Как сделать исследовательскую работу по краеведению

Обновлено: 07.07.2024

О краеведении как форме исследовательской деятельности

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

В современной школе содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства .

Краеведение - явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особой формы исследовательской деятельности по изучению родного края.

Под научно-исследовательской работой по краеведению , понимается литературно оформленное содержание проведенного учащимся исследования по избранной научной проблеме с характеристикой полученных результатов, выводами, необходимыми пояснениями и приложениями. Её цель – закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в области краеведения ; развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования в ходе решения поставленных задач.

Учебно-исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка цели и задач, актуализации проблемы.
  2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, планирование).
  3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации с учетом целей и задач, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).
  4. Внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта.

Успешность краеведческой работы зависит от её научной основы и связи с современностью. Главный критерий при выборе темы исследования – личность ребёнка, сфера его интересов. Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Всё, что они не делают, должно быть им понятно и увлекательно.

Второй критерий – актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего выбирать для исследования те темы, которые не были ни кем ранее затронуты. Лучше опираться на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев, периодической печати и Интернета.

Третий критерий – практическая потребность.

Анализируя эти три критерия я предложила своим воспитанникам тему

Целью проекта является: воспитать у учащихся уважение и интерес к истории родного края, традициям и обычаям народа, способствовать познанию красоты родного края, воспитать духовную культуру человека как общую культуру взаимоотношений людей друг с другом.

Задачи:

- Развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности;

- изучение, возрождение и сохранение национальных традиций;

- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, района, края;

- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

- привлечь учащихся к сбору экспонатов музея, чтобы сберечь оставшиеся предметы старины, воспоминания старожилов в архиве школьного музея

- Оформление и экспонирование материалов;

- Организация научно-исследовательской работы

Актуальность данного проекта

В настоящее время в стране идет активный процесс формирования белорусской государственности, поэтому остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к малой Родине.

Практическая значимость исследовательской работы

Проект поможет в создании школьного музея, в котором будет храниться много старинных предметов, которые были когда-то нужными и дорогими для наших дедушек – бабушек. Музей будет достоянием учащихся школы, наших родителей, гостей. Он будет способствовать патриотическому воспитанию детей, поможет сохранить устаревшие вещи, которые стали ненужными. Кроме нас никто не станет беречь то, что еще можно сохранить для будущих потомков.

Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.Неотъемлемой частью работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, музейные материалы. К живым источникам относятся: жители деревни, непосредственные участники событий, специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, проводить беседы, интервью, работать с источниками Интернет.

Все полученные таким образом материалы обобщаются, систематизируются, проверяются на достоверность. Цель исследований – характеристика малой родины в целом, определение перспектив её развития.

Для создания комплексной характеристики родного края необходимо изучение в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.

Краеведение преследует две задачи : одна из них- всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, а другая – использование этого материала в преподавании. Вовлечение молодёжи в изучение истории малой родины – одна из главных задач краеведения.

Использование краеведческого материала

в проектно-исследовательской деятельности.

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уроков.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребѐнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаѐт условия для того, чтобы психическое развитие ребѐнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать исследовательско – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, природа, которая отличается локальностью исторического и природного пространства и рассматриваемых событий. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа может осуществляться по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они пытаются творчески мыслить и проявлять инициативу. Проводимая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

В 1-4х классах по окружающему миру рассматриваются разделы, изучая которые, учащиеся находят ответы на свои вопросы. На уроках я учу детей наблюдать за тем, что рядом, развиваю любознательность, умственные способности, мышление и речь. Учу ребят строить связный рассказ при совместном обсуждении проблемы. При изучении нового материала опираюсь на опыт и знания детей. Вместе с ребятами ставим проблему и решаем ее, использую различные источники информации (книги, словари, интернет). Считаю, что добытые знания самостоятельно способствуют более прочному запоминанию материала.

Краеведческую работу использую не только на уроках окружающего мира. Приобщение учащихся к духовному наследию народа очень важно на уроках русского языка. Ведь именно на этих уроках учащиеся обогащают свою речь. На уроках обучения грамоте при изучении букв искали слова – названия, связанные с нашим поселком (река, улицы, названия магазинов и т.д.). При чтении рассказов всегда дополняем их сведениями нашего села, республики. На уроках пополняем лексический запас учащихся такими словами, как Родина, Отчизна, Отечество, малая родина и т.д. Большое внимание уделяем смыслу различных пословиц и поговорок. Использование краеведческого материала в работе по развитию речи учащихся дают возможность пробудить, а потом и сформировать интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, его природе.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. При составлении задач привлекаю и учащихся, которые опираются на свои знания.

На уроках технологии делаем поделки из природного материала, который сами же и собираем во время экскурсий.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы, и если по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Возможно, что благодаря краеведческой работе в школе, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов своего родного края. Конечно, на одном уроке или мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.

В статье поднимаются актуальные вопросы исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования в области музейного краеведения, раскрывается система пропаганды материалов, полученных в ходе поисково-исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению исследовательской работы обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы школьного музея.

Оценить 2176 4

Исследовательская деятельность по краеведению

в системе дополнительного образования

Л. Н. Квасова,учитель истории лицея № 1

г. Киселевск, Кемеровская обл.

В статье поднимаются актуальные вопросы исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования в области музейного краеведения, раскрывается система пропаганды материалов, полученных в ходе поисково-исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению исследовательской работы обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы школьного музея.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике общего и дополнительного образования. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и других областях. Исследовательская и проектная деятельность, как и всякий самостоятельный раздел образовательного процесса, вносит вклад в решение большинства задач, стоящих перед дополнительным образованием. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании становится применение в работе новых информационных технологий. Современные научные исследования, тем более исследования краеведческие, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее актуальной информации, соответствующей современному уровню содержания образования, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам. Интеграция информационных и исследовательских технологий позволяет реализовать основные стратегические задачи, стоящие перед современным дополнительным образованием, помогает на деле, осуществлять компетентностный подход. Современные технологии позволяют ускорить процесс достижения цели при исследовании. Интернет, компьютер, мультимедийные пособия позволяют современным ученикам сократить время на поиск информации и увеличить время на анализ и систематизацию обнаруженных данных. В современное время использование ИКТ цифровых ресурсов помогают обучающимся и эстетически оформить свою доказательную базу по предмету исследования.

В её содержании можно выделить следующие направления:

- теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания;

- формирование умений работать с различными источниками информации;

- формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики.

Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и практикумов. Курс завершается исследовательской практикой (написание учебно-исследовательской работы и ее защита на научно-практической конференции).

Процессуально-технологический компонент(как сформировать исследовательскуюкомпетентность) определяет организационные формы и методы работы с обучающимися дополнительного образования и учитывает научно-методическое сопровождение формирующего процесса.

Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В краеведческих исследованиях наиболее применимыми методами являются:

· работа с литературными источниками,

· обработка статистических и опытных данных,

· проведение полевых исследований,

· исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).

Занимаясь исследовательской деятельностью с обучающимися, я лично ставлю следующие задачи:

1 . расширить и углубить знания обучающихся по истории родного края;

2 . дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3. формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;

4 . развивать коммуникативные качества личности школьников;

5. находить и анализировать информацию из различных источников;

6. научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

7. помочь учащимся определиться с выбором профессии.

Значимым фактом повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании становится применение в работе новых информационных технологий. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее актуальной информации, соответствующей современному уровню содержания образования, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам. Интеграция информационных и исследовательских технологий позволяет реализовать основные стратегические задачи, стоящие перед дополнительным образованием, помогает на деле, осуществлять компетентностный подход. Современные технологии позволяют ускорить процесс достижения цели при исследовании. Интернет, компьютер, мультимедийные пособия позволяют современным ученикам сократить время на поиск информации и увеличить время на анализ и систематизацию обнаруженных данных. В современное время использование ИКТ цифровых ресурсов помогают обучающимся и эстетически оформить свою доказательную базу по предмету исследования.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить

учиться всю жизнь. Время диктует новые стандарты образования. Обучение должно быть нацелено на формирование у обучающихся ключевых компетентностей:

- готовность к разрешению проблем;

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что главная специфика исследовательской деятельности в том, что при ее реализации происходит как отработка эффективных мыслительных операций, навыков целеполагания, планирования, рефлексии, так и обретение обучающимися норм, ценностей и традиций исследовательской деятельности как части культуры современной цивилизации. Исследовательская деятельность является уникальным инструментомразвития личности обучающихся, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

2. Козленко, С.И. Учитель истории и обществознания: проблемы подготовки и повышения квалификации / С.И. Козленко //Преподавание истории и обществознания школе. – 2011.-№ 8. – С.26-38.

3.Леонтович А.В.Исследовательская деятельность учащихся: сб. статей / под ред. А.С. Обухова. М., 2006. с 114 с.

4.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестник образования.- 1996.- № 5.

5.Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.

6. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. — М.: Издательство М27., 1990.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Актуальность опыта:

Условия формирования опыта:

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направлен ность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

- работа с энциклопедической литературой;

- моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

- экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Результативность опыта:

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Читайте также: