Как сделать капище

Обновлено: 30.06.2024

. Беседка. По просьбам участников группы, создаю отдельную тему. Добавляйте свои фото и общайтесь,знакомьтесь. . Правила . 1, За оскорбления - БАН 2.Прошу вас не обсуждать политику. Добра и Света, Родные .

Ведун Николина Вальд Картинка из интернета Средь столетних дубов и лесистых чащоб, Меж приветливых елей и ласковых сосен, Жил себе поживал крепким дубом ещё Молчаливый ведун, с виду зол и несносен. Его жизнь вдалеке от безумья и лжи, От объятий пустой и назойливой скуки Протекала сокрытой от взоров чужих Под пернатых хоралов блаженные звуки. Этот край нам по книгам немного знаком, Да и сказки романтиков бродят в

Крышень Николина Вальд Картинка из интернета Наступал туман ползучий, укрывая землю смогом, Оказалась Твердь земная под пятою Чернобога, По Земле гуляли вьюги, донимал мороз трескучий, Сбился люд в землянках тесных от его деяний злючих. Без души огня живого их терзал бездуший холод – Чернобог огонь запрятал в своих чёрных кручах голых. Крышень в Ирии небесном погрузился в светлы думы, Как спасти людей из плена Чернобога дел безумных. Бьёт копытами в конюшне верный конь его крылатый: «Помогу

Просинец Николина Вальд Картинка из интернета Время тёмное мудрует, но и сквозь завесу туч В синем Просинце на небе засверкал весёлый луч. Люди в храмах обращались к Солнцебогу*, силы дать Чтоб глотком надежды светлой в пору зимнюю предстать. Набирал большие силы, подрастая, Солнцебог, Вспоминают люди время, когда он от бед сберёг, Принеся на землю пламя, без которого они Умирали, замерзая в эти сумрачные дни. В те века оледененья Чернобог землёй владел, Он окутал её мраком непристойных чёрн

Ведание Николина Вальд (20 января) Картинка интернета Нынче таинства святые на земле творят волхвы, Всей общиной к Иномирью, как известно из молвы Обращаются, и силой колдовской заговорят Трубы-входы, по которым Индрик-зверь* проникнуть рад. Ночью Индрик-зверь из Нави зимней Явью управлял, Он копытом лёд затворный у колодцев отбивал. Чистой влагою колодцы наполнял он и ключи Наделял целебной силой, пополняя их в ночи. Царь змеиный, царь звериный – повелитель рек, озёр, Родни

День Индрика-зверя Николина Вальд 18 января Картинка из интернета Автор В.Корольков Властелин ночного неба гром и молнии метал, В землю Молнией ударив, Индру грозного зачал. Наделённая огромной силой Мать-Земля, ярясь, Как корова с полной мощью родила, не торопясь. Ярый бык, подземный Индрик, гор высоких и долин, Рек, болот и туч гремучих всемогущий властелин, Из ключей, озёр, колодцев, кои тронул его рог, Сотворил источник добрый, напоив земной чертог. Он – величественный воин в

Мара Зимняя Николина Вальд Картинка из интернета Мара Зимняя, Мара снежная, Ликом новая, нравом прежняя, В грудне-месяце до метелицы Появляется нежной девицей. Дни морозные, ночи длинные… Крепнет норовом Мара Зимняя, Разрывает круг сила дюжая, Накрывает Явь белым стуженем. Приближается день тринадцатый, От морозных дел зубы клацают. Лихорадок рать злообразная Отправляет в Навь души праздные. Надоел покой мрачной Навии, Вышли дочери в добром здравии, Жалит копьями рать

День похищений Николина Вальд Картинка из интернета Этот день славяне знали – Дочек в строгости держали, Чтоб за прялкою сидели, Чтоб в окошко не глядели, Чтобы знали, день лукавый Выбран злом не для забавы. Солнце зимнее не греет, Рядом бродят лиходеи, Змеи с волотами* рыщут, Со славянкой счастья ищут – Сманят девицу кольцом, Обернувшись молодцом. Вот Додола утром рано Вняла Велеса обманам, Проглядев, попала в сети. И богами на совете Велес в Явь отправлен был… А из Яви в На

Зимний День Перуна Николина Вальд (11 января) Картинка из интернета Говорят, что в древности седой Скипер Змей чертог забрал земной, Люд честной обманом заманил, Светлый мир на Пекло заменил. В Пекле люди мучились года, Спал Перун глубоким сном тогда – Триста долгих лет, как мшист валун, Братья с Бурею нашли. Лежал Перун В том колодце, был в глубоком сне Заколдован в тёмной глубине. Разбудили. Сурьи ковш испив, Встал Перун, оковы разломив, . Сел на Бурю верного в седло И помчал, г

Бой Перуна с Демоном Зимы Николина Вальд Картинка из интернета Художник Виктор Корольков Время старое… Из Прави изгнан дерзкий Карачун… Поселившись в царстве Нави, ненавистный всем ворчун Злого Демона из снега в час морозный поспешил Изготовить с клубом стужи вместо сердца и души. Усыпил Сварога-Солнце, выгнал Белеса стада, Усыпил в берлогах зимних пастухов*. Пришла беда – Завывает в Яви Демон беспощадною пургой Не на шутку Боги Прави потеряли свой покой. Мало было Чернобогу зимней власти на

Капища Перуна, как известно, наравне с другими языческими святилищами были уничтожены в период крещения Руси. Однако современные языческие общины, идущие по пути предков, восстанавливают святые для славян места. Узнайте о капищах Перуна в России и Украине, а также об идолах этого божества и канонах его изображения на капищах и домашних святилищах.

Капища Перуна в Росии и Украине

Одно из самых известных капищ Перуна до 2007 года находилось в Санкт-Петербурге. До его воссоздания группой неоязычников из северной столицы на этом же месте находилось славянское капище, если верить преданиям. Его называли Всеславянским, или Купчинским капищем. Издавна на нем проводились обряды. В начале 21 века группа энтузиастов-язычников решила продолжить эту традицию. На капище Перуна в Санкт-Петербурге отмечались праздники этого божества. Однако в 2007 году эти деяния были признаны экстремистскими, капище было снесено по решению властей города.

Капище Перуна в Купчино Капище Перуна в Купчино

Сохранились предания о ныне несуществующем капище в четырех километрах от Великого Новгорода, на острове Перынь. Возможно, легенда взяла свои корни из названия острова, схожего с именем славянского божества. Если верить ей, в конце 1 века н.э. легендарным Добрыней Никитичем на этом острове был установлен идол. Он стоял в центре круглой площадки диаметров в 20 м, окруженной рвом.

капище перуна

Капище Перуна на острове Перынь

Существует легенда о чуре Перуна, который стоял в самом центре Киева. Он был установлен лично князем Владимиром, им же и сброшен в реку после принятия христианства. Люди бежали за идолом по течению реки и кричали:

капище перуна

Этнограф Андрей Синельников заверяет, что Москва построена на древних капищах. По его словам, они существовали вплоть до прихода к власти династии Романовых. Одним из таких крупных святилищ, которых всего было семь, было капище Перуна. Оно напоминало восьмиугольник или восьмилучевую звезду Перуна. Алтарь и чур стояли в центре города, где сейчас Красная площадь переходит в Васильев спуск. По словам этнографа, спуск когда-то носил название в честь бога Велеса.

Капище Перуна в Орле — всего 10 км от черты города

капище перуна орловская

Капище Перуна в Орле находится приблизительно в 10 км от города на частной территории. Судя по тенденции объявлять языческие общины экстремистскими сектами, размещение языческого святилища на частной территории обязано преследованиями со стороны властей. Таким образом, орловская языческая община уберегла святилище от разрушения.

Капище Перуна в Орле

Родноверческая община из города Орел регулярно проводит празднования в честь Перуна, а также отмечает другие славянские праздники на этом капище по старинным традициям предков. Попасть туда вполне реально, предварительно заведя знакомство с кем-то из общины — они радушно принимают единомышленников.

Капище Перуна в Орловской области отмечено указателем на трассе Р-119. Частный участок, на котором оно находится, расположен в поселке Карьер. Языческая община занимается еще и исторической реконструкцией, поэтому можно предполагать, что святилище обустроено по всем правилам. Официально капище именуется стилизованной площадкой, посвященной культуре славянских племен. Культуре община действительно уделяет немало внимания, на праздниках можно услышать славянские песни, понаблюдать за реконструкцией традиционных игрищ и прочих аспектов жизни наших предков.

Днепровская область, село Никольское на Днепре — капище Перуна

Село Никольское на Днепре находится в 10 км от Днепра – областного центра на востоке Украины. Именно на его околице археологами был обнаружен круг из камней размером от полутора до двух метров. По утверждениям историков и археологов, это именно капище. Круг из камней — характерная черта для языческих святилищ.

Возможно, находка неподалеку от села Никольское на Днепре — капище Перуна на Днепре, описанное Ибн Фадлана. По этим описаниям, оно было создано по инициативе князя Владимира незадолго до перехода в христианскую веру. Святилище было окружено каменным кругом и рвом, а чур стоял в самом центре. Слухи окрестили его храмом семи врат, хотя археологами был раскопан только небольшой фрагмент священной территории. Часть внешнего круга святилища, по местным слухам, разобрана на фундаменты близлежащих жилых домов.

Идол Перуна был установлен местными язычниками. Время от времени место посещается отдельными представителями веры предков, славянскими общинами и даже организованными группами эзотерических туристов. В Украине становятся крайне популярными организованные поездки в места силы, в том числе, и в места поклонения древних славян.

Каким должен быть чур или идол Перуна

Идол Перуна всегда представлял собой столб из мощного дуба. Кумиры этого божества, по утверждениям историков, были высокими. Среди современных неоязычников наблюдается тенденция по созданию кумиров для домашнего алтаря. Разумеется, установить в квартире массивный чур Перуна из целого дуба не получится. Поэтому размеры его каждый подбирает исходя из размеров места для установки идола, но материалом по-прежнему остается дуб. Дуб — священное растение, посвященное Перуну, и выбирать другой материал для создания его идолов нежелательно.

чур перуна

На чурах бога Перуна принято вырезать хотя бы схематический лик немолодого воина с усами и бородой. Чаще всего его изображают в воинском шлеме. Должно присутствовать и оружие. Как правило, это палица, секира, иногда щит и копье. Даже минимальных навыков работы с деревом для создания идола будет достаточно.



Кроме этого, на идоле, посвященном этому божеству, обязательно должен быть вырезан его символ. Символов Перуна немало, и почти все они в разные времена носились как обереги. Чаще всего на чурах этого бога вырезают Звезду Перуна.

В целом, Перун был одним из самых почитаемых славянских богов. Поскольку Перун был покровителем князей, посвященные ему капища стояли в большинстве крупных городов Руси. После прихода христианства на русские земли святилища язычников были уничтожены. Современные же последователи полузабытых верований наших предков восстановили небольшую часть капищ. Периодически они подвергаются преследованиям православных активистов, но в Украине и России языческие святилища все еще действуют.

Славянские языческие капища — места силы и почитания богов

К апища — особые места почитания богов, или места силы. Древние капища наших предков располагались, как правило, на возвышенностях вдали от населённых пунктов. Эти священные места предназначены для почитания и славления богов, принесения им треб, устроения обрядов и священных празднеств. На капищах были установлены так называемые капи (изваяния богов).

славяне, ведическая культура, меч

Итак, из всех вышеприведённых версий, не противоречащих друг другу, а скорее дополняющих смысловую основу слова, капище — это в древней Руси место особой силы, огороженное по кругу, находящееся на возвышенности, являющееся средоточием высших сил. Это сакральное место для установления капи, где происходят обряды почитания и славления богов.

Сколько раз, поднимая голову в небо и глядя на звёзды, мы задавали себе вопросы о том, как устроен мир? В детстве это было часто, потом всё реже и реже, а потом мы и вовсе перестали глядеть в небо, потому что в материальном мире появилось больше актуальных забот. Но вопросы-то остались без ответа…
Попробуем разобраться в том, что нам о мироустройстве говорят Веды — древние писания, в которых содержится информация и об окружающем мире, и о нас самих.

Как выглядят славянские капища

Внешнее и внутреннее устройство древних капищ

Согласно сведениям, полученным на основании проведённых археологических раскопок, можно выделить общие особенности структуры и устройства культовых объектов славян. Чтобы определить, каково было устройство капищ наших предков, выделим ряд конструктивных деталей, которые были характерны для большинства святилищ.

славянский народ, солнце, капище

славянский народ, ведическая культура

Есть ещё несколько характерных черт капищ и святилищ, в частности: вход в капище, огневище, Алатырный камень и капь должны быть на одной линии; близ капища должен располагаться лес, священная роща; на территории святилищ должны быть родники, водоёмы с чистой водой, священные колодцы или целебные источники; перед входом — открытое место, поляна, где собирался народ.

По мнению А. С. Фаминцына, вряд ли круглый год кумиры стояли под открытым небом, даже без навеса, ибо не всякая погода благоволит совершению обрядов и принесению треб без какого-либо укрытия. Вероятно, на территории капища всё же было некое крытое святилище, о котором просто не упоминалось в христианских летописях. Тем не менее, у балтийских славян, согласно летописям и данным археологических раскопок в Гросс-Радене (Шверин, Германия) и других местах, были храмы. Согласно сведениям археологов 2 , остатки одного восточнославянского деревянного храма XI–XII вв. были обнаружены около села Западная Липа на Днестре 3 . Установленный на вершине останца, храм имел двойные стены из брёвен, обмазанных глиной. В нём археологи обнаружили место для треб, а около него священный колодец. Подобные сооружения были найдены на территории городища Рудники, а также Звенигородский храм, внутри которого стоял идол. Вполне возможно, здесь имело место влияние западных славян, поэтому не будем останавливаться на утверждении этой версии о крытых восточнославянских храмах.

Некоторые учёные считают, что культовые сооружения у восточных славян были наподобие тех, что известны нам из летописных источников о балтийских славянах, другие полагают, что всё же восточнославянские племена отличались тем, что их святилища всегда были под открытым небом, что ни в коем случае не умаляет их значимость, а скорее напротив — указывает на истинное единение с Природой.

Ибо Храмом Родовым является сама Природа-Матушка, лишь в полном единении Духом с коей обряды во славу богов наших свершаться могут. Потому святилищами почитались и священные рощи, дубравы, и камни, и берега озёр да рек, где живой лик Солнца Трисветлого сияет и светом своим места почитания богов озаряет.

славянский народ, ведическая культура

Языческое капище — типология и структура

Рассмотрим, какие типы капищ можно выделить:

  • обрядовые места: огороженные по кругу рвом или забором из камней, деревянных кольев из сушняка, частоколом или плетнём места почитания под открытым небом на лоне Природы;
  • культовые сооружения: деревянные храмы, с расположенными внутри чурами богов;
  • святилища: круглые площадки, огороженные рвом или небольшим валом.

Капища могут быть посвящены всем богам, Триглаву или одному богу, кумир коего устанавливается в центре.

славянский народ, ведическая культура

Функции и предназначение капищ. Обряды на капище

На капище свершаются обрядовые священнодейства, обход по коло, славление богов и принесение треб и даров богам. На крупных обрядовых священнодействах присутствуют волхвы и жрецы богов.

На капище жертвоприношение, или принесение треб богам, происходит в следующей последовательности: очищение, призыв природных духов места, зачин обряда, славление богам, принесение треб и завершение обрядового действа. Делается всё так, чтобы Сердце чувствовало единение с высшими силами.

Бог Род — бог-прародитель, изначальная созидающая сила, творец мироздания, существующий вне времени и пространства. Он поРОДил всю Вселенную. Всё сущее в этом мире есть его творение, из него произошедшее и в нём неизменно пребывающее. Он есть изначальная беЗпричина всего сущего. Род является персонификацией многообразия богов и предков в единстве проявленном.

На капище славяне приносили всегда беЗкровные жертвы богам, или требы — в виде кваса, киселя, мёда, каравая, масла, молока, зерна, каши. Возносились они в небесную обитель богов через краду священного огня. Обряд сей символизирует единение Неба и Земли, посредником в коем проявляет себя огонь-Сварожич.

Дабы принести требу и вознести славление богам, входят на требище, как правило, с западной стороны лицом к Солнцу (на восток). К богам обращаются только с чистым сердцем. На территории святилища всё должно быть благопристойно и мирно. Здесь нет места суете бренного мира и думам о мирском. Поэтому негоже находиться на капище с мрачным настроением и дурными мыслями. Также пред свершением обрядов и преподнесением даров богам до́лжно совершить омовение и надеть чистые одежды.

На капище должны во время треб и обрядов быть возожжены очищающие костры по всем восьми сторонам света. Пламень огненный на требище возжигается от Живого Огня, который добывается особым способом.

славяне, веды, боги

Обход обрядовый на капище во славу богов светлых происходит посолонь (то есть по кругу по часовой стрелке). Чтить богов Тёмной части Кологода стоит противосолонь (против часовой стрелки).

На капищах также происходят торжественные благословения плодов, дарованных щедрой Землёй-Матушкой. Из обрядов известно также, что на Радогощ (в день Осеннего равноденствия) на капище сжигали соломенную птицу в знак прощания со светлой частью Кологода 4 (считается, что в этот святодень врата Сварги Пречистой закрываются, дабы открыться вновь с весенним Солнцем).

Древние капища славянских богов

Славянские капища в России и в мире

Где именно стояли древние капища ныне установить доподлинно невозможно. Однако есть версии и предположения, основанные на археологических данных и анализе топонимических названий. По сохранившимся с давних пор названиям некоторых мест можно определить, что эти места были связаны с теми или иными богами. Конечно, редко где упоминалось непосредственно имя бога, но определённые черты, свойственные богу, а также имена христианских святых, коими были заменены боги, могут быть отражены в названиях мест.

славяне,лодка, веды

Церковь св. Власия на одной из новгородских улиц, древнее название коей Волосовая, возведена на месте, где по преданию стоял кумир Волосов (Велеса). В названиях некоторых монастырей можно обнаружить имя Велеса, например: Волотов монастырь и церковь Богоматери на Волотове. Эти места могут также являться капищами Велеса в древности.

Считается, что капища Велеса, как правило, находились в лесах или на берегах рек и озёр. Природными святилищами Велеса почитаются места силы, где лежат камни священные, или валуны. Одним из таких мест считается Голосов (Велесов) овраг в Коломенском (г. Москва), подробнее о нём можно почитать здесь.

В окрестностях Переславля-Залесского, на берегу Плещеева озера, находится Ярилова Гора, которая в стародавние времена была капищем Ярилы, сына Велесова. Рядом с этой горой лежит древнейший валун Синь-камень. Николаевский монастырь во Владимире над рекою Каличкою по преданию был возведён на месте уничтоженного капища.

Капища — это места силы, которые были использованы христианами, чтобы строить на них свои церкви, монастыри и храмы. Можно смело предположить, что все места земли русской, где стоят нынче или ранее стояли, но были разрушены, старинные христианские храмы, изначально являлись капищами и святилищами родных богов наших. Из этого также следует вполне очевидный вывод, что христианство пришло на Русь не благодаря добровольному принятию новой веры душой и сердцем, а внедрено было большей частью насильственно.

корабль, славяне, веды

Но не все капища были разрушены с приходом христианства, о чём свидетельствуют раскопки. Рассмотрим, какие ещё места предполагаемых святилищ были найдены учёными в России и мире. Культовым религиозными центрами, расположенными в крупных городищах-святилищах, на возвышенностях, наряду со знаменитой Арконой, вероятно, являлись: святилище на горе Шлежа в Силезии, капище на Лысой Горе (Польша), святилище в Добжешуво в Свентокжицких горах и в Радзиково в Польше, вышеупомянутое святилище Перынь под Новгородом, а также збручские городища Богит, Звенигород и Говда (Украина). Священные горы на берегу реки Збруч прославились благодаря найденному здесь в 1984 г. знаменитому Збручскому идолу. На Богите находилась площадь, в центре которой стоял идол (сохранилось квадратное углубление), огороженная по кругу с симметрично расположенными по периметру восемью ямами. Чуть ранее в статье было сказано про Перынь, которое также было огорожено рвом с восемью выступами. Похожую структуру капищ можно отметить на Воргольских скалах в Липецкой области и Поганьско (Чехия).

Древние капища в Москве

Столица России город Москва, возможно, являла собой изначально городище с расположенным в центре капищем. В центре сейчас находится территория Кремля и Красная Площадь.

Известно, что у славян существовали целые городища-святилища, огороженные по кругу глубоким рвом, не имеющим оборонительного значения. В центре такого городища находилась площадка с идолами. Можно предположить, что центральное капище славянских богов некогда находилось на территории, где сейчас расположен Храм Василия Блаженного на Васильевском спуске Красной площади.

Многие исследователи высказывают предположение, что здесь находилось капище Перуна, обосновывая это строением храма: центральный шатровый храм и восемь церквей вокруг, что схоже с предполагаемой формой капища Перуна — восьмиугольником, который отражает один из символов Перуна — восьмилучевое коло. В центре был установлен кумир Перуна и по восьми направлениям света были распределены окружающие его святилища богов. Эта символика, по-видимому, была использована архитекторами при проектировании храма на этом месте. Как ни странно, в храме можно обнаружить древние символы Солнца.

славянский народ, славяне, веды

Известно, что здесь была возведена первая христианская церковь Рождества Иоанна Предтечи рядом с Боровицкими воротами. Купала, или, как его уже именовали христиане Иван Купала, был прототипом Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи. В 1461 году на месте деревянной церкви построили каменный храм. По имени придела позже её именовали «Церковь святого Иуара 11 . Судя по названию, вероятно, здесь также могло находиться капище Ярилы, сына Велесова. В 1493 году церковь сгорела и только в 1508 г. была восстановлена. Но в 1847 году её вообще разобрали, якобы по причине того, что она портила Николаю I вид на Царский дворец из Замосковоречья. Но главной причиной являлось то, что около храма оставался чудодейственный священный камень, к которому продолжали ходить москвичи за исцелением. Известно, что на праздник Купалы к нему носили детей для исцеления от недугов 12 .

О возрасте египетских пирамид споры ведутся уже не первое столетие. Но версии оппонентов различаются лишь тем, что одни говорят о том, что построены эти сооружения были 4500 лет назад, а другие утверждают, что 12500 или ещё раньше. Даже историки-альтернативщики убеждены в глубокой древности пирамид. А ведь на самом деле всё может обстоять совершенно иначе.

В Москве можно предположить ещё много мест, где в стародавние времена могли находиться капища родных богов, будь то Трёхгорка Пресни, Воробьёвы горы, Поклонная гора и т. д. В рамках данной статьи не будем останавливаться на них подробно. Ясно одно, у нас большой простор для исследований и изысканий, на основе уже известных фактов и версий, можно определить местонахождение множества священных мест по всей России.

славянский народ, веды, славяне

P. S. Со времени прихода на землю русскую христианства было уничтожено многое, что связывало нас с обычаями и традициями наших предков. Но можно ли навсегда искоренить то, что живёт в сердце и на чём взращена душа? Вряд ли. Поэтому неизбежно возрождаются исконные верования, ибо обитель их священная — сердца наши. Можно уничтожить капища, кумиры богов и другие рукотворные культовые объекты, но нельзя уничтожить тот светлый источник, сияющий в наших душах, являющийся искрой от вечного света вышнего святилища Сварги пречистой. Потому мы, дети богов, не предали их, не отвернулись и не забыли, но в капище сердца своего из века в век бережно несли Любовь и хранили верность.

Домашний алтарь славянских Богов. Часть 2. Боги и Богини

Здравия, славяне! Рад представить вам вторую и последнюю часть статьи о славянском домашнем алтаре. В предыдущей части я описал основные принципы создания домашнего капища, где оно должно быть расположено и всё основное по этой теме. В этой статье мы более подробно разберём вопрос о том, как расставить кумиры Богов и Богинь на алтаре.

Род, народ, Родина, природа, родня… Эти дорогие сердцу слова давно стали такими привычными и повседневными, что многие забыли их первоначальный – священный смысл. Но, несмотря на это, они не утратили своего сакрального значения.

Изначально Род — это символ единства предков, олицетворение духа праотцов, которых сородичи считали своими покровителями и заступниками. Род — это общеславянский Бог, создатель всего живого и сущего, он един в своем великом множестве.

Слева направо: Перун, Хорс, Стрибог, Сварог, Род, Лада, Макошь, Дивия, Даждьбог, Велес.

Чур как зримое воплощение памяти предков

Духовный архетип Богов имеет и свое физическое, материальное воплощение в форме Кумиров – деревянных, глиняных или мраморных Чуров для Красного Кута. Красный Угол – это небольшое домашнее капище, место силы, молитв и общения с Богами и предками.

Само название – Красный Кут – говорит о святости этого места и внутренней красоте родного дома. Красный цвет в славянской культуре всегда символизировал жизненную силу, здоровье, свет, решительность и верность своим идеалам.


Недаром богатыри на Руси носили красные одежды, а самых симпатичных девушек так и величали – красны девицы. Красный - цвет Хорса, Бога Солнца. Потому и оформляется домашнее капище не только Чурами и Кумирами Богов, но и рушником с вышивкой красного цвета.

Где расположить Кут?

Повседневная духовная практика Родноверов неразрывно связана с Красным Кутом, а потому располагаться он может не в каком-то сугубо каноническом месте дома (к примеру, в правом – от слова Правь – углу), а там, где удобнее всей родне и где подскажет сама душа.

Полочка с рушником-подбожником, как правило, располагается на уровне глаз. Т.к. обращение к Родным Богам предполагает зажигание огня (свечи или огнива) и окуривание капища травами и благовониями, то рядом с Красным Углом всегда стоит держать сосуд с водой, чтобы вовремя затушить случайную искру, ведь береженого и Боги берегут.


Выбирая Чуров и Кумиров для капища, также позаботьтесь и о ритуальной посуде, ведь обращение к Роду предполагает и символические жертвоприношения-требы: специальные угощения, к примеру, это может быть домашний хлеб и каша-кутья, мед и вино, символизирующие благодать и достаток. Культовая пища может быть самой разной, например, вспоминая прадеда, можно на годовщину его смерти приготовить его любимое блюдо, даже если это были обычные щи. Но при этом важно помнить, что Родные Боги приемлют лишь бескровные жертвы (т.е. подносимая им пища не должна быть мясной), тем самым напоминая нам о доброте и любви ко всему живому.

Красный Угол как единство быта и духовности

Родноверие предполагает неразрывную связь духовного и материального, праздничного и повседневного, бытового и культового, душевного и телесного.

Кут с Кумирами и Чурами Богов олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее, он - своеобразный мост между поколениями, то, что объединяет семью и весь Род от самого первого колена. Капище не просто помогает чтить память предков, но и напоминает нам уже одним своим видом, что на благо своих близких нужно ежедневно трудиться.

Культовая функция Красного Кута

Предполагает непосредственно обращение к Родным Богам и Светлой памяти Праотцов. Конечно, можно благодарить Предков и славить Род в чистом поле или занимаясь повседневными делами, но дважды в сутки утром и вечером – желательно это делать в месте силы, чтобы начинать свой день и заканчивать его в Ладу с самим собой, своими близкими и всем миром.


Вся культура человечества вышла из культа, поэтому, чтобы чувствовать связь времен и традиций, так важно чтить Богов и идти по Свету со Светом в душе.

Рекреационная функция капища

Заключается в отдыхе. Ведь, воздавая славу Роду в конце дня, мы не просто благодарим Богов и Предков за поддержку и помощь, но и сбрасываем груз усталости и тревог, собираемся с мыслями, отделяет главное от второстепенного, сосредотачиваемся на добрых чувствах.

А просыпаясь утром, мы набираемся сил на весь день. Обращение к Богам структурирует наш день, делает его ритмичнее, вносит в него нестрогий, но важный режим, а кто вовремя ложится и встает, всегда здоров и бодр.

Бытовая функция Чуров и Кумиров

Выражается в возможности попросить у Богов помощи в повседневных – пусть даже малых делах, связанных с домом. Как в прошлом наши предки засевали поля в определенное время, так и мы можем ухаживать за дачей или огородом, сверяясь со славянским календарем и годовым циклом.

До встречи в следующих статьях!

Быть Добру!

Василий Павлович Гордымов (Богурад)

Автор Василий Павлович Гордымов (Богурад) деревня Мира Я - Богурад, в миру Василий. Рассказываю людям о Родных Богах да о славянах и их жизни.

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию написать

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.

Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.

В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.

Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.

Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна, Велеса и др.).

Структура капища

  • Остовница – подземная часть. Служила местом проведения огненных обрядов и местом для хранения треб (жертв).
  • Нижнее капище – так называемый первый этаж. Оно постоянно было открыто. Предназначалось для тризн (погребальных обрядов), мистерий (тайных богослужений), обычных служб.
  • Верхнее капище – так называемый второй этаж. Оно должно было иметь ровно шестнадцать стен (так как в Сварожьем круге именно шестнадцать чертогов), поэтому капища часто называют круглыми постройками. В нем проводили службы в честь Вышних богов.
  • Небесное капище всегда было по форме как девятиконечная звезда. Его значение заключалось в проведении праздников (Любомиров) и некоторых ритуалов.

Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.

Идол в капищах

Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).

Капище – это один из самых интересных памятников славянской языческой культуры

Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.

Принципы постройки капищ

Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).

Читайте также: