Как сделать качественный анализ в психологии

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

С помощью количественного и качественного анализов так же можно изучать личность. Количественный или вариационно-статистический, анализ заключается в вычислении коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемых психических явлений. Для сравнения результатов исследований по разным количеством задач или различным количественным составом группы пользуются не абсолютными, а относительными, преимущественно процентными показателями. При количественном анализе результатов исследования зачастую используют среднее арифметическое из всех исследований того или иного психического процесса или индивидуально-психологической особенности. Для того чтобы сделать выводы о вероятности среднего арифметического, исчисляют коэффициент отклонений от него отдельных показателей. Что меньше отклонения показателей отдельных исследований от среднего арифметического, то показательнее оно является для исследований психологической особенности личности.

Качественный анализ выполняют на основе количественного анализа, но не сводятся только к нему. В качественном анализе выясняют причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей личности, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношение к деятельности и др.

Количественный и качественный анализ данных исследования дают основание для получения психолого-педагогической характеристики личности и выводов о воспитательные мероприятия.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Качественный анализ — это обширная сфера исследований, в которой используются такие методы сбора неструктурированных данных, как наблюдения, опросы, обзоры и документы с целью поиска тем и смыслов, которые расширят наши представления о мире. [1] X Источник информации Цель любого качественного анализа — выяснить причины поступков, отношений и мотивов, а не просто дать ответы на вопросы вроде "что", "где" и "когда". Качественные исследования применимы в различных дисциплинах от общественных наук до здравоохранения и предпринимательства, поэтому их можно встретить в любой образовательной организации и практически на каждом рабочем месте.

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 1

  • Вопросы исследования — один из самых важных аспектов вашего проекта. Они определяют, что вы хотите изучить или понять, а также помогают сосредоточиться на чем-то одном, так как нельзя исследовать все и сразу. Также вопросы исследования определят ваш подход к работе: разные вопросы требуют разных методов.
  • Найдите золотую середину между актуальностью и осуществимостью. Первое — это достаточно широкий вопрос, на который многим хотелось бы знать ответ. Последнее — такой вопрос, который вполне реально исследовать с помощью доступных инструментов и методов.
  • Начните с актуального вопроса, который следует сузить и сделать доступным для исследования. Например, "Что значит быть учителем для учителя" — слишком широкая тема для одного проекта, которую можно сузить и ограничиться конкретным типом учителей или сосредоточиться на одном уровне образования. Так, "Что значит быть учителем для людей с другим первым образованием?" или "Что значит быть учителем для учителя в средней школе?" — вполне подходящие варианты.

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 2

  • Например, если вопрос вашего исследования помещает в центр внимания отношение учителей с другим первым образованием к своей работе, то вам необходимо провести обзор литературы по теме второго педагогического образования. Что мотивирует людей изменить сферу деятельности и стать учителем? Сколько учителей изначально занималось чем-то другим? Где они чаще всего работают? Обзор существующей литературы по данной теме поможет вам скорректировать свой вопрос и получить основания для собственного исследования. Также вы распознаете переменные, которые могут влиять на исследование (возраст, пол, класс) и которые необходимо учитывать.
  • Обзор литературы помогает определить ваш реальный уровень заинтересованности в этой теме и актуальность или целесообразность такого исследования из-за пробелов в доступных сведениях.

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 3

  • Например, если вопрос вашего исследования сформулирован как "Что значит быть учителем для людей с другим первым образованием?", то на него нельзя ответить "да" или "нет". Также на такой вопрос вряд ли найдется один всеобъемлющий вариант ответа. Следовательно, наиболее подходящим методом станет качественный анализ.

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 4

  • Учитывайте возможные результаты. Качественные методы в целом достаточно широкие, так что почти всегда существует вероятность обнаружить полезные данные. Такой подход отличается от количественных экспериментов, в которых можно потерять время при исследовании недоказанных гипотез. [5] X Источник информации
  • Также необходимо учитывать бюджет исследования и доступные финансовые ресурсы. Обычно планировать и проводить качественные исследования дешевле и проще. Например, почти всегда проще и экономнее собрать небольшое количество людей для опроса, чем покупать программное обеспечение для обработки статистических данных и нанимать соответствующих специалистов. [6] X Источник информации

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 5

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 6

  • Непосредственное наблюдение за ситуацией или субъектами исследования возможно путем просмотра видеоматериалов или участия в жизни. При непосредственном наблюдении проходят конкретные наблюдения за ситуацией без воздействия или вмешательства. [13] X Источник информации Например, следует узнать, как люди со вторым педагогическим образованием ведут себя на занятиях и после занятий в школе. Для наблюдений продолжительностью несколько дней необходимо получить разрешение школы, учащихся и самого учителя. В процессе работы фиксируйте все важные подробности.
  • Наблюдение при непосредственном участии — это погружение исследователя в жизнь общины или ситуацию, которую необходимо изучить. Такая форма сбора данных займет больше времени, поскольку требуется полноценно участвовать в жизни общины, чтобы найти подтверждения своим наблюдениям. [14] X Источник информации
  • Интервью представляют собой процесс сбора данных с помощью вопросов конкретным людям. Это достаточно гибкий способ, ведь интервью можно проводить индивидуально, по телефону или в интернете, а также в небольших "фокусных группах". Также существуют разные типы интервью. Стандартизированное интервью представляет собой набор заранее подготовленных вопросов, тогда как свободное интервью — это простая беседа, в которой исследователь может касаться разных тем. Интервью позволяют узнать чувства или реакцию людей на конкретную ситуацию или явление. Для исследования будет крайне полезно провести стандартизированные или свободные интервью с людьми со вторым педагогическим образованием, чтобы узнать их отношение к такому виду деятельности.
  • Опросы — письменные анкеты и открытые вопросы об идеях, ощущениях и мыслях, которые также позволяют собирать данные для качественных исследований. Например, в исследовании работы людей со вторым педагогическим образованием можно провести анонимный опрос среди ста учителей вашего региона, если вы опасаетесь, что они могут вести себя скрытно на интервью. Анонимный опрос позволит получить более искренние ответы.
  • Анализ документов — это изучение существующих письменных, видео и аудиоматериалов без участия или влияния исследователя на ситуацию. Документы бывают разных видов, включая как "официальные" документы различных организаций, так и личные документы — письма, мемуары, дневники, учетные записи в социальных сетях и онлайн блоги. Например, если тема затрагивает учителей, то в школах создают разные виды документов, включая доклады, брошюры, пособия, сайты и учебные планы. Учителя со вторым педагогическим образованием могут вести блог или рубрику. Как правило, анализ документов полезно использовать в сочетании с другим способом сбора данных вроде интервью.

Изображение с названием Do Qualitative Research Step 7

  • Кодировка позволяет отнести слово, фразу или числа к определенной категории. Начинайте с имеющегося списка кодов, полученных на основе первоначальных знаний о предмете. Например, "финансовые трудности" или "участие в жизни общества" — два подходящих кода, которые можно подобрать после обзора литературы по теме учителей со вторым педагогическим образованием. Методично изучите все доступные вам данные и присвойте "код" идеям, понятиям и темам, чтобы отнести их к определенным категориям. Также в процессе прочтения и анализа данных появится новый список кодов. Так, в процессе кодировки интервью может оказаться, что в документах часто встречается понятие "развод". Добавьте соответствующий код. Кодировка помогает упорядочить данные, выявить закономерности и общие черты. [16] X Источник информации tobaccoeval.ucdavis.edu/analysis-reporting/. /CodingQualitativeData.pdf
  • Описательная статистика позволяет анализировать данные с помощью статистики. Подобный подход поможет вам описать, отобразить и обобщить данные, чтобы подчеркнуть закономерности. Например, если имеется 100 оценок учителей, то на основе таких данных можно оценить общую успеваемость учащихся. Это возможно при помощи описательной статистики. При этом следует понимать, что описательную статистику нельзя использовать для выводов, подтверждения или опровержения гипотезы. [17] X Источник информации
  • Нарративный анализ уделяет особое внимание речи и содержанию, включая грамматику, используемые слова, метафоры, темы сюжета, значения ситуаций, социально-культурный и политический контекст нарратива. [18] X Источник информации
  • Герменевтический анализ ставит в центр внимания смысл письменного или устного текста. По сути, исследователь стремится разобраться в объекте изучения и выявить внутреннюю согласованность текста. [19] X Источник информации
  • Анализ содержания или семиотический анализ рассматривает текст или ряд текстов в поиске тем и смыслов на основе частотности слов. Иными словами, исследователь стремится распознать структуры и систематические закономерности в устном или письменном тексте, чтобы прийти к неким умозаключениям на основе таких закономерностей. [20] X Источник информации Например, если в интервью с разными учителями со вторым педагогическим образованием часто встречаются одинаковые слова и фразы вроде "второй шанс" или "внести свой вклад", то следует рассмотреть, о чем может свидетельствовать такая частотность употребления слов.

Напишите исследование. При подготовке отчета о качественном исследовании нужно учитывать целевую аудиторию текста и требования к оформлению конкретного исследовательского журнала, в котором вы хотите опубликовать свой отчет. Важно сформулировать актуальную цель работы, а также подробно объяснить использованные методы сбора и анализа данных.

Количественный и качественный анализ позволяет изучать личность, прибегая к определенному методу исследования. Количественный или вариационно-статистический, анализ заключается в вычислении коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения отмеченного психического явления.

Для сравнения результатов исследований по разным количеством задач или различным количественным составом группы пользуются абсолютными, а относительными, в основном процентным, показателями.

Осуществляя количественный анализ результатов исследования, чаще всего вычисляют среднее арифметическое показателей всех исследований того или иного психического процесса или индивидуально-психологической особенности. Чтобы делать выводы о вероятности среднего арифметического, вычисляют коэффициент отклонений от него отдельных показателей.

Чем меньше отклонение показателей отдельных исследований от среднего арифметического, тем более показательным это для психологической качества исследуемой личности.

Качественный анализ осуществляется на базе количественного анализа, но к нему не сводится. Качественный анализ выясняет причины высокого или низкого уровня показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей личности, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношение к деятельности и тому подобное.

Количественный и качественный анализ результатов исследования является основанием для психологической характеристики человека и выводов о применении к ней определенных воспитательных или обучающих мероприятий.

Формализованная структура содержания темы

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое метод научного исследования?

2. Какие методы относятся к группе главных?

3. Какие методы относятся к группе дополнительных?

4. Каковы требования к применению метода наблюдения?

5. В чем заключается суть метода эксперимента?

6. В чем заключается суть метода тестов?

7. В чем заключается суть метода социометрии?

8. Что для выяснения сущности психических явлений дает количественный анализ результатов исследования?

9. Что для выяснения психических явлений дает качественный анализ результатов исследования?

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля

1. Всегда применения методов исследования должно основываться на определенных принципах?

2. Согласны ли вы с мнением, что несостоятельность самонаблюдения как метода научного исследования оказывается только в субъективизме толкования его результатов?

3. Согласны ли вы с мнением, что эксперимент как метод может быть применен для исследования любых психических явлений?

4. Можно ли с помощью метода тестов исследовать психологические закономерности?

5. все сферы психики человека дают возможность изучать метод анализа продуктов деятельности?

6. Согласны ли вы с мнением, что разделение методов на главные и дополнительные основывается преимущественно на их возможностях охватывать изучением больше или меньше круг психических явлений?

Задачи и проблемные ситуации

1. В чем состоит главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? В чем проявляются положительные аспекты первого и второго метода?

2. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирование, которые необходимо соблюдать, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования.

3. В чем заключается корректность интерпретации результатов, полученных в результате применения тестов?

4. Какие величины необходимо определять при количественной обработке данных исследований и они характеризуют?

1. Айзенк Г. Проверьте ваши способности. - М .: Мир, 1972.

2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учеб. пособие. - Иркутск, 1989.

3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - М .: Высшая школа, 1978.

4. Общая психология / Под ред. С. Д. Максименко. - М .: Форум, в 2000.

5. Казанкова В. Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопр. психологии. - 1989. -№ 3.

6. Клименко ВР. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио, 1996.

7. Максименко С. Д. Методологические аспекты психологи обучения // Психология. -1988. Вил. 31.

8. Максименко С. Д. Методологические проблемы возрастной и педагогической психологии // Психологиля. - 1982. Вып. 21.

9. Максименко С. Д. Проблема метода в возрастной и педагогической психологии // Вопр. психологин. - 1989. - № 4. Максименко С. Д. Проблема метода в науке. - М .: Знание, 1982.

10. Максименко С. Д. Психолого-педагогичеекие аспекты учебного процесса в школе. - К .. * Советов. школа, 1983.

11. Максименко С. Д. Теория и практика психолого-педагогического исследования. - М .: Укрвузтшграф, 1996.

12. Максименко С Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.], Т. 1. Теоретико-методологические проблемы генетической психологии. - М .: Форум, 2002.

13. Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.] Т. 2. Моделирование психологических новообразований. - М .: Форум, 2002.

14. Методы социальной психологии / Под ред. Б. С. Кузьмина, В. Б. Семенова. - Л .: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

15. Немов Р. С. Психология. - М .: Просвещение, 1995.

16. Общая психология / Под ред. С. Д. Максименко. - М .: Рефл-бук; К.Ваклер +1999.

17. Общая психология / Под ред. Д. В. Петровского. - М .: Просвещение, -1977.

18. Основы общей психологии / Под. ред. С. Д. Максименко. - М .: НПЦ. "Перспектива", в 1998.


Большинство статей и выступлений про качественные исследования посвящены методам сбора информации. Но очарование качественных методов в маркетинговых и UX-исследованиях исчезает на этапе анализа и представления результатов. Эту непростую задачу исследователи решают по-разному. Иногда ради быстрого результата, или по незнанию они нарушают методологию качественных исследований, отчего работа выглядит непрофессионально и не вызывает доверия.

В статье рассмотрим один из методов качественного анализа – Метод тематических сетей:

— исследователям;
— менеджерам продуктов и маркетологам;
— тем, кто использует в работе результаты исследований;
— тем, кто давно искал удобный метод структурирования нецифровой информации.

Статья продолжает тему исследований пользователей. В этот раз отступим от анкетного исследования (статья 1 и статья 2), вернемся к анализу потребностей пользователей (статья 3) и обсудим качественные методы обработки результатов исследования.

Чаще всего ошибки появляются на этапе выбора методологии и на этапе обработки и представления результатов. Выбору методологии исследований я планирую посвятить отдельные статьи. А вот две основные ошибки обработки результатов качественных исследований:

2. Исследователи ссылаются на высказывания и действия участников исследования, распространяют результаты на всех пользователей и пытаются прогнозировать их поведение (это допустимо только для количественных методов). Иногда используется статистика: описательная (подсчет частот и средних, таблицы сопряженности) и индуктивная (корреляционный, факторный анализ и др.). Действительно, эти методы допустимо использовать при обработке качественных данных в социальных науках, но в маркетинговых исследованиях они не могут уберечь исследователя и заказчика от смещения внимания с качественных данных на количественные результаты, с понимания на предсказание.

Основной задачей качественных исследований остается описание феноменологии принятия решений пользователями и понимание их эмоций, мотивов и путей рассуждения (когниций, предубеждений, стереотипов, и т.д.), а не подсчет действий отдельных участников эксперимента. Значит, и метод анализа результатов качественного исследования принесет больше пользы, если будет сосредоточен на понимании, передаче смыслов и описании вариантов оценки ситуации пользователем, а не на подсчете проделанных им операций.


Метод тематических сетей (Thematic networks) – это метод упорядочивания результатов качественного исследования. Основная цель тематического анализа – выделение основных тем, содержащихся в качественных данных, их группировка и отображение, удобное для понимания исследователю и читателю (заказчику исследования). Результатом таких группировок становится паутиноподобная сеть, в которой отражаются все выделенные темы и связи между ними.

Так выглядит классическая структура тематической сети.

Нельзя однозначно отследить отделение тематического анализа, как самостоятельного метода, так как этапы, принципы и общая структура угадываются и в других качественных методах (например, методе обоснованной теории, качественного анализа и других). Так что, метод тематических сетей – не принципиально новый. Но его применение обосновано, удобно и легко автоматизируется в программах для качественных исследований, так называемых Computer Assisted/Aided Qualitative Data AnalysiS (CAQDAS). Например, в программе ATLAS.ti.

При обычном тестировании продукта, когда реакции пользователей, в основном, предсказуемы и ожидаемы, метод тематических сетей не приносит новых открытий, но помогает доказать и качественно структурировать основные темы, чтобы потом на их основе наметить конкретные действия по доработке, или продвижению продукта.

Надежность метода тематических сетей находится под постоянным вниманием критиков, так как во многом зависит от опыта и выбранной стратегии кодировщика, проводящего анализ. Чтобы повысить надежность метода, рекомендуется параллельно обрабатывать данные нескольким кодировщикам. Если этого не удается достичь, исследователю рекомендуется регулярно возвращаться к оригинальным текстам и сравнивать их с выделенными кодами и темами.

Для удобства рассмотрим использование метода на примере анализа текста. Аналогично его можно применять к другим видам данных.

Этапы применения метода тематических сетей

Этап 1: Кодирование.
На этом этапе в тексте выделяются осмысленные текстовые фрагменты. Каждый из них кодируется.

Что нужно делать
Шаг 1. Исследователь просматривает тексты и записывает в отдельном документе названия кодов и их расшифровки. Позже эта система кодирования будет применена для обработки текстов.

Как подбираются коды
Способы кодирования, в общем, сводятся к следующим:

Выбранные коды могут быть заданными понятиями, взятыми из гипотез исследования, фрагментами обыденной речи участников исследования, неологизмами, или сленгом.

Шаг 2. Исследователь разбивает текст на осмысленные участки (абзацы, предложения, фразы, слова) и присваивает им коды.

В итоге такой работы все тексты разбиваются на коды. При применении сервисов автоматизации на этом этапе каждый выделенный фрагмент текста заменяется кодом. Этот этап позволяет проверить, все ли темы в оригинальных текстах охвачены кодами, и все ли коды точно подходят к заменяемым отрезкам текста.

Также не забывайте записывать для каждого кода расшифровку. Вначале кажется, что все коды можно удержать в памяти, но позже могут возникнуть курьезные ситуации, когда придется переделывать работу.

Этап 2. Определение тем.
На этом этапе в текстах выделяются базовые темы.

Что нужно делать
Шаг 3. Исследователь просматривает коды и выделяет среди них наиболее значимые, объединяющие, или выдающиеся темы. Близкие по смыслу коды группируются в темы.

Удобно работать, если тем начального уровня анализа получается не больше 16. В то же время, хорошо, если их не очень мало: с 2-3 темами тематическая карта не получится интересной и содержательной.

Где можно ошибиться
Это этап обобщения информации, но это не значит, что на нем необходимо группировать все коды. Если в тексте выделились коды, которые нельзя сгруппировать, и которые представляют значимость для исследования, таким кодам присваиваются собственные темы. Однако, на практике обычно удается сгруппировать и обобщить в темы несколько кодов.

Этап 3. Конструирование тематической сети.
На этом этапе рисуется тематическая сеть – графическая основа метода.

Что нужно делать
Шаг 5. Исследователь группирует и упорядочивает по смыслу базовые темы. Порядок задается контентом, или предварительными теоретическими основаниями исследования. Темы можно переименовать, чтобы внутри одной группы они представляли однородные и легко считываемые элементы.

Количество кодов, базовых, организующих и глобальных тем не предписано правилами. Оно задается разнообразием собранного материала и аналитической работой исследователя. Но обычно в работах встречается до 3-х глобальных тем (чаще всего 1-2), по 2-3 организующие темы для каждой глобальной и по 2-3 базовые темы для каждой организующей темы.

Шаг 9. Когда сеть нарисована, исследователь возвращается к ее проверке и обновлению. На этом этапе исследователь открывает сырые тексты и удостоверяется, что каждый затронутый в тексте значимый аспект нашел адекватное отображение в сети и не исказился в процессе обобщения. Также проверяется, есть ли для каждой темы в сети эквивалент в сырых данных, цитатой из которого можно при необходимости проиллюстрировать тему.

Где можно ошибиться
Выбор названий для организующих и глобальных тем – довольно сложная задача. Названия должны быть говорящими, не искажать смысл объединенных тем и находить соответствия в сырых данных. На этапе обобщения велика опасность смещения акцентов и добавления личных смыслов от исследователя. Поэтому, рекомендуется выполнить эту работу нескольким исследователям независимо и потом сравнить результаты, или одному исследователю несколько раз перепроверить выделенные темы.

Этап 4. Описание и объяснение тематической сети.
Создание тематических сетей – это только инструмент анализа, но не анализ по сути. Для того, чтобы совершить качественный анализ и продвинуться в понимании текстов, исследователь объясняет выделенные темы и определяет паттерны мышления участников исследования, которые скрываются за этими темами.

Что нужно делать
Шаг 10. Описание сети. Как только сеть построена, исследователь возвращается к сырым материалам и описывает содержание сети с использованием цитат из оригинальных текстов.

Шаг 11. Объяснение сети. Когда для частей сети предложены примеры из текстов, исследователь приступает к их обсуждению и интерпретации.

Он возвращается к прочтению оригинальных текстов, но на этот раз читает их не линейно, а использует каркас тематической сети. Теперь он может давать объяснения текстам с точки зрения выделенных базовых, организующих и глобальных тем. Таким образом, у исследователя и его читателя появляется инструмент для понимания, обобщения и иллюстрации содержания оригинальных материалов.

В аналитическом отчете результаты анализа появляются в виде текстового блока, где обсуждаются темы, приводятся участки оригинальных текстов и дается их объяснение.

Этап 5. Резюмирование тематической сети.
На этом этапе обобщаются результаты, выделяются и обсуждаются основные темы.

Что нужно делать
Шаг 12. Исследователь описывает и анализирует выделенные темы. В итоговом отчете анализ представляется в форме свободного описания.

Что нужно делать
Шаг 13. Исследователь возвращается к первоначальным задачам, сопоставляет гипотезы с результатами, дает объяснения, предлагает интерпретации, дополняет первоначальные теоретические конструкты.
В итоговом отчете анализ представляется в форме заключения.

Вот, и все. 13 шагов, и построение тематических сетей завершено. Теперь обсудим пример использования метода в исследовании пользователей ИТ-продукта.

Качественное исследование пользовательского опыта не предполагало анализ глубинных побуждений и неосознаваемых предубеждений (что может встречаться, например, при изучении опыта игроков компьютерных игр), поэтому анализ получился простым и очевидным. Но вполне соответствующим задаче демонстрации метода.

Дано: Система существует на рынке около 2-х лет. Она хорошо известна в области сервисов автоматизации рекрутинга, заявки на тестовый доступ поступают регулярно и в желаемом количестве. Однако, много пользователей теряется при переходе от бесплатного тестирования к покупке платного доступа. Цена ежемесячного использования невысокая (ниже, чем у большинства конкурентов), поэтому гипотеза о ценовых возражениях клиентов для этого исследования отбрасывается.
Оставляют заявки релевантные пользователи: руководители компаний, рекрутеры, руководители рекрутинговых служб и руководители служб автоматизации. Гипотеза о том, что нерелевантный поток заявок влияет на плохую конверсию, также отбрасывается.

Задача: узнать, какие когниции (мысли, рационализации) возникают у пользователей при тестировании системы автоматизации рекрутинга.

Качественный материал исследования: Отзывы пользователей собирались неструктурированно, преимущественно из писем обратной связи и телефонных разговоров. В базу исследования вошли: отзывы, вопросы и возражения, написанные (сказанные) пользователями после знакомства с системой. Регион сбора отзывов: Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Литва. Количество текстов, участвующих в анализе: 40 записей.

Этап 1. Определение кодов.
На этом этапе мы просмотрели все записи и выделили коды, емко передающие затронутые в текстах вопросы. У нас получилось 42 кода (см. таблицу ниже). Обычно для кодов подбираются схематичные, односложные названия, понятные кодировщику. Но в целях наглядности оставим в примере развернутые названия, чтобы дополнительно не давать их подробные расшифровки.


Получились такие результаты:

Этап 4. Описание и объяснение тематической сети.
(На этом этапе обсуждаются выделенные темы и приводятся дословные цитаты из оригинальных текстов. Для примера ограничимся разбором нескольких тем).

Пользователи отмечали сложность адаптации к заложенному в системе процессу подбора (согласование заявки, назначение исполнителей, обязательные этапы рассмотрения кандидатов и подачи обратной связи). Часто пользователи хотели адаптировать процесс к практике компании, или выступали за гибкую систему, позволяющую пропускать некоторые этапы.

И хотя мы сразу предоставляли гарантии сохранности информации (цитировали фрагменты договора, гарантировали ежедневное сохранение информации, ссылались на мировой опыт использования облачных сервисов и пр.), многие пользователи все равно высказывали опасения по поводу возможной потери данных.
(…)

Этап 5. Резюмирование тематической сети.
(На этом этапе обобщаются все темы, дается общая интерпретация результатам анализа. Пропустим этот этап, так как он задается логикой исследования и принятым стилем коммуникации в исследовательской группе и не нуждается в наглядности).

Этап 6. Интерпретация паттернов.
(На этом этапе темы сравниваются с гипотезами исследования, вносятся дополнения в теоретические конструкты, обсуждается, насколько мнения пользователей соответствуют представлениям разработчиков и владельцев продукта. Приведем фрагмент такого анализа).

(…)
Анализ отзывов выявил три особенно интересных обстоятельства:

1. Аналитика.
В систему заложен сервис аналитики, позволяющий получать отчет в виде графиков и диаграмм по разным показателям подбора. В отдельной вкладке автоматически формируются отчеты: показатели выполнения плана и следования нормативам закрытия вакансий, воронка подбора (конверсия соискателей на каждом этапе подбора), анализ эффективности каналов привлечения кандидатов и – в перспективе – анализ взаимосвязи показателей кандидатов на собеседовании с показателями их успешности на рабочем месте (пролонгированная аналитика для проведения глобальных исследований о компании).

Но наше исследование показало, что тема аналитики ни разу не появилась в отзывах пользователей. Люди при тестировании системы не проявляли потребности в проведении исследований, или в быстром контроле за процессом рекрутинга. Мы считали эту функцию очень важной и потратили на нее много ресурсов разработки и дизайна, упоминали во всех рекламных материалах, делали акцент при продажах. Но оказалось, что пользователи интересовались ей по остаточному принципу. По крайней мере, в их отзывах аналитика не фигурировала.

Получив результаты, мы приняли решение уделить больше внимания презентации аналитики в тестовом доступе к системе и провести дополнительное исследование потребностей пользователей в аналитике.

Но общение с клиентами в процессе этих продаж зародило гипотезу, которую позже подтвердило исследование: клиенты не готовы покупать жесткий процесс и не готовы меняться под него.

3. Оценка компетенций и сравнение кандидатов.
Еще один интересный факт проявился в отношении третьего козыря системы – сервиса оценки и сравнения кандидатов.

В систему заложена библиотека с 500 вопросами для оценки личностных качеств и профессиональных компетенций кандидатов. К каждому вопросу предлагается по 6 вариантов ответа. После проведения собеседования система предлагает табличное сравнение кандидатов на соответствие профилю должности с выставлением баллов.

Система оценки компетенций выборочно игнорировалась пользователями. Тем, кому была нужна только система управления рекрутингом, база в 500 оценочных вопросов была не нужна. Такие пользователи сравнивали условия сервиса с простейшими конкурентами и ожидали более низкую цену. Наша цена (включающая сервис оценки компетенций) казалась им завышенной.

А пользователи, которые понимали ценность базы оценочных вопросов и уже знакомились с другими ИТ-продуктами по оценке компетенций, напротив, сомневались насчет подозрительно низкой цены. И эти сомнения в низкой цене парализовали покупку так же, как недовольство высокой ценой у первой группы пользователей.

Получив такие данные, мы приняли решение по доработке системы и адаптации модели продаж.


Алгоритм метода

Можно дополнительно почитать (полные тексты статей есть в открытом доступе):

1. Attride-Stirling, J. Thematic networks: an analytic tool for qualitative research / J. Attride-Stirling // Qualitative Research. – 2001. – vol. 1 no. 3. – P. 385-405.
История возникновения метода тематических сетей, описание этапов проведения, а также подробный разбор применения на примере исследования культурных репрезентаций о сексуальности.

2. Войскунский, А.Е. Качественный анализ данных / А.Е. Войскунский, C.В. Скрипкин // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – №2. –2001. – С. 93–109.
Рассуждения о разделении качественных методов сбора информации и качественных методов анализа, описание еще одного метода анализа качественных данных – Качественного контент-анализа.

3. A Survey and Thematic Analysis Approach as Input to the Design of Mobile Music GUIs / A. Tanaka [et al.]. – 2012.
Пример тематического анализа (упрощенного) в исследовании пользователей музыкальных мобильных приложений.

Читайте также: