Как сделать изложение по русскому языку 6 класс

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024


\u042f\u043c\u0449\u0438\u043a\u00a0\u043f\u043e\u043d\u0443\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0435\u0439. \u0421\u0435\u0434\u043e\u043a \u0436\u043c\u0451\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u0430.
\u042f\u043c\u0449\u0438\u043a \u0442\u044b\u0447\u0435\u0442 \u043a\u043d\u0443\u0442\u043e\u0432\u0438\u0449\u0435\u043c \u0432 \u043d\u0435\u0431\u043e \u0438 \u0443\u0441\u043f\u043e\u043a\u0430\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0430\u043c\u043e\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442. \u0412\u0438\u0434\u044f \u043d\u0435\u0434\u043e\u0443\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0438\u0447\u043c\u0430\u043d\u0430, \u043e\u043d \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u044f\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \"\u0437\u0430\u043c\u043e\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c\" - \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \"\u043f\u0430\u0441\u043c\u0443\u0440\u043d\u0435\u0442\u044c\", \u0438 \u044d\u0442\u043e - \u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a \u0441\u043a\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e\u00a0\u0442\u0435\u043f\u043b\u0430.
\u041c\u0438\u0447\u043c\u0430\u043d \u0432\u044b\u0442\u0430\u0441\u043a\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0438\u0437 \u043a\u0430\u0440\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u0438\u0436\u043a\u0443, \u043a\u0430\u0440\u0430\u043d\u0434\u0430\u0448\u0438\u043a \u0438\u00a0\u0432\u044b\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430.
\u042d\u0442\u043e\u0442 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u043c \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043c\u0438\u0447\u043c\u0430\u043d\u0430. \u0417\u0430\u0441\u0442\u044b\u0432\u0448\u0438\u043c\u0438 \u043f\u0430\u043b\u044c\u0446\u0430\u043c\u0438 \u0438\u0441\u043f\u0438\u0441\u0430\u043b \u043c\u0438\u0447\u043c\u0430\u043d \u0432 \u043a\u043d\u0438\u0436\u043a\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u043a\u0443. \u0418\u0437 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 40 \u043b\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u0432\u044b\u0440\u043e\u0441 \u00a0\"\u0422\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u0440\u044c \u0436\u0438\u0432\u043e\u0433\u043e \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u044f\u0437\u044b\u043a\u0430\". ">]" data-testid="answer_box_list">

lsjajiv

Немножко побольше вышло, но в 4-5 предложений, по-моему, не уместиться.

Ямщик понукает лошадей. Седок жмётся от холода.
Ямщик тычет кнутовищем в небо и успокаивает, что замолаживает. Видя недоумение мичмана, он объясняет, что "замолаживать" - значит "пасмурнеть", и это - вестник скорого тепла.
Мичман вытаскивает из кармана записную книжку, карандашик и выводит старательно определение этого слова.
Этот день оказался самым главным в жизни мичмана. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после 40 лет работы вырос "Толковый словарь живого великорусского языка".

Новые вопросы в Русский язык

кто - то идет по этому лесу. в нем столько чудесного.чем являются в предложении местоимения: кто-то, этому, в нем, столько?​

ДАЮ 15 БАЛЛОВ. СРОЧНО Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений. 1. При первом рассвете выхо … дим по одному в разные стороны в ельник за белками. 2. Собирают клюкву поздней осенью. 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь. 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня. 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили. 8. Темнело быстро, по-осеннему. 9. В лесах было холодно. 10. Документов при нём не найдено. 11. В комнате свечи нет. 12. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам. 13. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. 14. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру. 15. Кому не приходилось спать на берегу шумного ручейка! 16. В мезонине уже натоплено. 17. Вообще там денег тратить не любили. 18. Только давай выйдем как можно пораньше! 19. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 20. На следующий день судьи не стало. 21. В такой чащобе нет ни одной тропинки. 22. Ему коня подводят. 23. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 24. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете.

Тема:Самостоятельные части речиВопрос:Укажите имя существительное 2 склонения, В. П.,мн. ч.Варианты:АПод столв ВокнасНа площадьDза горами​

355 Диктант. Вапишите прилагательные, которые являются ответами на вопросы обозначьте их окончания. Определите род, число и паде. 1. Какой болезнью ни … кто на суше не болеет? 2. Какой год продолжается всего один день? 3. Какие четыре моря носят название цвета? 4. На какое дерево садится ворона во время дождя? 5. Из какого крана нельзя напиться? 6. В каких лесах не водится дичь?​

сооооооос основная мысль текста Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.4 Каким чудом остался он после морозов, после обильного … снега? Всё1 ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* ж..лтая осыпь в березняках. Под лиственницей л..жит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои. Весь лес ч..рный, пустой и х..лодный.4 И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит ж..лтым живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь зац..пить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в ч..рном лесу.

ПОМОГИТЕ СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА. нужно сделать сочинение по картине Т. Юшиановой "зимняя сказка" Вопросы по картине: какое время суток изображено на карт … ине? предположите, какое время года( месяц) изображён на картине?почему вы так думаете? какая погода в данный момент?почему вы так думаете?что об этом свидетельствует? Какие дворовые постройки можно заметить на картине? О чём думает ребёнок, глядя в окно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Вставьте на месте пропусков подходящие прилагательные

Владимир увидел …. рощу, и влево на открытом месте … домик с … кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на … двор. Он смотрел вокруг себя с волнением … . 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь … ветвистыми деревьями.

Примерный план.

В лев о , К и ст е невка, тщ ательно, не кош ен ый луг, обр а щ ен , из лю дс ких из б , о пут анн ая лошадь, изъ явления радости, на силу, скво з ь, в о спита нн ик.


Изложения появляются еще в начальных классах и встраиваются в учебу каждый год. Старшеклассники уделяют им особое внимание, когда готовятся к ОГЭ по русскому языку. В этой статье расскажем, как подготовиться к изложению по русскому языку и получить высокий балл за такое задание.

О чем эта статья:

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Спрашивает, слушает и пишет

Отмечает в учебнике

Любит спокойствие и тишину. Если все в коридоре — ему комфортнее в классе

Разговаривает, кричит, слушает

Двигается, балуется, толкается, осваивает пространство

Описывает внешние показатели: цвет, форма, размер. Говорит ускоренно

Когда рассказывает, сам себя слушает. Речь выразительная, легко сочиняет истории

Говорит медленно, спокойно. Голос тихий, низкий — может стать звонким в комфортной обстановке

Пишет грамотно, без ошибок

Пишет, как слышит

Не контролирует глазами то, что пишет — сосредотачивается на ощущениях

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.




Как писать краткое изложение

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.



Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.



Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.



Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).




Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.


Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание. Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.


Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.


План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.


Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:


Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.



Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.


При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Работа над изложением в 7 классе

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.



Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

Читайте также: