Как сделать калоши счастья

Обновлено: 07.07.2024

Работа с педагогами. Групповое занятие с элементами тренинга.

(латинская поговорка)

Цели: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

- познакомить с приемами саморегуляции;

- научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

- оптимизировать самооценку педагогов;

- снять эмоциональное напряжение;

- сформировать позитивное мышление учите лей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);

- создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, сборник мелодий для релаксации, памятки-буклеты.

Основные формы проведения занятия:

1) Игровые (релаксационные, творческие и т. д.).

2) Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).

3) Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Методические аспекты проведения практического занятия.

Ход занятия

Сегодня ( СЛАЙД) попытаемся оценить наш творческий потенциал, также познакомимся с некоторыми упражнениями, которые могут помочь в снятии психоэмо​ционального напряжения и улучшения личного самочувствия.

Я приглашаю вас к сотрудничеству!

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

А, чтобы нам с вами было легче общаться, давайте познакомимся

Каждый участник рассказывает о себе в трёх словах-это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, но эти слова должны начинаться на первые три буквы Вашего имени. Ну, например. ЛЮДМИЛА- любознательная, юмористичная, добрая

II. Практическая часть

1Слайдовая презентация

Цель: введение в тему занятия, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.

Тему сегодняшнего занятия я выбрала неслучайно. На протяжении долгого времени мы с вами готовились к конкурсу, переживали, нервничали..

Наша жизнь наполнена эмоциями. Мы радуемся и негодуем, восхищаемся и возмущаемся. Но порой случается такое, что эмоциональная жизнь дает сбой, эмоции притупляются и затухают.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.(СЛАЙД) В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования и изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом.

На этом фоне у педагогов можно наблюдать такие симптомы: (СЛАЙД)

эмоциональное истощение-снижение эмоционального фона и развитие равнодушия;

нарушение отношений с другими людьми, повышается негативизм, скепсис;

снижение уровня самооценки, негативное отношение к своей профессии, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.

Цель: узнать ваше отношение к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет. ( СЛАЙД)

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.


3.. Рекомендации.

Если Вы ( СЛАЙД)обнаружили у себя симптомы Эмоционального выгорания

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать: (СЛАЙД)

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников сдклплт рабуту плохо очень плохо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

-Замечательно, вот мы и побыли счастливыми людьми…Как было бы хорошо, если бы у каждого из нас в трудную минуту под рукой смогла оказаться вот такая вот ШЛЯПА СЧАСТЬЯ.

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лу​чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое

качество. ( слайд)

Помните: Работа всего лишь часть жизни!

И заключительным этапом семинара предлагается провести релаксационное упражнение

10. Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко проговаривает текст: (Слайд)

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

III. Заключительная часть.

И помните, для того чтобы успешно бороться со стрессом и его болезненными проявлениями, нужно взять в руки не только таблетки, но и самого себя, свой режим, диету, свое поведение и даже настроение.

Главное - это установка человека на то, что жизнь - прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами - чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом - чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь и делиться с детьми. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться.

У тех, кто в усердии рьяном,
По жизни летит оголтело,
Душа порастает бурьяном
Гораздо скорее, чем тело.

Цель: повышение эффективности работы педагогов через профилактику эмоционального выгорания.

2) снизить уровень эмоционального напряжения;

3) содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

4) сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Ход тренинга:

Вступительное слово :

Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

А теперь ответьте себе на вопросы:

- Часто ли вы просыпаетесь утром и чувствуете, что у вас нет ни желания, ни сил идти на работу?

- Часто ли вы думаете о том, как закончится рабочий день и как настанут выходные?

- Часто ли вы берете работу на дом, а потом не можете заставить себя ее делать?

Д ля того, чтобы наш тренинг прошел позитивно и непринужденно, нам не хватает правил, принятых группой.

Предлагаю всем (могут быть записаны на доске и дополнены участниками группы):

- не перебивать, когда высказывается другой;

- конфиденциальность в группе;

- безоценочность – принимать всех такими, какие они есть;

- право на личное мнение;

Участники сидят по кругу, у каждого наготове листочек с ручкой.

- Каждый человек неповторим, уникален. У каждого есть свои особенности, жизненный опыт, пристрастии и т.д. Попробуйте определить то, в чем уникальны именно вы. Например, это могут быть неожиданные факты (я – один из тройни); кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт (я год прожил в Берлине) и т.д.

А теперь напишите на листочке своё имя и попробуйте написать о себе в форме … брачного объявления. Объявление должно быть в такой форме, чтобы у других возникла мысль, что вы – самый исключительный, самый подходящий кандидат, заслуживающий того, что именно с вами стоит связать свою жизнь!

Тренер собирает листочки, и затем читает их. Группа должна определить участника, давшего себе ту или иную характеристику.

- Легко ли было написать о себе?

- Сложно ли было угадывать?

- Что нового вы узнали о каком-либо участнике группы?

Для того, чтобы быть максимально включенным в тренинг, нужно каждому быть очень внимательным. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующие задания. Основное задание – это встать в шеренгу, но вот по какому принципу?

Задание 1: расположиться в шеренге так, чтобы справа стоял самый высокий из нас и далее, по убыванию роста мы выстраиваемся до самого невысокого участника группы. Начали!

Задание 2: справа должен стоять человек с самыми темными глазами, в конце слева – с самыми светлыми!

Задание 3: В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными волосами, в конце – с самыми светлыми!

Задание 4: Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

- Удалось ли достичь взаимопонимания, было ли легко и непринужденно?

- Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Каков бы ни был ваш ответ временами нам просто необходимо остановиться в беге ежедневных событий, подышать, успокоиться и обратиться к своим внутренним ресурсам, для того, чтобы спокойно воспринимать все происходящее, ведь действительно, наши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Тренер раздает каждому педагогу по 3 или 5 стикеров зеленого или желтого цвета.

- На листочках я вас попрошу написать плюсы и минусы вашей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

- какие основные плюсы и минусы мы выделили для себя?

- чего больше получилось – плюсов или минусов?

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше и легче их озвучивать, прийти к выводу, что работа тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.

1. Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

2. Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

3. На работе задержали зарплату.

4. Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

5. Вы попали под сокращение.

6. По дороге на работу вы ломаете каблук.

7. Из-за срочной работы нет времени приготовить дома ужин.

8. Неожиданно приходит письмо, что нужно ехать проверять городские олимпиадные работы, а у вас другие планы.

9. В двери вашего кабинета с утра сломался замок и вы не можете открыть дверь.

10. Вас отправляют в двухнедельную командировку в другой город на курсы повышения квалификации по совершенно неинтересной и ненужной вам теме.

11. Вас принуждают вступить в общество городских дружинников от школы.

12. Коллеги приняли решение скинуться на дорогой подарок для начальника, а вам это не по душе.

13. Вы узнали, что в коллективе за вашей спиной обсуждают вашу личную жизнь.

14. Вас просят выйти на работу в ваш законный выходной.

Конечно, все эти позитивные доводы мы приводили, понимая несерьезность ситуации. Очень часто ежедневно мы сталкиваемся с подобными ситуациями, которые могут омрачать наш день. Я хочу пожелать, чтобы в следующий раз, если с вами случилась какая-то неприятная ситуация, вспомните эту сказку и это упражнение и обуйтесь мысленно в калоши счастья.

Упражнение 6. Мышечная релаксация.

- А мы с вами подошли к экватору, к середине нашего занятия и я предлагаю вам перед 5-тиминутной переменой немного успокоиться и отдохнуть. Включается релаксационная музыка.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, можете положить руки на колени, закройте глаза и подышите медленно и глубоко. Сначала попробуйте чуть-чуть напрячь плечевые мышцы. Чувствуете напряжение? А теперь медленно расслабьте плечи. Постарайтесь почувствовать расслабленность. Теперь напрягите плечи чуть-чуть сильнее, как будто вы немного нервничаете. Нельзя сказать, что вы ужасно взволнованы, но вы, наверное, чувствуете, как сильно напряглись мышцы спины. А ведь многие весь день — вот так и таскают за собой весь груз своих забот и тревог. Это очень тяжело . Тяжело не только для вас, но и для ваших близких и учеников, потому что они обычно очень хорошо ощущают ваше настроение и прекрасно знают, когда вы расслаблены, а когда напряжены. Можете попробовать проделать это упражнение на попеременное напряжение — расслабление дома, например, перед сном или в любое другое время, особенно когда почувствуете, что излишне напряжены.

Давайте откроем глаза и отдохнем в течение 5 минутного перерыва.

Вспомним слова Булата Окуджавы:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

- с какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

- были ли приятные моменты в упражнении, какие?

- Ежедневно, исполняя свои профессиональные обязанности в общении с детьми, мы исполняем определенные роли. Эти роли могу быть совершенно разными. Каждый из вас получил карточку с названием педагогической позиции, или роли.

Я предлагаю вам по кругу прочесть роль, которая вам досталась и высказаться, согласны ли вы с этой позицией или нет и обосновать свой ответ.

- Каждый из нас высказывал собственную точку зрения, возможно, вы были согласны, возможно – нет. Самое главное – помнить, что любая роль должна проявлять внимание и положительное отношение к детям, стремление транслировать ученикам тепло и доброту.

- Опять же вы можете возразить, что сложно ежедневно нести доброту и внимание, если есть дети, после общения с которыми остается один лишь негатив. Одно из важных умений педагога – освобождаться от этого негатива, чтобы не страдали другие дети.

Я вас приглашаю в нашу подвижную часть аудитории.

- Мы должны построить в 2 шеренги лицом друг к другу. Вы – барабан стиральной машины. Один человек становится позади. Вы – сушилка этой стиральной машины.

- Чувствуете ли себя обновленными? Хорошо ли вас отстирали?

- Было ли комфортно или дискомфортно?

- А сейчас я предлагаю вам рассчитаться на 1,2,3 и разделиться на 3 группки.

Расчёт группы.

- Каждая группа получает свою тему:

1 группа - Причины эмоционального выгорания.

2 группа - Симптомы профессионального выгорания.

3 группа – Профилактические меры профессионального выгорания.

Работаем над этими темами в течение 5 минут и затем каждый представитель расскажет о вашей коллективной работе.

Подведение к выводу, что каждый из нас осознает, почему мы выгораем на работе, какие внешние признаки и как устранить эти симптомы. Не нужно быть психологом, нужно знать техники расслабления – это могут быть дыхательные гимнастики, мыщечная релаксация, может быть визуализация.

Наше занятие постепенно приближается к концу, и я хотела бы поделиться с вами одной из методик визуализации, которая позволяет снизить тревожность, развить интуицию, приблизиться к себе – настоящему.

Включить релаксационную музыку.

- Расслабьтесь. Вдохните медленно и глубоко, медленно выдохните! Еще глубокий вдох и медленный выдох.

Представьте себя в приятном месте. Возможно, это песчаный пляж с видом на голубое море. Возможно это зеленый лес. Возможно это знакомый с детства парк.

А теперь вспомните себя маленьким, в том возрасте, с которого вы себя помните. 4 года, 6 лет, может быть раньше, может быть позже.

Представьте перед собой себя в самом раннем возрасте. Подойдите к себе. Обнимите.

Все будет хорошо. Ваш ребенок в безопасности. Ему нужна лишь ваша любовь и защита.

Обнимите себя покрепче, двумя руками. Пусть ваш ребенок спрячется у вас на груди.

Закройте его, можете накинуть шаль. Теперь все будет хорошо. Вы его не предадите, не бросите и не обидите.

Почувствуйте, как его маленькие ручки обнимают вас, какое маленькое у него тельце! Это вы сами просите у себя защиты. Может быть, ваш ребенок плачет, обнимите себя покрепче.

Вас много раз обижали, предавали, но в вашем ребенке есть сила. Эта сила до такой степени велика, что вы даже не можете себе представить. Эта сила поможет вам достичь всего, что вы хотите.

Побеседуйте с вашим ребенком о том, чего он хочет, о чем мечтает, чего боится. Это и ваши желания, просто вы их сильно подавили.

Запомните, что попросило ваше дитя. В последующем постарайтесь что-нибудь из этих дел сделать.

А теперь распрощайтесь со своим внутренним ребенком, помашите ему на прощание рукой. И на счет 5 возвращайтесь в нашу аудиторию.

- Я думаю, что не нужно делиться, кто что увидел, получилось визуализировать или нет. Если у вас получилось, запомните, о чем попросил вас ребенок и в ближайшем будущем поставьте для себя цель — это реализовать.

- На этом упражнении мы с вами заканчиваем тренинг и по его окончанию я бы хотела, чтобы каждый по кругу высказался, что вы возьмете с собой в багаж, в дальнейшую вашу жизнь из него.

Заключительная часть. П ритча об осле и колодце

- Закончить тренинг я бы хотела вот такой притчей:

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли, и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Напоследок я прошу вас заполнить листы обратной связи. Они очень важны для меня для выполнения подобной тренинговой работы.

Заполнение листов обратной связи.

Лист обратной связи тренинга для педагогов

Заполняется анонимно, подписывать не нужно!

1. Нужны ли подобные формы работы с педагогами в период осенних / весенних каникул? _________________________________________________

2. Оцените содержание тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

3. Оцените проведение тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

4. Оцените степень своей комфортности на тренинге по 5-балльной шкале ( 5 – чувствовал(а) себя отлично, комфортно, 1 – чувствовал(а) себя совершенно не комфортно, плохо, хотелось поскорее уйти):_________________________

5. Что больше всего понравилось на тренинге? _________________________

6. Что меньше всего понравилось на тренинге? _________________________

7. Мои пожелания тренеру:__________________________________________

Лист обратной связи тренинга для педагогов

Заполняется анонимно, подписывать не нужно!

1. Нужны ли подобные формы работы с педагогами в период осенних / весенних каникул? _________________________________________________

2. Оцените содержание тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

3. Оцените проведение тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

4. Оцените степень своей комфортности на тренинге по 5-балльной шкале ( 5 – чувствовал(а) себя отлично, комфортно, 1 – чувствовал(а) себя совершенно не комфортно, плохо, хотелось поскорее уйти):_________________________

5. Что больше всего понравилось на тренинге? _________________________

6. Что меньше всего понравилось на тренинге? _________________________

7. Мои пожелания тренеру:__________________________________________

Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.

Вам дали классное руководство над самым проблемным классом.

На работе задержали зарплату.

Большинство Ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Вы попали под сокращение.

По дороге на работу Вы ломаете каблук.

Из-за срочной работы нет времени приготовить дома ужин.

Неожиданно приходит письмо, что нужно ехать проверять городские олимпиадные работы, а у Вас другие планы.

В двери Вашего кабинета с утра сломался замок

и Вы не можете открыть дверь.

Вас отправляют в двухнедельную командировку в другой город на курсы повышения квалификации по неинтересной и ненужной Вам теме.

Вас принуждают вступить

в общество городских дружинников от школы.

Коллеги приняли решение скинуться на дорогой подарок для начальника,

Цель тренинга:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, сохранение их психологического здоровья.

Задачи:

ü улучшить эмоциональное состояние педагогов, создать благоприятный эмоциональный фон

ü снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов

ü помочь педагогам осознать свои возможности и ресурсы

ü способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами

ü повысить групповую сплоченность

ü познакомить с методами релаксации и упражнениями для снятия нервно – психического напряжения;

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность занятия: 1,5-2 часа

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, чистые листы бумаги, лепестки ромашки, калоши большого размера с красивым дизайном, щляпа, аудиозаписи.

Ход занятия:

Цель: сплочение участников группы, создание атмосферы доброжелательности и безопасности.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы, развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания.

Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате под музыку, удер­живая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Упражнение заканчивается тогда, когда остается всего одна пара.

3. Информирование по теме

Цель: познакомить с проблемой профессионального выгорания, причинами и признаками профессионального стресса.

· Длительное и интенсивное общение с людьми.

· Недостаточная профессиональная подготовка.

· Эмоциональные взаимоотношения с детьми.

· Профессиональная ответственность за жизнь и здоровье детей.

Сейчас я перечислю ряд признаков эмоционального выгорания. А Вы прислушайтесь к себе – может что-то подобное происходит и с Вами:

ü постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня

ü голов­ные боли,

ü сердцебиение, боли в сердце

ü боли в спине, желудке, несварение желудка, спазмы.

ü рассеянность, расстройство памяти,

ü повышенная раздражительность

ü тревожность, излиш­нее беспокойство,

ü беспричинные страхи

ü ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее

ü чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

ü эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и пациентам либо негативное отношение к своей работе.

Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников тренинга стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Ведущий заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессовыми (увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа, несправедливая критика начальства и др.), раздает их участникам группы.

После того как все участники найдут свое место в строю, ведущий просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Цель: поиск резервов для стрессоустойчивого поведения.

Например, это может выглядеть так:

Ø Общаюсь с друзьями и приобретаю уверенность в себе.

Ø Гуляю с животными и снимаю напряжение.

Ø Смотрю юмористические передачи, смеюсь и снимаю мышечные зажимы и эмоциональное напряжение.

Ø Играю с детьми и испытываю радость и удовлетворение.

Ø Работаю на даче и отвлекаюсь от жизненных трудностей.

Ø Забочусь о родителях и получаю поддержку и советы.

Ø Фотографирую, листаю фотоальбомы и вспоминаю радостные события, предвижу новые перспективы.

Ø Принимаю душ и расслабляюсь и успокаиваюсь.

Ø Ухаживаю за цветами и понимаю свою полезность и значимость.

Ø Гуляю и успокаиваюсь, замечая красоту природы.

Затем педагоги зачитывают свои варианты и составляют из лепестков общую ромашку, остальные берут данный способ снятия стресса себе на заметку.

Ведущий подводит итог: У каждого человек имеется свои способы снятия стресса, свои ресурсы. Важно накапливать их в своем жизненном опыте и в нужный момент доставать из внутренней копилки то, что может помочь.

6. Психологическая зарядка

Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, снятие у педагогов напряжения, ознакомление с новым способом борьбы со стрессом.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".

3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".

5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".

7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции, эмоциональная разрядка, позитивный настрой.

Ведущий подводит итог: будет ли ситуация стрессовая зависит от нашего внутреннего отношения к ней.

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций от тренинга

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Цель: способствовать интеграции группы и разрядке эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку”, становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Современный педагог – это тот человек, от которого зависит наше будущее. Он является спутником ребенка, путешествуя по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте. Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка и строгость, и сдержанность и скромность, и чуткость и искренность, и интеллигентность и общительность и любовь к жизни. Удел педагога – всю жизнь работать над собой. А если возникают проблемы….. Неразрешимых проблем нет. Есть проблема, значит, есть решение

· Понравилось ли вам занятие?

· Какие упражнения вам больше всего понравились?

· Было ли для вас что-то новое?

· Считаете ли вы полезным упражнения?

· Как вы себя сейчас чувствуете?

· Какие у вас сейчас ощущения?

Цель: создание позитивного настроя.

В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из Волшебной шляпы, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

— Тебе сегодня особенно повезет!

— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

— Сегодня твой день, успехов тебе!

Можно также пожелать педагогам создать волшебную шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.


Главные герои

  • Фея Счастья — юная фея, в обязанности которой входило дарить людям радость.
  • Фея Печали — пожилая фея с чувством собственного достоинства, серьёзная, ответственная.

Другие персонажи

  • Кнапп — советник, большой любитель Средневековья.
  • Ночной сторож — скромный труженик, семьянин, мечтавший стать лейтенантом.
  • Студент-медик — романтически настроенный юноша, мечтавший читать человеческие сердца.
  • Полицейский письмоводитель — мелкий чиновник, который мечтал о беззаботной жизни поэта.
  • Студент-богослов — возвышенный юноша, мечтавший о путешествиях.

Краткое содержание

Для начала

Чтобы проверить свои предположения, феи оставили калоши у дверей.

Что случилось с советником

Советник Кнапп, по ошибке надев волшебные калоши, переместился в эпоху Средневековья. Он тотчас оказался по колено в грязи, поскольку в те времена улицы не мостили. Кроме того, нигде не было ни фонарей, ни извозчиков.

Приключение ночного сторожа

Волшебные калоши нашёл ночной сторож и стал мечтать о том, как хорошо быть лейтенантом. Его мечта тут же сбылась, но вместо радости сторож испытал грусть: он был настолько беден и одинок, что завидовал ночному сторожу. Свою тоску по счастливой спокойной жизни лейтенант выразил в стихах.

Сторож пожалел о том, что сделал, и тут же принял своё прежнее обличье. Он с облегчением вздохнул: жизнь лейтенанта уже не была для него столь привлекательна, как ранее. Он понял, какое больше счастье — иметь семью: любящую жёнушку и ребятишек, готовых зацеловать его до смерти.

Молодому студенту-медику, дежурившему в больнице, срочно потребовалось отлучиться в город. Как на беду, на улице шёл проливной дождь, и он надел волшебные калоши.

Чтобы сократить путь, студент решил перелезть между прутьями ограды. С помощью калош ему удалось протиснуть только голову, но не туловище. Студент долго вертелся на одном месте, пока не пожелал освободиться. Калоши тут же исполнили его желание, и перепуганный студент поспешил вернуться в больницу.

Превращение письмоводителя

Вскоре ночной сторож вспомнил о калошах, оставленных в больнице. Он отнёс их в полицию. Полицейский письмоводитель по ошибке надел их и отправился на прогулку. На улице он встретил поэта, который собирался в путешествие. Письмоводитель позавидовал такой свободной и беспечной жизни и сам захотел стать поэтом.

Лучшее, что сделали калоши

Заключение

Сказка учит быть осторожным в своих желаниях и не мечтать о том, что ещё неведомо. Жизнь другого человека со стороны может показаться лёгкой и красивой, но на деле оказывается не такой уж счастливой. Произведение учит радоваться тому, что имеешь и не завидовать чужим достижениям.

Читайте также: