Как сделать капельную пробу масла

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Для того чтобы транспортное средства исправно работало, очень важно для него использовать только самые качественные топливные и смазочные материалы. По их внешнему виду или же упаковке определить свойства и характеристики не представляет возможным.

Именно поэтому в середине прошлого века одна знаменитая американская компания придумала очень быстрый капельный текст моторного масла, который позволяет оценить некоторые из его характеристик. Отличительной особенностью этого метода стало то, что для него требуется лишь одна капля смазочного вещества, обследовать которое можно сделать за считанные секунды, как водителю-профессионалу, так и новичку.

Возможности теста

Проверка моторного масла в домашних условиях капельным методом, может помочь сделать и определить такие вещи:

  • осуществить диагностику качества машинного масла
  • соблюдать контроль за состоянием сальников и резиновых прокладок;
  • уменьшить финансовые средства, которые тратятся на машину;
  • предотвратить неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля;
  • исключить возможность слишком сильного нагрева двигателя внутреннего сгорания;
  • узнать свойства моторного масла и т.д.

К характеристикам смазочных веществ для бензиновых и дизельных автомобилей можно отнести такие свойства:

  • моющие диспергирующие;
  • антиокислительные;
  • противоизносные;
  • антикорозийные;
  • вязкостно-температурные.

Вышеописанный комплекс всех свойств, который отличает каждое масло, может обеспечить надежную и долгую службу каждого конкретного транспортного средства. Если материал был подобран корректно с учетом всех потребностей машины.

Схема расшифровки масляного теста от компании MotorChekUp

Метод проверки качества масла

Многих автомобилистов интересует, как проверить качество моторного масла, чтобы за это не пришлось платить дополнительные деньги в мастерских, и можно было быть уверенным и спокойным в его свойствах.

  • Для начала моторное масло следует прогреть до рабочей температуры и взять его на щуп из поддона.
  • Одну каплю этого вещества необходимо капнуть на бумагу.
  • Лучше всего использовать для корректности исследования чистый белый лист.
  • Через 20 минут смазка хорошо впитается в него, образуя соответствующее пятно. Его цвет и геометрические характеристики могут предоставить человеку достаточно много различной информации о масле.

Чтобы быть уверенным в том, какое качество масла, проверяйте его капельным тестом постоянно.

В первую очередь нужно оценить цвет смазочного вещества. Оно образует каплю с 4 различными зонами:

  1. Первая зона составляет центральное ядро. В нем должны быть механические примеси и достаточно крупные частички сажи, которые не могут впитаться в бумагу. Данная часть следа от масла темнее остальных.
  2. За ней идет вторая область, состоящая непосредственно с масляной жидкости. В нем могут быть растворенные частички. Они могут проникать вглубь листа. Если цвет этой зоны темный, материал нужно заметить.
  3. Третья зона представляет зону воды. Если этого вещества в масле нет, края пятна будут ровными. В ином случае они могут быть зигзагоподобными или ломанными. Наличие воды не является критичной характеристикой смазки, но они нежелательно.
  4. Четвертая зона представляет сбой область несгоревшего топлива. Она бывает далеко не всегда. Если бензин все-таки присутствует в масле, необходимо проверить работу системы зажигания или определить допуски в парах трения поршневой группы.

Важно помнить, что качественное масло в двигателях не должно иметь в своем составе ни топлива, ни воды. Именно поэтому очень важно придерживаться вышеперечисленных критериев, чтобы автомобиль работал максимально корректно и исправно.

Заключение

Капельный тест моторного масла автомобиля следует проводить раз на 1,5-2 тысячи километров. Перед тем, как проверить его качество, следует учитывать и пробег машины на этом материале. Чем он больше, тем менее хорошею будет смазка, так как в ней может быть большое количество отработанных веществ. Плохой результат теста в таком случае будет говорить не об некачественности масла, а лишь о том, что его нужно заменить. В случае, когда результаты исследования будут плохими сразу же после смены масла, лучше всего перейти на другой бренд производителя.

Теперь Вы можете самостоятельно оценить состояние масла в двигателе произведя экспресс-анализ моторного масла по капле, с масляного щупа из картера двигателя. Для этого необходимо просто капнуть на чистый лист белой бумаги (можно от принтера или ксерокса) лежащий на ровной поверхности (подойдет поверхность полированного стола или оконное стекло). Минут через 10-15 просто сравните полученное Вами масляное пятно с фотографиями образцов приведенных ниже. На фотографиях диаметр пятен составляет 2,5-3 см.

Примерные образцы капельных проб малощелочного и среднещелочного моторного масла
(масла классов В, Г, Д по ГОСТ или СС, CD, CE, CF-4 по API)





Рис.2 Масло
немного работавшее

Рис.4
Рабочее
масло с мех.прим.





Рис.5
Рабочее
масло в удовл.
состоянии

Рис.6
Рабочее
масло в критич.
состоянии

Рис.8 Масло
с перегретого
двигателя

Колориметрическая характеристика капельных проб по их составляющим:

4.Густое черное
мазеобразное с крупинками мехпримесей и металлов

5. Масло не расплывается, расплывается только вода и неясная жидкость

Темно-серое или черное

Ядро и кольцо слиты

Серое
или темно-серое

Черное меньшего размера

Темно-черное заметно уменьшенного размера

Все пятно светлое и исчезает через 50 час

Светлое, переменной ширины

Ядро и зона диффузии грязного масла слиты вместе

Примечание: Импортные среднещелочные и высокощелочные моторные масла для автотракторных двигателей дают окрашенное характерное пятно капельной пробы с проявлением структуры бумаги.

Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.

Отсутствие зоны диффузии или “свертывание” пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле, густое черное мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла, оно подлежит срочной смене.

Это простой, но эффективный способ по оценке состояние масла позволяет вовремя производить его замену, что позволит увеличить срок эксплуатации двигателя.
(Материал предоставлен к.т.н. Дунаевым А.В., в.н.с. ГОСНИТИ)

Не забывайте о важности своевременной смене масла в двигателе. Опытные автомобилисты производят замену масла ориентируясь не на пробег двигателя по спидометру, а по моточасам работы двигателя. Т.к. эксплуатация автомобиля по городу (частое стояние в пробках) существенно влияет на состояние масла в двигателе.

Также необходимо следить за проникновением воды и топлива в масло.

Обводнение масла

Вода наносит большой вред моторным маслам. Даже небольшое количество воды (0,1…0,2 %), взаимодействуя с присадками в маслах, быстро (за несколько дней при нормальной температуре или за несколько часов работы дизеля в номинальном режиме) разлагает их. После этого в масляных системах ДВС образуются липкие отложения, забивающие маслофильтры, трубки и каналы, маслозаборники и вызывающие неисправности клапанов масляных систем и другое.

Особенно быстро разрушаются самые активные присадки, имеющие способность поглощать влагу из окружающего воздуха. Вследствие такого распада присадок масла вспениваются, ухудшаются их смазывающие, антиизносные, моющее-диспергирующие и другие качественные показатели, увеличивается скорость отложений лаков и нагаров на деталях ЦПГ, снижается щелочное число, а из-за вымывания присадок, образующих защитные пленки, повышается коррозионность масла, особенно к деталям из цветных металлов. Естественно, что при этом износ трущихся деталей дизеля резко возрастает, а надежность его работы, особенно КШМ, падает вплоть до аварийных задиров подшипников коленвала.

Разжижение масла топливом

Вязкость и смазывающая способность (маслянистость) масел. Они обусловливают прочность масляной пленки между трущимися деталями, от которой зависит их нагрузочная способность, износостойкость, стойкость к задиру и другим повреждениям, а отсюда и надежность узлов трения. Каждый агрегат в конкретных условиях работы требует свою — оптимальную вязкость масла. С утяжелением условий его работы (например, повышение нагрузки на подшипники коленчатого вала и температурного режима масла) требуется повышенная вязкость. Требуемая вязкость повышается и с износом подшипников КШМ.

По мере нормальной работы ДВС вязкость масла растет из-за механических (грязь, продукты изнашивания) и органических (продукты окисления и выгорания масел) примесей. Снижается же вязкость только из-за разжижения топливом при его неполном сгорании с неисправной топливной аппаратурой и при износе ЦПГ. При этом снижение вязкости сопровождается снижением температуры вспышки масла, которая имеет также и самостоятельное значение и определяет потери масла на угар в камере сгорания ДВС.

Высокая вязкость смазочного масла

Особенно эта ситуация характерна для изношенных моторов, где для поддержания необходимого давления в системе смазывания рекомендуется брать масло погуще, но смириться с ростом и без того немалого его расхода придется. Накладно, а что поделаешь? Старый мотор — как молодая жена, расходов много, а уверенности никакой! Все как в жизни.

Некачественное моторное масло

Масло некачественным может быть просто изначально (контрафакт). Все современные, особенно синтетические, масла имеют свойство обеспечивать низкие потери на испарение в камере сгорания. Это достигается и специальным групповым составом базовой основы, и особыми при-садками, уменьшающими его испаряемость. Принцип простой: надо из масла убрать как можно больше летучих соединений, тогда и его температурная стабильность повысится. Но, если масло сварено в ближайшем подвале, то таких свойств в принципе обеспечить нельзя. Вот и горит оно в цилиндрах за милую душу. Отсюда и коксование колец и нагарообразование в камере сгорания и на клапанах.

Самая распространенная проблема на двигателях — коксование колец ввиду плохого топлива или эксплуатации автомобиля на малых оборотах (в городском режиме). Закоксовка колец увеличивает износ гильзы цилиндров и поршневых колец (в масло попадает больше продуктов износа), становится разной компрессия по цилиндрам, увеличивая нагрузку на вкладыши коренных и шатунных шеек коленчатого вала, что тоже приводит к увеличению износа деталей, увеличивается загрязнение масла, что приводит к потере смазывающих и моющих свойств.

Порядок действия:
1. Прогреваем двигатель минут 5-10, и глушим его.
2. Берем лист бумаги 100х100 мм., примерно, и капаем с щупа каплю масла на него.

Берем пробу масла)

Берем пробу масла)

капля с шупа

капля с шупа

капля

капля

3. Ложем сушить этот листочек куда-нибудь чтоб место где масляная капля ничто не задевала. (сушка происходит примерно 2 часа может больше).

Сушим)

Сушим)

Далее оцениваем масло:

Анализ картинки)

Анализ картинки)

1. Присадки моторного масла — есть.
2. Моющие свойства хорошие.
3. Воды нет. так как края гладкие, если же резкая неровность то вода есть!

Вывод: масло можно еще не менять.
И помните если масло темное не стоит его менять это означает что присадки хорошо работают, сперва проверьте его данным методом, а потом делайте вывод о замене масла или ездить дальше.)))) Спрашивайте, комментируйте, голосуйте))))

из учебного пособия

из учебного пособия

Моющие составляющие присадки оценивают по присутствию на масляном пятке краевой зоны. При этом оценка диспергирующих свойств по шкале должна быть от 1 до 5 баллов. В противном случае масло подлежит замене!

Все ДВС имеют много трущихся поверхности работающие при высоких динамических нагрузках и высоких температурах. Уменьшение износа деталей трущихся пар достигается применением смазочных материалов с расчетными характеристиками. Производители автомобилей рекомендуют соответствующие марки масел, разработанных для каждого двигателя индивидуально.

При езде на большой скорости в двигателях повышается температура смазочных материалов и в поддон картера попадают частицы примесей, стабилизирующих добавок, сажи, воды.

Знание – сила

Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:

  • самостоятельно делать диагностику моторного масла;
  • контролировать уплотнение сальников и прокладок;
  • уменьшить расходы на содержание автомобиля;
  • избавить себя от неожиданностей в пути;
  • исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
  • тест масла можно делать даже в пути;

Свойства моторных масел

Моторное масло являет собой сложный комплекс специальных присадок растворенных в нем для придания определенных свойств:

  • моюще-диспергирующих;
  • антиокислительных;
  • противоизносных;
  • антикоррозионных;
  • вязкостно-температурных;
  • Комплекс этих свойств обеспечивает надежную и долгую службу автомобиля.

Как сделать капельный тест моторного масла

Подготовка к пробе

Перед проведением капельного теста запишите следующую информацию:

  • Общий пробег автомобиля,
  • Марка используемого моторного масла,
  • Пробег автомобиля с момента замены,
  • Количество отработанных моточасов с момента замены.

Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне, следует выполнить следующие действия:

  1. приготовить лист белой бумаги (можно промокашку),
  2. завести двигатель,
  3. прогреть до рабочей температуры,
  4. заглушить мотор,
  5. взять масло на щуп,
  6. капнуть одну каплю на бумажный лист.

Когда масло впитается в бумагу – появится пятно.

Определение качества масла по капельной пробе

Геометрические размеры и цвет пятна могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.

Растекшееся масло должно быть светлым и жидким, густота и темный цвет недопустимы, они свидетельствуют об усталости моторной жидкости и необходимости ее замены.

При этом также не должно быть маленьких точек черного цвета, которые могут быть металлическими примесями, означающими ускоренный износ элементов мотора. Если в процессе проверки маслу присущ темный цвет, но при этом оно жидкое и без различных вкраплений — допускается его дальнейшее использование.

Всякое масло после его попадания в двигатель автомобиля становится темным, это свойственно моторам с любым пробегом.

В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Чтобы увидеть четкие границы различных зон, можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.

Первая находится в центре пятна, это его ядро, и оно определяет качество моторного масла. Если масло плохого качества, то в центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров – все, что неспособно проникнуть в поры бумаги.

Вторая примыкающая к первой – это зона масла. В ней находятся частицы, в нем растворенные. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.

Капельный тест масла

Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный – о необходимости ее замены.

Третья – это зона воды . Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера некритична для поршневой группы, хотя и нежелательна. Вода попадает в масло двумя путями: в виде конденсата, что вполне допустимо, и в виде охлаждающей жидкости — это говорит о разгерметизации системы охлаждения, если используется антифриз — цвет зоны 3 будет желтым.

Четвертая – это зона несгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. В исправном моторе ее не должно быть – она проявляется при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона несгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.

Визуальная диагностика состояния пробы

Экспресс-оценка должна заключаться в ответе на два вопроса:

  1. Первый – четко ли визуализируются зона 1 (центр капли), зона 2 (кольцо) и зона 3 (зона диффузии).
  2. Второй – ровный ли контур зоны диффузии.

Если ответ на первый вопрос отрицательный, то это означает, что масло находится в предаварийном или аварийном состоянии и необходимо срочно заменить моторное масло. Если на второй вопрос ответ отрицательный, т.е. зона диффузии имеет рваные края, то это говорит о том, что в моторном масле присутствует вода.

Таким образом, если на этапе экспресс-оценки мы не ответили утвердительно хотя бы на один из двух вопросов, дальнейший анализ не продолжаем и срочно обращаемся в сервис на осмотр и диагностику двигателя.

Если экспресс-оценка прошла удачно, переходим к более детальному визуальному анализу со шкалированием результатов.

Начинаем с оценки цвета зоны 1 (центр капли). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что сажа, частицы металла, пыль и грязь не содержатся или содержатся в достаточно малом количестве в пробе моторного масла. В этом случае замена моторного масла не требуется.

Если получился диапазон значений от 4 до 6, то в пробе масла обнаружено повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокое содержание тяжелых нерастворимых механических примесей. Моторное масло нуждается в срочной замене.

Аналогичным образом исследуем зону 2 (кольцо). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что степень старения и окисления масла невелика. В этом случае замена моторного масла не требуется.

Если получился диапазон значений от 4 до 6, то выявлены первые признаки старения масла.

Если это происходит на небольшой величине моточасов (порядка 80-100), то наиболее вероятная причина – использование некачественного бензина. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить и желательно сменить заправку.

И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокую степень старения и окисления масла. Моторное масло нуждается в срочной замене, т.к. вероятен риск повышенного износа поршневой группы. Поскольку этот параметр находится на грани браковочного значения (от 7 и выше), то следует чаще производить визуальную диагностику состояния масла (каждые 500 км).

Далее исследуем контур между зоной 2 и 3. Если отсутствует четко очерченный контур, то это означает, что следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено. Если четко очерченный контур присутствует, то в масле имеется немного воды.

Это может быть связано, например, если зимой машина эксплуатируется в режиме коротких пробегов. Моторное масло можно продолжать эксплуатировать, однако стоит задуматься об изменении стиля эксплуатации автомобиля.

И, наконец, если присутствует не только чётко очерченный контур, но и вокруг него ореол желтого цвета, то значит присутствует в моторном масле не только вода, но и антифриз. Следует записаться на диагностику состояния двигателя автомобиля.

И, наконец, исследуем границу области зоны 3. Если полупрозрачное кольцо отсутствует, то топливо в масле либо отсутствует, либо содержится в малых количествах. Если полупрозрачное кольцо присутствует, то это означает, что имеет место неполное сгорание топлива. Масло можно не менять, однако смазочные свойства масла ухудшаются.

И если имеется широкое полупрозрачное кольцо вокруг зоны 3 – это говорит о высоком содержании топлива. Причин этому может быть масса – начиная от изношенных поршневых колец и заканчивая неправильной установкой зажигания. Нужна диагностика двигателя, эксплуатация такого масла недопустима.

Совет

  • Возьмите лист бумаги и капайте на него по капле отработанного масла через каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет, как изменяется качество смазочного материала со временем в зависимости от пробега автомобиля.
  • Купив канистру масла, необходимо отлить некоторое его количество в прозрачную посуду и оставить на 2-3 недели отстояться. Если осадка нет, можно его использовать.
  • Чем светлее центр пятна, тем масло работоспособнее.

Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Четвертая зона капельной пробы через несколько часов также исчезает. Если третья и четвертая зоны имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено. А стойкий желтоватый, или светло-коричневый цвет третьей зоны говорит о значительном окислении масла из-за аварийного перегрева ДВС.

Чем светлее и равномернее цвет ядра и окружающих зон, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей капля темнеет, теряется краевая зона. При потере присадок третья зона уменьшается, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла.

Откуда берется в картере вода?

Известие о том, что в отработанном масле есть вода ставит автолюбителя в тупик. Откуда ей взяться? Первое что приходит в голову это пробита рубашка охлаждения. Ответ более чем прост. Вода попадает в двигатель из воздуха.

Во время работы она периодически появляется и удаляется из двигателя. Вред от воды минимален, но если ее много, то при высоких температурах она может вступать в реакцию с различными добавками присутствующими в масле. Если капельная проба регулярно показывает следы воды необходимо выяснить причину ее появления.

Симптомы проблем моторного масла

Если в поддоне при замере уровня на конце щупа появляется густая липкая смазка необходимо проверить поршневую группу и клапанный механизм на станции техобслуживания. Именно там и осаждается отработанное масло, превратившееся в черную грязь. Чтобы избежать подобных сюрпризов необходимо убедится, что с двигателем все в порядке.

Проверка на СТО дешевле нежели через несколько сотен километров делать капитальный ремонт двигателя. Такие ремонты стоят не дешево.

Резкое уменьшение уровня или слишком частое доливание в двигатель масла говорит о возможно слишком быстром его выгорании и снижении качества при целых уплотнениях и прокладках.

При осмотре крышки заливной горловины могут иметь место черные, густые пятна. Это первый сигнал появления осадка. Автолюбителю необходимо искать причину появления черных пятен.

Если машина тупит, плохо разгоняется, медленно реагирует на педаль газа необходимо убедится в качестве масла и сделать тест. Не всегда дело состоит в плохом горючем.

Если масло приходится доливать при спокойной езде больше 0,250л на 1000км, а при этом уплотнения в крышке ГБЦ, трамблере, бензонасосе, масло датчике, масло фильтре, сальниках переднем и заднем, балансирных валах в порядке, значит или масло горит, или надо спокойнее ездить.

Читайте также: