Как сделать из сайта приложение linux

Обновлено: 07.07.2024

Все действия в операционной системе выполняются с помощью программ, поэтому многим новичкам интересно не только использовать чужие программы, а писать свои. Многие хотят внести свой вклад в кодовую базу OpenSource.

Это обзорная статья про программирование под Linux. Мы рассмотрим какие языки используются чаще всего, рассмотрим основные понятия, а также возможности, разберем как написать простейшую программу на одном из самых популярных языков программирования, как ее вручную собрать и запустить.

1. На чем пишут программы?

Исторически сложилось так, что ядро Unix было написано на языке Си. Даже более того, этот язык был создан для написания ядра Unix. Поскольку ядро Linux было основано на ядре Minix (версии Unix), то оно тоже было написано на Си. Поэтому можно сказать, что основной язык программирования для Linux это Си и С++. Такая тенденция сохранялась на протяжении долгого времени.

Мы не будем рассматривать основы Си в этой статье. Си - сложный язык и вам понадобится прочитать как минимум одну книгу и много практиковаться чтобы его освоить. Мы рассмотрим как писать программы на Си в Linux, как их собирать и запускать.

2. Библиотеки

Естественно, что если вам необходимо вывести строку или изображение на экран, то вы не будете напрямую обращаться к видеокарте. Вы просто вызовете несколько функций, которые уже реализованы в системе и передадите им данные, которые нужно вывести на экран. Такие функции размещаются в библиотеках. Фактически, библиотеки - это наборы функций, которые используются другими программами. В них находится такой же код, как и в других программах, разница лишь в том, там необязательно присутствие функции инициализации.

Библиотеки делятся на два типа:

  • Статические - они связываются с программой на этапе компиляции, они связываются и после этого все функции библиотеки доступны в программе как родные. Такие библиотеки имеют расширение .a;
  • Динамические - такие библиотеки встречаются намного чаще, они загружены в оперативную память, и связываются с программной динамически. Когда программе нужна какая-либо библиотека, она просто вызывает ее по известному адресу в оперативной памяти. Это позволяет экономить память. Расширение этих библиотек - .so, которое походит от Shared Object.

Таким образом, для любой программы на Си нужно подключать библиотеки, и все программы используют какие-либо библиотеки. Также важно заметить, на каком языке бы вы не надумали писать, в конечном итоге все будет сведено к системным библиотекам Си. Например, вы пишите программу на Python, используете стандартные возможности этого языка, а сам интерпретатор уже является программой на Си/С++, которая использует системные библиотеки для доступа к основным возможностям. Поэтому важно понимать как работают программы на Си. Конечно, есть языки, вроде Go, которые сразу переводятся на ассемблер, но там используются принципы те же, что и здесь. К тому же системное программирование linux, в основном, это Си или С++.

3. Процесс сборки программы

Перед тем как мы перейдем к практике и создадим свою первую программу, нужно разобрать как происходит процесс сборки, из каких этапов он состоит.

Каждая серьезная программа состоит из множества файлов, это файлы исходников с расширением .c и заголовочные файлы с расширением .h. Такие заголовочные файлы содержат функции, которые импортируются в программу из библиотек или других файлов .с. Перед тем. как компилятор сможет собрать программу и подготовить ее к работе, ему нужно проверить действительно ли все функции реализованы, доступны ли все статические библиотеки и собрать ее в один файл. Поэтому, первым делом выполняется препроцессор, который собирает исходный файл, выполняются такие инструкции, как include для включения кода заголовочных файлов.

На следующем этапе к работе приступает компилятор, он выполняет все необходимые действия над кодом, разбирает синтаксические конструкции языка, переменные и преобразовывает все это в промежуточный код, а затем в код машинных команд, который мы можем потом посмотреть на языке ассемблера. Программа на этом этапе называется объектный модуль и она еще не готова к выполнению.

Далее к работе приступает компоновщик. Его задача связать объектный модуль со статическими библиотеками и другими объектными модулями. Для каждого исходного файла создается отдельный объектный модуль. Только теперь программа может быть запущена.

А теперь, давайте рассмотрим весь єтот процесс на практике с использованием компилятора GCC.

4. Как собрать программу

Для сборки программ в Linux используется два типа компиляторов, это Gcc и Clang. Пока что GCC более распространен, поэтому рассматривать мы будем именно его. Обычно, программа уже установлена в вашей системе, если же нет, вы можете выполнить для установки в Ubuntu:

sudo apt install gcc

Перед тем как мы перейдем к написанию и сборке программы, давайте рассмотрим синтаксис и опции компилятора:

$ gcc опции исходный_файл_1.с -o готовый_файл

С помощью опций мы говорим утилите что нужно сделать, какие библиотеки использовать, затем просто указываем исходные файлы программы. Давайте рассмотрим опции, которые будем сегодня использовать:

  • -o - записать результат в файл для вывода;
  • -c - создать объектный файл;
  • -x - указать тип файла;
  • -l - загрузить статическую библиотеку.

Собственно, это все самое основное, что нам понадобится. Теперь создадим нашу первую программу. Она будет выводить строку текста на экран и чтобы было интереснее, считать квадратный корень из числа 9. Вот исходный код:

int main() printf("losst.ru\n");
printf("Корень: %f\n", sqrt(9));
return 0;
>

Я специально добавил функцию корня чтобы показать как работать с библиотеками. Сначала нужно собрать объектный файл. Перейдите в папку с исходниками и выполните:

gcc -c program.c -o program.o


Это этап компиляции, если в программе нет ошибок, то он пройдет успешно. Если исходных файлов несколько, то такая команда выполняется для каждого из них. Далее выполняем линковку:

gcc -lm program.o -o program


Обратите внимание на опцию -l, с помощью нее мы указываем какие библиотеки нужно подключить, например, здесь мы подключаем библиотеку математических функций, иначе компоновщик просто не найдет где есть та или иная функция. Только после этого можно запустить программу на выполнение:


Конечно, все эти действия могут быть выполнены и с помощью различных графических сред, но выполняя все вручную, вы можете лучше понять как все работает. С помощью команды ldd вы можете посмотреть какие библиотеки использует наша программа:


Это две библиотеки загрузчика, стандартная libc и libm, которую мы подключили.

5. Автоматизация сборки

Когда мы рассматриваем программирование под Linux невозможно не отметить систему автоматизации сборки программ. Дело в том, что когда исходных файлов программы много, вы не будете вручную вводить команды для их компиляции. Можно записать их один раз, а затем использовать везде. Для этого существует утилита make и файлы Makefile. Этот файл состоит из целей и имеет такой синтаксис:

цель: зависимости
команда

В качестве зависимости цели может быть файл или другая цель, основная цель - all, а команда выполняет необходимые действия по сборке. Например, для нашей программы Makefile может выглядеть вот так:

program: program.o
gcc -lm program.o -o program

program.o: program.c
gcc -c program.c -o program.o

Затем вам достаточно выполнить команду make для запуска компиляции, только не забудьте удалить предыдущие временные файлы и собранную программу:


Программа снова готова и вы можете ее запустить.

Выводы

Создание программ Linux очень интересно и увлекательно. Вы сами убедитесь в этом, когда немного освоитесь в этом деле. Сложно охватить все в такой небольшой статье, но мы рассмотрели самые основы и они должны дать вам базу. В этой статье мы рассмотрели основы программирования в linux, если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

Курс программирования на Си под Linux:

hypnotix iptv

Команда Linux Mint представила много новых замечательных приложений в последних выпусках. И теперь доступен Ubuntu PPA, который содержит эти приложения для всех текущих релизов Ubuntu.

Без добавления репозитория Linux Mint и установки приоритета, Ubuntu PPA является хорошим выбором для установки или получения обновлений пакетов.

Butterfly, ведущий автор проекта Linux Mint на launchpad, поддерживает PPA-репозиторий с пакетами для Ubuntu 18.04, Ubuntu 20.04, Ubuntu 21.04 и Ubuntu 21.10.

PPA содержит обновленные версии следующих пакетов:

  • Bulky batch file renamer.
  • IPTV-плеер Hypnotix.
  • Средство просмотра изображений и браузер Pix.
  • Приложение Sticky Notes.
  • Warpinator LAN передача файлов.
  • Менеджер веб-приложений Mint.
  • И многое другое.

Добавление PPA и установка приложений Linux Mint в Ubuntu:

Во-первых, откройте терминал либо из меню Пуск, либо нажмите Ctrl+Alt+T на клавиатуре. Когда терминал откроется, вставьте команду ниже и нажмите Enter, чтобы добавить PPA:

Введите пароль пользователя, без визуальной обратной связи, когда появится запрос, и нажмите Enter, чтобы продолжить.

  1. Далее установите или обновите приложения Linux Mint:

После добавления PPA, вы можете установить одно или все предыдущие приложения с помощью команды apt.

Например, установите менеджер веб-приложений с помощью команды:

Для других приложений замените в команде webapp-manager на bulky, hypnotix, pix или warpinator.

И если доступна обновленная версия, вы сможете обновить пакет через Software Updater вместе с обновлениями системы.

Удалите PPA и приложения Linux Mint:

Чтобы удалить эти приложения Linux Mint, выполните команду apt с флагом remove. Например, удалите bulky с помощью команды:

Также замените в команде bulky на другой пакет для удаления.

А также удалите Ubuntu PPA с помощью команды:

либо с помощью утилиты Software & Updates на вкладке “Другое ПО”.

А вам нравятся приложения Linux Mint? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

linux

Несмотря на большое количество проблем и ненависть некоторых пользователей, systemd уже стал стандартом де-факто во многих дистрибутивах Linux. С его помощью из десяток строк настроек можно за несколько минут создать несложный процесс . В то же время многие более интересные возможности документированы не очень понятным языком или требуют углубленных познаний в тонкостях работы systemd.

Основы создания сервиса Linux

Самый распространенный вид ресурса — сервис (service). Файлы с описаниями сервисов и всего прочего лежат в каталоге / lib / systemd / system / . Чтобы systemd нашел новый сервис, достаточно положить в этот каталог свой файл. Если этот сервис ранее не существовал, systemd прочитает файл и загрузит его в память. Однако, если вы редактируете файл ранее запущенного сервиса, не забудьте заставить systemd перечитать файлы командой sudo systemctl daemon - reload !

Сервисы типа oneshot — долой rc.local

Когда-то основным способом добавить выполнение команд в загрузку системы было дописать их в /etc/rc.local. Очевидный недостаток — нет способов следить, насколько успешно они выполнились. В systemd легко создать для такой цели свой сервис типа oneshot, и им можно будет управлять через systemctl, как любым другим. В этом случае systemd выполнит команду и посчитает запуск сервиса успешным, если она завершилась с кодом ноль.

Сохраним следующий файл в / lib / systemd / system / dumb - test . service :

Дополнительных действий не требуется, и теперь вы можеыр делать с ним все то же, что с системными сервисами: запустить с помощью sudo systemctl start dumb - test . service , поставить на загрузку с помощью sudo systemctl enable dumb - test . service и так далее.

Создание сервиса из любой программы

Любой долгоживущий процесс можно легко превратить в сервис с помощью опции Type = idle . В этом случае systemd перехватит стандартные потоки ввода-вывода и будет следить за жизнью процесса.

Затем создадим для нее файл сервиса в / lib / systemd / system / smart - test . service :

Теперь можно запустить наш сервис и убедиться, что он работает:

Loaded : loaded ( / usr / lib / systemd / system / smart - test . service ; static ; vendor preset : disabled )

Стандартный вывод программы пишется в journald, и его можно увидеть в journalctl - u smart - test . Ради интереса посмотрим на работу опции Restart = on - failure . Остановим наш процесс с помощью kill - 9 $ < Main PID >и заглянем в логи:

Для настоящих демонов нужно использовать тип forking , но мы не будем вдаваться в детали — авторы таких пакетов наверняка все уже знают сами.

Зависимости и порядок запуска

Опций для настройки зависимости в systemd очень много. Прежде всего нужно отметить, что в нем есть два независимых механизма для указания порядка запуска сервисов и зависимостей между ними.

Порядок запуска сервисов

Порядок запуска сервисов определяется опциями Before и After . Если в настройках сервиса foo написано After = bar . service и оба сервиса должны запуститься, то systemd сначала выполнит попытку запустить bar, а затем foo.

Однако опция After = bar . service сама по себе не поставит сервис на загрузку. Более того, она никак не повлияет на решение запускать foo, даже если запуск bar завершится неудачей.

Причина существования этих опций — способность systemd запускать сервисы параллельно.

Если веб-приложение требует данных из базы для инициализации, то мало убедиться, что и процесс FCGI, и СУБД запущены, — приложение нужно запускать только после полного запуска СУБД. Именно для этих случаев и предназначены опции Before / After .

Зависимости

Зависимости бывают двух видов: мягкие и жесткие. Если оба сервиса запустились успешно, то никакой разницы между ними нет. Различие вступает в действие, если один из сервисов не смог запуститься: если зависимость мягкая, то зависимые сервисы все равно будут запущены, а если жесткая, то systemd не станет даже пробовать их запустить.

Мягкие зависимости указываются с помощью опции Wants = в секции [ Unit ] . Пример из sshd . service :

Цель sshd - keygen . target , очевидно, генерирует ключ хоста, если он отсутствует. Технически sshd не сможет запуститься без ключа хоста, поэтому, почему авторы решили сделать зависимость мягкой, можно только догадываться. Возможно, они посчитали, что в большинстве случаев ключ уже существует и устаревший ключ лучше неработающего SSH.

При копировании настроек из пакетов дистрибутива нужно быть осторожным. Разработчики дистрибутивов тоже люди и вполне могут создавать неоптимальные или ошибочные конфигурации. Кроме того, если что-то работает для одного сервиса, совсем не факт, что оно же подойдет для другого, так что сверяйтесь с документацией и тестируйте перед выпуском.

У этой опции существуют вариации, например RequiresMountsFor . Посмотрим в файл logrotate . service :

Для работы logrotate нужен доступ к каталогу с логами и больше ничего. Опция RequiresMountsFor =/ var / log позволяет выразить именно это: сервис запустится, как только будет примонтирован каталог, содержащий путь / var / log , даже если он находится не в корневом разделе.

Внедрение в зависимости к чужим сервисам

В системах с System V init добавить что-то в зависимости к чужому сервису можно было, лишь отредактировав его скрипт. Такие изменения, очевидно, не переживут обновления системы, поэтому сделать их постоянными можно было бы только пересборкой пакета.

В systemd есть несколько способов решить эту проблему. Если нужно именно внедриться к кому-то в зависимости, можно попробовать опции обратных зависимостей: WantedBy и RequiredBy . Они должны находиться в секции [ Install ] , а не [ Unit ] . Подводных камня здесь два: они обрабатываются только при установке сервиса с помощью systemctl enable и, как все в systemd, не всегда нормально работают во всех версиях.

Второй вариант, который позволяет менять любые настройки: скопировать файл сервиса в / etc / systemd / system / . Если один файл присутствует в обоих каталогах, то файл из / etc / systemd / system имеет приоритет.

Третий, менее радикальный вариант: создать файл вида / etc / systemd / system / $ < unit >. d / local . conf и прописать туда только нужные настройки.

Переходя с Windows на Linux вы начинате путаться в куче опций. QT или GTK+? Какой язык использовать: c/c++/java/perl/tcl/python/ruby или javascript? Должен ли я использовать коммерческие/проприетарные laypout/rad инструмента (QT или Kylix), либо opensource? А Mozilla? Я умею программировать в Visual Basic и Lotus Notes (Basic, Java, C / C + + API). С чего мне начать?

Начинайте с того что нравится

Тем не менее, язык программирования, в идеале не должно быть вашим главным критерием в отборе GUI Toolkit — так что я сделал обследование имеющихся инструментов.

Выбор инструментов

  1. Шаблонизация (Kylix, QT, GLADE)
  2. Интерфейс — Объектно-ориентированный язык или полу-OO
  3. Завершенность инструмента
  4. Количество и типы виджетов
  5. Качество виджетов/контролов
  6. Потребление ресурсов и Быстродействие
  7. Поддержка кроссплатформенности
  8. Лицензия
  9. Поддержка кросс-языковости

Проприетарная помощь

Три или четыре варианта попираются на вершину. QT и Kylix оба предлагают великолепные, довольно простые в использовании RAD среды. Тем не менее, я использовал FoxPro и Lotus Notes — и я очень устала от собственных решений (оба поддерживают Unix, но я забросил это дело). Закрытость инструмента может очень негативно сказаться на вашем приложении в будущем. Компании создавшие ваше ПО могут принять решение об изменении направления и больше не вкладывать средства в ваш инструмент — и ваше приложение или устаревает, или умирает. Если вы разрабатываете приложение с открытым кодом на QT — вы ограничены в соответствии с лицензией на открытый код. Дорогое лицензии могут быть необходимы для портирования кода на Mac или Windows. Некоторые компании и инструменты (Java & Notes) ограничивают ваше право на распространение кода без дополнительной оплаты лицензий.

Мне нравится нативный вид

GTK+ и TK довольно неуклюже работают под windows и я хотел бы чтобы то что я пишу выглядело замечательно как на windows так и на mac. Посмотрим правде в глаза — большинство пользователей привыкли к использованию родных виджетов и, как правило оценивают приложение, по внешнему виду. Если вы хотите придерживаться стиля Unix то платформа GTK + и PyGTK являются хорошим выбором.

Mozilla — XUL
Другой вариант, кажется интригующим. Им является XUL — XML код, который создает основу для GUI Mozilla.
Среди его преимуществ — кроссплатформенный набор виджетов и возможность установки через браузер (. XPI-файлы) или можно запускать прямо с сервера (на XULPlanet есть прекрасный учебник). Я обнаружил protozilla — который дает способом создания локальных сценариев CGI или с использованием IPC (pipe), — но он показался мне нестабильным. Я также обнаружил, что вы можете получить доступ к COM-объектам через интерфейс IDispatch. Код в настоящее время выключен и не является частью программы Mozilla. Кроме того,код очень сырой, и тщательно не протестирован.
из почтовой рассылки:

Нестабильность Mozilla как платформы для разработки заставила отложить её до лучших времен. Возможно, что все изменится в будущем.

wxWindows

wxWindows это открытый c++ инструмент который работает как тонкая прослойка между родными виджетами — GTK+, WIN32, Mac OS, Motif и т.п. У него имеется интерфейсы для c++, perl, python и ruby. Мне нравится идея набора виджетов, который представляет собой тонкую оболочку вокруг других — тем самым защищая вас от изменений и позволяющий вести кроссплатформенную разработку. Вначале были проблемы запуска WxPython под управлением Linux — Python — WxWindows, но Робин Данни улучшил установку для Linux — и теперь это доступно как обычная установка пакетом.

WxPython была создана Robin, который сделал инструмент, который помогает автоматизировать создание Python классов C или C + + API и WxPython — Python интерфейс для WxWindows. Существуют также интерфейсы для Perl & Ruby для тех, кто предпочитает эти языки. Еще одним преимуществом является возможность использования XML для программирования интерфейса (например, GTK +, QT, XUL). В теории это позволяет отделить графический вид программы от логики отображения. Также я бы хотел отметить, что очень быстро и легко можно создать графический интерфейс приложения. С другой стороны, хотя существует множество фрагментов и примеров кода, имеющихся пособий, большая часть документации, направлена на C + + программистов. Также замечу, что порт на Mac OS X не является полным.

Open Source Applications Foundation приняли решение об использовании WxPython через год раздумий
GNU Entreprise — используют WxPython в качестве основы для приложений клиент-сервер.
Многие другие организации используют WxWindows в той или иной форме

Итак. Какие виджеты я использую?

wxDesigner:
самый полный, но закрытый и коммерческий.
Сфокусирован на разработке под C++
Их редактор мне не понравился
Выводит xml, python, c++, или perl код
Хороший, дешевый, стабильный. Разработан одним из разработчиков WxWindows
wxGlade:
мой новый любимец — копирует все лучшее из glade. Легок в использовании и расширяем.
Не полный rad — больше экранной графики.
выводит xml, c++ или python код
хорошее руководство
Активная разработка PythonCard:
Отлично подойдет для простых шустрых приложений.
Я считаю такого рода инструментов заставляет людей объединять бизнес-логику в графическом интерфейсе.
Скорость развития путем упрощения модели событий.
Вывод Python кода
Нет опции для XML-вывода — но это может быть скоро устранено
Активная разработка

XRC:
Простой редактор xml widget

Boa:
IDE
Слышал только хорошее и даже немного с ним поигрался

Читайте также: