Как сделать инвалидность ребенку с аутизмом

Обновлено: 04.07.2024

Как все это оформить, куда обратиться, что принести и т.п.:

Первичное оформление инвалидности в Детской психиатрической больнице № 6

Материалы подготовлены по информации сентября-октября 2013 г. (возможны изменения). Автор – Н.А. Воскобойникова.

I этап (Пенсионный Фонд).
Желательно сразу оформить СНИЛС на ребенка в территориальном управлении Пенсионного Фонда.
Срок ожидания готового документа – примерно 2 недели.
В нашем отделении ПФ потребовали:

  1. Свидетельство о рождении ребенка (оригинал + копия);
  2. Паспорт родителя ;
  3. Документ, подтверждающий место регистрации ребенка : свидетельство о регистрации ребенка и т.п. – (оригинал + копия).

II этап. Районная поликлиника (психиатр)
Районному психиатру (по регистрации ребенка!) далее необходимо предоставить копии документов (они хранятся в карте у психиатра):

  1. Свидетельство о рождении ребенка;
  2. Паспорт законного представителя ребенка;
  3. Документ, подтверждающий место регистрации ребенка: свидетельство о регистрации ребенка и т.п.;
  4. Полис медицинского страхования;
  5. Выписка из домовой книги – отдается оригинал;
  6. СНИЛС ребенка;
  7. Первичные документы, подтверждающие диагноз.

Психиатр дает вам направление в больницу №6 для подтверждения диагноза и свою выписку. Каждый год требуется присутствие или согласие отца ребенка (Приложение № 1) для прохождения обследования, с любой печатью – нотариус, отдел кадров. Бланк согласия можно взять в регистратуре или распечатать с сайта больницы. Заготовьте еще выписку из домовой книги.

III этап – 6 больница (амбулаторно. примерно 2-З недели)

После всех обследований снова запишитесь к психиатру и в тот же день забирайте выписку из шестой больницы.

IV этап. Районная поликлиника (психиатр+диспансеризация)

Психиатр выдает вам форму 088 – карта для прохождения диспансеризации — ее можно проходить также и по месту жительства, а не регистрации — она действительна примерно 1 месяц.
Итак, диспансеризация (специалисты):

  1. педиатр – выдает направления на анализ мочи и крови, к ортопеду и невропатологу;
  2. хирург;
  3. ортопед – просите специальные рекомендации для обуви;
  4. отоларинголог;
  5. невропатолог/невролог;
  6. общий анализ мочи;
  7. общий анализ крови;
  8. затем снова к педиатру, он дает выписку-эпикриз формата А4, отдает готовые анализы, записывает их в форму 088, а также вписывает рост и вес ребенка.

V этап. Районная поликлиника (психиатр)

Психиатр готовит пакет документов для МСЭ (запечатанный конверт для комиссии):

  1. Карта форма 088 (с диспансеризацией);
  2. Характеристика ребенка из школы;
  3. Выписка от педиатра (формат А4);
  4. СНИЛС ребенка (копия);
  5. Свидетельство о рождении ребенка (копия);
  6. Выписка из 6 б-цы текущего года;
  7. Выписка из домовой книги (оригинал);
  8. Паспорт законного представителя ребенка (копия);
  9. КотиБ (соц.опрос).

VI. Подача документов на МСЭ (можно без ребенка!)

Производится на втором этаже консультационно-диагностического центра в понедельник и среду с 9-00 до 12-00 (кроме летних месяцев).

С собой иметь конверт, выданный психиатром, оригиналы свидетельства о рождении ребенка, СНИЛС ребенка и ваш паспорт. Вам назовут дату и время приема, выдадут талон. (Если ребенок заболел, вызывайте врача на дом, оформляйте официальную справку и обязательно позвоните в комиссию, перенесите дату приема).

VII. Проведение МСЭ (через 2,5 — 3 недели)

Необходимо будет прийти на МСЭ уже с ребенком (!), при себе снова иметь оригиналы св-ва о рождении ребенка, СНИЛС ребенка и ваш паспорт.

Розовая справка об инвалидности и Индивидуальный план реабилитации ребенка (ИПР) выдается сразу же.

Приложение № 1

Приказ № 245 Минздрава РФ
от 02.09.1992 г.

Я отец __________________________________________________________________,
(Ф.И.О., представителя ребенка)
_______________________________________________________________________________________________,
(паспорт – серия, номер, кем и когда выдан)
______________________________________________________________________________________,
(адрес постоянной регистрации)
являясь законным представителем ребенка, _________________________________

___________________________________________________________________________________ г.р.
(Ф.И.О. ребенка, год рождения)
согласен на консультацию врача психиатра, обследование, лечение в Городском консультативно-психиатрическом диспансерном отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков
и госпитализацию, обследование и лечение в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков (ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ).

Подпись законного представителя заверяю:_________________________________________

Кто мы

При возникающих проблемах или подозрениях у родителей на нарушения в развитии детей, семья может обратиться либо в центры ранней помощи (если таковые имеются в регионе), либо в центры психолого-медико-социального сопровождения для проведения скрининговой диагностики на выявление риска развития РАС. Некоторые скрининговые методики могут использовать как специалисты, так и родители без специальной подготовки. Следует помнить, что скрининговые методики не являются основанием для постановки диагноза. Более того, никто, кроме врача-психиатра не имеет права ставить диагноз.

Так, например, для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) удобно использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, Barton).

Для детей 2-4 лет обычно применяется Рейтинговая шкала аутизма у детей - CARS (Childhood Autism Rating Scale, Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F, Daly K.). Далее, если риск выявляется, то необходимо обращаться к врачу-психиатру для уточнения диагноза и получения лечения. Дополнительно рекомендуем познакомиться с диагностическими критериями расстройств аутистического спектра согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5).

С ребенком отказываются заниматься педагоги, потому что он плохо себя ведет (убегает, кричит, дерется). Что нам делать?

Проблемное поведение ребенка – одна из наиболее частых причин обращения за помощью. Наиболее эффективным подходом для коррекции нежелательного поведения считается прикладной анализ поведения (АВА).

Основными функциями проблемного поведения являются:

  • доступ к желаемому предмету или действию,
  • прекращение или избегание неприятных действий,
  • привлечение внимания,
  • аутостимуляция.

Для определения функции дезадаптивного поведения и выявления поддерживающих его условий используется метод функционального анализа поведения.

Функциональный̆ анализ поведения включает: наблюдение за поведением ребенка, запись результатов наблюдения и их анализ. Данный̆ метод основан на модели A–B–C, где B – собственно поведение, A – предшествующие ему обстоятельства, С – последствия, то есть события, которые произошли сразу после поведения.

На основе полученных данных анализа поведения необходимо четко и конкретно сформулировать, как именно должен вести себя ребенок в той ситуации, когда он демонстрирует проблемное поведение, иначе говоря, – определить альтернативное поведение, которое будет приемлемым в данной ситуации.

Для организации данного направления работы необходимо обратиться к специалисту, имеющему компетенции в области коррекции поведения.

Ребенок с РАС очень чувствителен к резким и громким звукам, прикосновениям, что приводит к проблемам в поведении. Как помочь?​

Многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере. Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности. При наличии у ребенка значимых сенсорных нарушений часто бывает необходима консультация специалиста, который поможет понять проблемное поведение, связанное с необычной сенсорной чувствительностью, и поможет создать комфортную обстановку для обучения ребенка, убрав все непереносимые раздражители.

В ряде случаев необходимым условием обучения ребенка может стать наличие специального сенсорного оборудования (например, шумопоглощающие наушники, утяжеляющий жилет, специальные жевалки и др.).

Учитывая данные особенности развития ребенка с РАС, специалистам и родителям важно:

  • иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;
  • понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;
  • понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);
  • уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;
  • организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;
  • подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы;
  • предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регуляции эмоционального состояния.

В какую школу пойти учиться ребенку с РАС

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" каждый обучающийся должен получать образование по месту прописки или регистрации. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  • В общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальные (коррекционные) школы).
  • В общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы.
  • В общеобразовательных организациях, в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальному учебному плану (ИУП).

На дому или в медицинских организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, – по индивидуальным учебным планам. В соответствии с обозначенными вариантами организации обучения для обучающегося определяется модель организации образования.

Дополнительно рекомендуем познакомиться со списком организаций РФ, оказывающих помощь детям с РАС.
Также можно познакомиться со списком организаций Москвы и Подмосковья на сайте Центра лечебной педагогики.

Какие диагностические методики использовать в работе с детьми с РАС?

Относительно диагностики познавательной сферы детей с РАС мы рекомендуем Вам познакомиться с такими методиками, как:

  • Тест Векслера - детский вариант WISC
  • Батарея тестов Кауфманов для оценки когнитивного развития KABC-II
  • Методика LEITER-3

Более подробная информация о данных методах в презентации на портале:

С целью выявления сформированности функциональных навыков, а также для составления программ коррекционной работы с ребенком, возможно использование следующих диагностические методик:

Что такое ресурсный класс? Как туда попасть?

В соответствии с различными вариантами организации обучения детей с РАС выделяются следующие модели организации образования:

Подробная информация по организации работы ресурсного класса имеется на сайте РОО "Контакт", в разделе "Ресурсные зоны":

В разделе "Правовая информация" можно ознакомиться с содержанием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где опубликованы требования по образованию и квалификации педагогических работников.

ФРЦ ежегодно проводит тематические вебинары. Ознакомиться с расписанием и зарегистрироваться можно на сайте ФРЦ в соответствующем разделе.

С материалами прошедших мероприятий можно ознакомиться в разделе Видеозаписи и материалы .

В данном случае для ребенка с РАС, обучавшегося на уровне начального общего образования по АООП варианта 8.3 и перешедшего на уровень основного общего образования, необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями (с опорой на программу Варианта 1) и с учетом рекомендаций ПМПК. А также для данного обучающегося необходима адаптация учебных материалов и адаптация среды, учитывающих особенности развития ребенка с РАС.

Дополнительно рекомендуем Вам познакомиться с методическим пособием "Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра".

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

  1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

В обязанности тьютора входит ведение следующего пакета документов:

  • график работы;
  • план работы тьютора по сопровождению детей;
  • дневник наблюдений;
  • календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
  • расписание занятий;
  • журнал учёта проведённых занятий;

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами.


Дети с аутизмом вполне могут посещать обычный детский сад или школу, несмотря на то, что аутизм это неврологическое заболевание, которое связано с особенностями развития мозга. При этом к ребенку с аутизмом нужен правильный подход, любовь, внимание и постоянные занятия, требующие финансовых затрат.

Поэтому родители некоторых детей с аутизмом стремятся оформить на ребенка инвалидность. Но есть и такие, кто делать этого категорически не хочет, считая, что инвалидность это пожизненный приговор.

Кто относится к группе детей инвалидов с заболеванием аутизм

Согласно закону, инвалидом считается тот ребенок, у которого имеются стойкие нарушения психического, физического или когнитивного характера.

Причем, данные нарушения должны проявляться в такой степени, что ребенок не может:

  • обслуживать себя самостоятельно,
  • самостоятельно жить в социуме,
  • контролировать себя,
  • обучаться,
  • получать навыки трудовой деятельности,
  • осуществлять трудовую деятельность.

Что касается детей с аутизмом, этот диагноз не всегда предполагает получение инвалидности, и решение об оформлении инвалидности ребенку аутисту принимается комиссией после обследования и наблюдения за состоянием ребенка в динамике.

Законодательная база вопроса

Говоря о законодательстве в вопросе инвалидности при аутизме, речь идет о следующих законах и постановлениях:

  1. Постановление № 95 о порядке оформления и условия назначения инвалидности.
  2. Постановление № 17 Министерства Труда об условиях для назначения экспертизы, которая призвана выявить причину, повлекшую за собой инвалидность.
  3. Приказ № 317 от Минздрава определяет порядок проведения медицинской экспертизы.
  4. Разъяснение № 1 от Министерства Труда перечень клиник, которые могут проводить экспертизу.
  5. Различные Федеральные законы, в которых прописаны права инвалидов, социальная защита в обществе, а также порядок выплат денежных средств по инвалидности.

Справка! Получить инвалидность может любой ребенок, у которого есть какое-то заболевание, ограничивающее его возможности и не позволяющее жить нормальной полноценной жизнью.

Стоит ли оформлять инвалидность


Давайте разберемся, аутизм это инвалидность или все же нет. Нужно ли оформлять инвалидность ребенку с диагнозом аутизм, должны решать не только родители, но и специалисты. Если заболевание привело к существенным нарушениям, безусловно, инвалидность оформлять нужно. Деньги и льготы никогда лишними не будут. Не стоит бояться, что инвалидность это на всю жизнь, она дается на год или на 5 лет. Если в дальнейшем эксперты сочтут, что состояние ребенка улучшилось, инвалидность будет снята.

Социальная поддержка при инвалидности по аутизму

Пособие для ребенка с инвалидностью достаточно большое около 20 000 рублей. Это несколько выплат, причем часть из их может быть заменена другой льготой, к примеру, путевкой в профильный санаторий. Опекуну, который занимается уходом за ребенком, тоже положены трудовые льготы и социальные выплаты.

Денежные выплаты

При первом оформлении инвалидности семья ребенка-инвалида имеет право на единовременное пособие, в дальнейшем ребенку полагаются ежемесячные выплаты. Денежные средства родители могут потратить на лекарственные средства, занятия и терапию, которые стоят дорого витаминная терапия, общение ребенка с лошадьми или дельфинами и прочее.

Права и льготы ребенка-инвалида и его семьи

Безусловно, самая важная часть государственной поддержки детям-инвалидам это денежные выплаты, но родители не должны забывать о том, в законодательстве прописан ряд дополнительных видов помощи.

  • получение бесплатных лекарственных средств,
  • обучение в заведениях с логопедическим уклоном,
  • бесплатный проезд,
  • бесплатное получение профессии,
  • 50% скидка при оплате коммунальных платежей,
  • прием врача без очереди,
  • бесплатное посещение музеев, зоопарков и так далее,
  • бесплатные санаторные путевки.


Нередко случается, что родители сталкиваются с отказом на получение бесплатных путевок в санаторий по причине, что аутизм является психическим заболеванием. Но отстаивать свои права обязательно нужно, ведь каждому ребенку положены подобные льготы. Ребенок с аутизмом должен направляться в санаторий в сопровождении родителей, что является гарантией безопасности как для самого ребенка-инвалида, так и для других пациентов санатория.

Семья ребенка-инвалида имеет право на обеспечение жильем, при условии, что место их проживания находится в плохом состоянии. Отпуск родителей продлевается на 4 дня, а также их не могут ни сократить, ни перевести на другое место работы без собственного согласия.

Срок предоставления инвалидности для детей в РФ

Реально ли получить инвалидность при аутизме: порядок оформления

В Российской Федерации существует установленный порядок получения ребенком инвалидности вне зависимости от имеющегося диагноза. Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом:

  1. Первым делом необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для установления диагноза. В случае с аутизмом необходимо записаться на прием к психологу, детскому психиатру или неврологу. Если профильного специалиста по месту жительства в поликлинике нет, необходимо получить направление к областному врачу.
  2. Врач должен дать направление на МСЭ и подробно объяснить, какие именно нужны анализы и инструментальные исследования. Экспертиза проводится каждый год в определенное время, поэтому все необходимые исследования должны быть пройдены до ее начала, в противном случае все отложится на год.
  3. После того, как ребенок пройдет все необходимые исследования, направляющий врач готовит пакет документов.
  4. В назначенное время ребенок с родителями и пакетом медицинских документов должен прийти на комиссию.

Какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенку

Перечень нужных документов:

  1. Заявление от родителя или опекуна на проведение медицинской экспертизы.
  2. Свидетельство о рождении ребенка или его паспорт.
  3. Направление врача 088/у-06 (скачать бланк).
  4. Медицинские документы и амбулаторная карта, которые свидетельствуют о наличии проблем со здоровьем.
  5. Психолого-педагогическая характеристика, если ребенок посещает дошкольное учреждение или школу. Если ребенок находится на домашнем обучении (это нужно указать отдельно), характеристика не нужна.

Переосвидетельствование или продление срока инвалидности

После окончания срока инвалидности всю процедуру сбора документов нужно будет проходить заново. Кроме того, предоставить комиссии заключение предыдущей экспертизы.

Инвалидность при аутизме после 18 лет


После 18 лет ребенку с аутизмом меняют диагноз. Несмотря на то, что данный недуг подразделяется на детский аутизм и атипичный аутизм, не все врачи готовы работать по мировым стандартам. Поэтому ребенку могут изменить диагноз на взрослый: расстройство личности, шизофрения, умственная отсталость и так далее. Какой диагноз будет поставлен ребенку после наступления совершеннолетия, к сожалению, часто зависит от информированности и настойчивости его родителей.

В данной статье рассказывается о парне из Воронежской области, которому оставили диагноз аутизм после 18 лет.

Какую группу инвалидности дают ребенку с аутизмом

Группа инвалидности аутичного ребенка определяется следующим образом:

  1. Первая группа дается больным, состояние которых требует постоянного внимания и постороннего обслуживания. Ребенок не контролирует свои действия, не может самостоятельно передвигаться и не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Чаще всего такую группу дают олигофренам и детям с тяжелой степенью шизофрении, при аутизме эта группа назначает редко.
  2. Вторая группа дается детям со стойко выраженными психическими расстройствами, но с меньшей степенью ограничения жизнедеятельности.
  3. Третья группа ограничение жизнедеятельности минимальные, психические и умственные нарушения незначительные. Ребенок может учиться школе, а в дальнейшем трудиться в облегченных условиях.

Заключение

Детская инвалидность это очень печально, однако отказываться от нее все же не следует. В настоящее время государство постоянно увеличивает размер ежемесячных выплат и определяет все больше льгот детям-инвалидам. Аутизм это сложное заболевание, которое требует от родителей много времени, сил и финансовых затрат, и помощь государства, безусловно, не будет лишней. Надеемся, что наша статья помогла разобраться в том, положена ли инвалидность с диагнозом аутизм.

Необходимость получения инвалидности при аутизме признана на государственном уровне. В законодательство и подзаконные акты внесены соответствующие изменения. Однако для родителей детей-аутистов остается открытым вопрос о критериях получения инвалидности. Часто люди не знают с чего начинать оформление инвалидности аутисту, какую группу инвалидности дают при аутизме и положен ли такой статус их ребенку.

oformlenie-invalidnost2

Оформление инвалидности по аутизму – что говорит закон?

Для получения инвалидности эти нарушения должны быть такой степени, чтобы приводили к невозможности:

  • самообслуживания;
  • самостоятельной жизни в социуме;
  • самоконтроля;
  • обучения;
  • получения навыков для трудовой деятельности;
  • осуществления трудовой деятельности.

В применении к аутизму, инвалидность не является автоматически прилагаемой к диагнозу. Решение о назначении ребенку-аутисту инвалидности принимается коллегиально, после всестороннего обследования и наблюдения в динамике.

Обратите внимание! Родителям следует понимать, что классификация, по которой ставится инвалидность, и аутизм как диагноз – это разные вещи. Далеко не каждому ребенку с нарушением аутистического спектра положена и требуется инвалидность.

Стоит ли оформлять?

Получение официального статуса инвалида при аутизме дает возможность семье получать от государства материальную помощь в виде денежных выплат, льгот.

Реабилитация при аутизме назначается, или, скорее, разрабатывается, индивидуально. Не каждый ребенок-аутист нуждается в постоянной опеке. Родителям и специалистам следует концентрироваться не на оформлении инвалидности, а на ранней диагностике и адекватной реабилитации.

С другой стороны, материальная поддержка, возможность бесплатного получения необходимых препаратов, возможность прохождения курсов санаторного лечения, ежемесячные денежные выплаты ухаживающему за ребенком, неработающему родителю – все это дает оформление статуса ребенка-инвалида.

Обратите внимание! Оформление статуса ребенка-инвалида не ведет за собой каких-либо ограничений в выборе обучения или детского сада. По мере восстановления малыша, вы можете пройти комиссию и снять инвалидность в любое время.

Сколько денег платят при оформлении инвалидности по аутизму?

Согласно законодательству родителям (опекунам) ребенка-инвалида выплачивают:

Материальные льготы включают в себя:

  • 50% скидку при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • 50% скидку на сезонный проезд на все виды транспорта;
  • бесплатный детский сад, лекарства, санаторно-курортное лечение.

Для мамы есть преференции в трудовом кодексе. Это летний отпуск и невозможность уволить ее с работы без ее согласия (не распространяется на трудовые нарушения со стороны женщины).

Обратите внимание! Мы перечислили не все выплаты и льготы, которые могут быть положены при инвалидности с аутизмом. Полный перечень следует уточнять в учреждениях социальной защиты по месту жительства.

Инвалидность для детей с аутизмом в РФ теперь дают на 5 лет

В марте 2018 года правительство РФ приняло постановление за №339. Согласно ему, первичная диагностика при нарушении аутистического спектра у детей дает возможность установить инвалидность на 5 лет минимально или бессрочно, до 18 лет.

Продление минимального срока установления инвалидности при аутизме связано с трудностями прохождения ежегодной комиссии для подтверждения статуса. Кроме того, это позволило упорядочить процедуру на всей территории страны.

oformlenie-invalidnost3

Реально ли получить инвалидность при аутизме – порядок оформления

Существует общий, законодательно установленный, порядок получения инвалидности ребенку, независимо от его диагноза:

  1. Обращение в поликлинику по месту жительства для установления диагноза. Если заболевание общего характера – к педиатру. Если это психоневрологическая сфера, то обращаемся к неврологу, детскому психиатру. При отсутствии профильного специалиста по месту жительства, следует взять направление к областному врачу.
  2. Специалист должен выдать направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Он же прописывает подробно перечень специалистов, анализов, инструментальных исследований, которые необходимо пройти вашему ребенку. Медико-социальная экспертиза проводится ежегодно, в определенное время. Все этапы обследования необходимо пройти до ее начала. Иначе все отложится на год.
  3. После завершения обследования по выданному списку, все результаты несете врачу, от которого получили направление. Он должен подготовить документы.
  4. В назначенное время, с полученными медицинскими документами, проходите комиссию.

Обратите внимание! При аутизме направление на комиссию МСЭ выдает психолог.

Какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенку?

Переосвидетельствование или продление срока инвалидности

Доля переосвидетельствования необходимо пройти всю вышеописанную процедуру заново. Плюс представить комиссии заключение предыдущей экспертизы (розовую справку).

Инвалидность при аутизме после 18 лет

На сегодняшний день такие коды существуют. Согласно Международной Классификации Болезней, установленной в 2010 году, это:

  • код F84.0 – детский аутизм
  • код F84.1 – атипичный аутизм

Однако далеко не все врачи-психиатры готовы работать согласно мировым стандартам. Сменят ли диагноз вашему ребенку с аутизмом при установлении инвалидности после 18 лет, часто зависит от настойчивости и информированности родителей (к сожалению).

Как оформить инвалидность по аутизму в Украине?

Для получения статуса инвалида, ребенку будут проведены соответствующие тесты. Если будет целесообразно, то к обследованию могут быть привлечены врачи: невролог, логопед, гастроэнтеролог, эндокринолог и другие узкие специалисты.

Заключение может быть в виде:

  1. Формы 028/о – при амбулаторном обследовании.
  2. Формы 027/о – при стационарном обследовании.
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • характеристику с детского учреждения;
  • паспорт взрослого сопровождающего;
  • мед. карту.

Последний этап — прохождение ВКК в своей поликлинике.

Обратите внимание! Заключение медицинского обследования выявляет показания для установления инвалидности с детства ребенку с аутизмом. Однако окончательный вердикт о присвоении или отказе в статусе инвалида остается за ВКК по месту жительства.

ВКК (Врачебно-консультационная комиссия)

В Украине Медико-соціальна експертиза (МСЕК или ВКК) проходит после завершения предварительного обследования ребенка. Именно заключение этой комиссии (форма 080/о) является основанием для получения родителями официального документа, который дает право обращаться за социальной помощью в соответствующую (по месту жительства) государственную службу.

План (чек-лист) оформления инвалидности ребенку с аутизмом в Украине и России

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процедуры получения статуса инвалида для ребенка с аутизмом в обеих странах похожи.

  1. Обращаемся в поликлинику по месту жительства, к специалисту, у которого ребенок стоит на учете. Как правило, это психоневролог или детский психиатр. Заявляем о своем желании оформить официально инвалидность при аутизме у ребенка.
  2. Получаем направление на медицинское обследование – в стационар или амбулаторно. Закон в обеих странах не запрещает любую форму мед. освидетельствования.
  3. Проходим медицинское обследование. Длительность процесса зависит от состояния ребенка, графика работы специалистов и расторопности родителей.
  4. Получаем заключение с обозначенным диагнозом и рекомендацией к установлению инвалидности.
  5. Собираем документы на медико-социальную экспертизу (МСЕК или ВКК в Украине, МСЭ в России) и подаем их в мед. учреждение по месту жительства. С документами ехать можно без ребенка. Вам назначают точную дату прохождения комиссии.
  6. Проходим ВКК. Получаем официальный документ о том, что вашему ребенку установлена инвалидность (розовую справку) и ИПР (индивидуальную программу реабилитации).
  7. С документами идем: в пенсионный фонд для оформления пенсионного удостоверения; в отдел социальной защиты для оформления положенных пособий и льгот; в фонд социального страхования для оформления ИПР. Все контактные телефоны этих учреждений не забудьте взять при прохождении ВКК.

В оформлении инвалидности ребенку с аутизмом нет ничего сложного. Не следует бояться стационара – вы имеете право быть там с ребенком, без вашего разрешения ему ни одной таблетки не дадут.

Помните, что только от вашей настойчивости зависит качество жизни вашей семьи.

Видео — Как сохранить диагноз аутизма после 18 лет?

Читайте также: