Как сделать интерактивный тренажер по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мельникова Ирина Петровна

Населенный пункт: г. Мытищи

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся в начальной школе. А использование ярких, интерактивных методик, помогающих работать с трудными орфограммами на уроках русского языка, дают возможность в игровой форме повысить свой уровень знаний в разделе орфографии.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать использование готовых интерактивных тренажеров и даже создание собственных мультимедийных презентаций. Мультимедиа способствует развитию информационной грамотности, мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. В образовании информационные технологии открывают совершенно новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования, помогают повысить качество своих знаний по предмету. Применение в учебном процессе интерактивных тренажеров позволяет: довести понимание определенных орфограмм до осознанного и систематизированного уровней, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности, повысить развивающий потенциал занятий.

Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий. Так, с целью работы на интерактивной доске и вовлечения учащихся 1-4 класса в процесс освоения материала по русскому языку разработаны интерактивные тренажёры. В сети интернет для каждого урока можно достаточно долго искать хорошие, действенные интерактивные тренажеры, в которых собрано максимальное количество слов с заданной орфограммой, присутствие правильно всплывающих окон и звуковой озвучки. Поэтому целью работы стало создание сборника тренажеров для 1-4 классов, которые помогут облегчить подготовку учителя к урокам, совершенствовать орфографическую зоркость обучающихся на уроках русского языка в игровой форме. Внедрение интерактивных тренажеров по русскому языку для начальной школы в учебный процесс позволит обучающимся лучше усвоить учебные материалы по русскому языку, что повысит успеваемость и грамотность учащихся. Интерактивные тренажеры вошли в учебный процесс сравнительно недавно, поэтому необходима работа по систематизации и накоплению мультимедийного материала для удобства использования и результативности обучения. Для разработки интерактивных тренажеров по русскому языку и внедрения их в учебный процесс, была использована программа MS PowerPoint.

Как одна из методик обучения, тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

  • Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (как тестирование) превосходит все остальные формы контроля.
  • Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.
  • Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.

Преимущества и недостатки использования интерактивных тренажёров:

Недостатки: сложность введения нового технологически усовершенствованного оборудования, если на то есть необходимость.

Каждый урок отводилось по 15 минут на отрабатывание навыка алгоритма работы с данной орфограммой на разных интерактивных тренажерах. После этого дети писали словарный диктант с данной орфограммой. Результаты качества в процентах можно проследить в Диаграммах 1-2.

Диаграмма 1.Интерактивные тренажеры по орфограмме

Диаграмма 2.Интерактивные тренажеры по орфограмме

Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что действие мультимедийных тренажеров неуклонно помогает расти орфографической зоркости учащихся по русскому языку. Следует отметить, что продуктивность таких интерактивных тренажеров достаточно высокая. Познакомиться с работой интерактивного тренажера можно в приложении.

Конкурсы для учителей

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Ссылки МБОУ

№ слайда 1

Краткая инструкция - Выбери игру: 1 – играем с лягушкой 2 – играем с котом 3 – и

№ слайда 2

Выбери игру 1 2 3 В конец

№ слайда 3

Выбери игру 1 2 3 В конец

м…ряк о Верно! Меню

№ слайда 4

м…ряк о Верно! Меню

цв…ток е Верно! Меню

№ слайда 5

цв…ток е Верно! Меню

в…сло е Верно! Меню

№ слайда 6

в…сло е Верно! Меню

в…дичка о Верно! Меню

№ слайда 7

в…дичка о Верно! Меню

тр…па о Верно! Меню

№ слайда 8

тр…па о Верно! Меню

в…сна е Верно!

№ слайда 9

ска…ка з Верно! Меню МБОУ

№ слайда 10

ска…ка з Верно! Меню МБОУ

ры…ка б Верно! Меню

№ слайда 11

ры…ка б Верно! Меню

тра…ка в Верно! Меню

№ слайда 12

тра…ка в Верно! Меню

селё…ка д Верно! Меню

№ слайда 13

селё…ка д Верно! Меню

гря…ка д Верно! Меню

№ слайда 14

гря…ка д Верно! Меню

скри…ка п Верно!

№ слайда 15

сугро… б Верно! Меню

№ слайда 16

сугро… б Верно! Меню

камы… Верно! ш Меню

№ слайда 17

камы… Верно! ш Меню

голо… с Верно! Меню

№ слайда 18

голо… с Верно! Меню

гри… б Верно! Меню

№ слайда 19

гри… б Верно! Меню

сапо… г Верно! Меню

№ слайда 20

сапо… г Верно! Меню

рука… Верно! в

№ слайда 21

До новых встреч!

№ слайда 22

До новых встреч!

Источники: Звуки: http://www.mccarthyboas.com/wavs/frogs.wav - лягушка http://we

№ слайда 23

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

Из Интернета

Каждый учитель русского языка решает важнейшие задачи по формированию осознанных и прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса учащихся с целью овладения ими нормами литературного языка, лингвистическими и литературоведческими терминами.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют: оптимизировать проведение занятий, практических и лабораторных занятий по дисциплине, особенно объяснение нового материала; использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне; осуществлять повторно передачи учебного материала; повысить развивающий потенциал занятий. Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий.

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

Из Интернета

Каждый учитель русского языка решает важнейшие задачи по формированию осознанных и прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса учащихся с целью овладения ими нормами литературного языка, лингвистическими и литературоведческими терминами.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют: оптимизировать проведение занятий, практических и лабораторных занятий по дисциплине, особенно объяснение нового материала; использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне; осуществлять повторно передачи учебного материала; повысить развивающий потенциал занятий. Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий.

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести специально

для целей образования.

Энтони Маллан

Несомненно, в решении этих задач помогут интерактивные тренажеры.

Цель использования тренажёров на современном дистанционном уроке русского языка определена стандартами второго поколения:

развитие познавательных навыков (анализировать информацию, пользоваться знаками, символами, схемами, давать определение понятиям, строить логические рассуждения).

развитие регулятивных учебных действий (способность осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе учебной деятельности, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни);

развитие предметных навыков (освоение базовых понятий лингвистики по орфографии, морфологии, синтаксису, лексике, применение теоретических понятий на практике)

развитие личностных учебных действий (совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание любви к русскому языку и предмету).

Типология тренажёров разнообразна: таблицы, рисунки, анимация, интерактивные таблицы, тесты, тексты.

Удобно применять такие тренажёры при дифференцированном обучении. Тема, рисунки, записи, даже цвета подобраны таким образом, чтобы школьник осознанно понял тему урока. Значит, тренажёр — это помощник, который учит ребёнка анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

повысить интерес у учащихся к предмету;

повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

сэкономить время на опрос учащихся;

дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Особое внимание заслуживают продукты серии “Уроков Кирилла и Мефодия”, которые используются как на уроках русского языка и литературы.

Таким образом, использование ЭОР на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию внимания и памяти, стимулированию познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40— 50 %. Приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Компьютер в данном случае становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала).

Обучение орфографии и пунктуации в школе имеет давнюю традицию, и тем не менее его результаты часто разочаровывают и учителей, и учащихся, и родителей, и общество в целом. Среди причин недостаточной эффективности традиционного преподавания – однообразие упражнений, выполняемых на протяжении нескольких лет (перепишите, вставьте, подчеркните) и невозможность постоянного контроля над качеством их выполнения. Эти причины поможет устранить тренинг.

Один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка, основу которого составляют вполне определенные знания и умения. Технология использования тренажёров на уроках русского языка - один из эффективных способов совершенствования познавательных, регулятивных учебных действий. Преимуществом таких тренажёров является то, что их можно использовать на разных этапах урока.



Учащийся отрабатывает не только синтаксический и пунктуационный навыки (определение уточняющих членов предложения и обособление их), но и развивает внимание и память, мышление.

Тренажёр — тест тоже можно использовать на разных этапах урока: при актуализации знаний, закреплении темы, подведении итогов работы. В этом случае учитель отдельным файлом отправляет ученику необходимый тренажёр по Скайпу. Ученик в свою очередь принимает файл в режиме реального времени и, отвечая на вопросы, повторяет морфологические, синтаксические признаки причастия, называя их отличие от других частей речи

Так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии, лексике и синтаксису.


Сопоставляя же примеры на рисунке, ученик осознанно запоминает тему. Тренажёр — рисунок эффективно формирует зрительную память. Ученик составляет предложения, используя словосочетания из тренажёра. Наряду с морфологией, синтаксисом повторяется лексика: употребление слов в прямом и переносном значении. Русский язык изучается в комплексе. Ученик развивает предметные, метапредметные и личностные навыки.



Прочитав текст сказки, ученик отвечает на поставленный вопрос и запоминает правило. Со словами из тренажёра ученик составляет предложения или текст.

Упражнения в тренинге снабжены подсказками (формулировками правила, описанием алгоритма действий), к которым ученик обращается, если не уверен в правильности своих действий или чувствует, что забыл правило. Например:

Вопрос: Где ошибка в предложении: Шёл полк французов и кутузов?

Ответ: Кутузов – фамилия. Её нужно писать с большой буквы.

С маленькой буквы пишутся нарицательные имена существительные. А имена собственные надо писать с большой (или заглавной) буквы.

Город– имя нарицательное, а Москва– собственное, т.к. словом город можно назвать любой город, а Москва– название нашей столицы.

Река– нарицательное существительное, Волга– собственное. Каждой реке когда-то давно люди дали своё, собственное, название.

Девочка– имя нарицательное, а Оля– имя собственное, т. к. девочек в классе много, а Оля одна.


Определение

Нарицательные существительные называют предметы в числе однородных (девочка, река), собственные выделяют предмет из числа однородных (Оля, Волга)

На данном примере мы видим постановку вопроса, требующего сопоставления, размышления. В ответах, примерах, в таблице показано различие нарицательных и собственных существительных, объясняется их правописание, вывод - определение завершает объяснение. Используя данный тренажёр, ученик сначала даёт своё понимание учебного материала, затем самостоятельно проверяет свой ответ по тренажёру. В Тренинге задания и подсказки к упражнениям сформулированы так, что их практический смысл понятен каждому ученику независимо от того, по какому учебнику он занимается. Например: «Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Выделите все частицы и приставки, в которые превратились отрицательные частицы. Подсказка. НЕ – отрицательная частица, она меняет смысл высказывания на противоположный. НИ усиливает отрицание и обычно пишется, если в предложении уже есть НЕ при сказуемом. (Это верно и для приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях, и для повторяющегося сочинительного союза НИ – НИ: не съел ни крошки; не вернул ничего; нечего возвращать; не надел ни шубы, ни шапки (ср. надел и шубу и шапку).

Задача учителя — научить детей учиться. Наши дети учатся с интересом, познавая много нового, имея хорошие учебные результаты, участвуя в дистанционных олимпиадах.

Как показывает практика, тренажёры - таблицы, алгоритмы, схемы, рисунки, презентации, тесты незаменимы в обучении языку он-лайн при изучении таких разделов языка, как синтаксис, морфология, орфография, лексика. Они помогают ребёнку учиться, тренируя память, мышление, развивая речь и орфографическую зоркость, и дают возможность ребёнку проверить свои знания.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Каждый учитель в состоянии спланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Использование тренажеров на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Мне бы хотелось остановиться на приемах, которые чаще всего могут использоваться при разработки тренажера.

Прием Лупа, листание, инфографика

На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

Подводя итог, можно сказать, что тренажеры можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют:

активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке,

выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения,

наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка,

формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность.

Читайте также: