Как сделать из вокала сэмпл

Обновлено: 03.07.2024

07/01/2022 iZotope - RX 9 Audio Editor Advanced Portable 9.2.0 1278 STANDALONE, VST, VST3, AAX x64 - аудиоредактор

16/01/2022 Arturia - Keyboards & Piano V Collection 2022.01 STANDALONE, VSTi, VSTi3, AAX x64 - набор виртуальных инструментов

03/01/2022 FabFilter - Total Bundle 2021.12 STANDALONE, VST, VST3, AAX x86 x64 [14.12.2021] - набор плагинов

20/01/2022 D16 Group - SilverLine Collection bundle 2022.01 VST, VST3, AAX x86 x64 [19.01.2022] - набор плагинов

04/01/2022 iZotope - Music Production Suite Pro 2021.12 CE STANDALONE, VST, VST3, AAX x64 REV.2 - набор плагинов

Сведение вокала

СВЕДЕНИЕ МИНУСОВ

В этой теме рассмотрим основные операции при сведении вокала, где мы также будем применять всеми нам известный Fruity Limiter и Fruity Parametric EQ. В плагине Fruity Limiter есть функция компрессора и его то мы и будем использовать.

По сути для каждого вокала нужен определенный подход и поэтому в этом уроке будут рассмотрены основные операции для сведения вокала. При сведении вокала нужно сделать так чтобы он стал чистым, прозрачным, теплым и чтобы голос оставался по тембру таким же как и был.

При использовании двух стандартных плагинов Fruity Limiter и Fruity Parametric EQ можно добиться отличного звучания вашего вокала. Но при условии конечно, что вокал был хорошо записан.

Чтобы узнать все подробности посмотрите видео ниже, где вам все покажет и расскажет GuRu Fl Studio.

FL Studio Guru — основы сведение вокала.

Надеюсь это видео вам помогло в освоении сведении вокала в Fl Studio, но если есть вопросы пишите и мы их обсудим.

Вокал — залог успеха практически любого трека. Поэтому важно, чтобы инженеры полностью понимали, как лучше всего его записать и встроить в микс. В этой статье мы разбиваем технические особенности записи и обработки вокала: от размещения микрофона до наложения эффектов.

Микрофон

Вокал делает треки запоминающимися. Не важно, будь то битбокс или просто крики под гитарное соло и синтезаторы. Трудно отрицать, что именно сочетание правильных мелодии и текста проще всего врезаются нам в голову на долгие и долгие годы. В этой статье мы рассмотрим процесс записи вокала и расскажем о некоторых уникальных техниках работы с этим инструментом.

Микрофон

Существует множество факторов и потенциальных препятствий, которые лежат между инженером, вокалистом и великолепно звучащим вокалом. В этом блоке мы проследим цепочку событий от начала до конца, начиная с одного из самых важных решений, которые должен принять любой инженер: выбора микрофона.

Сразу отметим, что в большинстве студийных записей используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Если вы отправитесь в профессиональную студию для записи вокала, скорее всего, там вы найдете целый шкаф для микрофонов, изобилующий потрясающими моделями.

Важно понимать, что не существует универсального решения для записи вокала. Разные голоса и стили исполнения подходят для разных микрофонов. Некоторые звучат потрясающе на более мягком, теплом и интимном вокале, в то время как другие лучше реагируют на певцов, которые любят громко и четко выговаривать все слова и фразы. Одни микрофоны лучше настроены на захват верхних частот, другие более богато звучат на средних. У всех микрофонов свои особенности.

Выбрав походящий микрофон, вам нужно будет решить, добавлять ли перед аудиоинтерфейсом отдельный предусилитель. Большинство современных аудиоинтерфейсов обладают встроенной функцией фантомного питания (которое необходимо для конденсаторного микрофона) и позволяют настраивать уровни записи. Так что можно записывать вокал прямо в DAW, не оборудуя перед интерфейсом целую вереницу различных железок для обработки звука.

Однако точно так же, как и модель микрофона, любая обработка на канале, через которую вы проводите сигнал, будет оказывать существенное влияние на звучание вокала. Это связано с внутренним устройством девайсов для обработки. Они предназначены для обогащения звука и, в некоторых случаях, для управления динамикой. Voxbox от Manley и Avalon VT-737SP от Avalon Design — два отличных примера канальной обработки для записи вокала. Оба включают в себя модули эквалайзера и компрессора и, что особенно важно, используют ламповую схему для добавления приятных гармонических искажений и текстуры.

Работа с вокалом в DAW, можно сказать, избаловала нас в отношении того, насколько большие изменения эквалайзером и компрессором мы хотим внести до записи на компьютер. Ведь мы знаем, что у нас еще будет возможность изменить эти (и многие другие) эффекты позже в процессе аранжировки и сведения. Но добившись сильного и характерного звука с самого начала вы сэкономите кучу времени в дальнейшем на его полировку. Канальная обработка эффектами поможет вам сформировать желаемый звук еще до записи.

Однако стоит отметить, что ваша DAW и/или аудиоинтерфейс действительно могут стать золотой серединой в этом вопросе. Они позволяют формировать звуковой тракт с помощью программных плагинов, таким образом после записи вокала можно будет более тщательно настроить их работу в будущем. Например, производитель аудиоинтерфейсов и плагинов Universal Audio создал множество высококачественных эмуляций наиболее востребованных в мире устройств для обработки сигнала, эквалайзеров и компрессоров. А интерфейсы UA позволяют пользователям решать, нужно ли фиксировать весь звуковой тракт эффектов в аудиофайл.

Основы звукозаписи

Какой бы вариант работы вы не предпочли, есть некоторые основы, которые нужно знать каждому независимо от используемого оборудования и условий записи. В первую очередь нужно всегда следить за уровнем поступающего сигнала, который ни при каких обстоятельствах не должен пиковать, или другими словами, уровень входящего сигнала в вашей DAW не должен достигать красного цвета. Не существует стопроцентного способа безболезненно убрать цифровое искажение из записи. И в отличие от некоторых форм аналогового искажения, его цифровой собрат звучит максимально не музыкально.

Также важно помнить, что в вашей DAW фейдер, который управляет громкостью записываемого канала, отвечает не за входной уровень. Он регулирует громкость звука при его воспроизведении с компьютера уже после записи. Чтобы правильно выстроить все уровни, нужно настраивать свой аудиоинтерфейс и приборы канальной обработки, если вы их используете.

Поэкспериментируйте с расстоянием между певцом и микрофоном. В этом также могут помочь поп-фильтры, поскольку они служат разделителем между вокалистом и микрофоном. Разместите поп-фильтр на нужном расстоянии и попросите исполнителя спеть прямо в него. Правильное расстояние будет зависеть от громкости голоса вокалиста и чувствительности микрофона. Некоторые модели справляются лучше при небольшой дистанции, другие наоборот. В целом, расстояние от 10 до 15 см является отличной отправной точкой для большинства вокалистов и микрофонов.

Image: Mex Chriss / Alamy Stock Photo

Талант

Последние несколько абзацев были посвящены чисто техническим аспектам. Но даже самое лучшее в мире оборудование и энциклопедические знания техники записи вокала не могут спасти бездарное исполнение. Если вы хотите великолепно звучащий вокал, вам понадобится великолепный певец.

Но что делает певца великим? Конечно, это субъективный вопрос. Однако по сути вам нужен тот, кто сможет правильно передать всю суть песни, тот, кого вы захотите переслушивать снова и снова. Таких людей найти сложно. Есть много посредственных вокалистов, которые способны отлично попадать в ноты и тайминг. Но тех, кто может уловить волшебство песни, тех, кто живет и дышит сантиментами, найти не так просто.

Возможно, у вас уже есть кто-нибудь на примете, кто отвечает вашим требованиям. Возможно, вы сами тот человек. Если нет, придется потратить некоторое время на изучение портфолио вокалистов в Интернете. Попробуйте поспрашивать у ваших друзей продюсеров, не могут ли они кого порекомендовать. Если вы сомневаетесь в своих способностях правильно записывать и продюсировать профессионального вокалиста, просто помните, что фантастический вокал, записанный плохо, будет содержать в себе больше энергии и эмоций, чем непримечательное исполнение, записанное через лучшее в мире оборудование. Всегда отдавайте предпочтение таланту.

Запись и редактирование

Tracking and comping

При редактировании начните с одной короткой части песни и потихоньку поочередно просмотрите все. Например, начните с первой половины первого куплета. Установите петлю и прослушайте каждый дубль отдельно для сравнения.

It’s common practice to dissect vocal takes

Тюнинг и тайминг

Antares’ Auto-Tune

Если вам нужно пододвинуть отдельные моменты по таймингу, просто переместите аудиофайлы, которые вы скомпилировали. Оба вышеупомянутых плагина также позволяют настраивать вокал по времени. Чтобы уменьшить нагрузку на компьютер при использовании плагинов, продюсеры часто рендерят получившийся вокал на новую аудиодорожку (без каких-либо других эффектов) и используют результат в качестве мастер-дубля.

Если вам понравится такой подход, после рендеринга оттюненной версии отключите исходную дорожку с установленным плагином. Но не спешите ее удалять, пока полностью не закончите проект. Если по мере написания трека вы почувствуете, что нужно изменить одну или две строчки, или что вам нужно перенастроить тюн, или выбрать другой дубль, вы скажете себе спасибо за то, что сохранили исходники.

Soundtoys’ Little AlterBoy

Сведение вокала

Следующим этапом вам нужно выровнять вокальную партию в общем миксе трека, чтобы он звучал как важная часть вашего проекта и имел привилегированный статус относительно других инструментов. Для начала необходимо уделить должное внимание вокалу точно так же, как и любому другому компоненту трека. Это касается характера звучания, динамики и пространства. В этом смысле нет универсального решения, поскольку каждое музыкальное произведение уникально.

Какой микрофон вы использовали? Насколько акустически правильно обработано помещение для записи? Сколько дорожек в вашем проекте? Инструменты акустические или электронные? Это хаус-музыка? Фолк? Каждый жанр, каждый инструмент, каждая мелочь в миксе требуют разного баланса. Поэтому, что касается сведения, важно не просто воспринимать всю полученную информацию о конкретных техниках просто как примеры работы, важно также сопротивляться искушению использовать без изменений любые стандартные пресеты, предложенные плагинами.

Тем не менее, есть некоторая база, которую необходимо понять, если вы хотите, чтобы ваш вокал звучал как можно более профессионально. На всех вокальных дорожках, как правило, используются одни и те же инструменты, независимо от жанра. Скорее всего, вам понадобится эквалайзер, чтобы сформировать характер; компрессор для управления динамикой и реверберация, которая способна придать сухому звуку ощущение пространства.

Эквалайзер служит двум целям. Во-первых, он помогает точно, практически хирургически решать проблемы с нежелательными частотами на записи. Они зачастую могут быть вызваны усилением основного тона в голосе вашего певца вашим микрофоном, предусилителем и акустикой комнаты. Во-вторых, эквалайзер позволяет улучшить характер звучания голоса, поднимая или опуская определенные частотные группы. Такой прием используется, чтобы добавить блеск, цвет, четкость и разборчивость голосу. Чтобы определить, какие частоты нужно усилить, а какие ослабить полагайтесь прежде всего на свой слух.

Компрессия используется для сужения динамического диапазона и часто оказывается необходимой при сведении вокала. Ослабление самых громких пиков позволяет повысить уровень более тихих моментов и может гарантировать, что вокал будет звучать более богато и мощно. Если вам нужен особенно сильный вокал для всей песни целиком или для ее части (например, припева), параллельная компрессия — ваше спасение.

Нью-Йоркская компрессия

Параллельная компрессия, также известная как Нью-Йоркская, является широко распространенной студийной техникой, используемой как во всех пяти районах города, так и за их пределами. Представим, что у вас есть партия ударных, запрограммированная для разных элементов: бочки, малого барабана и хай-хэта. На каждом из каналов установлены свои настройки для эквалайзера и компрессора, соответствующие каждому звуку. Предположим, вы затем группируете все три звука вместе, отправляя их на отдельную шину обработки, где вы добавляете еще один компрессор. Последний будет влиять на все три дорожки и эффективно работать как собирающий компрессор.

Если навесить на шину обработки сильный компрессор с низким порогом срабатывания и высокой степенью сжатия, звук ударных станет мощным, пробивающим. Сам по себе такой экстремальный вариант вряд ли подойдет для большинства треков. Однако, если подмешать обработанный сигнал к оригинальной партии ударных, он добавит миксу веса и уверенности. Эту технику можно применить и к вокалу. Обработка параллельной компрессией — это изящный прием, с помощью которого можно усилить лид-партию во всей песне, если изначальная запись не соответствует настроению и качеству. Точно так же этот метод можно применять только в самых важных частях песни, где требуется дополнительная мощность. Для этого просто используйте автоматизацию.

The New York compression trick

Пространственные эффекты

Теперь мы переходим к эффектам и начинаем добавлять в микс пространства. Это будет особенно весело, если вам удастся найти вокал, записанный в акустически сухой комнате. После обработки эквалайзером и компрессором, скорее все, вокал звучит немного высоко и сухо. Эту проблему исправляют различные пространственные эффекты, типа реверба или дилея. Их работу давайте разберем на небольшом примере.

Есть еще множество подобных примеров в любых жанрах и стилях. Главное, что нужно понять — пространственная обработка в большинстве случаев не статична. Вместо этого она изменяется, появляется и исчезает там, где это необходимо.

Automation of volume

Эффекты

Есть и более простые способы работы с эффектами. В некоторых случаях могут понадобиться статичные реверберация или дилей на протяжении всего трека. Это может быть уместно, в зависимости от того, над чем вы работаете. Возможно, вы записываете мелодию в стиле прогрессив-хаус или какую-нибудь короткую фразу, которая будет появляться и исчезать время от времени. Может быть, вы написали простую песню для акустической гитары и голоса и вам не нужно, чтобы она звучала слишком профессионально. В обоих случаях (и во многих других) действительно простая статическая обработка окажется более эффективной.

Однако, если вы пишете музыку с более динамичной структурой: с взлетами и падениями, дропами и билдапами, куплетами, предприпевами и припевами, — нужно учиться грамотно управлять эффектами. Они, согласно структуре трека, также должны исчезать, чтобы потом в нужный момент снова появиться и порадовать слушателей.

Разумеется, реверберация и дилей не единственные доступные нам эффекты. Например, вокал можно насытить дополнительными искусственными гармониками, как это можно услышать в работах Джеймса Блейка или Джейкоба Кольера. Для такого приема нередко используется вокодер. Это эффект, который создает копии оригинального аудиосигнала с измененной высотой и модифицирует характер их звучания в зависимости от выбранного синтезатора.

Подобный эффект можно достичь, если просто продублировать необходимую дорожку, отсканировать ее в Auto-Tune или Melodyne и изменить ноты в партии. Помимо этого, существуют такие плагины, как Waves Ovox, которые позволяют вам подойти к решению такой задачи творчески.

Вообще, когда дело доходит до обработки звука эффектами, способов на него повлиять бесконечное множество. При чем это касается как легкого, едва заметного улучшения, так и радикального изменения всей партии до неузнаваемости. Каждый конкретный случай уникален, поэтому не бойтесь экспериментировать с чем-то новым, если все проверенные методы не принесли вам желаемых результатов.

Семплирование и ресемплинг

Помимо обработки эффектами не стоит забывать о том, что семплирование само по себе — мощный инструмент. В танцевальной музыке популярны всевозможные статтер-эффекты, которые зацикливают небольшие отрезки вокала. С помощью таких эффектов можно нарезать лид-вокал и разбросать различные партии по всему треку, добавив изменений по высоте и ритму. Также семплеры способны превратить обычный ван-шот семпл в продолжительные устойчивые текстуры, которыми можно играть целые аккорды. После семплирования вокала ничто не мешает вам продолжить играть с ним: поменять ноты в партии, добавить новые эффекты или вообще ресемплировать результат и начинать все сначала.

Гранулярные эффекты

Portal

Растягивание семплов по времени было популярным с самого зарождения семплеров. Растягивание вокала (в большинстве семплеров) — это копирование крошечных отрезков семпла для увеличения его длины. Именно поэтому чрезмерное растяжение звучит так зернисто и нечетко. Если вам нравится такое качество, то непременно попробуйте гранулярный синтез для обработки вокала. С его помощью можно разбить исходный сигнал на несколько крошечных кусочков, а после объединить их бесчисленным множеством различных способов, достигая невероятных эффектов.

С более экстремальными настройками гранулярный синтез может превратить ваш вокал в какие-то космические атмосферные звуки, воздушные пэды или тревожные, высокие запилы. Главное помнить, если эксперименты с гранулярным синтезом зашли слишком далеко, и оригинальный вокал больше не узнать, всегда можно использовать технику параллельной обработки.

Запись и обработка вокала в домашних условиях

Добиться в домашних условиях студийного качества записи невозможно, однако при правильном подходе можно получить достаточно качественную запись вокала. Многое зависит от того, какое звукозаписывающее оборудование применяется в процессе записи, методов его использования, последующей обработки. Рассмотрим самое необходимое оборудование для записи голоса и программное обеспечение.

Выбор микрофона

Самое первое, на что нужно обратить внимание – выбор микрофона. Именно от его качества будет зависеть итоговый результат. Для записи вокала в домашних условиях можно выбрать один из трёх типов микрофонов, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.

  • Микрофон с подключением через USB-порт. Один из самых бюджетных вариантов для начинающих музыкантов. Помимо относительной дешевизны, имеет конденсаторный капсюль;
  • Динамический. Такие микрофоны часто используются для радиовещания. Менее чувствительны, чем USB-микрофоны, но обладают более тёплым звучанием. Улавливают минимум посторонних шумов, но и петь в такой микрофон приходится с очень близкого расстояния;
  • Конденсаторный. Отличается насыщенными средними и высокими частотами, активно используются студиями для инструментальных и вокальных партий. Стоимость варьируется, в зависимости от технических характеристик, производителя и модели. Требуют фантомного питания;

Организация помещения

Как известно, звук имеет особенность отражаться от поверхностей (пола, потолка, стен). И если в обычной жизни мы этого не замечаем, то на записи голоса это может отразиться негативным образом – особенно, если используется чувствительный микрофон. Каждый, кто желает делать музыку на высоком уровне, должен изначально позаботиться о надлежащих условиях помещения, в котором будет осуществляться запись голоса.

Звукоизолированный микрофон

В профессиональных студиях этот вопрос решается путём создания специальной вокальной камеры. В домашних условиях для создания подходящих условий можно использовать различные звукопоглощающие материалы: изоляционный фильтр, пенопласт, поролон и т.д. Не обязательно подвергать отделке всю комнату – достаточно оборудовать своеобразную стенку из абсорбирующих материалов сзади и по бокам микрофона. Также для минимизации шумов можно применить акустическую панель.

В процессе записи вокала используются наушники закрытого типа. Делается это для того, чтобы микрофон не улавливал звук из акустической системы. При работающей АС звук заметно ухудшится, могут появиться неприятные шумы, свист. Наличие сплиттер-усилителя позволит использовать несколько наушников. Таким образом, для каждого человека, участвующего в записи, можно настроить желаемый уровень звука отдельно.

Программное обеспечение

Софт для записи вокала подбирается индивидуально, исходя из личных предпочтений. Практически каждая программа для создания музыки оснащена специализированным набором инструментов для работы с голосом. Наибольшей популярностью среди музыкантов пользуются следующие программы:

  • Sound Forge;
  • FL Studio;
  • Adobe Audition;
  • Steinberg Cubase;
  • Cakewalk Sonar и др.;

Лучше использовать программу, интерфейс которой интуитивно понятен для пользователя. Конечно, каждая программа имеет свои возможности, но если необходимости в создании сложного микса нет, то одной из вышеперечисленных программ будет вполне достаточно.

Профессионалы рекомендуют применять в процессе записи минимальный набор эффектов, т.к. при обработке устранить их будет невозможно. Лучше записать вокал вообще без эффектов, добавив нужные после окончания записи. Практически каждая программа позволяет подключать сторонние VST-плагины, благодаря которым можно получить идеальное звучание всей композиции. Причём, экспериментировать с ними можно до бесконечности. Каждый плагин предлагает пользователю свой эффект. Их сочетание порой позволяет добиться весьма интересных и неожиданных результатов.

Постобработка

Независимо от того, где производилась запись голоса, на студии или в домашних условиях, всегда будут какие-то мелкие погрешности, посторонние шумы, фальшиво спетые ноты, призвуки, скрипы. Все эти недостатки можно устранить. Разумеется, для этого нужно хорошо изучить используемое программное обеспечение. Среди основных этапов постобработки вокала можно выделить:

  • Удаление щелчков, призвуков, шумов и других артефактов, получившихся в процессе записи;
  • Выравнивание основных и подавление второстепенных частот, обработка эквалайзером для придания голосу естественности;
  • Создание единого уровня компрессии: выравнивание громкости, нормализация, уменьшение резких пиков;
  • Сведение вокальной партии с основным треком, исправление фальшивых нот;

Не стоит применять одинаковую обработку для всей вокальной записи. Лучше разделить партию голоса на отдельные сэмплы, после чего заниматься с каждым из них по отдельности. Ведь в разных частях музыкального произведения вокалист поёт по-разному: например, куплет – тише, припев – громче. Поэтому добиться одинакового звучания и экспрессии, применяя одинаковую обработку для всего трека, не получится. Идеальным считается результат, где каждое слово песни хорошо воспринимается слушателем, передавая эмоции исполнителя.

Компрессия и эквализация

Эквализация работает по аналогии с компрессором, воздействуя на частотный диапазон, присутствующий в аудио. В сети Интернет есть немало статей на эту тему, но написать единое руководство, идеально подходящее под все случаи, невозможно. Со временем, набравшись опыта, вы сами поймёте, в каких случаях и каким образом нужно применять эквализацию. Оба эти способа обработки звука присутствуют в каждой из вышеперечисленных музыкальных программ.

Полезные советы

В процессе записи вокала рекомендуется сделать несколько дублей. После этого нужно выбрать наиболее удовлетворительный результат, но остальные треки – удалять не стоит. Даже в самом удачном дубле можно найти неидеальные места, вместо которых можно вставить хорошо получившийся отрывок из неудачного дубля. Такой подход позволит вам значительно сократить время и силы.

Обязательно создайте копию необработанной дорожки вокала! При наличии фальши, выполнять исправления лучше на небольших фрагментах трека – в местах, где проблемы музыкального строя очевидны. При этом полагаться рекомендуется на свой слух, а не на показатели программы.

Вокалист должен чувствовать себя комфортно, расслаблено и уверенно. Излишняя стеснительность пагубно сказывается на передаче эмоций. В некоторых случаях, для повышения энергичности исполнения, вокалисту нужно отойти подальше от микрофона и петь громче. Важное замечание: в течение дня голос меняется, поэтому стоит попробовать сделать запись в разное время суток.

Читайте также: