Как сделать измененное состояние сознания

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Статья посвящена феномену осознанного сновидения, в которой предпринята попытка описать толкование природы осознанных снов, влияние осознанных сновидений на самочувствие человека, и их пользу. Особенность данной статьи заключается в том, что один из авторов видит осознанные сны. В осознанных сновидениях каждый человек перевоплощается в режиссера своего сна. Видимые и ощущаемые образы, происходящие события и всевозможные чувства во сне у каждого человека индивидуальны и основаны на личном жизненном опыте. В статье рассмотрен сон как площадка для самореализации. Представлена структура сна, с описанием четырех сменяемых фаз. Особое внимание уделено сонному параличу, когда человек частично просыпается и обнаруживает, что не может двигаться, у человека возникают такие симптомы, как дезориентация, страх, ощущение присутствия посторонней сущности, галлюцинации, удушье, ложные движения тела, учащение сердцебиения. Эволюция не подготовила человека к феномену осознанного сновидения и поэтому, способность отличать одно состояние от другого и тем самым осознавать себя во сне, приобретается только при помощи обучения и практики.


Статья посвящена феномену осознанного сновидения.

Существование данного явления, было научно доказано английскими учеными еще в 1975 году. Осознанный сон – изменённое состояние сознания, при котором человек видит сон и полностью осознает свои действия, может вспомнить некоторые моменты своей жизни и способен осознанно влиять на происходящее в своем сновидении. С данным явлением сталкиваются многие люди, но лишь несколько раз за свою жизнь. Чтобы видеть осознанные сны чаще, достаточно уделять им немного своего внимания и изучить одну из техник вхождения в осознанное сновидение. Глубокое изучение сновидений, позволит понять, как работает наше сознание, и как, происходящее в наших снах взаимосвязано с психическим и физическим состоянием во время бодрствования.

В статье предпринята попытка описать толкование природы осознанных снов, влияние осознанных сновидений на наше самочувствие, и их пользу. Обращаюсь к данной теме потому, что сам вижу осознанные сны.

С современным темпом жизни, мало кто обращает внимание на вещи, не относящиеся к повседневным делам и проблемам. В категорию этих вещей входят и наши сны. На них мы тратим около трети нашей жизни, но при этом, мы мало что о них знаем.

Человек в его обычном сне, не контролирует свои мысли, движения и состояние. Он как актер на сцене - исполняет роль по готовому сценарию, даже не задумываясь об импровизации. Также, часто бывает, что человек видит сон от лица зрителя, любуясь происходящим, и никак не участвуя в постановке. В осознанном же сне, человек берет на себя роль режиссера. Он способен на ходу менять сюжет своего произведения и играть любую роль. В любой момент он может занять место зрителя или актёра.

У каждого человека, перевоплощение в режиссера своего сна – момент осознания того, что человек спит, происходит по-разному и по своему механизму. Это связано с тем, что видимые и ощущаемые образы, происходящие события и всевозможные чувства во сне у каждого человека индивидуальны и основаны на личном жизненном опыте. Одних приводит к осознанию какой либо звук или фраза, других – не вписывающийся в общую картину образ, иногда осознание приходит само по себе.

Рассмотрим сон, как площадку для самореализации. Общим же, для людей, понимающих, что они спят, характерен сильный беспричинный эмоциональный подъём, наступающий в момент осознания своего сна. Часть полученных позитивных чувств переносится в состояние бодрствования, несмотря на продолжительность и содержание сна. Отрицательные эмоции также возможно ощутить, в зависимости от настроения, в котором человек ложится спать. Эмоции, ощущаемые человеком, как в обычном, так и в осознанном сне, являются отражением человеческих эмоций из реальной жизни, но, как правило, в осознанном сне человек испытывает сильнейшее чувство эйфории.

Подобные переживания помогают обрести осознанно сновидящим сильный стимул, обеспечивающий личностный рост и позитивные переменны в бодрствующей жизни.

Осознанные сновидения, могут помочь человеку преодолеть свои беспокойства и страхи. Встретившись со своими страхами во сне, человек способен преодолеть их, благодаря пониманию того, что всё вокруг является иллюзией и никакого вреда не представляет. Также, осознанные сны дают человеку невероятно широкое поле для творческой реализации – возможность творить не только наяву, но и во сне.

Многие ученые и творческие гении утверждали, что их открытия появились благодаря сновидениям. В качестве примера можно упомянуть немецкого химика-органика Фридриха Августа Кекуле, открывшего во сне строение молекулы бензола. Или учёного-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева с его периодической таблицей химических элементов. Швейная машинка Элиаса Хау была изобретена им во сне. Моцарт, Бетховен, Вагнер и другие известные композиторы черпали вдохновение для своей музыки из своих сновидений.

Кроме творческих навыков, в осознанном сне можно развивать и физические навыки. По утверждения спортивного физиолога Поля Толи, “сенсомоторные навыки, уже развитые на элементарном уровне, могут быть усовершенствованы с помощью осознанных сновидений”. Более того, Толи считает, что с помощью осознанных сновидений, можно приобрести новые сенсомоторные навыки: освоить новое движение в единоборстве, научиться новой технике плаванья, или понять, как починить какой-либо поломанный механизм.[1]

Вдохновение, получаемое в сновидении, обусловлено так называемым “неявным” знанием. Вещи, которые вы можете внятно сформулировать, и в которых уверенны (Номер телефона, имя преподавателя, домашний адрес и др.), являются “явными” знаниями. “Неявными” наоборот, являются те знания, которые вы знаете, но не можете объяснить (Как ходить или говорить) и те, которые вы знаете, но не знаете почему (Цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание проявляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, а на самом деле процент попаданий выше просто вероятностного. [2]

Неявное знание значительно больше по объёму, чем явное, и во сне, мы с ним контактируем гораздо ближе, чем во время бодрствования. Именно поэтому, во сне мы можем часто видеть вещи, невероятно точно воспроизведенные, но с которыми мы встречались только раз в жизни.

Используя свои неявные знания во сне, можно принимать более верные решения по каким либо важным вопросам и выполнять трудные задачи, не поддающиеся решению в бодрствующем состоянии (Решение алгебраических примеров, выбор обстановки рабочего места, предсказание результатов футбольного матча).

Структура сна. Сонный паралич. По базовой классификации, сон делится на четыре фазы. Первая фаза – состояние неглубокого сна, определяемая как дремота или погружение в сон. Вторая фаза – фаза медленного движения глаз. Характеризуется появление на электроэнцефалографе медленных, высокоамплитудных волн 12-14 гц. Третья фаза возникает при появлении на электроэнцефалографе высокоамплитудных медленных волн 1-2 гц. – дельта волн. Когда дельта волны займут 50% в периоде на электроэнцефалографе, фаза три перейдет в фазу четыре, наступает глубокий сон. По прошествии около полутора часов, пофазовое развитие сна идет по циклу в обратном направлении через третью, вторую и первую фазы. На границе второй и первой фаз, начинается фаза быстрого движения глаз. Именно в фазе быстрого движения глаз (БДГ) человек видит сон.

Подавляющее большинство людей, разбуженных в фазе быстрого движения глаз (БДГ), с легкостью вспоминают яркие и насыщенные сновидения. По ходу цикла сна, БДГ фаза становится длиннее. Дельта сон при этом сокращается, пока совсем не исчезает, как правило, после второй или третьей фазы БДГ сна.

Из всего этого следует, что из 7 часов непрерывного сна, 50% снов приходится на последние два часа. Если проспать ещё час, то на протяжении всего этого часа, вам будут сниться сны. Просыпаясь во время БДГ фазы, человек может столкнуться с таким явлением, как сонный паралич, когда человек частично просыпается и обнаруживает, что не может двигаться.

Сонный паралич безвреден и обычно продолжается от нескольких секунд до пары минут. С этим явление связанно множество народных поверий и мистических историй про чертей и домовых. Сонный паралич возникает в случаи, когда часть мозга, препятствующая пробуждению во сне, не прекращает работать, на кажущееся “пробуждение”. При сонном параличе, у человека возникают различные симптомы, такие как дезориентация, безрассудный страх, ощущение присутствия посторонней сущности, галлюцинации, удушье, ложные движения тела, учащение сердцебиения. [3] Этот феномен и связанные с ним галлюцинации известны уже много лет, хотя физиологические причины данного явления открыты недавно. Видя галлюцинации, не всегда можно определить, в каком мире мы находимся в данный момент, эволюция не подготовила нас к такой задаче и поэтому, способность отличать одно состояние от другого и тем самым осознавать себя во сне, приобретается только при помощи обучения и практики. [4]

РЕЗЮМЕ. Стивен Лаберж – доктор философии по психофизиологии из Стэнфордского университета и лидер в области изучения осознанных сновидений, изобрёл множество способов вызова осознанного сновидения и дал им описание в своих книгах. С их помощью, любой человек может без особого труда увидеть осознанный сон. Главное – иметь намерение осознать себя во сне, и вспоминать об этом, как можно чаще в течение всего дня, особенно перед тем, как лечь спать. Достаточно лишь думать об осознанных сновидениях, и человек рано или поздно обязательно проснётся в своём сне, получив возможность прожить не достающую ему треть своей жизни.

ФГБУ "НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко" РАМН, Москва

Восстановление сознания: процессуально-ориентированный подход

ФГБУ "НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко" РАМН, Москва






Традиционно психологическая реабилитация нейрохирургических пациентов проводится при наличии у них ясного сознания и сохранности элементарной возможности вербальной коммуникации. Мишенями обычно являются когнитивные и эмоциональные нарушения, проблемы социальной адаптации, невротические реакции. Мы работаем с пациентами, пережившими тяжелые повреждения мозга, находящимися в различных состояниях сознания: вегетативное состояние, состояние минимального сознания, мутизм, спутанность, посттравматический корсаковский синдром. Помимо традиционных задач, стоящих перед психологом, мишенью является и восстановление сознания. Центральное звено такой работы - построение коммуникации с пациентом, неспособным к вербальному контакту на этапе, когда еще невозможно судить о наличии или отсутствии афазии. Это невербальный "диалог" с пациентом, формируемый психологом, с постепенным расширением его границ и включением в него других людей и объектов окружающей среды. Наряду с современными достижениями нейронаук, демонстрирующими способность к осознаванию у пациентов с тяжелыми поражениями мозга (A. Owen, S. Laureys, M. Monti, M. Coleman, A. Soddu, M. Boly и др.), мы опираемся и на опыт психологической науки, на психотерапевтические подходы, которые содержат инструментарий, необходимый для работы с измененными состояниями сознания и формирования невербальной коммуникации с пациентом (Jung, Reich, Alexander, Lowen, Keleman, Arnold и Amy Mindell, S. Tomandl, D. Boadella, А. Längle, P. Levin и др.). В статье изложен более чем 15-летний опыт применения процессуально-ориентированного подхода А. Минделла в восстановлении сознания у нейрохирургических пациентов, основанного на работе с "минимальными сигналами" (микродвижения, дыхание, мимические реакции и т.п.), принципе обратной связи, психосоматическом резонансе, эмпатии.

ФГБУ "НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко" РАМН, Москва

Интерес к проблеме сознания занимает все большее место в современном мире, расширяя разнообразие научных подходов к этой теме. Феномен сознания рассматривается с различных позиций: философии, математики, физики, нейронаук, медицины, психологии. Возможно, это многоголосье создает дополнительную сложность в понимании, в то же время обеспечивая разнообразие описания.

К настоящему времени в науке нет единого, четкого представления о том, что такое сознание, однако есть различные попытки описания этого феномена.

Исследования сознания проводятся в различных направлениях: это и теоретические подходы - нейробиологические, информационные, когнитивные, квантовые теории сознания, и многочисленные практические исследования различных аспектов сознания - нейронных механизмов, восприятия, поведения, измененных состояний сознания, трансперсонального опыта.

Основной проблемой является сама природа сознания и его соотношение с физическим миром, мозгом и телом. Австралийский философ Д. Чалмерс [1, 10, 11] говорит о двух проблемах взаимосвязи сознания-тела (mind-body):

С позиций Д. Чалмерса квантовые модели могут быть серьезным шагом на пути понимания сознания, но так же, как и другие подходы, не дают ответа на основной вопрос: каким образом квантовые процессы порождают опыт? Чалмерс полагает, что для объяснения сознания невозможно обойтись без феноменологической составляющей, т.е. его субъективных аспектов: ощущений, эмоций, чувств и т.п. С позиций двухаспектной теории Чалмерса информация содержит два взаимосвязанных между собой аспекта: физическую, или внешнюю, и квалитативную, или внутренний опыт. Вместе с этим Д. Чалмерс утверждает, что пока эта проблема не решаема, сознание остается тайной, к которой мы можем прикоснуться через наблюдаемые феномены.

Со своей стороны психологические подходы и психотерапевтические направления опираются на различные модели взаимодействия сознания и бессознательных процессов. Они используют многочисленный практический инструментарий вербальных и невербальных приемов взаимодействия с содержанием бессознательного и его осознаванием, например анализ вербальных и когнитивных конструктов, телесных проявлений и паттернов человека как воплощения неосознаваемого, а часто и травматического опыта (Reich, Alexander, Lowen, Keleman, Boadella, P. Levin и др.).

Однако лишь в немногих психотерапевтических школах существуют техники непосредственной работы с измененными состояниями сознания. Одним из таких направлений является процессуально-ориентированный подход, разработанный А. Минделлом [2-4, 6, 16-18, 23]. В течение 20 лет в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН это направление психотерапии применяется в работе с пациентами, находящимися в ИСС в результате поражений головного мозга [12, 13].

Принято считать, что психологическая коррекция и психологическая реабилитация нейрохирургических пациентов проводятся при наличии у них ясного сознания и какой-либо пусть минимальной способности к вербальной коммуникации. Мишенями работы психолога обычно являются когнитивные и эмоциональные нарушения, проблемы социальной адаптации, невротические синдромы.

Использование процессуального подхода позволяет работать с пациентами после тяжелых поражений головного мозга вне зависимости от клинически определяемой способности к контакту. Спектр состояний находится в диапазоне от ясного сознания до комы (вегетативное состояние, состояние минимального сознания, мутизм, спутанность, посттравматический корсаковский синдром). Помимо традиционных психокоррекционных задач этот подход ориентирован и на восстановление сознания.

Арнольд Минделл - юнгианский аналитик и физик по первому образованию, что оказало влияние на источники процессуальной психологии, которыми являются:

- юнгианский анализ, в котором существует представление о том, что у любого события есть цель (телеологический подход), процесс становления и развития личности определяется путем интеграции собственного и коллективного бессознательного в повседневную жизнь индивида (индивидуация); содержание бессознательного (тень), влечения, которые могут противоречить основным установкам личности;

- теория информации, согласно которой опыт человека может быть представлен в виде единиц (бит) информации;

- квантовая физика как основа для устранения противоречия между экспериментальными измерениями и непосредственным опытом, внешним наблюдателем, частично маргинализирующим внутренний опыт, и непосредственным переживанием опыта, построения взаимоотношений между наблюдателем и объектом.

После того как сигналы обнаружены, начинается их разворачивание (unfolding) путем амплификации, усиления, что помогает человеку все больше идентифицироваться со своим бессознательным, осознавать его. Такая коммуникация между терапевтом и пациентом называется процессом.

С точки зрения процессуально-ориентированной психологии, опыт человека может быть разделен на два типа: тот, с которым человек себя идентифицирует, - так называемый первичный процесс, или первичная идентичность, и тот, который человек отрицает, не идентифицируется с ним, называемый вторичным процессом. Возможность интеграции этих двух типов опыта изначально разделена между собой неким барьером, краем, препятствием, который представлен в сознании человека в виде ограничивающих его возможности установок, убеждений, интроектов, тяжелых эмоциональных переживаний, комплексов и т.п.

Таким образом, процесс - это разворачивающийся по различным каналам поток сигналов. Искусство процессуального терапевта заключается в том, чтобы заметить, усилить и развернуть процесс, особенно неосознаваемые сигналы, делая достоянием сознания все большее содержание бессознательного или неосознаваемого, выводя из тени содержания, которые ограничивают индивидуацию человека.

В процессуально-ориентированном подходе существует представление о континууме состояний сознания. Эта классификация отличается от традиционной клинической иерархии. Она не ограничивается состояниями, возникающими в результате дефицита той или иной функции, но включает ясное сознание и легкие ИСС, в том числе и не относящиеся к патологическим формам.

В - так называемая общепринятая реальность и обычное состояние сознания. Как правило, человек, находящийся в таком состоянии, отождествляется с привычными и знакомыми аспектами самого себя. В то же время при недостаточности метакоммуникации это состояние может значительно ограничивать человека в его личностном развитии из-за закрытости индивида новому опыту.

С - легкие ИСС. Это состояния, с которыми человек на какое-то время отождествляется, т.е. погружен лишь в часть своего процесса. В переживании преобладает определенное настроение, метакоммуникация затруднена. Имеются в виду состояния, возникающие при сильных эмоциональных переживаниях, в том числе и травматического характера, когда человек в значительной степени погружен в это переживание, и оно заслоняет собой все остальное.

D - так называемые экстремальные состояния сознания. В этих состояниях человек еще меньше способен к метакоммуникации, содержание его переживаний очень далеко от общепринятых представлений о реальности. Создается впечатление, что человек в таком состоянии не дает обратной связи в привычном смысле и утрачивает способность сообщать о своем опыте. Человек очень сильно погружен в свое состояние и практически не соотносится с общепринятой реальностью, ее правилами и нормами, не способен критично оценивать свое поведение и корректировать его.

Обратная связь (ОС) - это сигналы/реакции в ответ на интервенцию терапевта в конкретный момент времени.

Смешанная ОС: указанные выше сигналы даются одновременно. Задача психолога - определить, какая часть его интервенции вызвала позитивную, а какая негативную ОС.

При работе с вербальной обратной связью очень важно учитывать культуральный аспект жизни пациента. На ранних этапах невербальной работы этим аспектом частично можно пренебречь.

Процессуальная методология работы с пациентами, находящимися в ИСС, создавалась А. Минделлом и его коллегами с 1989 г. (дата публикации первой книги А. Минделла на эту тему) и не на нейрохирургических пациентах. Авторы неоднократно подчеркивали, что пациенты, оказавшиеся в глубоких ИСС в результате повреждения головного мозга, являются самой сложной группой пациентов для восстановления сознания. С 1991 г. на базе Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко мы формируем особенности этой работы с нейрохирургическими пациентами.

Назовем основные приемы процессуальной терапии при работе с пациентами с различными ИСС:

- легкие ИСС (С, см. рисунок) требуют нахождения поддерживающего ресурсного состояния пациента, которое будет способствовать снижению эмоциональной заряженности, что позволит усилить метакоммуникатор.

В качестве примера рассмотрим одну психологическую сессию.

Пациентка Б., 26 лет. Диагноз - тяжелая закрытая черепно-мозговая травма в результате ДТП. Ушиб головного мозга тяжелой степени (диффузное аксональное повреждение головного мозга), внутримозговая гематома в правой гемисфере мозжечка, правосторонний гемипарез, контузия левого глазного яблока. По данным МРТ головного мозга, - внутримозговая гематома правого полушария, субарахноидальная гематома левой височной области, очаги повреждения в мозолистом теле и белом веществе лобных долей. Кома 1-7 сут. Через 3 нед - стойкое двигательное беспокойство, постепенно перешедшее в нецеленаправленное психомоторное возбуждение.

На момент проведения сессии - 2,5 мес после травмы. Реабилитационная программа проводилась в течение всего госпитального периода и включала работу психолога, использовавшего процессуальный подход. Клинически состояние соответствует гиперкинетическому мутизму с отдельными плохо дифференцируемыми эмоциональными реакциями. Продолжительность сессии 1 ч 15 мин.

Пациентка способна фиксировать взгляд на объектах, непродолжительное время удерживает контакт глазами. Постоянно двигается в пределах кровати. Нуждается в строгом надзоре - не оценивает степень опасности, может упасть.

Предоставленная самой себе, пациентка начинает хаотично двигать конечностями, приподнимать голову и плечи. Психолог и котерапевты последовательно, по мере возникновения движений, для начала оказывают мягкую поддержку под конечности, голову и плечи с помощью прикосновений, предоставляя пациентке опору, тем самым давая возможность развернуть начатое движение. Затем, ориентируясь на сигналы обратной связи от пациентки, используются и другие интервенции: амплификация движений (с помощью прикосновений осуществляется продолжение движения, которое было начато пациенткой), установление границ (движения ограничиваются с помощью прикосновений).

В результате проведенной сессии значительно снизилось двигательное беспокойство пациентки, появилась дифференцировка эмоций, увеличилось время нахождения в контакте, более отчетливо проявились элементы самоосознавания.

Спустя длительное время после черепно-мозговой травмы, когда с пациенткой был возможен полноценный контакт, она сказала, что у нее сохранились частичные воспоминания о проведенной сессии, которые стали первыми отчетливыми воспоминаниями после черепно-мозговой травмы.

В этом случае реализуется один из базовых принципов - субъектное, персональное обращение к человеку, вне зависимости от степени нарушенности его сознания.

Интеграция различных сигналов от пациента, персональное обращение к нему и персональный отклик на его проявления является основой невербального взаимодействия, расширение которого приводит к уменьшению хаотичности процессов пациента, повышению саморегуляции и постепенно восстанавливает его самоосознание.

Следует отметить, что помимо процессуально-ориентированной психотерапии в работе с такими пациентами эффективно используются приемы телесно-ориентированной психотерапии, в частности биосинтеза (D. Boadella) и интегрально-соматической психотерапии психической травмы (P. Levin), но более детальное обсуждение этих подходов выходит за рамки данной статьи.

Таким образом, процессуально-ориентированный подход представляет собой феноменологическое взаимодействие между внешним наблюдателем и непосредственно переживаемым субъективным опытом (собственным или другого человека), что превращает наблюдателя в участника и делает возможным переживать опыт в большем объеме. В отличие от других психотерапевтических подходов, взаимодействующих с бессознательным, процессуально-ориентированный подход - единственное направление с разработанным инструментарием выстраивания контакта с человеком, находящимся в глубоких ИСС. Данный подход может быть использован для восстановления нарушенного сознания и у пациентов с поражениями головного мозга.

Комментарий

Поднятая в статье проблема восстановления сознания - как Д'Артаньян: вызывает на дуэль сразу троих - психотерапевтическую технику, психологическую теорию и методологию междисциплинарных исследований.

В частности, вполне перспективен перенос ряда психотерапевтических техник, развитых О.С. Никольской для работы с детьми-аутистами, на поле психотерапевтической помощи пациентам, находящимся в коматозном состоянии.

Важно не только наличие адекватных теоретических моделей и практических психотерапевтических методов, но и свободное владение этими методами. Коммуникативная компетентность современного отечественного врача значительно отстает от других аспектов его профессиональной подготовки; зачастую врач рассматривает общение с пациентом как досадную, бесполезную и лишь отнимающую время добавку к основной работе, а не необходимый структурный элемент профессиональной деятельности, от которого порой существенно зависит конечный результат лечения. В области же работы с коматозными больными врачу и клиническому психологу требуется дополнительная специальная подготовка, в ходе которой тренируется особая чувствительность, особая наблюдательность и особые навыки коммуникации, прежде всего невербальные.

Однако самый сложный вызов проблеме восстановления сознания лежит в плоскости методологии междисциплинарных исследований. При всей остроумности предложенных рядом авторов, в частности Д. Чалмерсом и Р. Пенроузом, подходов, пока в этой области преобладают метафоры, а не обоснованные клиническим материалом философско-методологические концепции.

Смысл предложенной С.Б. Гусаровой статьи, прежде всего, в постановке проблемы восстановления сознания у больных в коматозных состояниях и указании возможных направлений ее решения.

izmenyonnoe-sostoyanie-soznaniya-kak-vojti

В этой статье мы разберем, как войти в измененное состояние сознания и что в нем можно делать. Я этой темой занимаюсь более 10 лет. Я собственными глазами видел, как измененное состояние сознания позволяет человеку стать более концентрированным, более смелым, сильным, быстрым. Увеличить продуктивность. Стать даже привлекательнее в различных ситуациях. Да и просто получить больше радости и кайфа.

Обычно, такие состояния связывают с применением каких-либо веществ, растений силы и тому подобное. Однако если взглянуть шире, то становится очевидно, что мы попадаем в, так называемые, измененные состояния регулярно. Вызвано это может быть чем угодно: сменой настроения, погоды, стрессом, информационным воздействием и т.д. Как правило, это происходит неосознанно. Но если взять это под свой контроль, какие огромные горизонты открываются пред нами!

izmenyonnoe-sostoyanie-soznaniya-kak

Что такое измененное состояние сознания. Научный метод исследования

В сегодняшнем мире у многих есть запрос на самопознание, на глубокий духовный опыт, на расширение сознания, соединение с собой, осознание своего Пути и Предназначения…

И каждый удовлетворяет этот запрос по своему: кто-то при помощи галлюциногенов, кто-то при помощи паломничества в святые места, места силы, кто-то слушает какие-либо аудио-медитации…

Я предлагаю Вам иной путь получения духовного опыта. Естественный. Без внешних стимуляций. Через познания состояний своего мозга. Научиться естественным образом входить в различны состояния сознания.

И этот путь даст Вам не только абстрактный опыт, но и раскроет потенциал Вашего мозга: Творчество, Намерение, Самоисцеление, ощущение Потока, Гениальность, Самореализация…

Для этого рассмотрим 10 Состояний Сознания и научимся их не только понимать, но и входить в них, использовать их.

В современном информационном поле адекватной информации на тему практик по состояниям сознания практически нет. То, что я вижу в интернете — сплошные домыслы, часто дезинформация…

Проведем обзорную экскурсию по базовым состояниям сознания. Будем основываться на работе нашего мозга. На мне особо важно, изменение сознания порождает волновую активность или наоборот. Важно, что это простой и понятный способ общения на эту тему. Как между людьми, так и с самим собой. Рассмотрим, что такое бета, альфа, тета, дельта, гамма состояния сознания. В чем их особенности, преимущества и недостатки.

Основываться будем на исследованиях Алексея Дерябина. Он мастер медитации, создатель технологии Энергомедитация, учитель, практик. Его метод исследования носит научный характер. Используются приборы измеряющие волновую активность головного мозга. Приборы электроэнцефалографии. Проведено много работы. В итоге получен набор действий, с помощью которых можно менять состояния сознания и использовать их для своего внутреннего совершенствования.

izmenyonnoe-sostoyanie

Какие бывают измененные состояния сознания

Я опишу 10 измененных состояний, что они дают и чем отличаются. И сразу же способы вхождения в них. А перед этим буквально две фразы о том, как подготовиться и просто входить в измененные состояний сознания.

Изменённое состояние сознания — как войти. Самый простой способ входа

В качестве намерения выбираем фразу соответственно нужному нам состоянию. Можно просто повторять названия состояния. Главное быть бдительным к своему телу и ощущать, как проявляется намерение в теле.

Далее, применяем определенные ключи вхождения в состояние.

Как войти в измененное состояние сознания — практика

Способ 1: Бета состояние

Основное состояние сознания. Состояние повседневного восприятия, общения, коммуникации. В этом состоянии сознания мы решаем жизненные задачи, адаптируемся к внешней обстановке.

Недостаток такого состояния – нахождение в повышенном стрессе. И высокая бета активность мозга блокирует прочие, более глубокие, более интересные.

Преимущество – коммуникация, работа логического аппарата, ясная память, социальные взаимодействия.

В состояние бета активности мы находимся почти постоянно, поэтому достаточно включить осознанное наблюдение. Для этого все свое внимание собираем и концентрируем на действии, которое совершаем. Если внимание отвлекается, возвращаем его. Подходит концентрация на дыхании, отслеживание телесных ощущений, эмоциональных переживаний.

Способ 2: Альфа состояние

Состояние гениальности, раскрытие наших способностей и сверхспособностей. В нем мы формируем намерение. Можем менять ощущения тела. Работать с визуализацией. Соединяемся с реальностью напрямую. Создавая намерение в этом состоянии, мы автоматически запускаем его реализацию. В нем мы можем обрабатывать большие объемы информации, выстраивать намерение, работать с энергией.

Через это состояние мы соединяем поверхностное сознание с глубинами психики, тела, мыслей, чувств, подсознания. Видеть своим вниманием внутренние пространства. Здесь мы можем моделировать свое будущее. Создавать творческие или инженерные проекты. Создавать ощущения, звуки, образы.

Недостатком альфы является сложность во внешней коммуникации.

Для альфа состояния, надо снизить уровень стресса. Расслабить тело. В центре головы (эпифиз), создать источник яркого белого света. Мы его и чувствуем и представляем. Это действие погрузит Вас в альфа активность мозга. Но не стоит забывать, что надо качественно пройти этап расслабления (особенно области глаз и затылка), удалить стресс. Подходите комплексно.

Чтобы грамотно выйти надо активировать бета активность. Проще всего это сделать пошевелив пальцами рук и ног. Потянуться. Оглядеться.

Сочетая альфу с бетой, мы получаем внешне-ориентированную медитацию.

Способ 3: Тета состояние

Естественное тета состояние проявляется в момент нашего сна со сновидениями. Осознанно входя в тета активность мозга, мы получаем доступ к нашему подсознанию, к нашему бессознательному. Здесь мы наблюдаем сюжеты, погружаемся во внутренние пространства. Мы можем путешествовать по иным мирам и во внутрь себя. Увидеть тело, психику и так далее, как некие пространства. Работать с архетипами. Проживать скрытые аспекты себя.

Так же мы можем взаимодействовать и с внешним миром.

Заходя в тету можно увидеть свою болезнь или психологическую проблему, как некое образное пространство. И там интуитивно понятно, как исцелиться. И это можно сделать. Раскрывать собственный потенциал.

Чтобы погрузиться в тета состояние сначала лучше войти в равновесное состояние. Погасить всю активность мозга. Далее включаем альфа-активность. Через альфу и входить хорошо и выходить. Это своеобразный мост. Следом делаем практики вхождения в тету: растворение границ собственного тела. Используем образ проводник. Созерцайте внутренним взором множество объектов одновременно. Для этого хорошо подходит наблюдение за каплями дождя, горящим огнем (например, костер), волнами океана.

Мостом между бета и тета состояниями, между сознанием и подсознанием является альфа.

Способ 4: Дельта состояние

Дельта проявляется обычно, когда мы спим и не видим сны. Это состояние глубокого сна. Здесь мы глубоко связаны с информационным полем. Мы чутко воспринимаем мысли, настроения людей. Можем их принимать и передавать.

В дельте происходят процессы роста, регенерации тканей, восстановление тела. Состояние, в котором максимально расслабляется тело, отдыхает психика, мозг, физика.

В дельта состояние входить лучше через равновесное состояние, альфу, тету. Чтобы попасть в дельту надо растворить все образы, все мысли, все ощущения, все что возможно.

Возвращение происходит в обратном порядке.

izmenyonnoe-sostoyanie-soznaniya-sam

Способ 5: Гамма состояние

Состояние пробуждённости. В нем мы получаем инсайты, озарения, информацию, неописуемую словами. Мы получаем информацию, которую чувствуем, понимаем, воспринимаем, но зачастую, не способны облечь в слова.

Не рекомендуется находиться в данном состоянии слишком долго. Оно слишком энергозатратно.

Для его активизации сосредотачиваемся на области макушки, сахасрара чакре. Создайте шар свечения на макушке и уплотните его. Полезно включить внешний нисходящий поток бело-оранжевого цвета. Используйте тригер для активации этогосостояния – движение. Ускорьте движение энергии в груди и голове.

Выход через базовое состояние, состояние равновесия или дельту. Дельта хорошо гармонизирует, балансирует гамму.

Способ 6: Равновесное состояние

Это состояние между состояниями. Абсолютно гибкое состояние. Успокоение всех волн мозга, разгрузка мозга от любой деятельности. В равновесном состоянии все волны головного мозга погашены. Мозгу нужно давать разгрузку. Мы можем просто отдохнуть, в самом полном смысле этого слова.

Чтоб в него войти, соответственно, надо понизить активность мозга во всех прочих состояниях. Значит, разотождествиться со всеми описанными выше состояниями по очереди. Начинать лучше с дельты.

Равновесное состояние сознания несет: уменьшение стресса, отдых мозга, спокойствие ума, остановку внутреннего диалога, перезагрузка мыслей и эмоций, легкий переход в другие состояния.

Способ 7: Внешне-ориентированная медитация

Об этом говорили многие духовные учителя. Пребывайте в медитации постоянно. Но как? Путем долгих тренировок. А как? Узнаешь со временем. Не слишком ли туманно? Внешне-ориентированная медитация как раз об этом. И вхождение в нее в комбинации бета и альфа активности мозга.

Осознанная спокойная жизнь, полнота восприятия. Состояние без стресса, но при этом с глубоким вовлечением во все что делаете. В ощущениях. Осознанность в любом процессе жизни. Это состояние для полноты восприятия. Как говориться: быть в моменте здесь и сейчас.

Это то состояние, в котором, цело и гармонично ощущается свое тело, мир, окружение, движения, эмоции, энергию, мысли, жизнь. Естественность. Красота. Внешне-ориентированная медитация снижает энергозатраты во всех процессах. Некая само-регуляция в моменте.

Вхождение во внешне-ориентированную медитацию лучше всего осуществлять через альфа-состояние. И сочетать его с бета. Как входить и в то и в другое Вы уже знаете. Теперь объедините это вместе.

izmenyonnoe-sostoyanie-soznaniya-meditacia

Способ 8: Астральная медитация

Во взаимодействии тета и альфа активности мозга мы погружаемся в астральную медитацию или другими словами – гипногогическое состояние. Когда мы можем осознанно погружаться в различные пространства, исследовать их и что-то менять, преобразовывать.

Способ 9: Осознанное сновидение

На стыке бета и тета активности головного мозга рождается осознанный сон. Это такой сон, когда мы спим и понимаем, что это сон.

Вхождение может быть двумя путями: прямое и из сна.

Прямое вхождение. Используете методику СИК для входа в особое состояние сознания. Намерение: я вхожу в осознанное сновидение. Далее активизируете дельту. Когда пойдут картинку, добавляете осознанной беты.

Лучше всего это срабатывает, когда тело отдохнуло. Например вы поспали 3-5 часов. В момент быстрого сна мы обычно просыпаемся. И чаще всего сразу засыпаем опять. Вот именно в момент такого пробуждения вспоминайте предыдущее сновидение и проговорите (прочувствуйте) фразы намерения.

Вхождение из сна. Уже в процессе сновидения Вы осознаете (вспоминаете), что у Вас есть тело, которое спит там-то и там-то, а то во что Вы сейчас погружены, это сон. Для такого пробуждения нужно во время бодрствования наработать тригеры, которые включат нужное осознание и во сне. Например, регулярно в течение дня проверяйте время на часах. Посмотрели, отвели взгляд и снова посмотрели. В реальности оно не изменится. Во сне всегда будет выдавать разные значения. И т.п.

Способ 10: Целостное состояние

В целостном состоянии мозг работает сразу на всех частотах. Все состояния сознания находятся примерно на одном уровне активности.

Для этого последовательно войдите в каждое из состояний, так, как это описано выше. Синхронизируйте их и осознавайте каждое в равной степени.

izmenyonnoe-sostoyanie-soznaniya-kak-vojti-v

Резюмируем вышесказанное

Понимая состояния сознания, мы становимся более адекватным и осознанным человеком. Для социальной адаптации мы применяем бету. Чтобы раскрыть потенциал – альфу. Для погружения в глубины – дельту и тету.

Осознано владея различными состояниями сознания, Вы соединяетесь с самим собой. Соединяетесь с тем потенциалом, который есть в Вас. Вашей гениальности, творчества, энергетики. Потенциалом того, что Вы можете привнести в мир и как познать самого себя. С потенциалом Вашего жизненного пути.

Не зная об этих состояниях, осознанно не управляя ими, Вы будете в них попадать спонтанно. Но то, что с Вами будет в них происходить, будет хаотично. Блуждая по этим же самым состояния без понимания того что происходит, зачем, почему и как, чаще всего не приносит должного результата, порождает фанатизм, усиливает иллюзии и хаос.

Гораздо лучше понимать и осознавать, куда Вы попадаете. Почему именно в это состояние сознания. Что с этим делать. Как грамотно войти в нужное состояние и как из него выйти.

Изучайте состояния сознания, входите в них осознано без внешних стимуляторов. Будьте свободны.

Подводя итог вышесказанному, он будет звучать так:

Касайся всего, соединяйся со всем, что предлагает жизнь, но, не привязываясь ни к чему. Осознанно вовлекаясь в каждый из процессов, в котором мы присутствуем, проживать его до конца во всей полноте.

Углубить знания о том, что есть измененное состояние сознания, как войти в них и как их использовать Вы можете, изучив дополнительную информацию здесь.

Зона когнитивной уязвимости.

— Юрий Аркадьевич, вы специалист в области изучения так называемых измененных состояний сознания (ИСС). Как их можно определить? Испытывает ли такие состояния каждый человек в своей жизни?

— Какие это критерии?

— Испытывали ли люди, находясь в изоляции во время карантина, измененные состояния сознания? Не меняется ли восприятие времени у человека в замкнутом пространстве? Вообще, какие ограничения на восприятие мира или психику накладывает это замкнутое пространство, если человек находится, например, в квартире?

— Получается, что субъективно время течет для него быстрее?

— В ежеминутном, ежедневном режиме время течет медленнее, а ретроспективно — быстрее. Вот такой парадокс.

— Какие опасности подстерегают в подобной ситуации психику неподготовленного человека, который не занимается какими-либо медитативными техниками, интроспективными компенсирующими упражнениями, не пишет книг?

— А какие могут быть последствия?

— Есть люди, у которых в течение долгого времени, даже когда уровень опасности заразиться станет допустимо минимальным, останутся фобии, которые будут препятствовать их нормальному возвращению в социум. Обычно после длительного отпуска у любого психически здорового человека работоспособность восстанавливается в течение одной недели. Сложные навыки, конечно, требуют несколько большего времени, но в основном примерно через неделю все должно восстановиться: и социальные контакты, и обычный уровень работоспособности. В случае если самоизоляция протекала в стесненных, некомфортных условиях, этот период может затянуться, возникнут невротические проявления, которые потребуют коррекции. Сейчас по интернету бродит шутка о том, что после самоизоляции в норму придут те, кто был нормальным до этого. То есть если у психики человека имелся значительный запас прочности до этой ситуации, то она пройдет с минимальными последствиями. А если у него уже были какие-то проблемы и этого запаса прочности нет, то ему, скорее всего, потребуется психокоррекция.

— Вы сказали о фобиях. Они связаны с тем, что люди будут бояться заразиться вирусом и после окончания острой ситуации, или фобии могут находить какие-то другие проявления?

— Основная фобия, видимо, будет связана с опасностью заражения. Даже если к осени-зиме появится надежная вакцина, у определенного процента людей этот страх, который, в общем-то, был оправданным и служил для защиты во время пандемии, останется. Но, безусловно, какието другие фобии тоже будут встречаться в большем количестве, так как была продолжительная психотравмирующая ситуация, связанная с реальной опасностью для жизни, которая подточила резервы психики. Но, повторяю, у каждого — своя зона уязвимости.

— Некоторые психиатры считают, что нынешняя ситуация в США тоже связана с предшествующим карантином. Возможна ли такая психическая реакция, когда люди выходят на улицы, появляется агрессия?

— Здесь два момента. Первый: когда люди находятся в изоляции, у них меньше непосредственных социальных контактов, во время которых они проверяют свои точки зрения, взгляды, и из-за этого у них повышается уровень внушаемости. Объем информации ограничен, остаются социальные сети и СМИ, а непосредственно контакты с людьми, обмен мнениями и возможность верификации своих взглядов уменьшаются. В такой ситуации при поступлении фейковой информации реакция будет несколько другая, с меньшей критичностью, чем в обычное время. Плюс ситуация непосредственной угрозы для жизни тоже дает импульсы к агрессии. Добавлю, что результаты, полученные сотрудниками нашего института во время экспериментов с длительной изоляцией, говорят о том, что у человека снижается уровень критичности восприятия информации, которую он получает уже после восстановления социальных контактов, значительно повышается внушаемость, и такой человек может стать гораздо более привлекательным объектом для манипулирования.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об экспериментах, которые проводятся в вашем институте. Что вы наблюдали у космонавтов или у добровольцев во время и после длительной изоляции? С помощью каких тестов изучаются подобные состояния?

— Какие методы вы применяете для изучения подсознания человека?

— А какие долгосрочные проблемы обнаруживались у участников длительных экспериментов по изоляции?

— А вы сами проводите сеансы психологической поддержки?

— Вы упомянули службу психологической поддержки, но наши граждане в большинстве своем в повседневной жизни этого лишены. Как же выйти из карантина с наименьшими психологическими потерями? Что сделать, чтобы эти последствия минимизировать?

— Здесь я хотел бы еще раз вернуться к цитате из романа Л.Н. Толстого. Если у человека все хорошо, то, наверное, никакие особые рекомендации ему не нужны. Через несколько дней, возможно, неделю-другую после возвращения к нормальной, привычной жизни он восстановит и социальные контакты, и свое психическое ­состояние. Только, может быть, стоит делать это постепенно, а не резко всем выбежать на улицы и начать радоваться свободе. В то же время если были какие-то проблемы, связанные с выраженным семейным дискомфортом, обострившиеся во время карантина, возможно, стоит взять тайм-аут и подождать, когда горячая фаза закончится, и уже с холодным рассудком либо подтвердить это решение, либо отыграть назад отрицательные эмоции, которые кипели во время самоизоляции. Конечно, лучше всего прийти на сеанс к психологу, но это не всем доступно по разным причинам, в том числе финансовым. Но кол-центры оказывают реальную помощь. Если же возникают фобии, когда человек боится выйти на улицу, считая, что опасность ждет его уже за дверью квартиры, то рекомендуется использовать метод постепенных шагов: выходить вначале в ближайший магазин, потом — чуть дальше, потом — на прогулку в парк и т.д. К сожалению, довольно трудно будет тем, у кого родственники или близкие тяжело перенесли заболевание вирусом или погибли. Без помощи психолога, психотерапевта не обойтись, и здесь, наверное, будет тяжелая ситуация выхода. В каких-то случаях понадобятся различные техники борьбы со страхами, релаксации, возможно, легкие седативные препараты, которые можно купить в свободном доступе в аптеке, чтобы погасить излишний эмоциональный фон.

— Как здесь могут помочь исследования измененных состояний сознания? Можно ли использовать эти состояния во благо?

— Играют ли какую-то роль в этом спектре реабилитационных методов медитативные техники?

— Безусловно. Но желательно, чтобы этот очень эффективный прием уже был освоен человеком до карантина или другой стрессовой ситуации. Если подобные методы отработаны, с их помощью можно легко корректировать негативные состояния, которые возникают при самоизоляции, выходе из нее. Те, у кого этого методического запаса нет, безусловно, могли освоить их по ходу, если возникла потребность. Техники медитации, направленные на релаксацию, снятие стрессорного напряжения, безусловно, будут полезны и помогут быстрее вернуться к обычному рабочему состоянию. Медитация — не что иное, как мягкое измененное состояние сознания. Здесь присутствуют все критерии: изменение чувства течения времени, схемы тела, восприятия себя, порога внушаемости. Сравним, например, три варианта измененного состояния сознания: медитацию, воздействие таких психоактивных препаратов, как инертные газы, и холотропное (учащенное) дыхание. В первом случае будут характерны плавный вход, относительно неглубокое состояние и быстрый выход: как только человек отвлекается или решает выйти из медитации, он возвращается в нормальное, обычное состояние сознания. С психоактивными препаратами обычно уже довольно глубокое ИСС, длительность которого определяется фармакодинамикой: пока препарат в крови, пока он не разрушается ферментными системами, это состояние продолжается. Если рассматривать холотропное дыхание, то здесь мы тоже наблюдаем довольно быстрый вход и глубокое погружение; сеанс холотропного дыхания может вызвать интенсивные трансперсональные переживания. Этот процесс, согласно результатам наших исследований, не может поддерживаться более полутора-двух часов. Если человек продолжает интенсивно дышать дольше, он автоматически выходит в нормальное состояние сознания, так как начинают работать системы организма, компенсирующие алкалоз. Итак, график по глубине и скорости входа у всех техник будет разный, но наиболее плавным он будет как раз при медитации.

Читайте также: