Как сделать интерпретацию рисунка

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В комментариях я иногда встречаю фразу “развелось доморощенных психологов” . После этой статьи, полагаю их разведется еще больше) Потому что, сегодня, я научу вас, как провести психодиагностику самостоятельно.

Из чего состоит психодиагностика:

Сегодня мы подробно разберем пункт - тестирование , а конкретнее проективное тестирование . На моем канале довольно много проективных тестов, судя по вашим отзывам, они вам нравятся, так же как и мне.

Проективные тесты - это тесты рисунком.

Рисунок - это открытие нашего подсознания.

Когда вы пытаетесь разобраться, что с вами происходит, а у вас не хватает слов чтобы, выразить это, вы не можете описать свое состояние или вы, в принципе, не можете высказаться, загоняя свои переживания и страхи очень глубоко в себя - вот в таких случаях, на помощь приходят проективные тесты.

По проективным рисункам существует несколько методик. Мы разберем две из них.

1. Свободный рисунок.

Например: нарисуйте свое настроение, нарисуйте свое самочувствие, нарисуйте свое желание, нарисуйте что вы сейчас чувствуете.

Подумайте, что бы вы хотели нарисовать сейчас, именно в эту секунду?

В ответ, ваше подсознание выдаст вам именно то, в чем вы больше всего нуждаетесь или вам этого не хватает, именно в этот момент.

Если вы хотите нарисовать необитаемый остров - вы устали от социума и вам хочется одиночества, тишины и покоя.

Такие рисунки могут рисовать даже дети, начиная с 3 лет. Если вы не хотите рисовать, находите причины: “я не умею рисовать” - это означает, что вы не хотите показывать и делиться своими чувствами и переживаниями.

Если вы чувствуете напряжение в семье, напряжение во взаимоотношениях с ребенком - нарисуйте рисунок. Рисуйте то, что первым придёт в голову. Или пробуете попросить нарисовать рисунок своего ребенка. Попросите чтобы он нарисовал то, что сейчас чувствует или предложите ему нарисовать, то, что он хочет, любую картинку. Посмотрев на рисунок, вы интуитивно поймете, что беспокоит вас или вашего ребенка.

2. Несуществующее животное.

Многие из вас наверняка слышали про этот тест. Вам необходимо нарисовать животное, которого не существует в природе и дать (придумать) ему название.

По технике этого теста еще необходимо описать, как он питается, как размножается, где обитает и т.д., в идеале, это должны быть цветные карандаши или краски, но мы будем использовать данный метод для самодиагностики, поэтому, упростим. Вам будет достаточно листа бумаги и простого карандаша или ручки.

Чем интересен этот рисунок?

В этом рисунке проявляются ваши механизмы психологической защиты, проявляется ваш творческий потенциал , ваше психологическое состояние , могут проявится качества, про которые вы сами сейчас даже не догадываетесь. Вообще, по этому рисунку, можно определить на что человек способен, что ему сейчас дано, и что человек ощущает в данный момент.

Если вы решили нарисовать рисунок, то сейчас прервите чтение и рисуйте, потому что дальше я дам интерпретацию вашего рисунка.

Возьмите лист бумаги, простой карандаш или ручку и приступайте. В среднем это занимает 3-5 минут. ( Если рисовать по всем правилам, о на этот тест уходит 45-60 минут)

ОПИСАНИЕ РИСУНКА:

Первое на что вы обращаете свое внимание - это расположение вашего рисунка на листе.

В идеале, если рисунок захватывает весь лист — это говорит о том, что вы самодостаточный человек.

Если рисунок маленький и расположен в уголочке - вы человек закрытый и зажатый. Сейчас, вы не готовы работать над самодиагностикой.

Если рисунок смещен влево, то человек живет больше прошлым. Если рисунок смещен вправо -то человек живет будущим. В идеале рисунок расположен в центре, такой человек живет здесь и сейчас.

Если рисунок смещен к низу - у человека занижена самооценка, он переживает что его не ценят.

Если рисунок расположен выше центра -завышенная самооценка. Такой человек считает, что его недооценивают.

Чаще всего подростки рисуют себя вверху со смещением влево. Это означает, что в прошлом они ощущали себя "на вершине мира”, а сейчас не знают, кто они.

Как изображено животное?

Анфас или профиль.

Если мордочка повернута ( профиль) направо - это активный человек. Такому человеку обязательно необходимо что-то делать, к чему-то стремиться. Он постоянно в движении.

Если мордочка повернута налево - то человек пассивный, он устал, он разбирается в себе.

Если у животного две головы и они направлены в разные стороны - перед вами импульсивный человек. Сегодня он активный и хочет двигаться вперед, а завтра ему все надоело и он не видит в этом смысла.

Если анфас -человек в данный момент эгоцентричен.

Эгоцентричный человек – человек, который постоянно себя сравнивает с другими людьми, имеющими большие достижения, чем он.

Такой человек занимается поиском самого себя. Особенно, если голова очень большая, значит человек очень много думает и много переживает о том, кто он в этом мире.

Теперь рассматриваем мордашку.

Глазки:

Если глазки точечки или полосочки или дуги ( как на рисунке ) -человек в данный момент не хочет ничего видеть. Ему все равно, что происходит, он закрыл глаза.

Фото 1760

Ученые давно доказали, что значение рисунка в психологии имеет высокую значимость для проводимых исследований. Изображения, нарисованные без цели, негативных мыслей отражают внутренний мир личности, указать на скрытые переживания, беспокойства. Благодаря этому психологи часто предлагают взрослому человеку или ребенку нарисовать что-нибудь на листе бумаги, чтобы получить информацию. Чтобы понимать насколько информативен обычный рисунок, нужно знать расшифровку отдельных элементов, цветов, расположения изображения на листе.

Объект изучения

Если у взрослого субъекта систематически происходят проблемы на работе, в личной жизни, начинается депрессия, резко изменяется настроение, психологическая расшифровка рисунка человека поможет установить скрытые причины неудач.

  1. Четкий орнамент указывает на скуку.
  2. Внутреннее спокойствие, умиротворенность обозначается изображением пчелиных сот.
  3. Если волнистых линий слишком много, они могут обозначать кризис, наличие серьезных проблем, которые мешают развиваться дальше.
  4. Изображения сердец указывают на хорошее настроение.
  5. Треугольники рисуют целеустремленные люди, которые ставят перед собой цели, добиваются их любыми усилиями.
  6. Квадраты изображают неэмоциональные личности, которые часто скрывают настоящие чувства.
  7. Круги, пересекающиеся друг с другом, указывают на отсутствие должного количества физической активности. Личности не хватает общения.
  8. Овалы обозначают страх перед конфликтами, не желание спорить с кем-либо.
  9. Фигуры, напоминающие по форме человечков, указывают на недостаток общения.
  10. Солнце — символ грусти, печали, тоски.

Важно, чтобы взрослый человек рисовал то что он хочет без каких-либо эмоций, посторонних мыслей. Необходимо заранее успокоиться, постараться не думать о плохом

Принципы анализа изображения

Чтобы выполнить анализ рисунка взрослого субъекта, необходимо обратить внимание на многие факторы:

Фото 1750

  • построение композиции;
  • расположение фигур на листе бумаги;
  • цветовую гамму;
  • состав линий;
  • пропорции объектов;
  • способ прорисовки отдельных элементов;
  • степень осмысленности изображения;
  • силу нажима;
  • наличие дополнительных штрихов.

Особенности рисующей личности:

  • Межличностные отношения с другими людьми.
  • Эмоциональное состояние.
  • Степень интеллектуального развития.
  • Самооценка индивида.
  • Особенности темперамента.
  • Возможная мотивация.
  • Степень развития фантазии.

Расшифровка изображения

Точную расшифровку рисунка взрослого человека проводит психолог, но при желании можно попробовать сделать это самостоятельно. Эффективность этого психологического теста обуславливается двумя особенностями:

Фото 1638

  1. Движения рук зависят от сиюминутных эмоций, которые могут охарактеризовать внутренний мир человека. Это объясняется простым примером жестикуляции. Когда происходит общение между двумя людьми, информация передается не только разговором, но и невербально. Благодаря этому движения рук могут многое сказать о характере.
  2. Обычно на рисунках отображаются внутренние переживания, стремления личности. Изображения — особый вариант общения с внешним миром. Например, общаясь с другими, разговор приходится пропускать через ряд фильтров, чтобы не сказать что-то неправильное. Рисунок же освобождает человека от ограничений.

Обычно расшифровка детских рисунков считается более эффективной практикой. Связано это с тем, что ребенок насыщает изображение большим количеством цветов, фигур, от которых можно отталкиваться при анализе.

Место расположения

Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. Расшифровка:

Фото 1636

  1. Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения.
  2. Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении.
  3. Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность.
  4. Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов. Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым.
    Личности, которые рисуют фигуры по центру листа гармоничны.

Значение размера

Размеры отдельных форм, общей композиции указывают на самооценку. Расшифровка:

  1. Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях.
  2. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью.
  3. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Применяемые цвета

Этот параметр считается главным при анализе изображений, которые рисуют дети. Для взрослых людей характерна манера рисования одним карандашом, но возможно рисование разными цветами. Значение цветов:

Фото 1635

Для многих характерно штрихование отдельных элементов картинки. Если штриховка есть — субъект ощущает себя зажатым в рамках, он не чувствует свободы. Если штриховки нет — человек готов развиваться дальше, примет перемены.

Типы линий

Линии могут рассказать о характере многое. Они могут иметь острые углы, быть полукруглыми, извилистыми, прерывистыми или сплошными. Метод расшифровки линий подходит для тестирования детей, взрослых. Обозначения:

Фото1637

  1. Прерывистая линия — нестабильное положение, неуверенность в себе.
  2. Большое количество острых углов указывает на скрытую агрессию.
  3. Объемные фигуры большого размера — эмоциональная открытость, наличие широкого кругозора.
  4. Фигуры маленькие, узкие — желание придерживаться правил, скромность, закрепощенность.
  5. Мягкие изгибы, округлые линии — чаще изображения с такими элементами рисуют женщины. Они указывают на гибкость человека в принятии различных решений.
  6. Геометрические фигуры — сложность к восприятию перемен, наличие агрессии.
  7. Тонкие линии, наносимые без нажима. Индивид желает отдалиться от общества, не хочет общения с окружающими. Это проявляется в попытках избегать внимания со стороны окружения.
  8. Линии, нарисованные с нажимом. Указывают на желание личности выделиться среди окружающих.
  9. Сплошные линии — гибкость, уверенность, эмоциональная стабильность. Такие личности готовы справляться с любыми трудностями для достижения поставленных целей.

Смысл нарисованных предметов

Расшифровка общей картины зависит от того, какие предметы или фигуры нарисовал человек. Обозначения:

Фото 1634

  1. Пейзаж без людей. Непонимание окружающих, сложность в общении с другими людьми.
  2. Сюжетные рисунки. Натура деятельная, решительная, амбициозная.
  3. Изображения животных, людей. Желание получать больше общения. Помимо этого, у субъекта могут быть серьезные проблемы, которые он не может решить в одиночку, нуждается в поддержке.
  4. Повторяющиеся предметы, формы, орнаменты. Такие личности пытаются скрыть свои переживания, не хотят общаться откровенно.

Психологический портрет помогает психологу увидеть внутренний мир человека, определить скрытые расстройства, желания. При желании практикой можно воспользоваться самостоятельно. Для этого нужно нарисовать рисунок без посторонних мыслей, расшифровать его отдельные детали.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете, о каких особенностях характера говорят Ваши рисунки.

Рисуночные практики психотерапии удовлетворяют самую фундаментальную потребность человека – потребность быть творцом, художником, т.е потребность в самоактуализации. Арт-терапевты утверждают, что если заниматься рисуночными практиками регулярно, то человек станет освобождаться от негатива и будет становиться более гармоничной личностью.



Рисуночные практики возвращают личность к психологической целостности, способны инициировать в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития. Создание рисунков в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Рисунок – особый документ, и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.


Говоря проще, рисунок обладает уникальным свойством: выносит на поверхность (например, лист бумаги) всё потаённое, что человек не осознаёт и что подспудно его душит. Ресурсность рисуночных практик связанна также с тем, что предлагаемая практика является ресурсом сама по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни человека. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, так как расширяет человеческий опыт.



Рисунок должен анализироваться в первую очередь самим автором, созерцая своё творение, необходимо самому понять кое-что о себе и своей проблеме и вероятных способах улучшить свою жизнь. Созданный рисунок нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.


В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего вы сейчас занимаетесь, даже если до озарения ещё далеко, — помните, что рисуночные практики исцеляют уже по факту того, что вы это делаете.


Перед тем как приступать работе, лучше запастись различными средствами самовыражения: краски, карандаши, мелки, пастель, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, обои, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и др.

- От десяти до двадцати минут в день зарисовывайте ваши переживания и чувства средствами быстрой художественной экспрессии. По мере создания таких рисунков вы можете обнаружить, что ваши настроения быстро сменяют друг друга или что меняется ваше расположение духа.

- Время от времени постарайтесь пользоваться неведущей рукой. Ваша неведущая рука меньше контролируется, давая вам возможность рисовать более спонтанно.


Материалы: ватман, размер которого стоит рассчитать, исходя из количества участников (для двоих половина ватмана А1), краски, карандаши, фломастеры и т.д.

Упражнение выполняется молча. У вас есть один лист бумаги на двоих и, например, карандаши – это пространство и средства диалога партнеров. На таймере выставить время выполнения упражнения – 15-20 минут.

Рисование по очереди. Один из партнеров первый начинает вести рисуночный диалог: начинает рисунок, рисует что захочет – солнце, цветок, квадрат, бабочку, линию и пр. Затем рисует второй – то, что ему захочется; это может быть как продолжение рисунка партнера, так и совершенно свободный от него, свой рисунок. И так по очереди, в течение всего времени, выделенного на рисование.

Посмотрите, что в итоге у вас получилось. Можно ли ваше рисование назвать единым цельным рисунком, или получилось что-то разрозненное и хаотичное?

Поделитесь своими впечатлениями и вместе осмыслите, где в реальном взаимодействии вы ведёте себя подобным образом, как и в рисовании, и что вам следует в нем изменить.

Одномоментное рисование. Перед вами общий лист и общее задание – нарисовать настроение. Каждый из партнеров свободен в выборе необходимой ему территории для рисования. Каждый рисует своё настроение в течение 3 мин., по истечении которых партнеры меняются местами, затем продолжают рисунок партнера в течение 3 минут, и снова меняются местами.

Затем партнеры снова продолжают рисование, через 3 минуты партнеры опять меняются местами, и так до тех пор, пока весь лист не будет зарисован.


2. Заполните пока ещё пустую карту ландшафтом, то есть обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д.

1. Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает.

3. Скорее всего, если в своём маршруте вы проходите все ландшафты, вы творческая личность, нет – вы исполнитель.


Материалы: обои, кисти, краски, цветные мелки, цветные карандаши, баночка для воды, простой карандаш, фотоаппарат.

Для выполнения этой техники вам потребуется партнер, который обведет контур вашего тела, отразив его на обоях, которые следует расположить на полу. Далее вам предстоит создать карту своего тела в полученном контуре, используя природные ландшафты. На карте могут располагаться океаны, реки, озёра, водопады, пустыни, леса, сады, поляны, равнины, ледники и т.д. После выполненной работы задайте себе следующие вопросы:

– Чем больше человек использовал ландшафтов, тем больше ему знакомо и лучше освоено им собственное тело;

– Горы – будущие перспективы; они же – пока ещё недоступные для человека части собственного тела, работа над которыми ему предстоит: вода, море, озеро, тихая река – интуитивный ресурс человека, который непосредственно связан с отдыхом;

– Водопад – интуитивно-чувственный ресурс человека, который подкрепляется и функционирует при публичной демонстрации этого элемента тела окружающим;

– Пустыни – места, которые, по мнению человека, являются невостребованными, энергетически малоёмкими; это неисхоженная земля, где не хватает любви к своему телу, принятия его особенностей;

– Леса – чем гуще лес, тем больше человек старается скрыть за его глубинами недовольство собственным телом, его отдельными элементами, стремится вытеснить эти негативные чувства в сферу бессознательного.


Материалы: Обратная сторона обоев или плотная оберточная бумага. Краски или восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

При помощи скотча (или других более удобных вам средств) повесьте бумагу на стену так, чтобы портрет оказался на одном уровне с вами, и приступайте к рисованию.

• Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

• Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу?

• Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

• Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.


Что чувствуете, когда смотрите на свои рисунки? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (воды, горы, еды, огня, игры). Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни, судя по рисункам? Хочется ли что-либо изменить в рисунке?

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Психология детского рисунка

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:


Рисунок выполнен контурно простым карандашом, не раскрашен. Фигурка прижимается к нижнему краю листа, довольно неустойчивая и слишком тоненькая. Многие линии подведены дополнительно, местами есть штриховка.

Оценка рисунка в баллах

1. У человека нарисована голова – 1 .

2. У него две ноги – 1 .

3. Две руки – 1 .

4. Туловище достаточно отделено от головы – 1 .

5. Длина и ширина туловища пропорциональны – 0 .

6. Плечи хорошо прорисованы – 1 .

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно – 1 .

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены – 0 .

9. Шея ясно просматривается – 1 .

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы – 1 .

11. У человека нарисованы глаза – 1 .

12. У него нарисован нос – 1 .

13. Нарисован рот – 1 .

14. Нос и рот имеют нормальные размеры – 1 .

15. Видны ноздри – 0 .

16. Нарисованы волосы – 1 .

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову – 1 .

18. Человек нарисован в одежде – 1 .

19. Нарисованы, по крайней мере, основные части одежды (брюки и пиджак или рубашка) – 1 .

20. Вся одежда, изображенная кроме указанной выше, хорошо прорисована – 0 .

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов – 1 .

22. На руках изображены пальцы – 0 .

23. На каждой руке по пять пальцев – 0 .

24. Пальцы пропорциональны и не слишком растопырены – 0 .

25. Большой палец достаточно хорошо выделен – 1 .

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти – 0 .

27. Прорисован локтевой сустав – 0 .

28. Прорисован коленный сустав – 0 .

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу – 0 .

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище (или длиннее, но не более чем в два раза) – 1 .

31. Длина стоп равна примерно трети длины ног – 0 .

32. Длина ног примерно равна длине туловища (или длиннее, но не более чем вдвое) – 0 .

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны – 0 .

34. На ногах можно различить пятки – 1 .

35. Форма головы правильная – 1 .

36. Форма тела в целом правильная – 1 .

37. Очертания конечностей переданы точно – 1 .

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют – 1 .

39. Уши хорошо различимы – 0 .

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры – 0 .

41. На лице прорисованы ресницы и брови – 1 .

42. Зрачки расположены правильно – 0 .

43. Глаза пропорциональны размерам лица – 1 .

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону – 0 .

45. Четко различимы лоб и подбородок – 0 .

46. Подбородок отделен от нижней губы – 1 .

Всего: 27 баллов , немного ниже возрастной нормы (30 ).

Анализ деталей

Голова слишком маленькая по отношению ко всей фигуре. В сочетании с общей неустойчивостью изображенного человека может указывать на критическое отношение к собственным способностям, нежелание принимать на себя функции самоконтроля.

Волосы: изображение волос у персонажа соответствует возрастной норме. Они хорошо прорисованы, имеется прическа (коса). Деталь свидетельствует о нормальной половой идентификации.

Лицо открытое, хорошо прорисованное, приветливое. Лицо обращено к зрителю и выражает готовность к общению, контактность.

Лоб закрыт густой штриховкой, изображающей волосы. Это подкрепляет соображения относительно нежелания брать на себя функции самоконтроля. Показывает сниженный интерес к интеллектуальной сфере.

Глаза: зрачки плохо прорисованы, взгляд не направлен на зрителя. Деталь может указывать на наличие страха (что подтверждается общей неуверенностью фигуры). Глаза украшены густыми длинными ресницами, что свидетельствует о потребности во внимании окружающих.

Нос прорисован, маленького размера.

Рот: улыбка нарисована одной линией (обычно к десятилетнему возрасту девочки рисуют губы и раскрашивают их подходящими цветами). Изображение может быть интерпретировано как признак робости и застенчивости (что вполне согласуется с общим обликом).

Подбородок не выделен.

Уши не нарисованы. Если учесть общий вид фигуры, их отсутствие можно расценить как признак повышенной чувствительности, неприятия критических замечаний и болезненного их переживания.

Шея длинная и тонкая, выдает скованность и зажатость.

Руки опущены вниз, что означает замкнутость, напряженность. Нарисованы маленькими и слабыми, с помощью прерывающихся линий (признак недостаточной социальной адаптации, сложностей во взаимодействии с окружающими). Хрупкие руки в целом говорят о слабости и неуверенности.

Кисти рук и ладони слишком маленькие, а ладони плохо прорисованы. Недостаточно хорошо изображенные кисти рук и ладони, плохая детализация – свидетельство проблем в сфере общения.

Туловище слабое, маленькое, нарисовано прерывающейся линией. Можно предположить наличие негативных переживаний, высокого уровня тревожности, подавленности. В сочетании с маленькой головой подтверждает догадку о желании избежать самоконтроля.

Одежда и фигурка в целом недостаточно декорирована, нет необходимых деталей (не обозначен воротник блузки, шея сливается с одеждой).

Ноги тонкие, указывающие на недостаточную опору. При этом относительно туловища они длинные, что можно расценить как желание утвердиться. Стопы нарисованы в профиль: автор стремится к устойчивости и надежности.

Вывод: если принять во внимание общее впечатление от рисунка и анализ отдельных деталей, можно подтвердить предположение о наличии у рисующей девочки страхов, неуверенности, проблем в сфере общения и недостаточной социальной адаптации. Для более подробного анализа стоит провести повторный тест.

О детском рисовании

Второе издание, дополненное

Арт‑директор Артемий Лебедев

Метранпаж Искандер Мухамадеев

Верстальщик электронного издания Дорин Дякону

Главный редактор Катерина Андреева

Редактор Татьяна Деваева

Корректор Екатерина Касимова

Фотограф Евгения Филатова

Менеджер Светлана Калинникова

Студия Артемия Лебедева

Ул. 1905 года, д. 7, стр. 1 Москва, 123100, Россия

[1]Гленн Доман – американский врач‑нейрофизиолог, основатель Института человеческого потенциала. Широко известен разработками адаптирующих методик для детей с поражениями центральной нервной системы и головного мозга. Позднее эти методики стали использоваться для обучения и раннего интеллектуального развития здоровых детей. Суть концепции в том, что ребенку ежедневно, с увеличивающейся интенсивностью, показывают карточки с изображениями предметов (растений, животных, планет и пр.), точками или словами. Карточки разделены на тематические серии. Доман и его последователи считают, что таким образом ребенок к шести годам получит энциклопедические знания. Обучение предлагается начинать не позже трех – шести месяцев (в тот период, когда познание окружающего мира для ребенка происходит через эмоциональную сферу, а не знаковые системы).

Читайте также: