Как сделать фритты на стекле

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Многие автомобилисты замечали широкие черные каемки с "точками" по краям автомобильных стекол. Еще этот замысловатый узор встречается в области крепления салонного зеркала.

На самом деле, этот узор исполняет гораздо больше функций, чем можно подумать. Зовутся такие "точки" фриттами. Это либо керамическая краска, либо еще встречается специальная стеклокерамика. Разумеется, их удалить со стекла никак не получится - они нанесены методом трафаретной печати, а затем обработаны в печи.

Они бывают не только круглыми. К примеру, в архитектуре тоже используется "фриттованное" стекло и эти самые точки там могут быть квадратными, прямоугольными и даже в виде линий. Все зависит от богатства фантазии.

Основной функцией этого "крашеного" канта является защита от ультрафиолетового излучения клея, на который сажается автомобильное стекло. Дело в том, что уретановый коей-герметик, удерживающий стекло на месте и предотвращающий попадание воды в салон, разрушается под воздействием ультрафиолета.

По теме

Фритты создают на стекле немного шероховатую поверхность, что позволяет лучше удерживать герметик. Если раньше для крепления стекол использовались резиновые прокладки и клей. До изобретения керамической краски для защиты этого клея от солнца использовали тонкие металлические пластины.

Также этот же клей на заводе при монтаже стекла наносится на него не идеально ровным и равномерным слоем. Черная окантовка призвана скрывать этот эстетический огрех.

Кроме того, фритты нужны и для защиты от яркого солнца пассажиров автомобиля. Без них, к примеру, при выезде из тоннеля яркое солнце ослепляло бы сильнее. Именно поэтому их наносят в области крепления салонного зеркала. Здесь фритты как бы дублируют функцию солнцезащитных козырьков.

Помимо этого, они скрывают и неприятный оптический дефект множества лобовых стекол, который наблюдается ближе к краям - они имеют свойство искажать изображение и отвлекать водителя.


Фритты на стекле. |Фото: zr.ru.

Как правило, увидеть фритты можно на канте автомобильного стекла (переднего и заднего). Также они в большом количестве встречаются в том месте, рядом с которым в машине устанавливается зеркало заднего вида. Загадочный узор нужен вовсе не для красоты. Фритты выполняют исключительно утилитарную функцию, без удовлетворения которой эксплуатация транспортного средства была бы не такой удобной. В большинстве случаев фритты выглядят как точки одинакового (иногда разного) размера. Некоторые люди ошибочно полагают, что это какая-то краска.

Выполняют несколько функций. |Фото: avtolife73.ru.

Могут быть очень разные. |Фото: antipriunil.ru.

Могут быть разные. |Фото: foto-interiors.com.

Интересно то, что некоторые автомобильные компании делают фритты особенной формы. Встречаются квадратные, прямоугольные, ромбовидные и даже фритты в виде полосок. Делается такое главным образом в рекламных целях. Чтобы марка автомобиля была еще более узнаваемой на фоне конкурентов.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 7 аксессуаров для автомобиля , которые в действительности не стоят потраченных средств.

Фритты перемалываются для получения так называемых цветных кристалликов или непрозрачных эмалей (блестящих, белых или цветных). Фритта используется также в неокрашенном и прозрачном виде как основной компонент для глазури. В мире стекла это один из исходных материалов для скульптурных работ, выполненных в технике стеклянной пасты.

Кристаллическая глазурь. Речь идет о стекловидном и прозрачном покрытии, которое плавится при низкой температуре. Может быть блестящей, непрозрачной или с кракелюрами.

Применяется для повышения декоративного эффекта уже нанесенного покрытия (нижнего слоя), а также для придания водонепроницаемости керамической поверхности. Для этого глазурь должна соответствовать глиняному тесту. Во время обжига в глиняной массе расширяются поры, которые заполняются стеклообразным веществом покрытия.

Оба материала сплавляются во время охлаждения. В случае, если глиняная основа восстанавливается быстрее, чем вещество покрытия, глазурь не сможет закрепиться на поверхности, что приведет к ее отделению. Если глазурь восстанавливается быстрее, образуются кракелюры. В состав кристаллической глазури входит свинец или борная щелочь.

Также на сайте:

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования — важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат.

Главное — правильно подобрать инструменты и оборудование, а также знать устройство печей для обжига и уметь в случае необходимости построить печь самому.

Глазури с марганцем

Марганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей.

О чем подумать, стоя в пробке? Да вот хотя бы задаться вопросом, глядя на лобовое стекло, зачем по его периметру нанесены эти черные точки? Просто украшение или важный элемент, имеющий определенные функции?

Фритты на стекле

У черных точек есть научное название – фритты. Фритты – это специальные точки, выполненные на стекле керамической краской и запеченные в печи. Благодаря этому слой фриттов становится очень плотным, шероховатым и не смываемым. К механическому воздействию фритты тоже устойчивы: так просто со стекла их не соскрести, да и не зачем этого делать, ведь у точек есть свои функции, кроме эстетической.

Три функции

1. Полоса фриттов обрамляет стекло для того, чтобы защищать уретановый герметик, которым вклеивают лобовое стекло авто. Под воздействием ультрафиолета герметик очень быстро начинает разрушаться, банально из-за того, что на солнце он теряет часть своих свойств. Чем это грозит, понятно: герметик перестает крепко держать стекло, может допускать попадание воды в салон во время дождя и т.д. если на миг представить, что герметики просто иссох и высыпался, то стекло, остается, по сути, не закрепленным и может выпасть на ближайшей кочке.

2. Кроме первой и основной функции, фритты благодаря своей шероховатой поверхности – держат герметик, чтобы он лучше удерживался на краю стекла.

3. Третья функция больше эстетическая: полоса фриттов скрывает от глаз водителя, пассажиров и прочих участников движения – следы клея, которые видны со всех сторон после вклейки лобового стекла.

История создания

Если вспомнить далеко прошлое, то лобовые стекла раньше держались уплотнителями. Резинки тоже имели свойство усыхать, портиться со временем, поэтому изжили себя в принципе. Современные стандарты предполагают именно вклейку стекла на герметик, поэтому стекла выпускают непременно с фриттами. Кроме прочего, полосы точек наносят на центр лобового стекла сверху, в районе крепления зеркала заднего вида. Такая широкая полоса фриттов защищает глаза водителя от ярких отблесков.


Понравилось? Поставьте класс! 👍 Подписывайтесь на канал , если любите автомобили!

Читайте также: