Как сделать флажолет на пианино

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

           ЭЛЕКТРОГИТАРА | АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА | БАС ГИТАРА                   ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | СТУДИЯ | БЛОГ 

Три способа взять флажолет


Но сначала несколько советов по настройке гитары.

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком - догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

Примерное количество витков на колке:

  • 1 струна - 4-5
  • 2 струна - 4
  • 3 струна - 2-3
  • 4 струна - 2
  • 5 струна - 2
  • 6 струна - 2

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат - испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.

Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное "взвизгивание" электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.

ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Пытаться самостоятельно воспроизводить звуки гитары, которые вы где-то услышали, может быть крайне затруднительно. Гитарный визг также называют искусственным флажолетом. Эта статья WikiHow как раз посвящена тому, как это сделать.

Изображение с названием Do a Pinch Harmonic (false Harmonic or Squeal) Step 1

Изображение с названием Do a Pinch Harmonic (false Harmonic or Squeal) Step 2

Зажмите любой лад любой струны, как при натуральном флажолете. В стандартной настройке проще всего это сделать на 12-м ладу любой струны.

Флажолет - мягкий воздушный звук, который можно извлечь только на струнном инструменте. Например, на гитаре. Овладение приемами извлечения флажолетов помогут каждому гитаристу значительно расширить свой исполнительский потенциал и украсить любую песню красивейшими обертонными звуками.

Расширяем гитарную технику - учимся играть флажолеты.

Возьмите гитару, найдите двенадцатый лад (этот лад обычно бывает помечен двумя белыми точками). Найти его можно, просто отсчитав от первого лада двенадцатый. Очень легко прикоснитесь к струне над металлической перегородкой лада, которая ближе к корпусу гитары. Только не надо зажимать пальцем струну, просто прикоснитесь к ней. Правой рукой дерните струну. И сразу же уберите левую руку. Звук, который вы услышите называется открытым флажолетом. Он выше основного тона (прижатой на двенадцатой ладу ноты) на октаву - это первый тип флажолетов. Попробуйте также взять флажолет на седьмом и пятом ладах. Вы заметите, что они будут звучать немного глуше, чем на на двенадцатом. Но их тоже можно использовать во время игры, как средство звуковой выразительности.

Осваивайте сложные флажолеты. Это сочетание аккомпанемента, который гитарист ведет правой рукой и одновременного с этим извлечения флажолетов. Эти приемы можно использовать в исполнении песен. Возьмите какую-либо хорошо освоенную вами песню и добавьте к ее звучанию несколько флажолетов. Разумеется нужно брать песню, подходящую по настроению к характеру звучания флажолетов. Поэтому возьмите сначала песню неторопливую.


Флажолет - это крайне важный технический элемент для любого музыканта. Как появился данный прием? На каких инструментах можно его исполнять и как научиться брать на гитаре все виды флажолетов? Какие способы для этого существуют? Давайте разберемся с этими вопросами и научимся данному приему!

Флажолет - что это в музыке?

Каждый музыкант с чего-то начинает и постепенно осваивает все новые и новые техники, которые повышают уровень его игры и качество исполнения.

Флажолет - это музыкальный прием, который выполняется на струнных инструментах. С помощью него можно получить мягкое и воздушное звучание. Такой прием позволит добавить новые краски в игру на музыкальных инструментах, звук при этом тембрально отличается от звука при полном нажатии на струну, а с точки зрения физики возникают разные колебания. Прием используется в различных музыкальных жанрах, особое внимание ему уделяется в тяжелом роке, где его исполняют на электрогитаре. Флажолеты - это излюбленный прием соло метал-гитаристов.

Особенности строения гитары

Инструмент, как оказалось, прекрасно подходит для исполнения этого технического элемента, поскольку позволяет усилить слабый звук флажолета, и часто используется вместе с эффектом "дисторшн". На струнно-смычковых инструментах тембр звука при исполнении флажолета напоминает свист, на щипковых - звон.

Флажолет на виолончели

Далее более подробно остановимся на различиях между видами флажолетов как в техническом исполнении, так и в звучании. Например, на духовых инструментах флажолеты соответствуют определенному способу игры, заключающемуся в передувании на нестандартные обертоны, что достигается сильным напряжением губ.

Из истории появления

Первым известным произведением, в котором применялась данная техника, является четвертый опус Lessonsharmonique французского музыканта Жана-Жозефа Мондонвиля.

Portrait of John-Joseph Cassanea de Mondonville

В нем встречаются только натуральные флажолеты. С тех пор техника исполнения их совершенствовалась, появлялись новые виды, много почерпнуть можно из произведений итальянского композитора Сальваторе Шиаррино. Позже появились мультифлажолеты и даже флажолетные аккорды, которые, несмотря на название, образуются и берутся на одной струне. А в XX веке было популярно использовать флажолеты в технике игры на фортепиано, их можно услышать во многих произведениях Джоржда Крама.

Виды флажолетов

Выделяют два основных вида флажолетов - это натуральные и искусственные. Натуральные соответствуют открытым струнам, а искусственные возникают на прижатых к ладу. Если разбираться в физике процесса появления флажолета, то различий в колебаниях в зависимости от вида флажолета нет, а вот в сложности их исполнения они есть. Легче научиться выполнять натуральные флажолеты.

Помимо данного подразделения можно также классифицировать флажолеты по способу извлечения. Здесь выделяют следующие виды:

  1. Пальцевой (им может являться как натуральный, так и искусственный флажолет).
  2. Медиаторный (берется при помощи медиатора)
  3. Полуфлажолет - получаются два звука на одной струне посредством слабого касания струны, от которого остается звучать как основной тон, так и флажолет.

Кроме того, можно выделить еще один вид - это сложные флажолеты. Они представляют собой искусственные флажолеты, дополненные аккомпанементом. При их исполнении правая рука оказывается задействованной как в игре самих флажолетов, так и музыкального сопровождения к ним.

Как играть флажолеты на гитаре?

Дернув открытую или плотно зажатую струну на инструменте, можно заметить появление колебаний. Такой звук представляет собой основной тон, а звук флажолета на гитаре - это обертон, остаточный призвук, который не входит в основной тон. Колебания при этом отличны от колебаний на открытой струне. Обертон всегда выше основного тона.

Струны на электрогитаре

Принцип флажолетов в том, что палец исполнителя, неплотно прижатый к струне, заглушает все обертоны кроме одного. Для этого важно прикоснуться пальцем именно в месте наименьшего колебания струны. Заметим, что таких мест может быть несколько.

Натуральные флажолеты на гитаре берутся при легком касании струны в местах деления, а искусственные - на плотно прижатой струне, при этом другой палец легко касается струны в интервале кварты или квинты от плотно прижатого первого пальца.

Техника натурального флажолета

Натуральные флажолеты на гитаре получится исполнить, если еле дотронуться подушечкой пальца на струне на двенадцатом, девятом, седьмом, пятом, четвертом, третьем ладах, а правой рукой при этом дернуть струну. Однако наиболее распространен этот вид флажолета на пятом, седьмом и двенадцатом ладах, поскольку именно они делят гитарную струну на равные части. Чтобы его извлечь, нужно пальцем левой руки коснуться над ладовой чертой между ладами (к примеру, пятым и шестым и далее по аналогии), при этом лад зажимать не нужно. Это сможет сделать без дополнительной подготовки любой начинающий гитарист, главное при этом не давить на струну, звук должен быть легким и мягким.

Обозначение флажолета в нотах

В нотах он записывается с помощью специального обозначения Fl (в советских изданиях - ФЛ), а головка ноты имеет форму ромба (для пальцевого способа) и треугольника (для медиаторного). Выглядит это так: Fl.VII (то есть здесь записан флажолет на седьмом ладу). В зарубежных изданиях используется обозначение harm (arm). Высота ноты при этом соответствует высоте звучания флажолета.

Техника искусственного флажолета

Технически данный прием осуществить сложнее, поскольку при игре натурального флажолета левая рука помогает правой, в нужный момент прекращая звучание касанием. Здесь это невозможно, поскольку она прижата к грифу. Для исполнения этого приема нужно указательным пальцем правой руки едва коснуться двенадцатого лада, а средним пальцем при этом дернуть струну, после чего нужно сразу же отпустить указательный палец и освободить струну. При исполнении нужно заглушить основной тон и слышать только обертон. В таком случае можно услышать искусственный флажолет.

artificial flageolet

Искусственные флажолеты также отображаются в нотах в форме ромба, при этом указано, на каком ладу необходимо исполнить флажолет. Особенно удобно исполнять данный прием на электрогитаре. Обозначается в табулатуре такой флажолет тремя нотами: нижняя показывает, где должна быть левая рука гитариста, также она определяет длительность звучания, средняя нота показывает, где должен прикоснуться к струне указательный палец правой руки (ромбовидная), а верхняя показывает собственно сам флажолет (ее мы слышим). В нотах написание сложных флажолетов аналогично написанию искусственных.

Медиаторный способ извлечения

Задача здесь похожая, как была и раньше. Нужно зажать лад на струне, затем дернуть ее и сразу дотронуться до нее, чтобы как бы заглушить звук. Это нужно делать либо указательным, либо большим пальцем, любой его частью. При таком способе важно не только знать и уметь исполнять технику искусственного флажолета, но и правильно держать медиатор, то есть должна быть правильная постановка рук. Как правило, именно этим способом исполняют флажолеты музыканты, играющие на электрогитаре.

Пальцевой способ извлечения

При игре перебором предыдущий метод не подойдет. Эта техника более сложная, здесь важно найти удобное положение пальцев и довести механизм выполнения флажолета до автоматизма.

Заключение

Прием флажолетов весьма непрост и, как любой музыкальный прием, требует много времени, внимания со стороны исполнителя и тренировок. Помимо гитары флажолеты активно применяют на струнно-смычковых элементах, где их можно брать также смычком, и звучание у них совсем другое. Если есть возможность, рекомендуется осваивать данный прием под руководством педагога по специальности, так процесс пойдет куда быстрее и продуктивнее.

Умение исполнять этот прием добавит всем музыкантам уверенности в себе, а применять его можно практически в любом стиле. Это позволит акцентировать внимание на своем исполнении в самых разных местах любой аранжировки.

Читайте также: