Как сделать карьеру на телевидении

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня исследователи выделяют следующие особенности телевизионной творческой деятельности:

  1. В отличие от творческой деятельности писателя, художника, скульптора, телевизионная является не индивидуальной, а коллективно-распределенной. То есть результат работы каждого участника творческого процесса (продюсера, режиссера, оператора, корреспондента, редактора, ведущего, монтажера и др.) зависит от того, как поработала вся группа.
  2. Творческий характер деятельности характеризует наличие в ней задач преимущественно открытого типа, то есть задач, не имеющих четкого алгоритма решения, а также известных средств и способов достижения поставленной цели. Чем больше содержится в деятельности задач открытого типа, тем более творческой она является.
  3. Успешность реализации телевизионной творческой задачи связана как с уровнем профессионализма (совершенством владения профессиональными знаниями, умениями, навыками), так, во многом, и с техническими возможностями телекомпании.

Виды специализации на телевидении

Редактор работает с героями, с сюжетом, с мотивацией команды. Кроме этого, в оставшееся время редактор работает с разными типами текстов:

  1. текст сценария или сценарного плана, который придумывает он сам (редактор), если он является автором программы;
  2. аналогичный текст сценариста (если в программе есть сценарист), который редактору приходится улучшать – исправлять, переписывать и т. д.;
  3. звучащие синхроны героев, которые редактор монтирует по звуку, т. е. расписывает и собирает в иной последовательности, имитируя живые диалоги;
  4. закадровый текст, который редактор пишет до или после монтажа, проверяет и иногда сам наговаривает на озвучании;
  5. тексты анонсов, аннотаций, титров и т. д., создавать которые также обычно входит в обязанности редакторов.

Редактор в современном понимании его функций является хранителем и носителем формата программы, то есть ее уникальных признаков. Одной из важнейших задач редактора, связанной с формированием успешной коммуникации после выхода материала в эфир, по-прежнему остается правка текста. Она предполагает всесторонний анализ содержания и формы материала с целью его правильной оценки и совершенствования. Чтобы добиться максимального эффекта воздействия информационного телепродукта, необходимо ответить на вопрос: что нового и полезного из того или иного сюжета узнает для себя зритель?

Таким образом, профессиональным редактором может стать человек, который готов взять на себя ответственность за произведение, создаваемое группой. Но этого мало. Эту ответственность ему должна делегировать группа – причем не вынужденно, а по доброй воле. Другими словами, редакторами становятся люди, которым доверяют другие, доверяют их вкусу, знаниям и чувству справедливости.

Репортер – ведущая профессия телевидения. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на какой-либо одной теме; основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация.

Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работает с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем.

Деятельность репортера предполагает разъезды, командировки, ненормированный рабочий день, может быть срочной, внеплановой, может проходить в нестандартных условиях, в различное время суток, в праздничные и выходные дни. Протекает в условиях высокого эмоционального напряжения.

Обозреватель. Обозрение – один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий. Обозреватель – это специалист в какой-либо области, человек с богатым социальным опытом.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины.

Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении, комментарии и т. д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно это важно, если разговор идет в прямом эфире. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т. д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи.

Одна из теорий в развитии театрального дела утверждает, что XIX век – эпоха актерского искусства, XX век – век режиссуры, XXI – этап развития продюсирования.

В идеале кинопродюсер должен иметь диплом режиссера, оператора, сценариста одновременно. Продюсер, он же организатор телепроизводства – самая уважаемая профессия на телевидении. Называться его должность может по-разному – например, в Европе и Америке эти обязанности берут на себя линейный и исполнительный продюсеры. Производство телевизионных программ – процесс непредсказуемый: сегодня для съемок необходимо найти трех африканских слонов, а уже завтра съемочная группа в полном составе должна оказаться со всем оборудованием на подводной лодке. Иногда сам процесс съемок занимает всего пять-десять минут, а подготовка к нему длится не одну неделю.

Вот, к примеру, что по этому поводу говорит телевизионный журналист Татьяна Федотовских: «Я работаю в Службе новостей “4-го канала” в городе Екатеринбурге. По штатному расписанию я – продюсер Службы новостей. Должность, в которой мне приходится работать, в зарубежной телевизионной практике называется “редактор заданий” (assignment producer). В обязанности редактора по заданиям входит работа с источниками Службы новостей; отбор информационных поводов для сюжетов в вечерний выпуск; постановка четкой задачи репортеру: о чем должен быть сюжет, что в нем должно присутствовать в обязательном порядке, с кем необходимо записать интервью и т. п. Во многом от редактора по заданиям зависит, что будет в эфире новостей. В течение дня редактор по заданиям держит связь с репортерами, продолжает обзванивать источники и отслеживать ленты информационных агентств, чтобы не пропустить стоящую информацию. Обычно поставленный в жесткие рамки по количеству имеющихся в наличии съемочных бригад и репортеров, редактор заданий имеет право принять решение, от какого сюжета можно отказаться, чтобы “перекинуть” репортера на другую, более важную тему.

Собственные корреспонденты. Они следят за событиями на местах. За 3–4 дня сообщают о предстоящих событиях старшему редактору. Тема репортажа должна быть утверждена главным редактором. Снятый репортаж присылается вместе с отпечатанным текстом в редакцию. Кроме этого, на местах должны быть созданы необходимые условия для их работы: приоритетное право на съемки, монтаж, транспорт, связь и т. д.



Личные качества

  • безупречная дикция;
  • презентабельный внешний вид;
  • умение держаться перед камерой;
  • смелость;
  • умение выражать свои мысли точно и понятно;
  • умение анализировать события и явления;
  • умение выполнять работу быстро и в срок;
  • общительность, обаяние;
  • оперативность, настойчивость;
  • объективность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • инициативность;
  • работоспособность и трудолюбие;
  • выносливость, стрессоустойчивость.

Зарплата и карьера

Телевидение постоянно развивается, с каждым годом все больше образовывается новых телеканалов. Они объединяются, делятся, увеличиваются и поэтому постоянно испытывают нехватку сотрудников. Из-за большого спроса на тележурналистов заметно снизились требования к их профессиональным качествам, так что получить должность на телевидении (для начала, конечно, не самую лучшую) достаточно просто даже без опыта работы.

Вертикальный вариант карьеры: корреспондент, редактор, режиссер, продюсер, шеф-редактор и, возможно, руководитель канала.

Горизонтальное развитие карьеры выглядит как переход на телеканалы с более высоким доходом, оставаясь корреспондентом или ведущим телепрограмм.

Итоги

Мы надеемся у нас получилось рассказать про особенности работы репортером, узнать преимущества и недостатки этой профессии. Для детей, которые планируют связать с этой профессией свою жизнь, важно знать все плюсы и минусы, чтобы в будущем небыло сюрпризов.

Зная, репортер кто этой такой, можно определиться с возможностью успешного развития трудовой деятельности и проявления рабочих, профессиональных и личностных качеств, имеющегося творческого потенциала.

Возможно вам будет интересна статья: Репетитор кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования

Телевидение — это значимая часть нашей культуры. Даже люди, выросшие в эпоху популярности интернета и YouTube, знают ключевые каналы и телепрограммы. Однако мы мало знаем о самом телевидении — как оно устроено и за какие функции отвечают отдельные теле-специалисты. Так кто же работает на телевидении и где получить подходящее образование?

В этой статье:

Какие есть профессии на телевидении?

Есть несколько очевидных телевизионных профессий, однако большинство профессионалов на самом деле остаётся за кадром, а зрители даже не задумываются, что видят результат их работы.

Телеведущий

Работник телекомпании, который всегда находится на виду и является лицом телепрограммы. Телеведущий занимается проведением новостных, информационных и развлекательных передач. Именно от его умения расположить к себе зрителей зачастую зависят рейтинги программы. Для его работы важна хорошая память, харизма, поставленная четкая речь и умение быстро ориентироваться в ситуации.

Корреспондент

Тот самый человек, к которому посреди передачи телеведущий может обратиться по прямой линии — он отвечает за подготовку информационных сюжетов и делает репортажи с места событий. В его задачи входит сбор информации, взятие интервью, проведение журналистских расследований. Эта профессия тоже требует грамотной устной речи, креативности и эмоциональной устойчивости.

Оператор

Отвечая за расстановку технического оборудования, света и декораций, оператор с помощью различных видов съемки, перемещения камеры и смены планов создает те самые ракурсы, которые мы видим на экране. Помимо внимательности, креативности и умения работать в команде, оператор должен иметь хорошую физическую подготовку и понимание работы с телевизионной аппаратурой.

Монтажер

Режиссер монтажа собирает воедино весь снятый материал, то есть выбирает и монтирует кадры, расставляет акценты и спецэффекты, занимается синхронизацией изображения и звука. Если монтажер работает в прямом эфире, то именно он решает, какие планы и в какой последовательности должны появляться на экране. Для такой работы нужно значение творческих и технических аспектов, а также внимательность и умение работать в быстром режиме.

Режиссер

Один из главных людей на телевизионной площадке, руководящий всеми участниками съемочного процесса, режиссер определяет аудиторию передачи и под нее продумывает манеру и подачу материала, актерский состав, сам сюжет и его длительность. Эта профессия требует лидерских и управленческих навыков, технической подготовки, широкого кругозора и способности экспериментировать.

Продюсер

Вся ответственность за программу, за ее качество, бюджет и специалистов несет именно продюсер. Он куратор, участвующих во всех этапах производства, привлекающий финансирование и продвигающий телепроект. Кроме лидерских качеств, стрессоустойчивости и харизмы, продюсер должен уметь решать любые проблемы в любое время.

Редактор

Одни из самых главных составляющих любых телепередач — это текст и музыка. То, что говорит ведущий или корреспондент и какая звучит музыка в эфире, зависит от редактора программы и музыкального редактора. Первый следит за качеством текста, подготовкой эфирного материала и его подачей, а второй с помощью музыки создает определенную атмосферу и сопровождение для сюжета. Для обоих редакторов важна креативность, культурный бэкграунд и интерес ко всему новому.

Гример-визажист

Ведущие, участники шоу и все те, кто оказываются перед зрителями на экране сталкиваются с проблемой яркого света и телекамеры, подчеркивающих обычно незаметные детали (круги под глазами, неровности кожи, родинки и блеск кожи). Гример отвечает за внешний вид сотрудников: он может скрыть возможные дефекты или с помощью пластического грима сделать человека неузнаваемым. Эта профессия требует не только творческого подхода и аккуратности, но и хорошей мелкой моторики.

Кто работает на телевидении?​

Где учиться для работы на телевидении?

Если вы хотите построить карьеру в сфере телепередач или шоу, то для этого не обязательно получать профильное образование. Некоторые профессии (например, корреспондент, ведущий или редактор) не требуют особых навыков, и для них может быть достаточно образования филолога или журналиста.

Однако для освоения других профессий на телевидении вам подойдет только специальная обучающая программа, дающая необходимые для работы практические и теоретические навыки. Мы составили примерный список возможностей для обучения в вузах Москвы:

Мы рассказали не обо всех профессиях, существующих в сфере телевидения — есть стилисты, копирайтеры, дикторы, специалисты по рекламе и много кто еще. Некоторые профессии перемежаются между собой и едва отличаются требуемыми навыками, а порой и вовсе только названиями.

Есть и не телевизионные специальности, которым все равно можно найти применение на ТВ. Поэтому для начала достаточно понять, интересует ли вас работа в этой области, к чему вы готовы и какими навыками владеете уже сейчас. Поступить на нужную специальность, а потом попасть на телевидение не так сложно, если это действительно то, чего вы хотите.

Давайте начнем с самого начала, как вы попали на телевидение? Помог случай или целеустремленность?

Кто вас вдохновил?

Я помню, как мама с папой много говорили на кухне про Владислава Листьева: как он меняет телевидение, какие проекты он придумал, обсуждали телевидение без рекламы. Именно тогда я думала о том, что тоже так хочу – менять, придумывать что-то новое. И чтобы потом обо мне тоже говорили, даже пусть на кухне, но на каждой. Я вообще считаю высшей степенью признания, когда о тебе говорят шепотом на кухне.

А сейчас, кто или что вас вдохновляет?

Меня вдохновляют люди, которые идут за своей мечтой. Кто-то открывает свой небольшой магазинчик зеркал, кто-то переделывает старую мебель и дает ей второй шанс, или, например, мать двоих детей, юрист по образованию, просто меняет сферу деятельности и становится программистом. Меня вдохновляют человеческие истории, особенно, когда люди в возрасте решаются на кардинальные перемены – становятся моделями 60+ или идут в абсолютно новую сферу, учат иностранные языки, чтобы читать своих любимых авторов в оригинале. Мне это дает мощный толчок к действию, поэтому я всегда советую перед какими-то важными переменами в жизни напитываться историями успеха, тогда не так страшно делать шаг в неизвестность.



Чем отличается работа в ток-шоу и новостях?



После выборов всё стабилизировалось. Американцы получили президента, за которого они голосовали и не важно, как всё это происходило, выбор сделан. Поэтому все те волнения, которые были подняты на тему расизма, Black Lives Matter, сошли на нет. Сейчас всё тихо и спокойно. Правительство занимается внутренними вопросами – это вакцинация, финансовая помощь тем, кто пострадал во время пандемии, план по восстановлению экономики. Новая администрация занимается тем, чем и должна заниматься.

Самый сложный репортаж?

А что опаснее всего во время таких событий? Какие рекомендации дадите вашим коллегам?

Самое опасное, на мой взгляд, во время протестов занять чью-то сторону и начать подыгрывать. То есть, найти правого и виноватого. Есть основное правило журналистики – ты только освещаешь, но никогда не вмешиваешься. Не надо искать правду, просто покажи события как можно объективнее, через слова, поступки и действия людей. Вот на ваших глазах полицейские после того, как использовали слезоточивый газ, сами же отмывают водой пострадавших протестующих. Не потому что боятся, что им за это что-то будет, а потому что девушке стало действительно плохо и ей нужна помощь. Во время таких событий можно понять, хороший ты человек или редиска.



Ничего и никого не бойся, ты умница, у тебя всё получится, если падаешь, вставай и иди дальше, не можешь идти – ползи в сторону мечты. Нет сил? Ляг и лежи в направлении цели, а потом всё равно ползи, иди, беги, наконец!

Главный урок, который преподала вам Америка?

Как это ни банально, но именно здесь исполняются самые сумасшедшие мечты. Так что если подойти с умом к своей цели, то всё достижимо. American dream действительно существует и она работает, но только для тех, кто готов идти до конца.



Хотите испытать свои силы? Интеллект? Выносливость? Удачу?

Станьте участником проектов Первого канала!

Выбирайте проект и заполняйте на сайте анкету – если ваша кандидатура устроит редакцию проекта, то с вами обязательно свяжутся и пригласят на съемки.

О проекте

Станьте участником проектов на Первом — заполните анкету и с вами свяжутся.

Самое популярное

Рекомендуем

Последние обновления

Мои подписки:

© 1996-2021, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Заявка на организацию трансляции.

Читайте также: