Как сделать иммерсивный театр

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

Начинающие продюсеры Елена Новикова и Дарья Золотухина (слева направо)

Начинающие продюсеры Елена Новикова и Дарья Золотухина (слева направо) (Фото: Иван Гущин/Пресс-служба компании)

В первом сезоне билет на необычное представление стоил 5,6 тыс. руб., в два-три раза дороже средних по Москве цен на спектакли. Тем не менее билеты было сложно достать, они раскупались обычно за неделю до шоу.

Театральные эксперименты

В Штатах уже довольно много компаний, которые занимаются иммерсивным театром: например, Third Rail Projects — авторы популярного интерактивного спектакля Then She Fell по письмам Льюиса Кэрролла, где участвуют всего 11 зрителей; Speakeasy Dollhouse — нью-йоркская компания, специализирующаяся на постановке шоу, где зритель участвует в расследовании какого-либо загадочного преступления, и др.

Мечты о театре

Будущие партнеры встретились в ноябре 2015 года. Дарья тогда училась в Школе драмы Германа Сидакова, где познакомилась с Дмитрием Брусникиным, с которым работала Елена Новикова. Оказалось, что у Дарьи и Елены есть схожее желание — поставить в России иммерсивный спектакль. В январе 2016 года партнеры приступили к работе. Аналогов в столице не было, поэтому для начала предпринимательницы решили изучить зарубежный опыт: на месяц отправились в Нью-Йорк, где посмотрели несколько иммерсивных постановок.

В России первым делом они обратились за советом к режиссеру Максиму Диденко. Дарья и Елена описали идею и спросили, кто из режиссеров мог бы реализовать замысел. На что Диденко ответил, что сам не прочь поучаствовать в проекте, и подтянул свою команду специалистов.

Для иммерсивных спектаклей не нужен театр: в качестве сцены выступает все пространство какого-либо здания. Предпринимательницы арендовали особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке в Москве — городскую усадьбу XIX века: важно было, чтобы сюжет органично вписывался в обстановку. Основная часть подготовки пришлась на лето: площадка переоборудовалась под театр, помимо декораций для представления нужно было подготовить костюмерные, цех грима, цех звука и прочие производственные помещения. В общей сложности на аренду и переоборудование здания ушло более 25 млн руб.

Формат иммерсивного театра оказался настолько необычным, что актеры часто не знали, как им взаимодействовать со зрителями. Например, однажды одна из зрительниц во время финальной сцены, когда убивают Дубровского, подхватила револьвер и выстрелила в обидчика. Иногда на шоу происходили сцены ревности. Дело в том, что Дубровский часто флиртует со зрительницами, читает стихи шепотом на ухо. Кавалеры не выдерживали и начинали выяснять отношения с актером.

Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Фото:Иван Гущин/Пресс-служба компании

17,3 тыс. руб. составил средний чек на сайте проекта, многие зрители приходили компанией, некоторые выкупали все билеты на спектакль, чтобы организовать для друзей праздник

1 час 20 минут длится спектакль

2 актерских состава проводят по два спектакля в день

До 80 зрителей присутствуют на шоу

Театр не для театралов

Продвигали шоу продюсеры в Facebook и Instagram, на это ушло около 4,5 млн руб. Но масштабной рекламной кампании не потребовалось. По статистике Ecstátic, каждый третий зритель делал пост в социальных сетях. Помимо сарафанного радио драйвером продаж стали неплохие рецензии театральных критиков.

Дело в том, что шоу действительно получилось необычным. Каждый зритель на входе получал в подарок маску, соответствующую одной из сюжетных линий: Маша — лиса, Троекуров — сова, Дубровский — олень. Маски входят в стоимость билета, на них у организаторов уходило по 1,5 млн руб. в месяц.

Постановщики считают, что правильно подобранные запахи, звуки, вкусовые ощущения и зрительные образы помогают зрителям глубже погрузиться в художественный мир спектакля. Поэтому Дарья и Елена неделю снимали на природе видео для проекций. Затем из отснятого материала с помощью берлинских коллег монтировали 360-градусную видеопроекцию. Также в каждой комнате распылялись специальные ароматы — запах красного дерева, запах ладана и другие.

Это еще и гастрономическое шоу. Зрителей угощают черными пельменями с чернилами каракатицы, багряной колбасой и фруктами. На кухне во время спектакля пекутся блины на черной муке и варится черный компот из сухофруктов. На еду уходит около 1 млн руб. в месяц. Часть расходов взяли на себя партнеры спектакля. Например, на входе зрителям преподносится поминальная стопка водки: представление начинается с отпевания Троекурова. Продюсерам удалось привлечь в качестве партнера водочную марку Beluga.

Фото:Иван Гущин/Пресс-служба компании

Черная экономика

В общей сложности на создание и раскрутку спектакля в первый сезон ушло более 100 млн руб.: 45 млн руб. — это капитальные инвестиции в реквизит и оборудование особняка, еще порядка 60 млн руб. — операционные расходы за сезон на зарплаты, аренду и еду.

Взгляд со стороны

«Я решил поддержать проект, потому что он очень интересный, новый для России. Меня впечатлил подход — пригласили одну из лучших, на мой взгляд, команд профессионалов. Результатом я доволен.

Григорий Заславский, театральный критик, и.о. ректора ГИТИСа:

«Изменят ли иммерсивные спектакли театральный рынок — очень частый вопрос. Десять лет назад пространно и бесполезно обсуждали и волновались на тему, вытеснят ли интернет или электронные книги печатные издания. Статистика относительно масштабов изменилась незначительно, потому что это все-таки разные рынки и разные продукты. Так и с театром.

Иммерсивность в формате спектакля — это коллективное бессознательное, то, чего недостает современному человеку. Состояние, когда тебя искусственно помещают в среду, в которой ты за час или два можешь испытывать совершенно разные состояния, которые могут быть и не совсем привычными или уже давно позабытыми, от ужаса до восхищения, сострадания или ненависти. Современника сложно удивить или пронять чем-нибудь, поэтому уверен, что это как раз тот формат и та среда, которые необходимы.


Ряд технологий и жанров, появившихся в театре, сегодня успешно применяются на конференциях, тренингах и командообразующих мероприятиях. Поговорим о трех из них, а также о том, какие бизнес-задачи можно решить, перенося театр в ивенты. Рассказываем, как импровизационный театр улучшает коммуникацию в команде, чем отличаются иммерсивные мероприятия от костюмированных ивентов, и зачем ставить спектакль с гендиректором в главной роли.

Полное погружение: иммерсивные ивенты

  • Особенная площадка и квестовая механика

Постановка отличалась нелинейным повествованием. В среднем зрители проводили в особняке от часа до трёх, но если сыграть все эпизоды подряд, то шоу растянулось бы на 9 часов.

  • Актёры активно взаимодействуют со зрителями

Зритель становится как бы невольным свидетелем происходящего, вблизи наблюдая за разворачивающейся драмой. Порой актёры брали участников за руки, приглашали выпить и увлекали за собой в другие локации.

Иммерсивные события стали по-настоящему новым словом в индустрии развлечений и быстро перекочевали в арсенал организаторов. Кроме того, формат предполагает максимальное вовлечение участников в происходящее, что и оценили ивентеры.

Speaker

Андрей Кугаевский, генеральный продюсер компании Immersive-Event:

Speaker

Наша задача – погрузить гостей в созданный мир настолько, чтобы они ощутили себя его неотъемлемой частью, например, героями, волшебниками. Решающую роль играет гость, поэтому и механика такого мероприятия сложнее. Нам, как организаторам, нужно быть во всеоружии и быстро реагировать.

Однажды мы проводили иммерсивное мероприятие для крупной интернациональной компании. Главной задачей вечеринки было удивить людей, у которых уже всё было (вечеринки в компании проводятся несколько раз в месяц). Мы решили достичь нужного эффекта, погрузив гостей в мир магии. Вовлечение участников начиналось задолго до мероприятия – каждый из них получил настоящее приглашение в стиле письма из школы чародейства и волшебства Хогвартс. Дата, время и место проведения мероприятия было написано прозрачными чернилами, которые проявлялись в темноте.

Но иммерсивность заключалась не только в декоре площадки и механике программы. Всё пространство площадки мероприятия было разделено на залы тёмной, светлой магии и школу волшебства. На протяжении первой части вечера для гостей проходила квест-игра. В качестве ведущих этапов игры мы пригласили не актёров, а косплееров, поскольку они глубже погружены в мир своих персонажей и создают идеальные образы, копируют их характеры. Гости выполняли задания из известных фильмов и игр, решали схожие загадки. Это помогло максимально погрузить их в атмосферу и программу.

Иммерсивный подход помогает не только развлечь участников, но и решить множество задач в игровой форме. Например, укрепить деловые связи, настроить партнёров на продуктивный контакт, показать бизнес-возможности сквозь творческую призму или сплотить между собой сотрудников компании путём создания уникального опыта.

По ту сторону рампы: корпоративный театр

Существуют и такие форматы мероприятий, которые погружают участников не во вселенную любимых персонажей, а напрямую – в мир театра. В их число входят корпоративные спектакли.

Актёрами в таких постановках становятся сотрудники компании-заказчика, а руководство процессом берут на себя профессиональные театральные деятели. Подготовка подобного мероприятия может занять месяцы, а по итогам спектакля часто проводится общее обсуждение вместе со зрителями и участниками постановки.

Speaker

По большому счету, корпоративные постановки – это тот же самый спектакль, какой можно увидеть в театре. Главное отличие касается зрительного зала: в нём обычно присутствуют партнёры и сотрудники компании, а также их родственники. Если спектакль ставится силами крупного градообразующего предприятия, на постановку приглашают жителей города. Важно, чтобы у зрителей создавалось ощущение сопричастности с людьми на сцене, это помогает им сопереживать и радоваться их успеху.

Руководители компаний также выбирают формат корпоративных спектаклей, для того чтобы раскрыть творческий потенциал своих работников и помочь их личностному росту. В процессе репетиций сотрудники учатся владеть своим голосом и телом, работать с эмоциями. Для некоторых из них участие в постановке может стать исполнением большой мечты или толчком к изменениям.

Speaker

Руслан Кутлыев, главный режиссёр театрального онлайн-проекта The-a-Ter:

Корпоративные спектакли могут стать инструментом, который позволит объяснить изменившуюся структуру компании или представить сотрудникам только что назначенный топ-менеджмент. Репетиционный процесс, необходимость предугадывать реакции, считывать интонации, побуждать ответные эмоции – всё это развивает внутрикорпоративные связи. Ведь на сцене, как и в любой командной работе, важно не быть звездой, а работать на общий результат.

Эффект зеркала: плейбек-театр (Playback)

Театральные технологии применяются также на мероприятиях в жанре плейбек, и для их проведения не нужны многочисленные репетиции. Все дело в том, что плейбек-театр основан на импровизации. На таком представлении участники делятся своими личными историями, а актёры воплощают эти рассказы на сцене, отражая чувства, эмоции и переживания, расширяя смысл и показывая всю картину целиком. Плейбек – самый "ивентерский" из театральных жанров, он изначально задумывался для работы на мероприятиях – в образовательных учреждениях, больницах, тюрьмах; в работе с беженцами и особыми сообществами, после катастроф и стихийных бедствий.

Сегодня плейбек-театр используется как формат для командообразующих мероприятий, на открытии и закрытии конференций, в групповых дискуссиях. Такие шоу проводятся как в онлайне, так и в офлайне или гибридном формате. Даже через экран ZOOM постановка производит на участников большой эмоциональный эффект.

Несмотря на то, что основой плейбек-постановки является импровизация, у этого мероприятия всё же есть сценарий и тема, которую заранее выбирают вместе с заказчиком. Организаторы выделяют ключевые вопросы – они и определят русло будущего перформанса . Вопросы залу задаёт кондактор – ведущий постановки, который выступает связующим звеном между зрителями и артистами.

Speaker

Нина Гарбузова, со-основатель Бизнес-театра Playback01, актриса:

Частый вопрос заказчика: "А что, если никто не захочет рассказывать истории?" Но такого как правило не бывает, мы создаем атмосферу доверия и безопасности, в которой людям комфортно делиться своими историями. При подготовке корпоративного мероприятия мы разрабатываем только скрипт ведущего (кондактора) и не просим зрителей готовить рассказы заранее. Актёры также не знают истории, которые им расскажут участники, и чутко реагируют на запрос аудитории. Если по ходу перформанса происходит что-то неожиданное, артисты учитывают это и обыгрывают на сцене. Импровизация создаёт wow-эффект, который вызывает у зрителя бурю эмоций и заставляет по-новому взглянуть на обсуждаемую тему.

Организовать плейбек-шоу можно в конференц-зале, офисе или площадке типа black box. Перформанс не требует декораций или реквизита. Всё, что нужно актёрам – четыре стула на сцене. Если зрителей больше 80 человек, также потребуются микрофоны-гарнитуры. В среднем такая постановка длится около 1,5 часов.

Кстати, мы рассказывали о том, как развивалось искусство декораций: от древнегреческих Дионисий до современных фестивалей

Большое значение играет музыка – в плейбек-театре она всегда живая. С артистами выступают музыканты-импровизаторы, которые по-своему интерпретируют историю с помощью инструментов. Иногда их выступления придают перформансу неожиданную интонацию или даже меняют его ход.

Speaker

Ольга Смирнова-Кольцова, актриса, ведущая перформансов, со-основатель Бизнес-театра Playback01:

Мы воспринимаем чужие переживания и эмоции совсем по-другому, когда не просто слышим чью-то историю, а видим ее, воплощенную на сцене. Через зеркальные нейроны зритель может ощутить себя героем такой истории, осознать, что она и про него тоже. Это рождает отклик, помогает наладить связи между людьми и даже выстроить сообщество.

Выматывающая рутина и потеря смысла, выгорание, высокий стресс от неопределённости – проблемы, которые помогает проработать плейбек-перформанс. Также представление позволяет процесс внедрения новых ценностей и корпоративных стандартов. Но ключевая задача, на которую направлена деятельность плейбек-коллективов, – наладить экологичное взаимодействие в команде.

Иногда плейбек-выступления актёров дополняются скетчами от сотрудников компании на актуальные темы. Например, если стоит задача наладить коммуникацию, сотрудников могут попросить сыграть, какими они представляют коллег из другого отдела. Кроме перформансов артисты плейбек-театра проводят мастер-классы для сотрудников компаний, чтобы развить лидерские качества и применять принципы импровизации – не спорить, не отрицать вклад коллег, а поддерживать предложенные идеи, дополнять и раскрывать их.

Photo

Photo

Несмотря на то, что разработки этого формата в Европе ведутся уже почти полвека, а в России — около полутора десятилетий, для широкого зрителя он всё ещё в новинку. Поэтому иммерсивным называют любой спектакль, который предлагает зрителю отличные от традиционного способы существования (к тому же слово такое — красивое и модное). На самом деле, если разобраться в теории, стоит разбить все подобные опыты на три большие группы:

- собственно иммерсивные;
- партиципаторные;
- променады (бродилки).

Иммерсивные спектакли

Всё это похоже на видеоигру: зритель находится внутри, но остаётся наблюдателем и не влияет на ход сюжета. Есть сценарий, есть конкретный итог — до него нужно просто дойти. Зато иногда его на этом пути или в его финале ещё и угощают.

Что похожего можно посмотреть?

Sleep no more. Источник: The NYT

Партиципаторные спектакли

Что похожего можно посмотреть?

Завтрак для чемпионов. Источник: Visit Saint-Petersburg

Спектакли-променады

В подобных театральных представлениях частенько сами зрители оказываются спектаклем для удивлённых прохожих — а это тоже интересный опыт и безопасный выход из зоны комфорта.

Что похожего можно посмотреть?

Remote X. Источник: Rimini Protokoll

Иммерсивный театр — это возможность на несколько часов забыть о реальности, под другим углом взглянуть на жизнь, иначе увидеть привычное окружение, пощекотать себе нервы, прочувствовать момент. В общем, это точно стоит внимания. Тем более, что количество подобных проектов будет только расти.


«…– Этот кошмар я видел еще в своем далеком студенчестве. Мы сидели в полной темноте. Над нами летали голуби и гадили прямо на головы. Под ногами бегали не то кошки, не то крысы, шум и гам. Включился свет, на сцене происходило что-то невообразимое: живым курицам отрубали головы и бросали тушки в зал, в конце спектакля по-настоящему сожгли какую-то гравюру во всю высоту сцены… В общем, происходило какое-то жестокое психическое насилие над зрителем…


“Русские сказки”, Гоголь-центр





“В гостях. Европа”


Из приведенных примеров видно, что иммерсивный театр по природе своей — это никакое не агрессивное нападение на зрителя, не способ сломать его психику или нанести вред здоровью, а всего лишь попытка расширить горизонты восприятия творческого высказывания. К тому же интересно ведь почувствовать себя полноценной частью живого творческого процесса или даже вершителем судеб (хоть и виртуальных), вместо того чтобы тихонько посиживать в бордовом кресле и смотреть, как где-то там, на далекой сцене актёры натужно пытаются заставить нас поверить в то, чего нет.

Читайте также: