Как сделать идейно тематический анализ сценария

Обновлено: 03.07.2024

Александр Плотников

Очень важно ЗНАТЬ.
Режиссерский замысел (РЗ) - это идейно-художественное предвидение или предощущение будущего зрелищного произведения режиссера.
В РЗ режиссер видит в воображении свою художественную картину реализации авторской идеи и затем, старается формировать сценическое действие в соответствии со своим творческим видением такой картины (как в кино).
РЗ начинается с осознания режиссером - себя в теме, с пониманием границ тематического своеобразия.
РЗ продолжается в четком определении своей уникальной авторской идеи и поиска ее источников и материалов (фактов жизни и фактов искусства).
РЗ развивается в определении смыслов и структуры композиции по освоению формы реализации авторской идеи и построении сквозного постановочного действия по достижению сверхзадачи.
Из чего составляется режиссерский замысел (существенные позиции):
1) Идейное истолкование (ее творческая интерпретация) истории фактического события и источников / каналов создания замысла будущего зрелища.
2) Определение уникальной идеи режиссера в ответе на вопрос – Про что будет история зрелищной программы?
3) Описание основных сторон драматического конфликта и режиссерского хода.
4) Описание формы реализации режиссерского замысла зрелищной программы.
5) Сценарная структура построения замысла из основных элементов сценического действия: номера + эпизоды + блоки.
6) Определение жанровых границ использования выразительных средств и стилистических особенностей формы реализации замысла.
7) Список состава исполнителей и характеристика смысловых задач основных эпизодов режиссерского замысла зрелища; характеристика отдельных персонажей;
8) Описание состава и особенностей монтажа основных выразительных средств замысла режиссера:
а) решение замысла представления по предлагаемым обстоятельствам: особенности развития действия по месту сценического действия в пространстве (в характере мизансцен и планировок), и времени реализации действия (в ритмах и темпах);
б) определение характера и принципов декоративного и музыкально-шумового оформления;
в) определение вида и принципов монтажа в композиции замысла;
г) описание дополнительных и специальных средств выразительности – проекция + пиротехника + технологии и пр.
В процессе реализации РЗ может претерпеть некоторые изменения или дополнения, но точность определения уникальной идеи, выбор художественного направления развития сценического действия остается неизменным. Режиссер ответственен за результат сценического действия и форма реализации РЗ всегда становится важнейшим элементом развития авторской идеи, посылом к пониманию сверхзадачи зрителем.

Александр Плотников

Используйте сценарий в качестве шаблона.

А еще ответ на вопрос - по какому шаблону анализировать зрелищное либо литературное художественное произведение?
Режиссер проводит АНАЛИЗ (письменный) художественного произведения (ХП) - кинокартины+ театрального спектакля + массового зрелища или драматургической пьесы ВСЕГДА по общим этапам:
- Описывает СВОЕ понимание идейно-художественной основы ХП и определяет: уникальную идея + сверхзадачу + конфликт, анализируя авторский замысел ХП.
- Описывает СВОЕ понимание интересов главного героя (За что борется герой?) или героев и интересы противоборствующих им сторон в драматургической конструкции ХП.
- Описывает СВОЕ понимание смысловой основы частей событийного ряда композиционного построения ХП и определяет: исходное событие + основное событие + центральное событие + главное событие + финальное событие.
- Описывает СВОЕ понимание логики развития сюжета и отвечает на вопрос - А достиг ли автор ХП своей сверхзадач?
- Описывает СВОЕ понимание логики замысла в отборе автором ХП выразительных средств и их согласования с жанром ХП.
- Описывает СВОЕ понимание принципов МОНТАЖА всех выразительных средств композиции ХП: исполнительских и тенологических.
- В результате АНАЛИЗА - режиссер делает вывод о согласованности всех композиционных элементов ХП и общем эстетическом впечатлении от созданной художественной реальности и использовании авторов фактов жизни и фактов искусства в замысле ХП.

Александр Плотников

Обратите внимание на материалы по разделам режиссерской профессии:
- Сценография
- Выразительные средства режиссера
- Звуковое оформление зрелища
- Световое оформление спектакля

Александр Плотников

Александр Плотников

Александр Плотников

Александр Плотников

Интересный материал по методике SMART - для определения ЦЕЛИ исследования ВКР или творческого анализа материала

Александр Плотников

Режиссерский замысел - феномен. Читайте и постигайте важнейшие положения профессионального языка РЕЖИССЕРА.

Александр Плотников

Александр Плотников

ШАБЛОН для составления РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА студенческой работы за летний семестр года по Режиссуре ТПП.

Александр Плотников

МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ: МИЗАНСЦЕНА - ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК РЕЖИССЕРА

Режиссер, по классическому определению В.И. Немировича-Данченко, и толкователь, и учитель сцены и организатор. Его функции многообразны, а роль всеобъемлюща. Но что же именно составляет особенность профессии режиссера? У каждого из создателей представления свой собственный художественный язык. Драматургия входит в большой департамент литературы и сфера её владений – слово. Артист выразит свое понимание в действии, художник в макете, композитор в музыке. А режиссер? Только ли в умении собрать воедино все слагаемые представления проявляется его искусство? Что является языком режиссера? Можно сказать лишь одно. Уже с того момента, как режиссер впервые берет в руки сценарий. В его сознании сначала тускло, потом все яснее начинает мелькать мизансцена. Иногда это случайные, отдельные подробности жизни героев. В его воображении витает главная мизансцена. Возникает пластическая мелодия всего представления. Бывает, что четкое видение будущего пластического рисунка возникает позднее. Уже при детальном действенном анализе представления. Но коль скоро она возникла, мизансценическая мелодия требует своего выявления в определенной среде и пространстве.

Александр Плотников

Наталия Никитина

Александр, спасибо вам за такой богатый и полезный материал, а с вами можно посоветоваться по поводу темы ВКР?

Александр Плотников

Наташа,
Задавайте более конкретные вопросы и укажите причины своего интереса к теме. Вы режиссер + студентка + любитель? Нужно определить язык общения.

Александр Плотников

Для написания текста ВКР нужно разобраться с содержанием структуры исследования во введении и заключении, а также двух глав работы.
Введение ВКР является важнейшим ее структурным элементом. Оно призвано дать краткое и общее теоретическое представление о структуре и содержании всего исследования в работе, ее концептуальном построении. В нем отражается замысел автора по реализации творческой формы зрелища по выбранной теме, кратко формулируется название и содержание 1, 2 и 3 глав, перечисляется состав использованной литературы, количество приложений.
Во Введении студенту важно определить социальную проблему, поставить цель и задачи исследования.
В Заключении все позиции и понятия, цель, задачи и предположения по проекту описываются как выполненные или невыполненные.
Социальная проблема определяется внутри жизненных явлений, важных для зрительской аудитории.
1 глава состоит из решения следующих задач \ подразделов:
- 1 раздел - Описать социальную проблему, которая стоит в основе события Вашего мероприятия (ВКР) и дать ссылки на различные формы и методы реализации такой проблемы в художественной и спортивно-досуговой сферах;
- 2 раздел - Определить актуальность исследования социальной проблемы и содержание способов ее реализации в практике другими профессионалами. Здесь нужно цитировать тех, кто уже что-то говорил по вашей теме и давать ссылки на них. Определить предположение по возможности решения социальной проблематики в форме определяемой замыслов проекта ВКР. Нужно показать какие варианты решения проблематики уже использовались для анализа вашей темы и определить - почему вы решили выбрать свой вариант решения темы.
!! Во всей главе максимально использовать ссылки / сноски на тенденции / концепции / мнения специалистов практиков и известных ученых культурологов, социологов, философов, органзаторов социокультурного проектирования по проектам в исследуемой теме. Источники ссылок вносить в список литературы.
2 глава – представляет описания:
- основных методологических оснований и способов ведения научно-исследовательской работы по освоению театрализованного события;
- основных методов, которые состоят из двух групп – 1 группа: Общенаучные – общелогические (анализ, синтез, индукции, дедукция, аналогия), теоретические (аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа), эмпирические (наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование); 2 группа: Практические: профессиональные (сбор и отбор информации, выделение и анализ социальной проблемы, классификация и систематизация выразительных средств, синтез замысла) и постановочные (репетиция, монтаж, театрализация, иллюстрация, этюдный метод и т.д. по сути работы).
!! По всей главе максимально использовать ссылки / сноски на тенденции / концепции / мнения специалистов практиков и известных ученых культурологов, социологов, философов, организаторов социокультурного проектирования по проектам в исследуемой теме. Источники ссылок вносить в список литературы.
3 глава состоит из:
- 1 раздел – ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА - Описать режиссерский замысел вашего зрелищного социально-культурного проекта: выделить этапы и принципы сочинения, создания замысла; условия и причины подготовки его для решения по актуальной социальной проблематики по Вашей теме. Дать описание уникальности или новизны - всех определений в замысле - тема + идея + сверхзадача + конфликт. Описать место, время и условия реализации замысла своего проекта ВКР.
- 2 раздел – СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА - Описать сконструированную вами сценарную структуру реализации замысла своего проекта ВКР - план построения и развития эпизодов или событий в вашем замысле. Определите и опишите какие материалы Вы собрали и использовали для построения структуры сценария по замыслу ВКР; опишите источники и каналы сбора таких материалов - от фактов жизни + к фактам искусства. Определите список всех выразител

Александр Плотников

Александр Плотников

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Признaком, отличaющим одно искусство от другого и определяющим, тaким обрaзом, специфику кaждого искусствa, является прежде всего мaтериaл, которым художник пользуется для создaния художественных обрaзов. В литерaтуре тaким мaтериaлом является слово, в живописи - цвет и линия, в музыке - звук, в скульптуре - плaстическaя формa.
(!) МАТЕРИАЛ В ТЕАТРАЛЬНОМ / ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ / АКТЕРСКОМ ИСКУССТВЕ - СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, живое, нaглядное человеческое действие, действие физическое -психофизическое направленное на достижение сценической цели персонажа в борьбе за свои интересы с предлагаемыми обстоятельствами. Сценическое действие является мaтериaлом aктерского / исполнительского искусствa, ибо именно из действий aктер-исполнитель, действую по задачам режиссерского замысла и творит свои художественные обрaзы (недaром исполнителей еще нaзывaют - действующими лицaми): нa языке человеческих действий aктер-исполнитель рaсскaзывaет зрителю о людях, которых жизненные ситуации которых он проживает. Поскольку же эти действия он извлекaет из сaмого себя, из своего жизненного опыта, т. е. сaм их производит и при этом тaким обрaзом, что в осуществлении их принимaет учaстие весь его оргaнизм кaк единое психофизическое целое, мы впрaве скaзaть, что aктер-исполнитель сaм для себя является инструментом. Именно в сценическом действии объединяются в одно композиционно нерaзрывное целое: мысль, чувство, вообрaжение и физическое поведение aктерa--исполнитель эстетического или художественного обрaзa.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ВОЛЕВОЙ - ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ АКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ. В сцен/действии нaиболее нaглядно проявляется единство физического и психического. В нем учaствует человек.
АКТЕР ОДНОВРЕМЕННО ТВОРЕЦ И ИНСТРУМЕНТ СВОЕГО ИСКУССТВА, А ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ИМ ДЕЙСТВИЯ СЛУЖАТ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА.
Теaтр - это тaкое искусство, в котором человеческaя жизнь отрaжaется в нaглядном, живом, конкретном человеческом действии. Сцен/Действие - основной мaтериaл из которого строится зрелище в теaтрaльном / театрализованном искусствaх.
В сaмом деле, что может быть конкретнее, нaгляднее и в то же время богaче по своему содержaнию, чем живое человеческое действие! В литерaтуре писaтель рaсскaзывaет о человеческих действиях, в живописи художник эти действия изобрaжaет в неподвижной, зaстывшей форме, a в теaтрaльном искусстве aктер тут же, нa сцене, реaльно их осуществляет.

(!) Не многие искусствa способны вызывaть тaкой подъем, тaкое воодушевление, объединять всех в одном стрaстном порыве, в одной мысли, в одном чувстве, кaк теaтральное - вышедшее из массовых зрелищ, так и театрализованное, со всей своей спецификой.
(!) Актер исполнитель понимание свои интересы + соотносит их с противоборством антигероев или предлагаемых обстоятельств + оценивает в своем психофизическом естестве все угрозы как драматургические противоборства + ищет приемлемый ответ на такие угрозы + затем пристраивается к таким угрозам в соответствии со своими интересами и особенностями сценического поведения характера своего персонажа, делая из него при этом - действующего в сценическом пространстве замысла - Героя.
(!) Создавать действие на сцене это значит строить его по законам событийного развития драматургии в трех этапах: начать борьбу с предлагаемыми обстоятельствами + развернуть конфликтную ситуация в борьбе с ними + подтолкнуть борьбу к разрешению конфликта и ее завершению в событии.
(!) Сценическое действие это процесс, который актеру-исполнителю и режиссеру нужно выстраивать и развивать постоянно через постановку упражнений тренинга + этюдных поисков и проб + сочинение и отработку на сцене отрывков и сцен из литературных текстов + создание сценических режиссерских замыслов на острые социальные темы бытийных, а не бытовых событий. Режиссер, который не создает в практике постановочного процесса огромного объема проб сценического действия, не сможет ставить серьезных режиссерских замыслов.

Читайте также: