Как сделать ии в скретч

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

Язык Скретч — это то, что рекомендуют использовать для знакомства детей от 7 лет с программированием.

При этом родители занимают две противоположных позиции.

Первые говорят следующее:

  • Скретч — не настоящий язык; в реальной жизни на нем не программируют, а потому лучше начинать изучение с настоящих языков — Питона, С++.
  • программа Скретч бесплатная, ее можно самим скачать в интернете; для чего тогда ребенку посещать занятия, если он и сам может в ней что-то делать.
  • мой ребенок уже и так что-то делает в Скретче, он его уже со всех сторон изучил, и ему скучно продолжать;
  • мой ребенок сам смотрит обучающие видеоролики в интернете, ему не нужно ходить на групповые занятия;
  • у нас в школе есть занятия по Скретч и они бесплатные.

Вторые следуют рекомендациям преподавателей и методистов и ищут кружок, где изучают Скретч, но выбирают обычно по классическим параметрам — цена и удаленность от дома/школы.

Что предлагают кружки

На самом деле, с дополнительным образованием всё не так просто, как со школьным. Для школьных предметов есть стандарты и ЕГЭ с четкими критериями оценки. Потому изучение одного и того же школьного предмета в разных школах и у репетиторов может отличаться только глубиной и серьезностью подготовки.

В отношении дополнительных направлений, которые предлагают кружки, ситуация обстоит совсем другим образом. Единых утвержденных учебных планов и программ по дополнительным направлениям, наподобие программирования или робототехники нет. Каждое учебное заведение, в особенности, частное, предлагает свою учебную программу. За ту же самую цену в разных кружках вы получите разный результат. И именно по этому ожидаемому результату стоит выбирать учреждение дополнительного образования и дисциплину. И наоборот, за более высокую цену вы можете получить больше пользы для ребенка и выражаться она будет не только в изучении программирования. Если кружок бесплатный, это вовсе не означает, что он самый лучший.

Чем полезны учебные языки программирования

Например, в Инженерике мы не ставим задачей научить ребенка работать в программе Скретч. Это не самоцель. Скретч — действительно учебный язык и учебная среда для создания программ и игр, в настоящей разработке она не используется, но это не значит, что от нее сразу нужно отказываться. Вы же не станете сразу готовить блюдо по технологически сложному рецепту, не освоив базовые принципы готовки. А взяв профессиональное оборудование для приготовления вы не сможете использовать его на максимум. То же и с языками программирования. Общие принципы составления алгоритмов можно изучать и без компьютера, этому посвящены хорошие книги и упражнения (например, книги Дональда Кнута). Во взрослом возрасте синтаксис языка программирования (слова, на которых пишется код), изучаются за трое суток упорного погружения. В возрасте подростка изучить синтаксис языка можно за несколько лет. Для чего переусложнять этот опыт в самом начале? Тем более, если юный человек еще даже не определился, точно ли он хочет стать программистом.

На случай проверки своих интересов и легкого познания алгоритмических концепций и придуманы учебные языки и среды. Они созданы так, чтобы знакомство с программированием проходило гладко и интересно. Если ребенок сможет освоить учебный язык и создавать на нем что-то полезное, если сохранит мотивацию к этому направлению деятельности, если упрётся в потолок учебного языка и захочет пойти дальше и выше — вот тогда стоит переходить на серьезные языки.

Примеры сложных проектов в среде Скретч

Внешний вид проекта в среде Скретч

Посмотрите видео проектов, которые сделали ученики Инженерики (это индивидуальные и групповые проекты). Длительность создания такого проекта может достигать двух или трех месяцев. Это очень сложная работа при взаимодействии группы ребят, экспертов-консультантов и наставников. Не каждый взрослый смог бы довести подобный проект до конца, даже при том, что на отдельных упражнениях в алгоритмике показал бы себя наилучшим образом. Участие в подобных проектах не только позволяет применить знания к практике, но и развивает личностные качестве ребенка, те самые 4К-компетенции, о которых так много сейчас говорят — коммуникативность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление.

Скретч как среда для развития мышления

В Инженерике мы изучаем принципы программирования и создания полезных ИТ-продуктов на примере языка Скретч. То есть используем Скретч как инструмент, как безопасную песочницу для увлекательных экспериментов, но этим не ограничиваемся. В первый год знакомства с миром программистов, мы ставим одной из задач развитие у ребенка мышления — алгоритмического, математического, вычислительного, системного.

Задача разработчиков не в том, чтобы писать код, как думают многие ребята, кто приходит на занятия. И не в том, чтобы создавать еще одну версию уже существующей игры (только собственную!). И не в том, чтобы делать копию программы, которая уже есть и всем известна. Любая программа появилась в компьютере не просто так. Ее создали разработчики, чтобы решать какую-то проблему человека, помогать ему в чём-то. Программу калькулятор и Excel создали, чтобы было легче считать, Word — чтобы делать красивые документы и сохранять шаблоны на будущее; Paint и Photoshop — чтобы создавать цифровые иллюстрации и легко изменять их; игры Майнкрафт и PUBG — чтобы отдохнуть, весело провести время с друзьями; движок Unity — чтобы самим создавать 3D-игры; а браузеры и социальные сети — чтобы получать нужную информацию и общаться с единомышленниками, не выходя из дома.

Так мы учим мыслить наших учеников, думать о проблеме, которая лежит в основе любого изобретения, создавать что-то полезное с помощью алгоритмов и программ, учим искать идеи, разбивать задачу на подзадачи, делить эти подзадачи на других участников команды.

Пример проекта Скретч — интерфейс прототипа ОС

Это командная работа над прототипом операционной системы в Скретч. Ребята сделали возможность смены фонов, редактор заметок, графический редактор, музыкальный плеер и встроенную в ОС игру Арканоид.

Очное обучение в группе сейчас полезнее индивидуального

Очное обучение в группе обладает особенностями, которых нет у онлайн-занятий. Это как раз та самая возможность научиться коммуницировать с другими ребятами, находить себе команду, понимать в ней свою роль, пробовать разные роли, переживать конфликты, неудачи, общий и личный успех. Но работа в группе не наладится сама по себе, если наставник не приложит к этому усилий. Наши наставники не запрещают ребятам разговаривать на занятии, а напротив, поощряют обмен идеями и мнениями, обсуждение темы урока и способов решения задач. Ученики на занятии знают, что обратиться за помощью могут не только к наставнику, но и к тем ребятам, кто уже умеет это делать и может научить других.

Важны и формы работы с материалом на занятиях. Очень часто бывает (в особенности, этим грешат онлайн-уроки от неопытных преподавателей на YouTube), что в видео просто рассказывают, как что-то сделать и демонстрируют с предложением повторить. Не объясняют, почему нужно делать именно так, с чего нужно начинать, не отрабатывают умения. Такой подход работает только на вовлечение ребенка в деятельность, позволяет приятно провести время, но не формирует умение самостоятельно создавать подобные проекты.

Командная работа по обсуждению будущей игры

Ребята обсуждают идею компьютерной игры в микрогруппе и делают наброски на листах бумаги. Позже они реализуют ее в Скретч

Увидеть склонности ребенка можно только по его проектам

В Инженерике мы работаем с несколькими видами задач:

учебные упражнения — на них мы познаем принципы программирования, отрабатываем навыки, экспериментируем;

задания с четко обозначенным конечным результатом — через них мы учимся распознавать паттерны, следовать требованию, искать разные пути решения и находить оптимальные;

задания с четкими техническими требованиями и свободным конечным результатом — на них учимся соблюдать техническое задание, но при этом вкладывать частичку своего видения, креативить, выражать свои интересы;

проекты по реальной проблематике — так мы учимся видеть проблему, исследовать ситуацию, которая к ней привела, предлагать решение теми способами, которые нам доступны, самостоятельно добирать недостающую информацию.

Через результаты, через те проекты, что создает ребенок, мы видим его склонности, ход мыслей, слабые и сильные места. В течение учебного года всего лишь при работе в одной программе Скретч становится видно, кто из ребят больше любит составлять алгоритмы, а кто в итоге склоняется к графике и какому ее виду — векторной или растровой. Нравится ли ребенку работать с анимацией или со статичным проектированием, делать игры или прикладные приложения, быть исполнителем или проектировать собственные решения.


Среда Скретч дает возможность создавать иллюстрации и при этом не перегружена сложностью профессиональных графических редакторов. Созданных персонажей тут же можно оживить с помощью алгоритмов. Все команды в Скретч на русском языке, составляются в скрипт перетаскиванием мышью.

Система дополнительного образования для 10-12 летних ребят и должна делать именно это — проявлять склонности, развивать качества характера и мышление, давать пробовать себя в деятельности, показывать возможности применения этих навыков в мире и будущей профессии. Совсем не обязательно, что после двух лет изучения программирования ребенок точно решит стать программистом. Но то алгоритмическое и вычислительное мышление, которое разовьется у ребенка под руководством наставника, используется во множестве самых разных областей и профессий.

Потому, когда мы слышим, что ребенок уже сам что-то изучал и делал в какой-то программе — означает лишь, что он каким-то образом знаком с технологиями. Но оценить его мы можем только по результату — по тем проектам, которые он делает под руководством наставника и — более важно — по тем, которые он после обучения способен делать сам или привлечь к созданию команду других ребят.

Резюмируем

При выборе учебной программы уточняйте, какие навыки будут развиваться в ходе обучения и как именно. Через что можно будет увидеть результат.

Цена курса определяется количеством усилий, вложенных в разработку методики обучения, учебных материалов.

В разных кружках могут быть разные подходы к выбору преподавателей. Не обязательно, что специалист-практик в программировании хорошо умеет работать с группой детей, закладывать самостоятельные навыки, проводить рефлексию, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Как не обязательно и то, что человек с педагогическим образованием грамотно донесет технические концепции до ребенка, расширит кругозор, покажет перспективы развития в мире реальной разработки. Лучше, если в создании учебной программы принимали участие несколько разных специалистов, в том числе методисты, эксперты-практики, педагоги.

Если ваш ребенок любит компьютерные игры, познакомьте его со Scratch! Это визуальный язык программирования, на котором можно создавать любые игры: нужно просто добавить свои картинки и составить для них программу. Создавать игры на Scratch можно уже с 8 лет: в этой среде программа строится из блоков, напоминающих Lego.

Мы уже делились пошаговыми уроками по освоению Scratch для самых начинающих. Теперь мы окунемся в творчество и сделаем оригинальные проекты: воплотим популярную игру Among Us, создадим игру по мотивам "Звездных войн" и Minecraft и многое другое.

1. Охота за привидениями

Приступим к первой игре! В этом проекте игроку предстоит стрелять по привидениям и набирать баллы. Мы создадим фон, выберем спрайты и напишем для них программу.

2. Гонки на двоих

Гонки — классика игр! Мы создадим трассу, на которой будут соревноваться две машины. Кто окажется первым на финише? Давайте создадим программу и узнаем!

3. "Звездные войны"

С этой игрой дети проникнутся атмосферой "Звездных войн"! Мы запрограммируем космический корабль так, чтобы он стрелял во вражеские корабли. За каждого подбитого врага нам будут начисляться очки, за каждое поражение — отниматься жизни.

4. Головоломка Minecraft

Скретч интересен тем, что здесь можно воссоздавать свои любимые игры. Например, сделать мини-вселенную Minecraft. В этой игре нужно за наименьшее количество шагов добраться до сундука. Если игрок совершает ошибку, то снимаются жизни.

5. Among Us. Часть 1

Наверняка вы слышали от своих детей про игру Among Us (Амонг Ас), ведь за последний год она захватила всех! В ней члены экипажа должны вычислить самозванца среди своих и выполнить задания. Что может быть увлекательнее для ребенка, чем создать свою любимую игру? В 1-й части мы сделаем карту, запрограммируем героя и добавим ему задание с проводами.

6. Among Us. Часть 2

Во 2-й части мы усовершенствуем карту, добавим звуковые эффекты и создадим еще одно задание — на этот раз члену экипажа предстоит сбить астероиды.

7. Раннер

Раннер — еще один классический жанр игр. В нашем проекте герою нужно пробежать как можно дольше, не наткнувшись на призрака. При соприкосновении с призраком герой падает и у него отнимается жизнь. В конце можно посмотреть, какое время вы пробежали и попытаться побить свой рекорд.

8. Paint3D

С этим проектом мы протестируем возможности Скретч: соберем программу, которая будет создавать трехмерные фигуры. Будьте внимательны: мы зададим несколько переменных и добавим много условий. Будет интересно!

9. Мультиплеерная игра

Как сделать так, чтобы при перемещении игрока в одном браузере он двигался и в другом? Мы поможем ответить на этот вопрос, создав сетевую игру. А еще расскажем вам про облачные переменные и как их задавать в Скретч.

10. Игра Brawl Stars (Бравл Старс)

Как насчет того, чтобы создать популярную игру "Бравл Старс"? Да, даже такую непростую игру можно сделать на Скретч всего за 45 минут.

11. Как сделать игровое меню на Скретч

На Скретч игру или проект можно запускать разными способами. Самый распространенный — просто при нажатии на зеленый флажок. Но возможности Скретч настолько велики, что можно сделать полноценное игровое меню (лобби). Тогда в начале игры вы сможете выбирать, за какого персонажа играть.

12. Как сделать игру в Скретч за 15 минут

На этот раз мы сделаем игру в жанре платформер. Наш котик будет проходить препятствия, прыгать на батуте и ускоряться. Всего мы добавим в игру 6 уровней.

Как сделать Flappy Bird на Scratch

Любите забавную игру-платформер с птичкой? Мы покажем, как создать ее на Scratch! Наша птичка должна летать между препятствиями, не задевая их. За каждую пройденную преграду нам будут начисляться очки. Давайте полетаем?

Плейлисты с видеоуроками продолжают пополняться, подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы следить за выходом новых видео и открывать для себя мир IT-технологий!

Если же вам нужен наставник, загляните в Школу программирования для детей “Пиксель”: запишитесь на полный курс по программированию в Scratch .

Scratch

С помощью данного курса ребенок освоит азы программирования в Scratch, создаст свою первую игру и разовьет алгоритмическое мышление.

Scratch

С помощью курса ребенок сможет изучать программирование, совмещая с игрой. Даже самые маленькие могут освоить такое интересное направление.

Scratch

С помощью курса ваш ребенок погрузится в мир программирования, научиться 3D-моделированию, разовьет пространственное мышление и создаст свою первую игру.

Что такое язык программирования Scratch?

Язык программирования Scratch — это не просто один из языков программирования с удобным интерфейсом в виде лего-блоков. Это тот язык, который заложит базис для дальнейшего развития в направлении программирования. Он является последователем того самого языка-первопроходца Лого.

Выйдя в 2008 году, он не прекратил своего развития и с годами только улучшался. В 2019 году была выпущена версия 3.0. Овладев этим языком, начинающий специалист сможет создавать анимацию и проектировать игры начального уровня.

Программа подходит для обучения программированию детей от 7 лет. Развивает фантазию, смекалку и логику.

На разных курсах по-разному составлен учебный план, но последовательность в основном одна и та же:

  • Введение в Скрэтч.
  • Основы программирования.
  • Дополнительная реальность.
  • Создание своей игры.
  • Скрэтч в разных играх (Minecraft).
  • 3D-моделирование со Скрэтч.

Именно в такой последовательности происходит обучение чтобы ребёнку всегда было интересно.

Основные онлайн-школы по обучению Scratch

Курсы Скрэтч проводятся и для детей, и для взрослых (в особенности, для учителей).

Школа CODDY

Школа предоставляет курсы детям от 3 до 16 лет. Учат создавать веб-сайты, игры, мобильные приложения, мультики и придумывать креативные проекты на "дизайн-мышлении". Есть 3 основных курса по Sratch:

  • Создание игр в Scratch. Курс подходят детям 7-9 лет. Длится 30 дней, проходя 1 раз в неделю по выходным. На одном потоке максимум 10 учеников. Стоит 6000 рублей в месяц, за 4 занятия. С помощью данного курса ребёнок освоит азы программирования. А именно: создаст личные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения; улучшит математические способности; сформирует алгоритмическое мышление.
  • Minecraft в Scratch. Курс для детей от 7 до 14 лет. Длительность курса 3 месяца, цена — 6000 рублей. Занятия проходят по выходным, 1 раз в неделю. В группе до 10 человек. Ученик изучит конструирование игровой механики; сможет создавать ландшафты, различные объекты, перемещать их по экрану, видоизменять и играть с ними, устанавливать формы взаимодействия между ними; напишет свой уникальный мир Minecraft.
  • 3D-игры в Scratch. Направление для подростков от 9 до 14 лет. Продолжительность 92 дня, 1 раз в неделю по выходным. В группе максимум 10 учеников. Плата составит 6000 рублей. В процессе ребёнок: узнает, как преобразовать 2D-обьект в 3D; поймёт устройство и специфику работы 3D-движков; сформирует трёхмерное мышление; сможет создавать элементарные 3D-игры и анимации на платформе Scratch.

Подбирать курс стоит на основе уровня ребёнка. Для этого требуется изучить страницу школы. У данного учебного заведения есть много курсов для продвинутых и не очень в IT-сфере.

Школа Фоксорд

Курс “Программирование в Scratch для учителей”. Пройдя обучение программированию в Scratch вы получите готовые методические материалы в соответствии с ФГОС и доступ к базе онлайн-тестов для дальнейшего преподавания дисциплины. Курс обеспечивает обратную связь и коммуникацию с куратором программы. По завершению выдаётся удостоверение установленного образца о повышении квалификации. Состоит из 12 часов онлайн-занятий и 24 часов самостоятельной практической работы по курсу. Продолжительность 1,5 месяца. Стоимость от 3000 до 5000 рублей в зависимости от выбранного пакета курса.

Повышать свою квалификацию и прогрессировать – это естественное стремление человека. В наше время ничто не стоит на месте и было бы глупо надеяться на то, что интернет достиг своего пика. Развитие своих сайтов и рекламы в интернете стало неотъемлемой частью ведения бизнеса в 2020 году.

Сервис для выбора курсов дополнительного образования по расположению, отзывам и цене. Мы работаем для того, чтобы ученики находили качественное образование прямо из дома по разумной цене, а хорошие преподаватели тратили меньше времени и сил на поиск учеников.

Scratch – это язык программирования, который используется для знакомства детей с данной сферой деятельности. Многие родители считают, что Scratch не нужен, так как это, якобы, ненастоящий язык и лучше ребенку начинать с Python или JavaScript. Увы, такой подход скорее вреден, чем полезен, ведь Scratch как раз и разработан, чтобы в понятной ребенку форме донести основы программирования и дать ему возможность воплотить свои идеи в жизнь.

Не менее важным будет вопрос о том, как постигать данный язык – самостоятельно или воспользоваться курсами. В нашей статье мы расскажем, чем полезен Scratch для детей, что в нем можно сделать, а также как лучше ребенку его осваивать.

Описание языка Scratch

Scratch — это универсальный язык программирования, позволяющий помимо прочего, например, рисовать картины и создавать музыку. Данная особенность является весомой причиной обучать ему детей. К тому же, это еще и полноценный инструмент для программистов.

Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.

Описание языка Scratch

Описание языка Scratch

Таким образом, Scratch сможет заменить собой сразу несколько программ, ориентированных исключительно на диджитал-разработку. Облачная технология позволяет большому числу пользователей взаимодействовать друг с другом, непрерывно обмениваться знаниями.

Наиболее популярные языки программирования используют в качестве основы английские слова, поэтому новичкам и детям нужно было учить также и иностранный язык. Scratch в этом смысле исключение. Здесь внедрен визуальный подход с использованием блочной модели, делающий обучение доступнее. В самом интерфейсе можно выбрать любой из 40 языков, включая русский.

Механика программирования на Scratch

Данная среда разработки изначально ориентирована на изучение детьми, поэтому она отличается интуитивной понятностью и дружелюбностью.

Интерфейс условно поделен на 3 функциональных блока:

  • В левой области выбираются элементы кода и настраивается поведение виртуального помощника — кота Скрэтча.
  • Среднее поле служит непосредственно для ввода и редактирования кода.
  • Справа отображаются результаты работы — тестируется работоспособность программы.

Итак, в среду разработки введен игровой персонаж – кот Скрэтч. В первых созданных ребенком программах он выступает главным героем, делая процесс изучения интересным и увлекательным.

Перед детьми, начавшими изучать язык, сперва стоит задача перемещать Скрэтча по экрану, обучать его различным навыкам. В процессе этого кот постепенно начинает разговаривать и выполнять некоторые команды. Дети в итоге могут создать целый анимационный фильм с участием Скрэтча и его друзей.

Что такое доменное имя: от общего понятия, до регистрации

В дальнейшем ребенок уже самостоятельно программирует игры, придумывая для них истории и выбирая героев. Готовая программа будет служить предметом гордости перед одноклассниками и друзьями.

Преимущества занятий Scratch для детей

Эта среда разработки предназначена исключительно для учебных целей и настоящими программистами не используется. Тем не менее, она служит базой для изучения уже профессиональных языков, прививает детям навыки составления алгоритмов в игровой форме.

Сложность на самом первом этапе обучения не нужна — в конце концов, существуют учебники по программированию, позволяющие изучать язык и без наличия компьютера. Взрослый человек осилит синтаксис нового для него языка за 2-3 дня упорной умственной работы. Ребенку же для этого может потребоваться несколько месяцев. Причем, не факт, что он твердо решит стать программистом.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Именно для того, чтобы ребенок почувствовал себя в роли программиста, проверил свои интересы, существуют учебные среды разработки, каковой является в том числе и Scratch. Программирование для детей в них подается в виде увлекательной игры. Научившись создавать простейшие программы и имея дальнейшую мотивацию обучаться в этом направлении, ребенок уже захочет переходить на взрослый уровень разработки.

Нюансы ScratchJr

Scratch Junior является ответвлением от основной среды разработки, ориентированным на детей от 5 лет. Сначала разработчики создали соответствующее приложение для iPhone, Android и Kindle, а затем и программу для персональных компьютеров. В первом случае роль главного героя играл кот, во втором же случае взамен появился инопланетянин Тик.

Интерфейс рабочей среды достаточно понятен. Центральную часть занимает игровая сцена, в нижней части располагается поле для ввода кода и отображаются категории блоков. Слева доступен выбор объектов (героев, спрайтов), участвующих в создаваемой программе. Правая часть приложения дает возможность добавлять новых персонажей, а также переключать сцены.

Принцип работы в Scratch Jr подобен сборке конструктора Lego. Ребенок перемещает блоки, соединяя их в требуемом порядке. Правильно размещенные элементы примагничиваются друг к другу.

Все элементы приложения сгруппированы в функциональные блоки: движения, управления, внешнего вида, окончания и запуска. Каждый блок имеет вид иконки, обозначающей конкретную функцию и понятной каждому ребенку.

Нюансы ScratchJr

Нюансы ScratchJr

Спрайты для программирования можно выбирать из весьма обширной встроенной библиотеки. Коллекция также содержит большой выбор ландшафтов.

Добавление собственных изображений здесь не доступно, однако имеется встроенный простейший графический редактор, позволяющий с нуля создать нового персонажа.

Формально Scratch Jr объектно-ориентированным языком программирования не является. Тем не менее, здесь дети сталкиваются именно с объектной моделью. То есть, программа состоит из неких объектов (спрайтов), взаимодействующих друг с другом. Для этого необходимо давать спрайтам соответствующие команды.

Варианты проектов на Scratch

Множество начинающих программистов пользуются данной средой в домашних условиях, в школьных учреждениях, в музеях и библиотеках. Так, Гарвард предлагает к изучению обширный банк онлайн-ресурсов, позволяющий создавать проекты как на детском, так и на профессиональном уровнях. В сети также имеется русскоязычное сообщество любителей Scratch.

Ниже перечислим студии, на которые рекомендуется обратить внимание всем желающим изучить этот язык.

Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться?

Команда GeekBrains вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут найти и выбрать востребованную высокооплачиваемую профессию.

Читайте также: