования. Бюджет всегда зависит от жанра и сценария, но если все же нужно назвать конкретную цифру, то, думаю, стоит рассчитывать, что вы потратите минимум 500 тысяч рублей на съемки короткометражного фильма. И я сейчас говорю именно о профессиональных картинах, которые потом можно будет показывать в кинотеатрах.

Где взять эти деньги? Начнем с того, что финансирование может быть государственным и негосударственным. Если мы берем в поле зрения второй вариант, то здесь можно искать людей, которые предлагают свой сценарий и готовы заплатить, чтобы по нему сняли фильм. Кроме этого, есть другой вариант: режиссеры и продюсеры предлагают сотрудничество брендам. Бывает так, что компании влюбляются в идею и сценарий, потому что он перекликается с их концепцией и ценностями, и соглашаются оплачивать съемки. Ну, конечно, рассчитывают на то, что их имя будет упоминаться и в фильме, и во время пиар-кампании кинокартины.

Если нет денег на бюджет вашего кино, можно, конечно, претендовать на государственные фонды, но получить эти деньги очень сложно и, я бы сказал, даже невозможно. Во-первых, из-за жесткого отбора, ведь на гранты часто претендуют довольно известные режиссеры. А, во-вторых, из-за сложностей со сбором документов — нужно собрать огромную кипу и пройти перед этим буквально огонь и воду.

С какими еще сложностями можно столкнуться при создании фильма?

Можно ли снять фильм на телефон?

Режиссер и автор сценариев Егор Кас, Red Pepper Film:

Можно снять кино и на телефон, и без огромного количества денег, и без дорогой аппаратуры. К примеру, документальное кино легче сделать с помощью телефона, чем с помощью профессиональной камеры. Возможно, это будет даже лучше. Кстати, некоторые люди смотрят обучающие видео, а потом берут фотоаппарат, скажем, у друзей и снимают. Такое тоже бывает.

Куда привели мечты

Как выбрать профессию будущего?

Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет

Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова

Сколько стоит обучение, какие риски, сложно ли устроиться на работу?

Как похудеть на 25 кг и больше?

Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья

Как стать звездой Tik-Tok

Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков

Как стать примой-балериной

Советы от японки, которая покорила Екатеринбург

Как стать спасателем МЧС

О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует

Как стать фрилансером и много зарабатывать

Профессии, которые нужно освоить

Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира

Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman

Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым

Даже небольшая зарплата — не проблема

Как стать олимпийским чемпионом

Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина

Как стать благотворителем без денег

Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами

Как сделать мегаполис комфортным и современным

Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города

Как открыть собственную галерею и заработать на этом

Как запустить собственный бренд

Инструкция от тех, кому это удалось без вложений

Как выиграть денежный грант

Как стать влиятельным чиновником

История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России

Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга

Как стать блоггером-миллионником

Популярность без больших вложений от Маши Зум

Как открыть свой ресторан

Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга

Как дешево путешествовать по миру

Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом

Как стать крутым адвокатом

История самого популярного защитника в Екатеринбурге

Покрас Лампас: как стать художником

Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова

Как стать профессиональным гонщиком

Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина

Как заработать миллион рублей на концерте Монатика

Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга

Как стать успешной моделью

Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?

С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств

7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде

Велотур мечты по Европе доступен почти каждому

Как стать стюардессой

История девушки, которая работает в самолете с 18 лет

Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню

А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки

Как стать продюсером

Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля

Как набрать 100 баллов на ЕГЭ

Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников

Как устроиться на работу в Facebook

Четыре совета от программиста из международной компании

Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция

Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза

В 11-м классе я поняла, что хочу стать режиссером. Для меня это профессия фокусника, выдумщика, человека, который собирает особенности из разных областей и придумывает закрытый мир со своей инфраструктурой, законами и правилами. Поэтому сначала я отучилась на театрального критика в ГИТИСе, а затем поступила в Московскую школу нового кино.


Советы Наташи начинающим режиссерам

Каждый день нужно учиться чему-то новому. Судя по интервью именитых мэтров, этот процесс не заканчивается никогда. Это касается и техники (выпуск новых камер, оптики, увеличение возможностей съемки и видеопоказа), и творчества. Неплохо иногда напоминать себе, что ты не гений. Очень важно сохранить способность рефлексировать. Это сложно, потому что некоторые работы можно пересматривать только через какое-то время после выпуска, чтобы воспринять картину критически.

Результат зависит от командной работы на 99,9%. Кино — это коллективное искусство. Когда я делала первые шаги, я еще не понимала, насколько важно рассказать другому человеку о картинке, которая есть у меня в голове. Над кино работает целая команда — все придуманное не может реализоваться одним только режиссером. Нужны актеры, операторская группа, звукорежиссеры и так далее. Работать в команде кажется чем-то простым, но на самом деле это тяжелая работа. Нужно понимать, как общаться с людьми на площадке, как коммуницировать так, чтобы тебя верно поняли и услышали.

Мы обязательно встречаемся с командой заранее до съемок и обсуждаем, что будет, — как творческие вопросы, так и организационные (сценарий, режиссерский сценарий, наше расписание, вызывные и т. д.). Уже во время съемочного периода проводим планерки, короткие встречи, для того чтобы напомнить или зафиксировать, что именно и как будем снимать сегодня. Люди должны понимать, как будет происходить весь процесс, потому что недопонимание — главный враг хорошей работы.

У каждого человека есть свои правила и потребности для плодотворной работы, но есть какие-то общие минимальные ресурсы, которые необходимы всей команде. Часто, по моему опыту, ими пренебрегают. Можно, конечно, заставить людей работать по 10 часов без перерыва, но продуктивности не будет. Нужно искать правильный тайминг: у человека должно быть время подготовиться к работе. Но не в ущерб съемкам. Сложная задача — найти баланс. Во многом это зависит от режиссера.

Будущий преподаватель МГУ с черным поясом

Это был мой первый опыт организации масштабной съемки и первый опыт работы с агентством. Вокруг меня было человек двадцать, с которыми надо было постоянно общаться, вести переписку, обсуждать рабочие моменты. Я научилась разговаривать с большим количеством людей одновременно. Эта работа проявила то, что я готова посоветовать всем молодым режиссерам, — попытаться найти способ коммуникации, организовать комфортную работу в условиях минимальных ресурсов.


В техническом плане у меня был приятный опыт работы с плейбэком — я ходила рядом с оператором и смотрела, как примерно все будет выглядеть в итоге на экране. Это, конечно, не всегда удобно для человека за камерой, но очень удобно для режиссера.

Я старалась придумать историю, опираясь на увлечения героини: ее страсти к айкидо, желанию поступить в магистратуру. До съемок я долго и дотошно расспрашивала Дашу про ее увлечения и интересы. Она сказала, что мечтает стать преподавателем МГУ с черным поясом. Мне эта фраза запомнилась. И идея фильма сама собой сложилась вокруг Дашиной мечты. Это история про ученика, который делает первый шаг, чтобы стать учителем. Меня вдохновила Дашина неиссякаемая энергия, которая ее поддерживает. Во время съемок у нас было очень много локаций, даже, наверное, больше, чем нужно. Но это тоже специфика героини: она неостановимый мотор. Я бы локализовала сценарий, но с такой разносторонней героиней это было бы очень сложно.

Документальная съемка — это удивительный процесс. Например, финальная сцена, где Даша танцует хастл на набережной. Прямо там я увидела молодого человека и поняла, что он идеально подойдет для нашей героини. Подошла, договорилась, и уже через секунду они с Дашей танцевали так, будто сто лет друг друга знают. Хотя они видели друг друга в первый раз в жизни. Они смогли довериться — партнеру, процессу, нам с оператором. Вокруг танцевало много людей, очень свободно, и все было по-настоящему. Нашей задачей было ухватить этот момент и передать его зрителю. Это была чистая импровизация, никакой постановки. И все на закате — очень красиво.


Увидеть себя со стороны — это как сходить к психологу. Режиссер раскрыла те моменты, которые меня задевают в реальной жизни. Мне казалось, что в кадре я вся нараспашку. У Наташи была концепция показать меня с двух сторон: сосредоточенная на тренировках и на работе и расслабленная на танцах и с друзьями. Я думала, что я везде одинаковая, но Наташа помогла мне понять, что это не так.



Умение создавать эффект присутствия

Кино должно быть похоже на футбольный матч . Когда мы смотрим футбол на стадионе или по телевизору, нас очаровывает эффект присутствия. Футбольный матч разворачивается во времени, и мы напряженно следим за полем, не отрывая глаз. Точно так же во времени должны разворачиваться и события фильма, а у зрителя должно быть ощущение, что он здесь и сейчас является свидетелем этих событий. Достижение этого эффекта — целая наука, которая и составляет ремесло кинорежиссера.


Умение рассказывать историю

Рассказывать историю — это целое дело. Даже если у тебя есть готовый сценарий, написанный кем-то другим, ты все же должен изобрести киноязык, с помощью которого будешь вести свой рассказ.

Фильм — это не иллюстрация сценария . Когда режиссер иллюстрирует сценарий, он всегда терпит фиаско. Для каждого фильма нужно изобрести свой язык повествования исходя из специфики его темы или характера героя. Нужно понять, какие факты (сцены) показывать, а какие, напротив, скрывать — оставлять за кадром, то есть подразумевать их, сделать так, чтобы зритель догадывался об этих событиях, но не видел их. Вот это соотношение показываемого и скрываемого создает особую фактуру фильма.


Умение снимать

Режиссер придумывает, как снимать, как строить мизансцену . Здесь важно все: композиция, цвет, свет, выбранная локация. Вместе с принимаются решения по изобразительной части фильма: цвет стен, костюмы, декорации, реквизит. Вместе с изобретается стиль съемки, движение камеры, определяются крупности. Вместе со звукорежиссером создается звуковая картина фильма.

Все это — и цвет, и свет, и звук, и крупность, и движение камеры — подчиняется внутреннему чувству автора, тому, как он ощущает тело фильма, его психическую природу

Вот, к примеру, мы снимаем, как один человек тащит по снегу другого, раненого или мертвого. Мы можем долго держать камеру на ногах того, кого волокут по снегу. Представьте босые, лишенные воли ноги крупным планом. Мы слышим шаги, дыхание, сопение, бормотание тащащего, но не видим его. Вскоре он останавливается, чтобы перевести дыхание, — видимо, устал. Камера по-прежнему на ногах, застывших в снегу. Мы слышим глубокое дыхание — и вот камера медленно плывет по ногам того, кого тащат, и доплывает до того, кто тащит. Мы видим его руки, пояс; он сел на снег, чтобы передохнуть. Камера плывет вверх и только сейчас открывает его лицо. Дыхание уже успокоилось, мы видим пустые уставшие глаза. Это не единственно возможное режиссерское решение, можно снимать иначе.

Режиссер решает как, и это умение находить решения — тоже часть его ремесла . Ведь он не только передает содержание сцены (один человек волочит другого), он еще создает эффект течения времени, в котором разворачивается психическое содержание фильма.


Умение работать с актерами

Это очень важно. Тот же эффект присутствия касается в первую очередь актеров. Нужно уметь создавать это присутствие, строить сцену так, чтобы актер его находил. Часто работа с актером сводится к разбору роли, цели и интенции героя. Это необходимо, но недостаточно. Иногда, чтобы создать присутствие, нужно, например, сковать актеру спину, то есть попросить напрячь ее, когда он будет говорить, ходить, действовать. Такой простой маневр может окрасить сцену психическим присутствием.


Монтажное мышление

Монтаж начинается не на монтажном столе — он начинается уже в сценарии . В лингвистике есть термин — синтагма. Это единица речи, состоящая из нескольких слов. Слова находятся в определенной последовательности и объединяются по определенному принципу. Он может быть фонетическим, грамматическим или семантическим. Эквивалент слова в кино — это кадр или сцена. Эквивалент предложения — эпизод.

Придумывая фильм, еще на этапе сценария можно мыслить не кадрами или сценами, а эпизодами, то есть уже в сценарии изобретать принцип сочетания кадров и сцен, превращения их в эпизод. Это и есть монтажное мышление: уже в сценарии найденная автором последовательность сцен и кадров обнаруживает собственный тон и ритм.


Своеобразие авторского почерка

Молодые режиссеры и жизненный опыт

О съемках

В большом индустриальном кино съемочная группа насчитывает от 45 до 70 человек. Может быть и больше. Добавьте сюда десятки грузовиков с техникой. Это целый завод, работающий, чтобы воплотить в жизнь идею и замысел режиссера .

Режиссеры авторского кино предпочитают работать с маленькой группой. Им достаточно всего 12 человек: режиссер, ассистенты, оператор-постановщик, фокус-пуллер, техник камеры, если снимают на профессиональную аппаратуру, два звукорежиссера, в одном лице художник-постановщик и художник по костюмам, художник по гриму, администратор и исполнительный продюсер в одном лице. Так работали над некоторыми своими фильмами Педру Кошта, Альберт Серра, Карлос Рейгадас, Оливер Лаше, Роберто Минервини.

Режиссеры и деньги

Совсем без денег фильм, конечно, не снять, даже если собрать съемочную группу из одних друзей. Нужно кормить людей, арендовать часть техники, оплатить транспорт. Кто-то из группы, как правило, все же приходит со стороны — таким людям приходится платить за работу.

Режиссеру, как и всем остальным людям, работающим над фильмом, выплачивается гонорар. Правами на фильм владеет продюсер или продюсерская компания, поэтому доход от фильма, если он есть, получает она же. Есть режиссеры, которым удается договориться о своей продюсерской доле в фильме, но это происходит крайне редко.

Другой вариант — независимый режиссер может сам быть продюсером или сопродюсером своего фильма. Тогда и права на фильм или их часть принадлежат ему .

Участие и победа в фестивалях помогают прокату фильма и повышают шанс режиссера найти финансирование на следующий проект. Часто на фестивалях бывают денежные призы для режиссеров, но, думаю, относиться серьезно к ним не нужно. Нужно делать фильм, не оглядываясь ни на что . Прокатная и фестивальная конъюнктура — это факторы, подавляющие своеволие режиссера, а только из своеволия может родиться настоящий фильм.

Нужна ли режиссеру своя техника

Чтобы начать снимать кино, не нужно ничего покупать: ни камеру, ни осветительные приборы. Во-первых, оборудование можно арендовать или взять в киношколе, во-вторых, профессия режиссера не равна владению техникой . Вначале нужно освоить навыки: научиться фиксировать реальность, рассказывать историю, работать с актерами. Только пройдя этот путь, имеет смысл принимать решения о покупке техники.

Обучение режиссуре


Книги, которые стоит прочитать начинающему (и не только начинающему) режиссеру

Выбирая профессию в киноиндустрии, полезно представлять себе как устроен съемочный процесс. Если вы всерьез задумались о кино, нужно разобраться в том, какие функции выполняет тот или иной профессионал, какая сфера ответственности на него ложится, и какие процессы от него зависят. В этой статье мы расскажем, кто такой режиссер, можно ли стать режиссером без образования, и чем театральные вузы отличаются от киношкол.

Как стать режиссером?

Чем занимается режиссер?

Режиссер – это лицо, непосредственно участвующее в создании фильма или пьесы и контролирующее съемки или репетиции в театре. Режиссер несет ответственность за весь процесс координации производства фильма, поэтому он тот, кто получает награды, если фильм проходит, и переживает полный провал, если фильм терпит неудачу.

Режиссерская работа предполагает полную самоотдачу, поэтому он тщательно подбирает сценарий, адаптирует его к своему мировоззрению и ощущениям, таким образом создавая свой собственный режиссерский сценарий. Он подбирает актерский состав с актерами, которые, по его мнению, станут идеальным воплощением персонажей на экране.

После окончания съемок работа режиссера не прекращается: ему предстоит контролировать монтаж, наложение, цветокоррекцию и спецэффекты. Только после того, как вся работа сделана и изображение опубликовано, режиссер может считать свою работу завершенной и ожидать похвалы или критики.

Режиссер должен обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы объяснять всем членам съемочной группы, чего он от них хочет.

Режиссера часто сравнивают с дирижером оркестра. Его работа – предусмотреть, как будет выглядеть фильм в итоге, и убедиться, что все компоненты подходят друг другу. В результате режиссер должен быть очень компетентным на всех этапах создания фильма.

Режиссер – это художественный руководитель проекта, и его основная функция – принимать художественные решения: это средства выражения, которые режиссер использует, чтобы передать зрителю идею и эмоциональное настроение сцены, записи или самого фильма.

Нужно ли режиссеру образование?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с целями и задачами, которые вы перед собой ставите. Если стоит задача начать работать с нуля, то без опыта или образования сделать это будет достаточно сложно. Многие режиссеры – это бывшие сценаристы, операторы и актеры, отлично знакомые со съемочным процессом: они без труда ориентируются на локации, и такие люди могут начинать работу без профильного образования. Если вы новичок, то без образования вам не обойтись: съемки – это коллективный процесс, в котором участвуют сразу несколько человек, и собрать команду людей, согласных работать с режиссером без опыта – непростая задача. Первое время придется часто работать одному: это будут небольшие документальные фильмы, свадебные видео и ролики, где вам придется все делать одному – быть оператором, осветителем, сценаристом, колористом и монтажером. Многие режиссеры-самоучки проделали именно такой путь, прежде чем руководить командой.

Многие самоучки решаются получить высшее образование или пойти в киношколу спустя несколько лет активной работы, и если вуз и техникум больше подойдут молодым абитуриентам, то работающие профессионалы предпочитают коммерческие киношколы ввиду экономии времени, наличия средств на обучение и практической направленности учебной программы.

Где учиться на режиссера?

Выбор учебного заведения зависит от кошелька, возраста и целей поступающего. Если необходимо получить полноценное гуманитарное образование, то лучше, безусловно, поступать в один из театральных вузов.

Лучшие колледжи для режиссеров: Театральный художественно-технический колледж (Москва), Московский Губернский колледж искусств, Московский музыкально-педагогический колледж, Московский государственный театральный колледж имени Л. А. Филатова.

При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по литературе (этот предмет требуется чаще всего), обществу или истории, а также русскому языку. Абитуриенты в обязательном порядке проходят творческое испытание и собеседование, итоги которых являются решающими для приемной комиссии. После завершения обучения можно продолжить подготовку в форме ассистентуры-стажировки, где необходимо учиться еще 2 года.

Образование в киношколе всегда проводится на коммерческой основе и стоит недешево. В киношколы обычно попадают уже работающие специалисты киноиндустрии для того, чтобы дополнить свой практический опыт образованием. В киношколах также учатся продюсеры, сценаристы, режиссеры монтажа, операторы и другие участники съемочной группы. Как правило, это неплохой вариант для тех, кто хочет собрать свое первое портфолио и обзавестись связями в киноиндустрии. Обучение в школах кино предполагает большой объем практической работы.

Самые популярные киношколы Москвы:

Московская школа кино. Школа работает в трех основных образовательных форматах — программы российского дополнительного профессионального образования, подготовительный курс Filmmaking, а также краткосрочные интенсивные курсы на актуальные темы.

Образовательные программы: продюсирование, сценарное мастерство, режиссура, операторское искусство, художественная постановка, художник по костюму, киноактер, композитор в кино, шоураннер, режиссура короткой формы, художник по гриму, режиссура монтажа, звукорежиссура и саунд-дизайн.

Московская школа нового кино. Школа ставит своей целью дать студентам не только базовые знания профессии, но и позволить им оказаться в эпицентре искусства сегодняшнего дня. Задача Школы — воспитать готовых к работе режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, кинокритиков, которые в ближайшем будущем смогли бы изменить профессиональный ландшафт российского кино.

В Московской школе нового кино существует шесть основных направлений обучения: режиссерское мастерство, операторское мастерство, сценарное мастерство, актерское мастерство, звукорежиссура, видеоарт.

Основные программы: телевизионный менеджмент, анимация и виртуальное кинопроизводство, VFX: Compositing Artist, VFX: 3D Artist, режиссура монтажа, продюсирование, звукорежиссура, сценарное мастерство, режиссура, операторское мастерство, режиссура, сценарное мастерство.

null

Какие бывают режиссеры?

За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:

Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.

Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).

Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.

Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.

Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений. В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера – сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.

В целом, работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.

Советы начинающим режиссерам

Ведите наблюдения. Необходимо наблюдать за жизнью, потому что она является главным источником вдохновения для любого сценариста и режиссера. Сценаристы придумывают свои истории, опираясь на жизнь и свой личный опыт, режиссеры подмечают интересные характеры, ситуации, фразы для того, чтобы создать максимально достоверное впечатление от всех элементов фильма. Свои заметки можно разбить на две части: наблюдения из жизни (интересные характеры, происшествия, случаи из жизни, необычные фразы и другое) и идеи (идеи для историй, парадоксы, идеи персонажей и т.д.)

После того, как вы собрали свои наблюдения, их необходимо концептуально осмыслить. Большинство из нас не живет настолько насыщенной и интересной жизнью, чтобы без предварительной обработки ее можно было перенести на киноэкран. Если режиссер будет черпать ресурс из чистого личностного опыта, фильм станет пресным и однобоким. Любой практический опыт нуждается в концептуализации, прежде чем ляжет в основу фильма

Изучить драматургию. Для этого следует читать пьесы и сценарии фильмов, а также руководства и книги по драматургии и сценарному искусству. Художественную литературу читать важно и нужно, но читать именно с акцентом на драматургов. Читайте пьесы Антона Чехова, Бернарда Шоу, Александра Вампилова, Виктора Розова, Александра Володина и современных драматургов

Собирайте изобразительный материал. Для визуалов такой подход может быть даже важнее сюжетики, истории и характеров

Ходите в театр или смотрите театральные постановки онлайн. Язык театра очень близок языку кино в плане выразительности. За событиями в театральной сфере тоже полезно следить и держать руку на пульсе

Смотрите фильмы. Во время просмотра полезно делать скриншоты и собирать их в отдельную папку. Скриншоты нужны как визуальные референсы и находки, которые можно составлять в особые коллажи – мудборды. Фильмы можно смотреть систематично и методично – в интернете вы найдете множество подборок от различных изданий, киношкол, сервисов и режиссеров по эпохам, жанрам и стилям. Полезно также отслеживать победителей Оскара, Каннского и других кинофестивалей. Важно пристально следить за отечественным кинематографом и не пропускать ни одной значимой премьеры. Последний пункт важен именно потому, что многие люди, стремящиеся попасть в киноиндустрию, российское кино сами терпеть не могут. Действительно, русский жанровый кинематограф в 90-е годы практически перестал существовать, и заново начал реанимироваться только в начале нулевых. Истории современного российского кино чуть больше 15 лет, поэтому нужно набраться терпения и воспринимать это явление более позитивно. Кроме того, смотря отечественные фильмы, вы знакомитесь с российскими актерами, операторами, художниками, и вы будете планировать состав своей съемочной команды, а если вы будете разбираться только в зарубежных актерах, то вряд ли вам удастся составить свой каст-лист для будущего проекта

Читайте также: